Научная статья на тему 'Государственное регулирование инновационного процесса в Узбекистане'

Государственное регулирование инновационного процесса в Узбекистане Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
573
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР / ТHE PUBLIC SECTOR / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕГЛАМЕНТ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ / GOVERNMENT REGULATION OF INNOVATIVE PROCESSES / ЧАСТОГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ИННОВАЦИЯ / INNOVATION / PROCESS INNOVATION / ТРАНСФЕР ТЕХНОЛОГИЙ / TECHNOLOGY TRANSFER / "ТРОЙНАЯ СПИРАЛЬ" / "TRIPLE HELIX" / РЕЙТИНГ / RATING / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENTS / OFTEN -PRIVATE PARTNERSHIPS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курпаяниди К.И.

В статье исследуются проблемы государственного регулирования инновационной деятельности в Узбекистане. Проведен системный мониторинг финансирования правительством НИОКР. Обоснована необходимость дальнейшей активизации инновационных процессов посредством частногосударственного партнерства и реализации системы «тройная спираль» для практики Узбекистана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some Problems of State Regulation of Innovation: International Experience and Practice of Uzbekistan

The problems on the state regulation of the innovation process, government regulation of innovation in developed countries and in the national economy of Uzbekistan. A systematic monitoring of government funding for research projects in Uzbekistan. The interrelation between the size of the public sector and the economic efficiency of innovation. The necessity of further strengthening the innovation processes through public-private partnerships and the implementation of the «triple helix» for the practice of Uzbekistan.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование инновационного процесса в Узбекистане»

Государственное регулирование инновационного процесса в Узбекистане

К.И. КУРПАЯНИДИ, Ферганский политехнический институт, Узбекистан. E-mail: xstant@mail.ru

В статье исследуются проблемы государственного регулирования инновационной деятельности в Узбекистане. Проведен системный мониторинг финансирования правительством НИОКР. Обоснована необходимость дальнейшей активизации инновационных процессов посредством частно-государственного партнерства и реализации системы «тройная спираль» для практики Узбекистана. Ключевые слова: государственный сектор, государственный регламент инновационных процессов, часто-государственное партнерство, инновация, инновационный процесс, трансфер технологий, «тройная спираль», рейтинг, инвестиции

Формирование действенной национальной инновационной системы в Республике Узбекистан является важнейшим элементом государственной стратегии инновационного развития, с помощью которой можно преобразовать комплексно производственную сферу, обновить производственный аппарат и т.д. Только активная инновационная политика способна вывести страну на новые рубежи и открыть перспективы для формирования современной экономики.

В сравнении с развитыми странами национальная экономика Узбекистана в 2012 г продолжала расти достаточно высокими темпами: прирост ВВП - 8,2%1, причем, что очень важно, преимущественно за счет внутреннего спроса.

Результаты мониторинга социально-экономического развития страны за последние пять лет свидетельствуют, что правительству Республики Узбекистан следует сконцентрировать основные усилия на стимулировании научных исследований и инноваций, а также осуществить переход к современной экономике, основанной на знаниях. Страна расходует на новые технологии и инновации меньше, чем другие лидирующие государства.

1 Данные Государственного Комитета Республики Узбекистан по статистике.

ЭКО. - 2014. - №6 КУРПАЯНИДИ К.И.

В глобальном индексе инноваций (The Global Innovation Index), по версии международной бизнес-школы INSEAD, Узбекистан занял в 2013 г. 139-е место (показатель 23,9). Лидеры рейтинга: Швейцария (показатель 66,6) и Швеция (61,4), среди стран СНГ - на 59-м месте Армения (37,6), 62-м - Россия (37,2), 71-м - Украина (35,8).

В Агентство по интеллектуальной собственности Узбекистана в 2012 г подано 6572 заявки на регистрацию объектов интеллектуальной собственности, зарегистрировано 2188 объектов2.

За последние годы в Узбекистане возрос объём вложений в НИОКР. Так, если в 2007 г. он составлял 61231,2 млн сум., то в 2012 г. - 197914,1 млн сум.

Внутренние затраты на развитие и инновации в Узбекистане составляют менее 1% от ВВП и на 2/3 финансируются за счет государственного бюджета. В 2012 г. научно-технические разработки в основном осуществлялись научно-исследовательскими организациями (118003,9 млн сум.) и высшими учебными заведениями (24742,5 млн сум.). Тем не менее отмечается тенденция роста затрат промышленных предприятий (10480,8 млн сум.). На проводимых на постоянной основе республиканских ярмарках инновационных идей, технологий и проектов за 2007-2012 гг. было представлено более 2 тыс. новаторских разработок, подписано свыше 1500 контрактов на общую сумму 44,7 млрд сум. Результатом стало освоение производства на отечественных предприятиях десятков видов новой продукции, в общей сложности на 480 млрд сум.

Только в ярмарке 2013 г. принимало участие 112 субъектов, в том числе 21 структурное подразделение Академии наук Узбекистана, 23 подразделения Министерства высшего и среднего специального образования, 20 учреждений Министерства здравоохранения, столько же - Министерства сельского и водного хозяйства, 28 прочих организаций.

Несмотря на значительные средства, выделяемые государством, вопрос о достаточности финансирования научных исследований и разработок не теряет своей актуальности. Опрос, проведенный среди представителей предпринимательского сек-

2 2012 - Receipt and registration of applications. Tashkent, the Agency on Intellectual Property of the Republic of Uzbekistan. [Electronic resource].

тора, принимавших участие в VI Республиканской ярмарке инновационных идей и проектов 2013 г, показал, что существенным экономическим фактором, тормозящим инновации в Республике Узбекистан, является недостаточный объем собственных финансовых ресурсов и государственной поддержки3.

Среди особенностей инновационного процесса в национальной экономике Узбекистана можно назвать не только преобладание государственных источников финансирования НИОКР, но и резкий контраст между передовыми высокотехнологичными предприятиями и предприятиями с очень низкой производительностью труда и слабым стремлением к инновациям. Кроме того, характерными чертами являются направленность инновационной политики «сверху вниз» и раздробленность инновационной структуры.

Одна из регулирующих и стимулирующих инновации мер -предоставление хозяйствующим субъектам льгот и преференций по налогам и обязательным платежам. Так, согласно ст. 145 п. 36 Налогового кодекса Республики Узбекистан4, к прочим расходам по налогу на прибыль юридических лиц относятся расходы на НИОКР, связанные с деятельностью (кроме тех, что направлены на приобретение основных средств, их установку, и другие расходы капитального характера).

В соответствии со ст. 208 п. 9 Налогового кодекса освобождается от налога на добавленную стоимость оборот по реализации научно-исследовательских и инновационных работ, выполняемых за счет средств бюджета. Основанием для получения данной льготы является заключение соответствующего финансового органа о выделении средств из бюджета.

В 2008-2013 гг. предприятия, занимающиеся НИОКР, были освобождены от уплаты налога на прибыль, единого налогового платежа, НДС и обязательных платежей в государственные целевые фонды (за исключением единого социального платежа) в части выполнения НИОКР5.

3 Социологический опрос-анкетирование проводился среди участников VI Республиканской ярмарки инновационных идей, технологий и проектов в период с 24 по 26 апреля 2013 г. в выставочных павильонах ОАО Национальный выставочный комплекс «Узэкспоцентр».

4 Налоговый кодекс Республики Узбекистан. - Ташкент: Адолат, 2014.

5 О дополнительных мерах по стимулированию внедрения инновационных проектов и технологий в производство. Постановление Президента Республики Узбекистан от 15 июля 2008 г. №ПП-916.

6 ЭКО. - 2014. - 16

В 2014 г. хозяйствующие субъекты, за исключением микрофирм и малых предприятий, использующие в своей производственной деятельности полностью изношенное оборудование, числящееся как основное средство на балансе организации, являются плательщиками налога на изношенное оборудование (в размере 0,25% от первоначальной восстановительной стоимости).

Следует особо отметить, что в стране присутствуют все элементы инновационной системы, необходимые для ее успешного функционирования, однако они слабо связаны между собой либо вообще не связаны. Не построена «тройная спираль» - эффективное взаимодействие государства, науки и бизнеса. Одна из важных проблем - создание эффективных конкурентных механизмов распределения государственного финансирования.

Объектами государственного регулирования и поддержки должны стать, прежде всего, фундаментальная и прикладная наука; инновационные предпринимательские проекты, нацеленные на коммерциализацию изобретений; корпоративные инициативы по научно-исследовательским разработкам и использованию их результатов в производственном процессе; новые формы организации инновационного предпринимательства (венчурные фонды, бизнес-инкубаторы, университетские инновационно-технологические центры).

Опыт стран с развитой рыночной системой свидетельствует, что процесс наращивания государственного участия в инновационном развитии национальной экономики Узбекистана необходимо проводить поэтапно и с помощью экономических рычагов. Здесь на первый план должна выходить проблема повышения эффективности государственного сектора в целом, а также эффективности каждого проекта с государственным участием в масштабах всего общества. Одной из форм так называемой косвенной приватизации в крупном бизнесе является создание частно-государственных партнёрств. При этом потенциал госсектора надо использовать, прежде всего, в тех областях и сферах деятельности, где он себя оправдывает, например в наукоемких отраслях.

С точки зрения поощрения инноваций в малом и частном бизнесе первоочередным шагом должно быть пробуждение интереса данного сектора экономики к внедрению инноваций на основе спирали: «разработка и внедрение инноваций - снижение себестоимости продукции - увеличение прибыли». Вторым шагом

должно стать паритетное участие государства в финансировании инновационного процесса и максимальное облегчение доступа малого и частного бизнеса к государственным финансовым ресурсам. Целесообразно применять здесь такие инструменты, как долгосрочный лизинг оборудования и государственные заказы. Для облегчения привлечения внешнего финансирования путем размещения акций на бирже могут использоваться инструменты налоговой политики.

Необходимо разработать методику оценки эффективности действующих программ финансирования НИОКР и сопоставлять затраты с результативностью исследовательской деятельности.

При объективно необходимом государственном регулировании инновационных процессов на современном этапе развития экономики Узбекистана осуществление инновационной стратегии возможно лишь совместными усилиями государства и частного капитала, потенциал которого как минимум не уступает государственному сектору.

С этой целью необходима реализация следующих мероприятий:

• активизация формирования технопарков, производственных площадок, технополисов;

• создание инновационных кластеров, центров трансфера технологий между академической, ведомственной наукой и производством;

• с целью адресного финансирования прорывных инновационных проектов - создание института отбора инновационных проектов на основе частно-государственного партнерства 6;

• совершенствование законодательства, разработка и принятие законов «Об инновационной деятельности», «О науке»;

• внесение изменений в Налоговый кодекс, в законодательство, регулирующее инвестиционную деятельность, а также осуществление мониторинга и доработка законодательства по защите интеллектуальной собственности в инновационной сфере.

6 Расулев А.Ф., Тростянский Д.В. Развитие инновационной деятельности национальной экономики в посткризисный период //Экономика и финансы. - 2011. - №1. - С 8.

ЭКО. - 2014. - №6 АКСЁНОВА О.А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.