ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 95(57):332.025.13 Д. Г. ДИАНОВ
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,
г. Омск
ВНУТРЕННЯЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОРГАНОВ РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКОЙ ИНСПЕКЦИИ В СИБИРИ В СЕРЕДИНЕ 20-х гг. XX в. ЧАСТЬ I
Статья посвящена исследованию изменений, происходивших в составе и структуре органов рабоче-крестьянской инспекции в 1923—1925 гг. в Сибири. Автор выявляет особенности изменений внутренней организации органов рабоче-крестьянской инспекции в ходе их реорганизации, итогом которой стало объединение в Сибири органов рабоче-крестьянской инспекции и партийных контрольных комиссий РКП (б). Ключевые слова: рабоче-крестьянская инспекция, структура, профессиональная подготовка.
В настоящее время в России завершён переход от одного общественно-политического устройства к другому. Г осударство усиливает контрольные функции на новой основе и в иных формах. Возрастает интерес исследователей к деятельности контрольных органов в различные периоды истории России.
В начале 20-х. гг. рабоче-крестьянская инспекция (РКИ) была основным контрольным органом Советского государства. Она должна была осуществлять постоянный контроль над всеми организациями и предприятиями. В задачу инспекции входило пресечение злоупотреблений и улучшение работы подконтрольных ей учреждений. Одним из направле-
ний её деятельности был контроль над выполнением законов и распоряжений правительства [1, с. 18].
В 1923 г. в системе контрольных органов Советского государства происходят значительные изменения. Эти изменения были связаны с тем, что Советское руководство не было удовлетворено эффективностью работы рабоче-крестьянской инспекции. Летом 1922 г. в стране развернулась дискуссия о месте РКИ в системе органов государственной власти.
Споры о месте РКИ в системе государственной власти и методах ее работы были в основном завершены с выходом работ В. И. Ленина «Как нам реорганизовать Рабкрин» и «Лучше меньше да лучше»,
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013
опубликованных в январе —марте 1923 г. Руководство страны положило в основу реорганизации РКИ идеи, изложенные в этих работах. В них В. И. Ленин определил новые стержневые задачи, которые должна была решать рабоче-крестьянская инспекция. Основным направлением деятельности рабоче-крестьянской инспекции стала работа по усовершенствованию государственного аппарата, а главным методом ее осуществления был выбран инспекционнообследовательский [2, с. 15].
Реорганизация центральных органов контроля — центральной контрольной комиссии РКП(б) (ЦКК) и народного комиссариата рабоче-крестьянские инспекции СССР (НК РКИ СССР) в основном завершилась осенью 1923 г. Процесс выработки основ деятельности объединенного органа партийно-государственного контроля (ЦКК —РКИ) и этапы организационной перестройки народного комиссариата РКИ СССР автор раскрыл в своей предыдущей работе [3, с. 11-13].
В Сибири процесс реорганизации отделений рабоче-крестьянской инспекции начинается с осени
1923 г. Это было связано с тем, что на XII съезде РКП(б) было принято решение о том, что реорганизация местных отделений РКИ должна проходить после окончания реорганизации НК РКИ СССР.
Главной задачей отделений рабоче-крестьянской инспекции в Сибири становится совершенствование государственного аппарата. Именно под этим углом зрения она проводит большинство своих ревизий и обследований. Изменение направлений работы не могло не сказаться на внутренней организации органов рабоче-крестьянской инспекции. Работа по совершенствованию государственного аппарата требовала более ответственных и грамотных работников, а также совершенствование структуры отделений РКИ.
Данная проблема в интересующий нас период была затронута в отдельных научных работах. Эти работы были опубликованы в 70-х — начале 80-х гг. ХХ в. [4 — 7]. Учитывая специфику общественнополитической жизни в данный период, некоторые аспекты, связанные с оценкой эффективности внутренней организации РКИ, не могли быть затронуты.
В январе 1923 г. сеть Сибирских инспекций состояла: из управления уполномоченного по Сибири, шести губернских РКИ (Алтайской, Енисейской, Иркутской, Новониколаевской, Омской, Томской), РКИ Ойратской области (в настоящее время ГорноАлтайская автономная область), РКИ Якутской и Бурят-Монгольской республик и специальных РКИ — Сибирское отделение путей сообщения (СибОПС), РКИ Западно-Сибирского и ВосточноСибирского военных округов. В ноябре 1923 г. Бурят-Монгольская и Якутская инспекции были переданы в подчинение Дальневосточной областной РКИ, а РКИ Восточно-Сибирского военного округа в феврале 1923 г. была упразднена в связи с ликвидацией округа.
В 1923 г. центральной проблемой, тормозящей осуществление сибирскими рабоче-крестьянскими инспекциями возложенных на них задач, как и в
1922 гг., была кадровая проблема. Начало 1923 г. застает Сибирские РКИ со штатом, заполненным менее чем наполовину (49 %).
С января 1924 г. и по октябрь 1925 г. в сети сибирских инспекций произошло одно изменение. В сентябре 1924 г. было упразднено отделение РКИ Ойротской автономной области. Основная причина упразднения — невозможность обеспечить отделение шта-
том квалифицированных работников. Для постоянного наблюдения за деятельностью учреждений области и информации об этой деятельности Сиб-РКИ учреждена должность уполномоченного. В начале 1924 г. был подготовлен проект ликвидации Новониколаевского отделения РКИ, увеличения за счет этого штата сотрудников СибРКИ. Проект был одобрен в НК РКИ РСФСР, но на состоявшейся в мае
1924 г. Сибирской партийной конференции было принято решение Новониколаевское отделение РКИ оставить [8, л. 5, 7, 14; 9, л. 80, 81].
В январе 1923 г. общий штат сибирских инспекций составлял 724 чел. Данные табл. 1 [10, л. 116; 11, л. 4об., 12, л. 40; 13, л. 29] показывают, что заполня-емость штатов сибирских инспекций в январе 1923 г. по сравнению с январем 1922 г. ухудшилась и составляла менее половины (49 %).
Наибольшие трудности с комплектованием штата испытывала Алтайская, Омская и Новониколаевская РКИ, где заполняемость штата в начале года составляла 31 %, 42 % и 44 % соответственно [14, л. 6; 15, л. 197]. Трудности с комплектование помимо общих для всех инспекций для Алтайской были связаны с отсутствием в этом регионе подготовленных для контрольной деятельности людей, для Омской — в отсутствии поддержки со стороны губисполкома и частой сменой заведующих РКИ, для Новониколаевской — тем, что наиболее подготовленные работники переходили в Сибирскую областную, находившуюся в Новониколаевске.
Томская, Иркутская и Енисейская РКИ были укомплектованы на 45 %, 55 % и 56 % соответственно [16, л. 17; 17, л. 5]. Томской и Иркутской к концу января 1923 г. удалось довести свой штат до 69 % и 78 % соответственно, но тем не менее он был значительно ниже, чем в начале 1922 г., — 88 и 88,5 соответственно [18, л. 136; 19, л. 1].
В среднем, согласно данным табл. 1, в течение
1923 г. штаты рабоче-крестьянских инспекций Сибири были заполнены на 57 %, что на 10,5 % ниже уровня 1922 г.
После резкого сокращения штатов осенью 1923 г. и увеличения заработной платы проблема комплектования штатов перемещается в иную плоскость — возросли требования к уровню подготовки сотрудников. Если раньше нескольких классов гимназии было вполне достаточно для поступления на службу в РКИ, то теперь инспекции ищут специалистов с высшим и средним образованием. Однако свободных специалистов в Сибири не было, а переманить из хозяйственных организаций было чрезвычайно трудно, поскольку средняя ставка в хозяйственных организациях составляла 200 руб. в то время как высшая ставка в СибРКИ была 150 руб. [20, л. 1; 21, л. 264].
Хотя недокомплект сотрудников в РКИ был в 1924 г. значительно меньше, чем в предыдущем, он приходился на наиболее квалифицированную часть — ст. инспекторов. В первый квартал 1924 г. недокомплект составлял около 20 %, в дальнейшем он снизился до 12—15 %. Более низкая наполняемость в начале года связана с низкой наполняемостью штата в областном (с мая 1924 г. краевом) отделении рабочекрестьянской инспекции, где из 60 чел. штатных единиц в январе-марте 1924 г. в среднем в наличии было 45 чел., что составляло 75 % от штата. С уменьшением в апреле 1924 г. штата отделения до 50 чел. его наполняемость возросла до 90 % [20, л. 1; 22, л. 3].
Со второй половины 1924 г. наметилась тенденция, которая была характерна и в последующий пе-
Штат и его заполняемость в Сибирских рабоче-крестьянских инспекциях в 1922-1924 гг.
Год Положено по штату Состояло фактически % к штату Средняя численность сотрудников в году
Наличное число сотрудников % к штату
На 1.01.1922 712 578 81 481 67,5
На 1.01.1923 724 355 49 303 57
На 1.01.1924 215 196 91 — -
На 1.04.1924 212 186 - — -
На 1.10.1924 205 176 - 174,5 86
На 1.04.1925 205 166 - — -
На 1.09.1925 175 137 - — -
риод. До августа 1925 г. губернские инспекции стремились заполнить недокомплект работников специалистами высокой квалификации. Если свободные вакансии не заполнялись, а общая сумма выделенной для инспекции зарплаты распределялась на наличное число сотрудников — наибольшую доплату получали высококвалифицированные работники. Подобное распределение считалось нарушением, и время от времени руководители инспекции наказывались. Осуществляя подобную практику, руководство ряда губернских РКИ Томской, Омской, Алтайской, Новониколаевской исходило из того, что от низкоквалифицированных работников при проведении ревизий мало толку. Направляя дополнительные средства на повышение заработной платы высококвалифицированным специалистам, можно повысить их работоспособность и предотвратить их уход в хозорганы [23, л. 9, 10; 24, л. 8; 25, л. 80 ].
В среднем, согласно данным табл. 1, в течение
1924 г. штаты рабоче-крестьянских инспекций Сибири были заполнены на 86 %, что почти на 30 % выше уровня 1923 г. В январе —мае 1925 г. уровень заполняемости штата соответствовал среднему показателю за 1924 г. С июня 1925 г. в связи с начавшейся подготовкой к структурной реорганизации государственного аппарата (в том числе и рабоче-крестьянской инспекции), связанной с изменением административно-территориального деления Сибири и предстоящим в этой связи сокращением к 1 октября
1925 г. штата отделений, расположенных в бывших губернских центрах, в 4—5 раз, наполняемость штатов губернских отделений начинает постоянного снижаться, достигнув к 1 сентября 1925 г. уровня 50 % [26, л.2; 27, л. 23; 28, л. 3; 29, л. 71].
Нормальная работа любой организации в значительной мере связана со стабильностью её трудового коллектива. Неустойчивость и значительные колебания штата (прибыло, убыло) в 1923 г. более чем в три раза превысили показатели 1922 г. В 1922 г. из инспекции убыло 119 чел., а прибыло 75, в 1923 г. эти показатели составили 408 чел. и 258. Если учесть, что среднее наличное число сотрудников составляло в 1923 г. 303 чел., а прибыло и убыло за этот период 666 сотрудников, то становится очевидным, что работоспособность инспекций в этот период не могла быть высокой [30, л. 2 об., 3].
Во-первых, до осени 1923 г. заработная плата сотрудников РКИ была значительно ниже, чем у сотрудников соответствующей квалификации в хоз-органах. Многие сотрудники РКИ стремились перей-
ти на работу в хозорганы. Во-вторых, осенью 1923 г. происходит резкое сокращение штата РКИ, и инспекции были вынуждены уволить значительную часть сотрудников.
В 1924 г. и первой половине 1925 г. происходит стабилизация штатов рабоче-крестьянских инспекций. В 1924 г. при средней численности сотрудников в 174,5 чел. прибыло и убыло за год 69 чел., причем это в 6 раз ниже показателей 1923 г. Во второй половине 1925 г.в связи с предстоящим сокращением в основном происходит выбытие личного состава [26, л. 74; 31, л. 103; 32, л. 23].
Данные табл. 1 свидетельствуют о том, что к 1 января 1924 г. штат сибирских инспекций был сокращен более чем в 3 раза. Сокращение началось в августе 1923 г. Основанием послужило указание ЦКК и НК РКИ о сокращении штата рабоче-крестьянских инспекций с 12 до 2-х тыс. чел [33, л. 2].
Наименьшему сокращению был подвергнут штат Сибирской областной РКИ — с 72 до 60 чел., т.е. снижение не достигло фактической численности сотрудников (52 чел.). Это объяснялось тем, что в новых условиях на центральное отделение помимо общего руководства инспекциями и ревизий областных учреждений возлагались задачи по непосредственному проведению важнейших обследований в сибирском масштабе.
Штат губернских отделений согласно данным, представленным в табл. 2 [10, л. 116; 34, л. 113; 35, л. 13 об.; 36, л. 251; 19, л. 1], был сокращен более чем в 4 раза — с 580 до 130.
Наибольшему сокращению подверглось Алтайское, Иркутское и Новониколаевское отделения. В начале августа 1923 г., как свидетельствуют данные табл. 2, фактическое наличие сотрудников превышало утвержденные центром штаты. Это было связано с тем, что в Енисейской и Иркутской губерниях сотрудники, подлежащие увольнению, находились в этот период в командировке. В Томской губернии руководству РКИ удалось договориться с местной властью о предоставлении трем сотрудникам оплаты за счет местных средств.
Численность сотрудников военных инспекций сократилась в 3 раза с 60 чел. в начале 1923 г. до 20 чел. на 1 августа 1923 г. Фактическое сокращение было менее значительным, поскольку в наличии на начало 1923 г. было 43 сотрудника [37, л. 116].
В апреле 1924 г. происходит сокращение численности Сибирского краевого отделения РКИ с 60 до 50 чел. это было связано с тем, что, в отличие от
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013
Личный состав губернских отделений рабоче-крестьянских инспекций Сибири в 1923 г.
Отделения Положено по штату на 1.01.1923 Фактическое наличие на 1.01.1923 Положено по штату на 1.08.1923 Фактическое наличие на 1.08.1923 Фактическое наличие на 1.06.1925
Алтайское 100 32 20 20 15
Енисейское 80 45 20 24 19
Иркутское 120 66 25 27 22
Новониколаевское 70 31 15 15 13
Омское 100 42 25 25 18
Томское 110 49 25 27 22
Всего по ГубРКИ 580 265 130 139 109
губернских отделений РКИ, где заполняемость штата в первое полугодие после его сокращения в августе
1923 г. составляла около100 %, краевое отделение было укомплектовано в этот период на 75—80 %. С 1 сентября 1925 г. в связи с подготовкой к реорганизации штаты губернских отделений РКИ были сокращены на 20 %. Штаты РКИ Западно-Сибирского, а после преобразования его в Сибирский военный округ РКИ Сибирского военного округа не менялись до 1 октября 1925 г. С 1 октября произошло сокращение штата с 20 до 13 чел. Штат Сибирской РКИ ж/д транспорта в 1924—1925 гг. составлял 20 сотрудников [13, л. 23; 20, л. 1,2; 32, л. 167 об.; 38, л. 12 ].
Результативность работы РКИ во многом зависела от уровня квалификации и опыта её сотрудников. Данные таблицы 3 [34, л. 116; 39, л. 23] показывают, что в январе 1923 г. только 96 % сотрудников сибирских инспекций имели высшее образование. В декабре численность сотрудников с высшим образованием в связи с сокращением штатов возросла до 19,9 %, увеличившись на 5 чел. Доля сотрудников со средним образованием возросла с 31 до 43 %. Значительной оставалась численность сотрудников с низким образованием. Около половины из них — это обслуживающий персонал. Сотрудники, занимающие административные и инспекторские должности и не имеющие среднего образования, были, как правило, членами РКП (б), постоянно занимались самообразованием.
На протяжении 1924 г. и января — сентября 1925 г. серьезных изменений в образовательной структуре сотрудников сибирских инспекций не происходит. Данные табл. 3 свидетельствуют, что после некоторого роста численности сотрудников с высшим образованием в октябре 1924 г. происходит их сокращение. Однако в связи с общим сокращением численности сотрудников в процентном отношении это сокращение было незначительно. Доля работников с высшим и средним образованием остается практически неизменной: 62, 5 % в декабре 1923 г., 63,7 % в октябре 1924 г. и 60,6 % на 1 октября 1925 г. Довольно значительной к 1 октября 1925 г. остается доля имеющих низшее образование — 39,4 %.
Канцелярия и технический персонал в данный период составляли 21,4 % от общей численности инспекции, в основном это люди, имевшие низшее образование. Члены партии, занимавшие руководящие должности, в подавляющем большинстве были с низшим образованием. В самой слабой в образовательном отношении ГубРКИ — Новониколаевской — 61,5 % сотрудников было членами РКП(б).
В Иркутской РКИ, имевшей наиболее квалифицированный состав, членами РКП(б) состояло 21,7 % сотрудников [40, л. 40; 41, л. 3,4]. Очень низким был образовательный уровень сибирской краевой контрольной комиссии. Одна из причин — в контрольную комиссию могли быть избраны только те, кто имел дореволюционный стаж работы в партии. Из 15 членов краевой контрольной комиссии четверо продолжали работать на производстве (один — председателем коммуны, трое — рабочими) они приезжали на пленумы контрольной комиссии и на своих рабочих местах разъясняли политику партии. В партколлегии работало четыре человека, остальные либо работали на ответственных должностях в РКИ, либо совмещали ответственные должности в контрольной комиссии и РКИ. Из 11 постоянных сотрудников среднее образование имел один — Ростопчин Николай Петрович — председатель Сибирской краевой комиссии и заведующий Сибирской краевой рабочекрестьянской инспекцией, двое окончили 4-летнее городское училище, в том числе заместитель председателя контрольной комиссии, являвшийся одновременно заместителем заведующего СибРКИ Банкович Ян Мартынович. Восемь человек окончили 2—3 класса разных учебных заведений. Одна из причин низкого общеобразовательного уровня краевой контрольной комиссии состояла в том, что из 15 членов комиссии тринадцать — рабочие, один — крестьянин и один интеллигент — председатель [42, л. 144, 145, 167]. Определенную роль в закреплении кадров в органах рабоче-крестьянской инспекции сыграло постановление Сибирского бюро ЦК РКП(б), запрещавшего партийным и советским органам отзывать или переводить на другую работу инспекторов, а также руководителей РКИ без согласования с уполномоченным НК РКИ Сибири [4, с. 57]. Постановление затруднило переход сотрудников из РКИ в другие организации по собственному желанию. Для коммунистов он стал невозможен, однако среди членов партии специалистов с высшим и средним образованием было мало.
Наибольшие проблемы в привлечении специалистов с высшим образованием испытывали Новониколаевская, Алтайская и Енисейская рабоче-крестьянские инспекции, где в 1923—1925 гг. работало по два специалиста с высшим образованием. В связи с недостатком квалифицированных специалистов в октябре 1923 г. при Алтайской ГубРКИ были открыты курсы по подготовке и переподготовке инспекторов. Занятия вели специалисты высших, средних учебных заведений и сотрудники губкома ВКП(б) по программе, предусматривающей изучение
правил и форм научной организации труда, государственного аппарата, политэкономии и ряда других дисциплин. В ноябре 1923 г. курсы по подготовке и переподготовке инспекторов были организованы Новониколаевской и Енисейской инспекциями [5, с. 48; 35, л. 13 об.; 43, л. 337; 44, л. 26].
Во второй половине 1924 г. в сибирских инспекциях получила развитие такая форма повышения квалификации, как методические совещания. Наиболее успешно они проходили в Иркутске и Томске [24, л. 7, 9; 28, л. 3].
Уровень квалификации сотрудников Иркутской, Томской и Омской инспекций был выше, чем в среднем по Сибири, в 1923—1925 гг. от 4-х до 30 % сотрудников этих инспекций имели высшее образование. Наиболее подготовленный к ревизионной деятельности персонал имело Иркутское отделение РКИ. В феврале 1923 г. в связи с ликвидацией РКИ ВСВО в Иркутское отделение РКИ перешли на работу 10 инспекторов, имеющих стаж работы свыше 2-х лет. Из них четверо — с высшим образованием. В ходе сокращения в августе 1923 г. штата инспекции шесть старших инспекторов были переведены на должности инспекторов и четверо на должности помощников инспекторов [45, .л. 5; 44, л. 1об.; 46, л. 566].
Уровень квалификации сотрудников в немалой степени зависел и от стажа работы в инспекции. Согласно данным табл. 3, на протяжении 1923—1925 гг. происходило постоянное сокращение как в абсолютном, так и в процентном отношении численности сотрудников, проработавших в инспекции менее года. С 01.01.1923 г. по 01.09.1925 г. их доля в составе сотрудников РКИ сократилась с 40,6 % до 28,5 %. Рост доли работников со стажем более 2-х лет был незначительным: с 46 % 01.01.1923 до 47,4 % 01.09.
1925 г. доля работников со стажем до 2-х лет увеличилась с 14,4 % на 01.01.1923 г. до 24% на 01.09.
1924 г. Наиболее значительные изменения происходили в период с 01.04. 1925 по 01.09. 1925 гг. — с 18 % до 24 %.
Изменения как в образовательном уровне, так и в структуре стажа, происходившие в последние месяцы деятельности губернских РКИ, были в определенной степени связаны с подготовкой к предстоящей реорганизации в связи с изменением административно-территориального деления Сибири. Она предполагала разное сокращение численности местных инспекций и увеличение штата краевого отделения РКИ. Для подбора новых сотрудников в апреле — мае 1925 г. член коллегии КК Степняк и старший консультант СибРКИ Казанский объехали губернские отделения и провели предварительные переговоры с сотрудниками, которых они планировали использовать на работе в краевом отделении РКИ после изменения территориального деления Сибири [23, л. 3; 47, л. 91об; 48, 187].
Библиографический список
1. Дианов, А. Г. Органы рабоче-крестьянской инспекции Сибири на начальном этапе НЭПА: структура профессиональная подготовка и материальное обеспечение / А. Г. Дианов // Омский научный вестник. — 2009. — № 2 (76). — С. 18 — 22.
2. Дианов, А. Г. Преодоление кризиса рабоче-крестьянской инспекции в период становления НЭПА / А. Г. Дианов // Омский научный вестник. — 2009. — № 3 (78). — С. 12 — 15.
3. Дианов, А. Г Создание объединенных органов партийногосударственного контроля / А. Г. Дианов // Омский научный
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013
вестник. — 2013. Часть I. — № 3 (119). — С. 11 — 13. Часть II. — № 4 (121).- С. 12-16.
4. Анашкин, А. П. Становление и развитие партийно-государственного контроля в Западной Сибири (1920-1929 гг.) / А. П. Анашкин, М. С. Кузнецов. — Томск, 1982. — 208 с.
5. Анашкин, А. П. Ленинский план реорганизации рабочекрестьянской инспекции и его осуществление на Алтае (1923 — 1924 гг.) / А. П. Анашкин // Сб. работ аспирантов кафедры истории КПСС. — Томск : Изд-во Томского ун-та, 1970. — Вып. 6. — С. 42 — 52.
6. Горестов, М. А. Ленинский план реорганизации Рабкрина и деятельность партийных организаций Сибири за его осуществление (1923—1925 гг.) / М. А. Горестов // В. И. Ленин и социально-экономические преобразования в Сибири за 50 лет Советской власти. — Красноярск, 1967. — С. 207—216.
7. Прокопенко, А. В. Подготовка и проведение реорганизации РКИ в Иркутской губернии на основе ленинских принципов (1923—1926 гг.) / А. В. Прокопенко // Вопросы истории и методики преподавания истории в школе. — Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1966. — С. 85 — 104.
8. ГАРФ Ф.Р. — 406. Оп. 2. Д. 1361.
9. Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. Р. — 288. Оп. 1. Д. 203.
10. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. Р. — 374. Оп. 4. Д. 30.
11. Государственный исторический архив Омской области (ГИАОО). Ф. Р. — 460. Оп. 1. Д. 110.
12. ГАНО Ф. Р. — 288. Оп. 1. Д. 138.
13. Ф. Р. — 288. Оп. 1. Д. 194.
14. Центр хранения архивного фонда Алтайского края (ЦХАФ АК). Ф. Р —12. Оп. 2. Д. 358.
15. (ГАНО). Ф. Р. — 288. Оп. 1. Д. 113.
16. Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. Р. — 162. Оп. 1. Д. 9.
17. Государственный архив Красноярского края (ГАКК). Ф. Р — 241. Оп. 1. Д. 605а.
18. ГАНО. Ф. Р. — 288. Оп. 1. Д. 118.
19. ГАТО. Ф. Р. — 320. Оп. 1. Д. 70а.
20. ГАНО Ф. Р. — 288. Оп. 1. Д. 189.
21. ГИАОО Ф. Р. — 460. Оп. 1. Д. 73.
22. ЦХАФ АК Ф. Р. - 103. Оп. 1. Д. 15.
23. ГАНО Ф. Р. - 288. Оп. 1. Д. 308.
24. ГАТО Ф. Р. - 320. Оп. 1. Д. 160.
25. ГИАОО Ф. Р. - 460. Оп. 1. Д. 647.
26. ГАНО Ф. Р. - 288. Оп. 1. Д. 137.
27. ГАНО Ф. Р. - 288. Оп. 1. Д. 192.
28. ГИАОО Ф. Р. - 460. Оп. 1. Д. 128.
29. ГИАОО Ф. Р. - 460. Оп. 1. Д. 143.
30. ГАНО. Ф. Р. - 288. Оп. 1. Д. 90.
31. ГАНО. Ф. Р. - 288. Оп. 1. Д. 288.
32. ЦХАФ АК Ф. Р. - 103. Оп. 1. Д. 24.
33. ГАРФ. Ф. Р. - 374. Оп. 4. Д. 1106.
34. ГАРФ. Ф. Р. - 374. Оп. 4. Д. 35.
35. Центр хранения и изучения документов новейшей истории Красноярского края (ЦХИДНИКК) Ф. П. - 1. Оп. 1. Д. 293.
36. ГАНО. Ф. Р. - 288. Оп. 1. Д. 119.
37. ГАРФ. Ф. Р. - 374. Оп. 4. Д. 39.
38. ГАНО Ф. Р. - 288. Оп. 1. Д. 204.
39. ГАНО Ф. Р. - 288. Оп. 1. Д. 197.
40. ГАНО Ф. Р. - 288. Оп. 1. Д. 158.
41. ГАКК Ф. Р. - 103. Оп. 1. Д. 15.
42. ГАНО Ф. Р. - 6. Оп. 1. Д. 2.
43. ГААК. Ф. Р. - 12. Оп. 2. Д. 337.
44. ГАНО. Ф. Р. - 288. Оп. 1. Д. 123.
45. Исторический архив Омской области (ИАОО). Ф. Р -460. Оп. 1. Д. 81.
46. Томский областной центр документации новейшей истории (ТОЦДНИ) - Ф. П. - 1. Оп. 1. Д. 673.
47. ГАНО Ф. Р. - 288. Оп. 1. Д. 136.
48. ГАНО Ф. Р. - 288. Оп. 1. Д. 225.
ДИАНОВ Алексей Григорьевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории и политологии.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 02.10.2013 г.
© А. Г. Дианов
Книжная полка
Бурдин, Е. А. Волжский каскад ГЭС: триумф и трагедия России : монгр. / Е. А. Бурдин. - М. : Росспэн, 2011. - 398 с. - ISBN 978-5-8243-1564-6.
Монография посвящена исследованию государственной политики в области гидростроительства, которая в 1930— 1980-е гг. привела к созданию Волжского каскада в составе восьми крупных гидроузлов и водохранилищ. На основе обширного комплекса источников впервые анализируется практическая реализация схемы «Большая Волга», в том числе процесс организации сооружения волжских гидроузлов, применение принудительного труда заключенных ГУЛАГа и подготовка территорий водохранилищ к затоплению, а также основные последствия гидростроительства для Поволжского региона и страны в целом.
Пчелов, Е. В. Правители России от Рюрика до наших дней : справ. пособие / Е. В. Пчелов, В. Т. Чумаков. - М. : Махаон Азбука-Аттикус, 2011. - 320 с. - ISBN 978-5-389-01713-9.
Уникальная по форме и охвату материала иллюстрированная книга содержит информацию о правителях, политиках и военных, деятелях церкви, культуры и науки за более чем тысячелетний период истории России. Книга может использоваться в качестве учебного пособия в средних школах, лицеях, колледжах, высших военных и гражданских учебных заведениях. Рассчитана на самый широкий круг читателей как в России, так и за рубежом.