Научная статья на тему 'Взаимодействие местных и центральных контрольных органов в середине 20-х гг. Xx В. (на примере Сибири)'

Взаимодействие местных и центральных контрольных органов в середине 20-х гг. Xx В. (на примере Сибири) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
173
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИБИРЬ / РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКАЯ ИНСПЕКЦИЯ / НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ РКИ / ВЕДОМСТВЕННЫЕ ИНСПЕКЦИИ / WORKERS'' AND PEASANTS'' INSPECTORATE / PEOPLE''S COMMISSARIAT OF WORKERS'' AND PEASANTS'' INSPECTORATE / SIBERIA / DEPARTMENTAL CONTROL ORGANS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дианов Алексей Григорьевич

Статья посвящена исследованию взаимодействия Сибирского краевого и губернских отделений рабоче-крестьянской инспекции с руководством - народным комиссариатом рабоче-крестьянской инспекции РСФСР и СССР и с ведомственными контрольными органами в губерниях в 1923 - 1925 гг. Рассматриваемая проблема впервые является предметом специального исследования. Автор на основе материалов сибирских и центральных архивов анализирует общие закономерности и особенности взаимоотношений региональных и центральных контрольных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Дианов Алексей Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interaction between Local and Central Control Bodies in the Middle 1920s (in Siberia)

The article investigates the interaction of Siberian regional and provincial departments of Workers' and Peasants' Inspectorate with the authorities, the People's Commissariat of the Workers' and Peasants' Inspectorate of RSFSR and USSR and departmental control organs in provinces (gubernias) in 1923-1925. The problem under review has become the subject of a special investigation for the first time. The author analyses some general laws and features of control bodies and State organizations' interaction on a base of Siberian and central archives.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие местных и центральных контрольных органов в середине 20-х гг. Xx В. (на примере Сибири)»

ХУДЯКОВ Виктор Николаевич, доктор исторических наук, профессор (Россия), заведующий кафедрой отечественной истории Омского государственного педагогического университета. Адрес для переписки: vnh_ist@mail.ru РОДИГИНА Наталия Николаевна, доктор исторических наук, профессор (Россия), профессор кафед-

ры отечественной истории Новосибирского государственного педагогического университета; старший научный сотрудник Тобольской комплексной научной станции УрО РАН. Адрес для переписки: natrodigina@list.ru

Статья поступила в редакцию 16.03.2015 г. © В. Н. Худяков, Н. Н. Родигина

УДК 95(57):332.025.13

А. Г. ДИАНОВ

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,

г. Омск

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕСТНЫХ И ЦЕНТРАЛЬНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ ОРГАНОВ В СЕРЕДИНЕ 20-х гг. XX в.

(НА ПРИМЕРЕ СИБИРИ)_

Статья посвящена исследованию взаимодействия Сибирского краевого и губернских отделений рабоче-крестьянской инспекции с руководством — народным комиссариатом рабоче-крестьянской инспекции РСФСР и СССР и с ведомственными контрольными органами в губерниях в 1923 — 1925 гг. Рассматриваемая проблема впервые является предметом специального исследования. Автор на основе материалов сибирских и центральных архивов анализирует общие закономерности и особенности взаимоотношений региональных и центральных контрольных органов. Ключевые слова: Сибирь, рабоче-крестьянская инспекция, народный комиссариат РКИ, ведомственные инспекции.

Российскому государству в последнее десятилетие удалось усилить ослабевшие в 90-х гг. XX в. контрольные функции. Возрос интерес исследователей к деятельности контрольных органов в различные периоды истории России.

Анализ взаимодействия местных и центральных органов государственного контроля в середине 20 х гг., представляет интерес и в настоящее время.

Рабоче-крестьянская инспекция в изучаемый период была основным контрольным органом Советского государства. В 1923 г. в системе контрольных органов государства происходят значительные изменения, связанные с тем, что советское руководство не было удовлетворено эффективностью работы рабоче-крестьянской инспекции. Летом 1922 г. в стране развернулась дискуссия о месте РКИ в системе органов государственной власти.

Споры о месте РКИ в системе государственной власти и методах ее работы были в основном завершены с выходом работ В. И. Ленина «Как нам реорганизовать Рабкрин» и «Лучше меньше да лучше», опубликованных в январе —марте 1923 г. Руководство страны положило в основу реорганизации РКИ идеи, изложенные в этих работах. В них В. И. Ленин определил новые стержневые задачи, которые должна была решать рабоче-крестьянская инспекция. Основным направлением деятельности рабоче-крестьянской инспекции стала работа по усовершенствованию государственного аппарата, а главным методом ее осуществления был выбран инс-пекционно-обследовательский [1, с. 15].

Реорганизация центральных органов контроля — Центральной контрольной комиссии РКП (б) (ЦКК) и народного комиссариата рабоче-крестьянской инспекции СССР (НК РКИ СССР) — в основном завершилась осенью 1923 г. «В дальнейшем организационная структура НК РКИ СССР и республиканских наркоматов РКИ постоянно подвергалась серьезным изменениям, но принципы взаимоотношений РКИ и ЦКК, формы и методы их взаимосвязи, выработанные в 1923 г., до конца 20-х гг. почти не изменялись» [2, с. 15].

В данной работе автор поставил цель проанализировать взаимоотношения местных отделений рабоче-крестьянской инспекции с центральными органами (наркоматы РКИ РСФСР и СССР) и ведомственными контрольными органами.

Основой для написания работы стали фонды Государственного архива Новосибирской области. Особая значимость этого архива для освещения деятельности рабоче-крестьянской инспекции в Сибири состоит в том, что начиная с 1921 г. (после переезда из Омска) в Новониколаевске (Новосибирске) работала Сибирская областная (с 1924 г. — краевая) рабоче-крестьянская инспекция (СибРКИ). Следовательно, именно в Новосибирск поступали годовые, квартальные отчёты, доклады о результатах важнейших ревизий и обследований губернских рабоче-крестьянских инспекций Сибири [3, с. 33].

Рассматриваемая проблема впервые является предметом специального исследования. Ее отдельные аспекты были затронуты в работах сибирских исто-

риков А. П. Анашкина, М. А. Горестова, М. С. Кузнецова, А. В. Прокопенко [4 — 7].

Реорганизация центральных органов рабоче-крестьянской инспекции нарушила связь между центральными органами и местными отделениями. Сибирское отделение РКИ с весны 1923 г. и до осени 1924 г. получало в месяц из Москвы 2 — 3 руководящих циркуляра или письма. На запросы, направляемые в центр, ответы приходили через 2 — 3 месяца, а иногда их не было совсем [8, л. 92; 9, л. 10].

Местные органы РКИ Сибири ждали ясных и чётких распоряжений центра. В годовом отчёте за 1922 г. Сибирская РКИ сообщала, что переход к нэпу сибирские РКИ встретили с определённой растерянностью, поскольку, не получая чётких указаний из центра, многие ответственные работники стали считать, что нэп освобождает от всякого контрольного наблюдения общественные организации, хозрасчётные, арендные и частные предприятия [10, с. 95].

Непосредственное общение руководства Сибирского областного (с мая 1925 г. краевого) отделения с сотрудниками центрального аппарата РКИ было редким явлением. На протяжении полутора лет выявлено два случая непосредственных контактов — в феврале 1924 г. руководитель Сибирского отделения участвовал во Всесоюзном съезде РКИ в Москве, в октябре ответственный работник наркомата РКИ РСФСР А. Г. Шилов посетил Новониколаевск, где выступил на объединенном совещании работников СибРКИ, СибКК, Новониколаевской ГубРКИ и РКИ ЗСВО [11, л. 64].

На состоявшемся в конце января — начале февраля 1924 г. Всесоюзном совещании руководителей РКИ и представителей контрольных комиссий руководство наркоматов РКИ обещало укрепить связь с местными органами РКИ. Однако этого не произошло. А.Г.Шилов на совещании в Новониколаевске объяснил причины данного явления — с сентября

1923 г. по апрель 1924 г. наркомат РКИ занимался внутренней перестройкой и почти не осуществлял руководство на местах. С апреля 1924 г. НК РКИ РСФСР устанавливает непосредственный контакт с рядом местных губернских отделений. К октябрю

1924 г. (времени приезда в Сибирь представителя центра) были обследованы 22 областных и губернских отделения РКИ (менее половины). После проведения обследования планировалось проанализировать их работу и подготовить рекомендации по перестройке работы местных органов [9, л. 3; 12, л. 37].

Отсутствие четкой информации из центра и стремление ряда руководителей быть самыми верными ленинцами привели к неправильному пониманию сути взаимоотношений между губернскими отделениями РКИ и КК. Наиболее показательно в этом плане позиция председателя президиума Омской КК и заведующего ГубРКИ И. Д. Маслова. В августе 1924 г. он высказал мнение о необходимости полного стирания различий между КК и РКИ. В докладной записке, направленной в СибРКИ и НК РКИ, он предложил превратить РКИ в технический аппарат контрольной комиссии [13, л. 63; 14, л. 226].

Очевидно, он был не единственным рационализатором в этом направлении. Стремясь предотвратить нежелательные последствия, ЦКК РКП (б) в директиве от 13 октября и циркулярах от 16 октября 1924 г. потребовала от местных руководящих партийных органов и контрольных комиссий исключить возможность подмены советского аппарата партийным. Президиум КК должен осуществлять общее руководство по партийной линии через секретариат и парт-

коллегию, по советской — через коллегию (или заведующего) РКИ. Все вопросы, непосредственно не входившие в компетенцию партийного контроля, должны были рассматриваться коллегией РКИ (или заведующим) и проводиться через губисполком [4, с. 57; 15, л. 11; 16, л. 74]. Членам контрольных комиссий, не входившим в аппарат РКИ, рекомендовалось участвовать лишь в таких ревизиях и обследованиях, которые непосредственно соприкасались с работой партийных органов и организаций [17, с. 10].

На проходившем в октябре 1924 г. объединенном совещании ответственных работников сибирских РКИ и КК старший консультант СибРКИ Н. П. Казанский, обращаясь к представителю центра, высказал ряд претензий. Он обратил внимание на то, что сибирские инспекции не получили план работы РКИ на 1924 г. Отрицательно на работу инспекции влияло и то обстоятельство, что число неплановых заданий центра было в 1924 г. больше, чем плановых [18, л. 68].

В отчете, направленном сибирским отделениям РКИ в НК РКИ РСФСР в марте 1925 г., обращалось внимание на то, что сибирские инспекции находятся в полном неведении о тех организационных и принципиальных вопросах, которые возникают и дискутируются в НК РКИ. Была высказана просьба дать оценку направляемым в наркомат отчетам по результатам проведенных сибирскими инспекциями ревизий и обследований. В отчете отмечалось, что задания, полученные сибирскими инспекциями от НК РКИ РСФСР, иногда не согласовывались с НК РКИ СССР. В ряде случаев НК РКИ РСФСР при направлении заданий указывал нереальные сроки. Так, например, 29 декабря 1924 г. СибРКИ получила задание обследовать учреждения, проводящие зрелищные мероприятия, и представить в Москву материалы к 10 декабря. В начале февраля 1925 г. было получено задание обследовать аппараты отделов местных исполнительных комитетов и отчитаться перед наркоматом к 1 января 1925 г. [19, л. 88; 20, л. 58].

Сибирское областное отделение РКИ строго проводило политику единого директивного центра. Данная политика опиралась на принятом в апреле 1922 г. сибирском совещании РКИ решение, согласно которому местные организации РКИ могли связываться с центром только через СибРКИ [21, с. 19; 22, с. 6].

В январе 1924 г. НК РКИ СССР был принят циркуляр, согласно которому губернским органам РКИ, входящим в состав областных, предоставили право обращаться непосредственно в НК РКИ РСФСР и КК РКП (б) СССР с одновременным уведомлением соответствующих областных отделений [23, л. 9]. Сибирские губернские отделения по-разному отнеслись к новому порядку взаимосвязи с НК РКИ. Одни стали рассматривать его как изменение ранее существующего, другие вступили в переписку с СибРКИ, прося у сибирского центра указаний [20, л. 34].

Несогласованность действий наркомата РКИ и СибРКИ создавала для губернских отделений РКИ дополнительные трудности при проведении обследований. Например, в августе 1924 г. СибРКИ было дано сибирским РКИ плановое задание по обследованию торговых представительств по программе, разработанной СибРКИ. В середине сентября 1924 г. задание было выполнено, однако в конце сентября от наркомата РКИ РСФСР пришло распоряжение об обследовании торговых представительств, но по программе значительно расходившейся с программой СибРКИ. В сентябре 1924 г. Алтайская ГубРКИ получила от наркомата РКИ СССР задание по обсле-

дованию потребительской кооперации. Инспекция приступила к работе и сообщила об этом в СибРКИ, которая потребовала прекратить обследование, а через две недели приказала его возобновить, но по другой программе [20, л. 34; 24, л. 34].

Одним из факторов, негативно влиявших на качество проводимых сибирскими инспекциями обследований, являлось отсутствие обратной связи. Инспекции, отправив материалы обследования в СибРКИ, впоследствии не получили информации о качестве выполнения работы и ее значимости. Отсутствие критической оценки материалов обследований приводило к повторяемости ошибок. Отрицательное влияние на результативность работы губернских РКИ оказывало: отсутствие информации о методах и приемах ревизионной деятельности других губернских РКИ и СибРКИ, недостаток литературы, на основе которой можно было ознакомиться с лучшими образцами работ и оригинальными методами проведения обследований [24, л. 7, 172; 25, л. 42 об.; 26, л. 9, 80; 27, л. 118; 28, л. 103; 29, л. 1].

Для устранения недостатков во взаимоотношениях в январе 1925 г. члены коллегии СибРКИ посетили все губернские отделения РКИ. На основе анализа работы Томской, Иркутской и Енисейской инспекций был составлен сравнительный критический обзор их деятельности и направлен во все сибирские РКИ. Снабжение губернских отделений литературой и руководящими материалами не улучшилось. В начале 1925 г. СибРКИ удалось согласовать с НК РКИ вопрос о возращении сибирских инспекций к системе единого директивного центра. Это внесло во взаимоотношения губернских РКИ с сибирским и московским центрами определенность и устранило проблемы, связанные с несогласованностью получаемых от них заданий [20, л. 35; 25, л. 42 об.; 30, л. 55, 6; 31, л. 80].

Таким образом, на протяжении изучаемого периода связь между НК РКИ и сибирскими инспекциями была нерегулярной. Особенно негативное влияние на результативность работы инспекции оказывало отсутствие информации о том, правильно ли инспекция провела обследование. Нарушение руководством наркомата РКИ политики единого директивного центра, которую осуществляло СибРКИ, создавало для нее дополнительные проблемы.

Взаимосвязь СибРКИ со специальными рабоче-крестьянскими инспекциями (транспортной и военной) на протяжении 1923 — первой половины 1924 г. фактически отсутствовала. После проведения II Все-сибирского совещания РКИ, где присутствовали представители всех инспекций, между СибРКИ и специальными РКИ начался обмен информационными письмами. Переезд транспортной РКИ в Новонико-лаевск в середине 1924 г. упростил взаимный обмен информацией [20, л. 50 об.; 24, л. 8; 32, л. 22 об.].

Весной 1925 г. для усиления связи СибРКИ со специальными инспекциями ее руководители были введены в состав коллегии СибРКИ. Заведующий РКИ Западно-Сибирского военного округа вошёл в качестве члена коллегии, а старший инспектор транспортной РКИ — в качестве кандидата. С целью объединения деятельности всех рабоче-крестьянских инспекций в Сибири руководство СибРКИ направило в НК РКИ РСФСР предложение об объединении сибирских отделений РКИ транспорта и связи и РКИ ЗСВО с управлением уполномоченного НК РКИ по Сибири, с образованием из них самостоятельных отделов. НК РКИ РСФСР не поддержал эту инициативу [25, л. 5, 92 об.]. Из губернских РКИ только

Иркутская осуществляла информационный обмен с местным отделением железнодорожной инспекции [32, л. 22].

С ведомственными контрольными органами до осени 1924 г. губернские отделения РКИ не имели регулярных контактов. Исключением были контрольные аппараты губернских финансовых отделов. По заданиям ГубРКИ они производили ревизионные работы в области документальной ревизии, иногда совместно с сотрудниками РКИ [33, л. 77, 78]. В сентябре 1924 г. губернские РКИ получили задание произвести ревизионное обследование ведомственных контрольных органов. По его окончанию было принято решение о налаживании взаимосвязи с ними путем обмена информацией и созыва периодических совещаний с участием представителей РКИ и ведомственных контрольных аппаратов [32, л. 38 об.]. В первой половине 1925 г. взаимодействие с контрольным аппаратом губернских финансовых отделов усилилось. Представители отделов приняли непосредственное участие в обследовании низовой кооперации и местного бюджета. Из ревизионных комиссий других ведомств в работе РКИ непосредственное участие принимала ревизионная комиссия Барнаульского отдела местного хозяйства в ходе обследования местной промышленности и ревизионная комиссия Алтайского кооперативного союза при обследовании потребительской кооперации [34, л. 115 об.]. В целом связь РКИ с контрольными органами других ведомств в 1925 г. была не систематической, она выражалась в редком взаимном использовании ревизионных материалов. Совместные совещания не проводились [24, л. 122; 35, л. 67]. СибРКИ с целью согласования работы всех контролирующих инспекций в интересах улучшения государственного аппарата предложила НК РКИ РСФСР предоставить ей в необходимых случаях право давать руководящие указания ведомственным контрольным аппаратам в форме предложений о проведении тех или иных ревизионных работ. Обязать ведомственные контрольные органы информировать РКИ о своих работах путем посылки копий своих докладов, заключений и отчетов. Возложить на приезжающих в Сибирь с ревизионными целями представителей центральных ведомственных контрольных органов обязанность информировать СибРКИ о результатах их ревизионной работы. Ответа со стороны НК РКИ РСФСР на это предложение не последовало [25, л. 5, 89].

Таким образом, реорганизация центральных органов контроля (народного комиссариата РКИ) привела к ухудшению руководства местными отделениями в 1923 — начале 1924 г. С весны 1924 г. происходит постепенное восстановление взаимодействия наркомата РКИ РСФСР с губернскими отделениями РКИ. Однако до конца изучаемого периода связь между НК РКИ и сибирскими инспекциями была нерегулярной. Обратная связь фактически отсутствовала, и губернские отделения РКИ, отправляя в центр материалы обследований, не имели информации об их дальнейшей судьбе. Несогласованность в действиях наркоматов РКИ РСФСР и РКИ СССР создавала для губернских отделений РКИ дополнительные трудности в осуществлении их деятельности. Предложение СибРКИ об объединении деятельности всех местных контрольных органов Сибири не нашло поддержки в наркомате РКИ. Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что руководство со стороны наркомата местными организациями РКИ осуществлялось неудовлетворительно, особенно в период 1923 — 1-й половины 1924 г.

Библиографический список

1. Дианов, А. Г. Преодоление кризиса рабоче-крестьянской инспекции в период становления нэпа / А Г. Дианов // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. — 2009. - № 3 (78). - С. 12-15.

2. Дианов, А. Г. Создание объединенных органов партийно-государственного контроля. В 2 ч. Ч. 2. / А. Г. Дианов // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. - 2013. - № 4 (121). - С. 12-16.

3. Дианов, А. Г. Государственный архив Новосибирской области как источник по изучению истории сибирской рабоче-крестьянской инспекции / А. Г. Дианов // Альманах современной науки и образования. - 2014. - № 1 (80). - С. 33-35.

4. Анашкин, А. П. Становление и развитие партийно-государственного контроля в Западной Сибири (1920-1929 гг.) / А. П. Анашкин, М. С. Кузнецов. - Томск, 1982. - 208 с.

5. Анашкин, А. П. Ленинский план реорганизации рабоче-крестьянской инспекции и его осуществление на Алтае (19231924 гг.) / А. П. Анашкин // Сб. работ аспирантов кафедры истории КПСС. - Томск : Изд-во Томского ун-та, 1970. -Вып. 6. - С. 42-52.

6. Горестов, М. А Ленинский план реорганизации Рабкрина и деятельность партийных организаций Сибири за его осуществление (1923-1925 гг.) / М. А. Горестов // В. И. Ленин и социально-экономические преобразования в Сибири за 50 лет Советской власти. - Красноярск, 1967. - С. 207-216.

7. Прокопенко, А. В. Подготовка и проведение реорганизации РКИ в Иркутской губернии на основе ленинских принципов (1923- 1926 гг.) / А. В. Прокопенко // Вопросы истории и методики преподавания истории в школе. - Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1966. - С. 85-104.

8. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. Р-374. Оп. 1. Д. 35.

9. Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. Р-288. Оп. 1. Д. 152.

10. Дианов, А. Г. Деятельность Сибирской рабоче-крестьянской инспекции по претворению в жизнь принципов нэпа / А. Г. Дианов // Известия Алтайского государственного университета. - 2011. - № 4, вып. 2 (72). - С. 94-99.

11. Государственный исторический архив Омской области (ГИАОО). Ф. Р-460. Оп. 1. Д. 21.

12. ГАНО Ф. Р-288. Оп. 1. Д. 141.

13. ГИАОО Ф. Р-460. Оп. 1. Д. 28.

14. ГИАОО Ф. Р-460. Оп. 1. Д. 29.

15. ГАНО Ф. П-6. Оп. 1. Д. 31.

16. ГАНО Ф. П-6. Оп. 1. Д. 33.

17. Дианов, А. Г. Внутренняя организация органов рабоче-крестьянской инспекции Сибири в середине 20-х гг. ХХ в. В 2 ч. Ч. 2 / А. Г. Дианов // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. - 2014. - № 1 (125). -С. 9-12.

18. ГИАОО Ф. Р-460. Оп. 1. Д. 149.

19. ГАНО. Ф. Р-288. Оп. 1. Д. 138.

20. ГАНО Ф. Р-288. Оп. 1. Д. 189.

21. Дианов, А. Г. Органы рабоче-крестьянской инспекции Сибири на начальном этапе нэпа: структура профессиональной подготовки и материальное обеспечение / А. Г. Дианов // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. - 2009. - № 2 (76). - С. 18-22.

22. 1 Всесибирское совещание РКИ 1922 г. 10 - 13 апреля. -Новониколаевск, 1922. - 95 с.

23. ГАНО Ф. Р-288. Оп. 1. Д. 133.

24. ГАНО Ф. Р-288. Оп. 1. Д. 291.

25. ГАНО Ф. Р-288. Оп. 1. Д. 136.

26. ГАНО Ф. Р-288. Оп. 1. Д. 290.

27. Государственный архив Красноярского края (ГАКК). Ф. Р-241. Оп. 1. Д. 556.

28. Центр хранения и изучения документов новейшей истории Красноярского края (ЦХИИДНИКК) Ф. П-1. Оп. 1. Д. 762.

29. Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. Р-320. Оп. 1. Д. 70 а.

30. ГАНО Ф. Р-288. Оп. 1. Д. 134.

31. ГИАОО Ф. Р-460. Оп. 2. Д. 644.

32. ГАНО Ф. Р-288. Оп. 1. Д. 203.

33. ГАНО Ф. Р-288. Оп. 1. Д. 137.

34. ГАНО. Ф. Р-288. Оп. 1. Д. 308.

35. ГАНО Ф. Р-288. Оп. 1. Д. 288.

ДИАНОВ Алексей Григорьевич, кандидат исторических наук, доцент (Россия), доцент кафедры отечественной истории и политологии. Адрес для переписки: dianov_60@mail.ru

Статья поступила в редакцию 30.05.2014 г. © А. Г. Дианов

Книжная полка

Прохорова, Л. Д. История древнего мира : учеб. электрон. изд. локального распространения : конспект лекций / Л. Д. Прохорова. - Омск : ОмГТУ, 2014. - 1 о=эл. опт. диск (CD-ROM).

Содержит конспекты лекций по всем разделам дисциплины «История древнего мира», контрольные вопросы по каждой теме и библиографический список. Структура и содержание лекций соответствуют государственному стандарту высшего профессионального образования специальности «Историко-архивоведение». Для студентов специальности «Историко-архивоведение» дистанционной и заочной форм обучения.

Прохорова, Л. Д. История исторической науки : учеб. электрон. изд. локального распространения : учеб. пособие / Л. Д. Прохорова. - Омск : ОмГТУ, 2014. - 1 о=эл. опт. диск (CD-ROM).

Издание содержит конспекты лекций по всем разделам дисциплины «История исторической науки», планы семинарских занятий, задания по самостоятельной работе (СРС), контрольные вопросы по каждой теме и библиографический список. Для студентов специальности «Историко-архивоведение» дистанционной и заочной форм обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.