УДК 95(57):332.025.13
А. Г. ДИАНОВ
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,
г. Омск
ЗНАЧЕНИЕ
ИНСТИТУТА ДЕЛЕГИРУЕМЫХ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ СИБИРСКОЙ РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКОЙ ИНСПЕКЦИЕЙ КОНТРОЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ В НАЧАЛЕ 20-х гг. (1920-1921 гг.)
В статье на основе разнообразных источников анализируется значение института делегированных в рабоче-крестьянскую инспекцию рабочих и крестьян с точки зрения его функционального вклада в ее деятельность в 1920-1921 гг. Автором сделан вывод об утопичности идеи обучения за 4 месяца малограмотного рабочего основам самостоятельной инспекционной работы.
Ключевые слова: Сибирь, рабоче-крестьянская инспекция, ревизии, обследования, делегированные в рабоче-крестьянскую инспекцию.
В начале 20-х гг. рабоче-крестьянская инспекция (РКИ) была основным контрольным органом Советского государства. Она должна была осуществлять постоянный контроль над всеми организациями и предприятиями. В задачу инспекции входили пресечение злоупотреблений и улучшение работы подконтрольных ей учреждений [1, с. 18].
В данной статье рассматривается такой важный аспект в деятельности рабоче-крестьянской инспекции, как привлечение для участия в работе РКИ широких масс. Значение, которое придавалось этому аспекту в деятельности РКИ советским руководством, следует из того, что реорганизация государственного контроля в рабоче-крестьянскую инспекцию произошла на основе его слияния с рабочими инспекциями, возникшими в конце 1918 —начале 1919 г., как общественный институт контроля за деятельностью предприятий и хозяйственных учреждений. В декабре 1919 г. на VII Всероссийском съезде Советов было принято принципиальное решение о преобразовании госконтроля в рабоче-крестьянскую инспекцию. Это решение было реализовано в декрете ВЦИК от 7 февраля 1920 г., который утвердил «Положение о Рабоче-крестьянской инспекции». Положение резко расширило права и увеличило обязанности контроля. Рабоче-крестьянская инспекция должна была осуществлять постоянный контроль над всеми организациями и предприятиями (предварительная, фактическая, последующая ревизии). Задача РКИ состояла в том, чтобы не просто пресекать нарушения и злоупотребления, а добиваться улучшения деятельности всех подконтрольных ей учреждений [2, с. 335].
Важной функцией РКИ был контроль над исполнением законов и распоряжений правительства, борьба с волокитой и бюрократизмом в государственном аппарате. Один из центральных пунктов положения — идея о привлечении к работе в рабоче-крестьянской инспекции широких слоев населения как для решения стоящих перед ней задач, так и для обучения масс искусству управления государством.
В «Положении о Рабоче-крестьянской инспекции» от 7 февраля 1920 г. подчёркивалось, что второй задачей является привлечение широких масс к государственному управлению, РКИ должна стать школой управления для трудящихся [3, с. 104, 105].
Рассматриваемый в данной статье аспект в деятельности Сибирской рабоче-крестьянской инспекции освещался в работах сибирских историков [4 — 8]. Непосредственно этому вопросу посвящена одна статья [9]. Основной упор исследователи делали на значение вовлечения масс в РКИ для решения поставленной В. И. Лениным задачи по обучению трудящихся искусству управления, а не на функциональной пользе привлечения масс для решения задач, стоящих перед РКИ. Поэтому положительное значение привлечения трудящихся к работе в РКИ рассматривалось историками, прежде всего, исходя из количества привлечённых в той или иной форме к работе в РКИ, а не из той пользы, которую они приносили РКИ своей деятельностью.
В данной статье ставится задача проанализировать в первую очередь функциональную роль масс, привлечённых в той или иной форме к участию в работе Сибирской РКИ.
Основой для написания работы стали фонды Государственного архива Новосибирской области. Особая значимость Государственного архива Новосибирской области для освещения деятельности рабоче-крестьянской инспекции в Сибири состоит в том, что начиная с 1921 г. (после переезда из Омска) в Новониколаевске (Новосибирске) работала Сибирская областная (с 1924 г. — краевая) рабоче-крестьянская инспекция. Следовательно, именно в Новосибирск поступали годовые, квартальные отчёты, доклады о результатах важнейших ревизий и обследований губернских, рабоче-крестьянских инспекций Сибири [10, с. 33].
В рассматриваемый период привлечение масс к осуществлению ими контроля над органами государственного управления в основном осуществлялось в двух формах: через институт делегирован-
ных и ячейки содействия рабоче-крестьянской инспекции.
Институт делегированных начал действовать на основании декрета ВЦИК от 7 февраля 1920 г. Делегированные для участия в работе РКИ подразделялись на три категории: постоянных сотрудников, фактических контролёров, выполняющих те или иные поручения заведующих отделами рабоче-крестьянской инспекции, ведущих самостоятельные обследования и практикантов, наблюдающих за ходом работ в советских учреждениях [3, с. 106, 107].
Постоянными сотрудниками становились как правило те из делегированных в рабоче-крестьянскую инспекцию рабочих и крестьян, которые уже работали в государственном контроле или рабоче-крестьянской инспекции и обнаружили способности к инспекционной работе. Фактическими контролёрами назначались трудящиеся, делегированные в рабоче-крестьянскую инспекцию с высоким общеобразовательным уровнем, но ещё не имевшие достаточных знаний и навыков инспекционной работы и поэтому работавшие под непосредственным руководством заведующих отделами. Практикантами назначались делегированные, не имевшие достаточных знаний инспекционной работы, а зачастую и общеобразовательной подготовки. Они работали под непосредственным руководством опытных работников РКИ и должны были постепенно переходить от простых поручений к более сложным. Наиболее способные из них могли быть переведены в постоянный штат рабоче-крестьянской инспекции.
Согласно декрету о РКИ от 7 февраля 1920 г., временно делегируемые в рабоче-крестьянскую инспекцию сохраняли за собой должности, средний заработок и льготы того учреждения или предприятия, которыми они были посланы [3, с. 107]. Делегированным от волостных или сельских Советов устанавливалось содержание на 25 % ниже оклада работников уездных исполкомов [11, с. 27].
Количество трудящихся делегируемых от конкретного предприятия точно не регламентировалось. Делегируемые направлялись в рабоче-крестьянскую инспекцию на 4 месяца, а затем должны были возвращаться на своё рабочее место. Переизбрание больше двух раз не допускалось. Вернувшись на прежнее место работы, делегируемые должны были сделать отчет о своей деятельности в рабоче-крестьянской инспекции.
С мая по июль 1920 г. во всех губерниях Сибири под руководством партийных органов были проведены первые выборы делегированных. Количество избранных в губернские инспекции было различным от 236 — в Томскую до 52 — в Алтайскую. В общей сложности в Сибири на первых выборах было направлено в РКИ 748 делегированных [9, с. 143].
Учитывая, что большинство из трудящихся, делегированных к работе в рабоче-крестьянскую инспекцию, имело крайне низкий общеобразовательный уровень, инспекции должны были организовывать курсы для их подготовки. В 1920 г. они работали в Омске, Томске и Барнауле. Попытка Енисейской РКИ организовать занятия не удалась из-за отсутствия лекторов. Наиболее успешно работали курсы в Томске. Здесь занятия проводили высококвалифицированные преподаватели, программа постоянно совершенствовалась [9, с. 143].
После выборов часть трудящихся, делегированных в рабоче-крестьянскую инспекцию, имевшая соответствующую подготовку, приступала к работе. Однако основная масса включалась в работу или
после прохождения курсов, или, как это практиковала Иркутская РКИ, с утра читались лекции, а затем делегированные, разбившись на группы по 3 — 5 чел., участвовали в ревизиях и «летучих» проверках. Большинство из делегированных в связи с низким уровнем подготовки выполняли простые задания и работали под руководством инспекторов. Они участвовали в обследованиях учреждений, в ревизиях в приёмке и передаче товаров, занимались переписью населения, участвовали в уплотнении и размещении жильцов.
Во второй половине 1920 первой половине 1921 г. РКИ должна была осуществлять постоянный контроль над всеми организациями и предприятиями (предварительная, фактическая, последующая ревизии, контролировать исполнение законов и бороться с волокитой в государственном аппарате). В этих условиях помощь даже со стороны не очень подготовленных, а зачастую недобросовестных (отчёты губернских отделений рабоче-крестьянской инспекции свидетельствуют о том, что часть делегированных просто не желала работать) работников в определённой степени позволяла рабоче-крестьянским инспекциям выполнять часть поставленных перед ней задач, прежде всего это проведение «летучих» ревизий и массовых обследований. Тем более что штаты РКИ в этот период не заполнялись полностью, с одной стороны, по причине отсутствия в Сибири достаточного количества грамотных людей, а с другой — в связи с более низкой, чем в других организациях, оплатой труда. Так, например, штат Томской РКИ, утвержденный на 1920 г. в 619 чел., был заполнен менее чем на треть — 180 чел. [12, с. 13]. Штат Алтайской РКИ, утвержденный на 1921г. в 202 чел., насчитывал 73 [13, с. 86].
Рабоче-крестьянские инспекции Сибири пытались решать кадровую проблему за счёт перевода части делегируемых в большинстве случаев после окончания ими делегатского срока в постоянные сотрудники. Так, например, Алтайская РКИ летом 1921 г. перевела 28 рабочих, делегированных весной в инспекцию из практикантов, в постоянные сотрудники. Численность сотрудников возросла на 30 % и составила 48 % от определенного инспекции штата [4, с. 55; 14, л. 139].
В июле 1921 г. в связи с образованием на территории Томской и Алтайской губерний, согласно постановлению ВЦИК от 13 июля 1921 г., Новониколаевской губернии, Новониколаевское отделение РКИ было преобразовано в губернское. Штат Новониколаевской РКИ был определен в 334 человека. Фактически же его численность составляла 84 человека, причем 37 из них были практикантами, переведенными в основной состав из числа делегированных в РКИ на четыре месяца рабочих [15, с. 56; 16, л. 4 об.]. Новониколаевская РКИ за неимением квалифицированных сотрудников направляла на производство предварительной ревизии принятых на работу в инспекцию малограмотных рабочих. Им было трудно разобраться, какую из четырех виз ставить на ордера и вести положенную для этого вида работы документацию. Заведующий Новониколаевской РКИ И. Д. Маслов вынужден был разрешить им регистрацию только тех ордеров, которые запрещались инспекцией или оставались на ответственности распорядителей [17, с. 72].
В связи с более низкой, чем на предприятиях, оплатой труда значительная часть делегированных, переведенных в сотрудники, проработав несколько месяцев в РКИ, возвращалась на предприятия.
Закрепить удалось немногих. Так, например, из 64 человек, переведённых в 1920— 1921 гг. из делегируемых в постоянный состав Томской губернской рабоче-крестьянской инспекции, к 15 ноября 1921 г. осталось 29 [18, л. 28 об.].
На основе отчёта Томской губернской РКИ, кстати, имевшей наиболее квалифицированный из всех сибирских инспекций состав лекторов, работавших на курсах для подготовки делегированных. Можно проиллюстрировать влияние деятельности 542 делегированных в инспекцию в 1920— 1921 г. на инспекционную деятельность Томской ГубРКИ. Руководство Томской рабоче-крестьянской инспекции, подводя итоги работы делегируемых в 1920 — 1921 гг., констатировало, что большинство из делегируемых могут выполнять только несложные работы. Их влияние на инспекционную деятельность Томской ГубРКИ незначительно. Руководство Томской губернской РКИ на основе анализа деятельности делегированных приходит к выводу: полезных государству работников мы не дали. Главная причина — низкий умственный уровень развития делегатов и короткий срок их обучения в РКИ. Низкий уровень предопределён самим порядком делегирования в РКИ. Рабоче-крестьянская инспекция должна обучать управлению государством в первую очередь женщин, а они, как правило малограмотны. Квалифицированные рабочие — наиболее способные, но они нужны предприятию и предприятия их не отпускают [19, л. 14 об., 15, 15 об.].
В Енисейской губернии 67 делегируемых, избранных от предприятий весной 1920 г., в связи с низким уровнем их общеобразовательной подготовки использовались в основном на простых работах, при этом как правило учитывалась их профессиональная принадлежность. Делегированные осуществляли постоянное наблюдение за столовыми, хлебопекарнями, продовольственными лавками, пошивочными мастерскими Красноярска [20, л. 28, 33]. В Минусинском уезде в ходе состоявшихся в феврале 1921 г. выборов в состав делегируемых были избраны в основном малограмотные. Избранные в состав делегированных служащие, имеющие среднее образование, вскоре ушли из инспекции [21, л. 15 об.]. В Красноярске в ходе выборов в феврале 1921 г. администрации предприятий всячески препятствовали избранию квалифицированных рабочих. А в случае их избрания не откомандировывали их в инспекцию в нарушение законодательства [20, л. 433].
В Омской губернии осенью 1920 г. был зафиксирован факт пренебрежительного отношения к выборам трудящихся, делегируемых от предприятий и учреждений. От работников просвещения в инспекцию было избранно два человека — Т. О. Игнатенко и Б. В. Жеребятникова, работавшие в отделе народного образования сторожами, неграмотные. Инспекция отправила их обратно и потребовала от профсоюза работников просвещения произвести новые выборы, где кандидатами в делегируемые должны быть сотрудники, способные проводить обследования [22, л. 101, 102].
Томская губернская РКИ приводит пять случаев привлечения делегируемых к ответственности за хищения, один из делегированных по приговору ревтрибунала был расстрелян, а остальные получили различные сроки заключения. Только двадцать делегируемых, благодаря знаниям и опыту, полученному в период пребывания в Томской РКИ, перешли на более ответственную, чем до пребывания в РКИ, работу. Таким образом, ощутимую пользу как для деле-
гируемых, так и для государства принесло пребывание в Томской губернской рабоче-крестьянской инспекции только одного делегируемого из десяти [18, л. 29; 23, л. 1].
Омская и Алтайская РКИ приводят примеры ощутимой помощи со стороны делегированных. Это происходило тогда, когда в рабоче-крестьянскую инспекцию избирались люди, хорошо знающие тот или иной участок работы. Так, например, в 1921 г. в Омской губернской РКИ в артель пимокатов был направлен делегируемый, который являлся специалистом этого дела, он выявил причины брака. В результате за короткий срок количество брака понизилось с 70 до 30 % [18, л. 64]. Делегированный в Алтайскую губернскую РКИ учёный-лесовод Герасимов квалифицированно провёл всестороннее и глубокое обследование губземуправления и двух совхозов [24, л. 21]. В общей сложности за 1920 и 1921 г. в Сибири через институт делегированных прошло около 3 тыс. человек [7, с. 13].
Осуществление принципов нэпа привело к отказу значительной части предприятий производить оплату рабочим, делегированным на работу на четыре месяца в рабоче-крестьянскую инспекцию. К январю 1922 г. во всех губернских инспекциях Сибири насчитывалось только 39 делегированных вместо нескольких сотен в начале 1921 г., по этой же причине у РКИ возникали затруднения с привлечением масс к ревизионной деятельности на общественных началах [25, с. 63].
Привлекая массы к работе в рабоче-крестьянской инспекции, советское руководство ставило эту проблему в политическую плоскость. Трудящиеся, получив в РКИ навыки контрольно-ревизионной деятельности, должны были стать аппаратным резервом. Часть их должна была остаться в РКИ, часть могла быть использована для решения задачи «орабачи-вания» и, в какой-то мере, «окрестьянивания» других звеньев государственного аппарата. В результате за короткий промежуток времени государственный аппарат на местах состоял бы почти исключительно из социально близких делу пролетарского государства слоев. Вопрос о функциональном вкладе масс при проведении контрольно-ревизионных работ ставился второстепенным. Тем не менее считалось, что и полуграмотные, но сознательные пролетарии будут очень полезны в инспекционном аппарате.
Однако решать в 1920—1922 г. поставленную перед РКИ задачу обучения трудящихся искусству управления и одновременно получить со стороны привлеченных в РКИ существенную помощь в решении контрольно-ревизионных задач не удалось. Идея обучения за четыре месяца малограмотного рабочего пусть даже не искусству управления государством, а хотя бы простейшим приемам самостоятельной инспекционной работы оказалась утопией.
Таким образом, привлечение масс к участию в деятельности РКИ в рассматриваемый период в значительной степени вылилось в обязательное для местных РКИ мероприятие, проводимое прежде всего для отчетности перед центром. Как следствие, победные реляции о значительном количестве привлеченных к инспекционно-контрольной работе и здесь же констатация факта об очень малой значимости их деятельности для выполнения рабоче-крестьянскими инспекциями на местах плановых и внеплановых проверок и ревизий.
Библиографический список
1. Дианов, А. Г. Органы рабоче-крестьянской инспекции Сибири на начальном этапе нэпа: структура профессиональной
подготовки и материальное обеспечение / А. Г. Дианов // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. - 2009. - № 2 (76). - С. 18-22.
2. Дианов, А. Г. Возникновение советских контрольных органов в Сибири / А. Г. Дианов // Европейский журнал социальных наук. - 2013. - № 4 (32). - С. 333-341.
3. Образование и развитие органов социалистического контроля в СССР (1917-1975) : сб. док. и материалов. - М. : Политиздат, 1975. - 626 с.
4. Анашкин, А. П. Из истории создания и деятельности рабоче-крестьянской инспекции на Алтае (1920- 1921 гг.) / А. П. Анашкин // Сибирь и Дальний Восток в период восстановления народного хозяйства. - Томск : Изд-во Томского ун-та, 1972. - Вып. 6. - С. 49-69.
5. Анашкин, А. П. Становление и развитие партийно-государственного контроля в Западной Сибири (1920-1929 гг.) / А. П. Анашкин, М. С. Кузнецов. - Томск : Изд-во Томского ун-та, 1982. - 208 с.
6. Горестов, М. А. К вопросу об организации РКИ в Енисейской губернии / М. А. Горестов // Материалы конференции по итогам науч.-исслед. работ за 1964 г. - Красноярск, 1965. -С. 95-100.
7. Горестов, М. А. Органы рабоче-крестьянской инспекции Сибири в 1920 - первой половине 1921 гг. / М. А. Горестов // Из истории крестьянства Восточной Сибири. - Красноярск, 1966. - С. 3-32.
8. Шинкарюк, Н. И. Рабоче-крестьянская инспекция и воспитание социалистической трудовой дисциплины в рабочем классе Сибири в 1921 -1925 гг. / Н. И. Шинкарюк // Сибирь и Дальний Восток в период восстановления народного хозяйства. - Томск, 1963. - Вып. 1. - С. 46-68.
9. Ковальчук, Г. А. Деятельность рабоче-крестьянских инспекций Сибири по вовлечению трудящихся в государственное управление накануне нэпа / Г. А. Ковальчук // Вопросы истории социально-экономического развития советской Сибири. - Томск, 1986. - С. 141-151.
10. Дианов, А. Г. Государственный архив Новосибирской области как источник по изучению истории сибирской рабоче-крестьянской инспекции / А. Г. Дианов // Альманах современной науки и образования. - 2014. - № 1 (80). - С. 33-35.
11. Известия рабоче-крестьянской инспекции. - 1920. -№ 4. - 30 с.
12. Дианов, А. Г. Преодоление кризиса рабоче-крестьянской инспекции в период становления нэпа / А. Г. Дианов //
Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. - 2009. - № 3 (78). - С. 12-15.
13. Государственный архив Алтайского края (ГААК). Ф. Р-12. Оп. 2. Д. 124.
14. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. Р-4085. Оп. 2. Д. 868.
15. Дианов, А. Г. Внутренняя организация органов рабоче-крестьянской инспекции Сибири при переходе от военного коммунизма к нэпу (1921 г.) / А. Г. Дианов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. -Тамбов : Грамота, 2014. - № 2. Ч. 2. - С. 55-59.
16. ГАРФ. Ф. Р-4085. Оп. 2. Д. 867.
17. Дианов, А. Г. Проблема руководящих кадров губернских отделений сибирских рабоче-крестьянских инспекций в период перехода от военного коммунизма к нэпу (1921 г.) / А. Г. Ди-анов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов : Грамота, 2014. - № 3. Ч. 2. -С. 68-73.
18. Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. Р-288. Оп 1. Д. 30.
19. ГАРФ. Ф. Р-4085. Оп. 2. Д. 866.
20. Государственный архив Красноярского края (ГАКК). Ф. Р-241. Оп. 1. Д. 61.
21. ГАКК. Ф. Р-241. Оп. 1. Д. 199.
22. Государственный исторический архив Омской области (ГИАОО). Ф. Р-460. Оп. 1. Д. 13.
23. Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. Р-320. Оп. 1. Д. 70 а.
24. ГАНО. Ф. Р-288. Оп 1. Д. 63.
25. Дианов, А. Г. Основные направления деятельности Сибирской рабоче-крестьянской инспекции при переходе к нэпу (вторая половина 1921 г.) / А. Г. Дианов // Известия Алтайского государственного университета. - 2010. - № 4. Вып. 2 (68). - С. 58-66.
ДИАНОВ Алексей Григорьевич, кандидат исторических наук, доцент (Россия), доцент кафедры отечественной истории и политологии. Адрес для переписки: dianov_60@mail.ru
Статья поступила в редакцию 01.07.2014 г. © А. Г. Дианов
Книжная полка
Прохорова, Л. Д. История средних веков : учеб. электрон. изд. локального распространения : конспект лекций / Л. Д. Прохорова. - Омск : ОмГТУ, 2014. - 1 о=эл. опт. диск (CD-ROM).
Издание содержит конспекты лекций по всем разделам дисциплины «История средних веков», контрольные вопросы по каждой теме и библиографический список. Структура и содержание лекций соответствуют государственному стандарту высшего профессионального образования специальности «Историко-архиво-ведение». Для студентов специальности «Историко-архивоведение» дистанционной и заочной форм обучения.
Рыбаков, Р. В. Новая история стран Европы и Америки : учеб. электрон. изд. локального распространения : конспект лекций / Р. В. Рыбаков. - Омск : ОмГТУ, 2014. - 1 о=эл. опт. диск (CD-ROM).
Издание содержит конспекты лекций по всем разделам дисциплины «Новая история стран Европы и Америки», контрольные вопросы по каждой теме и библиографический список. Структура и содержание лекций соответствует государственному стандарту высшего профессионального образования специальности «Историко-архивоведение». Для студентов специальности «Историко-архивоведение» дистанционной и заочной форм обучения.