Научная статья на тему 'Государственный регламент инновационного процесса: зарубежный опыт и практика Узбекистана'

Государственный регламент инновационного процесса: зарубежный опыт и практика Узбекистана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
167
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕГЛАМЕНТ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ / ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО / ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ТРАНСФЕР ТЕХНОЛОГИЙ / ТРОЙНАЯ СПИРАЛЬ / РЕЙТИНГ / ИНВЕСТИЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курпаяниди К.И.

Исследуются проблемы государственного регламента инновационного процесса, государственного регулирования инновационной деятельности в экономически развитых странах мира и в национальной экономике Узбекистана. Выявлена определенная взаимосвязь между величиной государственного сектора и экономической эффективностью инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственный регламент инновационного процесса: зарубежный опыт и практика Узбекистана»

УДК 338.242

государственный регламент инновационного процесса: зарубежный опыт и практика узбекистана

К. И. КУРПАЯНИДИ,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики E-mail: xstant@mail.ru Ферганский политехнический институт, Узбекистан

Исследуются проблемы государственного регламента инновационного процесса, государственного регулирования инновационной деятельности в экономически развитых странах мира и в национальной экономике Узбекистана. Выявлена определенная взаимосвязь между величиной государственного сектора и экономической эффективностью инноваций.

Ключевые слова: государственный регламент инновационных процессов, частно-государственное партнерство, инновация, инновационный процесс, трансфер технологий, тройная спираль, рейтинг, инвестиции.

Формирование действенной национальной инновационной системы в Республике Узбекистан является важнейшим элементом государственной стратегии инновационного развития. Основополагающими факторами ее развития являются инновационные компоненты, которые в комплексе могут преобразовать производственную сферу, обновляя производственный аппарат, подготавливая и побуждая людей эффективно его использовать. Только активная инновационная политика способна в настоящее время вывести страну на новые рубежи и открыть перспективы для формирования эффективной экономики.

Учитывая исключительную стратегическую важность развития инновационного сектора национальной экономики, государственные организации на всех уровнях управления должны разрабатывать и грамотно использовать различные методы и инструменты поддержки инновационного предприни-

мательства. Объектами государственного регламента должны стать фундаментальная и прикладная наука; инновационные предпринимательские проекты, нацеленные на коммерциализацию изобретений; корпоративные инициативы по научно-исследовательским разработкам и использованию их результатов в производственном процессе; новые формы организации инновационного предпринимательства (венчурные фонды, бизнес-инкубаторы, университетские инновационно-технологические центры).

В контексте данной статьи под инновациями подразумевается конечный результат научно-исследовательских и опытно-конструкторских и технологических работ, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции, производственного процесса, нового маркетингового метода или организационного метода в ведении бизнеса, организации рабочих мест или организации внешних связей, для удовлетворения сложившихся общественных потребностей и достижения иного полезного эффекта.

Под инновационной деятельностью, по мнению автора, необходимо понимать деятельность, охватывающую создание инноваций и наукоемкой инновационной продукции, их патентную защиту, внедрение и коммерциализацию, что обеспечивается путем выполнения инновационных и иных разработок, в том числе за счет инвестиций, а также путем взаимодействия всех ее участников: разработчиков, государственных органов, инфраструктурных организаций, инновационных фондов, маркетинговых структур, частного сектора и др.

Государственный сектор определяет успех или неудачи инновационного процесса в той же степени, что и частный. Инновации являются результатом первичных распределенных усилий, которые правительство может предпринять и на которые может влиять. Государственный сектор может быть платформой для частных инноваций предприятий, выступая регулятором, инвестором, покупателем и партнером. Большое влияние здесь оказывают инвестиции государства в фундаментальную науку и инфраструктуру, политику в области образования, защиту интеллектуальной собственности [1].

Во второй половине 1990-х гг. правительства почти всех западноевропейских стран приняли государственный регламент стимулирования инновационной деятельности, направленный на распространение нововведений. Одно из основных мест в реализации государственного регламента заняли институциональные изменения. Были предприняты усилия по формированию структурных элементов и механизмов осуществления инновационной политики. Несмотря на национальные различия в подходах, можно выделить три общих аспекта государственного регламента инновационных процессов.

Во-первых, образование новых административных структур, основанных на системном характере инноваций. Великобритания и Германия изменили функции ряда государственных органов управления - создали новые министерства, занимающиеся вопросами инновационной политики. В Финляндии совет по научной и технологической политике, возглавляемый премьер-министром, несет ответственность за стратегическое развитие и координацию этой политики, а также инновационной системы в целом. В Испании правительство сформировало в рамках национальной инновационной программы координационную структуру в области инновационной политики под руководством премьер-министра.

Во-вторых, признание на правительственном уровне инноваций жизненно важным фактором экономического развития, проведение широкой правительственной кампании по проблемам нововведений, активизация диалога между научным сообществом, промышленностью и общественностью. Практика проведения информационных кампаний распространена в Великобритании и Германии. В Испании создан форум информационного общества, одной из главных задач которого является стимулирование координации деятельности правительства

и различных промышленных и общественных организаций при разработке национального плана действий по созданию информационного общества.

В-третьих, использование нового механизма прогнозирования и выработки приоритетов для формирования национальной инновационной стратегии. Его цель - определить стратегические направления исследований и инноваций, необходимые для повышения конкурентоспособности страны.

На фоне глобальных проблем, и особенно в сравнении с развитыми странами, национальная экономика Узбекистана в 2012 г. продолжала расти достаточно высокими темпами - 8,2 % ВВП1. Важным итогом года стало то, что экономический рост являлся преимущественно результатом внутреннего спроса.

По результатам мониторинга результатов социально-экономического развития страны за последние пять лет можно заключить, что правительству Республики Узбекистан следует сконцентрировать основные усилия на стимулировании научных исследований и инноваций, а также осуществить переход к современной экономике, основанной на знаниях. Страна расходует на новые технологии и инновации меньше, чем лидирующие государства. По глобальному индексу инноваций (The Global Innovation Index - глобальное исследование и сопровождающий его рейтинг стран мира по показателю развития инноваций по версии международной бизнес-школы INSEAD), Узбекистан занял в 2013 г. 139-е место (показатель 23,9). Лидеры рейтинга -Швейцария (показатель 66,6) и Швеция (61,4). Из стран СНГ 59-е место в рейтинге занимает Армения (37,6), 62-е - Россия (37,2), 71-е - Украина (35,8).

В настоящее время в Евросоюзе на НИОКР тратится примерно 3,3 евро в расчете на одного жителя (в 2000 г. - 1,8 евро). Расходы на НИОКР стран ЕС составляют 1,91 % от ВВП (2010 г.), США - 1,77 %. При этом доля государственных бюджетных расходов и ассигнований на научные исследования в ЕС составляет 1,47 % (2011 г.), в США - 2,51, в Японии -1,83, в России - 1,14, в Узбекистане - 0,4 %.

Доля правительственных исследований в общем числе исследований (2010 г.) в Европе является неоднородной и варьируется от 3,1 (Ирландия) до 26,4 % (Словения). По данным Евростата, количество занятых в науке и разработке технологий в ЕС в общем количестве занятых составляло в 2011 г.

1 Данные Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике.

42,3 % и постепенно увеличивается (в 2006 г. -38,6 %). При этом значение сильно варьируется по странам: от 54 % в Швейцарии и Норвегии до 25-27 % в Румынии и Португалии [6].

За патентами на науку и изобретения в 2012 г. в среднем по странам ЕС обратилось 112 чел. (в расчете на миллион жителей), в том числе в Германии -270, во Франции - 137, в Узбекистане - 219,7, в России - только 1,3.

В агентство по интеллектуальной собственности Узбекистана в 2012 г. подано 6 572 заявки на регистрацию объектов интеллектуальной собственности. По результатам экспертиз зарегистрировано 2 188 объектов интеллектуальной собственности [4].

Эти данные показывают, что в Узбекистане созданы достаточные нормативно-правовые и организационные условия для формирования инновационной экономики [3]. Сформирован определенный государственный регламент инноваций. Исходя из этого основным побудительным мотивом разработки инноваций для субъектов экономики является желание руководства вести стратегическую деятельность, успешно осуществляя инновационную.

Предпринимательская активность субъектов предпринимательства в инновационной сфере растет, однако пока она остается невысокой. Фундаментальными исследованиями и разработками в основном занимаются научно-исследовательские организации (40 %) и высшие образовательные учреждения (25-30 %). Доля промышленных предприятий не столь высока (см. таблицу) [2].

Результаты анализа свидетельствуют, что факторами, сдерживающими инновационную деятельность ряда ведущих предприятий страны, выступают боязнь чрезмерного риска, высокие издержки, длительные период окупаемости инновации, недостаточность финансирования, технологической информации, неполное финансирование технологических возможностей и кооперации и др.

Количество учреждений Узбекистана, занимавшихся фундаментальными исследованиями и разработками в 2010-2012 гг.

Учреждения 2010 2011 2012

Научно-исследовательские 143 156 142

Конструкторские 4 3 2

Проектные и проектно-изыскательские 10 12 12

Вузы 80 80 78

Промышленные предприятия 3 5 8

Прочие 61 61 71

Всего... 301 317 313

В последние годы в Узбекистане возрос объем затрат субъектов хозяйствования на НИОКР. Так, если в 2007 г. он составлял 61 231,2 млн сум, то в 2012 г. - 197 914,1 млн сум, что свидетельствует об увеличении объема затрат в три раза. Несмотря на то, что научно-технические разработки в 2012 г. в основном осуществлялись научно-исследовательскими организациями (118 003,9 млн сум) и высшими учебными заведениями (24 742,5 млн сум), также отмечается тенденция роста затрат промышленных предприятий на данные исследования (10 480,8 млн сум). За все время проведения республиканских ярмарок инновационных идей, технологий и проектов было представлено более 2 тыс. новаторских разработок, подписано свыше 1 500 контрактов на 44,7 млрд сум. Результатом этого стало освоение производства на отечественных предприятиях десятков видов новой продукции, которой было выпущено в общей сложности на 480 млрд сум.

Только в ярмарке 2013 г. приняло участие 112 субъектов, в том числе 21 структурное подразделение Академии наук Узбекистана, 23 подразделения министерства высшего и среднего специального образования, 20 учреждений министерства здравоохранения, 20 учреждений министерства сельского и водного хозяйства, 28 других организаций.

В настоящее время внутренние затраты на развитие и инновации в Узбекистане составляют менее одного процента от ВВП и на 2/3 финансируются за счет государственного бюджета. Данные показывают, что основная часть научных исследований и разработок осуществляется государственными органами и финансируется из бюджета, а частный сектор и система высшего образования остаются на второстепенных ролях.

Общая тенденция показывает, что финансовая поддержка со стороны государства научно-исследовательских организаций и работ ведется по следующим направлениям: в виде грантов, налоговых льгот, открытой политики государственных закупок, государственно-частного партнерства. Основная проблема при этом заключается в создании эффективных конкурентных механизмов распределения государственного финансирования. Несмотря на значительные средства, выделяемые государством, вопрос о достаточности финансирования научных исследований и разработок не теряет своей актуальности. Опрос, проведенный среди представителей предпринимательского сектора, показал, что существенным экономическим фактором, тормозящим

инновации в Республике Узбекистан, является недостаток собственных финансовых ресурсов и государственного финансирования2. Следовательно, существует связь между размерами государственного сектора и эффективностью инноваций и модернизации экономики страны. Однако характер этой связи не является четко установленным. С одной стороны, исследования, проведенные в странах Европы, показали, что страны с меньшей долей государственного сектора (государственные расходы менее 40 % ВВП) демонстрируют лучшее экономическое состояние, чем страны с большой (более 50 %) и средней долями государственного сектора (40-50 %). С другой стороны, большое влияние здесь оказывают эффективность самого государственного сектора, сложившиеся институциональная структура и среда.

Особенности инновационного процесса в национальной экономике Узбекистана проявляются не только в преобладании государственных источников финансирования НИОКР, но и в резком контрасте между передовыми высокотехнологичными предприятиями и предприятиями с очень низкой производительностью труда и слабым стремлением к инновациям, а также в направленности инновационной политики сверху вниз, в раздробленности инновационной структуры.

Следует особо отметить, что в стране присутствуют все элементы инновационной системы, необходимые для ее функционирования, однако они слабо связаны между собой либо вообще не связаны. Не построена так называемая тройная спираль -эффективное взаимодействие государства, науки и бизнеса по горизонтали и обмен функциями.

Приведенные данные свидетельствуют, что государство в странах с развитой рыночной системой является более активным, а главное - более результативным субъектом развития инновационной экономики по сравнению со странами постсоветского пространства, что также может служить дополнительным весомым аргументом в пользу активизации его участия в инновационном развитии национальной экономики. Однако наращивание государственного сектора в экономике необходимо проводить поэтапно и с помощью экономических рычагов. Здесь на первый план должна выходить

2 Опрос проводился среди участников VI Республиканской ярмарки инновационных идей, технологий и проектов в апреле 2013 г. в павильонах выставочного комплекса «Узэк-споцентр».

проблема повышения эффективности государственного сектора в целом, а также эффективности каждого проекта с государственным участием в масштабах всего общества. Одной из форм так называемой косвенной приватизации в крупном бизнесе является создание государственно-частных партнерств. При этом потенциал госсектора надо использовать прежде всего в тех областях и сферах деятельности, где он себя оправдывает, например в наукоемких отраслях.

С точки зрения поощрения инноваций в малом и частном бизнесе первоочередным шагом в этом направлении должно быть пробуждение интереса данного сектора экономики к внедрению инноваций на основе спирали: разработка и внедрение инноваций -снижение себестоимости продукции - увеличение прибыли. Вторым шагом должно стать паритетное участие государства в финансировании инновационного процесса и максимальное облегчение доступа малого и частного бизнеса к государственным финансовым ресурсам. Целесообразно применять здесь такие инструменты, как долгосрочный лизинг оборудования и государственные заказы. Для облегчения привлечения внешнего финансирования путем размещения акций на бирже могут использоваться инструменты налоговой политики.

В части финансирования высших образовательных учреждений и НИИ наряду с другими мерами необходимо разработать методику оценки эффективности действующих программ финансирования НИОКР и сопоставлять величину затрат на финансирование с результативностью исследовательской деятельности.

При объективно необходимой определяющей государственного регламента инновационных процессов на современном этапе развития экономики Узбекистана осуществление инновационной стратегии возможно лишь совместными усилиями государства и частного капитала, потенциал которого как минимум не уступает государственному сектору.

Для этого необходима реализация следующих мероприятий:

- активизация формирования технопарков, производственных площадок, технополисов;

- создание инновационных кластеров, центров трансфера технологий между академической, ведомственной наукой и производством;

- создание на основе частно-государственного партнерства института отбора инновационных

проектов для адресного финансирования прорывных инновационных идей [5];

- дальнейшее совершенствование действующего законодательства в сфере регулирования инновационных процессов. Целесообразны разработка и принятие законов об инновационной деятельности и о науке;

- внесение изменений в налоговое законодательство, в нормативные акты, регулирующие инвестиционную деятельность, а также осуществление критического мониторинга и доработка законодательства по защите интеллектуальной собственности в инновационной сфере.

Список литературы

1. Абдуллаев А. М., Курпаяниди К. И. Роль инновационной составляющей в предпринимательстве

// Экономическое возрождение России. 2012. Т. 2. С.129-134.

2. Бегалов Б. Основные тенденции развития инновационной экономики // Экономический вестник Узбекистана. 2013. № 3-4. С. 107-110.

3. О дополнительных мерах по стимулированию внедрения инновационных проектов и технологий в производство: постановление президента Республики Узбекистан от 15.07.2008 № ПП-916.

4. Поступление заявок и регистрация // Агентство по интеллектуальной собственности Республики Узбекистан. URL: http://ima. uz/ru/about/statistic/ ?ELEMENT_ID=29.

5. Расулев А. Ф., Тростянский Д. В. Развитие инновационной деятельности национальной экономики в посткризисный период // Экономика и финансы. 2011. № 1. С. 8.

Foreign experience

STATE REGULATION OF INNOVATION: INTERNATIONAL EXPERIENCE AND PRACTICE OF UZBEKISTAN

Konstantin I. KURPAIANIDI Abstract

The article considers the issues of state regulation of the innovation processes in whole, and the issues of government regulation of innovation in the developed countries and in the Uzbekistan's economy in particular. The author reveals a sort of interrelation between the public sector's size and the economic efficiency of innovation and concludes the necessity to further enhance the innovative processes through public-and-private partnership and implementation of the «triple helix» model for the practical experience of Uzbekistan.

Keywords: government regulation, public-and-pri-vate partnership, innovation, innovative process, technology transferring, triple helix, rating, investments

References

1. Abdullaev A. M., Kurpaianidi K. I. Rol' in-novatsionnoi sostavliaiushchei v predprinimatel'stve [The role of an innovation component in business]. Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii - Economic revival of Russia, 2012, vol. 2, pp. 129-134.

2. Begalov B. Osnovnye tendentsii razvitiia inno-vatsionnoi ekonomiki [The major trends in the innova-

tion economy], Ekonomicheskii vestnik Uzbekistana -The Economic bulletin of Uzbekistan, 2013, no. 3-4, pp.107-110.

3. Resolution of the President of the Republic of Uzbekistan «On additional measures for stimulation of introduction of innovative projects and technologies in production» of July 15, 2008 №. PP-916.

4. Receipt and registration of applications. Agency for Intellectual Property of the Republic of Uzbekistan. Available at: http://ima. uz/ru/about/ statistic/?ELEMENT_ID=29.

5. Rasulev A. F., Trostianskii D. V. Razvitie in-novatsionnoi deiatel'nosti natsional'noi ekonomiki v postkrizisnyi period [Development of innovative activities of the national economy in the post-crisis period]. Ekonomika i finansy - Economy and finances, 2011, no. 1, p. 8.

Konstantin I. KURPAIANIDI

PhD of Economics, Associate Professor of Department of Economics, Fergana Polytechnic Institute, Fergana, Uzbekistan xstant@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.