Научная статья на тему 'Значение института делегируемых в осуществлении сибирской рабоче-крестьянской инспекцией контрольных функций в начале 20-х гг. (1920 - 1921 гг. )'

Значение института делегируемых в осуществлении сибирской рабоче-крестьянской инспекцией контрольных функций в начале 20-х гг. (1920 - 1921 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
99
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИБИРЬ / РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКАЯ ИНСПЕКЦИЯ / РЕВИЗИИ / ОБСЛЕДОВАНИЯ / ДЕЛЕГИРОВАННЫЕ В РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКУЮ ИНСПЕКЦИЮ / WORKERS'' AND PEASANTS'' INSPECTORATE / INSPECTION DELEGATION TO THE WORKERS'' AND PEASANTS'' INSPECTORATE / SIBERIA / AUDIT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дианов Алексей Григорьевич

В статье на основе разнообразных источников анализируется значение института делегированных в рабоче-крестьянскую инспекцию рабочих и крестьян с точки зрения его функционального вклада в ее деятельность в 1920-1921 гг. Автором сделан вывод об утопичности идеи обучения за 4 месяца малограмотного рабочего основам самостоятельной инспекционной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Дианов Алексей Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The importance of Institution of Representatives of Siberian Workersand-Peasants'' Inspectorate in carrying out their control functions in early 20''s (1920-1921)

The author analyzes the importance of the institution of representatives of Workers-and-Peasants' Inspectorate workers and peasants from the point of view of their functional contribution to the Inspectorate activities in 1920-1921 on the basis of various sources. It is concluded that the idea to instruct uneducated workers in principles of independent inspection work in four months had been utopian.

Текст научной работы на тему «Значение института делегируемых в осуществлении сибирской рабоче-крестьянской инспекцией контрольных функций в начале 20-х гг. (1920 - 1921 гг. )»

УДК 95(57):332.025.13

А. Г. ДИАНОВ

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,

г. Омск

ЗНАЧЕНИЕ

ИНСТИТУТА ДЕЛЕГИРУЕМЫХ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ СИБИРСКОЙ РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКОЙ ИНСПЕКЦИЕЙ КОНТРОЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ В НАЧАЛЕ 20-х гг. (1920-1921 гг.)

В статье на основе разнообразных источников анализируется значение института делегированных в рабоче-крестьянскую инспекцию рабочих и крестьян с точки зрения его функционального вклада в ее деятельность в 1920-1921 гг. Автором сделан вывод об утопичности идеи обучения за 4 месяца малограмотного рабочего основам самостоятельной инспекционной работы.

Ключевые слова: Сибирь, рабоче-крестьянская инспекция, ревизии, обследования, делегированные в рабоче-крестьянскую инспекцию.

В начале 20-х гг. рабоче-крестьянская инспекция (РКИ) была основным контрольным органом Советского государства. Она должна была осуществлять постоянный контроль над всеми организациями и предприятиями. В задачу инспекции входили пресечение злоупотреблений и улучшение работы подконтрольных ей учреждений [1, с. 18].

В данной статье рассматривается такой важный аспект в деятельности рабоче-крестьянской инспекции, как привлечение для участия в работе РКИ широких масс. Значение, которое придавалось этому аспекту в деятельности РКИ советским руководством, следует из того, что реорганизация государственного контроля в рабоче-крестьянскую инспекцию произошла на основе его слияния с рабочими инспекциями, возникшими в конце 1918 —начале 1919 г., как общественный институт контроля за деятельностью предприятий и хозяйственных учреждений. В декабре 1919 г. на VII Всероссийском съезде Советов было принято принципиальное решение о преобразовании госконтроля в рабоче-крестьянскую инспекцию. Это решение было реализовано в декрете ВЦИК от 7 февраля 1920 г., который утвердил «Положение о Рабоче-крестьянской инспекции». Положение резко расширило права и увеличило обязанности контроля. Рабоче-крестьянская инспекция должна была осуществлять постоянный контроль над всеми организациями и предприятиями (предварительная, фактическая, последующая ревизии). Задача РКИ состояла в том, чтобы не просто пресекать нарушения и злоупотребления, а добиваться улучшения деятельности всех подконтрольных ей учреждений [2, с. 335].

Важной функцией РКИ был контроль над исполнением законов и распоряжений правительства, борьба с волокитой и бюрократизмом в государственном аппарате. Один из центральных пунктов положения — идея о привлечении к работе в рабоче-крестьянской инспекции широких слоев населения как для решения стоящих перед ней задач, так и для обучения масс искусству управления государством.

В «Положении о Рабоче-крестьянской инспекции» от 7 февраля 1920 г. подчёркивалось, что второй задачей является привлечение широких масс к государственному управлению, РКИ должна стать школой управления для трудящихся [3, с. 104, 105].

Рассматриваемый в данной статье аспект в деятельности Сибирской рабоче-крестьянской инспекции освещался в работах сибирских историков [4 — 8]. Непосредственно этому вопросу посвящена одна статья [9]. Основной упор исследователи делали на значение вовлечения масс в РКИ для решения поставленной В. И. Лениным задачи по обучению трудящихся искусству управления, а не на функциональной пользе привлечения масс для решения задач, стоящих перед РКИ. Поэтому положительное значение привлечения трудящихся к работе в РКИ рассматривалось историками, прежде всего, исходя из количества привлечённых в той или иной форме к работе в РКИ, а не из той пользы, которую они приносили РКИ своей деятельностью.

В данной статье ставится задача проанализировать в первую очередь функциональную роль масс, привлечённых в той или иной форме к участию в работе Сибирской РКИ.

Основой для написания работы стали фонды Государственного архива Новосибирской области. Особая значимость Государственного архива Новосибирской области для освещения деятельности рабоче-крестьянской инспекции в Сибири состоит в том, что начиная с 1921 г. (после переезда из Омска) в Новониколаевске (Новосибирске) работала Сибирская областная (с 1924 г. — краевая) рабоче-крестьянская инспекция. Следовательно, именно в Новосибирск поступали годовые, квартальные отчёты, доклады о результатах важнейших ревизий и обследований губернских, рабоче-крестьянских инспекций Сибири [10, с. 33].

В рассматриваемый период привлечение масс к осуществлению ими контроля над органами государственного управления в основном осуществлялось в двух формах: через институт делегирован-

ных и ячейки содействия рабоче-крестьянской инспекции.

Институт делегированных начал действовать на основании декрета ВЦИК от 7 февраля 1920 г. Делегированные для участия в работе РКИ подразделялись на три категории: постоянных сотрудников, фактических контролёров, выполняющих те или иные поручения заведующих отделами рабоче-крестьянской инспекции, ведущих самостоятельные обследования и практикантов, наблюдающих за ходом работ в советских учреждениях [3, с. 106, 107].

Постоянными сотрудниками становились как правило те из делегированных в рабоче-крестьянскую инспекцию рабочих и крестьян, которые уже работали в государственном контроле или рабоче-крестьянской инспекции и обнаружили способности к инспекционной работе. Фактическими контролёрами назначались трудящиеся, делегированные в рабоче-крестьянскую инспекцию с высоким общеобразовательным уровнем, но ещё не имевшие достаточных знаний и навыков инспекционной работы и поэтому работавшие под непосредственным руководством заведующих отделами. Практикантами назначались делегированные, не имевшие достаточных знаний инспекционной работы, а зачастую и общеобразовательной подготовки. Они работали под непосредственным руководством опытных работников РКИ и должны были постепенно переходить от простых поручений к более сложным. Наиболее способные из них могли быть переведены в постоянный штат рабоче-крестьянской инспекции.

Согласно декрету о РКИ от 7 февраля 1920 г., временно делегируемые в рабоче-крестьянскую инспекцию сохраняли за собой должности, средний заработок и льготы того учреждения или предприятия, которыми они были посланы [3, с. 107]. Делегированным от волостных или сельских Советов устанавливалось содержание на 25 % ниже оклада работников уездных исполкомов [11, с. 27].

Количество трудящихся делегируемых от конкретного предприятия точно не регламентировалось. Делегируемые направлялись в рабоче-крестьянскую инспекцию на 4 месяца, а затем должны были возвращаться на своё рабочее место. Переизбрание больше двух раз не допускалось. Вернувшись на прежнее место работы, делегируемые должны были сделать отчет о своей деятельности в рабоче-крестьянской инспекции.

С мая по июль 1920 г. во всех губерниях Сибири под руководством партийных органов были проведены первые выборы делегированных. Количество избранных в губернские инспекции было различным от 236 — в Томскую до 52 — в Алтайскую. В общей сложности в Сибири на первых выборах было направлено в РКИ 748 делегированных [9, с. 143].

Учитывая, что большинство из трудящихся, делегированных к работе в рабоче-крестьянскую инспекцию, имело крайне низкий общеобразовательный уровень, инспекции должны были организовывать курсы для их подготовки. В 1920 г. они работали в Омске, Томске и Барнауле. Попытка Енисейской РКИ организовать занятия не удалась из-за отсутствия лекторов. Наиболее успешно работали курсы в Томске. Здесь занятия проводили высококвалифицированные преподаватели, программа постоянно совершенствовалась [9, с. 143].

После выборов часть трудящихся, делегированных в рабоче-крестьянскую инспекцию, имевшая соответствующую подготовку, приступала к работе. Однако основная масса включалась в работу или

после прохождения курсов, или, как это практиковала Иркутская РКИ, с утра читались лекции, а затем делегированные, разбившись на группы по 3 — 5 чел., участвовали в ревизиях и «летучих» проверках. Большинство из делегированных в связи с низким уровнем подготовки выполняли простые задания и работали под руководством инспекторов. Они участвовали в обследованиях учреждений, в ревизиях в приёмке и передаче товаров, занимались переписью населения, участвовали в уплотнении и размещении жильцов.

Во второй половине 1920 первой половине 1921 г. РКИ должна была осуществлять постоянный контроль над всеми организациями и предприятиями (предварительная, фактическая, последующая ревизии, контролировать исполнение законов и бороться с волокитой в государственном аппарате). В этих условиях помощь даже со стороны не очень подготовленных, а зачастую недобросовестных (отчёты губернских отделений рабоче-крестьянской инспекции свидетельствуют о том, что часть делегированных просто не желала работать) работников в определённой степени позволяла рабоче-крестьянским инспекциям выполнять часть поставленных перед ней задач, прежде всего это проведение «летучих» ревизий и массовых обследований. Тем более что штаты РКИ в этот период не заполнялись полностью, с одной стороны, по причине отсутствия в Сибири достаточного количества грамотных людей, а с другой — в связи с более низкой, чем в других организациях, оплатой труда. Так, например, штат Томской РКИ, утвержденный на 1920 г. в 619 чел., был заполнен менее чем на треть — 180 чел. [12, с. 13]. Штат Алтайской РКИ, утвержденный на 1921г. в 202 чел., насчитывал 73 [13, с. 86].

Рабоче-крестьянские инспекции Сибири пытались решать кадровую проблему за счёт перевода части делегируемых в большинстве случаев после окончания ими делегатского срока в постоянные сотрудники. Так, например, Алтайская РКИ летом 1921 г. перевела 28 рабочих, делегированных весной в инспекцию из практикантов, в постоянные сотрудники. Численность сотрудников возросла на 30 % и составила 48 % от определенного инспекции штата [4, с. 55; 14, л. 139].

В июле 1921 г. в связи с образованием на территории Томской и Алтайской губерний, согласно постановлению ВЦИК от 13 июля 1921 г., Новониколаевской губернии, Новониколаевское отделение РКИ было преобразовано в губернское. Штат Новониколаевской РКИ был определен в 334 человека. Фактически же его численность составляла 84 человека, причем 37 из них были практикантами, переведенными в основной состав из числа делегированных в РКИ на четыре месяца рабочих [15, с. 56; 16, л. 4 об.]. Новониколаевская РКИ за неимением квалифицированных сотрудников направляла на производство предварительной ревизии принятых на работу в инспекцию малограмотных рабочих. Им было трудно разобраться, какую из четырех виз ставить на ордера и вести положенную для этого вида работы документацию. Заведующий Новониколаевской РКИ И. Д. Маслов вынужден был разрешить им регистрацию только тех ордеров, которые запрещались инспекцией или оставались на ответственности распорядителей [17, с. 72].

В связи с более низкой, чем на предприятиях, оплатой труда значительная часть делегированных, переведенных в сотрудники, проработав несколько месяцев в РКИ, возвращалась на предприятия.

Закрепить удалось немногих. Так, например, из 64 человек, переведённых в 1920— 1921 гг. из делегируемых в постоянный состав Томской губернской рабоче-крестьянской инспекции, к 15 ноября 1921 г. осталось 29 [18, л. 28 об.].

На основе отчёта Томской губернской РКИ, кстати, имевшей наиболее квалифицированный из всех сибирских инспекций состав лекторов, работавших на курсах для подготовки делегированных. Можно проиллюстрировать влияние деятельности 542 делегированных в инспекцию в 1920— 1921 г. на инспекционную деятельность Томской ГубРКИ. Руководство Томской рабоче-крестьянской инспекции, подводя итоги работы делегируемых в 1920 — 1921 гг., констатировало, что большинство из делегируемых могут выполнять только несложные работы. Их влияние на инспекционную деятельность Томской ГубРКИ незначительно. Руководство Томской губернской РКИ на основе анализа деятельности делегированных приходит к выводу: полезных государству работников мы не дали. Главная причина — низкий умственный уровень развития делегатов и короткий срок их обучения в РКИ. Низкий уровень предопределён самим порядком делегирования в РКИ. Рабоче-крестьянская инспекция должна обучать управлению государством в первую очередь женщин, а они, как правило малограмотны. Квалифицированные рабочие — наиболее способные, но они нужны предприятию и предприятия их не отпускают [19, л. 14 об., 15, 15 об.].

В Енисейской губернии 67 делегируемых, избранных от предприятий весной 1920 г., в связи с низким уровнем их общеобразовательной подготовки использовались в основном на простых работах, при этом как правило учитывалась их профессиональная принадлежность. Делегированные осуществляли постоянное наблюдение за столовыми, хлебопекарнями, продовольственными лавками, пошивочными мастерскими Красноярска [20, л. 28, 33]. В Минусинском уезде в ходе состоявшихся в феврале 1921 г. выборов в состав делегируемых были избраны в основном малограмотные. Избранные в состав делегированных служащие, имеющие среднее образование, вскоре ушли из инспекции [21, л. 15 об.]. В Красноярске в ходе выборов в феврале 1921 г. администрации предприятий всячески препятствовали избранию квалифицированных рабочих. А в случае их избрания не откомандировывали их в инспекцию в нарушение законодательства [20, л. 433].

В Омской губернии осенью 1920 г. был зафиксирован факт пренебрежительного отношения к выборам трудящихся, делегируемых от предприятий и учреждений. От работников просвещения в инспекцию было избранно два человека — Т. О. Игнатенко и Б. В. Жеребятникова, работавшие в отделе народного образования сторожами, неграмотные. Инспекция отправила их обратно и потребовала от профсоюза работников просвещения произвести новые выборы, где кандидатами в делегируемые должны быть сотрудники, способные проводить обследования [22, л. 101, 102].

Томская губернская РКИ приводит пять случаев привлечения делегируемых к ответственности за хищения, один из делегированных по приговору ревтрибунала был расстрелян, а остальные получили различные сроки заключения. Только двадцать делегируемых, благодаря знаниям и опыту, полученному в период пребывания в Томской РКИ, перешли на более ответственную, чем до пребывания в РКИ, работу. Таким образом, ощутимую пользу как для деле-

гируемых, так и для государства принесло пребывание в Томской губернской рабоче-крестьянской инспекции только одного делегируемого из десяти [18, л. 29; 23, л. 1].

Омская и Алтайская РКИ приводят примеры ощутимой помощи со стороны делегированных. Это происходило тогда, когда в рабоче-крестьянскую инспекцию избирались люди, хорошо знающие тот или иной участок работы. Так, например, в 1921 г. в Омской губернской РКИ в артель пимокатов был направлен делегируемый, который являлся специалистом этого дела, он выявил причины брака. В результате за короткий срок количество брака понизилось с 70 до 30 % [18, л. 64]. Делегированный в Алтайскую губернскую РКИ учёный-лесовод Герасимов квалифицированно провёл всестороннее и глубокое обследование губземуправления и двух совхозов [24, л. 21]. В общей сложности за 1920 и 1921 г. в Сибири через институт делегированных прошло около 3 тыс. человек [7, с. 13].

Осуществление принципов нэпа привело к отказу значительной части предприятий производить оплату рабочим, делегированным на работу на четыре месяца в рабоче-крестьянскую инспекцию. К январю 1922 г. во всех губернских инспекциях Сибири насчитывалось только 39 делегированных вместо нескольких сотен в начале 1921 г., по этой же причине у РКИ возникали затруднения с привлечением масс к ревизионной деятельности на общественных началах [25, с. 63].

Привлекая массы к работе в рабоче-крестьянской инспекции, советское руководство ставило эту проблему в политическую плоскость. Трудящиеся, получив в РКИ навыки контрольно-ревизионной деятельности, должны были стать аппаратным резервом. Часть их должна была остаться в РКИ, часть могла быть использована для решения задачи «орабачи-вания» и, в какой-то мере, «окрестьянивания» других звеньев государственного аппарата. В результате за короткий промежуток времени государственный аппарат на местах состоял бы почти исключительно из социально близких делу пролетарского государства слоев. Вопрос о функциональном вкладе масс при проведении контрольно-ревизионных работ ставился второстепенным. Тем не менее считалось, что и полуграмотные, но сознательные пролетарии будут очень полезны в инспекционном аппарате.

Однако решать в 1920—1922 г. поставленную перед РКИ задачу обучения трудящихся искусству управления и одновременно получить со стороны привлеченных в РКИ существенную помощь в решении контрольно-ревизионных задач не удалось. Идея обучения за четыре месяца малограмотного рабочего пусть даже не искусству управления государством, а хотя бы простейшим приемам самостоятельной инспекционной работы оказалась утопией.

Таким образом, привлечение масс к участию в деятельности РКИ в рассматриваемый период в значительной степени вылилось в обязательное для местных РКИ мероприятие, проводимое прежде всего для отчетности перед центром. Как следствие, победные реляции о значительном количестве привлеченных к инспекционно-контрольной работе и здесь же констатация факта об очень малой значимости их деятельности для выполнения рабоче-крестьянскими инспекциями на местах плановых и внеплановых проверок и ревизий.

Библиографический список

1. Дианов, А. Г. Органы рабоче-крестьянской инспекции Сибири на начальном этапе нэпа: структура профессиональной

подготовки и материальное обеспечение / А. Г. Дианов // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. - 2009. - № 2 (76). - С. 18-22.

2. Дианов, А. Г. Возникновение советских контрольных органов в Сибири / А. Г. Дианов // Европейский журнал социальных наук. - 2013. - № 4 (32). - С. 333-341.

3. Образование и развитие органов социалистического контроля в СССР (1917-1975) : сб. док. и материалов. - М. : Политиздат, 1975. - 626 с.

4. Анашкин, А. П. Из истории создания и деятельности рабоче-крестьянской инспекции на Алтае (1920- 1921 гг.) / А. П. Анашкин // Сибирь и Дальний Восток в период восстановления народного хозяйства. - Томск : Изд-во Томского ун-та, 1972. - Вып. 6. - С. 49-69.

5. Анашкин, А. П. Становление и развитие партийно-государственного контроля в Западной Сибири (1920-1929 гг.) / А. П. Анашкин, М. С. Кузнецов. - Томск : Изд-во Томского ун-та, 1982. - 208 с.

6. Горестов, М. А. К вопросу об организации РКИ в Енисейской губернии / М. А. Горестов // Материалы конференции по итогам науч.-исслед. работ за 1964 г. - Красноярск, 1965. -С. 95-100.

7. Горестов, М. А. Органы рабоче-крестьянской инспекции Сибири в 1920 - первой половине 1921 гг. / М. А. Горестов // Из истории крестьянства Восточной Сибири. - Красноярск, 1966. - С. 3-32.

8. Шинкарюк, Н. И. Рабоче-крестьянская инспекция и воспитание социалистической трудовой дисциплины в рабочем классе Сибири в 1921 -1925 гг. / Н. И. Шинкарюк // Сибирь и Дальний Восток в период восстановления народного хозяйства. - Томск, 1963. - Вып. 1. - С. 46-68.

9. Ковальчук, Г. А. Деятельность рабоче-крестьянских инспекций Сибири по вовлечению трудящихся в государственное управление накануне нэпа / Г. А. Ковальчук // Вопросы истории социально-экономического развития советской Сибири. - Томск, 1986. - С. 141-151.

10. Дианов, А. Г. Государственный архив Новосибирской области как источник по изучению истории сибирской рабоче-крестьянской инспекции / А. Г. Дианов // Альманах современной науки и образования. - 2014. - № 1 (80). - С. 33-35.

11. Известия рабоче-крестьянской инспекции. - 1920. -№ 4. - 30 с.

12. Дианов, А. Г. Преодоление кризиса рабоче-крестьянской инспекции в период становления нэпа / А. Г. Дианов //

Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. - 2009. - № 3 (78). - С. 12-15.

13. Государственный архив Алтайского края (ГААК). Ф. Р-12. Оп. 2. Д. 124.

14. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. Р-4085. Оп. 2. Д. 868.

15. Дианов, А. Г. Внутренняя организация органов рабоче-крестьянской инспекции Сибири при переходе от военного коммунизма к нэпу (1921 г.) / А. Г. Дианов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. -Тамбов : Грамота, 2014. - № 2. Ч. 2. - С. 55-59.

16. ГАРФ. Ф. Р-4085. Оп. 2. Д. 867.

17. Дианов, А. Г. Проблема руководящих кадров губернских отделений сибирских рабоче-крестьянских инспекций в период перехода от военного коммунизма к нэпу (1921 г.) / А. Г. Ди-анов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов : Грамота, 2014. - № 3. Ч. 2. -С. 68-73.

18. Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. Р-288. Оп 1. Д. 30.

19. ГАРФ. Ф. Р-4085. Оп. 2. Д. 866.

20. Государственный архив Красноярского края (ГАКК). Ф. Р-241. Оп. 1. Д. 61.

21. ГАКК. Ф. Р-241. Оп. 1. Д. 199.

22. Государственный исторический архив Омской области (ГИАОО). Ф. Р-460. Оп. 1. Д. 13.

23. Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. Р-320. Оп. 1. Д. 70 а.

24. ГАНО. Ф. Р-288. Оп 1. Д. 63.

25. Дианов, А. Г. Основные направления деятельности Сибирской рабоче-крестьянской инспекции при переходе к нэпу (вторая половина 1921 г.) / А. Г. Дианов // Известия Алтайского государственного университета. - 2010. - № 4. Вып. 2 (68). - С. 58-66.

ДИАНОВ Алексей Григорьевич, кандидат исторических наук, доцент (Россия), доцент кафедры отечественной истории и политологии. Адрес для переписки: dianov_60@mail.ru

Статья поступила в редакцию 01.07.2014 г. © А. Г. Дианов

Книжная полка

Прохорова, Л. Д. История средних веков : учеб. электрон. изд. локального распространения : конспект лекций / Л. Д. Прохорова. - Омск : ОмГТУ, 2014. - 1 о=эл. опт. диск (CD-ROM).

Издание содержит конспекты лекций по всем разделам дисциплины «История средних веков», контрольные вопросы по каждой теме и библиографический список. Структура и содержание лекций соответствуют государственному стандарту высшего профессионального образования специальности «Историко-архиво-ведение». Для студентов специальности «Историко-архивоведение» дистанционной и заочной форм обучения.

Рыбаков, Р. В. Новая история стран Европы и Америки : учеб. электрон. изд. локального распространения : конспект лекций / Р. В. Рыбаков. - Омск : ОмГТУ, 2014. - 1 о=эл. опт. диск (CD-ROM).

Издание содержит конспекты лекций по всем разделам дисциплины «Новая история стран Европы и Америки», контрольные вопросы по каждой теме и библиографический список. Структура и содержание лекций соответствует государственному стандарту высшего профессионального образования специальности «Историко-архивоведение». Для студентов специальности «Историко-архивоведение» дистанционной и заочной форм обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.