Научная статья на тему 'Внутренняя организация органов рабоче-крестьянской инспекции в Сибири в середине 20-х гг. XX В. Часть 2'

Внутренняя организация органов рабоче-крестьянской инспекции в Сибири в середине 20-х гг. XX В. Часть 2 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
193
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКАЯ ИНСПЕКЦИЯ / СТРУКТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / WORK-AND-PEASANT INSPECTION / STRUCTURE / PROFESSIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дианов Алексей Григорьевич

Статья посвящена исследованию изменений, происходивших в составе и структуре органов рабоче-крестьянской инспекции в 1923-1925 гг. в Сибири. Автор выявляет особенности изменений внутренней организации органов рабоче-крестьянской инспекции в ходе их реорганизации, итогом которой стало объединение в Сибири органов рабоче-крестьянской инспекции и партийных контрольных комиссий РКП (б).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Дианов Алексей Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Internal organization of work-and-peasant inspection''s organs in Siberia in the middle 20''s of the XX century. Part 2

The article is devoted to investigation of changes took place in the structure and stuff of work-and-peasant inspection's organs in 1923-1925 in Siberia. The author determines the characteristic features of changes in the internal organization of work-and-peasant inspection's organs in the process of their reorganization resulted in uniting work-and-peasant inspection's organs with Party Control Commissions.

Текст научной работы на тему «Внутренняя организация органов рабоче-крестьянской инспекции в Сибири в середине 20-х гг. XX В. Часть 2»

УДК 95(57):332.025.13

А. Г. ДИАНОВ

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,

г. Омск

ВНУТРЕННЯЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОРГАНОВ РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКОЙ ИНСПЕКЦИИ В СИБИРИ В СЕРЕДИНЕ 20-х гг. XX в. ЧАСТЬ 2

Статья посвящена исследованию изменений, происходивших в составе и структуре органов рабоче-крестьянской инспекции в 1923—1925 гг. в Сибири. Автор выявляет особенности изменений внутренней организации органов рабоче-крестьянской инспекции в ходе их реорганизации, итогом которой стало объединение в Сибири органов рабоче-крестьянской инспекции и партийных контрольных комиссий РКП (б). Ключевые слова: рабоче-крестьянская инспекция, структура, профессиональная подготовка.

Изменение задач и функций РКИ и резкое сокращение штата отразились на организационной структуре сибирских инспекций. Губернские отделения сибирских инспекций с января по август 1923 г. в основном сохраняли структуру, на которую они перешли в конце 1921 г. Все губернские инспекции состояли из трех отделов. Общий отдел (управление делами) — в нем была сосредоточена организационно-инструкторская, информационно-юридическая, финансово-бухгалтерская, хозяйственная часть, дела по личному составу и делопроизводство по ячейкам и группам содействия РКИ. В состав этого отдела в Новониколаевской, Томской, Алтайской и Омской инспекциях входило бюро жалоб. В Алтайской и Томской такой работой занимался заведующий бюро жалоб. В Омской и Новониколаевской прием жалоб являлся дополнительной нагрузкой у одного из сотрудников отдела. Иркутское и Енисейское РКИ деятельность бюро жалоб приостановили осенью 1922 г., сославшись на то, что с образованием прокуратуры его функции перешли к этому органу [1, л. 2; 2, л. 365 ; 3, л. 365; 4, л. 559].

28 июня 1923 г. СибРКИ направило в губернские инспекции директивное письмо. В нем было отмечено, что некоторые сибирские инспекции, основываясь на неправильном понимании функций прокуратуры и ее взаимоотношению с органами РКИ, ликвидировали в составе своих аппаратов, вопреки прямому запрещению НК РКИ, бюро жалоб. Двенадцатый съезд РКП(б) возложил на РКИ обязанности по усовершенствованию госаппарата. Поэтому жалобы на несовершенство госаппарата и на отдельных должностных лиц, не проявляющих стремление к проведению этого усовершенствования, должны рассматриваться органами РКИ. В случае недостаточной нагрузки работников бюро жалоб его функции следует поручить управлению делами. Иркутская ГубРКИ возобновила работу бюро жалоб 18 июля 1923 г., Енисейская — 2 августа [3, л. 18об; 5, л. 230; 6, л. 85].

Экономический отдел состоял из финансовой, промышленной и продовольственно-сельскохозяйственной секций, которые весной 1923 г. были преобразованы в группы без административного и технического персонала, непосредственно подчиненные заведующему отделом.

Административно-общественный отдел состоял из секций — просвещения, здравоохранения и социального обеспечения, административной, которые весной 1923 г. были преобразованы в группы. В Омской и Иркутской РКИ были образованы военные секции, в Иркутской — в феврале 1923 г. в связи с расформированием РКИ ВСВО, в Омской — в июне 1923 г. в связи с переездом РКИ ЗСВО из Омска в Новониколаевск. В остальных РКИ проверкой военных учреждений занимался сотрудник административной секции [4, л. 556; 7, л. 6; 8, л. 9; 9. л. 26 об; 10, л. 132].

Значительное сокращение штата в августе 1923 г. не могло не отразиться на структуре губернских РКИ. Они стали состоять из двух отделов: общим (управление делами) с бюро жалоб и ревизионным. Роль заместителя заведующего выполнял заведующий ревизионным отделом. Управляющий делами (секретарь) должен был нести обязанности по секретарской части, бухгалтерии и по общей отчетности РКИ. В связи с тем, что 85 % штата РКИ должен был составлять инспекторский персонал, ГубРКИ могла иметь в штате одну машинистку и одного регистратора. В ноябре 1923 г. СибРКИ предложила губинспекциям функции бюро жалоб закрепить за ревизионным отделом, а обязанности юрист-консультанта возложить на управляющего делами. В Томской, Иркутской и Омской ГубРКИ в самостоятельную была выделена секция по улучшению госаппарата в составе заведующего и руководителя работ по научной организации труда (НОТ). Входящие в эту секцию сотрудники работали в ней по совместительству [6, л. 85; 11, л. 5; 12, л. 4об; 13, л. 10 — 11; 14, л. 196; 15, л. 12об; 16, л. 2; 17, л. 118].

В основу структуры губернских РКИ был положен принцип достижения возможной простоты, отсутствовало разделение на секции. Доля инспекторского персонала была увеличена в процентном соотношении за счет сокращения административнотехнического персонала.

Весной 1924 г. происходит дальнейшее упрощение структуры сибирских инспекций. 17 марта 1924 г. выходит приказ НК РКИ СССР. В нем отмечается, что местные органы РКИ, как правило, не должны иметь никаких особых административных делений в своем построении. Они должны состоять:

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014

из «а) руководящего состава — коллегии, б) инспекторов и инструкторов, непосредственно подчиненных руководящему составу (коллегии, заведующему или начальнику учреждения) и технического обслуживающего персонала» [18, л. 7].

Первой из сибирских инспекций перестроила свою структуру Томская РКИ. На проходящем с 20 по 23 марта 1924 г. II Всесибирском совещании РКИ заведующий Томской РКИ Москунов заявил о перестройке структуры инспекции. В конце марта 1924 г. перестроили структуру Иркутское и Новониколаевское отделения, в апреле — Енисейское и Омское. С 1 мая были упразднены отделы в Алтайской ГубРКИ [19, л. 73-74; 20, л. 20об, 70об; 21, л. 129, 170; 22, л. 2; 23, л. 64; 24, л. 89]. На II Всесибирском совещании (20-23 марта 1924 г.) не было принято решение о том, кто будет осуществлять руководство местными органами РКИ — заведующий или коллегия. Это явилось одной из причин разнообразия форм управления на местах. Коллегиальное управление было установлено в Енисейской в июле 1924 г., а в Алтайской — в сентябре. В остальных губерниях единоначалие. Для предварительного рассмотрения ревизионных материалов, направленных в президиум контрольных комиссий, при губернских РКИ созданы ревизионные совещания. В Енисейской РКИ функции ревизионного совещания были переданы коллегии [25, с. 49; 26, л. 4а; 27, л. 8].

В августе 1924 г. СибРКИ направила в губернские отделения письмо, в котором предложила обсудить вопрос о формах руководства местными отделениями РКИ. Руководство большинства местных инспекций (кроме Енисейской и Алтайской) высказалось за единоначалие. Председатель президиума Омской КК и заведующий ГубРКИ Маслов высказывали мнение о необходимости полного стирания различий между КК и РКИ. В докладной записке, направленной в СибРКИ и НК РКИ, он предложил превратить РКИ в технический аппарат контрольной комиссии [28, л. 63; 29, л. 226].

Очевидно, он был не единственным рационализатором в этом направлении. Стремясь предотвратить нежелательные последствия, ЦКК РКП(б) в директиве от 13 октября и циркулярах от 16 октября 1924 г. потребовала от местных руководящих партийных органов и контрольных комиссий исключить возможность подмены советского аппарата партийным. Президиум КК должен осуществлять общее руководство по партийной линии через секретариат и партколлегию, по советской — через коллегию (или заведующего) РКИ. Все вопросы, непосредственно не входившие в компетенцию партийного контроля, должны были рассматриваться коллегией РКИ (или заведующим) и проводиться через губисполком [30, с. 57 ; 31, л. 11; 32, л. 21; 33, л. 74]. Членам контрольных комиссий, не входившим в аппарат РКИ, рекомендовалось участвовать лишь в таких ревизиях и обследованиях, которые непосредственно соприкасались с работой партийных органов и организаций.

Опыт работы объединенных органов партийного и советского контроля в Сибири к концу 1924 г. показал, что сосредоточение руководства в президиуме КК, при сохранении единоначалия в аппарате РКИ, является нецелесообразным, Президиум КК, стремясь быть в курсе работы РКИ, рассматривал результаты всех проводимых РКИ обследований. Это затрагивало самостоятельность рабоче-крестьянской инспекции, уменьшало возможность для проявления инициативы. Состоявшийся с 24 по

26 декабря 1924 г. II пленум Сибкрай КК предложил всем органам КК-РКИ Сибири создать коллегии РЕИ, возложив на них ответственность за все сферы деятельности РКИ, сохранив за президиумом КК функции общего руководства. Техническую и информационно-пропагандистскую работу было рекомендовано передать общему секретариату [34, л. 24; 35, л. 57, 59, 61, 62, 70; 36, л. 37; 37, л. 773].

В течение января — первой декады 1925 г. в аппаратах органов партийно-государственного контроля Сибири были созданы коллегии РКИ численностью от 3-х до 5 чел. [34, л. 24; 38, л. 96; 39, л. 3; 40, л. 2, 4, 7; 41, л. 2]. Создание коллегий позволило освободить президиум КК от вопросов повседневной деятельности РКИ, создало условия для всестороннего анализа результатов обследований, совершенствования методов работы.

В работе с жалобами населения серьезных сдвигов в 1924—1925 гг. не произошло. В значительной степени это было связано с загруженностью и уровнем квалификации сотрудников, занимавшихся данной работой.

В 1924 г. Только в Енисейской и Новониколаевской ГубРКИ был специальный работник, ведавший приемом и рассмотрением жалоб. В остальных инспекциях обязанности по приему и рассмотрению жалоб граждан сотрудники выполняли попутно с другими обязанностями. Состав сотрудников, занимавшихся этой работой, часто менялся. Наиболее значимые с их точки зрения жалобы они докладывали зав. ГубРКИ, который решал, что по этой жалобе надлежит сделать [42, л. 16об; 43, л. 8об].

В апреле 1925 г. специально выделенный для работы сотрудник появляется в Томской и Алтайской ГубРКИ. В Томске бюро жалоб РКИ возглавил беспартийный крестьянин, назначенный к тому же членом коллегии РКИ. В Барнауле заведовать бюро жалоб было поручено сотруднику с юридическим образованием. В этих инспекциях количество полученных и рассмотренных жалоб с апреля значительно возросло [42, л. 139, 140].

В связи с нехваткой сотрудников возможности самостоятельного расследования жалоб у инспекций были ограничены. В особенности у тех, где не было специально закрепленного сотрудника. Например, в Томске из 200 жалоб, поступивших с октября 1924 г. по апрель 1925 г., расследовалось инспекцией 10. Расследование жалоб осуществлялось путем письменных запросов и личных бесед с руководством учреждений и предприятий. Жалобы, поступившие из уездов, рассматривать было сложнее. Часть из них рассматривалась в ходе ревизий в уездах, остальные путем запросов в учреждения и вышестоящие для них инспекции. В Алтайской Губ-РКИ для рассмотрения жалоб был создан довольно сложный аппарат из представителей прокуратуры, губсуда, горсовета, губкома и губпросвета. В Томске с апреля 1925 г. к работе с жалобами, поступающими в ГубРКИ, привлекались представители горсовета и профорганов [44, л. 5; 45, л. 38; 46, л. 32; 47, л. 245; 48, л. 8об].

Создание прокуратуры и последовавшая вскоре реорганизация сибирских инспекций изменили акцент в работе бюро жалоб. Рабоче-крестьянская инспекция была призвана в первую очередь принимать жалобы на несовершенство государственного аппарата. Однако жалоб и заявлений на общие недостатки государственного аппарата, а также содержащих какие-либо указания на эти недостатки было очень мало. Из 929 жалоб поступивших в сибирские

инспекции с 1 апреля 1924 г. по 1 апреля 1925 г., больше всего жалоб было на неправильное взимание сельскохозяйственного налога — 221. Жалобы на бюрократизм и волокиту, пренебрежительное отношение к гражданам, другие дефекты государственного аппарата составляли менее половины от общего количества — 439. Жалобы этой категории рассматривались бюро жалоб, две трети из них было удовлетворено полностью или частично. Основная часть жалоб, касавшихся размеров взимания сельскохозяйственного налога и наделения поселенцев землей, передавалась для рассмотрения в другие учреждения — 245 из 283. Основную массу жалобщиков составляли крестьяне, рабочие и служащие. Представители бывших эксплуататорских классов составляли менее 3 % от общего количества жалобщиков. Очевидно, это связано с тем, что представителям данной группы населения было очень сложно добиться положительного результата по жалобе [23, л. 70; 46, л. 42; 49, л. 6].

В 1923 г. происходит дальнейшее сокращение численности уездных уполномоченных. В начале 1923 г. в Сибири уездные уполномоченные работали в 13 уездах Иркутской, Томской и Омской губерний. В новом штатном расписании, которое поступило в ГубРКИ в июне 1923 г., уполномоченные в уездах не были предусмотрены. С августа 1923 г. уездные уполномоченные работали.

В 1923 г. происходит дальнейшее сокращение численности уездных уполномоченных. В начале 1923 г. они работали в 13 уездах Иркутской, Омской и Томской губерний. Весной 1923 г. руководство Иркутской РКИ пришло к выводу, что в связи с отсутствием реальных результатов инспекционно-ревизионной работы институт уездных уполномоченных необходимо закрыть. В июле 1923 г. по постановлению Иркутского губисполкома уполномоченные РКИ в уездах прекратили работу. С 1 августа прекратили работу уполномоченные в Омской губернии. В Томской губернии уездные исполкомы согласились оплачивать содержание уполномоченных из местного бюджета. Таким образом, в течение 1923 г. численность уездных уполномоченных в Сибири сократилась с 13 до 4 [12, л. 4; 13, л. 1; 50, л. 38].

В сентябре 1924 г. руководство Томской РКИ приняло решение об упразднении с 1 октября 1924 г. института уполномоченных РКИ в уездах. Основанием послужил отказ некоторых уездных исполкомов включить в смету их содержание и то обстоятельство, что уполномоченные выполняли в первую очередь работу, порученную им уездными исполкомами. Параллельно с ликвидацией в Томске, институт уездных уполномоченных организуется в Новониколаевской губернии. В сентябре 1924 г. в уездах Новониколаевской губернии приступили к работе уполномоченные КК-РКИ. В отличие от прежних уездных уполномоченных РКИ основное время они посвящали делам контрольной комиссии. Их работа по линии РКИ сводилась к разрешению жалоб в представительстве интересов РКИ на различных совещаниях. В январе 1925 г. руководство Томской КК-РКИ пересмотрело свое отношение к институту уездных уполномоченных. Было принято решение для установления связи с местами восстановить институт уездных уполномоченных КК-РКИ в Щеглов-ске, Мариинске и Томске. Содержаться они должны были за счет местного бюджета. Таким образом, в феврале 1925 г. В Сибири уездные уполномоченные КК-РКИ действовали в 6 уездах [21, л. 2; 51, л. 33; 52, л. 61; 53, л. 45]

В структуре управления уполномоченного НК РКИ по Сибири (СибРКИ) в течение 1923— 1925 гг. дважды происходили значительные изменения. Связано это было с поиском наиболее рациональной с точки зрения поставленных задач организации аппарата (СибРКИ), в начале 1923 г. состоявшего из 4-х отделов. Управление делами с организационноинструкторским подотделом, экономический отдел, административно-общественный и топливный отдел. Каждый из этих отделов состоял из нескольких секций (не менее трех). Всего в СибРКИ было 14 секций. Разделение на секции не всегда совпадало с текущей работой инспекции. Недостаток сотрудников и необходимость при ударных работах сосредоточить максимум сил на одной какой-либо отрасли приводило к тому, что некоторые секции оставались без работников, а иногда и без заведующих. В апреле 1923 г. топливный отдел был преобразован в топливную секцию, а из экономического и административно-общественного отделов был образован один отдел — ревизионный, без разделения на секции [13, л. 9, 10 об].

В декабре 1923 г. была проведена структурная реорганизация, в ходе которой отделы были ликвидированы.

В конце года управление НК РКИ по Сибири состояло из:

— секретариата (управление делами), в обязанности которого входили общее делопроизводство и переписка, вопросы организационные, контроль за выполнением работ в управлении и ГубРКИ, архив, консультация по судебно-правовым вопросам, финансово-хозяйственные функции, рассмотрение жалоб;

— ревизионной секции, занимавшейся производством ревизий и наблюдением за деятельностью основных учреждений на территории Сибири, производством расследований по жалобам, выработке программ и планов работ;

— секции по изучению и реализации ревизионных материалов, осуществлявшей обработку, изучение и реализацию ревизионных материалов ревизионной секции ГубРКИ в порядке производства им плановых ревизий, инструктированием местных РКИ на основании их ревизионных работ и отчетов, подготовкой информации для газет и журналов о ревизионных работах органов РКИ;

— секции по улучшению госаппарата, занимавшейся проверкой и изучением работы советского аппарата, улучшением техники делопроизводства, учета, отчетности, складского хозяйства, инструктирования губинспекций, объединением работ учреждений, занимающихся вопросами НОТ [54, с. 210; 55, л. 11 — 11об].

Острая нехватка квалифицированных работников не позволила секции по изучению и реализации ревизионных материалов выполнять возложенные на нее функции. Работа секции сводилась к составлению сводных докладов по материалам ГубРКИ, отчетам по СибРКИ и выпуску бюллетеня СибРКИ. В конце марта 1924 г. секция была ликвидирована [56, л. 1].

Осенью 1924 г., спустя 10 месяцев после структурной перестройки, произошло новое значительное изменение в организации аппарата СибРКИ. В сентябре 1924 г. он был разделен на специальные группы (секции) — сельскохозяйственную, промышленную, кооперативно-торговую, финансовую, административно-культурно-просветительскую. Секция по улучшению госаппарата была преобразо-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014

вана в группу по рационализации и административной технике. Для освобождения основных секций от внеплановых работ была создана внеплановая группа [31, л. 45; 57, л. 25]. Новая структура инспекции по принципу построения (по сферам деятельности) напоминала структуру рабоче-крестьянских инспекций в 1920—1921 гг. с той разницей, что в структуре образца 1924 г. групп (секций) было меньше и отсутствовало их деление на подсекции.

В начале 1925 г. было признано нецелесообразным существование группы по улучшению госаппарата, поскольку этой работой занимались все секции, каждая в своей сфере деятельности. Группа по рационализации и административной технике была ликвидирована. В феврале 1925 г. поднимался вопрос о создании при СибРКИ бюро жалоб. Жалобы, поступавшие в инспекцию, направлялись для разрешения в губернские РКИ. В исключительных случаях СибРКИ командировала для расследования жалоб своих инспекторов. В мае 1925 г. было произведено подробное расследование в коммуне «Рекорд» в Новониколаевском уезде по жалобе, присланной в СибРКИ из Центрального бюро жалоб. В июне 1925 г. произвели расследование нескольких жалоб, поступивших от жителей Новониколаевска [58, л. 2, 93об].

В первом квартале 1925 г. произошло объединение секретариата СибРКИ с секретариатом Сибирской краевой контрольной комиссии. Руководил секретариатом секретарь, входивший в состав СибКК [27, л. 8; 58, л. 90].

Данная структура СибРКИ просуществовала до реорганизации инспекции в октябре 1925 г., связанной с изменением территориального деления Сибири.

Библиографический список

1. Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. Р. — 320. Оп. 1. Д. 70а.

2. Государственный исторический архив Омской области (ГИАОО). Ф. Р. —460. Оп. 1. Д. 109.

3. Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. Р. — 288. Оп. 1. Д. 121.

4. Томский областной центр документации новейшей истории (ТОЦДНИ). Ф. П. — 1. Оп. 1. Д. 673.

5. ГИАОО. Ф. Р. — 460. Оп. 1. Д. 35.

6. ГАНО. Ф. Р. — 288. Оп. 1. Д. 121.

7. ГАТО. Ф. Р. — 162. Оп. 1. Д. 9.

8. ГАНО. Ф. Р. — 288. Оп. 1. Д. 112.

9. ГАНО. Ф. Р. — 288. Оп. 1. Д. 123.

10. ГИАОО. Ф.Р. — 460. Оп. 1. Д. 100.

11. ГАНО. Ф. Р. — 288. Оп. 1. Д. 66.

12. ГАНО. Ф. Р. — 288. Оп. 1. Д. 78.

13. ГАНО. Ф. Р. — 288. Оп. 1. Д. 90.

14. ГАНО. Ф. Р. — 288. Оп. 1. Д. 113.

15. Центр хранения и изучения документов новейшей истории Красноярского края (ЦХИДНИКК) Ф. П. — 1. Оп. 1. Д. 293.

16. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. П. — 613. Оп. 4. Д. 5.

17. Государственный архив Красноярского края (ГАКК). Ф. Р — 241. Оп. 1. Д. 556.

18. ГАТО. Ф. Р. — 320. Оп. 1. Д. 87.

19. ГАНО. Ф. Р. - 288. Оп. 1. Д. 73.

20. ГАНО. Ф. Р. - 288. Оп. 1. Д. 203.

21. ГАНО. Ф. Р. - 288. Оп. 1. Д. 291.

22. ГИАОО. Ф.Р. - 460. Оп. 1. Д. 112.

23. ГИАОО. Ф. Р. - 460. Оп. 1. Д. 149.

24. Прокопенко, А. В. Подготовка и проведение реорганизации РКИ в Иркутской губернии на основе ленинских принципов (1923-1926 гг.) / А. В. Прокопенко // Вопросы истории и методики преподавания истории в школе. - Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1966. - С. 85-104.

25. Чугунов, А. И. Органы социалистического контроля

РСФСР 1923- 1934 гг. / А. И. Чугунов. - М. : Наука, 1972 . -

472 с.

26. ГАНО. Ф. Р. - 288. Оп. 1. Д. 16.

27. ГАНО. Ф. Р. - 288. Оп. 1. Д. 60.

28. ГИАОО. Ф. Р. - 460. Оп. 1.Д. 66.

29. ГИАОО. Ф. Р. - 460. Оп. 1. Д. 73.

30. Анашкин, А. П. Становление и развитие партийно-государственного контроля в Западной Сибири (1920- 1929 гг. / А. П. Анашкин, М. С. Кузнецов. - Томск, 1982. - 208 с.

31. ГАНО. Ф. П. - 6. Оп. 1. Д. 1.

32. ГАНО. Ф. Р. - 6. Оп. 1. Д. 41.

33. ГАНО. Ф. П. - 6. Оп. 1. Д. 56.

34. Центр хранения архивного фонда Алтайского края (ЦХАФ АК). Ф. П. -2. Оп. 6. Д. 53.

35. ГАНО. Ф. П. - 6. Оп. 1. Д. 2.

36. ГИАОО. Ф.Р. - 460. Оп. 1. Д. 100.

37. ТОЦДНИ. Ф. П. - 1. Оп. 1. Д. 673.

38. ЦХАФ АК. Ф. Р. -12. Оп. 2. Д. 441.

39. ТОЦДНИ. Ф. П. - 1. Оп. 1. Д. 151.

40. ТОЦДНИ. Ф. П. - 1. Оп. 1. Д. 661.

41. ГИАОО. Ф. Р. - 1180. Оп. 1. Д. 17.

42. ГАНО. Ф. Р. - 6. Оп. 1. Д. 308.

43. ГАТО. Ф. Р. - 320. Оп. 1. Д. 166

44. ЦХАФ АК. Ф. Р. - 103. Оп. 1. Д. 15.

45. ГАНО. Ф. Р. - 288. Оп. 1. Д. 134.

46. ГАНО. Ф. Р. - 288. Оп. 1. Д. 138.

47. ГАНО. Ф. Р. - 288. Оп. 1. Д. 289.

48. ГАТО. Ф. Р. - 320. Оп. 1. Д. 160.

49. ГАКК. Ф. Р-241. Оп. 1. Д. 773.

50. ГАНО. Ф. Р. - 288. Оп. 1. Д. 118.

51. ГАНО. Ф. Р. - 288. Оп. 1. Д. 141.

52. ГАНО. Ф. Р. - 288. Оп. 1. Д. 288.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

53. ГАНО. Ф. Р. - 288. Оп. 1. Д. 290.

54. Горестов, М. А. Ленинский план реорганизации Раб-крина и деятельность партийных организаций Сибири за его осуществление (1923- 1925 гг.) / М. А. Горестов // В.И. Ленин и социально-экономические преобразования в Сибири за 50 лет Советской власти. - Красноярск, 1967. - С. 206-216.

55. Государственный архив Российской Федерации

(ГАРФ). Ф. Р. - 374. Оп. 4. Д. 39.

56. ГАНО. Ф. Р. - 288. Оп. 1. Д. 189.

57. ГАНО. Ф. Р. - 288. Оп. 1. Д. 194.

58. ГАНО. Ф. Р. - 288. Оп. 1. Д. 136.

ДИАНОВ Алексей Григорьевич, кандидат исторический наук, доцент кафедры отечественной истории и политологии.

Адрес для переписки: dianov_60@mail.ru

Статья поступила в редакцию 02.10.2013 г.

© А. Г. Дианов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.