Научная статья на тему 'Роль института семьи при формировании нравственности и правосознания личности в условиях современного информационного пространства России'

Роль института семьи при формировании нравственности и правосознания личности в условиях современного информационного пространства России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1722
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ГОСУДАРСТВО / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПОЛИТИКА / ВОСПИТАНИЕ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ПРАВО / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / ПОКОЛЕНИЕ / ПРАВОСОЗНАНИЕ / КУЛЬТУРА / ДУХОВНОСТЬ / ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ПРОБЛЕМА / ИНСТИТУТ / МОЛОДЕЖЬ / FAMILY / STATE / INFORMATION SPACE / POLICY / EDUCATION / MORALITY / LAW / MINOR / GENERATION / LEGAL CONSCIOUSNESS / CULTURE / SPIRITUALITY / LAW VIOLATION / PROBLEM / INSTITUTION / YOUTH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Атагимова Эльмира Исамудиновна

В статье автором рассмотрены особенности правового регулирования института семьи в России. Проанализированы нормы законодательства, направленные на защиту и охрану семьи и детей. Раскрыта роль семьи, как основного воспитательного института влияющего на формирование правовой культуры и на духовно-нравственное развитие молодого поколения. Отмечается, что формировать правовое сознание молодого поколения необходимо начинать с раннего возраста, потому как именно в детском возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Предпринята попытка рассмотреть круг вопросов, касающихся проблем формирования нравственности и правосознания молодого поколения в условиях современного информационного пространства. По мнению автора, именно разрушение родительской семьи, негативное влияние СМИ существенно влияют на рост преступности несовершеннолетних. Некорректные формы воспитания детей, унижение их человеческого достоинства, психическое и физическое насилие являются основной причиной совершения несовершеннолетними противоправных поступков. Предлагаются некоторые рекомендации оздоровления условий семейного воспитания детей и подростков с отклоняющемся поведением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE INSTITUTION OF FAMILY IN THE FORMATION OF MORALITY AND LEGAL CONSCIOUSNESS OF THE PERSON UNDER THE CONDITIONS OF RUSSIA’S INFORMATION SPACE OF TODAY

Special features of legal regulation of the institution of family in Russia are considered by the author in the paper. Law regulations aimed at safeguarding and protection of family and children are analysed. The role of family as the main educational institution which influences the formation of legal culture, spiritual and moral development of the younger generation is expounded. It is noted that it is necessary to form the legal consciousness of the younger generation from an early age since it is just at that age that the child is especially susceptible to adopting ethical standards and requirements. An attempt is made to consider a range of issues concerning problems of formation of morality and legal consciousness of the younger generation under the conditions of today’s information space. In the author’s opinion, it is just the destruction of parental family and a negative influence of the media that have a significant impact on the rise of juvenile crime. Wrong forms of education of children, humiliation of their human dignity, mental and physical abuse are the main reason for commission of unlawful acts by minors. Recommendations for improving the conditions of family education of children and teenagers with deviant behaviour are put forward.

Текст научной работы на тему «Роль института семьи при формировании нравственности и правосознания личности в условиях современного информационного пространства России»

РОЛЬ ИНСТИТУТА СЕМЬИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННОСТИ И ПРАВОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИИ

Атагимова Э.И.*

Аннотация.

В статье автором рассмотрены особенности правового регулирования института семьи в России. Проанализированы нормы законодательства, направленные на защиту и охрану семьи и детей. Раскрыта роль семьи, как основного воспитательного института влияющего на формирование правовой культуры и на духовно-нравственное развитие молодого поколения. Отмечается, что формировать правовое сознание молодого поколения необходимо начинать с раннего возраста, потому как именно в детском возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Предпринята попытка рассмотреть круг вопросов, касающихся проблем формирования нравственности и правосознания молодого поколения в условиях современного информационного пространства. По мнению автора, именно разрушение родительской семьи, негативное влияние СМИ существенно влияют на рост преступности несовершеннолетних. Некорректные формы воспитания детей, унижение их человеческого достоинства, психическое и физическое насилие являются основной причиной совершения несовершеннолетними противоправных поступков. Предлагаются некоторые рекомендации оздоровления условий семейного воспитания детей и подростков с отклоняющемся поведением.

Ключевые слова: семья, государство, информационное пространство, политика, воспитание, нравственность, право, несовершеннолетний, поколение, правосознание, культура, духовность, правонарушение, проблема, институт, молодежь.

Р01: 10.21681/1994-1404-2017-2-18-27

Главным основанием родительского авторитета только и может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение.

А.С. Макаренко1

Согласно Конституции Российской Федерации и принятых на ее основе законах приоритет отдан личности человека, его правам и свободам, их первоочередной юридической защите. Поэтому внимание государства и общества обращено к правовым институтам, где эти права и свободы наиболее ярко выражены и являются органической частью индивидуальной жизни людей. Семья и есть наиболее типичный такой институт.

1 Макаренко А.С. Книга для родителей. - М.: Педагогика,

1983.

Государственная политика в интересах детей является приоритетной областью деятельности органов государственной власти Российской Федерации и согласно общим конституционным принципам, которые являются правовой базой отношений родителей и детей, материнство и детство, семья в Российской Федерации находятся под защитой государства (ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации). Принципиальной является правовая норма Семейного кодекса Российской Федерации (СК РФ), в которой говорится, что семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов. В соответствии со ст. 63 СК РФ родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психиче-

* Атагимова Эльмира Исамудиновна, кандидат юридических наук, Аппарат Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, Российская Федерация, г. Москва. E-mail: [email protected]

ском, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Согласно п. 4. ст. 65 при осуществлении родительских прав родители (лица, их заменяющие) имеют право на оказание им содействия в предоставлении семье медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи2.

В Основах государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом Российской Федерации 4 мая 2011 г. № Пр-1168 от 28 апреля 2011 года) из всех обозначенных факторов, влияющих на формирование правовой культуры и позитивного типа правосознания, первостепенное значение уделяется именно укреплению воспитательных возможностей семьи и моральному климату в семье. Это говорит о том, что в отличие от других воспитательных институтов семья способна воздействовать и, как правило, воздействует на все стороны личности человека на протяжении всей его жизни.

В целях формирования государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 1 мая 2012 г. № 76117). Главная цель Национальной стратегии - определить основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права.

Во исполнение положений Национальной стратегии, а также укрепления и защиты семьи, повышения ее роли в жизни общества, уровня защиты прав и интересов несовершеннолетних, преодоления семейного неблагополучия Распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2014 г. 1618-р утверждена Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, а Распоряжением Правительства от 29 мая 2015 г. № 996-р - Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.

В названных документах определены цели, принципы, задачи, приоритетные направления государственной семейной политики, меры и механизмы их реализации, а также ожидаемые результаты. В числе таких результатов предусмо-

2 В ред. Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ.

трено также укрепление общественного согласия в вопросах воспитания детей, повышение престижа семьи, отцовства и материнства, охранение и укрепление традиционных семейных ценностей, развитие общественно-государственной системы воспитания и др. Данные направления, как приоритетные, были обозначены и Президентом Российской Федерации 1 декабря 2016 г. в послании Федеральному Собранию Российской Федерации. «Смысл всей нашей политики - это сбережение людей, умножение человеческого капитала как главного богатства России. Поэтому наши усилия направлены на поддержку традиционных ценностей и семьи, на демографические программы, на улучшение экологии, здоровья людей, на развитие образования и культуры» - отметил в своем послании Владимир Путин3.

Как мы видим, забота о семье и детях является одной из важнейших задач социальной политики государства.

Нравственное сознание человека формируется на протяжении всей жизни личности в процессе воспитания и образования, а также в процессе утверждения и развития взглядов и, в сущности, являются нормативным выражением таких взглядов. И здесь представляется уместным привести суждение О.С. Ростовой, что именно семья является важнейшим институтом становления личности, ребенка, формирования его неповторимых, персональных качеств [1, с. 20-25]. Соответственно важная роль в решении задач нравственного и правового воспитания подрастающего поколения, конечно же, отводится институту семьи. В этой связи нельзя не согласиться с утверждением Антоняна Ю.М., что формирование личности, т. е. усвоение ею социальных ролей и правил поведения, развитие системы ценностей и мировоззрения начинается с самых ранних ступеней жизни человека, иными словами, от рождения [2, с. 735]. И поэтому формировать нравственное и правовое сознание личности необходимо с ранних лет, так как именно в детском возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Это одна из очень важных сторон процесса формирования личности ребенка.

Воспитание - понятие многоемкое, многоаспектное. Это процесс целенаправленного и систематического воздействия на физическое, нрав-

3 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства). Москва, 2016.

ственное, интеллектуальное, эстетическое развитие личности в целях подготовки ее к семейной, общественной, производительной и культурной жизни4. Воспитание предполагает формирование у молодежи, начиная с раннего возраста значимых качеств, готовности реализовать их в интересах общества и государства [3, с. 260].

Правовое воспитание - это процесс, посредством которого формируется правовое сознание граждан [4, с. 61-67]. Безусловно, здесь следует вспомнить слова С.С. Алексеева: «Правовое воспитание граждан - это воспитание в святости закона, недопустимости произвола, необходимости торжества истины и справедливости в любой конфликтной ситуации, торжестве правосудия»5. Правовое сознание, по мнению С.С. Алексеева, должно проявляется не только в законопослу-шании, но и в правовой активности, в полном и эффективном использовании правовых средств в практической деятельности, в стремлении в любом деле утвердить правовые начала как высшие ценности цивилизации6. Практическая направленность правового воспитания гражданина предполагает усвоение правовых знаний, умение на начальном уровне грамотно ими пользоваться и итогом в любом случае должна быть выработка внутренней потребности возникшие вопросы, коллизии решать - на основе закона.

Воспитание всегда связано с выработкой своего рода шкалы ценностей. Основой для нравственного воспитания являются нравственные нормы, традиции, ценности, а для правового воспитания право и законы. Процесс нравственного и правового воспитания молодого поколения образует неразрывную связь между собой и взаимосвязан с общим воспитанием.

На современном этапе развития общества проблема нравственного и правового воспитания подрастающего поколения стоит очень остро. Необходимость исследования процесса формирования нравственных ценностей связана с объективными причинами: несформированностью традиций гражданского воспитания в современном обществе России, размытостью общественной идеи, которая могла бы стать ведущей в изменении отношения к проблемам становления личности гражданина, интегрированной в поликультурное

4 Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. СПб., 1999. С. 68.

5 Алексеев С.С. Право и наша жизнь. М., 1978. С. 204.

6 Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. М., 1993. С. 95.

пространство страны. Негативные процессы социального и экономического характера, сопровождающие преобразования, проводимые в стране, существенно ослабили, прежде всего, родительскую семью как социальный институт, ранее наиболее последовательно и надежно защищавший жизнь, здоровье детей и подростков, обеспечивающий их интеллектуальное и нравственное развитие. Можно констатировать, что именно разрушение родительской семьи существенно повлияло и на рост преступности несовершеннолетних.

К сожалению, семьи не всегда выполняют свои функции. В таких случаях возникает проблема асоциальной роли семьи. Асоциальные семьи не в состоянии обеспечить своим членам безопасность, необходимые условия быта и взаимопомощь, в таких семьях неправильно преподнесены нравственные ценности. В асоциальных семьях преобладает систематическое пьянство, часто совместное отца и матери, развратный образ жизни родителей, иногда с вовлечением в него детей. В таких семьях грубо пренебрегают основными обязанностями субъекта воспитательной деятельности, выражающееся в применении к ребенку недопустимых (в правовом и нравственном смыслах) методов воспитания и обращения и включающие все виды психического, физического и сексуального насилия над детьми. Внутрисемейные отношения строятся таким образом, что они приносят значительный вред духовному и физическому развитию ребенка.

К сожалению, проблема насилия над детьми в семье является одной из серьезнейших проблем современного общества. Она очень актуальна для многих стран, в том числе и для России. Многие дети сталкиваются с проблемой насилия в собственной семье. По отношению к ним проявляются такие изощренные формы жестокости, как оскорбления, унижения, побои, грубое принуждение к противоправному поведению. Нередки случаи, когда детей выгоняют из дома, лишают пищи, возможности общаться с друзьями. Некорректные формы воспитания детей, унижение их человеческого достоинства, психическое и физическое насилие прослеживаются и в дошкольных учреждениях, учебных заведениях, детских домах и интернатах, специальных учебно-воспитательных учреждениях. Судебной практике известны многочисленные случаи, когда дети, воспитывающиеся в неблагополучных семьях (постоянное пьянство, дети не обеспечены самым необходимым: питанием, одеждой и т.д., нецензурная брань как способ общения родителей со своими детьми и т.п.), при

достижении ими 12-14 лет уже начинают совершать противоправные поступки [5, с. 124].

Несмотря на то, что уголовный закон выступает самым мощным средством, с помощью которого государство борется с общественно опасными формами поведения [6, с. 1305], представленная статистика свидетельствует о недостаточной социальной адаптации молодежи, развития асоциальных установок ее сознания, вызывающих противоправные образцы ее поведения.

Проблема криминализации молодежной среды вызывает серьезную тревогу в российском обществе, остается крайне актуальной и острой для криминологии, так как преступность подростков часто перерастает в рецидивную, является «резервом» взрослой; в структуре преступности несовершеннолетних доля тяжких и особо тяжких преступлений остается высокой, значителен удельный вес преступлений, совершенных в группе. Молодежная преступность охватывает все основные молодежные группы, как в социально-демографическом, так и в территориальном аспектах.

Насилие, проникая в жизнь семьи, не может не оказывать пагубного воздействия на подрастающее поколение, а именно наносит детям серьезные психические и нравственные травмы, порождает цепную реакцию противоправного поведения. Дети являются самой незащищенной социальной группой в силу своего возраста. Уязвимость детей к насилию объясняется их физической, психической и социальной незрелостью, а также зависимым, подчиненным положением по отношению к взрослым, будь то родители, опекуны, воспитатели, учителя. В зависимости от их отношения к ребенку он чувствует себя либо защищенным, либо нет. В последнем случае, как справедливо утверждает Ю.М. Антонян, у него развивается, нарастает тревожность и потребность в защите, иногда такая сильная, что ему приходится мобилизовать для этого все свои силы. Тревожность и потребность в защите становятся чертами личности, закрепляются в характере, частично уходя в бессознательное. Этот уход означает, что в дальнейшем они способны выступать в качестве мотивов поведения - скрытых, глубинных, смысловых - опять-таки на бессознательном уровне. Если в дальнейшем моральное воспитание личности ущербно, тревога и защита вполне могут проявить себя в виде преступления. Ощущая угрозу, человек начинает думать, что люди, все или очень многие, недостойны доверия и уважения, любви и дружбы, от них следует обороняться любыми способами, в том числе преступными. Одним сло-

вом, окружающий мир предстает угрожающим, подлым, гадким, несущим разрушение, поэтому и защищаться от него следует, не особенно разбираясь в средствах. Отсюда агрессия, корни которой следует искать в детстве, когда ребенок не чувствовал себя защищенным ни родителями, ни другими людьми, но ведь именно тогда он нуждался в опеке, любви и помощи так, что это наложило отпечаток на всю его жизнь [2, с. 736].

Да, как мы видим, группой риска для несовершеннолетних могут, к сожалению, являться и их собственные семьи. В таких семьях как способ общения утвердились взаимное неуважение, грубость, жестокость, цинизм в межличностных отношениях. Становясь привычными для детей, с одной стороны, они вызывают у них стойкую ненависть к непосредственным виновникам создания подобной обстановки в семье, а с другой - формируют аналогичные качества и отношения у самих детей и в будущем порождает уже у взрослого человека мотивы мести за такое отношение. Ребёнок ожесточается, сам становится циничным, эмоционально глухим, не считается с интересами и чувствами других людей [7, с. 18].

Все вышесказанное подтверждает, что семья, разрушенная возникающими в ней постоянными конфликтами и жестокостью, перестает выполнять функции центра воспитания и защиты ребенка. У значительной части несовершеннолетних, ставших жертвами жестокого обращения в возрасте от 14 до 18 лет, имеются устойчивые отклонения в эмоционально-волевой, ценностно-нормативной и психологической сферах личности.

В 2006 году Организация Объединенных Наций опубликовала первый доклад о физическом, сексуальном и психологическом насилии над детьми, подготовленный по инициативе генерального секретаря ООН Кофи Аннана профессором Паулу Сержио Пиньейру на основе исследования всех форм насилия в отношении детей, проведенного в течение четырех лет (2002-2005 г.г.) в двадцать одной стране7. Это исследование показало, что насилие существует во всех странах мира, оно присуще различным социальным группам и оно не зависит ни от уровня доходов, ни от этнического происхождения, оно может приобретать различные формы и порою осуществляется с одобрения закона и государства. Для всех стран характерным

7 Доклад независимого эксперта для проведения исследования Организации Объединенных Наций по вопросу о насилии в отношении детей. // http://www.sirotstvo.ru/files/321/ un_report.pdf (последнее посещение - 26 ноября 2016 г.).

является то, что значительная часть информации о насилии в отношении детей остается сокрытой по многим причинам: страх детей, молчание родителей, социальная приемлемость насилия. Данные, полученные в рамках исследования, свидетельствуют о том, что большинство актов насилия, жертвами которых становятся дети, совершаются людьми, являющимися частью их жизни: родителями, одноклассниками, учителями, работодателями, друзьями.

Проведенные аналитические исследования показали, что, несмотря на усилия, предпринимаемые государствами для борьбы с насилием в отношении детей, предстоит еще многое сделать: основное внимание следует уделить предупреждению насилия, исследованию симптом и последствий насилия, оказанию конкретной помощи потерпевшим. Все слои общества должны включиться в активную борьбу по обеспечению защиты детей от всех форм насилия в отношении детей.

К сожалению, стоит констатировать, что и на сегодняшний день жизнь многих детей во всем мире наполнена насилием и порою насилие поджидает их в собственном доме, там, где его не видно, там, где оно спрятано от общественных взоров.

Проблема «неблагополучных» семей существовала всегда, однако прошедшие десятилетия характеризуются усилением внимания государства и общества к проблемам семейного неблагополучия, домашнего насилия, жестокого обращения с детьми и социального сиротства.

Стоит отметить, что достаточно совершенная система воспитания подрастающего поколения была создана в советское время российской государственности и носила общегосударственный характер. Формирование советского гражданина, способного совершенствовать социалистические отношения, было важнейшим направлением деятельности политической системы того периода, одной из задач права [8, с. 3]. Уже в первые годы советской власти воспитание молодого поколения осуществлялось в рамках единой государственной политики и линии партии, была монопольно выраженной прерогативой партийно-государственной власти [9, с. 202]. В советский период функционировали специализированные детские учреждения, организующие досуг подростков по месту жительства; действовала система субъектов - негосударственных организаций, осуществляющих профилактическую работу в подростково-молодежной среде.

Историческая практика позволяет говорить, что в советский период, при социалистической

системе воспитания в многочисленных трудовых починах молодых людей проявлялись замечательные качества - заботливое отношение к общественному достоянию, чувство хозяина страны, широта и глубина интересов в общественно-политической жизни, высокое понимание гражданского долга и ответственности за общее дело, творческое отношение к труду, товарищеское сотрудничество и взаимопомощь [3, с. 265]. По мнению О.Ю. Рыбакова, правовая культура, не может быть статичным явлением, с чем сложно не согласиться, она находится в постоянной динамике, обеспечивает преемственность лучших образов человеческой мысли и деятельности [10, с. 11-17].

В современных условиях усиления внешнеэкономических вызовов и угроз, основной задачей общества и государства видится не только в повышении уровня и качества жизни населения, стабилизации общественных отношений путем обеспечения интересов наименее защищенных категорий населения, к которым относятся семьи, имеющие детей, но и в повышении морального облика российской семьи. Это исключительно важно сегодня, когда в связи с продолжающимся социально-экономическим, культурно-образовательным, духовным и этническим расслоением общества возникло многообразие представлений о личности и обществе, столкнулись разнообразные групповые, классовые и личные интересы [3, с. 262], а влияние семьи, как основного социального института, отвечающего за формирование личности, ослабевает.

В отечественной правовой науке проблема охраны института семьи, материнства и детства получила свою разработку на отдельных этапах развития Российского государства. Основы ее изучения были заложены работами И.Ф. Арманд, А. Бебеля, Я.Н. Бранденбургского, М.Н. Гернет, A.M. Коллонтай, В. Куфаева, В.П. Лебедевой, А.А. Любимова и др.

Проблема влияния института семьи на формирование нравственности и правосознание ребёнка вызывала и вызывает интерес многих ученых: социологов, философов, психологов, педагогов, юристов. Данная тема рассмотрена во множестве работ российских и зарубежных исследователей. Глубокому анализу подверглись проблемы семьи и её функции (Харчев А.Г., Мацковский М.С., Юр-кевич Н.Г. Янкова З.А. и другие); качество брака (Кутеор Д.Я.); семейная власть и лидерство (Пи-менова АЛ.); потребность в детях, их воспитание, девиантное поведение (Титаренко В.Я., Антонов А.И., Борисов В.А., Кондратенко В.Т. и др.); основы

социологических знаний об институте семьи, о современных изменениях семьи и о целях семейной политики (Антонов А.И., Ростова О.С., Медков В.М., Соколова Г.В. ) образа жизни семьи (Мацковский М.С., Сегленице К.Б.); образа жизни семьи и проблемы детства (Антонов А.И., Зверева Н.В., Медков В.М., Сиротенко Ю.В., Челябова Э.И., Васильева Э.К., Жида-ханова Л.Е., Кацанова Х.А., Малярова И.В., Савинов Л.И., Бутенко А.П. и др.).

Необходимо отметить, что и проблемы правовой культуры, правового сознания, правового воспитания не оставались без внимания ученых. В различные годы рассматриваемая проблема освещалась в трудах таких ученых как: С.А. Авакьян,

A.C. Автономов, С.С. Алексеев, М.В. Баглай, H.A. Боброва, О.Ю. Рыбаков, H.A. Богданова, В.В. Бойцова, Н.С. Бондарь, Я.Р. Веберс, Н.В. Витрук, Л.Д. Воеводин, Н.Л. Гранат, Ю.А. Дмитриев, Г.И. Забрянский,

B.А. Зинченко, В.Т. Кабышев, В.А. Карташкин, Е.И. Козлова, O.E. Кутафин, В.А. Кучинский, А.И. Лепеш-кин, И.И. Лукашук, В.О. Лучин, Н.И. Матузов, Н.С. Малеин, О.О. Миронов, H.A. Михалева, A.B. Мицкевич, Л.А. Морозова, B.C. Нерсесянца, В.А. Патюлин, В.Д. Перевалов, Ф.М. Рудинский, Б.А. Страшун, Н.Ю. Хаманева и др.

Проблемы социализации личности, а также факторы, влияющие на этот процесс, были рассмотрены такими социологами, как: Н.В. Андреен-кова, П.С. Самыгин, А.А. Федосеева, В.А. Луков, Р.А. Ханипов и др.

Общие проблемы формирования нравственности и правовой культуры, вопросы правового воспитания и юридического образования в настоящее время активно обсуждаются главным образом на страницах периодических юридических изданий. Среди исследователей данного вопроса следует назвать М.Н. Марченко, С.А. Морозова, Т.В. Кашанину, О.С. Ростову, М.К. Горбатову, A.B. Петрова и др.

Вместе с тем современное развитие криминальной ситуации в стране диктует необходимость продолжения исследований в этом направлении.

Как уже было отмечено выше, семья - это основной воспитательный институт, где личность получает развитие. Именно в семье реализуется комплекс взаимосвязанных нравственных и правовых норм, основанных на отношениях супружества и родства, что всегда считалось благоприятным для развития чувств любви, солидарности, взаимной защиты, взаимопомощи. Ребенок, воспитывающийся в семье, где родители могут правильно оценить и понять чувства и эмоции друго-

го человека, для которых не чужды такие понятия, как любовь, доброта, справедливость, дружба, порядочность, сострадание, будет менее подвержен влиянию из вне и более эмоционально устойчив. Семья, являясь моделью взаимоотношений индивида с обществом, выполняет функцию социализации, т.е. приспособления человека к жизни в обществе. И здесь представляется важным привести мнение А.И. Антонова о том, что «Семья как социально-психологическая целостность оказывает социализируещее воздействие на личность посредством нормативного и информационного влияния. Чем сплоченнее семья, тем эффективнее нормативное воздействие». Под сплоченностью А.И. Антонов имеет ввиду «... ценностное единство, наличие приоритета фамилизма, т.е. в данном случае подчинения интересов индивида семейным нормам. . Отсутствие сплоченности, дезорганизация семьи открывает двери для вне-семейных влияний. Нормативные влияние вообще и семейные в частности действуют с помощью норм-образцов, моделей поведения, знание которых позволяет каждый раз не искать заново решений в стандартных ситуациях, а вести себя как бы автоматически, в соответствии с принятыми в данной социокультурной среде и усвоенными личностью шаблонами» [11, с. 220-221]. Социальная среда, в которой формируется и осуществляет свою жизнедеятельность личность, накладывает отпечаток на весь его нравственный облик; способствуя формированию определенного набора потребностей и интересов, предлагает пути их удовлетворения, в том числе и криминальные [12, с. 120]. Ребенок должен быть «введен» семьей в общество, если же это не произошло, он отчуждается от него и в будущем, вероятно его дальнейшее отдаление от нравственных ценностей. Отвергание ребенка родителями может стать осевым моментом его криминогенного будущего. В таком случае непроведение специальных воспитательных мероприятий может способствовать стойкому дезадаптивному существованию, сопровождаемому совершением преступлений для его поддержания [2, с. 735-741].

Основатель советской педагогики А.С. Макаренко подчеркивал, что: «Рост и воспитание детей - это большое, серьезное и страшно ответственное дело, и это дело, конечно, трудное»8. Поскольку человеческая личность не рождается, а «делается» в процессе социализации ... [11, 220-

8 Макаренко А.С. Книга для родителей. - М.: Педагогика, 1983. С. - 9.

221]. Необходимо понимать, что нравственное и правовое воспитание с раннего возраста - это непрерывный процесс усвоения детьми установленных в обществе образцов поведения, которые в дальнейшем будут регулировать его поступки. Это одна из очень важных сторон процесса формирования личности ребенка. В результате такого нравственного воспитания ребенок совершает тот или иной поступок не потому, что хочет заслужить одобрение родителей или другого взрослого, а потому, что выработалась внутренняя привычка следовать закону и поступать правильно всегда, вне зависимости от обстоятельств.

В этой связи важным является представить суждение А.Ф. Кони, о том, что именно семья должна заложить такую нравственную основу в детях, чтобы потом уже ничто не сбило их с пути. «Ребенок -отец взрослого! Всему хорошему и всему плохому в себе человек обязан своим детским годам»9.

Человечество, используя научный и технический опыт предыдущих поколений, отмечал Кони, пренебрежительно относится к нравственному, к духовному опыту. «Сколько было в старой России казнокрадов. И среди мелких чиновников, и среди министров. Одних судили, других прощали. Петр Великий пытался выжечь воровское племя каленым железом. Воры появились снова. Значит, дело не в том, как их карать. Все зависит от того, как воспитать детей. Вот главная точка для приложения сил общества»10.

Человек не может быть воспитан под влиянием только родителей. Воспитывает все, что окружает ребенка с рождения: люди, вещи, явления, но прежде всего - люди. Но, из них на первом месте - это, конечно же, родители. Очень часто родители слишком заняты, как на работе, так и самими собой, это соответственно приводит к дефициту времени на воспитание и внутрисемейное общение и открывает двери к внесемейным влияниям.

Занятость родителей и детей вне дома, ведущая к дефициту эмоционального контакта между ними, толкает детей к поиску глубоко личных интимных отношений в неформальных группах сверстников, возникающих в рамках целевых формальных воспитательных учреждений и в территориальных объединениях по месту жительства («уличных», «дворовых» группах). Разваливающейся и противоречивый семейный авторитет компенси-

9 Высоцкий С.А. Кони. - М.: Мол. Гвардия, 1988. - Жизнь замечательных людей. С.416.

10 Высоцкий С.А. Кони. - М.: Мол. Гвардия, 1988. - Жизнь

замечательных людей. С.- 416.

руется при этом авторитетом группы равных и авторитетом ее лидера. Тоска по семейно-близким первичным отношениям и контактам гонит ребят к неформальным контактам, компенсирующим то, что утрачивает семья [11, с. 220-221]. Правильным является и утверждение Г.М. Миньковского: «... нельзя забывать, что в силу таких особенностей психологии переходного возраста, как недостаток опыта, склонность к подражанию, неумение правильно оценивать иные явления, слабое развитие системы «сдержек» и т.д., подростки, попав в неблагоприятные условия жизни и воспитания, в отрицательную среду, могут оказаться относительно более податливыми к чуждым влияниям»11.

К сожалению, семья зачастую не просто не может, но и не желает контролировать его поведение, заботится о нем, наконец, просто любить его. Контроль за трудными семьями государства и общества должен быть постоянным и действенным, работу с ними необходимо проводить исключительно в интересах детей. Полиция, социальные службы могут применять к таким семьям определённые правовоспитательные меры; учебные заведения могут, со своей стороны, активизировать индивидуальную работу с родителями в области правового просвещения.

В настоящее время на ребенка с самого рождения обрушивается огромный массив информации: СМИ, интернет - все это скорее способствует размыванию нравственных норм, беспокойство вызывает и то, что негативное влияние интернета угрожает и психическому состоянию ребенка [13, с. 21-24] и заставляет нас очень серьезно задуматься над проблемой эффективного нравственного воспитания детей. Одной из важнейших и сложнейших задач, стоящих перед государством - является оздоровление условий семейного воспитания детей и подростков с отклоняющемся поведением.

Это возможно путем:

разработки и внедрения просветительских программ с целью популяризации семейных ценностей, формирования института ответственного родительства, развития семейных духовно-нравственных традиций, направленных на укрепление российских семей, сохранение и поддержание преемственности между поколениями в семье;

профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства детей, включая профилактику жестокого обращения с детьми, восста-

11 Криминология: Учеб./ Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, Г.М. Миньковского. М .: БЕК, 1998. - С. - 239.

новления благоприятной для воспитания ребенка семейной среды, семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [1, с. 20-25];

своевременного выявления социально неблагополучных семей с детьми;

организации комплексной работы с неблагополучными семьями для предотвращения распада семьи и возможного лишения родительских прав или ограничения в родительских правах при участии при этом органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения,службы занятости, комиссий по делам несовершеннолетних, органов опеки с надлежащей координацией на муниципальном уровне работы всех служб по реабилитации семьи. По возможности заменять лишение родительских прав ограничением в родительских правах с организацией на этот период реабилитационной работы с семьями;

проведения целенаправленных бесед с родителями, воспитателями, педагогами о недопустимости грубого и нетактичного обращения с детьми, применения к ним недозволенных приемов воспитания и жестоких наказаний;

введения запрета на необоснованное изъятие детей из семей без предварительного проведения социальной реабилитационной работы;

обеспечения беспрепятственного доступа семей с детьми к необходимым социальным услугам;

внедрения системы профилактики отказов от детей при рождении и помещения их в медицинские учреждения;

усиления контроля за содержанием и воспитанием детей в приемных семьях, с целью предупреждения нарушений прав ребенка и любых форм насилия в отношении детей;

создания единой модели взаимодействия всех субъектов системы профилактики при планировании и оказании помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Необходимо именно нормативным документом утвердить порядок взаимодействия комиссий по делам несовершеннолетних, органов опеки и попечительства и других субъектов профилактики правонарушений несовершеннолетних с работниками медицинских учреждений (участковых педиатров и медсестер, врачей скорой помощи, травматических пунктов, оказывавших первую медицинскую помощь пострадавшим детям, и пр.), педагогами, воспитателями, которые могут располагать информацией о фактах неисполнения (ненадлежащего исполнения) ими обязанностей по уходу, содержанию и воспитанию детей. Собранные из этих источников

сведения позволили бы подтвердить или опровергнуть первоначальные данные об образе жизни родителей, о неисполнении (ненадлежащем исполнении) ими обязанностей по уходу, содержанию и воспитанию детей;

привлечения к ответственности родителей и заменяющих их лиц, систематически не занимающихся воспитанием детей, вовлекающих их в пьянство, употребление наркотиков, в занятия антиобщественной деятельностью, проституцией, попрошайничеством, а также жестоко обращающихся с ними.

В целях совершенствования государственной политики в сфере защиты детства 29 мая 2017 года Президент России Владимир Путин подписал Указ об объявлении 2018-2027 годов Десятилетием детства. Данный проект станет продолжением Национальной стратегии действий в интересах детей12, работа которой заканчивается в 2017 году. В рамках данного проекта планируется обозначить и реализовать основные направления в укреплении экономики семей, образования детей, развития здравоохранения, информационной безопасности семьи и детей и многие другие. Таким образом, вопросы защиты детства подтверждены главой государства как важнейшие и приоритетные. Надеемся, что в процессе реализации данного проект «Десятилетие детства» позволит детально и глубоко заняться вопросами воспитания и образования молодого поколения.

В сложном деле формирования у лиц молодежного возраста нравственности, правосознания, привития уважения к закону необходимо максимально использовать имеющиеся средства воспитания и просвещения, научные методики, комплексные подходы, включающие современные достижения психологов, социологов, культурологов, педагогов, правоведов, что позволит всесторонне изучить рассматриваемую проблему и найти наиболее эффективные пути ее решения.

Правовоспитательная деятельность есть не что иное, как продолжение того сложного и многогранного процесса политического, нравственного, культурного воспитания, которое начинается на более ранних стадиях развития человека. Если мы попытаемся хотя бы поверхностно проследить этапы развития той части населения, которой принадлежит близкое и отдаленное будущее, то указанная взаимосвязь и соединение форм вос-

12 Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы».

питания с точки зрения решения нашей проблемы особенно ярко проявятся на первых этапах. И поэтому необходимо систематизировать и целе-направить деятельность государства, его органов и их служащих, общественных объединений на формирование у молодого поколения нравственности, уважительного отношения к закону, развития чувства ответственности, непримиримости к произволу, коррупции. Знание, духовность и нравственность нынешних и будущих молодых поколений, от которых зависит будущее России, пока еще в руках старшего поколения.

В первую очередь, сами родители должны помнить о своей ответственности за воспитание детей. Ведь воспитать ребенка правильно и нормально легче, чем перевоспитывать. Перевоспитание требует и больше сил, и больше знаний, больше терпения. Роль семьи равновелика в продуцировании как нормального, так и отклоняющегося поведения подрастающего поколения.

Дети и молодежь (завтрашние взрослые) являются самым ценным капиталом каждого общества - это завтра любого общества. Непрерывная связь и взаимопонимание всех поколений имеют важнейшее значение для любого общества. Это - непременное условие стабильности нашего мира, оптимизма и ответственности нынешнего поколения перед будущими поколениями. Нравственное и правовое воспитание, выстраиваемое на основе общечеловеческих ценностей, влияет на качественное содержание правовой практики. Процесс правового воспитания должен органично включаться в систему общегражданского воспитания, базироваться на формировании нравственного и религиозного сознания, активной

жизненной позиции, патриотизма, толерантности, здорового образа жизни. Государство должно это учитывать, осуществляя свою законодательную власть.

Если люди заинтересованы в счастливой неодинокой жизни и ее продолжении в детях, а общество - в неуклонном развитии, залог чему -процветание его главной составляющей - семьи. И только то государство имеет будущее, в котором семья окружена вниманием и заботой [14, с. 70-76].

Как справедливо отмечал А.С. Макаренко, -воспитывая детей, родители воспитывают будущую историю нашей страны. 13. Наши дети - это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями. Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной. 14.

И поэтому ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена социальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13 Макаренко А.С. Книга для родителей. - М.: Педагогика, 1983. С. 3.

14 Макаренко А.С. О воспитании. М., Политиздат, 1990. С. 194.

Рецензент: Рыбаков Олег Юрьевич, доктор юридических наук, доктор философских наук, профессор. Е-mail: [email protected]

Литература

1. Ростова О.С. Семейное воспитание несовершеннолетних - приоритетное направление государственно-правовой политики Российской Федерации // Правовая информатика. 2016. № 3. С. 20-25.

2. Антонян Ю.М. Криминогенное влияние на личность на стадии ранней социализации // Lex Russica. 2013. № 7. С. 735.

3. Наумова Е.В. Молодежь СССР и России во второй половине XX века. Монография в 2-х частях. М.: Социум, 2001. С. 260.

4. Атагимова Э.И. Роль правового просвещения в развитии правового государства // Вестник МГЭИ. 2016. № 4. С.61-67.

5. Челябова Э.И. Уголовно-правовой и криминологический анализ неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего: Дис. ... канд. юрид. наук. Махачкала, 2006. 223 с.

6. Дьяченко А.П., Цымбал Е.И. Уголовно-правовая охрана детей от сексуальных посягательств: опыт России и зарубежных стран // Lex Russica. 2014. № 11. С. 1305.

7. Право знать право: методические рекомендации / авторы-сост. Э.И. Атагимова, Е.В. Горбачева, А.А. Са-вичев, И.Н. Федоров. М. : ФБУ НЦПИ при Минюсте России, 2016. С. 18.

8. Ростова О.С. Правовая охрана материнства и детства в Советском государстве : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридиче-

ских наук. Саратовская государственная академия права. Саратов, 2007. 26 с.

9. Ростова О.С. Создание основ правовой охраны материнства и детства в первое десятилетие советской власти // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2007. № 2 (271). С. 195-202.

10.Рыбаков О.Ю. Ценностные измерения российской правовой политики // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2012. Дополнительный выпуск (85). С. 11-17.

11.Социология семьи: Учебник / Под ред. проф. А.И. Антонова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2009. (640) - 246 с.

12.Соколов М.А. Криминологическая характеристика организованной преступной деятельности лиц раннего молодежного возраста: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2015. С. 120.

13.Атагимова Э.И. Проблемы отрицательного влияния интернета на нравственное воспитание подростков в информационном пространстве и пути решения // Правовая информатика. 2013. № 1. С. 21-24.

14.Атагимова Э.И., Федоров И.Н. Нравственно-правовое воспитание и правовое просвещение в современной школе: проблемы и пути решения // Мониторинг правоприменения. 2016. № 3. С. 70-76.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.