Научная статья на тему 'ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ: ПОНЯТИЕ, ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ'

ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ: ПОНЯТИЕ, ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
200
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНСТИТУТЫ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / КОНТРОЛЬ / МИГРАЦИЯ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРАВОВАЯ ОСНОВА / ОРГАНЫ / ГРАЖДАНЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Прудников Анатолий Семенович

Раскрыто понятие гражданского общества как источника информации о состоянии общества, его интересах, настроениях, отношении к публичной власти, правовое регулирование данного института, и показана его роль в осуществлении общественного контроля за исполнением миграционного законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Прудников Анатолий Семенович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIVIL SOCIETY INSTITUTIONS AND PUBLIC CONTROL: THE CONCEPT, LEGAL REGULATION

This article reveals the concept of civil society as a source of information about the state of society, its interests, attitudes, attitude to public authorities, the legal regulation of this institution and shows its role in the implementation of public control over the implementation of migration legislation.

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ: ПОНЯТИЕ, ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ»

УДК 34 ББК 67

DOI 10.24412/2414-3995-2021-3-50-53 © Прудников А.С., 2021

Научная специальность 12.00.02 - конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ: ПОНЯТИЕ, ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Анатолий Семенович Прудников,

профессор кафедры конституционного и муниципального права, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: prudi1@rambler.ru

Аннотация. Раскрыто понятие гражданского общества как источника информации о состоянии общества, его интересах, настроениях, отношении к публичной власти, правовое регулирование данного института, и показана его роль в осуществлении общественного контроля за исполнением миграционного законодательства.

Ключевые слова: институты, гражданское общество, контроль, миграция, законодательство, регулирование, правовая основа, органы, граждане.

CIVIL SOCIETY INSTITUTIONS AND PUBLIC CONTROL: THE CONCEPT, LEGAL REGULATION

Anatoliy S. Prudnikov,

Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law, Doctor of Legal Sciences, Professor, Honored Lawyer of the Russian Federation Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. This article reveals the concept of civil society as a source of information about the state of society, its interests, attitudes, attitude to public authorities, the legal regulation of this institution and shows its role in the implementation of public control over the implementation of migration legislation.

Keywords: institutions, civil society, control, migration, legislation, regulation, legal framework, bodies, citizens.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Прудников А.С. Институты гражданского общества и общественный контроль: понятие, правовое регулирование. Вестник экономической безопасности. 2021;(3):50-3.

Изучение деятельности институтов гражданского общества показало, что они являются основными субъектами (непосредственно или опосредованно), осуществляющими общественный контроль за исполнением миграционного законодательства.

Так, в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21 июня 2014 г. № 212-ФЗ (в ред. от 27.12.2018) «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» [2] субъектами общественного контроля являются: Общественная палата Российской Федерации, общественные палаты субъектов Российской Федерации; общественные палаты (советы) муниципальных образований; общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации.

Осуществление общественного контроля данными организационными структурами регулируется помимо Федерального закона № 212-ФЗ иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 2 «Цели и задачи Общественной палаты» Федерального закона от 4 апреля 2005 г. (ред. от 5 декабря 2017 г.) № 32-Ф3 «Об Общественной палате Российской Федерации» [2] Общественная палата призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений, иных некоммерческих организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан Российской

Федерации, конституционного строя Российской Федерации и демократических принципов развития гражданского общества в Российской Федерации, в том числе, путем осуществления общественного контроля (контроля) за деятельностью Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также за соблюдением свободы слова в средствах массовой информации».

В соответствии с пунктом 5 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 2011 г. № 668 к основным задачам Общественного совета при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и общественных советов при территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации относится осуществление общественного контроля за деятельностью органов внутренних дел Российской Федерации.

Согласно статье 9 «Общественное доверие и поддержка граждан» Федерального закона от 7 февраля 2011 г. (ред. от 29.12.2020 г.) № З-ФЗ «О полиции» [1]:

«5. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел проводит постоянный мониторинг общественного мнения о деятельности полиции, а также мониторинг взаимодействия полиции с институтами гражданского общества. Результаты указанного мониторинга регулярно доводятся до сведения государственных и муниципальных органов, граждан через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет».

6. Общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

7. При федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел и территориальных органах образуются общественные советы, которые призваны обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, правозащитных, рели-

гиозных и иных организаций, в том числе профессиональных объединений предпринимателей, для решения наиболее важных вопросов деятельности полиции путем:

1) привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности;

2) участия в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив общественных объединений и граждан по наиболее актуальным вопросам деятельности полиции;

3) проведения общественной экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам деятельности полиции;

4) обсуждения вопросов, касающихся деятельности полиции, в средствах массовой информации;

5) осуществления общественного контроля за деятельностью полиции».

Статьей 50 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» определено, что [1]:

«1. Граждане Российской Федерации, общественные объединения осуществляют общественный контроль за деятельностью полиции в соответствии с федеральным законом.

2. Общественная палата Российской Федерации осуществляет контроль за деятельностью полиции в соответствии с Федеральным законом от 4 апреля 2005 года № 32-Ф3 «Об Общественной палате Российской Федерации» [2].

3. Общественные наблюдательные комиссии и члены этих комиссий осуществляют контроль за обеспечением прав граждан в местах принудительного содержания, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, в соответствии с Федеральным законом от 10 июня 2008 года № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания».

4. Общественные советы, образуемые при федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел, при территориальных органах, осуществляют контроль за деятельностью полиции в соответствии с положениями об этих советах.».

№ 3 /2021

Вестник экономической безопасности

51

В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона № 212-ФЗ для осуществления общественного контроля в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, могут создаваться: общественные наблюдательные комиссии; общественные инспекции; группы общественного контроля, а также иные организационные структуры общественного контроля.

Если обратиться к нормативным правовым актам, регулирующих деятельность Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям, Экспертно-консульта-тивного совета по вопросам миграции при ГУВМ МВД России, то следует отметить, что хотя в данных актах непосредственно не указывается, что эти органы наделены функциями (полномочиями) по осуществлению общественного контроля, но в них содержатся задачи по содействию разработке механизмов общественного контроля.

Так, например, в соответствии пунктом 4 Положения о Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека одной из основных задач указанного совета является: «и) содействие разработке механизмов общественного контроля в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, подготовка соответствующих предложений Президенту Российской Федерации». Аналогичные направления деятельности, как показывает изучение практики, осуществляют также Совет при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям, Экспертно-консультативный совет по вопросам миграции при ГУВМ МВД России.

В заключении отметим, что, во-первых, под институтами гражданского общества понимаются образуемые его индивидами и не зависимые от государства социальные общности (или частично формируемые государством), деятельность которых порождает правоотношения, направленные на реализацию и защиту ими своих прав и свобод, а также способных влиять на публичную власть.

Во-вторых, гражданское общество является для государства источником информации о состоянии общества, его интересах, настроениях, отношении к публичной власти [4].

В-третьих, под образованиями, которые частично формируются государством, но по своей правовой природе участвуют в жизни гражданского общества и содействуют формированию институтов гражданского общества [5], следует понимать образуемые органами публичной власти путем принятия соответствующих нормативных правовых актов об их создании (как правило, федеральных законов и указов Президента Российской Федерации) органы (советы, комиссии, комитеты и т.д.), призванные содействовать реализации, охране и защите прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации путем прямого диалога с создавшим их органом публичной власти, которые обладают следующими признаками:

- состав данных образований формируется, как правило, не по профессиональному признаку, а с учетом общественного статуса и морально-нравственного авторитета его членов в обществе;

- обсуждение и принятие конкретного решения членами данных образований базируется на их профессиональных знаниях и/или рекомендациях государственному органу, при котором они созданы, и/или на их жизненном опыте и практических навыках, а также на обобщениях общественного мнения;

- принимаемые данными образованиями решения носят рекомендательный характер для органа публичной власти, при котором они созданы;

- свою деятельность данные органы осуществляют в строго очерченном органом публичной власти, при котором они созданы, пространстве (структура, численный состав, перечень полномочий, конкретные права и обязанности, ответственность) и в рамках действующего российского законодательства;

- участвуют в осуществлении общественного контроля за исполнением миграционного законодательства как непосредственно, так и опосредованно.

Литература

1. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. (ред. от 29.12.2020 г.) № 3-ФЗ «О полиции».

2. Федеральный закон от 21 июня 2014 г. № 212-ФЗ (в ред. от 27.12.2018) «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

3. Совершенствование законодательства в сфере миграции: конституционно-правовой анализ и практика реализации: монография. А.С. Прудников, Т.А. Прудникова, В.Ю. Федорович, Л.Л. Тузов и др. под общ. ред. А.С. Прудникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2018. 95 с.

4. Грудцына Л.Ю. Государство. Гражданское общество. М., 2014. 371 с.

5. Государственно-правовые основы миграции населения в Российской Федерации: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 021100 «Юриспруденция» / А.С. Прудников [и др.]. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020.

6. Деятельность подразделений органов внутренних дел по вопросам миграции. Правовые и организационные аспекты: учебное пособие; А.С. Прудников, Т.А. Прудникова, С.О. Харламов и др. под общ. ред. А.С. Прудникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2018. 215 с.

7. Конституционное право России: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / под науч. ред. В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева; под общ. ред. А.С. Прудникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020 г. 583 с.

Государственно-правовые основы миграции и миграционных процессов. 2-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. Под ред. А.С. Прудникова. 535 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.

Учебное пособие подготовлено с учетом новых теоретических и научно-практических подходов к изучению миграции и ее правового регулирования, обеспечивающих положительную динамику развития миграционных процессов. В частности, в нем нашли отражение такие понятия, как «миграция и миграционная система», «международные стандарты в области регулирования миграции населения», «порядок приобретения гражданства», «правовые основы предоставления статуса беженца и временного убежища».

Дается общая характеристика деятельности государственных органов, участвующих в реализации национальной миграционной политики.

Для студентов, курсантов, слушателей образовательных учреждений МВД России, преподавателей юридических вузов, а также практических сотрудников подразделений органов внутренних дел по вопросам миграции.

№ 3/2021

Вестник экономической безопасности

53

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.