20. Суворов, И. Илимския свадебныя песни / И. Суворов, А. Языков // Известия. - Иркутск : ВСОРГО. - 1898. -Т. 29, № 2-3. - С. 128-129.
21. Афанасьева-Медведева, Г. В. Словарь говоров русских старожилов Байкальской Сибири : в 20 т. / Г. В. Афанасьева-Медведева ; науч. ред. В. М. Гацак, С. А. Мызников. - Иркутск, 2012. - Т. 9. - С. 231, 474.
22. Соколов, Б. Сказки и песни Белозерскаго края записали Борис и Юрий Соколовы / Б. Соколов, Ю. Соколов. - М. : Изд. Отделения Русского языка и Словесности Императ. акад. наук, 1915. - С. 344.
23. Иоанн Златоуст. Избранные поучения. Сборник поучений в применении к десяти заповедям Божиим / Иоанн Зла-
тоуст. - М. : Изд-во Православного братства святого апостола Иоанна Богослова, 2001. - С. 372.
24. Требник : в 2 ч. - М. : Московская патриархия, 1991. -Ч. 1. - С. 101.
БЕЛОБОРОДОВА Нина Михайловна, кандидат исторических наук.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 13.03.2015 г. © Н. М. Белобородова
УДК 94(470):332.025.13(571.1) Д. Г. ДИАНОВ
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,
г. Омск
РОЛЬ ИНСТИТУТА ДЕЛЕГИРУЕМЫХ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ СИБИРСКОЙ РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКОЙ ИНСПЕКЦИЕЙ КОНТРОЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ В НАЧАЛЕ НЭПА (1922-1923 гг.)
В статье анализируется значение института делегированных в Рабоче-крестьянскую инспекцию рабочих и крестьян с точки зрения их функционального вклада в ее деятельность в 1922-1923 гг. По мнению автора, основной причиной прекращения существования института делегирования рабочих и крестьян была его несовместимость с принципами нэпа.
Ключевые слова: Сибирь, новая экономическая политика, рабоче-крестьянская инспекция, делегированные в рабоче-крестьянскую инспекцию, ревизии, обследования.
В начале 20-х гг. Рабоче-крестьянская инспекция (РКИ) была основным контрольным органом Советского государства. Она должна была осуществлять постоянный контроль над всеми организациями и предприятиями. В задачу инспекции входило пресечение злоупотреблений и улучшение работы подконтрольных ей учреждений [1, с. 18]. В «Положении о Рабоче-крестьянской инспекции» от 7 февраля 1920 г. подчёркивалось, что второй задачей является привлечение широких масс к государственному управлению, РКИ должна стать школой управления для масс [2, с. 104-105].
В данной статье рассматривается такой важный аспект в деятельности Рабоче-крестьянской инспекции, как привлечение для участия в работе РКИ рабочих и крестьян посредством их делегирования в Рабоче-крестьянскую инспекцию на 4 месяца.
Рассматриваемый аспект в деятельности Сибирской рабоче-крестьянской инспекции освещался в работах сибирских историков [3-6]. Основной упор исследователи делали на значении участия масс в работе РКИ для решения поставленной В. И. Лениным задачи по обучению трудящихся искусству управления, а не на функциональной поль-
зе привлечения масс для решения задач, стоящих перед РКИ. Поэтому положительное значение привлечения масс к работе в Рабоче-крестьянской инспекции рассматривалось историками, прежде всего, исходя из количества привлечённых в той или иной форме к работе в РКИ, а не из той пользы, которую они приносили РКИ своей деятельностью.
В статье ставится задача проанализировать прежде всего функциональную роль масс, привлечённых к участию в работе Сибирской рабоче-крестьянской инспекции через их делегирование в инспекцию.
Основой для написания работы стали фонды Государственного архива Новосибирской области. Особая значимость Государственного архива Новосибирской области для освещения деятельности Рабоче-крестьянской инспекции в Сибири состоит в том, что начиная с 1921 г. (после переезда из Омска) в Новониколаевске (Новосибирске) работала Сибирская областная (с 1924 г. — краевая) рабоче-крестьянская инспекция. Следовательно, именно в Новосибирск поступали годовые, квартальные отчёты, доклады о результатах важнейших ревизий и обследований губернских Рабоче-
крестьянских инспекций Сибири [7, ^ 33]. В рассматриваемый период привлечение трудящихся к работе в Рабоче-крестьянской инспекции осуществлялось в основном в двух формах: через институт делегированных и ячейки содействия РКИ.
Институт делегированных начал действовать на основании декрета ВЦИК от 7 февраля 1920 г. Делегированные для участия в работе РКИ подразделялись на три категории: постоянных сотрудников, фактических контролёров, выполняющих те или иные поручения заведующих отделами РКИ, ведущих самостоятельные обследования, и практикантов, наблюдающих за ходом работ в советских учреждениях [2, с. 107].
Постоянными сотрудниками становились, как правило, те из делегированных, которые уже работали в государственном контроле или Рабоче-крестьянской инспекции и обнаружили способности к инспекционной работе. Фактическими контролёрами назначались делегированные с высоким общеобразовательным уровнем, но ещё не имевшие достаточных знаний и навыков инспекционной работы, и поэтому работавшие под непосредственным руководством заведующих отделами. Практикантами назначались делегированные, имевшие низкий общеобразовательный уровень. Они работали под непосредственным руководством опытных работников РКИ и должны были постепенно переходить от простых поручений к более сложным. Наиболее способные из них могли быть переведены в постоянный штаб РКИ.
Согласно декрету о РКИ от 7 февраля 1920 г. временно делегируемые в РКИ сохраняли за собой должности, средний заработок и льготы того учреждения или предприятия, которыми они были посланы [2, с. 107]. Делегированным от волостных или сельских Советов устанавливалось содержание на 25 % ниже оклада работников уездных исполкомов [8, с. 13].
Количество делегируемых рабочих от конкретного предприятия точно не регламентировалось. Делегируемые направлялись в Рабоче-крестьянскую инспекцию на 4 месяца, а затем должны были возвращаться на своё рабочее место. Переизбрание больше двух раз не допускалось. Вернувшись на прежнее место работы, делегируемые должны были сделать отчет о своей деятельности в Рабоче-крестьянской инспекции.
Начавшаяся во второй половине 1921 г. перестройка государственного аппарата и всех отраслей хозяйства, связанная с переходом к новой экономической политике, неизбежно должна была привести к коренным изменениям в работе Рабоче-крестьянской инспекции как в центре, так и на местах. Отказ государства от непосредственного руководства большинством мелких и средних предприятий, введение принципа свободного товарообмена и торговли, снятие с государственного снабжения основной массы населения городов резко уменьшило число объектов контрольного наблюдения или сделало эти наблюдения менее объёмными.
Переход к новой экономической политике привёл не только к перестройке организационной структуры рабоче-крестьянских инспекций в центре и на местах, но и изменил формы и методы их работы. Новые формы работы предполагали более высокий уровень профессиональной квалификации её работников. Однако более низкие по сравнению с хозяйственными органами оклады и острый недостаток в Сибири людей даже с общим средним
образованием не позволили губинспекциям привлечь квалифицированных специалистов. В условиях нэпа у сотрудников РКИ с высшим и средним образованием, не являющихся членами ВКП (б), появилась возможность перейти на более высокооплачиваемую работу в хозяйственные организации. На протяжении 1922 г. доля специалистов со средним и высшим образованием в губернских РКИ Сибири уменьшалась. В Иркутской ГубРКИ в январе 1922 г. специалисты с высшим образованием составляли 17,7 %, в июне — 12,5%, в декабре — 11,3 % [9, с. 77]. Данное обстоятельство затрудняло обучение делегированных в РКИ рабочих, крестьян и служащих основным приемам ревизионной работы.
С переходом государственных промышленных предприятий на хозрасчёт и самоокупаемость им для организации производства продукции выделялся основной и оборотный капитал, и поэтому предварительная ревизия стала излишней. До введения на предприятиях принципов новой экономической политики любая хозяйственная деятельность подвергалась до исполнения — предварительной ревизии, в процессе работы — фактической ревизии, а по окончании работы — последующей ревизии. С введением принципов новой экономической политики основным стал анализ результатов деятельности предприятий, следовательно, контроль отходил на второй план. Это требовало от работников рабоче-крестьянской инспекции не только общей грамотности, но и знания основ того производства, где проводилось обследование.
Делегаты, направляемые в рабоче-крестьянскую инспекцию от заводов и учреждений, были недостаточно подготовлены к инспекционной деятельности. Они, как правило, могли замечать только явные результаты бесхозяйственных действий.
Определённое представление о степени подготовки делегированных от предприятий к работе в Рабоче-крестьянской инспекции может дать характеристика образовательного состава делегированных в Томскую ГубРКИ. С 1 июня по 1 ноября 1922 г. для работы в губернском отделении было делегировано 25 человек. Из них среднее образование имели 4 человека, низшее — 18 человек и 3 человека были малограмотными. По социальному положению состав был следующим: рабочих — 14 человек, служащих — 11. Первые полтора месяца делегированные посвятили подготовке к работе в РКИ: слушали лекции и присутствовали на практических занятиях, таким образом, для ревизионной работы они использовали только два с половиной месяца. Причём в ходе подготовки к ревизионной работе из 25 человек убыло в течение сессии 11, т.е. почти половина [10, л. 294 об.].
В ходе обсуждения нового положения о НК РКИ от 9 января 1922 г. Иркутская ГубРКИ отправила в Сибирскую областную РКИ записку, где отмечалось, что губернские РКИ необходимо освободить от решения части задач, а их значительно сокращённый штат должен быть сосредоточен на контроле за финансово-экономической стороной деятельности предприятий [11, с. 14].
Двухлетний опыт Иркутской РКИ по привлечению к ревизионно-инспекционной деятельности широких масс рабочих не дал положительных результатов. Полезными для осуществления ревизионной деятельности могли быть только грамотные рабочие, а это были, как правило, квалифицированные рабочие. Промышленные предприятия Сибири испытывали в начале 20-х гг. значительную
№
нехватку квалифицированных рабочих. Иркутская РКИ считала, что в сложившейся обстановке они более необходимы на производстве [12, л. 34; 13, л. 55, 56]. По мнению Иркутской РКИ, из задач Рабоче-крестьянской инспекции следовало исключить деятельность по систематическому овладению широкими массами рабочих и крестьян приёмами и навыками управления государством. Для политического воспитания масс необходимо искать другие пути [14, с. 95].
С переходом предприятий на хозрасчёт и самоокупаемость институт делегируемых начинает переживать кризис. Рабочие, делегированные от предприятий, переведённых на хозрасчёт, не участвовали в производстве продукции. Это негативно сказывалось на хозяйственной деятельности предприятий. Органы РКИ на местах с трудом «вырывали» каждого рабочего с завода для работы в инспекции. К январю 1922 г. во всех губернских инспекциях Сибири насчитывалось только 39 делегатов вместо нескольких сот в начале 1921 г. В первые месяцы 1922 г. были растеряны и эти остатки. В этот же период времени выяснилось, что помимо новой экономической политики и сама система свободных выборов на предприятиях не является совершенной, т.к. не обеспечивает инспекции нужный подбор рабочих - делегатов [10, л. 206; 15, л. 6; 16, л. 101, 102; 17, л. 16 об.].
Помимо нежелания предприятий направлять рабочих и служащих в Рабоче-крестьянскую инспекцию часть делегированных рабочих и служащих смотрело на пребывание в РКИ как на отбывание докучливой повинности. [18, л. 50; 19, л. 25]. С переходом к нэпу некоторые предприятия переставали выплачивать делегируемым содержание, а это вынуждало РКИ откомандировывать делегируемых на место прежней работы, поскольку в бюджете РКИ не были предусмотрены средства на их содержание. Пытаясь исправить ситуацию, Коллегия НК РКИ по договорённости с ВЦСПС весной 1922 г. заменила выборы делегированных на предприятиях делегированием непосредственно от профессиональных союзов. Согласно решению Всесибир-ского совещания работников Рабоче-крестьянских инспекций сибирские инспекции могли привлекать к работе одновременно по 20-25 делегатов на каждую губернскую инспекцию сроком на 4 месяца. На совещании была разработана специальная программа обучения делегированных, рассчитанная на 1,5-2 месяца [20, л. 75; 21, с. 37, 38, 88-90].
Однако и этот путь мобилизации трудящихся в Рабоче-крестьянскую инспекцию хороших результатов не дал. Профсоюзные организации, несмотря на постановление президиума ВЦИК от 6 марта 1922 г., которое предусматривало направление в инспекцию опытных и сознательных рабочих, желающих посвятить себя ревизионной деятельности [22, с. 13], либо относились к работе по направлению в РКИ формально, либо просто игнорировали это решение.
Профсоюзами делегировались в РКИ в основном рабочие и служащие, отсутствие которых не отражалось на работе предприятия или учреждения. Многие из делегированных рабочих и крестьян были неграмотны. Отмечались случаи задержек содержания делегированных в Рабоче-крестьянскую инспекцию, делегатов отзывали без замены [18, л. 49, 50; 23, л. 11; 24, л. 7].
В августе 1922 г. во всех сибирских инспекциях работало 53 делегата при норме представитель-
ства в 120-130 человек, причём 45 из них работали в Алтайской и Томской губернских РКИ. Теоретические курсы по обучению делегатов были проведены только в этих инспекциях.
На 1 января 1923 г. во всех губернских РКИ Сибири осталось всего 15 делегированных. За весь 1922 г. в Рабоче-крестьянской инспекции Сибири работало 129 делегированных — 80 рабочих и 49 служащих. Результаты ревизионной работы делегатов в 1922 г. были более чем скромными, в основном они привлекались к ревизиям в качестве помощников кадровых инспекторов или командировались в различные организации для снятия фактических остатков [10, л. 206, 207].
В первой половине 1923 г. профсоюзные органы сибирских губерний, несмотря на указание ВЦСПС (центральный профсоюзный орган), не справлялись с обязанностью по направлению в Рабоче-крестьянскую инспекцию людей, подготовленных к работе в контрольном органе. В начале января 1923 г. сибирские РКИ провели с губпрофобрами (центральный профсоюзный орган губернии) совместные совещания, где обсуждались проблемы низкого профессионального и образовательного уровня, делегируемых от профсоюзов. Но профсоюзы продолжали направлять в качестве делегируемых малограмотных рабочих и служащих. К тому же многих из них вскоре предприятия отозвали. В марте 1923 г. представители от профсоюзов в составе сотрудников РКИ работали в Омской и Томской ГубРКИ. Со второй половины 1923 г. происходит постепенное отмирание института делегируемых. Главная причина связана с тем, что с переходом к нэпу попытки РКИ привлечь к работе в качестве делегируемых лиц высокой квалификации были безуспешны. Поскольку заработную плату делегируемым платили предприятия, им было невыгодно направлять в качестве делегируемых квалифицированных рабочих. 1 июля 1924 г. институт делегируемых официально заканчивает свое существование. Взаимосвязь РКИ с профсоюзами на этой основе прекращается [13, л. 15 об.; 25, л. 6; 26, л. 3 об.; 27, л. 1 об.; 28, л. 103 об.].
Таким образом, к началу 1924 г. институт делегированных в Рабоче-крестьянскую инспекцию практически прекратил своё существование в РКИ Сибири. Он оказался несовместим с условиями хозяйственного строительства в период новой экономической политики. Кроме того, практика показала, что пополнение штатов губернских РКИ за счёт делегированных лишь в крайне редких случаях приводило к улучшению работы Рабоче-крестьянской инспекции. Очень низкая общеобразовательная подготовка и практическое отсутствие профессиональной позволяли использовать делегированных лишь как практикантов. Особые условия Сибири — крайне низкий уровень развития промышленности, более острая, чем в центре страны, нехватка людей даже с общим средним образованием обусловили более быструю, чем в центральных губерниях страны ликвидацию института делегированных.
Рабочие и крестьяне после 4-месячного пребывания в РКИ, приобретя навыки контрольно-ревизионной деятельности, по замыслу советского руководства, должны были стать аппаратным резервом. Часть их должна была остаться в Рабоче-крестьянской инспекции, часть могла быть использована для решения задачи «орабочивания» и в какой-то мере «окрестьянивания» других звеньев государственного аппарата. В результате за короткий промежуток времени государственный аппарат
на местах состоял бы почти исключительно из социально близких делу пролетарского государства слоев. Вопрос о функциональном вкладе масс при проведении контрольно-ревизионных работ становился второстепенным. Тем не менее считалось, что хотя и полуграмотные, но сознательные пролетарии будут очень полезны в инспекционном аппарате.
Однако решать в 1922—1923 г. поставленную перед РКИ задачу обучения масс искусству управления и одновременно получить со стороны привлеченных в Рабоче-крестьянскую инспекцию существенную помощь в решении контрольно-ревизионных задач не удалось. Во-первых, количество привлеченных к работе в РКИ оказалось на порядок меньше, чем первоначально задумывалось, и — во-вторых, лишь несколько процентов из привлеченных оказались в последующем пригодны к работе в Рабоче-крестьянской инспекции и государственном аппарате.
Каковы же основные причины неудачи? Во-первых, это утопичность самой идеи обучения за 4 месяца малограмотного рабочего пусть даже не искусству управления государством, а хотя бы основам самостоятельной инспекционной работы.
Во-вторых, несогласованность «Положения о РКИ» с системой оплаты труда рабочих. Государство переложило на заводы и учреждения оплату трудящихся, делегируемых в Рабоче-крестьянскую инспекцию.
В период военного коммунизма предприятие получало паек на всех работников, и хотя делегируемый получал промышленные товары в последнюю очередь, зачастую под давлением РКИ, проблема его содержания в основном решалась. С переходом к новой экономической политике многие предприятия прекращают оплату трудящихся, делегируемых в Рабоче-крестьянскую инспекцию. Встает вопрос о необходимости перейти к их оплате из государственного бюджета. Однако, во-первых, средства для оплаты трудящихся, делегируемых в Рабоче-крестьянскую инспекцию в бюджете не были заложены, а во-вторых, делегируемый получал на предприятии зачастую намного больше, чем заведующий ГубРКИ, и было бы неразумно платить низкоквалифицированному работнику из государственных средств высокую заработную плату. Это явилось второй причиной провала «ора-бочивания» аппарата РКИ.
Библиографический список
1. Дианов, А. Г. Органы Рабоче-крестьянской инспекции Сибири на начальном этапе нэпа: структура, профессиональная подготовка и материальное обеспечение / А. Г. Дианов // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. - 2009. - № 2 (76). - С. 18-22.
2. Образование и развитие органов социалистического контроля в СССР (1917-1975) : сб. докл. и материалов. - М. : Политиздат, 1975. - 626 с.
3. Анашкин, А. П. К вопросу о деятельности Алтайской губернской рабоче-крестьянской инспекции в первые годы нэпа / А. П. Анашкин // Советское крестьянство активный участник борьбы за социализм и коммунизм : докл. и сообщения участников межвуз. науч. конф., посвященной столетию со дня рождения В. И. Ленина. - Барнаул : Алтайское кн. изд-во, 1969. - С. 89-92.
4. Анашкин, А. П. Становление и развитие партийно-государственного контроля в Западной Сибири (1920-1929 гг.) / А. П. Анашкин, М. С. Кузнецов. - Томск, 1982. - 208 с.
5. Горестов, М. А. Осуществление в Сибири ленинских принципов государственного контроля в 1921 -1923 гг. / М. А. Горестов // Строительство коммунизма и творческая активность масс. - Красноярск, 1970.- С. 26-59.
6. Шинкарюк, Н. И. Рабоче-крестьянская инспекция и воспитание социалистической трудовой дисциплины в рабочем классе Сибири в 1921-1925 гг. / Н. И. Шинкарюк // Сибирь и Дальний Восток в период восстановления народного хозяйства. - Томск, 1963. - Вып. 1. - С. 46-68.
7. Дианов, А. Г. Государственный архив Новосибирской области как источник по изучению истории Сибирской рабоче-крестьянской инспекции / А. Г. Дианов // Альманах современной науки и образования. - 2014. - № 1 (80). -С. 33-35.
8. Известия Рабоче-крестьянской инспекции. - 1920. -№ 4. - 30 с.
9. Дианов, А. Г. Оплата труда сотрудников сибирских рабоче-крестьянских инспекций в начале нэпа / А. Г. Дианов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов : Грамота, 2014. - № 6 (44), ч. 2. -С. 75-78.
10. Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. Р-288. Оп. 1. Д. 25.
11. Дианов, А. Г. Преодоление кризиса Рабоче-крестьянской инспекции в период становления нэпа / А. Г. Дианов // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. - 2009. - № 3 (78). - С. 12-15.
12. ГАНО. Ф. Р-288. Оп. 1. Д. 42.
13. ГАНО. Ф. Р-288. Оп. 1. Д. 55.
14. Дианов, А. Г. Основные направления деятельности Сибирской рабоче-крестьянской инспекции при переходе к нэпу (вторая половина 1921 г.) / А. Г. Дианов // Известия Алтайского государственного университета. - 2011. - № 4, Вып. 2 (72). - С. 94-99.
15. ГАНО. Ф. Р-288. Оп. 1. Д. 11.
16. Государственный исторический архив Омской области (ГИАОО). Ф. Р-460. Оп. 1. Д. 13.
17. Государственный архив Красноярского края (ГАКК). Ф. Р-241. Оп. 1. Д. 384.
18. ГАНО. Ф. Р-288. Оп. 1. Д. 14.
19. ГАНО. Ф. Р-288. Оп. 1. Д. 62.
20. ГИАОО. Ф. Р-460. Оп. 1. Д. 8.
21. 1-е Всесибирское совещание работников РКИ. - Но-вониколаевск, 1922. - 110 с.
22. Известия Рабоче-крестьянской инспекции. - 1922. -№ 11-12. - 30 с.
23. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. Р-4085. Оп. 2. Д. 866.
24. ГАРФ. Ф. Р-4085. Оп. 2. Д. 867.
25. ГАНО. Ф. Р-288. Оп. 1. Д. 66.
26. ГАНО. Ф. Р-288. Оп. 1. Д. 123.
27. ГАНО. Ф. Р-288. Оп. 1. Д. 121.
28. Центр хранения и изучения документации новейшей истории Красноярского края. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 761.
>
ДИАНОВ Алексей Григорьевич, кандидат исторических наук, доцент (Россия), доцент кафедры отечественной истории и политологии. Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 07.07.2014 г. © А. Г. Дианов