ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
УДК 95(57):332.025.13 Д. Г. ДИАНОВ
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,
г. Омск
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СИБИРСКОЙ РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКОЙ ИНСПЕКЦИИ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ И ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ СИБИРИ В СЕРЕДИНЕ 20-х гг. XX в._
Статья посвящена исследованию взаимодействия губернских отделений рабоче-крестьянской инспекции с высшими партийными и государственными органами сибирских губерний, профессиональными союзами, государственными организациями и предприятиями губернских центров в 1923—1925 гг. Рассматриваемая проблема впервые является предметом специального исследования. Автор на основе материалов сибирских и центральных архивов анализирует общие закономерности и особенности взаимоотношений контрольных органов с государственными и профсоюзными организациями. Ключевые слова: Сибирь, рабоче-крестьянская инспекция, государственные организации, профессиональные союзы.
В настоящее время в России завершён переход В начале 20-х. гг. рабоче-крестьянская инспекция
от одного общественно-политического устройства (РКИ) была основным контрольным органом Совет-
к другому. Государство усиливает контрольные ского государства. Она должна была осуществлять
функции на новой основе и в иных формах. Возрас- постоянный контроль над всеми организациями
тает интерес исследователей к деятельности конт- и предприятиями. В задачу инспекции входило
рольных органов в различные периоды истории пресечение злоупотреблений и улучшение работы
России. подконтрольных ей учреждений. Одним из направле-
ний её деятельности был контроль над выполнением законов и распоряжений правительства [1, с. 18].
В 1923 г. в системе контрольных органов Советского государства происходят значительные изменения. Эти изменения были связаны с тем, что Советское руководство не было удовлетворено эффективностью работы рабоче-крестьянской инспекции. Летом 1922 г. в стране развернулась дискуссия о месте РКИ в системе органов государственной власти.
Споры о месте РКИ в системе государственной власти и методах ее работы были в основном завершены с выходом работ В. И. Ленина «Как нам реорганизовать Рабкрин» и «Лучше меньше да лучше», опубликованных в январе —марте 1923 г. Руководство страны положило в основу реорганизации РКИ идеи, изложенные в этих работах. В них В. И. Ленин определил новые стержневые задачи, которые должна была решать рабоче-крестьянская инспекция. Основным направлением деятельности рабоче-крестьянской инспекции стала работа по усовершенствованию государственного аппарата, а главным методом ее осуществления был выбран инспекционно-обследовательский [2, с. 15].
Реорганизация центральных органов контроля — центральной контрольной комиссии РКП (б) (ЦКК) и народного комиссариата рабоче-крестьянские инспекции СССР (НК РКИ СССР) в основном завершился осенью 1923 г. «В дальнейшем организационная структура НК РКИ СССР и республиканских наркоматов РКИ постоянно подвергалась серьезным изменениям, но принципы взаимоотношений РКИ и ЦКК, формы и методы их взаимосвязи, выработанные в 1923 г., до конца 20-х гг. почти не изменялись» [3, с. 15].
В Сибири процесс реорганизации отделений рабоче-крестьянской инспекции начинается с осени 1923 г. Это было связано с тем, что на XII съезде РКП(б) было принято решение о том, что реорганизация местных отделений РКИ должна проходить после окончания реорганизации НК РКИ СССР [4, с. 6].
Главной задачей отделений рабоче-крестьянской инспекции в Сибири становится совершенствование государственного аппарата. Именно под этим углом зрения она проводит большинство своих ревизий и обследований. Объединение государственных и партийных контрольных органов, серьезные изменения во внутренней организации рабоче-крестьянской инспекции не могли не сказаться на взаимоотношениях рабоче-крестьянской инспекции с государственными и общественными организациями.
В данной работе автор поставил цель проанализировать взаимоотношения рабоче-крестьянской инспекции с губернскими исполнительными комитетами (губисполкомы), губернскими партийными комитетами (губкомы), подотчетными РКИ организациями, профессиональными союзами.
Основой для написания работы стали фонды Государственного архива Новосибирской области. Особая значимость Государственного архива Новосибирской области для освещения деятельности рабоче-крестьянской инспекции в Сибири состоит в том, что начиная с 1921 г. (после переезда из Омска) в Новониколаевске (Новосибирске) работала Сибирская областная (с 1924 г. — краевая) рабоче-крестьянская инспекция. Следовательно, именно в Новосибирск поступали годовые, квартальные отчёты, доклады о результатах важнейших ревизий и обследований губернских, рабоче-крестьянских инспекций Сибири [5, с. 33].
Рассматриваемая проблема впервые является предметом специального исследования. Ее отдельные аспекты были затронуты в работах сибирских историков А. П. Анашкина, М. А. Горестова, М. С. Кузнецова, А. В. Прокопенко [6 — 9].
Центральным органом, с которым губернские инспекции осуществляли взаимодействие, были губиспол-комы. Согласно положению о рабоче-крестьянской инспекции, ее местные отделения находились в двойном подчинении. Заведующие губернскими отделениями РКИ избирались президиумом губисполкома и утверждались народным комиссаром РКИ.
К 1923 году взаимоотношения РКИ с губиспол-комами и теми уездными исполнительными комитетами, где были уполномочиные РКИ, приобрели устойчивый характер. Губернские отделения РКИ входили в состав отделов губисполкомов. Согласно отчетам ГубРКИ у них установились доброжелательные отношения с руководством исполкомов. Но были и исключения. Например, в Ойротской области связь между облисполкомом и рабоче-крестьянской инспекцией носила формальный характер. За семь месяцев 1923 г. исполком заслушал всего два информационных сообщения РКИ, иные формы взаимосвязи с РКИ и облисполкомом не практиковались [6, с. 55]. В отчете Тарского уездного уполномоченного РКИ за январь 1923 г. отмечалось, что «взаимоотношения с исполкомом улыбающе-враждебные, ибо трагедия "высшей власти" в уезде состоит в том, что она не выносит комментариев к своим действиям. С другими, и главное, с помощником прокурора, отношения хорошие» [10, л. 4 об.; 11, л. 4].
Губисполкомы использовали аппарат РКИ для выявления тех или иных сторон деятельности учреждений и предприятий. На основе ревизий и обследований, проводимых РКИ, они получали объективные данные о работе государственных учреждений и хозяйственных организаций. Так, например, в ходе ревизии гублестреста, проходившей в июле 1923 г., Томским отделением РКИ были выявлены серьезные злоупотребления. Они привели к уменьшению оборотного капитала гублестреста на 60 %. Материалы ревизии были переданы в прокуратуру [12, л. 102]. Выводы и предложения, сделанные РКИ, по результатам ревизий, были направлены на совершенствование аппаратов и улучшению работы ревизуемых учреждений [13, л. 6]. Алтайский губисполком отмечал, что материалы всесторонних ревизий помогают ликвидировать недостатки в работе учреждений. Аналогичные отзывы поступили в Сибирское областное отделение РКИ и от других губисполкомов и от Сибрев-кома [12, л. 102. 14, л. 5 об. 15, л. 10 об.]. Иногда губ-исполкомы использовали РКИ для разрешения споров, возникавших между их отелами (Томск). В Томской, Алтайской и Енисейской губерниях ГубРКИ получали от губисполкомов материальную поддержку: ассигнование средств на курсы, оплата расходов на производство некоторых обследований, содержание на средства губисполкомов нескольких сотрудников РКИ [16, л. 764, 17, л. 38].
Установление более тесного контакта в работе и взаимоотношениях между РКИ и губисполкомами способствовало так же, то обстоятельство, что к середине 1923 г. большинство заведующих ГубРКИ входили в губисполком в качестве члена президиума. Они были в курсе его работы и имели возможность оценивать деятельность его отделов на основании материалов ревизии [18, л. 12].
Объединения губернских партийных контрольных комиссий с рабоче-крестьянской инспекцией
завершилось, в основном в Сибири, осенью 1924 г. формально правовое положение РКИ в системе государственного аппарата не изменилось. Местные отделы РКИ по-прежнему входили в состав губиспол-комов. Однако поскольку заведующий ГубРКИ после объединения был одновременно председателем ГубРКИ, его влияние в губернском аппарате значительно возросло. С осени 1924 г. заведующие РКИ всех губерний входили в состав президиума губис-полкома.
Рабоче-крестьянские инспекции по заданиям губ-исполкомов проводили ревизионные обследования, участвовали в работах различных комиссий. Загруженность РКИ заданиями губисполкомов была различной. Иркутской ГубРКИ по заданиями губиспол-кома было произведено 23 ревизии и принято участие в 33 комиссиях. Томской РКИ было произведено 23 ревизии и 32 участия в комиссиях. Енисейской ГубРКИ было произведено 8 ревизий и принято участие в 9 комиссиях. Новониколаевской ГубРКИ произведено 4 ревизии и принято участие в 12 комиссиях [19, л. 16].
В 1924 — 1925 гг., несмотря на значительное сокращение численности аппаратов губернских РКИ, интенсивность ревизионной работы по заданиям губисполкомов не снижалась. Так, например, в Алтайской губернии за период с 1 января по 16 июня 1925 г. по заданию губисполкома было проведено 16 обследований государственных учреждений и хозяйственных организаций [20, л. 145].
Основной формой взаимосвязи между РКИ и губисполкомами были доклады представителей РКИ (их делали как правило заведующие РКИ) на заседаниях губисполкомов. Делались они по важнейшим ревизиям, независимо от того, по чьей инициативе они проводились — центра, губисполкомов или самой инспекции. После обсуждения доклада по нему выносилось постановление губисполкома. Количество докладов, внесенных в 1923 г. на рассмотрение в губисполкомы, было наибольшим в Томской губернии. На Алтае губинспекцией было сделано 29 докладов губисполкому и 21 доклад губернскому экономическому совещанию и губплану. Наименьшее количество докладов было сделано Омской и Енисейской губинспекциям — 17 и 20 соответственно. Выписки из протоколов губисполкомов свидетельствуют, что за незначительным исключением предложение РКИ принимались полностью или с незначительными изменениями [13, л. 5; 14, л. 6; 15, л. 10; 19, л. 13-14; 21, л. 8; 22, л. 197, 198; 23, л. 172].
В 1924- 1925 гг. полученные при обследованиях и имеющие губернское значение ревизионные материалы, реализовались через губернские исполнительные комитеты. Особенно последовательна в этом отношении была Алтайская ГубРКИ, которая все свои предложения проводила через президиум губисполкома [24, л. 173; 25, л. 66].
Таким образом, тесная взаимосвязь отделений рабоче-крестьянской инспекции с исполкомами приносила взаимную пользу. На основе ревизий и обследований, проводимых РКИ, губисполкомы получали объективные данные о работе государственных учреждений и хозяйственных организаций и могли правильно оценить итоги их работы. В свою очередь губернские отделения РКИ получали от губиспол-комов дополнительные средства на проведение обследований и поддержку в реализации ревизионных предложений.
Взаимосвязь губернских отделений РКИ с губернскими партийными комитетами (губкомы) до
создания объединенных контрольных органов не носила такого регулярного характера, как их взаимодействие с губисполкомами. В большинстве губерний она ограничивалась нерегулярными докладами о важнейших ревизиях и редкими (2-3 раза в год) поручениями по обследованию государственных учреждений. Исключение — Алтайская ГубРКИ. Ее заведующий О. И. Марк был членом бюро губкома, и это позволяло осуществлять регулярное взаимодействие инспекции с губкомом. [13, л. 6; 14, л. 6; 22, л. 209].
С объединением партийных и советских контрольных органов органов, одним из итогов которого стало совмещение должности председателя президиума ГубКК и заведующего ГубРКИ, устанавливается постоянная взаимосвязь с губкомом. Вопросы принципиального характера и план работы РубРКИ согласовывались с руководством губкома. На ежегодных губернских партийных конференциях заведующий ГубРКИ делал доклад о работе инспекции [24, л. 172 об.; 25, л. 66].
В 1923 г. большинство сибирских губернских отделений РКИ, характеризуя свои отношения с подотчетными органами, отмечали отсутствие конфликтов. Предложения и замечания, сделанные по результатам ревизий, принимались государственными учреждениями и хозяйственными организациями к исполнению. Руководители некоторых подотчетных учреждений публиковали ревизионные предложения РКИ в приказах по своему учреждению с категорическим требованием немедленной ликвидации отмеченных актами РКИ недочетов с донесением об их выполнении [13, л. 6 об., 7; 14, л. 6; 21, л. 8 об.; 22, л. 209 об.]. В отчетах Омской и Енисейской РКИ за 1923 г. сообщалось о нескольких конфликтных ситуациях. В Енисейской губернии ряд торговых и кооперативных органов первоначально отказались предоставить ревизорам РКИ некоторые сведения, которые составляли, по их мнению, коммерческую тайну. Данные конфликты были разрешены без составления актов. Той же инспекцией отмечалось стремление многих подотчетных органов уклоняться в ходе обследований от ответов по существу, направляя после его проведения бессодержательные отписки. В Енисейской губернии заместитель управляющего Красноярским агентством торгово-заготови-тельной конторы «ЦАТО» отказался допустить представителя РКИ к ревизии. Дело было передано в прокуратуру. О попытках ряда производственных организаций и ГСНХ оспорить зафиксированные ревизионными актами факты злоупотреблений, подвергнуть сомнению, сделанные по окончании выводы, сообщали Омская и Енисейская РКИ [18, л. 17 об., 18; 19, л. 18 об., 19].
После объединения партийного и государственного контроля конечной целью всех ревизий и обследований, проводимых РКИ, стало улучшение аппарата государственных учреждений и хозяйственных организаций. Появились новые формы взаимоотношений РКИ с подотчетными организациями — согласование или совместная разработка программ обследования, участие руководителей учреждений в самом обследовании, привлечение представителей учреждений к анализу полученных в результате обследования материалов и выработки конкретных предложений [24, л. 136; 26, л. 8; 27, л. 81; 28, л. 37; 29, л. 2].
К декабрю 1924 г. во всех губерниях Сибири была установлена связь РКИ с экономическими отделами местных отделений главного политического управ-
ления (ГПУ). Одной их основных форм взаимодействия РКИ с судом, прокуратурой и ГПУ было участие их представителей в заседаниях президиумов КК — РКИ с правом совещательного голоса и участие в выработке и проведении в жизнь рекомендаций РКИ [6, с. 55; 30, л. 2].
Таким образом, объединение органов партийного и государственного контроля и корректировка конечных целей ревизионных обследований привели к появлению новых форм взаимоотношений с подотчетными организациями.
Взаимоотношения органов РКИ с профсоюзными организациями носили как правило сложный характер. В первой половине 1923 г. главным связующим звеном между РКИ и профсоюзами были делегируемые. Согласно положению делегируемыми могли быть рабочие и служащие, которые направились для работы в РКИ на четыре месяца. С 1922 г. делегируемых направляли в РКИ профсоюзы. Профсоюзные органы сибирских губерний, несмотря на указание ВЦСПС (центральный профсоюзный орган), не справлялись с обязанностью по направлению в РКИ людей, подготовленных к работе в контрольном органе. В начале января1923 г. сибирские РКИ провели с губпрофобрами совместные совещания, где обсуждались проблемы низкого профессионального и образовательного уровня, делегируемых от профсоюзов. Но профсоюзы продолжали направлять в качестве делегируемых малограмотных рабочих и служащих. К тому же многих из них вскоре предприятия отозвали. В марте 1923 г. представители от профсоюзов в составе сотрудников РКИ работали в Омской и Томской ГубРКИ. Со второй половины 1923 г. происходит постепенное отмирание института делегируемых. Главная причина связана с тем, что с переходом к нэпу попытки РКИ привлечь к работе в качестве делегируемых лиц высокой квалификации были безуспешны. Поскольку заработную плату делегируемым платили предприятия, им было невыгодно направлять в качестве делегируемых квалифицированных рабочих. 1 июля 1924 г. институт делегируемых заканчивает свое существование. Взаимосвязь РКИ с профсоюзами на этой основе прекращается [14, л.6; 15, л. 3 об.; 31, л. 15 об.; 32, л. 1 об.].
В конце 1923 г. связь РКИ с профорганами устанавливается на основе совместных работ по научной организации труда. С января 1924 г. Иркутская, Енисейская и Алтайская РКИ начинают проводить совместные совещания, на которых присутствовали представители губернских отделений профсоюзов (Губпрофсовет). На этих совещаниях обсуждались проблемы, представляющие взаимный интерес. На данном направление работы РКИ получили от профсоюзов поддержку. Профсоюзы помогали РКИ организовывать проведение лекций для ознакомления своих членов с задачами научной организации труда. В Томске профсоюзы выступили организаторами создания ячеек НОТ на ряде крупных предприятий [18, л. 16 об., 17; 19, л. 17 об. 18; 22, л. 208; 33, л. 118; 34, л. 23 об.; 35, л. 24 об.]. По некоторым вопросам совместно разрабатывались программы обследований. Например, Новониколаевская и Енисейская РКИ с представителями губпрофсоветов разработали программу обследования заработной платы на предприятиях местной промышленности. Весной 1924 г. объединенные совещания проходили во всех губерниях Сибири [36, л. 78; 37, л. 22 об.].
Попытки губернских РКИ привлечь представителей профсоюзов к участию в ревизионных обследованиях, предпринимавшиеся на протяжении 1924 —
1925 гг., в основном заканчивались безрезультатно. В большинстве случаев приглашения РКИ игнорировались. Иногда представители профсоюзов участвовали в ревизионных обследованиях, но они скорее мешали, чем помогали, так как профсоюзы обычно направляли непригодных к ревизионной работе людей. К тому же, по сообщениям многих ГубРКИ, направленные от профсоюзов люди очень часто отзывались обратно, до окончания ревизионных работ [20, л. 8 об.; 30, л. 1].
Следовательно, профсоюзы не стали помощником контрольных органов в работе по привлечению трудящихся к обучению их (через РКИ) навыками управления государством. Региональные организации профсоюзов фактически не выполняли договоренностей, которые были заключены НК РКИ СССР и ЦК ВЦСПС. Не желая идти на прямую конфронтацию со своим руководством, профсоюзы направляли для работы в РКИ рабочих и служащих, но в меньшем количестве, чем это было предусмотрено, и чрезвычайно низкой квалификации. Определенную поддержку от профсоюзов РКИ получила работе по организации ячеек научной организации труда на предприятиях. Однако значительных совместных успехов в этом направлении достигнуто не было.
Таким образом, на протяжении рассматриваемого периода взаимодействие губернских отделов РКИ с губисполкомами, губкомами и подотчетными организациями становилось все более тесным. После объединения партийного и государственного контроля конечной целью всех ревизий и обследований, проводимых РКИ, стало улучшение аппарата государственных учреждений и хозяйственных организаций. Появились новые формы взаимоотношений РКИ с подотчетными организациями — согласование или совместная разработка программ обследования, участие руководителей учреждений в самом обследовании, привлечение представителей учреждений, к анализу полученных в результате обследования материалов и выработки конкретных предложений. Губисполкомы стали использовать аппарат РКИ для выявления тех или иных сторон деятельности учреждений и предприятий. На основе ревизий и обследований, проводимых РКИ, они получали объективные данные о работе государственных учреждений и хозяйственных организаций и могли правильно оценить итоги их работы. В свою очередь, губернские отделения РКИ получали от губисполкомов дополнительные средства на проведение обследований и поддержку в реализации ревизионных предложений. Во взаимодействии с профсоюзными организациями прогресса не наблюдалось. Надежды руководства РКИ на то, что профсоюзы станут стержнем в работе по привлечению трудящихся к обучению их (через РКИ) навыками управления государством не сбылись.
Библиографический список
1. Дианов, А. Г. Органы рабоче-крестьянской инспекции Сибири на начальном этапе нэпа: структура профессиональной подготовки и материальное обеспечение / А. Г. Дианов // Омский научный вестник. — 2009. — № 2 (76). — С. 18 — 22.
2. Дианов, А. Г. Преодоление кризиса рабоче-крестьянской инспекции в период становления нэпа / А. Г. Дианов // Омский научный вестник. — 2009. — № 3 (78). — С. 12 — 15.
3. Дианов, А. Г. Создание объединенных органов партийно-государственного контроля. Ч. 2. / А. Г. Дианов // Омский научный вестник. — 2013. — № 4 (121). — С. 12—16.
4. Дианов, А. Г. Внутренняя организация органов рабоче-крестьянской инспекции в Сибири в середине 20-х гг. ХХ в. Ч. 1. / А. Г. Дианов // Омский научный вестник. — 2013. — № 5 (122). - С. 5-10.
5. Дианов, А. Г. Государственный архив Новосибирской области как источник по изучению истории сибирской рабоче-крестьянской инспекции / А. Г. Дианов // Альманах современной науки и образования. — 2014. — № 1 (80). — С. 33-35.
6. Анашкин, А. П. Становление и развитие партийно-государственного контроля в Западной Сибири (1920 — 1929 гг.) / А. П. Анашкин, М. С. Кузнецов. — Томск, 1982. — 208 с.
7. Анашкин, А. П. Ленинский план реорганизации рабоче-крестьянской инспекции и его осуществление на Алтае (1923 — 1924 гг.) / А. П. Анашкин // Сб. работ аспирантов кафедры истории КПСС. — Томск : Изд-во Томского ун-та, 1970. — Вып. 6. — С. 42 — 52.
8. Горестов, М. А. Ленинский план реорганизации Рабкрина и деятельность партийных организаций Сибири за его осуществление (1923—1925 гг.) / М. А. Горестов // В. И. Ленин и социально-экономические преобразования в Сибири за 50 лет Советской власти. — Красноярск, 1967. — С. 207 — 216.
9. Прокопенко, А. В. Подготовка и проведение реорганизации РКИ в Иркутской губернии на основе ленинских принципов (1923 — 1926 гг.) / А. В. Прокопенко // Вопросы истории и методики преподавания истории в школе. — Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1966. — С. 85—104.
10. Государственный исторический архив Омской области (ГИАОО). Ф. Р. — 460. Оп. 1. Д. 21.
11. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. Р. — 4085. Оп. 21. Д. 1940.
12. Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. Р. — 288. Оп 1. Д. 43.
13. ГАНО. Ф. Р. — 288. Оп. 1. Д. 78.
14. ГАНО. Ф. Р. — 288. Оп. 1. Д. 66.
15. ГАНО Ф. Р. — 288. Оп. 1. Д. 123.
16. ГАНО. Ф. Р.
17. ГАНО. Ф. Р.
18. ГАНО Ф. Р.
19. ГАРФ. Ф. Р.
20. ГАНО. Ф. Р.
288. Оп. 1. Д. 137. 288. Оп. 1. Д. 203. 288. Оп. 1. Д. 90. 374. Оп. 4. Д. 39. 288. Оп. 1. Д. 308.
21. Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. Р. - 162. Оп. 1. Д. 9.
22. ГАНО Ф. Р. - 288. Оп. 1. Д. 113.
23. ГАНО Ф. Р. - 288. Оп. 1. Д. 119.
24. ГАНО Ф. Р. - 288. Оп. 1. Д. 291.
25. ГАНО Ф. Р. - 288. Оп. 1. Д. 288.
26. ГАНО Ф. Р. - 288. Оп. 1. Д. 209.
27. ГИАОО Ф.Р. - 460. Оп.2. Д.674.
28. ГАНО Ф. Р. - 288. Оп. 1. Д. 134.
29. ГАНО Ф. Р. -
30. ГИАОО Ф. Р.
31. ГАНО Ф. Р. -
32. ГАНО Ф. Р. -
288. Оп. 1. Д. 89. - 460. Оп. 1. Д. 144. 288. Оп. 1. Д. 55. 288. Оп. 1. Д. 121.
33. Государственный архив Красноярского края (ГАКК). Ф. Р—241. Оп. 1. Д. 556.
34. ГАНО Ф. Р. — 288. Оп. 1. Д. 293.
35. Центр документации новейшей истории Томской области (ЦДНИТО). Ф. П. — 1. Оп. 1. Д. 126.
36. ГАНО Ф. Р. — 288. Оп. 1. Д. 290.
37. Центр хранения и изучения документов новейшей истории Красноярского края (ЦХИИДНИКК) Ф. П. — 1. Оп. 1. Д. 293.
ДИАНОВ Алексей Григорьевич, кандидат исторических наук, доцент (Россия), доцент кафедры отечественной истории и политологии. Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.04.2014 г. © А. Г. Дианов
Книжная полка
Ломазофф, Аманда. Всемирная история войн. С древнейших времен до наших дней / Аманда Ломазофф ; пер. П. Кунарев ; ред. А. Райская. - М. : КоЛибри, 2015. - 320 с. - ISBN 978-5-38906336-5.
В пожарах войны гибли города, исчезали целые народы, рушились цивилизации. Столетиями человечество тратило неимоверные усилия на создание все более совершенного оружия и способов нападения и защиты, разрабатывало новые тактические приемы, и следующая война была кровопролитнее и разрушительнее предыдущей. Люди рождались, жили и умирали, так и не дождавшись мирного времени. Перед вами книга, коротко и увлекательно рассказывающая о самых известных войнах в истории человечества. Отважные герои древности, знаменитые полководцы, чей военный гений помогал в решающий момент переломить ход сражения и добиться победы, истории битв, в которых немногочисленным отрядам удавалось противостоять целым армиям... «Всемирная история войн» содержит множество интересных фактов, редких фотографий, старинных карт, схем, позволяющих наглядно представить великие войны, менявшие сам ход истории.
Клесов, А. Происхождение славян. Очерки ДНК-генеалогии / А. Клесов ; ред. А. Ю. Клименко. -М. : Эксмо, 2015. - 512 с. - ISBN 978-5-4438-0978-6.
Книга профессора А. Клесова отвечает на вопросы: кто такие славяне и каково их происхождение? Откуда они пришли? На протяжении трех веков ученые не могли дать на них обоснованный ответ. Он нашелся на стыке двух наук: истории и генетики. Сам автор утверждает, что его книга будет иметь «эффект разорвавшейся бомбы», и это действительно так: читателя этой книги ждут потрясения. Автор разрушает сложившееся в научной среде русофобское табу на изучение истории древних славян и их происхождение от ариев — коренных жителей Русской равнины.