Научная статья на тему 'ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ РОЛЬ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ МИГРАЦИИ'

ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ РОЛЬ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ МИГРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
103
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Общественная палата / контроль / миграция / отношения / органы государственной власти / проверка / мониторинг / законодательство / исполнение / Public chamber / control / migration / relations / public authorities / verification / monitoring / legislation / enforcement

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Татьяна Анатольевна Прудникова

Данная статья раскрывает роль Общественной палаты в осуществлении общественного контроля, анализе и оценке деятельности органов власти, других органов и организаций по соблюдению требований законодательства в сфере миграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PUBLIC CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION AND ITS ROLE IN THE IMPLEMENTATION OF PUBLIC CONTROL IN THE FIELD OF MIGRATION

This article reveals the role of the Public chamber in the implementation of public control, analysis and evaluation of the activities of authorities, other bodies and organizations to comply with the requirements of legislation in the field of migration.

Текст научной работы на тему «ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ РОЛЬ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ МИГРАЦИИ»

УДК 34 ББК 67

DOI 10.24411/2414-3995-2020-10192 © Т.А. Прудникова, 2020

Научная специальность 12.00.14 - административное право; административный процесс

ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ РОЛЬ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ МИГРАЦИИ

Татьяна Анатольевна Прудникова,

профессор кафедры административного права, доктор юридических наук

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: prudi1@rambler.ru

Аннотация. Данная статья раскрывает роль Общественной палаты в осуществлении общественного контроля, анализе и оценке деятельности органов власти, других органов и организаций по соблюдению требований законодательства в сфере миграции.

Ключевые слова: Общественная палата, контроль, миграция, отношения, органы государственной власти, проверка, мониторинг, законодательство, исполнение.

THE PUBLIC CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION AND ITS ROLE IN THE IMPLEMENTATION OF PUBLIC CONTROL IN THE FIELD OF MIGRATION

Tat'yana A. Prudnikova,

Professor of the Department of Administrative Law, Doctor of Legal Sciences

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. This article reveals the role of the Public chamber in the implementation of public control, analysis and evaluation of the activities of authorities, other bodies and organizations to comply with the requirements of legislation in the field of migration.

Keywords: Public chamber, control, migration, relations, public authorities, verification, monitoring, legislation, enforcement.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Прудникова Т.А. Общественная палата Российской Федерации и ее роль в осуществлении общественного контроля в сфере миграции. Вестник экономической безопасности. 2020;(3):235-8.

С учетом социальной значимости и сложности сферы миграционных отношений, общественный контроль за деятельностью органов государственной и муниципальной власти, других органов и организаций по реализации законодательства Российской Федерации в сфере миграции является объективно востребованным и необходимым в современном российском обществе, а его результаты имеют существенные социальные последствия, создают определенные социальные гарантии как для мигрантов, так и коренного населения Российской Федерации.

Основная цель общественного контроля за исполнением законодательства в сфере миграции в современных условиях заключается в анализе и оценке деятельности органов власти, других органов и организаций по выполнению его требований

по соблюдению прав и свобод мигрантов, их законных интересов, без ущерба для прав, свобод и интересов коренного населения России, оказание содействия органам государственной и муниципальной власти по совершенствованию их взаимодействия с мигрантами в установленном правовом поле, регулирования сферы миграционных отношений.

Общественный контроль за исполнением миграционного законодательства Российской Федерации направлен также на выяснение общественного мнения об эффективности и качестве миграционного законодательства и его выполнения, на повышение доверия мигрантов и граждан Российской Федерации к деятельности органов российской власти, формирование условий для социальной адаптации мигрантов [5].

В осуществлении общественного контроля за исполнением миграционного законодательства Российской Федерации участвуют различные по степени формализованности, социальной значимости и публичности практических действий институты гражданского контроля, функционирующие в современной России.

Одним из основных институтов гражданского общества за исполнением законодательства в сфере миграции является Общественная палата Российской Федерации, общественные палаты субъектов Российской Федерации [1] (далее - Общественная палата).

Общественная палата при осуществлении общественного контроля за исполнением законодательства в сфере миграции вправе осуществлять его во всех формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, выступать инициатором и организатором мероприятий, проводимых при осуществлении общественного контроля, и участвовать в проводимых мероприятиях.

Следует отметить, что данный субъект может запрашивать у органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия в области исполнения законодательства, в сфере миграции необходимую для осуществления общественного контроля информацию, за исключением информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, сведения о персональных данных, и информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.

При выявлении фактов при исполнении органами власти законодательства в сфере миграции нарушения прав и свобод и законных интересов мигрантов и граждан Российской Федерации, прав и законных интересов, создаваемых ими общественных объединений представителям института предоставляется право направлять в соответствии с федеральным законодательством материалы, полученные в ходе осуществления общественного контроля, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Россий-

ской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченным по правам человека, по правам ребенка, по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации и в органы прокуратуры, а также обращаться в суды для защиты прав и свобод, законных интересов мигрантов и создаваемых ими общественных объединений, нарушенных органами власти при исполнении миграционного законодательства.

Важно подчеркнуть, что при осуществлении общественного контроля представители института обязаны не создавать препятствий законной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия по исполнению миграционного законодательства.

Взаимодействие институтов гражданского общества при осуществлении общественного контроля строится на основе принципов открытости, прозрачности, равноправия и сотрудничества [8]. Ассоциации и союзы, создаваемые институтами гражданского общества для осуществления общественного контроля за исполнением миграционного законодательства Российской Федерации, могут разрабатывать и утверждать правила этики их действий при осуществлении общественного контроля, принципы и механизмы эффективного осуществления общественного контроля.

Общественный контроль Общественной палатой Российской Федерации, в том числе и других институтов гражданского общества за исполнением законодательства Российской Федерации в сфере миграции в современных условиях осуществляется в различных формах [1]: общественный мониторинг, общественная проверка и общественная экспертиза, а также такие способы взаимодействия институтов гражданского общества с государственными органами и органами муниципальной власти как общественные обсуждения, общественные (публичные) слушания и другие формы не противоречащие федеральному закону «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» [2].

Общественный мониторинг как форма общественного контроля институтов гражданского общества за исполнением миграционного законодатель-

ства заключается в постоянном (систематическом) или временном наблюдении, создаваемыми ими организационными структурами (общественные комиссии, общественные инспекции и др.), или назначаемыми представителями гражданского общества за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами регулирование миграционных отношений.

Общественная проверка институтов гражданского общества как субъектов общественного контроля представляет собой совокупность действий, создаваемых ими организационных структур (общественные инспекции и др.), или назначенных представителей гражданского общества (общественные инспектора) по сбору и анализу информации, проверке фактов и обстоятельств, касающихся деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций по исполнению миграционного законодательства, а также их деятельности по соблюдению прав и свобод, законных интересов мигрантов и граждан Российской Федерации и создаваемых ими общественных объединений.

Распространенной формой общественного контроля, используемой Общественной палатой Российской Федерации, является общественная экспертиза.

Общественная экспертиза исполнения миграционного законодательства Российской Федерации заключается в анализе и оценке, сформированными из специалистов институтами гражданского общества экспертными группами(комиссиями), или назначенными ими специалистами - общественными экспертами, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами публичные полномочия в сфере миграционных отношений, в проверке соответствия, выполняемых ими мероприятий по регулированию миграционных отношений, требованиям законодательства в сфере миграции, а также в проверке соблюдения прав и

свобод и законных интересов мигрантов и граждан Российский Федерации, создаваемых ими общественных объединений в деятельности органов власти, других органов и организаций при исполнении ими миграционного законодательства.

Проведение общественной экспертизы является обязательным в отношении исполнения актов, решений, документов и других материалов, регулирующих миграционную сферу, в случаях, установленных федеральным законодательством.

Одной из форм общественного контроля, используемых Общественной палатой Российской Федерации, является общественное обсуждение, которое представляет собой, организуемое федеральной, региональными и муниципальными общественными палатами, общественными советами при органах государственной и муниципальной власти, общественными объединениями, средствами массовой информации и другими институтами гражданского общества, публичное обсуждение состояния и результатов деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, других органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами регулирование миграционных отношений, исполнение миграционного законодательства, с обязательным участием в таком обсуждении уполномоченных лиц указанных органов и организаций, представителей мигрантов, граждан Российской Федерации, их общественных объединений, права, свободы и интересы которых затрагиваются предметом общественного обсуждения. Общественное обсуждение проводится публично и открыто. Участники общественного обсуждения вправе свободно выражать свое мнение и вносить предложения по предмету общественного обсуждения. Общественное обсуждение исполнения миграционного законодательства проводится на организованных институтами гражданского общества (в том числе, при содействии органов государственной и муниципальной власти) конференциях, круглых столах, семинарах, а также через средства массовой информации, в том числе, информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» [6].

Общественный контроль Общественной палатой Российской Федерации осуществляться в

форме общественных (публичных) слушаний. Под общественными (публичными) слушаниями понимается, организуемое федеральной, региональными и муниципальными общественными палатами, общественными советами при органах государственной и муниципальной власти, общественными объединениями и другими институтами гражданского общества, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, иными органами и организациями, осуществляющими в соответствии с федеральными законами исполнение миграционного законодательства, публичные мероприятия (собрания) граждан Российской Федерации, в том числе с привлечением мигрантов, по обсуждению состояния и результатов деятельности органов государственной и муниципальной власти, других органов и организаций в сфере регулирования миграционных отношений. Общественные (публичные) слушания проводятся публично и открыто [3]. Организатор слушаний не вправе ограничить доступ в помещение, где они проводятся, заинтересованных лиц или их представителей. Участники общественных (публичных) слушаний вправе свободно высказывать свое мнение и вносить предложения и замечания по вопросу, вынесенному на общественные (публичные) слушания.

В заключении следует отметить, что кроме перечисленных основных форм общественного контроля, используемых Общественной палатой, могут направляться обращения (запросы) в письменной и электронной форме в органы государственной и муниципальной власти о состоянии и результатах их деятельности по исполнению тех или иных нормативных актов миграционного законодательства. Они также распространяют информацию в печатных и электронных средствах массой информации о деятельности органов государственной и муниципальной власти, других органов и организаций по исполнению миграционного законодательства, могут инициировать путем формирования обществен-

ного мнения через средства массовой информации и другие каналы коммуникации общественную проверку, общественную экспертизу, общественное обсуждение, общественное слушание по конкретному предмету деятельности органов государственной и муниципальной власти, других органов и организаций в области регулирования миграционных отношений.

Литература

1. Федеральный закон от 04.04.2005 № 32-Ф3 «Об Общественной палате Российской Федерации» (ред. от 05.12.2017 г.).

2. Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» (ред. от 27.12.2018 г.).

3. Федеральный закон от 23.06.2016 № 183-Ф3 «Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации» (ред. от 05.12.2017 г.).

4. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

5. Указ Президента РФ от 04.08.2006 № 842 (ред. от 23.05.2013) «О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, при федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам».

6. Регламент Общественной палаты Российской Федерации (утв. решением Общественной палаты РФ, протокол от 21.12.2015 № 126-П) (ред. от 05.03.2019).

7. https://www.oprf.ru/about

8. Совершенствование законодательства в сфере миграции: конституционно-правовой анализ и практика реализации. (монография). Под общей редакцией А.С. Прудникова. А.С. Прудников, Т.А. Прудникова, В.Ю. Федорович, Л.Л. Тузов и др. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2018. 195 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.