ство «Сибпринт», 2012.
2. Васюкова, Л.К. Страхование: методологические подходы к раскрытию сущности / Л.К. Васюкова, В.А.Останин // Вестник ХГАЭП, - 2011. - № 6 (57). - Декабрь. - С. 3537.
3. Васюкова, Л.К. О ключевых рисках российского страхового рынка / Л.К.Васюкова, Н.А.Мосолова // Проблемы экономики и менеджмента. - 2015. - № 9 (49). - С. 72-77.
4. Итоги работы страхового рынка в 2014 гг. // Центральный Банк Российской Федерации. - Режим обращения: http://www.crb.ru (дата обращения: 02.11.2015).
5. Локк, Дж. Опыты о законе природы. Соч. в 3-х т. Т.3 / Дж. Локк. - М.: Мысль, 1988. - 688 с.
РОЛЬ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ Дехканова Нилуфар Сагдуллаевна, старший преподаватель Ташкентский государственный аграрный университет
В работе рассмотрены особенности развития малого бизнеса и роль инновационного предпринимательства в сельском хозяйстве Узбекистана.
Ключевые слова: инновации, инновационное предпринимательство, малый бизнес, сельское хозяйство.
Важнейшим условием социально-экономического развития Узбекистана является государственная поддержка предпринимательства. В результате прогрессивных изменений структуры экономики Узбекистана проявляется все возрастающая в ней роль малого бизнеса и частного предпринимательства.
В Узбекистане за годы экономических реформ значительно укреплена нормативно-правовая база, сформирована система преференций и льгот, открыт широкий доступ субъектов малого бизнеса к основным высоколиквидным материальным ресурсам, сокращено вмешательство контролирующих структур в финансово-хозяйственную деятельность предприятий, существенно расширены экономические свободы и права предпринимателей. Важное значение имеет принятие мер по сокращению видов и упрощению процедур для осуществления предпринимательской деятельности, усовершенствованию системы правовой защиты субъектов предпринимательства, введению уведомительного порядка государственной регистрации субъектов предпринимательства. Проводимые целенаправленные меры по поддержке малого бизнеса способствуют достижению реальных позитивных сдвигов в увеличении доли малого бизнеса в ВВП и занятости населения в этом секторе экономики.
Малый бизнес выступает важнейшим субъектом инновационной деятельности и может внести существенный вклад в развитие
производства в технически передовых областях и направлениях. Он служит основным источником нововведений, генератором новых идей, создаёт предпосылки к инновационному развитию экономики страны в целом.
Любая инновационная деятельность является предпринимательской и основана на поиске новых идей и их оценке; поиске необходимых ресурсов; создании и управлении предприятием; получении денежного дохода и личном удовлетворении достигнутым результатом.
Инновационное предпринимательство - многогранный вид экономической деятельности. В качестве предпринимателя выступают физические и юридические лица, осуществляющие следующие виды инициативной деятельности, связанные с воспроизводственным циклом инновационного продукта: создание инновационного продукта; выполнение посреднических функций; осуществление функций в финансовой сфере для обеспечения инновационной деятельности и др.
Будучи относительно самостоятельными, данные виды предпринимательской деятельности в инновационной сфере дополняют друг друга, хотя и могут существенно различаться по организационно-правовой форме, по содержанию операций и способам их осуществления. Перспективы развития инновационного предпринимательства в Узбекистане во многом определяются содержанием долгосрочной стратегии научно-технического развития страны и мерами государственной поддержки частного предпринимательства. Именно инновационное предпринимательство способно обеспечить развитие высокотехнологичных производств, создать современную технику для ремесленников, индивидуальных фермеров, мелких предпринимателей, увеличить экспортный потенциал страны по тем видам наукоемкой продукции, по которым имеются достижения мирового уровня, авторитетные и признанные мировым сообществом научные и инженерные школы, устойчивые традиции.
В период осуществления рыночных реформ в Узбекистане деятельность государства направлена на всемерное поощрение внедрения и распространение инноваций. В настоящее время формами государственной поддержки и стимулирования инновационной деятельности, определяемыми законодательством и иными нормативно-правовыми актами Республики Узбекистан, являются:
- освобождение научно-технических и инновационных работ, выполняемых по госзаказам, от налога на добавленную стоимость (НДС);
- временное освобождение патентовладельцев - физических лиц (лицензиаров) и пользователей - физических лиц (лицензиатов) объектов промышленной собственности, запатентованных в Республике Узбекистан, от налога на прибыль;
- освобождение сумм грантов, получаемых физическими лицами от международных организаций и фондов, а также в рамках международных
соглашений Республики Узбекистан по научно-техническому сотрудничеству, от подоходного налога;
- освобождение оборудования, поступающего по грантам международных организаций и фондов, а также в рамках международных соглашений Республики Узбекистан по научно-техническому сотрудничеству, от НДС, акцизного налога и таможенных пошлин;
- возможность использования объектов интеллектуальной собственности в качестве вклада в уставный фонд и в других коммерческих целях;
- сокращение сроков амортизации основных фондов;
- льготные госпошлины за патентование объектов промышленной собственности, создаваемых в рамках госзаказа.
Именно благодаря такой поддержке государства, многие компании импортируют оборудование и технологии, позволяющие производить конкурентоспособные товары и услуги не только для потребления внутри страны, но и для экспорта. При этом с одной стороны, малый инновационный бизнес расставляет акценты для проведения наукой прикладных исследований и разработок, с другой - доводит до коммерческого результата деятельность научных организаций.
Использование новых видов техники, технологии, методов управления и организации производства позволит существенно расширить номенклатуру и объем производства и на этой основе повысить конкурентоспособность отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынке.
Инновационный потенциал страны, его развитие в последние годы все чаще увязывается с проблемами инновационного предпринимательства, коммерциализации результатов НИОКР.
Направленность предпринимательской деятельности в научно-технической сфере традиционно связывается прежде всего с необходимостью получения преимуществ разного рода за счет освоения новых технологий и других инноваций, которые получены на основе результатов научных исследований и разработок. Для целей предпринимательства инновации должны обладать новизной, удовлетворять имеющемуся рыночному спросу и приносить социально-экономический эффект их производителю и в целом обществу.
Развитие форм предпринимательства, коммерциализации результатов НИОКР необходимо рассматривать и с точки зрения решения основного вопроса для большинства отечественных научных организаций, включая и аграрного профиля - вопроса выживания в современных условиях. Причем не с позиции выживания как такового, а с позиции активного поиска своего места в научном обеспечении социально-экономического развития сельского хозяйства и возможности влиять на инновационное развитие его отраслей.
Предпринимательство, организованное с целью реализации
коммерческого потенциала результатов научно-технической деятельности, может служить основой создания долгосрочной финансовой базы научного учреждения для поддержания его функционирования и развития, повышения его конкурентоспособности на рынке инноваций. В условиях формирования рыночных отношений значение предпринимательства, в том числе и в научно-технической сфере, носит полифункциональный характер и представлено многообразными видами и формами, которые не являются четко определенными и однозначными, они имеют подвижный характер.
Оценка развития инновационного предпринимательства в сельском хозяйстве требует глубокого анализа текущей ситуации, в которой находятся аграрные научные организации и малые инновационные структуры, выявления признаков, форм и особенностей осуществления предпринимательской деятельности в научно-технической сфере, реальных проблем, связанных с развитием этого вида деятельности.
Анализ показал, что государственная поддержка инновационных предприятий в основном направлена на создание благоприятных экономических, организационных, правовых, информационных и социально-психологических условий для эффективного осуществления инновационных процессов, то есть, государство поддерживает инновационный процесс с помощью инструментов экономической и финансовой реформы, а также через создание организационно-юридических условий, стимулирующих экономических субъектов к внедрению инноваций.
Основными функциями инновационного предпринимательства являются минимизация себестоимости продукции и повышение качества технологических, организационных и кадровых решений, то есть:
- сокращение доли ручного труда и улучшение условий труда в сельском хозяйстве;
- обеспечение стабильного производственного процесса, снижение производственных и непроизводственных затрат;
- снижение трудоемкости и материалоемкости на единицу сельскохозяйственной продукции;
- повышение эффективности использования оборудования;
- диффузия инновации в деятельности сельскохозяйственных предприятий и др.
В свою очередь обеспечение предпринимательской деятельности в системе развития инфраструктуры инновационного процесса должны включать:
- прогнозирование, разработка и реализация стратегии научно-технического развития, в том числе определение основных направлений развития науки и технологии, обеспечивающих социальную и экологическую направленность инноваций;
- разработку и совершенствование нормативно-правового обеспечения
инновационной деятельности, в том числе интеллектуальной собственности исследователей;
- информационное обеспечение инновационных процессов;
- содействие в обеспечении качества и конкурентоспособности отечественных научно-технологических, интеллектуальных ресурсов;
- ориентацию на безопасные и экологически чистые производства;
- усовершенствование системы энергетики и энергосбережения;
- создание финансовых стимулов развития науки;
- повышение престижности научного труда, работников и аспирантов в научно-инновационной сфере;
- использование заказов государства на разработку и внедрение инноваций для ВУЗов и компаний;
- совершенствование координации фундаментальных и прикладных научных исследований;
- обоснование экономических и правовых условий для широкого использования достижения науки, инноваций;
- формирование инновационной культуры предпринимательства с использованием СМИ и Интернета.
Предпринимательская деятельность в научно-технической сфере, как свидетельствует зарубежный и отечественный опыт последних десятилетий, принимает все более дифференцированные, ориентированные на производство организационные формы по передаче новых научных результатов, полученных в вузах и НИИ, которые по принципу разделения труда участвуют в конкретных стадиях и направлениях инновационного процесса. Спектр предпринимательской деятельности организационных структур научно-технической сферы может охватывать трансфер знаний и технологий в форме, например, продаж простых, исключительных и полных лицензий на изобретения и ноу-хау, в форме получения заказов на разработку новшеств с определенными технико-экономическими характеристиками, путем осуществления совместных с НИИ и вузами научно-исследовательских проектов, оказания научно-технических услуг вплоть до самостоятельного маломасштабного производства высокотехнологичной продукции или применения новых методов, разрабатываемых ими. Подобные инновационные организационные структуры в научно-технической сфере не берутся за освоение выпуска промышленного продукта, реализующего создаваемые технологии. Они специализируются только на разработке все новых технологий для разных отраслей, закреплении прав собственности на эти технологии и последующей продаже как этих прав, так и необходимого их получателю ноу-хау.
В литературе выделяют четыре основные модели развития инновационного предпринимательства и специфику в них экономических отношений.
Модель I. Организация нового бизнеса. Многих научных организаций и ученых в настоящее время привлекает возможность организации собственной корпоративной структуры и получения более высоких доходов. Они стремятся к созданию предприятий с долгосрочным потенциалом реализации новых высокотехнологичных товаров и осуществлению контроля над внедрением разработанных инноваций.
Модель 2. Лицензирование технологий. Лицензирование представляет одну из основных форм торговли технологиями. Лицензия дает разрешение отдельным лицам или организациям использовать защищенные патентами изобретения, технические знания, технологические и конструкторские секреты производства, товарный знак и т. д.
Модель 3. Продажа технологий. Продажа новой техники, технологий, инвестиционное сотрудничество осуществляется чаще на основе беспатентных лицензий.
Модель 4. Стратегическое партнерство. При таком подходе и производитель, и покупатель технологии делят между собой затраты, ответственность и доход от коммерциализации технологии.
Обобщение практической деятельности инновационных предприятий позволило выделить несколько подходов в направлении преимущественной ориентации их деятельности: ориентация на потребности рынка; ориентация на посредничество в продвижении на рынок научно-технических новшеств; ориентация на новые технологии с полностью или в значительной мере неизвестным рыночным потенциалом.
Таким образом, в настоящее время инновационная сфера активно формируется в особую отрасль. Здесь есть свои поставщики сырья и материалов и потребители готовой продукции, свои производственные схемы и инвестиционные пути, свои правила обмена информацией и правовой защиты.
Научная и научно-техническая продукция, производимая аграрными научными организациями, в условиях рыночных отношений так же, как и всякая другая продукция, является товаром и может стать объектом предпринимательства.
Роль и значение инновационного предпринимательства Узбекистана для эффективного функционирования сельского хозяйства трудно переоценить, т.к. именно благодаря ему инновационная система является гибкой и динамично развивающейся структурой, которая мобильно реагирует на изменение рыночного спроса на новую продукцию и технологии, а также влияет на характер прикладных исследований и разработок. Эффективное развитие национальной инновационной системы приводит к изменению модели функционирования различных структур, формированию новых видов деятельности и сфер производства, что создает условия для увеличения доли малого предпринимательства на рынке товаров, услуг, технологий и изменение положения этого сектора
экономики. Таким образом, инновационные предприятия в Узбекистане влияют на качественные характеристики национальной инновационной системы, состояние и уровень развития которой, в свою очередь, определяет масштабы инновационного предпринимательства.
СТРАТЕГИИ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ МЕХАНИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ Дмитриев Владимир Александрович, к.т.н., доцент Самарский государственный технический университет
В статье рассмотрены вопросы обоснования эффективности внедрения инновационных технологий механической обработки с использованием экономических управленческих решений.
Ключевые слова: трудоемкость, себестоимость, приведенные затраты, аренда, лизинг оборудования
Современное машиностроение располагает широкими возможностями выбора технологий обработки деталей. Предлагаемые технологии могут в равной степени обеспечивать заданную точность и технические условия, но резко отличаться друг от друга уровнем затрат, т.е. себестоимостью обработки.
Часто применение прогрессивных технологических инноваций, приводящих к снижению трудоемкости обработки, сопровождается ростом технологической себестоимости обработки вследствие увеличения капитальных затрат, связанных с покупкой оборудования. Особенно остро это относится к предприятиям малого бизнеса, испытывающим на стадии становления острый дефицит финансовых ресурсов и ограниченные возможности расширения производства. В этих условиях применение экономических управленческих решений является необходимой предпосылкой успешного менеджмента при внедрении технологических инноваций.
Рассмотрим два варианта технологического процесса (ТП) изготовления детали «Шкив» для двигателя автомобиля. По первому варианту деталь изготавливается за три операции; трудоемкость изготовления составляет Т1 = 5,61 мин. По второму варианту ТП деталь изготавливается с одного установа на ОЦ EMAG VL3 за одну операцию; трудоемкость изготовления составляет Т2 = 3,54 мин.
В табл.1 приведены результаты расчета технологической себестоимости для условий, когда на участке имеются станки по двум вариантам ТП.
Годовая экономия от внедрения второго ТП по статье себестоимость может составить: (43,08-32,64)-50000 = 522000 руб., что свидетельствует об эффективности предложенной технологической инновации.