Научная статья на тему 'Органы рабоче-крестьянской инспекции Сибири на начальном этапе нэпа: структура, профессиональная подготовка и материальное обеспечение'

Органы рабоче-крестьянской инспекции Сибири на начальном этапе нэпа: структура, профессиональная подготовка и материальное обеспечение Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
273
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКАЯ ИНСПЕКЦИЯ / СТРУКТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / WORKER AND PEASANT INSPECTIONS / STRUCTURE / PROFESSIONAL SPECIALIZATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дианов Алексей Григорьевич

Статья посвящена изучению количества, квалификации, материального положения сотрудников сибирских РКИ, взаимоотношений губернских рабоче-крестьянских инспекций с Сибирской областной РКИ (СибРКИ). Автор выявляет общие закономерности и особенности трансформации структуры СибРКИ и губернских рабоче-крестьянских инспекций в исследуемый период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The workers and peasants inspections in Siberia at the beginning of new economical policy: structure, professional training and material security

The article is dedicated to the research of quantity, qualification, material status of the staff of the above-mentioned inspection, including their interrelation with the district workers and peasants directory inspection of Siberia (SibRKI). The author sets up general rules and particularities of the transformation of the SibRKI structure and the same of workers' and peasants' inspections at the dated time's period.

Текст научной работы на тему «Органы рабоче-крестьянской инспекции Сибири на начальном этапе нэпа: структура, профессиональная подготовка и материальное обеспечение»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (76) 2009

появились в начале ХХ столетия на российской политической сцене и заявляли о своей приверженности демократическим реформам, больше были заняты выяснением отношений друг с другом и в результате втягивались в жестокую, а иногда и жесточайшую межпартийную борьбу, что только тормозило проведение государственной модернизации; нередко отдельные политические партии, действуя по принципу «чем хуже — тем лучше», сознательно шли на то, чтобы сорвать осуществление реформ. Это еще больше нагнетало и обостряло внутриполитическую обстановку, отвлекало силы и энергию российского общества от активного созидательного творчества.

Все эти силы, одни в большей, другие в меньшей мере, фактически закладывали бомбу под будущее своей страны. В этом, на наш взгляд, была не только отличительная особенность России, но и ее трагедия.

Библиографический список

1. Три века царствования Дома Романовых (1613—1913). Казань, 1913. С. 66.

2. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 601. Оп. 1. Д. 2139. Л. 2.

3 < (N 5 (N < а * £ 1.

4 Там же. Д. 2139. Л 85.

5 Там же. Д. 2144. Л 1.

6 Там же. Л. 3.

7 Там же. Л. 2.

8 Там же. Л. 14.

9 Там же. Д. 2109. Л. 56; Монархия перед крушением 1914 —

1917: Из бумаг Николая II. М.-Л., 1927. С. 93-94.

10. ГАРФ. Ф. 601. Оп. 1. Д. 2109. Л. 57.

11. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. — М., 1990. — С. 109.

12. Там же. С. 110—111.

КРЯЖЕВ Юрий Николаевич, доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории.

Статья поступила в редакцию 19.05.2008 г.

© Ю. Н. Кряжев

УДК 974.084; 359.51 Д. Г. ДИАНОВ

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,

г. Омск

ОРГАНЫ РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКОЙ ИНСПЕКЦИИ СИБИРИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ НЭПА: СТРУКТУРА, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА И МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ___________________________________________

Статья посвящена изучению количества, квалификации, материального положения сотрудников сибирских РКИ, взаимоотношений губернских рабоче-крестьянских инспекций с Сибирской областной РКИ (СибРКИ). Автор выявляет общие закономерности и особенности трансформации структуры СибРКИ и губернских рабоче-крестьянских инспекций в исследуемый период.

Ключевые слова: рабоче-крестьянская инспекция, структура, профессиональная подготовка.

В настоящее время в России завершён переход от одного общественно-политического устройства к другому. Государство усиливает контрольные функции на новой основе и в иных формах. Возрастает интерес исследователей к деятельности контрольных органов в различные периоды истории России.

На начальном этапе нэпа рабоче-крестьянская инспекция (РКИ) была основным контрольным органом Советского государства. Она должна была осуществлять постоянный контроль над всеми организациями и предприятиями. В задачу инспекции входило пресечение злоупотреблений и улучшение работы подконтрольных ей учреждений. Одним из направлений её деятельности был контроль над выполнением законов и распоряжений правительства. Оценка результативности деятельности рабоче-крестьянской

инспекции невозможна без анализа внутренней организации — структуры, количественного и качественного состава сотрудников, связи местных организаций с центром.

Данная проблема в интересующий нас период была затронута в отдельных научных работах. Эти работы были опубликованы в 70-х — начале 80-х гг. XX в.[1]. Учитывая специфику общественно-политической жизни в данный период, некоторые аспекты, связанные с оценкой эффективности внутренней организации РКИ, не могли быть затронуты.

Организационным центром РКИ в Сибири в начале 1922 г. был Сибирский отдел НК РКИ при Сибревко-ме (СибРКИ). В его задачу входили согласование постановлений областных сибирских учреждений с решениями центра и инструктирование местных

органов РКИ в Сибири. С августа 1921 г. СибРКИ возглавлял А. И. Полнек, он был человеком старательным и добросовестным, однако опыта руководящей работы не имел. Ему не удалось наладить регулярной связи с губернскими инспекциями. Фактически СибРКИ ими не руководила. ГубРКИ самостоятельно связывалась с центром, минуя СибРКИ. В феврале 1922 г. НК РКИ перешёл к системе районирования, и Сибирь была выделена в самостоятельную единицу во главе с уполномоченным. Областным уполномоченным НК РКИ в Сибири был назначен член коллегии НК РКИ А. М. Тамарин. В конце февраля 1922 г. он прибыл в г. Ново-Николаевск и возглавил Сибирскую областную РКИ [2].

В связи с переходом СибРКИ на положение областного органа, координирующего и инспектирующего работу всех местных сибирских органов РКИ, её штат был увеличен с 52 до 72 человек. Была изменена структура СибРКИ. В марте 1922 г. было образовано три отдела: управление делами, экономический и административный. В апреле 1922 г. ввиду создания областного топливного отдела для контроля за его деятельностью был создан топливный отдел РКИ. В отделах планировалось создание 14 секций, однако поскольку штат удалось укомплектовать только на 68 %, большинство секций не было создано [3].

В апреле 1922 г. в г. Ново-Николаевске прошло организованное СибРКИ Всесибирское совещание. На нём были рассмотрены вопросы организации деятельности РКИ в условиях нэпа, выработан план работы на 1922 г. На совещании было принято решение о том, что местные организации РКИ могут связываться с центром только через СибРКИ [4].

До марта 1922 г. связь губРКИ как с сибирским, так и с московским центром была нерегулярной. Инспекции, ввиду слабости сибирского центра, предпочитали связываться с Москвой, и СибРКИ почти не реагировало на такое положение дел. Задания и директивы, которые получали инспекции из сибирского и московского центров, не всегда были согласованы, что вело к дезорганизации работы губернских РКИ. После Всесибирского совещания РКИ губернские рабоче-крестьянские инспекции потеряли право непосредственных контактов с НК РКИ. Задания и директивы они получали от СибРКИ. Была установлена периодическая ежемесячная отчётность губРКИ и постоянное инструктирование и информирование их со стороны СибРКИ.

В 1922 г. центральной проблемой, тормозившей осуществление сибирскими рабоче-крестьянскими инспекциями возложенных на них задач, как и в 1920—1921 гг., была кадровая проблема.

В 1922 г. сокращение штатов РКИ продолжалось. Всероссийским центральным исполнительным комитетом (ВЦИК) была создана комиссия, которой было поручено пересмотреть личный состав всех наркоматов. На основе предложений комиссии ВЦИК принял решение о сокращении численности сотрудников наркомата РКИ в 2,5 раза. В июне 1921 г. штат НК РКИ составлял 34 тыс. чел., к февралю 1922 г. он был сокращён до 12 тыс. [5].

В Сибири штаты РКИ на 1922 г. были сокращены по сравнению с декабрём 1921 г. на 60 % [6]. С учётом сокращений во второй половине 1921 г. штаты сибирских РКИ уменьшились с июня 1921 г. по февраль 1922 г. более чем в 3 раза. Однако даже эти значительно уменьшенные штаты ни одной из сибирских губернских РКИ полностью заполнить в 1922 г. не удавалось. По состоянию на 1 января 1922 г. штаты губинспекций были заполнены в среднем на 80 %. Как и в предшеству-

ющем году, наибольшее заполнение наблюдалось в Иркутской — 88,5 % и Томской губРКИ — 88 %. В Алтайской губРКИ после закрытия в январе 1922 г. уездных отделений личный состав сократился до 63 чел., что составляло 63 % от выделенного штата [7].

На протяжении 1922 г. заполняемость штата губернских РКИ постоянно снижалась. Численность личного состава в процентном отношении к штату в среднем за 1922 г. составляла 67 %. К 1 января 1923 г. из положенных по штату для Сибирской областной и губинспекции 684 ставок было заполнено только 319, что составляло 46,6 %. Наименее укомплектованными, как и в предшествующий год, были Алтайская — 32 % к штату, и Ново-Николаевская — 31 %. В образовательной в июне 1922 г. РКИ Ойратской автономной области из шести штатных единиц была заполнена только одна. Наиболее значительное сокращение произошло в сентябре-ноябре 1922 г. За этот период наполняемость штата уменьшилась на 16 %. В Иркутской РКИ с сентября по декабрь 1922 г. наполняемость штата снизилась с 88 до 65 %. Сибирской областной РКИ не удалось полностью укомплектовать и свой центральный аппарат — из 72 штатных единиц в декабре 1922 г. было заполнено 49, что составляло 68 % [8].

Низкая заполняемость штата была характерна в этот период не только для сибирских инспекций — в среднем по РСФСР к началу 1923 г. штат был заполнен на 60, 4 %. В значительной мере это было связано с тем, что по материальной обеспеченности сотрудник НК РКИ занимал в январе 1922 г. 14-е место среди наркоматов [9].

Выполнение возложенных на РКИ функций в значительной степени зависело не только от количества сотрудников, но и от уровня их профессиональной подготовки. В 1922 г. Сибирской областной РКИ была поставлена задача использовать сокращение штатов для повышения профессионального уровня губернских инспекций и очищения их от сомнительных в моральном и социальном плане сотрудников.

Решить эту задачу в 1922 г. не удалось. Более низкие по сравнению с хозяйственными органами оклады и острый недостаток в Сибири людей даже с общим средним образованием не позволили губинспекциям привлечь квалифицированных специалистов. В условиях нэпа у сотрудников РКИ с высшим и среднем образованием, не являющихся членами РКИ (б), появилась возможность перейти на более высокооплачиваемую работу в хозяйственные организации. На протяжении 1922 г. доля специалистов со средним и высшим образованием в губернских РКИ Сибири снижалась. В Иркутской губРКИ в январе 1922 г. специалисты с высшим образованием составляли 17,7 %, в июне — 12,5 %, в декабре — 11,3 % [10]. Алтайская губРКИ, несмотря на поддержку со стороны руководства губернии, направлявшей в аппарат РКИ трёх специалистов со средним образованием, не смогла сохранить квалифицированные кадры. В декабре 1922 г. 30 % сотрудников имели среднее образование и 2,5 % высшее. Нехватка специалистов с высшим и средним образованием вынуждала руководство инспекции использовать на ответственных должностях сотрудников с начальным образованием. В Алтайской губРКИ должность старшего инспектора и помощника управляющего занимали люди с начальным образованием. В Томской губРКИ образовательный уровень инспекторского состава был значительно выше. На 1 октября 1922 г. из 68 сотрудников 54,4 % имели высшее и среднее образование [11]. Якутская РКИ в 1922 г. не смогла полностью выполнить плановых заданий. Основная причина — уровень подго-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (76) 2009 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (76) 2009

Оплата труда сотрудников сибирских РКИ в 1922 г., (тыс. руб.)

Месяц Выплачено в среднем на 1 сотрудника Прожиточный минимум на семью из 3-х человек % сотрудников, удовлетворённых прожиточным минимумом

Сентябрь 6,24 14,3 6

Октябрь 9,2 14,7 9

Ноябрь 12 27,3 7

улучшилось, однако, как свидетельствуют данные

товки сотрудников. В течение 1922 г. из инспекции уволились 12 квалифицированных работников. К декабрю 1922 г. в Якутской РКИ среднее образование имели 8 сотрудников (26 %), специалисты с высшим образованием отсутствовали. Самостоятельно проводить ревизии могли лишь три инспектора. Большинство работников ввиду их малограмотности и незначительного опыта работы не могли самостоятельно производить не только инспекционную, но и канцелярскую работу [12].

Наиболее значительные потери квалифицированных сотрудников в сибирских РКИ были в сентябре — ноябре 1922 г. При общем сокращении состава РКИ за этот период на 16 % численность ответственных работников сократилась на 20 %, инспекторского персонала — на 16 %, конторских работников — на 13 %, обслуживающего персонала — на 3 % [13].

В конце 1922 г. в сибирских инспекциях работало 34 специалиста с высшим образованием — 9 % от общего состава и 110 со средним — 31 % [14].

В местных инспекциях РСФСР доля специалистов с высшим образованием составляла 9,8 %, со средним— 36,5 %. Более значительным был разрыв по стажу контрольной работы. В местных инспекциях РСФСР сотрудники со стажем контрольной работы более двух лет составляли 41,1 %, в сибирских инспекциях — 27, 2% [15].

Основной причиной ухода из РКИ квалифицированных специалистов являлась низкая заработная плата. В системе наркоматов НК РКИ по материальной обеспеченности сотрудников занимал на протяжении 1922 г. 14-15-е место. Для укрепления кадрового состава РКИ Президиум ВЦИК в марте 1922 г. принял постановление, предусматривающее повышение материального обеспечения работников РКИ до уровня материальной обеспеченности работников тех учреждений, состояние которых они обследуют и контролируют. Основные положения постановления были конкретизированы в приказе НК РКИ № 29 от 17 марта 1922 г. и доведены до местных органов власти, которые должны были изыскать средства для улучшения материального обеспечения сотрудников РКИ. В Сибири постановление Президиума ВЦИК и приказ НК РКИ не были выполнены, поскольку не предусматривали субсидирование дополнительных средств из республиканского бюджета [16].

В Якутскую РКИ в 1922 г. не полностью поступали средства, предусмотренные федеральным бюджетом. С января 1922 г. по июнь сотрудники получали только продуктовые пайки, с июня — продуктовые пайки и часть зарплаты [17]. В докладе Омской РКИ за первую половину 1922 г. отмечалось, что из-за материальной необеспеченности лучшие сотрудники подыскивают места в учреждениях, перешедших на хозяйственный расчёт [18].

Осенью 1922 г. материальное положение сотрудников РКИ в Сибири в связи с сокращением численности губернских РКИ и увеличением финансирования

таблицы 1 [19], оплата труда подавляющего большинства сотрудников сибирских РКИ была ниже прожиточного минимума для семьи из 3-х человек.

Таблица показывает, что процент сотрудников, получающих в размере прожиточного минимума на семью из 3-х человек, незначителен. В среднем вознаграждение сотрудника составляло в сентябре 42 % от минимума, в октябре — 59 % и в ноябре — 40 %. Поскольку прожиточный минимум был высчитан на основе минимальных физиологических норм потребления, понятно почему сотрудники инспекции стремились поступить на работу в хозяйственные организации, перешедшие на хозрасчёт, где оплата труда была значительно выше.

В 1922 г. в структуре органов РКИ в центре и на местах происходили изменения, вызванные корректировкой задач и сокращением штатов. В составе аппарата НК РКИ ликвидируются полевая инспекция, значительно сокращается штат военно-морской. Разделяется продовольственная и сельскохозяйственная и создается топливная инспекция [20].

Сокращение штатов и отток квалифицированных работников вызвали упрощение структуры губРКИ. В июне 1922 г. в связи с сокращением штатов и отсутствием работников, которые могли бы возглавить секции в Алтайской губРКИ, были ликвидированы секции в отделах, за исключением продовольственно-хозяйственной при экономическом отделе и военной при административно-общественном. Осенью 1922 г. разделение по секциям было упразднено в Омской, Томской, Енисейской и Ново-Николаевской РКИ. В Иркутской РКИ в октябре 1922 г. из 10 секций шесть были сокращены, а все сотрудники были разделены на 2 категории: выполняющие фактические ревизии или последующие. В Якутской РКИ, где в отличие от других сибирских инспекций существовало три отдела, в декабре 1922 г. осталось только два — административно-общественный и фактической ревизии [21].

Изменения в организационной структуре местных инспекций в начале 1922 г. были связаны с ликвидацией уездных отделений. В Сибири их закрытие началось до выхода приказа НК РКИ от 31 января 1922 г., предусматривающего повсеместное закрытие уездных и районных отделений. В Алтайской губернии 20 октября 1921 г. прекратили свое существование Бийское и Рубцовское уездные отделения РКИ, а 24 января 1922 г. — остальные. В Омской губернии уездные и районные отделения были закрыты 15 декабря 1921 г. В остальных губерниях Сибири уездные отделения были ликвидированы в конце января 1922 г. [22].

Более раннее, чем в европейской части страны, закрытие уездных отделений было связано с тем, что нехватка квалифицированных кадров в Сибири ощущалась острее.

В уезды, где были закрыты отделения РКИ, назначались уполномоченные губРКИ. Компетенция упол-

номоченных в уездах регулировалась «Положением об уездных уполномоченных», принятом ВЦИК 27 марта 1922 г. Данный документ предусматривал назначение уполномоченного губРКИ с согласия исполкома соответствующего уезда и смещение уполномоченного только на основе решения губРКИ. В пределах уезда уполномоченный пользовался всеми правами НК РКИ. Уполномоченные подчинялись губРКИ, но для создания благоприятных условий работы должны были отчитываться перед президиумом уездного исполкома. Своего аппарата уполномоченные не имели. Они могли использовать для выполнения ревизионных работ аппарат уездного исполкома [23].

С первых дней работы уездным уполномоченным РКИ пришлось столкнуться с многочисленными проблемами. Местные органы власти первоначально относились к уполномоченным РКИ как к сотрудникам, которые должны выполнять прежде всего их задания, поскольку они работают в помещении уездного исполкома и им предоставляется машинистка. Губинспекции обязывали уполномоченных РКИ выполнять в первую очередь задания центра и губРКИ. Выполнять все задания было нереально, поэтому в зависимости от обстановки и индивидуальных способностей они выполняли либо задания губРКИ, либо уездных исполкомов. Степень загрузки уездных уполномоченных можно проследить на примере работы уполномоченного по Ачинскому уезду Енисейской губернии в июне 1922 г. В течение месяца он провел два ревизионных обследования по заданию НК РКИ — Ачинского упродкома и Ачинской заготовительной конторы, два обследования по программе СибРКИ — Ачинского финотдела и дорожностроительного отделения. По заданию уездного исполкома проведено обследование Ачинского городского отделения милиции. Принял участие в 15 комиссиях и 8 совещаниях. Ачинский уездный уполномоченный считался лучшим в Енисейской губернии [24].

Своевременное выполнение ревизионных работ зависело от квалификации уполномоченных. Губинспекции не имели возможностей направлять в уезды высококвалифицированных специалистов, в губернских отделах их было мало. В уезды направлялись специалисты средней квалификации. В большинстве уездов уполномоченными работали сотрудники со средним образованием и стажем работы в инспекции от 1-го до 2-х лет. Некоторые уполномоченные не обладали достаточными знаниями и опытом для руководства ревизионными обследованиями по заданиям НК РКИ [25].

Губинспекции постоянно получали от уполномоченных жалобы, что им без помощников невозможно справиться с заданиями. Некоторые уездные исполкомы выделяли средства для оплаты помощников. Минусинский исполком выделил средства для оплаты двух сотрудников, но уездный уполномоченный не смог подыскать в Минусинске работников, которые были бы в состоянии оказать ему помощь в проведении ревизий. В Енисейской губернии уполномоченные двух уездов, опасаясь, что невыполнение заданий будет считаться саботажем, уволились [26].

Отрицательно сказывалась на работе уполномоченных их материальная необеспеченность. Уездные уполномоченные оплачивались по ставке старшего инспектора, величина которой в январе-августе 1922 г. была ниже прожиточного минимума для семьи из трех человек. Средства, выделяемые уполномоченным на услуги связи, не позволяли поддерживать постоянную связь с губРКИ. Недостаток средств срывал проведение регулярных совещаний уполномоченных

в губернских городах. Омская губРКИ по этой причине не смогла провести в 1922 г. ни одного совещания ездных уполномоченных [27].

В связи с тем, что уполномоченные в уездах не справлялись с ревизионными заданиями, губернские инспекции стали формировать группы для проведения ревизий в уездах. Средства для организации работы ревизионных групп должны были выделять губ-исполкомы. В Ново-Николаевской губернии в августе 1922 г. в уезды дважды выезжала ревизионная группа. Были проведены ревизии уездных учреждений. В Омской губернии ревизионная группа была сформирована, но губисполком не выделил средств [28].

Деятельность уездных уполномоченных в первой половине 1922 г. показала, что лишенные постоянной связи с губинспекциями, плохо обеспеченные, не имеющие своего аппарата уездные уполномоченные не способны были проводить серьезных обследований и их роль в основном сводилась к информированию губернских инспекций о положении дел в уездах. 31 августа 1922 г. в связи с дальнейшим сокращением штатов и низкой продуктивностью работы уполномоченных коллегией НК РКИ институт уездных уполномоченных был отменен. Однако, учитывая специфику деятельности органов РКИ в Сибири (огромные расстояния, плохие пути сообщения и средства связи, наличие в уездах значительных запасов хлеба), сибирским губинспекциям было разрешено по договоренности с местными органами власти иметь в отдаленных уездах уполномоченных губРКИ. Ликвидация института уездных уполномоченных закончилась в европейской части РСФСР к ноябрю 1922 г. В Сибири этот процесс происходил постепенно. В Алтайской губернии уездные уполномоченные были отозваны в ноябре 1922 г. В Ново-Николаевской и Енисейской губерниях губисполкомы согласились с ликвидацией этого института в декабре 1922 г. В ряде губерний Сибири уездные уполномоченные продолжали свою деятелность, и в 1923 г. В Иркутской губернии в 1923 г. уполномоченные РКИ работали в семи уездах, в Томской — в четырех, в Омской — в двух [29].

В 1922 г. связь с руководством большинства губерний стала более тесной, чем в предшествующие годы. Не реже одного раза в месяц представители губРКИ выступали на заседаниях губисполкомов с отчётами или информацией о ходе ревизий, их итогах и вносили предложения по устранению выявленных недостатков. Губисполкомы Ново-Николаевской, Енисейской, Томской, Алтайской и Иркутской губерний выделили из своего скудного бюджета средства для организации выездных ревизий в уезды. Ново-Николаевский, Енисейский и Алтайский губисполкомы испытывая недостаток грамотных сотрудников, направили для усиления аппарата РКИ партийных работников со средним образованием. Иную позицию занимал Омский губисполком. Признавая полезность деятельности РКИ, он не отказывал в материальной и кадровой помощи, считая, что она должна осуществляться исключительно за счёт центра [30].

Большую роль в организации работы играл заведующий губРКИ. Декрет ВЦИК от 9 января 1922 г. предусматривал, что заведующие губРКИ избирались губернскими исполнительными комитетами, утверждались НК РКИ. В случае разногласия решение принимал Президиум ВЦИК [31].

Губисполкомы Сибири порядок отстранения заведующих губРКИ нарушали. Они увольняли заведующих губРКИ, не спрашивая согласия НК РКИ и СибРКИ. Свои действия они мотивировали необхо-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (76) 2009 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (76) 2009

димостью срочной переброски ответственных работников (как правило членом губисполкомов), занимавших должность заведующего губРКИ, и более важный, с их точки зрения, участок работы. Нарушение правил отстранения заведующих губРКИ приводило к частой смене заведующих, что негативно сказывалось на организации работы губРКИ.

В 1922 г. из семи губернских РКИ только в Томской и Алтайской не произошло замены заведующих губРКИ. В Енисейской и Монголо-Бурятской РКИ заведующие были откомандированы на другую работу распоряжением местных губисполкомов РКП(б), а в Ново-Николаевской — Иркутской и Омской — распоряжением губисполкомов. Особенно часто менялось руководство в Омской губРКИ. В течение 1922 г. здесь произошла замена 4-х заведующих и 3-х заместителей заведующих. Протесты СибРКИ в Сиб-бюро ЦК РКП(б) ничего не изменили, бывшие заведующие губРКИ были признаны более нужными на другой работе. В действиях губисполкомов прослеживалась тенденция убрать с ревизионной работы лиц, назначенных по инициативе НК РКИ как ставленников центра. Об этом наглядно свидетельствует увольнение заведующего Иркутским губРКИ, чья деятельность была высоко оценена комиссией НК РКИ, осуществлявшая осенью 1921 г. инспекцию РКИ Сибири [32]. Действия местных властей подрывали независимость РКИ на местах и ухудшали организацию работы губернских инспекций.

Значительные изменения в организационной структуре рабоче-крестьянской инспекции были вызваны корректировкой задач и изменением условий её финансирования. С переходом к нэпу рабоче-крестьянские инспекции должны были контролировать не только государственные, но и частные предприятия и добровольные общества, поскольку они в той или иной степени получали ресурсы от государства или собирали добровольные взносы и пожертвования на общественные нужды.

Осуществление возложенных на РКИ функций в новой обстановке усложнилось. Необходимость резкого сокращения государственных расходов повлекла за собой сокращение финансирования РКИ. Штат губРКИ был значительно уменьшен, большинство секций в отделах расформировано, уездные отделения РКИ закрыты. В уезды были направлены уполномоченные РКИ. В конце 1922 г. ликвидировали и институт уполномоченных РКИ.

В 1922 г. увеличился разрыв в оплате труда сотрудников РКИ и специалистов хозяйственных организаций, упростился переход на другую работу. Доля квалифицированных специалистов в общем составе сотрудников сибирских РКИ на протяжении 1922 г. постоянно уменьшалась, что, несомненно, сказалось на результатах ревизионной деятельности, которая в новой обстановке усложнилась. Производство ревизий в условиях нэпа требовало учёта возросшего разнообразия взаимоотношений госорганов между собой и с частным капиталом.

В 1922 г. Сибирской областной инспекции удалось поставить под свой контроль губернские отделения РКИ и наладить с ними регулярную связь. Большую роль в организации работы губРКИ играл заведующий. В 1922 г., как и в предшествующий период, частая смена заведующих негативно сказывалась на работе губРКИ.

В Сибири изменения в организационной структуре рабоче-крестьянских инспекций происходили позднее, чем в инспекциях, действующих в центральных районах страны. Сибирские инспекции позднее

закрыли уездные отделения, уездные уполномоченные с разрешения НК РКИ продолжали деятельность в некоторых губерниях. Это было связано со специфическими особенностями региона — огромные расстояния, затруднявшие выезд инспекторов для производства ревизий в уездах.

Библиографический список

1. Горестов М.А. Осуществление в Сибири ленинских принципов организации государственного контроля в 1921 — 1923 гг. // Строительство коммунизма и творческая активность масс. — Красноярск, 1970. — С. 26 — 59; Анашкин А.П., Кузнецов М.С. Становление и развитие партийно-государственного контроля в Западной Сибири (1920-1929 гг.). — Томск, 1982.

2. Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф.Р-288. Оп.1. Д.25. Л.189; Д.40. Л.9.

3. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф.Р-374. Оп.1. Д.39. Л.116; ГАНО. Ф.Р-288. Оп. 1. Д.90. Л.9 об.

4. 1-е Всесибирское совещание РКИ 1922 г. 10 — 13 апреля, Ново-Николаевск, 1922. — С. 1 — 6, 89 — 91.

5. СУ РСФСР. - 1922. - № 53. Ст. 675.

6. ГАНО. Ф.Р-288. Оп. 1. Д.25. Л. 190.

7. Горестов М.А.Указ. соч. С.39. Государственный архив Иркутской области (ГАИО). Ф.Р-11. Оп.1. Д.477. Л. 18, 358, 517; ГАНО. Ф.Р-288. Оп.1. Д. 14. Л.47-48. Д.25. Л.З. Оп.1. Д.55. Л.1об.;

8. ГАНО Ф.Р-288. Оп.1. Д.55а. Л.1,2; Д.62а. Л.77; Д.81. Л.1,13; Д.90. Л.114

9. Государственный архив Красноярского края (ГАКК). Ф.Р-241. Оп.1. Д.383. Л.1. ГАРФ. Ф.Р-4085. Оп.1. Д.258. Л.42.

10. Горестов М.А. Указ. соч. С. 38.

11. Государственный архив Алтайского края (ГААК). Ф.Р-12 Оп.З. Д. 10. Л. 19; Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф.Р-320. Оп.1. Д. 98. Л. 8. ГАНО. Ф. Р-288. Оп.1. Д.29. Л.29.

12. ГАНО. Ф.Р-288. Оп.1. Д.120. Л.З, 5, 9.10, 49.

13. Там же. Д.55. Л.2.

14. Там же. Д.90. Л.4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Иконников С.Н. Организация и деятельность РКИ в 19201925 гг. - М., 1960. - С. 73; ГАНО. Ф.Р-288. Оп.1. Д.90. Л.4.

16. Анашкин А.П., Кузнецов М.С, Указ. соч. С.42. ГАКК. Ф.Р-241. Оп.1. Д.383. С.43. Л.2.

17. ГАНО.Ф.Р-288. Оп.1. Д.120. Л.5.

18. Там же. Д. 43.Л.З. Д.52.Л.1.

19. Там же. Д.25. Л.193.

20. Иконников С.Н. Указ. соч. С.62, 63.

21. ГАНС Ф.Р-288. Оп.1. Д.14. Л.47. Д.43. Л.З. Д.66. Л.5. Д.74. Л.ЗЗ; ГАКК. Ф.Р-241.0п.1.Д.384. Л. 16.

22. Государственный архив Омской области (ГАОО). Ф.Р-460. Оп.1. Д.52. Л.46. ГАНО Ф.Р-288. Оп.1. Д.14. Л.47; Д.25. Л.233; Д.29. Л.21; Д.74. Л.34.

23. Известия РКИ. - 1922. - №1. - С.38-39.

24. ГАКК. Ф.Р-241. Оп.1. Д.384. Л.164, 165.

25. ГАНО. Ф.Р-288. Оп.1. Д.40. Л.121; ГАКК. Ф.Р-241. Оп.1. Д.384. Л.2, 17, 280.

26. ГАКК. Ф.Р-241. Оп.1. Д.383. Л.2.

27. ГАНО. Ф.Р-288. Оп.1. Д.43. Л.З.

28. ГАНО. Ф.Р-288. Оп.1. Д.52. Л.1. Д.74. Л.28; ГАРФ. Ф.374. Оп.4. Д.39. Л.9, 12.

29. ГАОО. Ф.Р-460. Оп.1. Д.52. Л.46. ГАРФ. Ф.374. Оп.4. Д.39. Л.2; ГАНО. Ф.Р-288. Оп.1. Д.40. Л.21. Д.43. Л.З. Д.74. Л.28. Д.90. Л.1.

30. ГАНО.Ф.Р-288.0п.1. Д.29. Л.29; Д.43. Л.2; ГАКК.Ф.Р-241. Оп.1. Д.384. Л.16.

31. Образование и развитие органов социалистического контроля в СССР (1917- 1975 гг.) : сборник документов и материалов. - М. : Политиздат, 1975. - С. 119,120.

32. ГАНО. Ф.Р-288. Оп.1. Д.43. Л.2; Д.52. Л. 7,8.

ДИАНОВ Алексей Григорьевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры политологии.

Статья поступила в редакцию 22.12.2008 г.

© А. Г. Дианов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.