УДК 372.881.11
О.И. Коваль, кандидат психологических наук, доцент ФГБОУ ВО «ВГУВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5
РОЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛА
Ключевые слова: профессиональная компетенция, профессиональные качества личности специалиста, профессионально ориентированное иноязычное общение
В данной работе рассматриваются вопросы формирования профессиональной компетенции в процессе профессионально ориентированного иноязычного общения. Автором выделены и проанализированы профессионально важные качества личности специалиста.
Первым этапом в процессе подготовки специалиста выступает опыт практической деятельности в рамках выбранной специальности. Деловые игры, представление докладов на научных конференциях, общение в рамках международных профессиональных сайтов, лабораторные, практические работы, курсовые проекты, практика на предприятии, являясь этапами подготовки специалиста, вносят первый вклад в опыт осуществления профессиональной деятельности. Функция ИЯ в данном случае -обеспечить возможность иноязычного профессионально ориентированного общения, т.е. возможность эффективного участия в различных видах квазипрофессиональной и профессиональной деятельности. Иностранный язык, таким образом, становится профессионально значимым компонентом процесса подготовки высококвалифицированного специалиста.
Личностные и профессиональные качества, являясь следующей составляющей модели, определяют совокупность свойств, из которых складывается личность профессионала. Это его жизненный опыт, творческие способности и личностные свойства, индивидуальный стиль деятельности. В процессе обучения иностранному языку, помимо формирования лингвистической компетенции, воспитывается стремление личности к самообразованию, самостоятельной деятельности, академической, квазипрофессиональной, профессиональной. ИЯ формирует образованную личность с высоким уровнем общей культуры. Иностранный язык наряду с другими дисциплинами вносит свой вклад в формирование таких важных качеств личности, как ответственность, инициативность, изобретательность, гибкость, знание психологии людей, умение найти выход из конфликтной ситуации, достичь взаимопонимания.
Речевые способности к осуществлению профессиональной деятельности, на наш взгляд, предполагают формирование профессионально ориентированной коммуникативной компетенции, сложного образования, включающего в себя лингвистическую, коммуникативную, межкультурную и социокультурную компетенции, используемые для нужд профессионально ориентированного общения.
Необходимо отметить, что наполнение компонентов вышеописанной модели не является неизменным, раз и навсегда установленным. Оно призвано отвечать требованиям общества в целом и потребностям отдельных его членов.
Как уже рассматривалось, главной задачей высших учебных заведений является профессиональная подготовка выпускников к профессиональной творческой деятельности. В условиях постоянных изменений социально-экономической ситуации, рынка труда ощущается необходимость повышения уровня профессиональной мобильности и конкурентоспособности специалистов.
Подготовка профессионалов с высоким уровнем профессиональной мобильности может осуществляться на основе личностно ориентированной парадигмы профессио-
О.И. Ковал
Роль иностранного языка в формировании личности профессионала
нального образования. Вопросы профессионального становления специалистов рассматриваются в работах К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, Л.И. Катаевой, Т.А. Полозовой, Н.В. Копыловой и др.
Вуз призван готовить своих выпускников к будущей социально-профессиональной жизни. Становление специалистов происходит путем развития аксиологической направленности и профессионального сознания, социального и профессионального интеллекта, эмоционально-волевой сферы, позитивного отношения к миру и к себе, самостоятельности, автономности и уверенности в себе, профессионально важных качеств и компетентности.
Отдельные вопросы формирования у студентов стремления к профессиональному совершенствованию средствами дисциплины «Иностранный язык» исследуются в работах Е.А. Алилуйко, Н.И. Алмазовой, М.Э. Багдасарян, А.Я. Гайсиной и др. Роль иностранного языка в процессе формирования профессиональной мобильности специалиста исследовала С.Л. Новолодская, определив критерии сформированности профессиональной мобильности и умения, ее составляющие. Категория «профессиональная мобильность» входит в понятие «профессиональные качества личности специалиста», наличие которых и их дальнейшее развитие является залогом успешной профессиональной деятельности.
Профессиональные качества личности определяют возможности человека в профессиональной деятельности, пригодность к ней. В.Д. Шадриков под профессионально важными качествами понимает индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения, а также способности [5].
Особый интерес вызывает работа Н.В. Копыловой, где результатом исследования явилось определение профессионального становления личности как сложного многоуровневого и многофакторно обусловленного процесса формирования профессиональной направленности, компетентности, социально значимых и профессионально важных качеств, их интеграцию, готовность к постоянному профессиональному росту, поиск оптимальных приемов качественного и творческого выполнения деятельности в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями человека [2].
В результате анализа исследований личности и деятельности К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, а также А.А. Бодалева, Ю.М. Забродина, Е.А. Климова, зарубежных ученых А. Маслоу, Дж. Сьюпера, Дж. Холанда был сделан вывод о том, что:
1) профессиональное становление личности имеет историческую, психологическую и социокультурную обусловленность;
2) ядром профессионального становления является развитие личности в процессе профессионального образования, освоения профессии и выполнения профессиональной деятельности;
3) процесс становления личности индивидуально своеобразен, неповторим, однако в нем можно выделить специфические качественные особенности и закономерности, являющиеся для этого процесса общими;
4) профессиональная жизнь позволяет человеку реализовать себя, предоставляет личности возможности для самоактуализации.
Н.В. Копылова, проанализировав данные причин увольнения молодых специалистов, основных трудностей, которые они испытывают в первые годы работы, данные опроса экспертов, выделила следующие профессионально важные качества личности: самодисциплина; доброжелательность; память; ответственность; честность; умение руководить людьми; принципиальность; чувство собственного долга; чуткость; самостоятельность; дисциплинированность; целеустремленность; речевой этикет; умение работать в коллективе; коммуникативная компетенция; широкая образованность; высокий уровень профессиональной подготовки; увлеченность работой; высокий интел-
лектуальный потенциал; инициативность; добросовестность; трудолюбие; высокая работоспособность; стремление к саморазвитию; активность.
В процессе обучения иностранному языку, помимо формирования лингвистической компетенции, воспитывается стремление личности к самообразованию и самостоятельной деятельности, академической, квазипрофессиональной, профессиональной. Иностранный язык, обладая воспитательным потенциалом, способствует формированию образованной личности с высоким уровнем общей культуры. Наряду с другими дисциплинами он вносит свой вклад в воспитание таких важных качеств профессионала, как ответственность, инициативность, изобретательность, гибкость, знание психологии людей, умение найти выход из конфликтной ситуации, достичь взаимопонимания.
Кроме профессионально важных качеств, общих для всех специалистов, необходимо помнить о специфике каждой специальности и о наборе профессионально важных качеств, характерных для определенного вида профессиональной деятельности.
Специальности в области защиты информации, рассматриваемые выше, являются востребованными на современном рынке труда в связи с тем, что информация является самым ценным и вместе с тем самым уязвимым звеном производственной деятельности. В основе системы защиты информации лежит человеческий фактор, предполагающий преданность ее персонала и персонала службы безопасности интересам организации, и осознанное соблюдение им установленных правил защиты информации. Целью обучения в рамках данной специализации является подготовка специалистов, способных проектировать и сопровождать системы информационной безопасности.
Основными качествами при оценке персонала службы безопасности предприятия, как показал анализ работ, беседы с преподавателями выпускающей кафедры и специалистами, работающими в сфере защиты информации, анкетирование студентов являются:
1) уровень образованности;
2) профессионализм;
3) личная культура;
4) моральные качества;
5) этические качества.
Для специалиста по защите информации особенно важны:
- порядочность, честность, принципиальность и добросовестность;
- исполнительность, дисциплинированность;
- эмоциональная устойчивость (самообладание);
- стремление к успеху и порядку в работе;
- самоконтроль в поступках и действиях;
- адекватная оценка собственных возможностей и способностей;
- умеренная склонность к риску;
- умение хранить секретную информацию;
- тренированное внимание;
- хорошая память, способности к сравнительной оценке фактов.
Сотрудники, связанные с секретной информацией фирмы, должны обладать высокими моральными качествами, а также соблюдать определенные ограничения в использовании информационных ресурсов, работать над самодисциплиной, самоконтролем действий, поступков, высказываний, что обязательно нужно учитывать при планировании занятий и разработке заданий в процессе обучения профессионально ориентированному иноязычному общению.
Английский язык является основным языком профессионального общения в области защиты информации, на нем выходит значительная часть научных изданий, ведутся сайты профессиональных сообществ, на английском языке публикуются международные стандарты по информационной безопасности, знать которые студентам необходимо. Для успешной подготовки специалиста по защите информации и разви-
О.И. Коваль
Роль иностранного языка в формировании личности профессионала
тия его профессионально важных качеств необходимо создать оптимальные условия обучения. Под оптимальными условиями обучения понимается такая модель обучения, которая, будучи коммуникативно направленной, учитывала бы область профессиональных интересов в рамках специальности, а также их личные профессиональные интересы и цели. Учет профессиональных интересов, личных профессиональных интересов и целей предполагает построение гибкой модели обучения, позволяющей варьировать содержание ее блоков, переносить акценты в обучении на формирование и развитие определенных составляющих профессионально ориентированной коммуникативной компетенции, профессионально важных качеств.
Основной предпосылкой развития профессионально важных качеств, связанных с иноязычной речевой деятельностью, является включение учебной деятельности в рамках дисциплины «Иностранный язык» в аналог будущей профессиональной деятельности, моделирование в учебных ситуациях иноязычного общения процессов решения профессионально-предметных задач.
Решение профессиональных задач, профессиональное совершенствование может осуществляться только в процессе профессионально ориентированного, в том числе иноязычного общения. Таким образом, говоря об обучении иностранному языку на втором образовательном уровне, мы имеем в виду, прежде всего, обучение профессионально ориентированному общению.
Список литературы:
[1] Коваль О.И. Особенности преподавания профессионально-ориентированного иноязычного общения студентам юридической специальности. // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. Выпуск 36. - Нижний Новгород: Изд-во ФБОУ ВПО «ВГАВТ», 2014. - С. 173-178.
[2] Копылова Н.В. К вопросу о становлении личностно-профессиональных качеств будущего специалиста // Мир психологии. - М., 2005 - №1. - С. 162-170.
[3] Соловьева О.Б., Соколова Е.Г. Проблемы иноязычного общения и безопасность морского судоходства. // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. Выпуск 35. -Нижний Новгород: Изд-во ФБОУ ВПО «ВГАВТ», 2013. - С. 194-197.
[4] Чувилина О.В. Самоконтроль и самооценка как основные умения «автономного обучающегося» при обучении иностранному языку. // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. Выпуск 35. - Нижний Новгород: Изд-во ФБОУ ВПО «ВГАВТ», 2014. - С.198-200.
[5] Шадриков В.Д. Деятельность и способности. - М, 1994. - С. 68.
THE ROLE OF A FOREIGN LANGUAGE IN THE FORMATION OF A PROFESSIONAL'S PERSONALITY
O.I. Koval
Keywords: professional competence, professional qualities of a specialist's personality, professionally oriented foreign language communication.
This paper discusses the issues offormation of professional competence in the process of professionally oriented foreign language communication. The author identifies and analyzes professionally important qualities of a specialist's personality.