Научная статья на тему 'РОЛЬ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РЕГЛАМЕНТАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫХ ИНДИКАТОРОВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ СЕТЕВОГО ОБЩЕСТВА В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ'

РОЛЬ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РЕГЛАМЕНТАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫХ ИНДИКАТОРОВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ СЕТЕВОГО ОБЩЕСТВА В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
31
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ГОСУДАРСТВО / СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ИНДИКАТОРЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ахмедов Руслан Маратович

Обозначены некоторые проблемы реализации государственных программ в сфере формирования «информационного общества» в Российской Федерации без привлечения институтов гражданского общества. Отмечены некоторые социально-правовые индикаторы регламентации деятельности сетевых формаций, которые корреспондируются с направлениями деятельности институтов гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF CIVIL SOCIETY INSTITUTIONS IN THE REGULATION OF SOCIO-LEGAL INDICATORS OF THE SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT OF THE NETWORK SOCIETY IN THE VIRTUAL SPACE

Some problems of implementing state programs in the field of the formation of an «information society» in the Russian Federation without involving civil society institutions are being identified. Some socio-legal indicators of the regulation of the activities of network formations, which correspond to the activities of civil society institutions, are being noted.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РЕГЛАМЕНТАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫХ ИНДИКАТОРОВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ СЕТЕВОГО ОБЩЕСТВА В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

JURISPRUDENCE

Научная статья УДК 340.149

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-1-11-13

2015-0066-1/23-588 MOSURED: 77/27-011-2023-01-787

Роль институтов гражданского общества в регламентации социально-правовых индикаторов духовно-нравственного развития сетевого общества в виртуальном пространстве

Руслан Маратович Ахмедов

Московский финансово-промышленный университет «Синергия», Москва, Россия, ahmedov@list.ru

Аннотация. Обозначены некоторые проблемы реализации государственных программ в сфере формирования «информационного общества» в Российской Федерации без привлечения институтов гражданского общества. Отмечены некоторые социально-правовые индикаторы регламентации деятельности сетевых формаций, которые корреспондируются с направлениями деятельности институтов гражданского общества.

Ключевые слова: гражданское общество, цифровые технологии, виртуальная реальность, государство, социально-правовые индикаторы

Для цитирования: Ахмедов Р. М. Роль институтов гражданского общества в регламентации социально-правовых индикаторов духовно-нравственного развития сетевого общества в виртуальном пространстве // Вестник экономической безопасности. 2023. № 1. С. 11-13. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-1-11-13.

Original article

The role of civil society institutions in the regulation of socio-legal indicators of the spiritual and morafdevelopment of the network society in the virtual space

Ruslan M. Akhmedov

Moscow Financial and Industrial University «Synergy», Moscow, Russia, ahmedov@list.ru

Abstract. Some problems of implementing state programs in the field of the formation of an «information society» in the Russian Federation without involving civil society institutions are being identified. Some socio-legal indicators of the regulation of the activities of network formations, which correspond to the activities of civil society institutions, are being noted. Keywords: civil society, digital technologies, virtual reality, state, socio-legal indicators

For citation: Akhmedov R. M. The role of civil society institutions in the regulation of socio-legal indicators of the spiritual and moral development of the network society in the virtual space. Bulletin of economic security. 2023;(1):11—3. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-1-11-13.

В Российской Федерации с начала XXI века на государственном уровне проводится перестраивание систем государственного управления с использованием инновационных достижений в сфере высоких технологий для возможности обеспечения взаимодействия государство-гражданин и реализации деятельности органов государственной власти в электронной среде. Принят ряд нормативно-правовых актов, определяющих поэтапный перевод государственного инструментария в виртуальную реальность и формирования основ жизнедеятельности информационного общества.

В виде качественных характеристик формирования информационного общества в деятельности ведомственных органов государственной власти и органов самоуправления в виртуальной среде определены инди-

© Ахмедов Р. М., 2023

каторы, которые формализованы в государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» (далее - Программа), а также в Постановлении Правительства РФ от 31 марта 2021 г. № 504-19 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Информационное общество» [1].

Представленные в Программе индикаторы представляют собой социально ориентированные целепола-гания в достижении ожидаемых положительных результатов от реализации рассматриваемой государственной Программы. Поэтому индикаторы являются ключевыми при моделировании государственного устройства, развития и регламентации общественных отношений с учетом применения инновационных цифровых технологий,

№ 1 I 2023

Bulletin of economic security

11

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

что должно способствовать успешной интеграции Российской Федерации в киберпространство.

Характерными особенностями заявленных в Программе индикаторов является то, что они учитывают, прежде всего, национальные особенности государственного устройства и перспективные пути развития институтов гражданского общества. Отметим выборочно основные, по нашему мнению, важные социально-правовые индикаторы из представленных в Программе, которые содержат нормативно-ценностные ориентиры духовно-нравственного развития российского общества:

1) доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме (отв. Министерство связи и массовых коммуникаций РФ);

2) снижение доли населения, не использующего информационно-телекоммуникационную сеть Интернет по соображениям безопасности, в общей численности населения (отв. Министерство связи и массовых коммуникаций РФ);

3) удельный вес домашних хозяйств, имеющих доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет с домашнего компьютера, в общем количестве домашних хозяйств (отв. Министерство связи и массовых коммуникаций РФ);

4) доля детских, юношеских и образовательных программ в общем объеме вещания общероссийских обязательных общедоступных телеканалов (отв. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям);

5) снижение доли жалоб субъектов персональных данных, по результатам рассмотрения которых подтвердились факты нарушения законодательства Российской Федерации в области персональных данных (отв. Министерство связи и массовых коммуникации РФ);

6) число преподавателей высшего и среднего профессионального образования, прошедших повышение квалификации по новым программам для ГГ-специальностей в различных предметных отраслях, соответствующих стандарту «Цифровая школа» (отв. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникации РФ);

7) доля поддержанных социально значимых проектов в области электронных средств массовой информации, в том числе сайтов, имеющих социальное или образовательное значение, в общем количестве социально значимых проектов в области электронных средств массовой информации, в том числе сайтов, имеющих социальное или образовательное значение (отв. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникации РФ).

Отмеченные социально-правовые индикаторы должны:

а) способствовать:

- повышению качества жизни граждан на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий;

- противодействию распространению идеологии терроризма, экстремизма, пропаганды насилия;

- самозанятости и дистанционной работе с помощью информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

- повышению качества жизни и работы граждан;

- увеличению в национальном информационном пространстве доли информации, ориентированной на здоровый образ жизни, социально ответственное поведение, заинтересованность в образовании и профессиональном росте, традиционные культурные, нравственные и семейные ценности, отвечающие приоритетам развития социальной политики государства;

- созданию условий для развития стартапов, разрабатывающих решения в сфере информационных технологий;

- осуществлению большинства юридически значимых действий в электронном виде;

б) обеспечить:

- права и основные свободы человека, в том числе на информацию;

- предоставление гражданам и организациям услуг с использованием современных информационных и телекоммуникации;

- развитие социальной самоорганизации и социального партнерства власти, бизнеса и общественности;

- неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, безопасность информации ограниченного доступа;

- доступность для всего населения Российской Федерации актуальной информации о событиях в стране и мире;

- существенное увеличение в национальном информационном пространстве доли информации, ориентированной на здоровый образ жизни, социально ответственное поведение, заинтересованность в образовании и профессиональном росте, традиционных культурных, нравственных и семейных ценностях;

- информационную безопасность на основе отечественных разработок при передаче, обработке, хранении данных, гарантирующей защиту интересов личности, бизнеса и государства;

- доступность для населения обучения по программам дополнительного образования для получения новых и востребованных на рынке труда цифровых компетенций;

- возможность получения правовой охраны и управления правами на результаты интеллектуальной деятельности в цифровой среде (создание цифровых платформ);

- высокого качества предоставления государственных и муниципальных услуг (реализации функций), иных услуг (сервисов) и сведений в электронном виде;

в) сформировать:

- основы становления информационного общества;

- развитые сервисы на основе информационных технологий в сферах культуры, образования и здравоохранения;

- равный доступ граждан к медиасреде;

г) предупредить:

- угрозы, возникающие в информационном обществе;

- «цифровое неравенство»;

- изолированность отдельных граждан и социальных групп.

12

Вестник экономической безопасности

№ 1 / 2023

JURISPRUDENCE

Таким образом, исходя из вышеперечисленных характеристик обозначенных социально-правовых индикаторов, мер их реализации, можно предположить, что в целом на государственном уровне проблема формирования качественного информационного общества в Российской Федерации структурно обозначена. Ведомства, органы местного самоуправления принимают участие в исполнении государственно значимых задач по переводу своего инструментария в виртуальную среду для реализации поставленных перед ними задач. Создаются условия для равного, открытого доступа населения страны к информационным ресурсам, сервисам, цифровым платформам, которые соответствуют требованиям национального законодательства и духовно-нравственным ценностям по принципу: в любом месте, в любое время и на любом устройстве, при этом не нарушая сложившиеся в обществе правоотношения, традиции и ценности.

Однако в рассматриваемой государственной программе не отмечена роль и важность институтов гражданского общества в достижении отмеченных социально-правовых индикаторов. По нашему мнению, игнорирование значения институтов гражданского общества в реализации подобных масштабных государственных программ как «Информационное общество», оставляет без внимания множество не обозначенных, но имеющих место деструктивных проявлений в цифровых сообществах. Это касается как от направлении поп культуры вплоть до религиозных взглядов (КиберБог), которые наиболее востребованы в молодежной субкультуре в силу того, что подрастающее поколение быстрее и с интересом осваивает новые инновационные технологий, ресурсы, стремится оказаться вне поля объективного контроля и воздействия со стороны надзорных органов.

Поэтому, как нам предполагается, роль и значение институтов гражданского общества в качестве участников в реализации подобных государственных программ не до оценено. Ведь благодаря их деятельности возможно оперативно корректировать текущие государственные мероприятия с учетом опыта сложившейся практики, обращать внимание ответственных исполнителей программы на имеющиеся коллизий в практическом воплощений ранее принятых решений, предлагать максимально эффективно разрешить проблемные ситуации, при этом, стремясь сохранить гражданский мир и спокойствие в многонациональном составе страны.

Примером тому, деятельность Общественной палаты Российской Федерации, которая имеет свои многочисленные структуры на уровне регионов страны, муниципалитетов, действующих на принципах гражданской сознательности, объективности, справедливости.

Следовательно, привлечение институтов гражданского общества в качестве соисполнителей государственных программ, позволит повысить эффективность реализации общенациональных масштабных мероприятий, цель которых - сохранить и развить национальные традиции, ценности в трансформирующейся социально-правовой среде современных общественных отношений, где превалируют интересы цифрового потребителя. Применение цифрового краудсорсинга во взаимодействии с институтами гражданского общества предоставит массовый доступ гражданам к проектам государственных актов для обсуждения, электронного взаимодействия государства, сетевым политическим партиям с электоратом. Это позволит сохранить гражданский мир и спокойствие в обществе, несмотря на то, что виртуальная реальность представлена в качестве децентрализованной мета вселенной без воздействия национальных регуляторов.

Список источников

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2021 г. № 504-19 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Информационное общество» // http://government ru/docs/all/133835/ (дата обращения: 10.04.2022).

References

1. Resolution of the Government of the Russian Federation of 31.03.2021 № 504-19 «On Amendments to the State Program of the Russian Federation «Information Society» // http://government.ru/docs/all/133835/ (accessed: 10.04.2022).

Библиографический список

1. Ахмедов Р. М. Digital religion и традиционные религиозные ценности. Особенности соотношения (по материалам электронных ресурсов) : монография / Р. М. Ахмедов. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2021. 167 с.

Bibliographic list

1. Akhmedov R. M. Digital religion and traditional religious values. Features of the ratio (based on the materials of electronic resources) : monograph / R. M. Akhmedov. M. : UNITY-DANA, 2021. 167 p.

Информация об авторе

Р. М. Ахмедов - заведующий кафедрой правового регулирования бизнеса и прикладной юриспруденции Московского финансово-промышленного университета «Синергия», кандидат юридических наук, доцент.

Information about the author R. M. Akhmedov - Head of the Department of Legal Regulation of Business and Applied Jurisprudence of the Moscow Financial and Industrial University «Synergy», Candidate of Legal Sciences, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 07.11.2022; одобрена после рецензирования 11.01.2023; принята к публикации 06.02.2023.

The article was submitted 07.11.2022; approved after reviewing 11.01.2023; accepted for publication 06.02.2023.

№ 1 / 2023

Bulletin of economic security

13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.