J <
0. O с 0. O
CO
0
1
О
Роль инноваций
в социально-ориентированном развитии регионов Северо-Западного федерального округа
Role of innovations in socially-oriented development of North-West Federal District regions
УДК 332.14(470.2)
С. В. Кузнецов
директор Института проблем региональной экономики РАН (Санкт-Петербург), доктор экономических наук, профессор 190013, Санкт-Петербург, ул. Серпуховская, д. 38
S. V. Kuznetsov
190013, Saint-Petersburg, 38
ul. Serpukhovskaya,
М. В. Свириденко
научный сотрудник Института проблем региональной экономики РАН (Санкт-Петербург),
кандидат экономических наук, доцент 190013, Санкт-Петербург, ул. Серпуховская, д. 38
M. V. Sviridenko
190013, Saint-Petersburg, 38
ul. Serpukhovskaya,
Авторы анализируют инновационную роль СевероЗападного федерального округа в пространственном развитии России на стратегическую перспективу, утверждая, что в посткризисный период он может занять лидирующие позиции среди макрорегионов страны, а по многим позициям — и в мире в целом. Российские регионы должны осуществить структурную перестройку территориальных систем профессионального образования, нацелив их, прежде всего, на подготовку кадров для формирующейся инновационной экономики, для предприятий, представляющих приоритетные ее отрасли.
The authors analyse innovation role of North-West Federal District in special development of Russia for strategic perspective; they suggest that in post-crisis period it might take leading position among macro-regions of the country, and in many positions — in the world in general. Russian regions must carry out structural re-construction of professional education territorial systems and make them targeted, first of all, on staff training for innovation economy under formation, for companies presenting its priority fields.
Ключевые слова: федеральный округ, регион, город, человеческие ресурсы и человеческий потенциал
Keywords: federal district, region, city, human resources and human potential
В основе инновационной модели развития экономики и общества лежит развитие образовательного и научно-технологического потенциала, их интеграция, а также повышение и более полное использование человеческого потенциала. В промышленно развитых и постиндустриальных странах до 85% прироста валового внутреннего продукта (ВВП) формируется за счет новых знаний, используемых для создания наукоемких технологий, информационных и коммуникационных систем, техники и оборудования, научной организации производственных процессов.
В современной постиндустриальной экономике факторами развития во все большей степени становятся инновации и знания. К сожалению, в отличие от развитых стран Востока и Запада, России принадлежит ничтожная доля мирового рынка инновационной продукции — 0,3-0,5% (США — 36%, Япония — 30%,
Германия — 17%, Китай — 6%). Лишь 10% российских предприятий проявляют инновационную активность (в Канаде — 60%, в Ирландии — 70%). Опережающие темпы роста затрат на НИОКР в Китае и Индии означают, что к 2020 г по показателям наукоемкости экономики эти государства приблизятся к развитым странам. При этом на Китай будет приходиться 20% мировых НИОКР, в то время как на все страны Азии — 45%, и на США — 28%.
В утвержденной правительством РФ в 2008 г «Концепции долгосрочного социально-экономического развития страны на период до 2020 г.» особо выделяется инновационная роль Северо-Западного федерального округа (СЗФО) в пространственном развитии России на стратегическую перспективу [1]. Она определяется экономическим и инновационным потенциалом Санкт-Петербургской городской агломерации, выходом к важнейшим морским коммуникациям, наличием ресурсной базы для предприятий топливной, металлургической, химической, лесной и рыбной отраслей. Рост этой городской агломерации и прилегающих регионов будет определяться развитием транспортных и деловых услуг, высокотехнологичных импортозамещающих отраслей обрабатывающей промышленности, в частности военно-промышленного комплекса, судостроения и автомобилестроения, а также традиционных для северо-западных регионов индустриальных отраслей, в частности машиностроения, приборостроения, электротехники, металлургии, химии и биофармацевтики.
Инновационный потенциал СЗФО позволяет округу в посткризисный период занять лидирующие позиции среди макрорегионов РФ, а по многим позициям — и в мире в целом. Институт проблем региональной экономики РАН во взаимодействии с другими академическими институтами и вузами СЗФО при поддержке и помощи администраций субъектов РФ округа по заданию Межведомственного Северо-Западного координационного совета при РАН по фундаментальным и прикладным исследованиям (МСЗКС при РАН) разработал «Стратегию развития комплекса „Наука —
образование — инновации" (НОИ) до 2030 г». Данный комплекс является ключевой составляющей, необходимой для создания материально-технических и кадровых предпосылок инновационного развития.
На основе этой Стратегии в настоящее время ведется разработка «Комплексной научно-технической программы развития СЗФО до 2030 г». Обработан значительный аналитический материал, позволяющий судить о научно-техническом и научно-образовательном потенциале округа, проблемах и наиболее перспективных направлениях его развития.
По размерам территории и численности населения на долю СЗФО приходится 9,9% и 9,5% от соответствующих показателей РФ. Правда, в демографическом плане СЗФО является макрорегионом с уменьшающейся численностью населения (5-е место по РФ). Хотя эта тенденция характерна для большинства федеральных округов России, но в СЗФО наблюдаются наибольшие темпы убыли населения. Кроме того, для СЗФО характерны максимальная диспропорция гендерного состава населения (на 1000 мужчин приходится 1182 женщины; в среднем по России — 1161) и уменьшение численности населения трудоспособного возраста.
По уровню доходов населения СЗФО, несмотря на экономический кризис, занимает 4-е место среди федеральных округов России. В 2000-2007 гг. наблюдался незначительный рост доходов от работы по найму. В то же время, в связи со значительным количеством пенсионеров, существенную роль в общих доходах населения играли социальные выплаты. В последние годы численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума постепенно снижалась, однако этот показатель (15,1%) все равно превышает общероссийский (13,4%). Проблема бедности актуальна для всех субъектов макрорегиона.
СЗФО характеризуется также относительно низким экологическим качеством природной среды, что влечет за собой неблагоприятные медико-биологические последствия для населения. По многим видам болезней, становящихся причиной хронических заболеваний и инвалидности, показатели заболеваемости в СЗФО превышают средние для РФ.
Несмотря на кризисную рецессию, в рамках научного комплекса СЗФО остается около 20% российских передовых промышленных технологий. В округе зарегистрировано 10% всех инновационно-активных предприятий промышленности и сферы услуг РФ, а удельный вес затрат на исследования и новые разработки составляет более 13%.
По состоянию на 2008 г., в научной сфере округа насчитывалось 535 организаций, выполнявших исследования и разработки, причем около половины (49,7%) из них относились к предпринимательскому сектору экономики. Доля государственных исследовательских организаций составляла около одной трети (32,7%), а остальные распределялись между сектором высшего профессионального образования (13,5%) и некоммерческим сектором (4,1%). В Санкт-Петербурге удельный вес исследовательских организаций предпринимательского сектора составлял 59,8%. Академическая наука в Санкт-Петербурге сравнительно развита. В городе работают 49 учреждений Российской академии наук, осуществляющих исследования и разработки. Помимо Санкт-Петербурга научные центры РАН и учреждения имеются в республиках Карелии и Коми, Архангельской, Вологодской и Мурманской областях.
Общая численность персонала, занятого иссле- >| дованиями и разработками в СЗФО, составляла в ^ 2008 г. 99 556 человек, причем более половины из них ^ (53,5%) — исследователи. К сожалению, в последние с годы, особенно в кризисные, происходило сокращение о числа специалистов, включенных в научные исследова- х ния и разработки. В 2006-2008 гг. общая численность ш персонала, занятого исследованиями и разработками □= в субъектах округа, сократилась более чем на 4 тыс. § человек. Лишь республикам Карелии и Коми удалось ш не только сохранить количество исследователей, но и ^ привлечь в эту сферу новых людей, усилив кадровый ¡Е потенциал инновационной сферы округа. ^
В целом же СЗФО, несмотря на сокращение кадро- ™ вого потенциала инновационной сферы, по показате- ^ лю удельного веса занятых в исследованиях и разра- о ботках в общей численности экономически активного □= населения по-прежнему опережает РФ в целом. Ли- § дирующие позиции здесь занимает Санкт-Петербург. < Доля занятых в исследованиях и разработках в центре § округа составляет 3,5% от экономически активного населения (в 3 раза выше, чем в РФ в целом). х
В то же время следует отметить, что качественную структуру исследовательского кадрового потенциала научных учреждений СЗФО никак нельзя назвать удовлетворительной. В общей численности исследователей удельный вес докторов наук едва превышает 3% (2006 г. — 3,1%, 2007 г. — 3,3%, 2008 г. — 3,4%). Кандидатские степени имеет лишь каждый десятый исследователь (2006 г. — 10,5%, в 2007 г. — 10,8%, 2008 г. — 10,7%). Проблемой является и крайне слабый процесс омоложения научных кадров высшей квалификации.
Несмотря на кризисные экономические проблемы, финансирование науки в округе постепенно увеличивается.
СЗФО как макрорегион располагает широкой сетью учреждений профессионального образования, осуществляющих подготовку кадров по 28 укрупненным группам специальностей высшего, среднего и начального профессионального образования. По состоянию на 2008 г., система образования округа включала 3714 общеобразовательных учреждений (более 532 тыс. учащихся), 319 учреждений начального профессионального образования (более 137 тыс. учащихся), 242 учреждения среднего профессионального образования (199 тыс. учащихся), 132 учреждения высшего профессионального образования (684,5 тыс. учащихся). Численность научных и образовательных учреждений по субъектам СЗФО по состоянию на начало 2007/2008 учебного года приведена в табл. 1.
В последние четыре года важнейшим механизмом развития образования был приоритетный национальный проект «Образование». Оценивая его результаты, можно отметить, что все его направления продемонстрировали свою эффективность в качестве катализаторов качественных преобразований в сфере образования.
Основной потенциал образовательных учреждений федерального округа сосредоточен в старейшем научном центре страны — Санкт-Петербурге. В то же время, если в Санкт-Петербурге в 1995-2007 гг. показатель численности студентов высших учебных заведений в расчете на 10 тыс. чел. вырос немногим более чем в 2 раза (с 452 до 985), то в большинстве других субъектов СЗФО он утроился, а в Мурманской области увеличился более чем в 5 раз (с 83 до 444). Это свидетельствует о сглаживании межрегиональных различий в размещении образовательного потенци-
Таблица 1
И
' Количество учреждений профессионального образования различного уровня
о- в СЗФО на начало 2007/2008 учебного года (вузы, СПО, НПО) [2]
Количество образовательных учреждений
Вузы СПО НПО
СЗФО в целом 132 242 319
Республика Карелия 3 14 16
Республика Коми 5 20 42
Архангельская область 6 31 50
Вологодская область 6 27 44
Калининградская область 9 16 23
Ленинградская область 3 27 19
Мурманская область 4 15 16
Новгородская область 1 11 22
Псковская область 6 14 25
Санкт-Петербург 89 67 62
Таблица 2
Динамика численности студентов высших учебных заведений (государственных и негосударственных) на 10 тыс. чел населения по субъектам СЗФО
Год
1995 2000 2003 2004 2005 2006 2007
СЗФО в целом 215 377 495 519 537 548 564
Республика Карелия 137 234 322 312 346 364 355
Республика Коми 114 188 341 356 363 365 371
Архангельская область 113 236 347 358 369 376 372
Вологодская область 142 245 330 343 396 412 433
Калининградская область 132 221 310 319 427 432 483
Ленинградская область - 30 86 101 124 112 123
Мурманская область 83 197 349 373 461 443 444
Новгородская область 141 270 338 339 345 345 348
Псковская область 111 182 281 278 322 334 349
Санкт-Петербург 452 756 912 964 936 961 985
ала по территории округа, а также о выравнивании степени доступности для молодежи высшего профессионального образования, в том числе и по специальностям, приоритетным для экономики СЗФО как макрорегиона.
Из приведенных в табл. 2 данных мы делаем вывод о том, что образование является важнейшей составляющей человеческого потенциала, и инвестиции в образование должны иметь приоритетный удельный вес в общем объеме региональных инвестиций.
В 2007-2008 гг. в РФ отмечался рост инвестиций в основной капитал. Что касается СЗФО, то прирост инвестиций был ниже, чем в среднем по России (в 2007 г. — увеличение на 9,3% и 21,1% и в 2008 г. — на 1,2% и 9,8% соответственно), в январе—марте 2009 г. в СЗФО, в отличие от РФ в целом, инвестиции продолжали увеличиваться (на 2,4%).
Что касается динамики инвестиций в сфере образования, то в СЗФО этот показатель оказался в 2 раза ниже среднероссийского. Объем инвестиций в образование по отношению к общему объему инвестиций в основной капитал по округу составил 1,2% в 2007 г. и 1,3% в 2008 г. (по РФ — 2,3% и 2,6% соответственно). В январе—марте 2009 г. рассматриваемый показатель составил в СЗФО всего 0,5% (по России — 1,1%).
Надо отметить и проблемы, сдерживающие формирование инновационной экономики в субъектах СЗФО.
Здесь можно выделить доминирование в структуре экономики добывающих и перерабатывающих отраслей, а также низкую эффективность региональной экономической политики государственных и муниципальных органов управления.
Подчеркнем особую роль человеческого фактора в современной экономике, обусловленную не только высокой производительностью квалифицированных и образованных работников, но и тем, что они являются источником новых идей и инноваций. Следует заметить, что по уровню среднедушевых денежных доходов населения СЗФО занимает лишь 4-е место среди других федеральных округов РФ (табл. 3).
Существует мнение, что низкий уровень заработной платы является важнейшим фактором конкурентоспособности отечественной продукции. Однако нам представляется, что данное «конкурентное преимущество» является препятствием для технологического развития. Практика показывает, что для отраслей, которые так или иначе участвуют или обеспечивают реализацию инновационного сценария в регионах, характерна более низкая заработная плата, более низкий уровень рентабельности и худшие показатели финансового состояния предприятий, чем в сырьевом секторе и в естественных монополиях. Например, уровни заработной платы в электроэнергетике, топливной промышленности и транспорте с одной сторо-
Среднедушевые денежные доходы населения Российской Федерации и субъектов СЗФО.
Таблица 3 руб. в месяц [3]
Год Место, занимаемое в РФ в 2007 г.
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Российская Федерация 2281 3062 3947 5170 6410 8112 10 196 12 601
СЗФО 2269 3084 4011 5404 6938 9045 10 970 13 282 4
Республика Карелия 2313 2931 4061 4937 5809 7096 8803 10 095 33
Республика Коми 3141 4862 6224 7477 9301 11 247 13 407 16 216 10
Архангельская область, в том числе Ненецкий АО 2139 3426 3041 5888 3956 8621 4834 14 197 6119 20 122 7857 21 456 9539 27 201 11 574 37 927 23 1
Вологодская область 2023 2719 3481 4412 5246 6345 8673 10 499 30
Калининградская область 1843 2340 2716 3807 4692 6460 8888 11 399 24
Ленинградская область 1355 1869 2418 3052 4455 5807 8288 10 553 29
Мурманская область 3550 4620 5893 7135 8366 10 373 12 580 15 221 13
Новгородская область 1807 2408 3009 3715 4363 5479 7207 8613 46
Псковская область 1375 1848 2735 3556 4294 4906 6382 7863 61
Санкт-Петербург 2556 3426 4514 6851 9176 12 556 14 148 16 876 8
<
о о
<
ны и науке, образовании, машиностроении с другой различаются почти в 3 раза. Это, в свою очередь, ограничивает приток квалифицированного персонала в отрасли, обеспечивающие инновационный рост. Низкая заработная плата является тормозом для развития инновационных производств, что может привести к существенным потерям в человеческом потенциале как главном факторе инновационного производства. Исходя из этого, к проектам, осуществляемым в сфере высоких технологий, следует предъявлять следующие требования:
• опережающий рост производительности по сравнению с увеличением заработной платы, что соответствует концепции инновационного развития экономики;
• уровень заработной платы должен быть таким, чтобы данные рабочие места были привлекательны для высококвалифицированных кадров;
• в условиях проявляющегося дефицита трудовых ресурсов, прежде всего квалифицированных, и прогнозируемого усиления конкуренции между работодателями за квалифицированные трудовые ресурсы, эффективность инновационных производств должна в разы превышать существующий уровень.
Другой не менее значимой проблемой притока человеческих ресурсов в инновационные производства является проблема подготовки квалифицированных кадров. Несмотря на то что Россия обладает значительным человеческим потенциалом, в последние годы в стране сложилась парадоксальная ситуация: при избытке специалистов с высшем образованием государство испытывает острую нехватку квалифицированных кадров, соответствующих требованиям динамично развивающегося рынка труда.
Несмотря на предпринимаемые уже не первый год активные попытки реформировать систему образования, она не соответствует реальным запросам экономики и общества в целом. Структура научных кадров и выпускники учебных заведений слабо адаптируются к современной профессиональной деятельности и не умеют применить полученные знания и навыки на практике. Сравнительное исследование качества подготовки выпускников вузов в России и западных странах (США, Франция, Канада), поведенное Всемирным банком, выявило тревожную картину. Рос-
сийские студенты получают высокие баллы по критериям «знание» и «понимание», но низкие оценки за их «применение на практике». Западные студенты, напротив, продемонстрировали умение принимать правильные решения при относительно невысоких оценках за знания [4].
Снижение качества образования во многих вузах обусловлено низким уровнем подготовленности педагогов. По данным ГУ-ВШЭ, научной работой занимается не более 18% преподавателей вузов. Помимо прочего это объясняется и отсутствием времени на научную работу в связи с необходимостью подрабатывать.
Одним из направлений модернизации системы подготовки кадров является ее институциональная перестройка, предполагающая создание новых типов образовательных учреждений, развитие сетевого межрегионального взаимодействия учреждений подготовки кадров, формирование инновационной инфраструктуры системы кадрового обеспечения экономики СЗФО.
Одним из начинаний в плане институциональной перестройки системы подготовки кадров является проект «Технологической деревни „Ломоносовская"», направленный на отработку новой системы сетевого взаимодействия общеобразовательных школ, учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, с выходом на инновационную модель непрерывного образования с сертификацией кадров по профессиональным стандартам работодателей. Проект будет реализовываться совместно рядом образовательных учреждений Ленинградской области, Балтийским техническим университетом (Военмехом), СЗТУ, ЛИТМО и администрацией территориального образования. Планируется создать научно-образовательный, научно-инновационный комплекс, ориентированный на подготовку кадров и проведение исследований по одному из приоритетных направлений развития науки и технологий округа.
Подобные инновационные институциональные структуры (технопарки, центры трансфера технологий, многопрофильные ресурсные центры и пр.) создаются в настоящее время в Вологодской области, республиках Карелии и Коми и др. субъектах СЗФО.
В целом, для подготовки высококвалифицированных кадров для инновационной экономики Министерство
>| образования и науки РФ должно формировать задание =т по приему на бюджетные места, ориентируясь прежде ^ всего на необходимость формирования кадрового П потенциала инновационной сферы, удовлетворения
0 потребностей в кадровом обеспечении предприятий и х организаций, работающих в приоритетных для страны т направлениях развития науки и техники.
1 Со своей стороны, субъекты РФ должны осуще-§ ствить структурную перестройку региональных сис-ш тем профессионального образования, нацелив их, ш прежде всего, на подготовку кадров для формиру-¡Е ющейся инновационной экономики и предприятий, ^ представляющих приоритетные с точки зрения ре™ гионов отрасли.
^ Не должны остаться в стороне от этого процесса и
0 предприятия, особенно те из них, которые объединены
1 в промышленные и научно-производственные класте-§ ры. Участие бизнеса в системе кадрового обеспечения < инновационной экономики, создание межрегиональ-§ ных ресурсных кластерных центров, сетей трансфера ^ технологий окажет действенную поддержку инноваци-х онной сфере и самим хозяйствующим субъектам.
Ошибочность социальной политики 1990-х гг., когда платой за рыночные реформы стало снижение человеческого потенциала, уже не вызывает сомнений.
Разработка и осуществление национальных проектов — это попытка переломить создавшуюся тенденцию. Не следует забывать и о необходимости государственной поддержки отраслей, формирующих человеческий капитал.
Главным здесь является сокращение отставания России по уровню государственного финансирования социального сектора. Приближение к мировому уровню создаст предпосылки для преодоления такой проблемы, как утечка мозгов и талантов. При определении государственных расходов на социальную сферу следует учитывать степень социального неравенства граждан и ожидания населения в связи с высоким уровнем развития в России науки, образования и культуры.
Литература
1. Распоряжение Правительства РФ от 17.11. 2008 г. № 1662-р «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».
2. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2008: Стат. сб. / Росстат. М., 2008.
3. Регионы России. Социально-экономические показатели — 2008 г. // www.gsk.ru.
4. Высшее образование в России. 2008. № 1.
Роль нормативно-правового поля в ресурсном обеспечении интегрированных структур образования, науки и промышленности
The role of regulatory field in education, research and industry integrated structure resources supply
УДК 346.2
А. А. Харин
проректор Российского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства (Москва), кандидат экономических наук
107078, Москва, ул. Новая Басманная, д. 9; e-mail: [email protected]
A. A. Kharin
107078, Moscow, ul. Novaya Basmannaya, 9; e-mail: [email protected]
Анализируются вопросы налогообложения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в промышленно развитых странах. Обосновывается вывод о необходимости внесения изменений в законодательство для активизации инновационной деятельности и формирования интегрированных структур образования, науки и промышленности в России.
The article analyses issues of research and development and design and experimental works taxation in industrially developed countries. It substantiates a conclusion on the necessity in legislation change in order to
activate innovation activity and create education, research and industry integrated structures in Russia.
Ключевые слова: инновации, интегрированные структуры, ресурсное обеспечение, инновационная деятельность, нормативно-правовое поле
Keywords: innovations, integrated structures, resource supply, innovation activity, regulatory field
Экономические показатели развитых мировых экономик характеризуются высокой долей добавленной стоимости в валовом внутреннем продукте (ВВП). И наоборот, экономика России в значительной степени зависит от экспорта полезных ископаемых и продуктов их первичной переработки. Для повышения удельного веса добавленной стоимости в объеме национального производства необходимо стимулировать развитие отраслей, производящих высокотехнологичные продукцию и услуги, что соответствовало бы принятому правительством РФ курсу на модернизацию экономики.
Этот курс предполагает переход к инновационному развитию народного хозяйства, что требует повышения роли науки и технологий и укрепления научно-