_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2017 ISSN 2410-6070_
ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
УДК1
Кузьмина Е. В.
студентка УлГТУ группы ПГСбд-21, 2 курс
г. Ульяновск, РФ [email protected]
РОЛЬ ИНТУИЦИИ В НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ Аннотация
В настоящее время пересматриваются некоторые философские проблемы, к числу которых относится интуиция. Возникают многочисленные споры о том, что же представляет собой этот познавательный процесс, присущий всем людям, но в разной степени. В своей работе я постаралась показать место интуиции в процессе научного познания, проанализировав научную литературу и используя свой опыт познавательной деятельности.
Ключевые слова
Интуиция, познание, сознание, мышление.
Роль интуиции в научном познании - широкая и интересная тема. С давних времен она до сих пор не потеряла своей актуальности и занимает умы ученых самых разных областей, от математиков до социологов.
Известные ученые и исследователи отмечали особенную роль интуиции в научном познании.
«Действительно ценный фактор - это интуиция», - писал Альберт Эйнштейн, а согласно Карлу Юнгу, интуиция - один из четырех параметров личности, [1, с. 110].
Поэтому изучение прикладной роли интуиции в науке в современном мире не теряет своей актуальности и важности.
Удивительно, но интуиция - один из составных элементов познания, это подтверждается наличием интуитивного компонента у представителей абсолютно разных профессий, сфер деятельности. Интуиция выступает как средство изобретения в сфере именно научного познания, она дает возможность мгновенно схватить сложную ситуацию или задачу и, опережая сознание и систематизированность мысли, найти правильное решение.
Интуиция представляет собой творческий процесс, силу прозрения, это полная противоположность обыкновенного логического мышления. Стоит отметить, что интуиция делится на два основных вида: чувственную и интеллектуальную.
К сфере чувственной интуиции можно отнести самые простейшие геометрические и арифметические понятия, однако, доверие к чувственной интуиции было подорвано математиками в тот момент, когда в познание начали внедряться теории, противоречащие чувственной интуиции.
На сегодняшний день в науке существует мнение, что решающая роль в научном познании принадлежит все же интеллектуальной интуиции.
Интеллектуальная интуиция в какой - то мере перекликается с логикой, причинно - следственными связями, позволяет с точки зрения рациональности решить любую задачу.
Основное отличие чувственной и интеллектуальной интуиции состоит в том, что чувственная интуиция опирается на ощущения, память, эмоции, в то время как интеллектуальная интуиция основывается на логическом мышлении и интеллекте.
К сфере научного познания, конечно, ближе интеллектуальная интуиция, позволяющая давать мгновенное решение практической или любой другой задачи. Она не противостоит сознательности и рациональности в процессе решения научных задач, это скорее бессознательная форма психологического состояния, особенное озарение, фоном которого является творческое вдохновение.
В конце ХХ и начале XXI века изучению роли интуиции в научном познании стало уделяться все
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2017 ISSN 2410-6070_
большее внимание. Это обусловлено успехом ряда известных предпринимателей на мировом уровне, таких как, например, Билл Гейтс и Марсель Бик.
В своем труде «Динамичная экономика» профессор Гарвардского университета Бартон Клейн писал: «Если предприниматель хочет привлечь на свою сторону цифры, он должен положиться на интуицию в разработке новых гипотез. Богатство предпринимателя в догадках. Но если его догадки неясны, предприниматель должен довериться своей интуиции», [3, с.3].
Эта формулировка в полной мере отражает понятие роли интуиции в научном познании в современном мире. Интуиция рассматривается как ключ к победе, успеху, мировому признанию и сенсационным открытиям. Однако, стоит отметить, что современные ученые все больше склоняются к тому, что интуиция - не врожденное, а скорее приобретенное качество личности. То есть, можно предположить, что интуитивные способности следует находить и активно развивать, безусловно, опытным путем.
Интуицию в научном познании всегда сопровождают поиск, абстрактное представление, креативное мышление и широкомасштабные инновации. Интуиция в данном случае - уверенность в необходимости взглянуть на вещи под другим углом, это не раз было доказано на примере открытий в сфере математики, физики и ряда других прикладных наук.
Поэтому можно сказать, что ХХ век в процессе научно - технической революции поднял и превознес понятие «интуиция» от философского представления в сферу научных исследований. Можно предположить, что XXI век станет веком внедрения интуиции в науку и веком практического обучения навыкам интуиции во всех сферах жизнедеятельности человека, а в особенности, науки.
Исследование механизмов интуиции сегодня идет достаточно активно. Конечно, интуиция имеет более бессознательный характер, но в то же время поддается описанию благодаря свидетельствам ученых и данным истории развития научного познания.
Интуитивные озарения в науке дали невероятные результаты, вложенные в развитие мировой цивилизации, отмечу, к примеру, таких ученых, как А. Эйнштейн, Д. Менделеев, А. Пуанкере. И этот список можно продолжать.
С помощью интуиции и моментов интуитивного озарения ученых появилось много новых открытий, и тем самым, был обеспечен рост мирового научного познания, поэтому с полной уверенностью можно сказать, что роль интуиции в научном познании очень велика, интуиция науке просто необходима. Следовательно, интуиция - это особенная способность к творчеству, обеспечивающая появление нового научного познания.
Интуиция, по Платону, есть «познание одним движением мысли», [2, с.137].
Сегодня же это определение более обширно, и подразумевает под собой скорее умение ощущать уже имеющиеся в науке логические цепочки и не задумываясь, находить ответ на любой вопрос. Прямое усмотрение истины в процессе научного познания значительно повышает значимость интуиции в этом процессе.
Научная интуиция имеет ряд своих отличительных особенностей, таких как:
- невозможность получения данного результата посредством опыта и логики;
- уверенность в полной истинности результата;
- очевидность результата;
- полная бессознательность механизмов творческого акт, [4, с. 1418].
То есть все те открытия, что совершаются в научной среде интуитивно, должны быть просты, непосредственны, неосознанны, легки, но и в то же время логичны сами по себе.
Интуиция в научном познании доказывает, что бессознательная научная работа возможна, это часть особенного механизма мышления, интуиция несет в себе новизну открытий, которые иногда не поддаются логическому описанию и достижению, но являются абсолютно истинными и верными.
Поэтому можно сказать, что роль интуиции в научном познании действительно велика, в связи с тем, что представляет собой сочетание взаимодействия чувственного и рационального познания, интуитивное знание - важная часть истории человеческого познания.
Кроме того, именно в научном познании интуиция представляет собой не только результат
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2017 ISSN 2410-6070_
деятельности, но и сам процесс, интуиция выходит за рамки обычного рационального познания, оказывая неоценимую помощь в совершении научного открытия, можно сказать, что интуиция - это своеобразное направление удачного пути познания.
Список использованной литературы:
1.Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Интуиция как самодостраивание // Вопросы философии. Москва «Наука», 1994. - №2. С. 166.
2.Литвинова А.Л. Роль интуиции в научном познании // Философия о предмете и субъекте научного познания. / Под ред. Э.Ф. Караваева, Д.Н. Разееева Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. C.135-150.
3.Симонов П.В. Мозг и творчество // Вопросы философии. 1992. - №11. С. 3-24.
4.Фаритов В.Т. Научное творчество как трансгрессивный феномен / В.Т. Фаритов // Философия и культура. - 2014. - № 10. - С. 1416-1422.
© Кузьмина Е.В., 2017
УДК 130.31
Хамидулин А.М. магистр НГПУ им. К. Минина г. Н. Новгород, РФ e-mail: [email protected]
НЕКОТОРЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ФЕНОМЕНА МИСТИЧЕСКОГО В ЕВРОПЕЙСКОЙ
ФИЛОСОФИИ XX ВЕКА
Аннотация
В статье анализируется тема мистики в философских системах некоторых представителей философии XX века. Отмечаются авторские подходы к этой оригинальной метафизической сфере, в связи с чем фиксируется как общие, так и отличительные особенности воззрений каждого мыслителя.
Ключевые слова
Философия, мистика, мистицизм, Витгенштейн, Хайдеггер, Слотердайк, Батай
Начать анализ вариантов подходов и интерпретации феномена мистического следует с позиции по этому вопросу известного логика и философа Л. Витгенштейна. Затрагивая в «Логико-философском трактате» (ЛФТ) [3] проблему языка и в целом смысла «выразимости» чего бы то ни было Витгинштейн уделяет понятию «мистическое» ключевое место. Приведем выдержки из ЛФТ в которых мыслитель затрагивает вопрос о мистическом: «Мистическое не то, как мир есть, но то, что он есть (6.44); Созерцание мира sub specie aeterni есть его созерцание как ограниченного целого. Чувствование мира как ограниченного целого есть мистическое (6.45); Есть, конечно, нечто невыразимое. Оно показывает себя; это - мистическое» (6.522).
К выводам о существовании некого мистического (Абсолюта?) или невыразимо-апофатического в мире и языке, находящегося за пределами возможного выражения и придающего всему истину и смысл, мыслитель пришел не благодаря визионерским видениям, а с необходимостью логика. При этом, поскольку мы находимся в границах языка и мира, мы не можем обозреть мир во всей его целостности, как мы не можем видеть глаз, который видит окружающий мир. Выход же за пределы языка означает выход за границы мира и связан с качественно новым неязыковым уровнем понимания. Здесь мы сталкиваемся с так называемой второй ненаписанной, но вместе с тем самой важной частью ЛФТ, на которую указывает последняя в нем сентенция: «О чем невозможно говорить, о том следует молчать» (7). Исходя из этих утверждений, можно считать, что проблема мистического не является у Витгинштейна лишь некой метафорой для границ языка,