ХУДЯКОВ Виктор Николаевич, доктор исторических наук, профессор (Россия), заведующий кафедрой отечественной истории Омского государственного педагогического университета. Адрес для переписки: [email protected] РОДИГИНА Наталия Николаевна, доктор исторических наук, профессор (Россия), профессор кафед-
ры отечественной истории Новосибирского государственного педагогического университета; старший научный сотрудник Тобольской комплексной научной станции УрО РАН. Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.03.2015 г. © В. Н. Худяков, Н. Н. Родигина
УДК 95(57):332.025.13
А. Г. ДИАНОВ
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,
г. Омск
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕСТНЫХ И ЦЕНТРАЛЬНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ ОРГАНОВ В СЕРЕДИНЕ 20-х гг. XX в.
(НА ПРИМЕРЕ СИБИРИ)_
Статья посвящена исследованию взаимодействия Сибирского краевого и губернских отделений рабоче-крестьянской инспекции с руководством — народным комиссариатом рабоче-крестьянской инспекции РСФСР и СССР и с ведомственными контрольными органами в губерниях в 1923 — 1925 гг. Рассматриваемая проблема впервые является предметом специального исследования. Автор на основе материалов сибирских и центральных архивов анализирует общие закономерности и особенности взаимоотношений региональных и центральных контрольных органов. Ключевые слова: Сибирь, рабоче-крестьянская инспекция, народный комиссариат РКИ, ведомственные инспекции.
Российскому государству в последнее десятилетие удалось усилить ослабевшие в 90-х гг. XX в. контрольные функции. Возрос интерес исследователей к деятельности контрольных органов в различные периоды истории России.
Анализ взаимодействия местных и центральных органов государственного контроля в середине 20 х гг., представляет интерес и в настоящее время.
Рабоче-крестьянская инспекция в изучаемый период была основным контрольным органом Советского государства. В 1923 г. в системе контрольных органов государства происходят значительные изменения, связанные с тем, что советское руководство не было удовлетворено эффективностью работы рабоче-крестьянской инспекции. Летом 1922 г. в стране развернулась дискуссия о месте РКИ в системе органов государственной власти.
Споры о месте РКИ в системе государственной власти и методах ее работы были в основном завершены с выходом работ В. И. Ленина «Как нам реорганизовать Рабкрин» и «Лучше меньше да лучше», опубликованных в январе —марте 1923 г. Руководство страны положило в основу реорганизации РКИ идеи, изложенные в этих работах. В них В. И. Ленин определил новые стержневые задачи, которые должна была решать рабоче-крестьянская инспекция. Основным направлением деятельности рабоче-крестьянской инспекции стала работа по усовершенствованию государственного аппарата, а главным методом ее осуществления был выбран инс-пекционно-обследовательский [1, с. 15].
Реорганизация центральных органов контроля — Центральной контрольной комиссии РКП (б) (ЦКК) и народного комиссариата рабоче-крестьянской инспекции СССР (НК РКИ СССР) — в основном завершилась осенью 1923 г. «В дальнейшем организационная структура НК РКИ СССР и республиканских наркоматов РКИ постоянно подвергалась серьезным изменениям, но принципы взаимоотношений РКИ и ЦКК, формы и методы их взаимосвязи, выработанные в 1923 г., до конца 20-х гг. почти не изменялись» [2, с. 15].
В данной работе автор поставил цель проанализировать взаимоотношения местных отделений рабоче-крестьянской инспекции с центральными органами (наркоматы РКИ РСФСР и СССР) и ведомственными контрольными органами.
Основой для написания работы стали фонды Государственного архива Новосибирской области. Особая значимость этого архива для освещения деятельности рабоче-крестьянской инспекции в Сибири состоит в том, что начиная с 1921 г. (после переезда из Омска) в Новониколаевске (Новосибирске) работала Сибирская областная (с 1924 г. — краевая) рабоче-крестьянская инспекция (СибРКИ). Следовательно, именно в Новосибирск поступали годовые, квартальные отчёты, доклады о результатах важнейших ревизий и обследований губернских рабоче-крестьянских инспекций Сибири [3, с. 33].
Рассматриваемая проблема впервые является предметом специального исследования. Ее отдельные аспекты были затронуты в работах сибирских исто-
риков А. П. Анашкина, М. А. Горестова, М. С. Кузнецова, А. В. Прокопенко [4 — 7].
Реорганизация центральных органов рабоче-крестьянской инспекции нарушила связь между центральными органами и местными отделениями. Сибирское отделение РКИ с весны 1923 г. и до осени 1924 г. получало в месяц из Москвы 2 — 3 руководящих циркуляра или письма. На запросы, направляемые в центр, ответы приходили через 2 — 3 месяца, а иногда их не было совсем [8, л. 92; 9, л. 10].
Местные органы РКИ Сибири ждали ясных и чётких распоряжений центра. В годовом отчёте за 1922 г. Сибирская РКИ сообщала, что переход к нэпу сибирские РКИ встретили с определённой растерянностью, поскольку, не получая чётких указаний из центра, многие ответственные работники стали считать, что нэп освобождает от всякого контрольного наблюдения общественные организации, хозрасчётные, арендные и частные предприятия [10, с. 95].
Непосредственное общение руководства Сибирского областного (с мая 1925 г. краевого) отделения с сотрудниками центрального аппарата РКИ было редким явлением. На протяжении полутора лет выявлено два случая непосредственных контактов — в феврале 1924 г. руководитель Сибирского отделения участвовал во Всесоюзном съезде РКИ в Москве, в октябре ответственный работник наркомата РКИ РСФСР А. Г. Шилов посетил Новониколаевск, где выступил на объединенном совещании работников СибРКИ, СибКК, Новониколаевской ГубРКИ и РКИ ЗСВО [11, л. 64].
На состоявшемся в конце января — начале февраля 1924 г. Всесоюзном совещании руководителей РКИ и представителей контрольных комиссий руководство наркоматов РКИ обещало укрепить связь с местными органами РКИ. Однако этого не произошло. А.Г.Шилов на совещании в Новониколаевске объяснил причины данного явления — с сентября
1923 г. по апрель 1924 г. наркомат РКИ занимался внутренней перестройкой и почти не осуществлял руководство на местах. С апреля 1924 г. НК РКИ РСФСР устанавливает непосредственный контакт с рядом местных губернских отделений. К октябрю
1924 г. (времени приезда в Сибирь представителя центра) были обследованы 22 областных и губернских отделения РКИ (менее половины). После проведения обследования планировалось проанализировать их работу и подготовить рекомендации по перестройке работы местных органов [9, л. 3; 12, л. 37].
Отсутствие четкой информации из центра и стремление ряда руководителей быть самыми верными ленинцами привели к неправильному пониманию сути взаимоотношений между губернскими отделениями РКИ и КК. Наиболее показательно в этом плане позиция председателя президиума Омской КК и заведующего ГубРКИ И. Д. Маслова. В августе 1924 г. он высказал мнение о необходимости полного стирания различий между КК и РКИ. В докладной записке, направленной в СибРКИ и НК РКИ, он предложил превратить РКИ в технический аппарат контрольной комиссии [13, л. 63; 14, л. 226].
Очевидно, он был не единственным рационализатором в этом направлении. Стремясь предотвратить нежелательные последствия, ЦКК РКП (б) в директиве от 13 октября и циркулярах от 16 октября 1924 г. потребовала от местных руководящих партийных органов и контрольных комиссий исключить возможность подмены советского аппарата партийным. Президиум КК должен осуществлять общее руководство по партийной линии через секретариат и парт-
коллегию, по советской — через коллегию (или заведующего) РКИ. Все вопросы, непосредственно не входившие в компетенцию партийного контроля, должны были рассматриваться коллегией РКИ (или заведующим) и проводиться через губисполком [4, с. 57; 15, л. 11; 16, л. 74]. Членам контрольных комиссий, не входившим в аппарат РКИ, рекомендовалось участвовать лишь в таких ревизиях и обследованиях, которые непосредственно соприкасались с работой партийных органов и организаций [17, с. 10].
На проходившем в октябре 1924 г. объединенном совещании ответственных работников сибирских РКИ и КК старший консультант СибРКИ Н. П. Казанский, обращаясь к представителю центра, высказал ряд претензий. Он обратил внимание на то, что сибирские инспекции не получили план работы РКИ на 1924 г. Отрицательно на работу инспекции влияло и то обстоятельство, что число неплановых заданий центра было в 1924 г. больше, чем плановых [18, л. 68].
В отчете, направленном сибирским отделениям РКИ в НК РКИ РСФСР в марте 1925 г., обращалось внимание на то, что сибирские инспекции находятся в полном неведении о тех организационных и принципиальных вопросах, которые возникают и дискутируются в НК РКИ. Была высказана просьба дать оценку направляемым в наркомат отчетам по результатам проведенных сибирскими инспекциями ревизий и обследований. В отчете отмечалось, что задания, полученные сибирскими инспекциями от НК РКИ РСФСР, иногда не согласовывались с НК РКИ СССР. В ряде случаев НК РКИ РСФСР при направлении заданий указывал нереальные сроки. Так, например, 29 декабря 1924 г. СибРКИ получила задание обследовать учреждения, проводящие зрелищные мероприятия, и представить в Москву материалы к 10 декабря. В начале февраля 1925 г. было получено задание обследовать аппараты отделов местных исполнительных комитетов и отчитаться перед наркоматом к 1 января 1925 г. [19, л. 88; 20, л. 58].
Сибирское областное отделение РКИ строго проводило политику единого директивного центра. Данная политика опиралась на принятом в апреле 1922 г. сибирском совещании РКИ решение, согласно которому местные организации РКИ могли связываться с центром только через СибРКИ [21, с. 19; 22, с. 6].
В январе 1924 г. НК РКИ СССР был принят циркуляр, согласно которому губернским органам РКИ, входящим в состав областных, предоставили право обращаться непосредственно в НК РКИ РСФСР и КК РКП (б) СССР с одновременным уведомлением соответствующих областных отделений [23, л. 9]. Сибирские губернские отделения по-разному отнеслись к новому порядку взаимосвязи с НК РКИ. Одни стали рассматривать его как изменение ранее существующего, другие вступили в переписку с СибРКИ, прося у сибирского центра указаний [20, л. 34].
Несогласованность действий наркомата РКИ и СибРКИ создавала для губернских отделений РКИ дополнительные трудности при проведении обследований. Например, в августе 1924 г. СибРКИ было дано сибирским РКИ плановое задание по обследованию торговых представительств по программе, разработанной СибРКИ. В середине сентября 1924 г. задание было выполнено, однако в конце сентября от наркомата РКИ РСФСР пришло распоряжение об обследовании торговых представительств, но по программе значительно расходившейся с программой СибРКИ. В сентябре 1924 г. Алтайская ГубРКИ получила от наркомата РКИ СССР задание по обсле-
дованию потребительской кооперации. Инспекция приступила к работе и сообщила об этом в СибРКИ, которая потребовала прекратить обследование, а через две недели приказала его возобновить, но по другой программе [20, л. 34; 24, л. 34].
Одним из факторов, негативно влиявших на качество проводимых сибирскими инспекциями обследований, являлось отсутствие обратной связи. Инспекции, отправив материалы обследования в СибРКИ, впоследствии не получили информации о качестве выполнения работы и ее значимости. Отсутствие критической оценки материалов обследований приводило к повторяемости ошибок. Отрицательное влияние на результативность работы губернских РКИ оказывало: отсутствие информации о методах и приемах ревизионной деятельности других губернских РКИ и СибРКИ, недостаток литературы, на основе которой можно было ознакомиться с лучшими образцами работ и оригинальными методами проведения обследований [24, л. 7, 172; 25, л. 42 об.; 26, л. 9, 80; 27, л. 118; 28, л. 103; 29, л. 1].
Для устранения недостатков во взаимоотношениях в январе 1925 г. члены коллегии СибРКИ посетили все губернские отделения РКИ. На основе анализа работы Томской, Иркутской и Енисейской инспекций был составлен сравнительный критический обзор их деятельности и направлен во все сибирские РКИ. Снабжение губернских отделений литературой и руководящими материалами не улучшилось. В начале 1925 г. СибРКИ удалось согласовать с НК РКИ вопрос о возращении сибирских инспекций к системе единого директивного центра. Это внесло во взаимоотношения губернских РКИ с сибирским и московским центрами определенность и устранило проблемы, связанные с несогласованностью получаемых от них заданий [20, л. 35; 25, л. 42 об.; 30, л. 55, 6; 31, л. 80].
Таким образом, на протяжении изучаемого периода связь между НК РКИ и сибирскими инспекциями была нерегулярной. Особенно негативное влияние на результативность работы инспекции оказывало отсутствие информации о том, правильно ли инспекция провела обследование. Нарушение руководством наркомата РКИ политики единого директивного центра, которую осуществляло СибРКИ, создавало для нее дополнительные проблемы.
Взаимосвязь СибРКИ со специальными рабоче-крестьянскими инспекциями (транспортной и военной) на протяжении 1923 — первой половины 1924 г. фактически отсутствовала. После проведения II Все-сибирского совещания РКИ, где присутствовали представители всех инспекций, между СибРКИ и специальными РКИ начался обмен информационными письмами. Переезд транспортной РКИ в Новонико-лаевск в середине 1924 г. упростил взаимный обмен информацией [20, л. 50 об.; 24, л. 8; 32, л. 22 об.].
Весной 1925 г. для усиления связи СибРКИ со специальными инспекциями ее руководители были введены в состав коллегии СибРКИ. Заведующий РКИ Западно-Сибирского военного округа вошёл в качестве члена коллегии, а старший инспектор транспортной РКИ — в качестве кандидата. С целью объединения деятельности всех рабоче-крестьянских инспекций в Сибири руководство СибРКИ направило в НК РКИ РСФСР предложение об объединении сибирских отделений РКИ транспорта и связи и РКИ ЗСВО с управлением уполномоченного НК РКИ по Сибири, с образованием из них самостоятельных отделов. НК РКИ РСФСР не поддержал эту инициативу [25, л. 5, 92 об.]. Из губернских РКИ только
Иркутская осуществляла информационный обмен с местным отделением железнодорожной инспекции [32, л. 22].
С ведомственными контрольными органами до осени 1924 г. губернские отделения РКИ не имели регулярных контактов. Исключением были контрольные аппараты губернских финансовых отделов. По заданиям ГубРКИ они производили ревизионные работы в области документальной ревизии, иногда совместно с сотрудниками РКИ [33, л. 77, 78]. В сентябре 1924 г. губернские РКИ получили задание произвести ревизионное обследование ведомственных контрольных органов. По его окончанию было принято решение о налаживании взаимосвязи с ними путем обмена информацией и созыва периодических совещаний с участием представителей РКИ и ведомственных контрольных аппаратов [32, л. 38 об.]. В первой половине 1925 г. взаимодействие с контрольным аппаратом губернских финансовых отделов усилилось. Представители отделов приняли непосредственное участие в обследовании низовой кооперации и местного бюджета. Из ревизионных комиссий других ведомств в работе РКИ непосредственное участие принимала ревизионная комиссия Барнаульского отдела местного хозяйства в ходе обследования местной промышленности и ревизионная комиссия Алтайского кооперативного союза при обследовании потребительской кооперации [34, л. 115 об.]. В целом связь РКИ с контрольными органами других ведомств в 1925 г. была не систематической, она выражалась в редком взаимном использовании ревизионных материалов. Совместные совещания не проводились [24, л. 122; 35, л. 67]. СибРКИ с целью согласования работы всех контролирующих инспекций в интересах улучшения государственного аппарата предложила НК РКИ РСФСР предоставить ей в необходимых случаях право давать руководящие указания ведомственным контрольным аппаратам в форме предложений о проведении тех или иных ревизионных работ. Обязать ведомственные контрольные органы информировать РКИ о своих работах путем посылки копий своих докладов, заключений и отчетов. Возложить на приезжающих в Сибирь с ревизионными целями представителей центральных ведомственных контрольных органов обязанность информировать СибРКИ о результатах их ревизионной работы. Ответа со стороны НК РКИ РСФСР на это предложение не последовало [25, л. 5, 89].
Таким образом, реорганизация центральных органов контроля (народного комиссариата РКИ) привела к ухудшению руководства местными отделениями в 1923 — начале 1924 г. С весны 1924 г. происходит постепенное восстановление взаимодействия наркомата РКИ РСФСР с губернскими отделениями РКИ. Однако до конца изучаемого периода связь между НК РКИ и сибирскими инспекциями была нерегулярной. Обратная связь фактически отсутствовала, и губернские отделения РКИ, отправляя в центр материалы обследований, не имели информации об их дальнейшей судьбе. Несогласованность в действиях наркоматов РКИ РСФСР и РКИ СССР создавала для губернских отделений РКИ дополнительные трудности в осуществлении их деятельности. Предложение СибРКИ об объединении деятельности всех местных контрольных органов Сибири не нашло поддержки в наркомате РКИ. Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что руководство со стороны наркомата местными организациями РКИ осуществлялось неудовлетворительно, особенно в период 1923 — 1-й половины 1924 г.
Библиографический список
1. Дианов, А. Г. Преодоление кризиса рабоче-крестьянской инспекции в период становления нэпа / А Г. Дианов // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. — 2009. - № 3 (78). - С. 12-15.
2. Дианов, А. Г. Создание объединенных органов партийно-государственного контроля. В 2 ч. Ч. 2. / А. Г. Дианов // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. - 2013. - № 4 (121). - С. 12-16.
3. Дианов, А. Г. Государственный архив Новосибирской области как источник по изучению истории сибирской рабоче-крестьянской инспекции / А. Г. Дианов // Альманах современной науки и образования. - 2014. - № 1 (80). - С. 33-35.
4. Анашкин, А. П. Становление и развитие партийно-государственного контроля в Западной Сибири (1920-1929 гг.) / А. П. Анашкин, М. С. Кузнецов. - Томск, 1982. - 208 с.
5. Анашкин, А. П. Ленинский план реорганизации рабоче-крестьянской инспекции и его осуществление на Алтае (19231924 гг.) / А. П. Анашкин // Сб. работ аспирантов кафедры истории КПСС. - Томск : Изд-во Томского ун-та, 1970. -Вып. 6. - С. 42-52.
6. Горестов, М. А Ленинский план реорганизации Рабкрина и деятельность партийных организаций Сибири за его осуществление (1923-1925 гг.) / М. А. Горестов // В. И. Ленин и социально-экономические преобразования в Сибири за 50 лет Советской власти. - Красноярск, 1967. - С. 207-216.
7. Прокопенко, А. В. Подготовка и проведение реорганизации РКИ в Иркутской губернии на основе ленинских принципов (1923- 1926 гг.) / А. В. Прокопенко // Вопросы истории и методики преподавания истории в школе. - Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1966. - С. 85-104.
8. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. Р-374. Оп. 1. Д. 35.
9. Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. Р-288. Оп. 1. Д. 152.
10. Дианов, А. Г. Деятельность Сибирской рабоче-крестьянской инспекции по претворению в жизнь принципов нэпа / А. Г. Дианов // Известия Алтайского государственного университета. - 2011. - № 4, вып. 2 (72). - С. 94-99.
11. Государственный исторический архив Омской области (ГИАОО). Ф. Р-460. Оп. 1. Д. 21.
12. ГАНО Ф. Р-288. Оп. 1. Д. 141.
13. ГИАОО Ф. Р-460. Оп. 1. Д. 28.
14. ГИАОО Ф. Р-460. Оп. 1. Д. 29.
15. ГАНО Ф. П-6. Оп. 1. Д. 31.
16. ГАНО Ф. П-6. Оп. 1. Д. 33.
17. Дианов, А. Г. Внутренняя организация органов рабоче-крестьянской инспекции Сибири в середине 20-х гг. ХХ в. В 2 ч. Ч. 2 / А. Г. Дианов // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. - 2014. - № 1 (125). -С. 9-12.
18. ГИАОО Ф. Р-460. Оп. 1. Д. 149.
19. ГАНО. Ф. Р-288. Оп. 1. Д. 138.
20. ГАНО Ф. Р-288. Оп. 1. Д. 189.
21. Дианов, А. Г. Органы рабоче-крестьянской инспекции Сибири на начальном этапе нэпа: структура профессиональной подготовки и материальное обеспечение / А. Г. Дианов // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. - 2009. - № 2 (76). - С. 18-22.
22. 1 Всесибирское совещание РКИ 1922 г. 10 - 13 апреля. -Новониколаевск, 1922. - 95 с.
23. ГАНО Ф. Р-288. Оп. 1. Д. 133.
24. ГАНО Ф. Р-288. Оп. 1. Д. 291.
25. ГАНО Ф. Р-288. Оп. 1. Д. 136.
26. ГАНО Ф. Р-288. Оп. 1. Д. 290.
27. Государственный архив Красноярского края (ГАКК). Ф. Р-241. Оп. 1. Д. 556.
28. Центр хранения и изучения документов новейшей истории Красноярского края (ЦХИИДНИКК) Ф. П-1. Оп. 1. Д. 762.
29. Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. Р-320. Оп. 1. Д. 70 а.
30. ГАНО Ф. Р-288. Оп. 1. Д. 134.
31. ГИАОО Ф. Р-460. Оп. 2. Д. 644.
32. ГАНО Ф. Р-288. Оп. 1. Д. 203.
33. ГАНО Ф. Р-288. Оп. 1. Д. 137.
34. ГАНО. Ф. Р-288. Оп. 1. Д. 308.
35. ГАНО Ф. Р-288. Оп. 1. Д. 288.
ДИАНОВ Алексей Григорьевич, кандидат исторических наук, доцент (Россия), доцент кафедры отечественной истории и политологии. Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 30.05.2014 г. © А. Г. Дианов
Книжная полка
Прохорова, Л. Д. История древнего мира : учеб. электрон. изд. локального распространения : конспект лекций / Л. Д. Прохорова. - Омск : ОмГТУ, 2014. - 1 о=эл. опт. диск (CD-ROM).
Содержит конспекты лекций по всем разделам дисциплины «История древнего мира», контрольные вопросы по каждой теме и библиографический список. Структура и содержание лекций соответствуют государственному стандарту высшего профессионального образования специальности «Историко-архивоведение». Для студентов специальности «Историко-архивоведение» дистанционной и заочной форм обучения.
Прохорова, Л. Д. История исторической науки : учеб. электрон. изд. локального распространения : учеб. пособие / Л. Д. Прохорова. - Омск : ОмГТУ, 2014. - 1 о=эл. опт. диск (CD-ROM).
Издание содержит конспекты лекций по всем разделам дисциплины «История исторической науки», планы семинарских занятий, задания по самостоятельной работе (СРС), контрольные вопросы по каждой теме и библиографический список. Для студентов специальности «Историко-архивоведение» дистанционной и заочной форм обучения.