і-
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 95(57):332.025.13. Д р ДИАНОВ
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,
г Омск
РЕВИЗИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СИБИРСКОЙ РАБОЧЕКРЕСТЬЯНСКОЙ ИНСПЕКЦИИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ НЭПА (1922)
ЧАСТЬ 1
Рассмотрены основные направления ревизионной деятельности сибирских рабочекрестьянских инспекций в начале нэпа Показано как в условиях развития рыночных отношений изменялись приемы и методы их работы Выявлены причины преобладания инспекционной составляющей в деятельности рабочекрестьянских инспекций Особое внимание уделено работе по сокращению государственного аппарата.
Ключевые слова нэп рабочекрестьянская инспекция ревизия обследование государственный аппарат.
На начальном этапе нэпа рабоче-крестьянская инспекция (РКИ) была основным контрольным органом Советского государства. Она должна была осуществлять постоянный контроль над всеми организациями и предприятиями. В задачу инспекции входило пресечение злоупотреблений и улучшение работы подконтрольных ей учреждений.
Деятельность сибирских РКИ в начале нэпа рассматривалась в трудах А. П. Анашкина М. А. Горес-това, М. Н. Баркан, М. С. Кузнецова, их работы были
опубликованы в конце 60-х — начале 80-х гг. XX века [1—4].
В 1922 г. основой ревизионной деятельности сибирских рабоче-крестьянских инспекций, как и во второй половине 1921 г., были фактическая ревизия и обследование. На Всероссийском совещании работников РКИ в апреле 1922 г. и совещании заведующих ГубРКИ в июле 1922 г. большинство высказывалось за то, что в основе работы РКИ должна лежать фактическая ревизия, хотя и было отмечено, что
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (101) 2011 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (101) 2011
необходимо усилить внимание к ревизии денежных расходов и налаживанию отчётности в подконтрольных органах [5, л. 194].
Проведение ревизий в 1922 г. усложнилось, поскольку более сложными были взаимоотношения госорганов между собой и, кроме того, довольно запутанными были взаимоотношения госорганов с частным капиталом.
Общее направление работ инспекции можно проследить на основе данных об использовании личного состава. Среднее число работников губернских и специальных (железнодорожных и военных) РКИ составляло в 1922 г. 718 чел., из них 57 % было занято фактической ревизией, занимались последующей ревизией 5 %, административной и канцелярской работой — 29 %, хозяйственными работами — 9 %. Губернские РКИ на последующую ревизию тратили 2 % времени работников против 11 % у специальных РКИ, а на административную работу, отчётность и канцелярскую работу — 32 % против 22-х.
Анализ данных по использованию личного состава инспекций свидетельствует, что основным направлением работы РКИ было производство фактических ревизий, однако значительную часть рабочей силы РКИ, в особенности губернских, поглощала канцелярская работа, что можно объяснить незначительностью штата канцелярских работников. Канцелярскую работу был вынужден производить инспекторский персонал [5, л. 194— 196; 6, л. 35 об.].
В 1922 г. по сравнению с предыдущим годом возросло значение плановых и всесторонних фактических ревизий. Наглядное представление о количестве и затратах рабочей силы на проведение различных видов ревизий даёт табл. 1 [5, л. 196, 307; 6, л. 28: 7, л. 86; 8, л. 3 об.].
Всесторонние и плановые ревизии составляли в губернских РКИ 30 %, а в специальных РКИ — 14 % от общей численности ревизий. Однако на них было затрачено больше человеко-дней, чем на случайные и частичные. Даже специальные инспекции на всесторонние и плановые ревизии потратили более половины от общих затрат времени на все виды ревизий. Связано это было с тем, что данный вид ревизий, как правило, охватывал группу объектов. Так, например, в ходе плановой ревизии ПОМГОЛА (организации, оказывающей помощь голодающим) Томским
отделением РКИ была проведена ревизия на 196 объектах, а в ходе плановой ревизии по подготовке учебновоспитательных заведений к учебному году — на 51 объекте [5, л. 307].
Большой интерес для анализа деятельности РКИ представляют данные об инициаторах различных видов работ, которые приводятся в табл. 2 [5, л. 199; 6, л. 28 об, 29; 8, л. 52, 85; 9, л. 8; 10, л. 17; 11, л. 27 об., 28].
Данные табл. 2 свидетельствуют, что органы РКИ в значительной степени работали по собственной инициативе — 44 % от всех ревизий и комиссий. В деятельности специальных инспекций этот показатель был ещё выше. Значительная часть плановых и всесторонних ревизий — 62 % осуществлялась по инициативе центральных органов РКИ — НК РКИ и Сиб-РКИ, 32 % — по инициативе местных инспекций и только 6 % по поручениям местных органов власти и просьбам подотчетных организаций.
Общая величина затраченной на проведение ревизий и участия в комиссиях рабочей сил, распределялась между инициаторами работ в том же порядке. Работы, проведённые по собственной инициативе, поглощали 39,5 % рабочей силы Сибирских инспекций (35 у губернских и 47 % — у специальных). На работы по заданиям центральных органов инспекции тратили 33 % рабочей силы (34 % губернские и 31 % специальные), в то время как к общему числу работ задания центра составляли 22 %. Данные об инициаторах работ показывают, что губернские и специальные инспекции действовали, прежде всего, как аппарат центральной власти. Если разбить инициаторов работ на две группы: первая группа — центральные и местные органы РКИ, вторая — местные органы власти и учреждения, контроль за которыми осуществляли РКИ, получается, что на работы по инициативе первой группы было затрачено 72,5 % рабочего времени инспекций, а на вторую — 27,3 % [5, л. 200; 6, л. 29 об., 30; 11, л. 28 об.].
Центральные органы РКИ (НК РКИ и СибРКИ) давали задания, на которые местные инспекции тратили 33 % рабочего времени, и это был их принципиальный подход. Остальное время инспекции должны были тратить на решение местных проблем, исходя из поставленных перед РКИ задач. Однако местные органы власти давали задания, на которые инспекции тратили только 5 % своего рабочего времени.
Таблица 1
Виды ревизионной деятельности Сибирских инспекций в 1922 г.
Виды инспекций Ревизии всесторонние и плановые Ревизии случайные и частичные
Число ревизий Количество затрат рабочей силы сотрудников РКИ в человеко-днях Приходилось человеко-дней на 1 ревизию Число ревизий Количество затрат рабочей силы сотрудников в человеко-днях Приходится человек на 1 ревизию
ГубРКИ и СибРКИ 702 16 314 23 1 612 11 972 7
В % к общему числу 30 59 % 70 % 41 %
Специальные инспекции (военные и железнодорожные) 193 12 470 64 1 229 9 609 7
В % к общему числу 14 56 - 86 44 -
Всего 895 2 878 32 2 841 20 651 7
В % к общему числу 24 57 % 76 43
Инициаторы различных видав работ Сибирских инспекций в 1922 г. (в процентах к общему числу соответствующих работ)
Работы ь произведённые па предложению и просьбе
Виды инспекций Центральные органы РКИ Губисполкомы и ЗКССО Подотчётные учреждения Собственная инициатива местных отделений РКИ
Все- сторонние пле.ноьые ревизии Частичные и случайные Комиссии Все- сторонние плановые ревизии Частичные и случайные Комиссии Все- сторонние плановые ревизии Частичные и случайные Комиссии Все- сторонние плановые ревизии Частичные и случайные Комиссии
Губернские инспекции 63 20 19 4 7 11 4 16 40 29 57 30
В % к общему числу ревизий и комиссий 26 8,5 27 38,5
Специальные инспекции 57 4 19 - - - - 2 69 43 94 12
Б % К общему числу ревизий и комиссий 15 31 54
Всего по Сибирским РКИ 62 14 19 3 4 8 3 10 48 32 72 25
В % к общему числу ревизий и комиссий 22 6 28 44
Таблица 3
Ревизионная деятельность Сибирских инспекций в 1922 г.
Виды инспекций Общее число ревизий Обнаружено число случаев Реализовано путём борьбы с отдельными виновниками (число лиц)
Злоупотреб- лений Неправиль- ностей, упущений, нецелесо- образностей Других недостатков Всего недостатков Обнаружено' всего недостатков в 1 ревизии В каком числе ревизии обнаружены недостатки Процент к общему числу ревизий Число лиц
Преданных СУДУ Отстранённых. от должности Подверг- нутых админи- стративному наказанию Всего
Губернские инспекции 2314 419 1782 690 2891 1,25 507 21 543 145 105 793
Специальные инспекции 1422 161 751 158 1070 а,75 3.24 22,а 286 32 263 581
Всего по Сибирским инспекциям 3:736 580 2533 848 3061 1,06 831 22,2 829 177 368 1374
ИЯЛУН ЭИ>ЮЭЬИ<Ю10И
ЬЫЯ (И») ХИН1ЭЭЯ иіяньаун уиюілю
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (101) 2011
Инспекционная деятельность Сибирских инспекций в 1922 г.
Виды инспекций Всего ревизий Достигнуто ревизиями (число случаев)
Ликвидировано учреждений Реорганизовано Сокращено отделений в учреждениях Сокращено штатов Налажено счетоводство и заведены учетные книги Изменен порядок хранения и отпуска ден. и матер. ресурсов Улучшение делопроизводства Оказано содействие в выполнении работы Предупреждены убыточные действия или возмещены убытки Всего случаев инспекционной работы Приходится случаев инспектирования на ревизию
Губернские инспекции 2 314 20 35 36 40 475 475 192 314 14 1 601 0,69
Процент к числу инспекционной работы 8 30 30 12 19 1 100
Специальные инспекции 1 422 2 4 - 5 436 147 298 110 154 1 156 0,81
Процент к числу инспекционной работы 1
Всего по Сибирским РКИ 3 736 22 39 36 45 911 622 490 424 168 2 757 0,73
Процент к числу инспекционной работы 5 33 23 18 15 6 100
Почему же губисполкомы и губернские экономические совещания (ГубЭКОСО) почти не использовали свободное от заданий рабочее время местных отделений РКИ? Это можно объяснить тем, что плановые задания в сибирском масштабе составлялись с расчётом охвата самых важных вопросов и в основном совпадали с ревизионными пожеланиями местной власти, тем более что при формировании плана учитывались пожелания регионов. При назначении ревизий по собственной инициативе местные инспекции планировали проведение ревизий в первую очередь на важнейших для развития губернии предприятиях или организациях. Подтверждением этому могут служить данные об отраслевой принадлежности произведенных ревизий.
В целом по Сибири на ревизию промышленности приходилось в 1922 г. 2% от всех проведенных ревизий, причём в основном они были плановыми и всесторонними. Особенно масштабной была ревизия губернских советов народного хозяйства, в ходе которой была проведена ревизия на нескольких сотнях объектов. Голод в Поволжье и катастрофическая нехватка продовольствия, в том числе и в сибирских городах, обусловили повышенное внимание инспекции к организациям, занимающимся сбором, хранением и транспортировкой продовольствия, и в первую очередь, к губпродкомам, которые в ряде губерний (Алтайской, Томской) были обследованы дважды. В целом по Сибири на ревизию продовольствия приходилось в 1922 г. 13 % от всех произведенных ревизий. На просвещение и здравоохранение — 26 %, причём в ходе одной ревизии очень часто проводилось обследование десятков различных организаций. Это свидетельствовало о том, что советская власть при-
давала большое значение данным сферам [5, л. 201; 6, л. 30; 7, л. 17об.; 8, л. 53, 88; 11, л. 19; 12, л. 31].
Увеличение объёма плановых и всесторонних ревизий вызвало изменение в методах работы РКИ. Широкие обследования различных отраслей, проводившиеся, как правило, по заданиям центра и Сиб-РКИ, поглощали в первую половину 1922 г. более половины рабочего времени сибирских инспекций. Для их проведения губернские РКИ организовывали ударные группы, куда наряду с подготовленными сотрудниками к проведению ревизий в определённой отрасли, входили и неопытные работники, а также временно делегированные на работу в РКИ рабочие и служащие. Руководил работой группы заведующий соответствующего отдела. После окончания работы он делал подробный доклад на совещании сотрудников РКИ. Широкие обследования позволяли выявить состояние той или иной отрасли, однако они имели ряд недостатков, на которые обращали внимание сибирские РКИ. В годовом отчёте Иркутской РКИ отмечалось, что при кажущемся внешнем эффекте быстрой работы, масштабности охватываемой обследованием области, такие ревизионные обследования, проводимые по широкой программе, страдали существенными недостатками: поверхностным проникновением в суть обследуемого явления, неглубоким изучением полученных фактов, что делало обследования в значительной степени декларативными. При обработке материалов обследований отдельных объектов большим препятствием для получения общей достоверной картины являлась неравнозначность собранного материала, вследствие различного уровня подготовки работников проводивших обследование. Поэтому итоговые материалы широких
обследований зачастую были неполными, односторонними и расплывчатыми, что не позволяло делать строго обоснованные и конкретные выводы и предложения [13, л. 34].
Во второй половине 1922 г. были значительно уменьшены задания НК РКИ и СибРКИ, и губернские отделения сосредоточили основные силы на фактической ревизии денежных и материальных оборотов. Эти ревизии были более глубокими, но охватывали значительно меньше вопросов, чем всесторонние. В ходе ревизий проводилась документальная проверка отчётности и фактическое обследование отдельных предприятий и организаций. Данный вид ревизии предоставлял хороший фактический материал, на основе которого можно было давать конкретные ревизионные предложения обследуемым предприятиям и учреждениям, особенно в области счетоводства и отчётности.
Рабоче-крестьянская инспекция была одновременно ревизионным и инспекционным органом, следовательно, её работа реализовывалась как в плоскости выявления конкретных виновников преступлений и злоупотреблений, так и путём инспектирования, оказания содействия обревизированным организациям. Оба метода не исключали друг друга и обычно применялись параллельно, но на вопрос, какой метод должен быть главным, однозначного ответа не было ни в НК РКИ, ни в СибРКИ, ни в губернских отделениях. Этот вопрос часто поднимался в 1922 г. на совещаниях губернских отделений РКИ.
Результаты ревизионных работ Сибирских РКИ можно проследить на основе табл. 3 [5, л. 202;
5, л. 31 об; 11, л. 30 об.] и табл. 4 [4, л. 202; 5, л. 52; 10, л. 31].
При сравнении данных обеих таблиц, можно констатировать, что из общего количества ревизий только 22, 2 % (21,9 % у губернских и 22,8 % у специальных) было реализовано в плоскости борьбы с конкретными виновниками (переданы суду, отстранены от должности, подвергнуты административным взысканиям), а 73 % падает на реализацию ревизий путём инспектирования (69 % у губернских и 81 % — у специальных). Это свидетельствовало о преобладании инспекционного направления ревизионной деятельности, но не отвечало на вопрос ни о причинах преобладания инспекционной деятельности, ни о правильности выбранного направления работы.
На преобладание инспекционной составляющей в деятельности РКИ, прежде всего, повлияло обстоятельство объективного характера — плохое состояние отчётности на предприятиях и учреждениях, не позволявшее работникам РКИ выявлять их реальное состояние. Поэтому РКИ и сосредоточила свою деятельность на оказании содействия подотчётным организациям.
Данные табл. 4 наглядно показывают, что центром внимания РКИ в течение 1922 г. являлось налаживание счетоводства и заведение учётных книг — 1/3 от всех инспекционных работ. Изменение порядка хранения и отпуска денежных и материальных ресурсов составляло 23 % от общего количества инспекционных работ, а помощь в улучшении делопроизводства — 18 %. Таким образом, 74 % инспекционной работы РКИ было направлено на создание в подведомственных организациях предпосылок для проведения последующей ревизии. Без этой подготовки бороться со злоупотреблениями было очень сложно.
Обвинения, построенные на фактах общей неустроенности и неорганизованности учреждений,
в судебных органах не принимались. Трудно было доказать умышленный характер бездействия руководителей и халатность, которая привела к развалу работы. Рабоче-крестьянская инспекция выявляла в основном те злоупотребления и преступления, которые были очевидны и следы которых не успели или не сумели скрыть.
Что касается вопроса о выборе направления работы, то он зависел от характера полученных из центра заданий и наличия в составе инспекции специалистов, способных провести тщательную ревизию. Таких специалистов в ГубРКИ было явно недостаточно.
Анализируя инспекционную и ревизионную деятельность РКИ, необходимо учитывать, что оба вида деятельности зачастую осуществлялись в ходе одной ревизии или обследования, даже если предварительно ставились исключительно ревизионные или инспекционные задачи. Так, например, в ходе ревизии Новониколаевского городского коммунального отдела были обнаружены многочисленные факты бесхозяйственности, которые привели к утрате значительных материальных фондов и расхождению действий руководителей отдела с действующим законодательством. Материалы ревизии были доложены на ГубЭКОСО, которое обязало коммунальный отдел неукоснительно выполнять предложения РКИ в ходе дальнейшей работы. Однако предложения передать заведующего Губкоммунотделом А. Шумяц-кого и его заместителя А. Богатырёва суду было отклонено на том основании, что в материалах ревизии отсутствуют документы об умышленном характере их действий [13, л. 29].
Значительная часть недостатков (неправильностей, упущений, нецелесообразностей), обнаруженных РКИ, была устранена в результате действий, относящихся к инспекционной составляющей работы РКИ, — налаживание счетоводства и заведение учётных книг, изменение порядка хранения и отпуска денежных и материальных ресурсов и других улучшений, благотворно повлиявших на деятельность подотчётных РКИ предприятий и учреждений.
Борьба с недостатками и нарушениями велась в двух направлениях. Согласно данным табл. 3, общее число замеченных РКИ недостатков — 3 961 (2 891 у губернских РКИ и 1 070 — у специальных) состояло из трёх групп. К первой группе относилось 580 злоупотреблений (419 у губернских РКИ и 161 — у специальных) — это хозяйственные преступления: халатность, повлекшая значительные убытки, хищения и растраты, злоупотребление властью. По подавляющему большинству нарушений, относящихся к этой группе, виновные были либо отстранены от должности, либо переданы суду, либо подвергнуты административному наказанию. Ко второй и третьей группам выявленных РКИ недостатков, относилось 2 533 неправильностей, упущений и нецелесообразностей и 848 других видов недостатков. Большинство недостатков второй и третьей группы было устранено действиями, относящимися к инспекционной деятельности РКИ.
В 1922 г. Сибирские инспекции (губернские и специальные) провели 3 736 ревизий и обследований. В 831 из них (22,2 %) были обнаружены злоупотребления и недостатки. По итогам ревизий, согласно данным табл. 3, к судебному преследованию, отстранению от должности, к административному наказанию было привлечено 1 374 человека. Из них предано суду 829 чел., на которых было возбуждено 524 судебных дела. Если проследить соотношение числа
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (101) 2011 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (101) 2011
лиц, преданных суду, с количеством проведённых соответствующими губернскими отделениями РКИ ревизий, то мы увидим значительное различие, от более чем двойной разницы в большую сторону, по сравнению со среднесибирским показателем в Алтайском крае (181 чел. на 394 ревизии) до соотношения на треть меньше, чем среднесибирский показатель, в Томской области (65 чел. на 383 ревизии) [1, с. 90; 5, л. 204, 307; 8, л. 87; 11, л. 32].
Более высокие показатели привлечения по инициативе РКИ к суду в Алтайской губернии, по сравнению со среднесибирскими, связаны с тем, что в 1922 г. Алтайская губерния, как самый большой зерновой район Сибири, должна была в ходе продналоговой кампании собрать 13 млн пудов продовольствия — значительно больше, чем другие губернии Сибири. Алтайская ГубРКИ помогала в организации сбора продналога и осуществляла проверку работы прод-налоговых органов. В ходе этой проверки были обнаружены злоупотребления, хищения и другие упущения в работе продовольственных органов, которые приводили к потерям части с таким трудом собранного продовольствия [14, л. 22 об.; 15, л. 23, 24; 16, л. 2 об.]. В случае установления конкретных виновников утраты продовольствия, на них как правило возбуждались уголовные дела. По сравнению с показателями в целом по РСФСР (возбуждено 2 682 судебных дела и привлечено к суду 4 350 чел.) [17, с. 89; 18, с. 19]. Сибирские показатели, учитывая соотношения численности населения, были в 1,5 выше.
Осенью 1922 г. численность дел, которые направляла в суды рабоче-крестьянская инспекция, увеличилась. На основании приказа НК РКИ № 91 от 28 сентября 1922 г., согласованного с народным комиссариатом юстиции (НКЮ), рабоче-крестьянская инспекция получила право проводить дознание, а в исключительных случаях — по согласованию с прокуратурой — и предварительное следствие [19, л. 18].
Таким образом, у РКИ появилась возможность попутно с производством ревизий принимать все предоставленные органам дознания и следствия меры к выявлению нарушений в деятельности государственных и хозяйственных органов. При возбуждении уголовных преследований по итогам ревизий, проведённых органами РКИ, местные губернские и уездные отделения РКИ должны были соблюдать ряд правил. Например, если в ходе ревизии было произведено дознание, изобличавшее кого-либо в совершении преступления, за которое, согласно Уголовному кодексу, предусматривалось наказание до одного года лишения свободы, то всё производство следовало направлять непосредственно в народный суд с одновременным извещением помощника прокурора. Если по существу дела лицу, совершившему то или иное преступление, грозило наказание более года, то инспекторы РКИ должны были весь собранный материал направлять прокурору. При возбуждении преследований против руководителей уездных отделов исполкома и других ответственных работников уездного масштаба, уездные отделения РКИ должны были согласовывать данный вопрос с местными исполкомами и только после этого давать
делу ход. Если исполкомы не соглашались с заключением РКИ, необходимо было направлять заключение в ГубРКИ. При возбуждении преследований против руководителей губернского масштаба ГубРКИ должна была согласовывать этот вопрос с губисполкомом, а в случае его несогласия с заключением РКИ — направлять материалы в НК РКИ [19, л. 18, 19].
Библиографический список
1. Анашкин, А. П. К вопросу о деятельности Алтайской губернской рабоче-крестьянской инспекции в первые годы нэпа (1921 — 1923 гг.) / А. П. Анашкин // Советское крестьянство — активный участник борьбы за социализм и коммунизм : доклады и сообщения участников межвузовской научной конференции, посвящённой столетию со дня рождения В. И. Ленина. — Барнаул : Алтайск. кн. изд-во, 1969. — С. 89 — 92.
2. Анашкин, А. П. Становление и развитие партийно-государственного контроля в Западной Сибири (1920 — 1929 гг.) / А. П. Анашкин, М. С. Кузнецов. — Томск, 1982. — 208 с.
3. Баркан, Н. М. Из опыта работы РКИ Сибири по совершенствованию управления промышленностью в восстановительный период (1921 — 1925 гг.) / Н. М. Баркан // Вопросы социально-экономической и культурной жизни Сибири и Дальнего Востока. — Новосибирск : Наука, 1968. — Вып. 1. — С. 25-36.
4. Горестов, М. А. Осуществление в Сибири ленинских принципов организации государственного контроля в 1921 — 1923 гг. / М. А. Горестов // Строительство коммунизма и творческая активность масс. — Красноярск, 1970. — С. 26 — 59.
5. Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. Р-288. Оп. 1. Д. 25.
6. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. Р-374. Оп. 4. Д. 39.
7. Государственный архив Красноярского края (ГАКК). Ф. Р-241. Оп. 1. Д. 384.
8. ГАНО. Ф.Р-288. Оп. 1. Д. 14.
9. ГАНО. Ф. Р-288. Оп. 1. Д. 55.
10. ГАНО. Ф. Р-288. Оп. 1. Д. 29.
11. ГАНО. Ф. Р-288. Оп. 1. Д. 90.
12. Государственное учреждение Омской области Исторический архив (ГУОО ИА) Ф. Р-460. Оп. 1. Д. 39.
13. ГАНО. Ф. Р-288. Оп. 1. Д. 74.
14. ГАНО. Ф. Р-288. Оп. 1. Д. 33.
15. ГАНО. Ф. Р-288. Оп. 1. Д. 61.
16. ГАНО. Ф. Р-288. Оп. 1. Д. 106.
17. Иконников, С. Н. Организация и деятельность РКИ в 1920—1925 гг. / С. Н. Иконников. — М. : Изд-во АН СССР, 1960. — 215 с.
18. Известия рабоче-крестьянской инспекции. — 1923. — № 10—11. — 20 с.
19. Государственный архив Томской области (ГАНО). Ф. Р-320. Оп. 1. Д. 87.
ДИАНОВ Алексей Григорьевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории и политологии.
Адрес для переписки; e-mail і dianov_l00@mail.ru
Статья поступила в редакцию 11.05.2011 г.
© А. Г. Дианов