Научная статья на тему 'Роль института делегируемых в осуществлении Сибирской Рабоче-крестьянской инспекцией контрольных функций в начале нэпа (1922-1923 гг. )'

Роль института делегируемых в осуществлении Сибирской Рабоче-крестьянской инспекцией контрольных функций в начале нэпа (1922-1923 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
96
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИБИРЬ / НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКАЯ ИНСПЕКЦИЯ / ДЕЛЕГИРОВАННЫЕ В РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКУЮ ИНСПЕКЦИЮ / РЕВИЗИИ / ОБСЛЕДОВАНИЯ / SIBERIA / NEW ECONOMIC POLICY / WORKERS'' AND PEASANTS'' INSPECTORATE / DELEGATION TO THE WORKERS'' AND PEASANTS'' INSPECTORATE / AUDIT / INSPECTION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дианов Алексей Григорьевич

В статье анализируется значение института делегированных в Рабоче-крестьянскую инспекцию рабочих и крестьян с точки зрения их функционального вклада в ее деятельность в 1922-1923 гг. По мнению автора, основной причиной прекращения существования института делегирования рабочих и крестьян была его несовместимость с принципами нэпа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Дианов Алексей Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of rarrying out control functions by the Institution of Representatives of Siberian Workers-and-Peasants'' Inspectorate at the beginning of the New Economic Policy (NEP) in 1922-1923

The article analyses the importance of the Institution of Representatives of Workers-and-Peasants' Inspectorate workers and peasants from the point of view of the Representatives' functional contribution to the Inspectorate activities. The author believes that the main raison why the Institution stopped to exist is its incompatibility with the principles of NEP.

Текст научной работы на тему «Роль института делегируемых в осуществлении Сибирской Рабоче-крестьянской инспекцией контрольных функций в начале нэпа (1922-1923 гг. )»

20. Суворов, И. Илимския свадебныя песни / И. Суворов, А. Языков // Известия. - Иркутск : ВСОРГО. - 1898. -Т. 29, № 2-3. - С. 128-129.

21. Афанасьева-Медведева, Г. В. Словарь говоров русских старожилов Байкальской Сибири : в 20 т. / Г. В. Афанасьева-Медведева ; науч. ред. В. М. Гацак, С. А. Мызников. - Иркутск, 2012. - Т. 9. - С. 231, 474.

22. Соколов, Б. Сказки и песни Белозерскаго края записали Борис и Юрий Соколовы / Б. Соколов, Ю. Соколов. - М. : Изд. Отделения Русского языка и Словесности Императ. акад. наук, 1915. - С. 344.

23. Иоанн Златоуст. Избранные поучения. Сборник поучений в применении к десяти заповедям Божиим / Иоанн Зла-

тоуст. - М. : Изд-во Православного братства святого апостола Иоанна Богослова, 2001. - С. 372.

24. Требник : в 2 ч. - М. : Московская патриархия, 1991. -Ч. 1. - С. 101.

БЕЛОБОРОДОВА Нина Михайловна, кандидат исторических наук.

Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 13.03.2015 г. © Н. М. Белобородова

УДК 94(470):332.025.13(571.1) Д. Г. ДИАНОВ

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,

г. Омск

РОЛЬ ИНСТИТУТА ДЕЛЕГИРУЕМЫХ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ СИБИРСКОЙ РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКОЙ ИНСПЕКЦИЕЙ КОНТРОЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ В НАЧАЛЕ НЭПА (1922-1923 гг.)

В статье анализируется значение института делегированных в Рабоче-крестьянскую инспекцию рабочих и крестьян с точки зрения их функционального вклада в ее деятельность в 1922-1923 гг. По мнению автора, основной причиной прекращения существования института делегирования рабочих и крестьян была его несовместимость с принципами нэпа.

Ключевые слова: Сибирь, новая экономическая политика, рабоче-крестьянская инспекция, делегированные в рабоче-крестьянскую инспекцию, ревизии, обследования.

В начале 20-х гг. Рабоче-крестьянская инспекция (РКИ) была основным контрольным органом Советского государства. Она должна была осуществлять постоянный контроль над всеми организациями и предприятиями. В задачу инспекции входило пресечение злоупотреблений и улучшение работы подконтрольных ей учреждений [1, с. 18]. В «Положении о Рабоче-крестьянской инспекции» от 7 февраля 1920 г. подчёркивалось, что второй задачей является привлечение широких масс к государственному управлению, РКИ должна стать школой управления для масс [2, с. 104-105].

В данной статье рассматривается такой важный аспект в деятельности Рабоче-крестьянской инспекции, как привлечение для участия в работе РКИ рабочих и крестьян посредством их делегирования в Рабоче-крестьянскую инспекцию на 4 месяца.

Рассматриваемый аспект в деятельности Сибирской рабоче-крестьянской инспекции освещался в работах сибирских историков [3-6]. Основной упор исследователи делали на значении участия масс в работе РКИ для решения поставленной В. И. Лениным задачи по обучению трудящихся искусству управления, а не на функциональной поль-

зе привлечения масс для решения задач, стоящих перед РКИ. Поэтому положительное значение привлечения масс к работе в Рабоче-крестьянской инспекции рассматривалось историками, прежде всего, исходя из количества привлечённых в той или иной форме к работе в РКИ, а не из той пользы, которую они приносили РКИ своей деятельностью.

В статье ставится задача проанализировать прежде всего функциональную роль масс, привлечённых к участию в работе Сибирской рабоче-крестьянской инспекции через их делегирование в инспекцию.

Основой для написания работы стали фонды Государственного архива Новосибирской области. Особая значимость Государственного архива Новосибирской области для освещения деятельности Рабоче-крестьянской инспекции в Сибири состоит в том, что начиная с 1921 г. (после переезда из Омска) в Новониколаевске (Новосибирске) работала Сибирская областная (с 1924 г. — краевая) рабоче-крестьянская инспекция. Следовательно, именно в Новосибирск поступали годовые, квартальные отчёты, доклады о результатах важнейших ревизий и обследований губернских Рабоче-

крестьянских инспекций Сибири [7, ^ 33]. В рассматриваемый период привлечение трудящихся к работе в Рабоче-крестьянской инспекции осуществлялось в основном в двух формах: через институт делегированных и ячейки содействия РКИ.

Институт делегированных начал действовать на основании декрета ВЦИК от 7 февраля 1920 г. Делегированные для участия в работе РКИ подразделялись на три категории: постоянных сотрудников, фактических контролёров, выполняющих те или иные поручения заведующих отделами РКИ, ведущих самостоятельные обследования, и практикантов, наблюдающих за ходом работ в советских учреждениях [2, с. 107].

Постоянными сотрудниками становились, как правило, те из делегированных, которые уже работали в государственном контроле или Рабоче-крестьянской инспекции и обнаружили способности к инспекционной работе. Фактическими контролёрами назначались делегированные с высоким общеобразовательным уровнем, но ещё не имевшие достаточных знаний и навыков инспекционной работы, и поэтому работавшие под непосредственным руководством заведующих отделами. Практикантами назначались делегированные, имевшие низкий общеобразовательный уровень. Они работали под непосредственным руководством опытных работников РКИ и должны были постепенно переходить от простых поручений к более сложным. Наиболее способные из них могли быть переведены в постоянный штаб РКИ.

Согласно декрету о РКИ от 7 февраля 1920 г. временно делегируемые в РКИ сохраняли за собой должности, средний заработок и льготы того учреждения или предприятия, которыми они были посланы [2, с. 107]. Делегированным от волостных или сельских Советов устанавливалось содержание на 25 % ниже оклада работников уездных исполкомов [8, с. 13].

Количество делегируемых рабочих от конкретного предприятия точно не регламентировалось. Делегируемые направлялись в Рабоче-крестьянскую инспекцию на 4 месяца, а затем должны были возвращаться на своё рабочее место. Переизбрание больше двух раз не допускалось. Вернувшись на прежнее место работы, делегируемые должны были сделать отчет о своей деятельности в Рабоче-крестьянской инспекции.

Начавшаяся во второй половине 1921 г. перестройка государственного аппарата и всех отраслей хозяйства, связанная с переходом к новой экономической политике, неизбежно должна была привести к коренным изменениям в работе Рабоче-крестьянской инспекции как в центре, так и на местах. Отказ государства от непосредственного руководства большинством мелких и средних предприятий, введение принципа свободного товарообмена и торговли, снятие с государственного снабжения основной массы населения городов резко уменьшило число объектов контрольного наблюдения или сделало эти наблюдения менее объёмными.

Переход к новой экономической политике привёл не только к перестройке организационной структуры рабоче-крестьянских инспекций в центре и на местах, но и изменил формы и методы их работы. Новые формы работы предполагали более высокий уровень профессиональной квалификации её работников. Однако более низкие по сравнению с хозяйственными органами оклады и острый недостаток в Сибири людей даже с общим средним

образованием не позволили губинспекциям привлечь квалифицированных специалистов. В условиях нэпа у сотрудников РКИ с высшим и средним образованием, не являющихся членами ВКП (б), появилась возможность перейти на более высокооплачиваемую работу в хозяйственные организации. На протяжении 1922 г. доля специалистов со средним и высшим образованием в губернских РКИ Сибири уменьшалась. В Иркутской ГубРКИ в январе 1922 г. специалисты с высшим образованием составляли 17,7 %, в июне — 12,5%, в декабре — 11,3 % [9, с. 77]. Данное обстоятельство затрудняло обучение делегированных в РКИ рабочих, крестьян и служащих основным приемам ревизионной работы.

С переходом государственных промышленных предприятий на хозрасчёт и самоокупаемость им для организации производства продукции выделялся основной и оборотный капитал, и поэтому предварительная ревизия стала излишней. До введения на предприятиях принципов новой экономической политики любая хозяйственная деятельность подвергалась до исполнения — предварительной ревизии, в процессе работы — фактической ревизии, а по окончании работы — последующей ревизии. С введением принципов новой экономической политики основным стал анализ результатов деятельности предприятий, следовательно, контроль отходил на второй план. Это требовало от работников рабоче-крестьянской инспекции не только общей грамотности, но и знания основ того производства, где проводилось обследование.

Делегаты, направляемые в рабоче-крестьянскую инспекцию от заводов и учреждений, были недостаточно подготовлены к инспекционной деятельности. Они, как правило, могли замечать только явные результаты бесхозяйственных действий.

Определённое представление о степени подготовки делегированных от предприятий к работе в Рабоче-крестьянской инспекции может дать характеристика образовательного состава делегированных в Томскую ГубРКИ. С 1 июня по 1 ноября 1922 г. для работы в губернском отделении было делегировано 25 человек. Из них среднее образование имели 4 человека, низшее — 18 человек и 3 человека были малограмотными. По социальному положению состав был следующим: рабочих — 14 человек, служащих — 11. Первые полтора месяца делегированные посвятили подготовке к работе в РКИ: слушали лекции и присутствовали на практических занятиях, таким образом, для ревизионной работы они использовали только два с половиной месяца. Причём в ходе подготовки к ревизионной работе из 25 человек убыло в течение сессии 11, т.е. почти половина [10, л. 294 об.].

В ходе обсуждения нового положения о НК РКИ от 9 января 1922 г. Иркутская ГубРКИ отправила в Сибирскую областную РКИ записку, где отмечалось, что губернские РКИ необходимо освободить от решения части задач, а их значительно сокращённый штат должен быть сосредоточен на контроле за финансово-экономической стороной деятельности предприятий [11, с. 14].

Двухлетний опыт Иркутской РКИ по привлечению к ревизионно-инспекционной деятельности широких масс рабочих не дал положительных результатов. Полезными для осуществления ревизионной деятельности могли быть только грамотные рабочие, а это были, как правило, квалифицированные рабочие. Промышленные предприятия Сибири испытывали в начале 20-х гг. значительную

нехватку квалифицированных рабочих. Иркутская РКИ считала, что в сложившейся обстановке они более необходимы на производстве [12, л. 34; 13, л. 55, 56]. По мнению Иркутской РКИ, из задач Рабоче-крестьянской инспекции следовало исключить деятельность по систематическому овладению широкими массами рабочих и крестьян приёмами и навыками управления государством. Для политического воспитания масс необходимо искать другие пути [14, с. 95].

С переходом предприятий на хозрасчёт и самоокупаемость институт делегируемых начинает переживать кризис. Рабочие, делегированные от предприятий, переведённых на хозрасчёт, не участвовали в производстве продукции. Это негативно сказывалось на хозяйственной деятельности предприятий. Органы РКИ на местах с трудом «вырывали» каждого рабочего с завода для работы в инспекции. К январю 1922 г. во всех губернских инспекциях Сибири насчитывалось только 39 делегатов вместо нескольких сот в начале 1921 г. В первые месяцы 1922 г. были растеряны и эти остатки. В этот же период времени выяснилось, что помимо новой экономической политики и сама система свободных выборов на предприятиях не является совершенной, т.к. не обеспечивает инспекции нужный подбор рабочих - делегатов [10, л. 206; 15, л. 6; 16, л. 101, 102; 17, л. 16 об.].

Помимо нежелания предприятий направлять рабочих и служащих в Рабоче-крестьянскую инспекцию часть делегированных рабочих и служащих смотрело на пребывание в РКИ как на отбывание докучливой повинности. [18, л. 50; 19, л. 25]. С переходом к нэпу некоторые предприятия переставали выплачивать делегируемым содержание, а это вынуждало РКИ откомандировывать делегируемых на место прежней работы, поскольку в бюджете РКИ не были предусмотрены средства на их содержание. Пытаясь исправить ситуацию, Коллегия НК РКИ по договорённости с ВЦСПС весной 1922 г. заменила выборы делегированных на предприятиях делегированием непосредственно от профессиональных союзов. Согласно решению Всесибир-ского совещания работников Рабоче-крестьянских инспекций сибирские инспекции могли привлекать к работе одновременно по 20-25 делегатов на каждую губернскую инспекцию сроком на 4 месяца. На совещании была разработана специальная программа обучения делегированных, рассчитанная на 1,5-2 месяца [20, л. 75; 21, с. 37, 38, 88-90].

Однако и этот путь мобилизации трудящихся в Рабоче-крестьянскую инспекцию хороших результатов не дал. Профсоюзные организации, несмотря на постановление президиума ВЦИК от 6 марта 1922 г., которое предусматривало направление в инспекцию опытных и сознательных рабочих, желающих посвятить себя ревизионной деятельности [22, с. 13], либо относились к работе по направлению в РКИ формально, либо просто игнорировали это решение.

Профсоюзами делегировались в РКИ в основном рабочие и служащие, отсутствие которых не отражалось на работе предприятия или учреждения. Многие из делегированных рабочих и крестьян были неграмотны. Отмечались случаи задержек содержания делегированных в Рабоче-крестьянскую инспекцию, делегатов отзывали без замены [18, л. 49, 50; 23, л. 11; 24, л. 7].

В августе 1922 г. во всех сибирских инспекциях работало 53 делегата при норме представитель-

ства в 120-130 человек, причём 45 из них работали в Алтайской и Томской губернских РКИ. Теоретические курсы по обучению делегатов были проведены только в этих инспекциях.

На 1 января 1923 г. во всех губернских РКИ Сибири осталось всего 15 делегированных. За весь 1922 г. в Рабоче-крестьянской инспекции Сибири работало 129 делегированных — 80 рабочих и 49 служащих. Результаты ревизионной работы делегатов в 1922 г. были более чем скромными, в основном они привлекались к ревизиям в качестве помощников кадровых инспекторов или командировались в различные организации для снятия фактических остатков [10, л. 206, 207].

В первой половине 1923 г. профсоюзные органы сибирских губерний, несмотря на указание ВЦСПС (центральный профсоюзный орган), не справлялись с обязанностью по направлению в Рабоче-крестьянскую инспекцию людей, подготовленных к работе в контрольном органе. В начале января 1923 г. сибирские РКИ провели с губпрофобрами (центральный профсоюзный орган губернии) совместные совещания, где обсуждались проблемы низкого профессионального и образовательного уровня, делегируемых от профсоюзов. Но профсоюзы продолжали направлять в качестве делегируемых малограмотных рабочих и служащих. К тому же многих из них вскоре предприятия отозвали. В марте 1923 г. представители от профсоюзов в составе сотрудников РКИ работали в Омской и Томской ГубРКИ. Со второй половины 1923 г. происходит постепенное отмирание института делегируемых. Главная причина связана с тем, что с переходом к нэпу попытки РКИ привлечь к работе в качестве делегируемых лиц высокой квалификации были безуспешны. Поскольку заработную плату делегируемым платили предприятия, им было невыгодно направлять в качестве делегируемых квалифицированных рабочих. 1 июля 1924 г. институт делегируемых официально заканчивает свое существование. Взаимосвязь РКИ с профсоюзами на этой основе прекращается [13, л. 15 об.; 25, л. 6; 26, л. 3 об.; 27, л. 1 об.; 28, л. 103 об.].

Таким образом, к началу 1924 г. институт делегированных в Рабоче-крестьянскую инспекцию практически прекратил своё существование в РКИ Сибири. Он оказался несовместим с условиями хозяйственного строительства в период новой экономической политики. Кроме того, практика показала, что пополнение штатов губернских РКИ за счёт делегированных лишь в крайне редких случаях приводило к улучшению работы Рабоче-крестьянской инспекции. Очень низкая общеобразовательная подготовка и практическое отсутствие профессиональной позволяли использовать делегированных лишь как практикантов. Особые условия Сибири — крайне низкий уровень развития промышленности, более острая, чем в центре страны, нехватка людей даже с общим средним образованием обусловили более быструю, чем в центральных губерниях страны ликвидацию института делегированных.

Рабочие и крестьяне после 4-месячного пребывания в РКИ, приобретя навыки контрольно-ревизионной деятельности, по замыслу советского руководства, должны были стать аппаратным резервом. Часть их должна была остаться в Рабоче-крестьянской инспекции, часть могла быть использована для решения задачи «орабочивания» и в какой-то мере «окрестьянивания» других звеньев государственного аппарата. В результате за короткий промежуток времени государственный аппарат

на местах состоял бы почти исключительно из социально близких делу пролетарского государства слоев. Вопрос о функциональном вкладе масс при проведении контрольно-ревизионных работ становился второстепенным. Тем не менее считалось, что хотя и полуграмотные, но сознательные пролетарии будут очень полезны в инспекционном аппарате.

Однако решать в 1922—1923 г. поставленную перед РКИ задачу обучения масс искусству управления и одновременно получить со стороны привлеченных в Рабоче-крестьянскую инспекцию существенную помощь в решении контрольно-ревизионных задач не удалось. Во-первых, количество привлеченных к работе в РКИ оказалось на порядок меньше, чем первоначально задумывалось, и — во-вторых, лишь несколько процентов из привлеченных оказались в последующем пригодны к работе в Рабоче-крестьянской инспекции и государственном аппарате.

Каковы же основные причины неудачи? Во-первых, это утопичность самой идеи обучения за 4 месяца малограмотного рабочего пусть даже не искусству управления государством, а хотя бы основам самостоятельной инспекционной работы.

Во-вторых, несогласованность «Положения о РКИ» с системой оплаты труда рабочих. Государство переложило на заводы и учреждения оплату трудящихся, делегируемых в Рабоче-крестьянскую инспекцию.

В период военного коммунизма предприятие получало паек на всех работников, и хотя делегируемый получал промышленные товары в последнюю очередь, зачастую под давлением РКИ, проблема его содержания в основном решалась. С переходом к новой экономической политике многие предприятия прекращают оплату трудящихся, делегируемых в Рабоче-крестьянскую инспекцию. Встает вопрос о необходимости перейти к их оплате из государственного бюджета. Однако, во-первых, средства для оплаты трудящихся, делегируемых в Рабоче-крестьянскую инспекцию в бюджете не были заложены, а во-вторых, делегируемый получал на предприятии зачастую намного больше, чем заведующий ГубРКИ, и было бы неразумно платить низкоквалифицированному работнику из государственных средств высокую заработную плату. Это явилось второй причиной провала «ора-бочивания» аппарата РКИ.

Библиографический список

1. Дианов, А. Г. Органы Рабоче-крестьянской инспекции Сибири на начальном этапе нэпа: структура, профессиональная подготовка и материальное обеспечение / А. Г. Дианов // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. - 2009. - № 2 (76). - С. 18-22.

2. Образование и развитие органов социалистического контроля в СССР (1917-1975) : сб. докл. и материалов. - М. : Политиздат, 1975. - 626 с.

3. Анашкин, А. П. К вопросу о деятельности Алтайской губернской рабоче-крестьянской инспекции в первые годы нэпа / А. П. Анашкин // Советское крестьянство активный участник борьбы за социализм и коммунизм : докл. и сообщения участников межвуз. науч. конф., посвященной столетию со дня рождения В. И. Ленина. - Барнаул : Алтайское кн. изд-во, 1969. - С. 89-92.

4. Анашкин, А. П. Становление и развитие партийно-государственного контроля в Западной Сибири (1920-1929 гг.) / А. П. Анашкин, М. С. Кузнецов. - Томск, 1982. - 208 с.

5. Горестов, М. А. Осуществление в Сибири ленинских принципов государственного контроля в 1921 -1923 гг. / М. А. Горестов // Строительство коммунизма и творческая активность масс. - Красноярск, 1970.- С. 26-59.

6. Шинкарюк, Н. И. Рабоче-крестьянская инспекция и воспитание социалистической трудовой дисциплины в рабочем классе Сибири в 1921-1925 гг. / Н. И. Шинкарюк // Сибирь и Дальний Восток в период восстановления народного хозяйства. - Томск, 1963. - Вып. 1. - С. 46-68.

7. Дианов, А. Г. Государственный архив Новосибирской области как источник по изучению истории Сибирской рабоче-крестьянской инспекции / А. Г. Дианов // Альманах современной науки и образования. - 2014. - № 1 (80). -С. 33-35.

8. Известия Рабоче-крестьянской инспекции. - 1920. -№ 4. - 30 с.

9. Дианов, А. Г. Оплата труда сотрудников сибирских рабоче-крестьянских инспекций в начале нэпа / А. Г. Дианов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов : Грамота, 2014. - № 6 (44), ч. 2. -С. 75-78.

10. Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. Р-288. Оп. 1. Д. 25.

11. Дианов, А. Г. Преодоление кризиса Рабоче-крестьянской инспекции в период становления нэпа / А. Г. Дианов // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. - 2009. - № 3 (78). - С. 12-15.

12. ГАНО. Ф. Р-288. Оп. 1. Д. 42.

13. ГАНО. Ф. Р-288. Оп. 1. Д. 55.

14. Дианов, А. Г. Основные направления деятельности Сибирской рабоче-крестьянской инспекции при переходе к нэпу (вторая половина 1921 г.) / А. Г. Дианов // Известия Алтайского государственного университета. - 2011. - № 4, Вып. 2 (72). - С. 94-99.

15. ГАНО. Ф. Р-288. Оп. 1. Д. 11.

16. Государственный исторический архив Омской области (ГИАОО). Ф. Р-460. Оп. 1. Д. 13.

17. Государственный архив Красноярского края (ГАКК). Ф. Р-241. Оп. 1. Д. 384.

18. ГАНО. Ф. Р-288. Оп. 1. Д. 14.

19. ГАНО. Ф. Р-288. Оп. 1. Д. 62.

20. ГИАОО. Ф. Р-460. Оп. 1. Д. 8.

21. 1-е Всесибирское совещание работников РКИ. - Но-вониколаевск, 1922. - 110 с.

22. Известия Рабоче-крестьянской инспекции. - 1922. -№ 11-12. - 30 с.

23. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. Р-4085. Оп. 2. Д. 866.

24. ГАРФ. Ф. Р-4085. Оп. 2. Д. 867.

25. ГАНО. Ф. Р-288. Оп. 1. Д. 66.

26. ГАНО. Ф. Р-288. Оп. 1. Д. 123.

27. ГАНО. Ф. Р-288. Оп. 1. Д. 121.

28. Центр хранения и изучения документации новейшей истории Красноярского края. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 761.

>

ДИАНОВ Алексей Григорьевич, кандидат исторических наук, доцент (Россия), доцент кафедры отечественной истории и политологии. Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 07.07.2014 г. © А. Г. Дианов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.