Научная статья на тему 'Основные тенденции формирования и развития инновационной экономики в Республике Узбекистан'

Основные тенденции формирования и развития инновационной экономики в Республике Узбекистан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
907
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / INNOVATION-BASED ECONOMY / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЭКОНОМИКИ / COMPETITIVENESS OF ECONOMY / МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЧАСТНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / SMALL BUSINESS AND PRIVATE ENTERPRISE / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATION ACTIVITY / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / INNOVATIVE PROJECT / ИННОВАЦИОННАЯ ПРОДУКЦИЯ / INNOVATIVE PRODUCTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бегалов Баходир Абдусаломович, Бобожонов Азизжон Бабаханович

В статье освещаются основные процессы формирования инновационной экономики, проведён анализ динамики основных показателей инновационной деятельности предприятий и организаций в Узбекистане. Основное внимание сосредоточено на инновационную деятельность субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства, затраты на инновации малых предприятий и микрофирм. На основе статистических данных показана динамика разработки и внедрения инновационных технологий в деятельность субъектов хозяйствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бегалов Баходир Абдусаломович, Бобожонов Азизжон Бабаханович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIMARY TRENDS OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF INNOVATION-BASED ECONOMY IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

The main processes of formation of innovation-based economy are covered. Dynamic of major indexes of innovation activities of Uzbek enterprises is analyzed. The main attention is paid to innovation activities of entities of the small business and private enterprise, innovation expenses of small firms. The dynamic of the development and implementation of innovative technologies in the activity of economic entities is shown on the basis of statistical data.

Текст научной работы на тему «Основные тенденции формирования и развития инновационной экономики в Республике Узбекистан»

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН

УДК 339.13

Баходир Абдусаломович Бегалов,

д.э.н., проф., проф. каф. Информационные системы в экономики, Ташкентский государственный экономический университет Тел.: +998935020557 Эл. почта: begalov@yandex.ru

Азизжон Бабаханович Бобожонов,

старший научный сотрудник-исследователь (докторант), каф. Информационные системы в экономике, Ташкентский государственный экономический университет, Тел.: +998911660444, Эл. почта: abobojonov@gmail.com

В статье освещаются основные процессы формирования инновационной экономики, проведён анализ динамики основных показателей инновационной деятельности предприятий и организаций в Узбекистане. Основное внимание сосредоточено на инновационную деятельность субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства, затраты на инновации малых предприятий и микрофирм. На основе статистических данных показана динамика разработки и внедрения инновационных технологий в деятельность субъектов хозяйствования.

Ключевые слова: инновационная экономика, конкурентоспособность экономики, малый бизнес и частный предпринимательство, инновационная деятельность, инновационный проект, инновационная продукция.

Bakhodir A. Begalov,

Doctorate of Economics, Professor, the Department of Information systems in Economics, Tashkent State University of Economics Tel.: +998935020557 E-mail: begalov@yandex.ru

Azizjon B. Bobojonov,

Senior Researcher, the Department of Information systems in Economics, Tashkent State University of Economics Tel.: +998911660444 E-mail: abobojonov@gmail.com

PRIMARY TRENDS OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF INNOVATION-BASED ECONOMY IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

The main processes of formation of innovation-based economy are covered. Dynamic of major indexes of innovation activities of Uzbek enterprises is analyzed. The main attention is paid to innovation activities of entities of the small business and private enterprise, innovation expenses of small firms. The dynamic of the development and implementation of innovative technologies in the activity of economic entities is shown on the basis of statistical data.

Keywords: innovation-based economy, competitiveness of economy, small business and private enterprise, innovation activity, innovative project, innovative products.

1. Введение

Определяющий фактор устойчивого развития инновационной экономики в современных условиях - это формирование и развитие инновационной среды страны, связанной с использованием результатов научных исследований и разработок для создания принципиально новых видов продукции, создания и применения новых технологий ее производства с последующим внедрением и реализацией на рынке. Так, в целях совершенствования механизмов по стимулированию развития и внедрения в процессы модернизации, технического и технологического обновления производства научно-прикладных исследований и инновационных разработок, обеспечения более тесной связи науки и производства Президентом Республики Узбекистан было принято Постановление №2 916 от 15.07.08 г. «О дополнительных мерах по стимулированию внедрения инновационных проектов и технологий в производство» [2]. На основе данного нормативного документа перед субъектами хозяйствования были поставлены задачи по изучению международных и отечественных разработок современных оборудования и технологий, формирования портфеля заказов на отечественные прикладные научные исследования и разработки, внедрения результатов прикладных научных исследований и разработок в практику деятельности предприятий.

Инновационная экономика в целом характеризуется следующими базовыми принципами, признаками и индикаторами [5-9]:

• высоким индексом экономической свободы;

• высоким уровнем развития образования и науки;

• высоким и конкурентоспособным качеством жизни;

• высокой конкурентоспособностью экономики;

• высокой долей инновационных предприятий и инновационной продукции;

• конкуренцией и высоким спросом на инновации;

• инициацией новых рынков;

• принципом разнообразия рынков;

• развитой индустрией знаний и высоким их экспортом.

В начале XXI в. стало очевидным, что индустриальное государство уходит в прошлое и на смену ему идет принципиально новое, которое стали называть инновационным. Ученые [5, 6, 8, 9], проводившие исследования в области роста экономических процессов, отмечали, что на протяжении всего развития человечества движущей его силой были нововведения, новые технологии и новшества, т.е. инновации.

Между тем в основе теории инновационного пути развития национальной экономики лежит понятие «инновация», т.е. внесение в разнообразные виды человеческой деятельности новых элементов, повышающих результативность этой деятельности [8].

Таким образом, инновационная экономика (экономика знаний, интеллектуальная экономика) — это тип экономики, основанной на потоке инноваций, постоянном техническом и технологическом совершенствовании, производстве и экспорте высокотехнологичной продукции с весьма высокой добавочной стоимостью.

Ф.Котлер определяет инновацию как идею, товар или технологию, запущенные в массовое производство и представленные на рынке, которые потребитель воспринимает как совершенно новые или обладающие некоторыми уникальными свойствами [6].

Й. Шумпетер [8] трактует инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом. Его концепция включает следующих пять типов инноваций: введение в обращение новых продуктов; введение в обращение новых методов производства; открытие новых рынков; освоение новых источников снабжения сырьем или другими исходными ценностями; создание новых рыночных структур для той или иной отрасли промышленности.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Ев-ростат предлагают свою трактовку термина «инновация». Так, инновация -это введение в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги) или процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связей [7]. Исходя из этого, инновационной деятельностью являются все научные, технологические, организационные, финансовые и коммерческие действия, реально приводящие к осуществлению инноваций, или же задуманные с этой целью.

Основоположником теории инноваций считается Й. Шумпетер, который акцентировал свое внимание на экономических инновациях и высоко оценил роль предпринимателя — новатора в экономическом прогрессе. По его мнению, роль предпринимателей заключается в том, чтобы реформировать производство, используя изобретения для выпуска новых товаров или производства старых более новым способом, открывая новые источники сырья и материалов или новые рынки, реорганизуя отрасль, и т.д.

Й. Шумпетер также впервые разделил понятия «изобретение» и «нововведение». Под последним он подразумевал открытие новых технологических знаний, новых продуктов, источников снабжения и новых форм индустриальных организаций и их практического применения в промышленности [8]. Анализируя работы Й.Шумпетера, можно сделать вывод, о том что, благодаря предпринимателю-инноватору, в экономике и происходят динамические изменения.

Значительный вклад в развитие теории инновационного пути развития экономики внес Н.Д. Кондратьев,

излагая учение о больших циклах конъюнктуры примерно полувековой длительности, обосновывая закономерную связь «повышательных» и «понижательных» волн этих циклов с волнами технических изобретений и их практического использования [5].

Практика показала, что в нашей стране созданы благоприятные нормативно-правовые и организационные условия для формирования инновационной экономики. Несмотря на возникающие трудности, субъекты хозяйствования стараются направлять большое внимание и финансовые ресурсы направлять на инновационное развитие. Рассмотрим более подробно процессы инновационной деятельности предприятий и организаций.

2. Анализ динамики основных показателей инновационной деятельности предприятий и организаций

Практика предприятий и организаций, успешно ведущих инновационную деятельность, показала, что основным побудительным мотивом разработки инноваций является желание топ-менеджмента вести стратегическую деятельность и осуществлять инновационную. Иначе говоря, на предприятии должен быть менеджер, готовый выделить ресурсы на разработку новой продукции и постоянно заинтересовывать в инновациях весь персонал. Предпринимательская активность наших предприятий в области инноваций растет, хотя пока остается невысокой. Как следует из данных, заключенных в табл. 1, научными исследованиями и разработками в основном занимаются научно-исследовательские организации (40-50% исследований приходится на них) и высшие учебные заведения (25-30%). Промышленные предприятия также стараются не отстать от веления времени.

Анализ деятельности ряда ведущих предприятий показал, что факторами, сдерживающими их инновационную деятельность, выступают такие, как чрезмерный риск, чересчур высокие издержки, недостаточность финансирования, длительный период окупаемости инновации, недостаточность технологической информации, недостаточность рыночной информации, недостаток возможностей кооперации, недостаток технологических возможностей и др.

Научно-исследовательская деятельность предприятий и организаций в нашей стране направлена на проведение научных исследований, проектно-конструкторских и технологических работ, изготовление опытных образцов, осуществление проектных работ по строительству и оказание научно-технических услуг (табл. 2). Так, если общий объем научно-технических работ в 2007 г. составил 61900,6 млн. сум, то в 2012 г. - 198286,6 млн. сум, т. е. рост за этот период составил более чем в три раза. За последние годы 65-75% от общего объема научно-технических работ направляются на проведение научных исследований. Между тем финансирование процессов изготовления опытных образцов, партий и изделий со стороны предприятий остается достаточно низким, что является тревожным сигналом для субъектов хозяйствования, потому что следующим шагом на пути к организации инновационной деятельности на предприятии должна стать выработка инновационных целей, в частности повышение конкурентоспособности и закрепление на новых рынках посредством создания принципиально нового продукта, сокращение издержек производства путем экономии исходного сырья, энергии и т.п. на основе использования новых технологий.

Табяица 1.

Численность организаций, выполнявших научные исследования и разработки (ед.)

Годы Всего В том числе:

научно-исследовательские организации конструкторские организации проектные и проектно-изыскатель-ские организации высшие учебные заведения промышленные предприятия прочие организации науки

2007 382 148 7 31 64 2 130

2008 408 149 5 38 64 3 149

2009 413 148 4 25 77 3 156

2010 301 143 4 10 80 3 61

2011 317 156 3 12 80 5 61

2012 313 142 2 12 78 8 71

Таблица 2

Объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, выполненных собственными силами предприятий и организаций Республики Узбекистан (млн.сум)

Годы Объём научно-технических работ (продукции, услуг) В том числе:

научные исследования (научно-исследовательские работы) проектно-конструк-торские и технологические работы изготовление опытных образцов, партий, изделий (продукции) проектные работы для строительства научно-технические услуги

2007 61900,6 40894,3 5046,6 1233,8 7456,1 7269,8

2008 71323,9 46011,6 6721,8 976,4 7613,6 10000,5

2009 99519,3 63709,1 8056,7 674,3 15226,3 11853

2010 122685,9 83769,2 4341 729,4 14908,9 18937,4

2011 157948,7 110893,7 3852,9 1275,7 15856,6 26069,8

2012 198286,6 138785,4 5263,7 677,3 20017,6 33542,6

Практика показала, что за последние годы также возрос объем затрат предприятий и отраслей национальной экономики, направленных на научно-технические разработки (табл. 3). Так, если объем затрат в 2007 г. составлял 61231,2 млн. сум, то в 2012 г. - 197914,1 млн. сум, что свидетельствует об увеличении объема затрат в три раза. Несмотря на то, что научно-технические разработки в 2012 г. в основном осуществлялись научно-исследовательскими организациями (118003,9 млн. сум.), высшими учебными заведениями (24742,5 млн. сум.), то также отмечается тенденция роста затрат промышленных предприятий на данные исследования (10480,8 млн. сум.). Это прежде всего, связано с ростом конкуренции на рынке, а исходя из этого, данным предприятиям требуется все шире изучать его структуру, сильные и слабые стороны конкурентов, создавать более дешевую продукцию на основе инновационных технологий. Как мы полагаем, предприятиям необходимо создавать собственные научно-исследовательские инновационные подразделения. Такой подход на наш взгляд, позволит избежать крупных единовременных затрат, так как объ-

ем инвестиций чересчур растянут во времени. Помимо этого, такой подход приблизит научно-исследовательские разработки к возможностям исходного производства и нуждам конечного потребителя, привлечет высококвалифицированные кадры, поможет сохранить коммерческую тайну.

Актуальность осуществления инновационных разработок обусловлена двумя группами изменений в сфере функционирования предприятий и организаций. Так, на успешную их деятельность значительное давление оказывает внешний и внутренний рынок, выражаемое в изменении поведения потребителей, развитии рынков товаров и услуг, а также глобализации спроса и предложения. Таким образом, инновации - это необходимость выживания, сохранения конкурентоспособности и дальнейшего процветания любого предприятия независимо от форм собственности.

В нашей стране предприятиям и организациям предоставляются широкие возможности для обмена опытом по внедрению инновационных разработок, рекламирования новых товаров и выхода на внешний рынок. В этом направлении в частности, проводятся

различные конференции, ярмарки, выставки и семинары.

В целях обеспечения интеграции науки и производства стало целесообразным расширить направление «Трансфер технологий», в котором экспонировались 100 разработок, готовых для внедрения в отраслях и сферах национальной экономики страны.

3. Инновационная деятельность субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства.

Немаловажную роль в формировании национальной экономики страны играют малый бизнес и частное предпринимательство.

За годы независимости в Узбекистане создана прочная законодательная база, закрепляющая приоритет частной собственности - основы рыночной экономики. Сформированы благоприятный деловой климат и надежные правовые гарантии ускоренного развития малого бизнеса и частного предпринимательства как важнейшего фактора формирования среднего класса собственников, устойчивого развития экономики страны, создания новых рабочих мест и роста доходов населения.

Таблица 3

Затраты на научно-технические разработки по организациям и отраслям экономики Республики Узбекистан (млн. сум)

Годы Всего В том числе:

научно-исследовательские организации конструкторские организации проектные и проектно-изыска-тельские организации высшие учебные заведения промышленные предприятия прочие организации науки

2007 61231,2 39849,0 2939,7 2658,5 4897,1 3526,8 7360,1

2008 75421,2 48873,6 3365,3 3618,3 6685,8 5144,9 7733,3

2009 100306,6 68242,6 3373,7 4659,1 10121,4 5251,0 8658,7

2010 121800,6 85054,3 1612,2 3913,0 13345,8 8202,2 9673,1

2011 153582,8 105701,2 1592,2 4566,8 19405,1 9438,9 12878,6

2012 197914,1 118003,9 2117,9 7665,8 24742,5 10480,8 34903,2

Основные показатели деятельности малых предприятий и микрофирм в Узбекистане

Показатели

Годы

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Количество малых предприятий и микрофирм (на конец года), тыс. ед.

95,0

108,9

114,2

129,4

139,0

150,6

170,9

Чистая выручка от реализации продукции (товаров, работ и услуг), млрд. сум

4779,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7037,5

9863,6

12413,0

17528,8

23889,9

35334,8

Прибыль (убыток (-)) до уплаты налога на прибыль, млрд. сум

417,8

1323,2

1705,5

2380,4

3488,6

4930,1

Объем производства промышленной продукции (работ, услуг) в фактических ценах, млрд. сум

623,0

945,4

1389,2

2030,3

3233,4

4781,7

9746,7

Инвестиции в основной капитал, млрд. сум

144,5

228,5

456,1

865,3

1316,4

1496,5

3616,9

Малые предприятия бывают, по необходимости относительно узкоспециализированными в своей деятельности, что повышает важность эффективного взаимодействия таких предприятий с другими фирмами и государственными научно-исследовательскими учреждениями в области исследований и разработок, обмена знаниями, а также коммерциализации и маркетинговой активности. Финансовые ресурсы могут стать определяющим фактором для осуществления инновационной деятельности малыми предприятиями, которым зачастую не хватает внутренних средств для выполнения инновационных проектов.

По ОЭСР и Евростату инновационной фирмой считается фирма, которая внедрила какую-либо инновацию за период времени, установленный при обследовании [7].

Так, за последние десять лет доля малого бизнеса и частного предпринимательства в структуре ВВП страны возросла с 31,0% в 2000 г. до 54,6% в 2012 году, общий уровень занятости в различных отраслях экономики за этот же период увеличился с 49,7 до 75,7%. В целом доля доходов от предпринимательской деятельности ныне составляет свыше 47,0% от всего совокупного дохода населения.

Если рассматривать по отраслям национальной экономики страны, то в 2012 г. доля малого бизнеса и частного предпринимательства в сельском хозяйстве составила 98,0% производимой продукции, промышленности - 22,2, сфере инвестиций - 35,2, строительстве - 70,7, торговле - 45,3, оказании платных услуг - 44,7, грузообороте -45,6, пассажирообороте - 83,4, экспорте - 15,8 и импорте - 37,6%.

В табл. 4 нашли свое наглядное отражение основные показатели деятельности малых предприятий и микрофирм в Узбекистане за последние годы.

Как из этого становится очевидным, количество малых предприятий и микрофирм с каждым годом растет непрерывно. Например, если в 2006 г. их насчитывалось 95,0 тыс. ед., то в 2012 г. эта цифра составила 170,9 тыс. ед., т.е. увеличилась почти вдвое.

Затраты субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства с каждым годом взрастают (табл. 5). Как становится очевидным на основе данных приведенных в табл. 6, затраты малых предприятий и микрофирм в основном направлены на технологические инновации (47250,9 млн. сум в 2012 г.). Однако сейчас стали уделять особое внимание и вопросам внедрения организационных инноваций. Между тем по мере возрастания на рынке конкуренции субъектам малого бизнеса и частного предпринимательства следует обратить внимание и на маркетинговые инновации.

Если рассмотреть структуру источников финансирования на технологические инновации малых предприятий и микрофирм (рис. 1), то 59,0% этих затрат покрываются за счет собственных средств, 21,0% - за счет иностранных инвестиций, 15,0% - кредитов банков и 5,0% - прочих средств.

Таблица 5

Затраты на инновации малых предприятий и микрофирм (млн. сум)

Годы на технологические инновации в том числе: на маркетинговые инновации на организационные инновации

на продуктовые инновации на процессные инновации

2009 17736,0 17700,8 35,2 - -

2010 3627,1 3371,0 256,1 - 5,7

2011 2700,5 2587,1 113,5 2,0 30,3

2012 47250,9 47160,8 90,1 - 16,8

Затраты на технологические инновации малых предприятий и микрофирм

Прочие средства -5%

Рис. 1. Структура финансирования затрат на технологические инновации

4. Заключение

Таким образом можно констатировать, что инновационная экономика страны формируется эволю-ционно на основе концептуальных о снов проектирования, разработки и внедрения инновационных технологий субъектами хозяйствования. Инновационная активность малых предприятий и микрофирм играет ключевую роль в достижении долго срочных целей развития инновационной экономики республики, которые связаны с повышением конкурентоспособности экономики и повышением благосостояния населения. Для этого необходимо создание таких условий, при которых инновационная активность предприятий, предпринимательской среды будет получать полную поддержку для их инновационной деятельности.

Литература

1. Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по кардинальному сокращению статистической, налоговой, финансовой отчетности, лицензируемых видов деятельности и разрешительных процедур» от 16 июля 2012 г.

2. Постановление Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по стимулированию внедрения инновационных проектов

и технологий в производство» от 15 июля 2008 года.

3. Бегалов Б.А., Мусалиев А.А. Информационно-коммуникационные технологии в национальной экономике. Ташкент: Фан, 2008. - 146 с.

4. Бегалов Б.А., Кан К.А. Перспективы организации статистической деятельности на основе инновационных технологий. Научный электронный журнал «И^тисодиёт ва инновацион технологиялар». Ташкент, 2013. № 6. 2013, с.1-8.

5. Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвиденья. М.: Экономика, - 2002.

6. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга/ Пер с англ. - 2-е европ. изд. - М.; СПб.; К.: Изд. дом «Вильямс», 2000. - 944 с.

7. Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. 3-е издание. Совместная публикация ОЭСР и Евростата. М, 2006. - 192 с.

8. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 2008. - 434 с.

9. Яковец Ю.В. Эпохальные инновации 21 века. М.: Экономика, 2004. - С. 9.

References

1. Decree of the President of the Republic of Uzbekistan «On measures to drastically reduce the statistical, tax,

financial reporting, licensed activities and licensing procedures» on July 16, 2012.

2. Decree of the President of the Republic of Uzbekistan «On additional measures to stimulate innovative projects and technologies in production» from July 15, 2008.

3. Begalov B.A., Musaliev A.A. Information and communication technologies in the national economy. Fan, Tashkent, 2008. - p.146.

4. Begalov B.A., Kahn K.A., Prospects for statistical organization based on innovative technologies. Scientific electronic journal «Economics and innovative technologies». Tashkent, 2013. Number 6. 2013, p.1-8.

5. Kondratiev N.D., Big cycles of conjuncture and the theory of foresight. M.: Ekonomika, - 2002.

6. Kotler F., Armstrong G., Saunders J., Wong V. Principles of Marketing / Translated from English. - 2nd Europe edetion. - Moscow, St. Petersburg., K.: Publishing house «Williams», 2000. -944 p. - p. 589.

7. Manual Oslo. Recommendations for the collection and analysis of data on innovation. 3rd edition. Joint publication of OECD and Eurostat. M, 2006. - p.192.

8. Schumpeter J.A. The theory of economic development. Moscow: Progress Publishers, 2008. - p.434.

9. Yakovets Y. V. Epochal innovation the 21st century. Moscow: Economics, 2004. - p.9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.