УДК 330:008
DOI: 10.17072/2218-9173-2017-3-434-451
государственное стимулирование развития инновационной сферы в условиях глобализации
С. А. ВОРОНИН
Институт прогнозирования и макроэкономических исследований при Кабинете Министров Республики Узбекистан, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Б. У. КОРАБОЕВ
Институт прогнозирования и макроэкономических исследований при Кабинете Министров Республики Узбекистан, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Для цитирования:
Воронин С. А., Корабоев Б. У. Государственное стимулирование развития инновационной сферы в условиях глобализации // Ars Administrandi (Искусство управления). 2017. Том 9, № 3. С. 434-451. DOI: 10.17072/2218-9173-2017-3-434-451.
Введение: в статье рассматриваются особенности государственной политики стимулирования развития инновационной сферы в Республике Узбекистан, выявляются факторы, которые сдерживают ее активизацию. В основу исследования легли результаты анализа зарубежной и отечественной научной литературы, нормативно-правовой базы в сфере налогового стимулирования инновационного развития национальной экономики. На основе изучения мирового опыта подготовлены рекомендации по усилению воздействия налоговых инструментов на инновационное развитие страны.
Цель: разработка предложений и рекомендаций по улучшению государственной политики стимулирования развития инновационной деятельности в Республике Узбекистан на основе исследования отечественного и зарубежного опыта.
Методы: анализ и систематизация факторов, воздействующих на развитие инновационной сферы; исследование действия фискальных стимулов, воздействующих на инновационную деятельность, метод системного анализа; формально-логический метод и др.
Результаты: в ходе исследования были выявлены такие факторы, как роль «национальной инновационной системы» в проведении структурных преобразований; институциональные предпосылки развития инновационной сферы; значение высококвалифицированного кадрового потенциала; налоговые стимулы в создании новшеств; необходимость формирования эффективного механизма перераспределения средств государственного бюджета в пользу инновационной сферы; использование инструментария налога на добавленную стоимость (НДС) для совершенствования структуры экспорта и импорта; меры государственной политики в целях стимулирования инноваций.
Выводы: анализ государственной политики стимулирования инноваций на республиканском и местном уровне свидетельствует о том, что данные рычаги пока используются недостаточно эффективно. Необходимыми мерами по активизации инновационной деятельности являются сокращение совокупного налогового бремени на деятельность предприятий, выпускающих инновационную продукцию с высокой степенью обработки и добавленной стоимости; снижение налоговой нагрузки на физические лица, получающие доходы от продажи патентов и лицензий на новшества; повышение эффективности налоговых льгот для инновационных предприятий.
Ключевые слова: инновационное развитие экономики; новшества; налоговые стимулы; совокупное налоговое бремя; конкуренция; внешнеэкономическая деятельность; Республика Узбекистан
© Воронин С. А., Корабоев Б. У., 2017
434
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в Республике Узбекистан осуществляются глубокие структурные преобразования и реализуются важные стратегические задачи. В соответствии с принятой Стратегией действий на 2017-2021 годы предусматривается «...развитие и либерализация экономики, направленные на дальнейшее укрепление макроэкономической стабильности и сохранение высоких темпов роста экономики, повышение ее конкурентоспособности, модернизацию и интенсивное развитие сельского хозяйства, продолжение институциональных и структурных реформ по сокращению присутствия государства в экономике.»1. В рамках реализации этих задач планируется осуществление мер экономической политики, направленных на оптимизацию объемов и структуры импорта, безусловное выполнение прогнозных параметров экспорта и мобилизацию резервов для дальнейшего увеличения его объемов2. Уделяется большое внимание вопросам увеличения объемов и расширения номенклатуры экспорта товаров, работ и услуг, вовлечения неиспользованных резервов для дополнительного экспорта с учетом сложившейся конъюнктуры на мировом рынке.
Важным фактором повышения конкурентоспособности национальной экономики и расширения экспорта высокотехнологичной продукции является ее поэтапный переход на инновационный путь развития. По мнению авторитетных специалистов, «.в решении всего спектра стратегически важных проблем различных стран в XXI веке ключевая роль отводится инновациям, инновационной деятельности и основанной на знаниях экономике или инновационной экономике.» (Кадыров, 2014). Известно, что переход на путь устойчивого развития таких высокоразвитых стран, как США, Япония, ряда государств Европейского Союза и Юго-Восточной Азии достигнут в основном за счет расширения инновационных процессов в реальном секторе экономики. Главным фактором эффективности инноваций во многих развитых странах является наличие хозяйственного механизма, названного К. Фрименом «национальной инновационной системой» (НИС). Именно на ее формирование нацелена в последние годы деятельность правительств ряда государств, намеревающихся достичь значительных успехов на мировых рынках в условиях нестабильности и ужесточения конкурентной борьбы (Dorin et al., 2016; Rodriguez and Soeparwata, 2015).
ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ
Методологическими проблемами инновационного развития экономических систем занимались такие видные экономисты, как Й. Шумпетер (Шумпетер, 2007), Б. Амабль, Р. Барре, Р. Буайе (Amable et al, 1997), Б. Райз-берг (Райзберг и Морозов, 2008). Вопросы методологии формирования НИС,
1 О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан [Электронный ресурс]: указ Президента Респ. Узбекистан от 07.02.2017 г. № УП-4947. URL: http://uza.uz/ ru/documents/o-strategii-deystviy-po-dalneyshemu-razvitiyu-respubliki-uzb-08-02-2017 (дата обращения: 20.07.2017).
2 Формирование Программы локализации пересмотрят. Президент провел видеоселекторное совещание по оптимизации импорта и увеличению экспорта. 2017. 20 апр. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gazeta.uz/ru/2017/04/20/import-export/ (дата обращения: 20.07.2017).
оптимизации инновационных систем рассматривались в трудах Б. Лундвалла (Lundvall, 1992), К. Фримена (Freeman, 1987), Р. Нельсона, В. Мау, Р. Нижего-родцева и ряде др.
По мнению английского экономиста К. Фримена, формирование национальной инновационной системы является главным фактором обеспечения эффективности инноваций во многих странах мира (Freeman, 1987). Американские экономисты признали, что формирование в развитых странах НИС является самым выдающимся событием XX века.
Основополагающими принципами формирования НИС, сформулированными в трудах ведущих экономистов, являются: конкуренция на рынке инноваций и научных исследований; институциональная составляющая инновационного развития, влияющая на формирование НИС; особая роль интеллектуального капитала и знания в развитии экономики. Функционирование НИС является результатом интеграции различных структур, занятых в сфере создания и промышленного применения новшеств в рамках какой-либо страны или региона. Эти субъекты поддерживаются институтами финансового, правового и социального партнерства.
По утверждению специалистов, «...НИС - это совокупность хозяйствующих субъектов, взаимодействующих в процессе создания и реализации инновационной продукции (услуг) и осуществляющих свою деятельность на основе соответствующей нормативной правовой базы в рамках проводимой государством политики.» (Ибрагимов и Рашидова, 2010, с. 28). Инновационная экономика, как правило, основывается на четырех главных элементах: информационное общество, непрерывное образование, инновационная политика государства и сама инновационная система. Данные звенья пронизаны прямыми и обратными взаимосвязями хозяйствующих субъектов, юридических и физических лиц, участвующих в инновационном процессе через систему экономических стимулов и административных рычагов.
Национальная инновационная система определяется как такая совокупность различных институтов, которые совместно и каждый в отдельности вносят свой вклад в создание и распространение новых технологий, образуя основу, служащую правительствам для формирования и реализации политики, влияющей на инновационный процесс. Как таковая - это система взаимосвязанных институтов, предназначенная для того, чтобы создавать, хранить и передавать знания, навыки и артефакты, определяющие новые технологии (Metcalfe, 1995).
Инновационный процесс основан на сложной системе взаимосвязей между элементами НИС с различными факторами, которые обмениваются знаниями, управляют их потоками, распределяют и применяют эти знания, чтобы производить новые технологии. Когда элементы инновационной системы связаны между собой, это может стать мощным механизмом экономического роста (Kraft et al., 2009; Yang et al., 2015; Астафьева и Астафьев, 2016; Вахабов и Разыкова, 2014; Кирсанов, 2015; Крафт, 2015; Шалаев, 2015). Их неспособность к взаимодействию серьезно тормозит процесс инноваций. Особенно это относится к ситуации многоуровневого государственного взаимодействия (Baldersheim and Stahlberg, 2002; Allen and Cochrane, 2007; Hans-sen, et al., 2011).
Методологическая сущность инновационной системы заключается в сближении форм инновационной кооперации, поднимающей инновационные процессы на качественную новую ступень, в консолидации инновационных ресурсов общества. Это осуществляется путем участия потенциала всех областей экономики, хозяйствующих субъектов и различных организационных структур.
Проблемы формирования инновационной системы являются актуальными как для развитых, так и развивающихся стран (в том числе, как для больших, так и малых экономик). В каждой стране НИС имеют свои сходства и отличия. В коллективном научном труде известных экономистов Б. Амабле, Р. Барре и Р. Буайе «Инновационные системы в эру глобализации» подчеркивается невозможность формирования универсальной модели инновационной системы (Amable et al., 1997). Ими обосновано экономическое понятие «социальной системы инноваций», в котором учтена зависимость модели НИС от институциональной матрицы государства. В их монографии рассматриваются 4 типа социальных инновационных систем: «рыночная» (США, Великобритания), «мезо-корпоративная» (Япония), «социал-демократическая» (скандинавские страны), «интеграционно-европейская» (Германия, Франция, Италия и др.). Работы В. Родригеса и А. Сопарвата посвящены анализу особенностей государственного управления наукой, технологиями и инновациями в АСЕАН в целом и ее отдельных государствах-членах (Rodriguez and Soepar-wata, 2015), а исследования Г. С. Хансен, Э. Нергард, Дж. Пьер, А. Шкальхолт, Х. Балдершейм, К. Сталхберг и других - анализу особенностей многоуровневого управления инновационным развитием в скандинавских стран (Balder-sheim and Stahlberg, 2002; Hanssen et al., 2011).
Изучение мирового опыта показывает, что НИС различных государств устроены по-разному и не могут быть повторены в условиях других стран. Вместе с тем, они имеют общие черты и алгоритмы формирования. Каждая страна, которая перешла на инновационный путь развития, имеет одинаковые и отличительные черты формирования НИС (Кадыров, 2014).
На этапе перехода к экономике знаний роль государства состоит в том, чтобы быть инициатором создания НИС, катализатором инновационных процессов, поддерживать инновационную деятельность, быть арбитром в спорах, организатором диалога между различными структурами НИС. В связи с этим важной задачей экономической политики любой страны является формирование предпосылок для ее перехода на инновационный путь развития.
Понимание важности активизации инновационной деятельности привело к тому, что международные рейтинговые агентства стали уделять пристальное внимание уровню инновационного развития стран мира, так как данный показатель характеризует конкурентоспособность страны в мировой экономике (Иванова, 2008). В настоящее время наиболее авторитетными организациями, которые осуществляют расчеты индекса инновационного развития стран, являются Агентство Bloomberg, Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), Корнельский университет и бизнес-школа INSEAD (Шаповалов, 2016).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В Узбекистане инновационная деятельность, направленная на выпуск конкурентоспособной продукции и расширение экспорта, поддерживается государством. Это осуществляется при помощи нормативно-правовой системы, государственных и ведомственных фондов, крупных проектов и инвестиционных программ, налогообложения, а также иных механизмов. Одними из первых после достижения независимости нормативных документов в сфере развития науки и инноваций являются указ Президента Узбекистана «Огосударственнойподдержкенаукииразвитииинновационнойдеятельности» от 8 июля 1992 года и постановление Кабинета Министров «О мерах по государственной поддержке развития науки и инновационной деятельности» от 21 июля 1992 года. В соответствии с постановлением Президента Узбекистана «О мерах по совершенствованию координации и управления развитием науки и технологий» от 7 августа 2006 года были продолжены реформы в области государственного регулирования управления и финансирования узбекской науки, сосредоточения ее усилий на приоритетных для страны направлениях.
Реформирование системы управления научной и инновационной деятельностью позволило улучшить механизм продвижения исследований: от фундаментальных и прикладных разработок до инновационных работ, направленных на их практическое применение. Одним из важных инструментов внедрения, а также коммерциализации результатов исследований, обеспечения более тесной связи науки и производства, производителей инновационной продукции и ее потребителей стали ежегодные республиканские ярмарки инновационных идей, технологий и проектов (Oteuliev and Mirzaev, 2015). Так, в ходе ярмарок 2008-2016 годов было продемонстрировано более 4,0 тыс. инновационных идей и разработок, технологий, подписаны свыше 3 тыс. договоров общей стоимостью более 110 млрд сумов. В результате было произведено новой продукции более чем на 1,0 трлн сумов (Салихов, 2015).
Необходимо отметить, что за годы независимости в Узбекистане в целом сформирована система организаций, управления и финансирования научно-исследовательской деятельности, созданы авторитетные научные школы, функционирует разветвленная научно-организационная инфраструктура. Проведена значительная работа, направленная на укрепление материально-технического потенциала и повышение эффективности научно-исследовательской деятельности. Успешно функционируют ряд новых научно-инновационных структур, таких как Центр геномики и биоинформатики, Международный институт солнечной энергии, Центр высоких технологий с участием Кембриджского университета. Конкурентоспособная продукция этих учреждений пользуется спросом в ряде стран мира. Принимаемые меры по мобилизации экспортного потенциала отраслей и регионов позволили обеспечить рост экспортных поставок и положительное сальдо внешнеторгового оборота. С начала 2017 года в экспортную деятельность вовлечены 258 новых предприятий, ранее не экспортировавших свою продукцию, а также освоены экспорт 117 новых видов товаров и 28 новых внешних рынков сбыта.
iv. зарубежный опыт государственного управления и международные отношения
Объем импорта за последние 5 лет сократился на 752 млн дол., в том числе в 2016 году - на 286 млн дол.3
Однако сложившийся научно-технический потенциал, степень обеспеченности кадрами, материально-техническая, лабораторная и экспериментальная базы научно-исследовательской деятельности отстают от высоких темпов социально-экономического развития страны. Особую остроту приобретают вопросы обеспечения конкурентоспособности узбекской, особенно академической, науки и соответствия ее высокому мировому уровню4. Решение этой задачи неразрывно связано с активизацией инновационной деятельности.
В связи с этим в феврале 2017 года в целях дальнейшего развития научной сферы принято постановление Президента Республики Узбекистан, в соответствии с которым важнейшей задачей академической науки стало проведение фундаментальных, прикладных и инновационных научных исследований5. Предусматривается реализация широкого круга конкретных целенаправленных мер, среди которых в составе Академии наук создаются ряд новых научно-исследовательских учреждений, а также возвращаются в ее ведение отдельные институты. Образована Государственная комиссия по науке и технологиям, в компетенцию которой входят разработка и реализация единой государственной политики в области научно-технической деятельности, определения ее приоритетных направлений и мер, направленных на ее реализацию.
В качестве рабочего органа этой комиссии создается Агентство по науке и технологиям Республики Узбекистан на базе упраздняемого Комитета по координации развития науки и технологий. На Агентство возлагаются задачи по формированию государственных заданий на оказание научно-технических услуг в части выполнения фундаментальных, прикладных и инновационных исследований для отраслей экономики и социальной сферы. Это, несомненно, позволит обеспечить проведение широкопрофильных исследований, сконцентрировать имеющийся научный потенциал в различных отраслях науки и направить его на решение актуальных проблем социально-экономической сферы, в том числе на активизацию внешнеэкономической деятельности и расширение экспорта инновационной продукции.
Теперь следует сосредоточить усилия государства на разработке рычагов и стимулов, необходимых для активизации инновационной деятельности, нацеленной на экспорт высокотехнологичной продукции. Принятых мер пока еще недостаточно для того, чтобы отечественная продукция с высокой степенью обработки существенно потеснила зарубежные аналоги на мировых рынках. Рыночный механизм требует, чтобы научные результаты трансформировались в наукоемкую, конкурентоспособную продукцию, т.е. коммерциализировались и приносили доход новаторам, а также тем, кто их вне-
3 Там же.
4 Постановлением Президента утверждены меры по совершенствованию деятельности Академии наук. 2017. 18 февр. [Электронный ресурс]. URL: http://news.uzreport.uz/ news_3_r_148327.html (дата обращения: 20.07.2017).
5 О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности Академии наук, организации, управления и финансирования научно-исследовательской деятельности [Электронный ресурс]: постановление Президента Респ. Узбекистан от 17.02.2017 г. № ПП-2789. URL: http:// uza.uz/ru/documents/o-merakh-po-dalneyshemu-sovershenstvovaniyu-deyatelnosti-aka-17-02-2017 (дата обращения: 20.07.2017).
дряет или покупает. В этом аспекте у страны есть неиспользованные резервы, которые связаны с недостаточно эффективным действием налоговых стимулов.
Механизм налоговых льгот для стимулирования инновационной деятельности широко используется во многих развитых странах мира. При этом особое внимание уделяется льготам, обеспечивающим развитие возобновляемых источников энергии и разработку «зеленых технологий». Так, доля налоговых льгот в ВВП колебалась от 0,06 % в Великобритании до 0,22 % в Канаде, 0,19 % -Южной Корее. Срок действия многих льгот был продлен до 2012 и 2013 годов, а в некоторых странах - до 2019 года. В США две трети финансирования НИОКР приходятся на бизнес, а фундаментальные исследования обеспечиваются преимущественно за счет федерального бюджета, в том числе за счет предоставления льгот (Гимранова, 2016). Таким образом, налоговые льготы и государственные инвестиции являются важным инструментом формирования инновационной экономики во многих успешных странах (Мельников, 2016; Семенов, 2016).
В экономике Узбекистана налоги являются главным источником формирования средств Госбюджета, а также действенным инструментом воздействия на инвестиционно-инновационную деятельность. В настоящее время в национальной экономике, в соответствии с Налоговым кодексом, действуют 10 видов налогов, 5 других обязательных платежей, а также применяются упрощенные режимы налогообложения для малых предприятий, микрофирм, торговых организаций, фермерских хозяйств и фиксированный налог по отдельным видам деятельности. По некоторым из них государство установило льготы, стимулирующие инновации (см. таблицу).
До 2013 года значительная часть льгот действовала в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 15 июля 2008 года «О дополнительных мерах по стимулированию внедрения инновационных проектов и технологий в производство», а также Налоговым кодексом Республики Узбе-кистан6. В сфере деятельности научных учреждений средства, направляемые на инновационную деятельность, были освобождены от уплаты практически всех видов налогов, кроме единого социального платежа7. Однако в конце 2012 года срок их действия завершился, а на новый период они не были продлены. Это сказалось на инновационной активности научных учреждений и других организаций, которые ранее использовали данные льготы.
В то же время сегодня продолжают действовать отдельные льготы, предоставленные Налоговым кодексом. Так, предусматривается, что отдельные расходы предприятий не вычитаются при исчислении налогооблагаемой прибыли в момент их возникновения в текущем отчетном периоде, но подлежат вычету в последующих периодах, в течение срока, установленного учетной политикой налогоплательщика, но не более 10 лет. К данным расходам относятся расходы на освоение новых производств, цехов, агрегатов, а также про-
6 Налоговый кодекс Республики Узбекистан [Электронный ресурс]: утв. Законом Республики Узбекистан от 25.12.2007 г. № ЗРУ-136. URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_ id=30421027 (дата обращения: 17.07.2017).
7 Инновационная деятельность Академии наук Республики Узбекистан [Электронный ресурс]. URL: http://www.academy.uz/ru/news/77 (дата обращения: 27.07.2017).
изводство новых видов сериинои и массовой продукции и технологических процессов; комплексное апробирование (вхолостую) всех видов оборудования и технических установок с целью проверки качества и их монтажа8.
Таблица / Table
Меры налогового стимулирования инновационной деятельности в Республике Узбекистан / Tax encouragement measures for innovative activity in the Republic of Uzbekistan
Принятые меры налогового стимулирования по Налоговому кодексу Республики Узбекистан
Рекомендации по усилению действия налоговых стимулов
Налоговые льготы по налогу на прибыль: -выплаты физическим лицам за рационализаторские предложения вычитаются из дохода, облагаемого налогом на прибыль предприятий;
-прочие расходы, вычитаемые из дохода, облагаемого налогом на прибыль, включают в себя и расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, связанные с деятельностью (кроме расходов на приобретение основных средств, их установку и других расходов капитального характера);
- расходы на изобретательство, рационализацию производственного характера, проведение опытно-экспериментальных работ, изготовление и испытание моделей и образцов по изобретениям и рационализаторским предложениям, организацию выставок, смотров, конкурсов, а также на другие мероприятия по изобретательству и рационализаторству, на выплату авторского вознаграждения, создание новых и совершенствование промышленных технологий, создание новых видов сырья и материалов, переоснащение производства вычитаются из дохода, облагаемого налогом на прибыль предприятий;
- налогооблагаемая прибыль юридических лиц уменьшается на сумму средств, направляемых на модернизацию, техническое и технологическое перевооружение производства, приобретение нового технологического оборудования, расширение производства в форме нового строительства, реконструкцию зданий и сооружений, используемых для производственных нужд, но не более 30 % налогооблагаемой прибыли.
В целях активизации инновационной деятельности целесообразно:
- установить льготы для банковско-кредитных учреждений, стимулирующих НИОКР и инновации (освобождение части прибыли, полученной ими в результате предоставления долгосрочных кредитов под конкретные инновационные проекты);
- ввести льготы по налогу на доходы физических лиц (снижение налоговой базы на величину дохода, полученную за счет изобретательства, рационализаторства, владения патентом или промышленным образцом);
- вычитать из налоговой базы по налогу на прибыль расходы предприятий на освоение новых производств, новых видов серийной и массовой продукции и технологических процессов, комплексное апробирование оборудования и установок;
- предоставить налоговые льготы промышленным предприятиям, научным учреждениям, малым и другим фирмам не только по налогу на прибыль и НДС, но и по другим налоговым платежам (единый налоговый платеж, единый земельный налог, налог на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры).
Источник: составлено авторами на основе Налогового кодекса Республики Узбекистан.
Налоговый кодекс Республики Узбекистан... П. 1-2 ст. 146.
В соответствии со статьей 208 Налогового кодекса Республики Узбекистан освобождаются от НДС обороты по научно-исследовательской деятельности и инновационным работам, выполняемым предприятиями и организациями за счет средств Госбюджета (при наличии заключения финансового органа о выделении средств из бюджета), если иное не предусмотрено ст. 212 Кодекса9. Однако было бы более обоснованным, если данная льгота действовала бы для научных работ, реализуемых не только за счет средств Госбюджета, но и за счет средств частных инвесторов. Это будет не только способствовать развитию конкуренции на рынках инноваций, но и стимулировать повышение их качества.
Анализ нормативно-правовой базы налогообложения доходов физических лиц показывает, что налоговых стимулов для активизации инновационной деятельности изобретателей, рационализаторов, новаторов производства явно недостаточно (в особенности занятых в сфере промышленности). Так, в соответствии с Налоговым кодексом, выплаты физическому лицу за реализацию рационализаторских предложений являются частью дохода, облагаемого налогом на доходы физических лиц10.
Большинство предоставленных государством налоговых льгот, стимулирующих НИОКР и инновационное развитие, связаны со снижением налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. Однако в настоящее время данный налог в Узбекистане исчисляется по сравнительно низкой ставке в размере 7,5 % (обычная) и является наименее обременительным для предприятий. В Госбюджете республики поступления по данному налогу занимают сравнительно небольшой удельный вес (3,5 % от доходов Госбюджета). Поэтому предоставленные льготы по этому налогу не дают промышленным предприятиям существенного эффекта для стимулирования НИОКР и инноваций.
ОБСУЖДЕНИЕ
Анализ существующей практики налогообложения юридических и физических лиц в Республике Узбекистан показывает, что в настоящее время имеются существенные резервы для усиления налоговых стимулов в инновационной сфере экономики. Наиболее сложная проблема состоит в том, что в экономике сложился «разрыв между завершенной научной частью НИОКР и требованиями со стороны промышленного производства для освоения инноваций». Этот фактор, сдерживающий инновационное развитие страны, до сих пор остается актуальным. В связи с этим уже в краткосрочной перспективе в условиях ужесточения конкурентной борьбы на внутренних и мировых рынках, усиления действия внешних рисков следует расширить спектр действия налоговых льгот по инновационной деятельности.
В целях создания благоприятных условий для активизации инновационной деятельности некоторые экономисты предлагают реализовать следующие меры:
• снизить налоговые ставки на прибыль, используемую на финансирование НИОКР, приобретение высокотехнологичного оборудования и другие цели, связанные с инновационной деятельностью;
9 Там же. Ст. 208.
10 Там же. Ст. 173.
• рассмотреть вопрос уменьшения налогооблагаемой базы на величину расходов, направленных на проведение НИОКР;
• разработать порядок предоставления налогового кредита по налоговым платежам из прибыли, используемой на инновационные цели;
• включить затраты на НИОКР в себестоимость продукции;
• предусмотреть налоговые каникулы на прибыль, полученную от внедрения инновационных проектов, предоставляемые на несколько лет;
• установить льготы по налогообложению прибыли, полученной в результате использования запатентованных изобретений, ноу-хау и других объектов интеллектуальной собственности;
• уменьшить налогооблагаемую прибыль на суммы взносов в фонды, используемые для инновационной деятельности, на приобретение приборов и оборудования, передаваемого в научно-исследовательскую и инновационную сферы (Гимранова, 2016; Шадиева, 2014; Шакирова, 2015; Oteuliev and Nasritdinova, 2017).
Некоторые ученые-экономисты предлагают ввести в национальной экономике новую организационную форму предприятия - «растущее инновационное предприятие» (РИП), как это было успешно реализовано во Франции. На данные предприятия плнируется распространить действие налоговых льгот и преференций. Это будет способствовать формированию в стране конкурентоспособной среды, диверсификации экономики, увеличению ВВП, созданию новых рабочих мест, научно-исследовательской активизации населения. Данный механизм следует распространить на предприятия, объединенные в кластеры химической и нефтехимической, топливно-энергетической промышленности, металлургии, автомобилестроения, хлопкопроизводства и фарминдустрии, а далее - использовать в скорректированной, упрощенной форме на предприятиях других отраслей. Данное предложение заслуживает внимания и требует апробирования на конкретных примерах.
Можно также согласиться с мнением, что «.для ускорения процесса дальнейшего формирования НИС Узбекистана, с учетом мирового опыта и созданных институтов рыночной экономики, необходимо принять концепцию перехода к инновационной экономике и стратегию формирования национальной инновационной системы. Процесс формирования национальной инновационной системы является многоэтапным и достаточно длительным. Поэтому крайне важна изначально правильно выбранная траектория движения к цели.» (Кадыров, 2014). Несмотря на то, что основы концепции и стратегии НИС уже созданы, они пока не утверждены на государственном уровне (не установлены механизмы реализации, сроки, ресурсы, стимулы и ответственные лица за реализацию соответствующих этапов). В случае применения системного подхода появится возможность существенно ускорить развитие инновационной сферы на основе учета зависимости всех основных факторов, влияющих на создание и коммерциализацию инноваций.
В числе необходимых мер для стимулирования инноваций важным является снижение совокупного налогового бремени на деятельность инновационных коммерческих и некоммерческих структур (в особенности - экспортеров инновационной продукции). Регулятору необходимо создать эффективный
механизм перераспределения налоговых поступлений государства в пользу развития инновационной сферы, улучшить существующую систему банковского кредитного и фондового финансирования инноваций на базе системы венчура, усилить мотивации к творчеству в научно-технической сфере. Расширение оборотных средств у хозяйствующих субъектов, участвующих в инновационном процессе, а также их надежная страховка позволит снизить риски всех его участников.
Следует вернуться к практике, когда доходы физических лиц от продажи патента (лицензии), полученные дивиденды или проценты от наличия прав на новшества в пределах срока их действия не облагаются налогом на доходы с физических лиц. Необходимо ускорить разработку нормативно-правовых документов, предусматривающих существенные льготы для новаторов, изобретателей, рационализаторов, а также обеспечение параллельного финансирования исследований как научных институтов и центров, так и промышленных предприятий (особенно на начальном этапе создания или трансфера новых технологий). Это позволит существенно повысить материальную заинтересованность новаторов (ученых, работников предприятий и других организаций), а также юридических лиц в активизации инновационного процесса (Mingaleva and Danilina, 2014).
В целях стимулирования инноваций для юридических лиц целесообразно использовать налоговые льготы не только по налогу на прибыль, но и по таким налоговым платежам, как единый налоговый платеж для малых предприятий и микрофирм, налог на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры, единый земельный налог для сельскохозяйственных товаропроизводителей (если они занимаются созданием, продвижением, коммерциализацией и использованием инноваций). Развитию малых предприятий и микрофирм в последние годы придается большое значение11. Однако для малого бизнеса, занятого в инновационной сфере, налоговых стимулов явно недостаточно.
В части льгот по налогу на прибыль следует установить правило, согласно которому расходы хозяйствующих субъектов на освоение новых производств, цехов, производство новых видов серийной и массовой продукции и технологических процессов, комплексное апробирование всех видов оборудования и технологических установок с целью проверки качества и их монтажа следует вычитать из налогооблагаемой базы налога на прибыль не только в будущих периодах, но и в момент их возникновения в отчетном периоде.
Кроме того, целесообразно ввести дифференцированные ставки налога на добавленную стоимость на экспортируемые виды продукции. В настоящее время на экспортируемую продукцию установлена единая ставка НДС в размере 0 %. Это значит, что независимо от вида продукции НДС на ее экспорт не начисляется, а из Госбюджета осуществляется возврат «входного» НДС, который экспортеры оплачивают своим поставщикам (сырье, топливо, комплек-
11 О дополнительных мерах по обеспечению ускоренного развития предпринимательской деятельности, всемерной защите частной собственности и качественному улучшению делового климата [Электронный ресурс]: указ Президента Респ. Узбекистан от 05.10.2016 № УП-4848. URL: http://uza.uz/ru/documents/o-dopolnitelnykh-merakh-po-obespecheniyu-uskorennogo-razviti-05-10-2016 (дата обращения: 30.07.2017).
тующие, услуги сторонних организаций). В результате экспортеры сырьевой продукции и товаров с высокой добавленной стоимостью имеют одинаковые стимулы по оплате НДС. Следует предоставлять ставку в размере 0 % только для продукции с высокой добавленной стоимостью или степенью обработки. Для экспортеров сырья и энергоресурсов следует ввести ставку НДС в размере от 5 до 10 % в зависимости от себестоимости производимой продукции и мировых цен. Это будет стимулировать расширение экспорта высокотехнологичной продукции и, следовательно, инновационных товаров.
При импорте также можно ввести дифференцированные ставки НДС. Так, при импорте потребительских товаров ставку НДС можно оставить на прежнем уровне (20 %), а при импорте современного технологического оборудования, сырья и энергоносителей - снизить до уровня 10-15 %. Вышеперечисленные меры будут стимулировать завоз современного оборудования, а также сырьевой продукции и энергоносителей (которые не производятся в Узбекистане).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, на основе совершенствования механизмов налогообложения и внедрения других стимулов в национальной экономике целесообразно создавать условия, благоприятные для повышения уровня конкурентоспособности продукции с высокой степенью обработки и добавленной стоимостью, расширения ее экспорта. В ближайшие годы в национальной экономике необходимо повысить эффективность действующих налоговых стимулов активизации внешнеэкономической деятельности на основе инновационного развития. В этих условиях экономика будет в наименьшей степени подвержена влиянию как внешних, так и внутренних рисков, что обеспечит ее устойчивое развитие в долгосрочной перспективе. Вышеперечисленные меры позволят усилить действие экономических стимулов, направленных на активизацию научной и инновационной деятельности, что будет служить предпосылкой для повышения конкурентоспособности национальной экономики и достижения установленных приоритетов в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Постепенный переход Узбекистана на инновационный путь развития, формирование в стране хозяйственного механизма, в котором полезные технологии и товары будут оперативно выходить на внутренний и внешние рынки, позволят обеспечить ей достойное место в глобальной экономике.
Библиографический список
Астафьева О. В., Астафьев Е. В. Формирование индустриальной траектории развития национальной экономики для обеспечения перехода к новому технологическому укладу // Региональная экономика: теория и практика. 2016. № 5. С. 109-118.
Вахабов А. В., Разыкова Г. Х. Модернизация экономики. Ташкент, 2014. 157 с.
Гимранова О. Б. Налоговые стимулы активизации инновационной деятельности [Электронный ресурс] // BIZNES-Эксперт. 2015. № 10. URL: http://www.biznes-daily.uz/ru/birjaexpert/35120-nalogovi-stimulo-aktivizatsii-innovatsionnoy-dyatlnosti (дата обращения: 30.07.2017).
Ибрагимов А., Рашидова Г. Какой быть национальной инновационной системе Узбекистана? // Экономическое обозрение. 2010. № 6. С. 26-32.
Иванова Н. Инновационная динамика мировой экономики // Наука и инновации. 2008. № 6. С. 47-52.
Кадыров А. А. Основные направления формирования Национальной инновационной системы Узбекистана [Электронный ресурс]. URL: http://www.innovation.uz/docs/FORMING_NIS.pdf (дата обращения: 13.07.2017).
Кирсанов М. Ю. Формирование национальной инновационной системы для развития экономики регионов: автореф. дис. ... канд. экон. наук. СПб.: Санкт-Петербургский гос. экон. ун-т, 2015. 17 с.
Крафт Й. Глобализация и развитие инновационной системы национальной экономики // Вопросы инновационной экономики. 2015. Т. 5, № 3. С. 79-94. DOI: 10.18334/inec.5.3.588.
Мельников Р. М. Зарубежные подходы к оценке эффективности государственных инвестиций в реализацию научно-инновационных программ и возможности их использования в российских условиях // Экономический анализ: теория и практика. 2016. № 5. С. 112-121.
Райзберг, Б., Морозов Н. Государственное управление инновационными процессами // Экономист. 2008. № 1. С. 35-38.
Салихов Ш. В Узбекистане развивается эффективный механизм внедрения научных разработок в реальный сектор экономики [Электронный ресурс]. URL: http://uza.uz/ru/business/innovatsii-i-proizvodstvo-29-06-2015?sphrase_id= 818032 (дата обращения: 18.07.2017).
Семенов К. С. Инновационные инвестиции: понятие и систематизация // Финансы и кредит. 2016. № 18. С. 56-62.
Шадиева Д. Финансовое обеспечение инновационной деятельности: практика Узбекистана [Электронный ресурс] // Мировое и национальное хозяйство. 2014. № 4 (31). URL: http://www.mirec.ru/2014-04/finansovoe-obespecenie-innovacionnoj-deatelnosti-praktika-uzbekistana (дата обращения: 21.07.2017).
Шалаев В. С. Управление национальной инновационной системой в современных условиях // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2014. № 1. С. 103-110.
Шаповалов А. Мировые рейтинги инновационности разошлись в показаниях // Коммерсантъ. 2016. 20 янв. С. 2.
Шакирова Ф. Б. Развитие экономики Узбекистана на основе инновационной деятельности // Проблемы современной экономики. 2015. № 3 (55). С. 299-302.
Шумпетер Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия / пер. с нем. В. С. Автономова, М. С. Любского, А. Ю. Чепуренко. М.: Эксмо, 2007. 864 с.
Allen J., Cochrane A. Beyond the Territorial Fix: Regional Assemblages, Politics and Power // Regional Studies. 2007. Vol. 41, № 9. P. 1161-1175. DOI: http://dx.doi. org/10.1080/00343400701543348.
Amable B., Barre R., Boyer R. Les systèmes d'innovation à l'ère de la globalisation. Paris: Economica, 1997. 401 p.
Baldersheim H., Stahlberg K. From Guided Democracy to Multi-Level Governance: Trends in Central-Local Relations in the Nordic Countries // Local Government Studies. 2002. Vol. 28, № 3. P. 74-90. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/714004149.
Dorin M., Olaru M., Andreea M., Eidenmüller T. Importance of Innovation in the Context of Changes Arising from Economic Globalization // Proceedings of the 27th International Business Information Management Association Conference "Innovation Management and Education Excellence Vision 2020: From Regional Development Sustainability to Global Economic Growth". Milan: IBIMA, 2016. P. 3102-3108.
Freeman C. Technology Policy and Economic Performance; Lessons from Japan. London: Pinter Publishers, 1987. 155 p.
Hanssen G. S., Nergaard E., Pierre J., Skaalholt A. Multi-Level Governance of Regional Economic Development in Norway and Sweden: Too Much or Too Little Top-Down Control? // Urban Research and Practice. 2011. Vol. 4, № 1. P. 38-57. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/17535069.2011.550539.
Kraft J., Zaytsev A., Baranov V. Globalization and Innovative Factors of the Enterprises Development // Proceedings of the 9th International Conference Liberec Economic Forum 2009. Liberec: TUL, 2009. P. 193-200.
Lundvall B.-A. National Systems of Innovation: Towards a Theory of Innovation and Interactive Learning. London: Pinter Publishers, 1992. 342 p.
Metcalfe S. The Economic Foundations of Technology Policy: Equilibrium and Evolutionary Perspectives // Handbook of the Economics of Innovation and Technological Change / Ed. by P. Stoneman. Oxford: Wiley-Blackwell, 1995. P. 409-512.
Mingaleva Zh., Danilina H. Significance of Technological Innovations for an Increase of Competitiveness of Industrial Companies // Life Science Journal. 2014. Vol. 11, № 8s. P. 211-215.
Oteuliev A. A., Mirzaev F. I. Ways to Raise the Role of innovative Trade Fairs in Activating the Innovative Processes in Uzbekistan // Statistics and Economics. 2015. № 4. P. 67-72.
Oteuliev A. A., Nasritdinova G. Financial Support for Innovative Enterprises // Инновационные процессы в условия глобализации мировой экономики: проблемы, тенденции, перспективы (IPEG 2017): сб. науч. тр. / под ред. П. А. Неверова, Б. А. Аманжоловой. Прага: Vèdecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2017. P. 70-73.
Rodriguez V., Soeparwata A. The Governance of Science, Technology and Innovation in ASEAN and Its Member States // Journal of the Knowledge Economy. 2015. Vol. 6, № 2. P. 228-249.
Yang X., Zheng L., Xiao H. The Impetus Mechanism of Sustainable Innovation in Manufacturing Enterprises under Globalization // 2015 International Conference on Logistics, Informatics and Service Science (LISS). Proceeding / Ed. by Zh. Zhang, R. Zhang, V. Fernandez, Sh. Liu. Barcelona: IEEE, 2015. DOI: 10.1109/ LISS.2015.7369806.
Информация об авторах
Воронин Сергей Александрович - д-р экон. наук, главный науч. сотрудник Института прогнозирования и макроэкономических исследований при Кабинете Министров Республики Узбекистан, 100000, Республика Узбекистан, г. Ташкент, ул. Мовароуннахр, 1 ORCID: 0000-0003-2288-8365 ResearcherID: M-7927-2017
Электронный адрес: [email protected]
Корабоев Бобур Умарович - стажер-исследователь Института прогнозирования и макроэкономических исследований при Кабинете Министров Республики Узбекистан, 100000, Республика Узбекистан, г. Ташкент, ул. Мова-роуннахр, 1
ORCID: 0000-0003-4051-982X
ResearcherID: M-7912-2017
Электронный адрес: [email protected]
Статья получена 2 августа 2017 года UDC 330:008
DOI: 10.17072/2218-9173-2017-3-434-451
state encouragement to develop innovative sphere in the context of globalization
Sergei A. Voronin
Institute for Forecasting and Macroeconomic Research under the Cabinet of Ministers of the Republic of Uzbekistan, 1 Movarounnakhr str., Tashkent, 100000, Republic of Uzbekistan ORCID: 0000-0003-2288-8365 ResearcherID: M-7927-2017 E-mail: [email protected]
Bobur U. Koraboev
Institute for Forecasting and Macroeconomic Research under the Cabinet of Ministers of the Republic of Uzbekistan, 1 Movarounnakhr str., Tashkent, 100000, Republic of Uzbekistan ORCID: 0000-0003-4051-982X ResearcherID: M-7912-2017 E-mail: [email protected]
For citation:
Voronin, S. A. and Koraboev, B. U. (2017), "State Encouragement to Develop Innovative Sphere in the Context of Globalization", Ars Administrandi, vol. 9, no. 3, pp. 434-451, doi: 10.17072/2218-9173-2017-3-434-451.
Introduction. The paper discusses some features of state policy to encourage innovation development in the Republic of Uzbekistan, limiting factors are identified. The research is based on the results of analysis of foreign and domestic scientific literature, the regulatory and legal documents in the field of tax incentives for the innovative development of the national economy. Based on the study of world experience, recommendations have been prepared to enhance the impact of tax instruments on the country's innovative development.
Aims. Development of proposals and recommendations to improve the state policy result in the development of innovative activities in the Republic of Uzbekistan with regard to domestic and foreign experience.
Methods. The research applies analysis and systematization of factors affecting the development of innovation, formal-logical method, system analysis method, investigates the effects of fiscal incentives which have an impact on innovation, etc.
Results. In the course of the study, the following factors have been identified: role of the "national innovation system" while conducting out structural reforms, institutional preconditions for innovation sphere development, importance of highly qualified human resources, tax incentives in the creation of innovations, the need to form an effective mechanism to allocate the state budget in favor of innovation, the use of VAT instrument to stimulate improvement of exports and imports structure.
Conclusion. The analysis of the state policy aimed to encourage innovation at the national and local levels testifies that these levers are not being used effectively enough. Necessary measures to enhance innovation activities reduce the total tax burden on enterprises, result in innovative products with a high degree of processing and the added value, reduce the tax burden on individuals receiving income from the sale of patents and licenses for innovation, increase the effectiveness of tax incentives for innovative enterprises.
Key words: innovative development of economy; innovations; tax incentives; aggregate tax burden; competition; foreign economic activity; Republic of Uzbekistan
References
Astaf'eva, O. V. and Astaf'ev, E. V. (2016), "Industrial Trajectory Formation of the National Economy's Development to Ensure the Transition to a New Technological Level", Regional Economics: Theory and Practice, no. 5, pp. 109-118.
Vakhabov, A. V. and Razykova, G. Kh. (2014), Modernizatsiya ekonomiki [Modernization of the Economy], Tashkent, Republic of Uzbekistan.
Gimranova, O. B. (2015), "Tax Incentives for Activation of Innovation Activities", BIZNES-Ekspert, no. 10 [Online], available at: http://www.biznes-daily.uz/ ru/birjaexpert/35120-nalogovi-stimulo-aktivizatsii-innovatsionnoy-dyatlnosti (Accessed July 30, 2017).
Ibragimov, A. and Rashidova, G. (2010), "What Should Be the National Innovation System of Uzbekistan?", Ekonomicheskoe obozrenie, no. 6, pp. 26-32.
Ivanova, N. (2008), "Innovative Dynamics of the World Economy", The Science and Innovations, no. 6, pp. 47-52.
Kadyrov, A. A. (2014), "The Main Directions for Formation of the National Innovation System of Uzbekistan" [Online], available at: http: //www.innovation.uz/ docs/FORMING_NIS.pdf (Accessed July 13, 2017).
Kirsanov, M. Yu. (2015), "Formation of the national innovation system for development of regional economy", Abstract of Ph.D. dissertation, Economics and Management of National Economy (Regional Economy), Saint-Petersburg State Economic University, Saint-Petersburg, Russia.
Kraft, J. (2015), "Globalization and Development of National Innovative Economy", Russian Journal of Innovation Economics, vol. 5, no. 3, pp. 79-94, doi: 10.18334/ inec.5.3.588.
Mel'nikov, R. M. (2016), "Foreign Approaches to Evaluating the Return on Public Investment in Research and Development Programs and Their Applicability under Russian Conditions", Economic Analysis: Theory and Practice, no. 5, pp. 112-121.
Raizberg, B. and Morozov, N. (2008), "State Management of Innovation Processes", Ekonomist, no. 1, pp. 35-38.
Salikhov, Sh. (2015), "Uzbekistan is Developing an Effective Mechanism for Introducing Scientific Developments into the Real Sector of the Economy" [Online], available at: http://uza.uz/ru/business/innovatsii-i-proizvodstvo-29-06-2015?sphrase_id=818032 (Accessed July 18, 2017).
Semenov, K. S. (2016), "Innovative Investment: A Concept and Systematization", Finance and credit, no. 18, pp. 56-62.
Shadieva, D. (2014), "Financial Support of Innovative Activity: The Practice of Uzbekistan", Mirovoe i natsional'noe khozyaistvo, no. 4 (31) [Online], available at: http://www.mirec.ru/2014-04/finansovoe-obespecenie-innovacionnoj-deatelnosti-praktika-uzbekistana (Accessed July 21, 2017).
Shalaev, V. S. (2014), "National Innovation System Management in Modern Conditions", Intellekt. Innovatsii. Investitsii, no. 1, pp. 103-110.
Shapovalov, A. (2016), "World Ratings of Innovation Diverged in the Testimony", Kommersant", Jan. 20, p. 2.
Shakirova, F. B. (2015), "Development of Economy in Uzbekistan on the Basis of Innovation Activity (Uzbekistan, Tashkent)", Problems of Modern Economics, no. 3 (55), pp. 299-302.
Schumpeter, J. (2007), Teoriya ekonomicheskogo razvitiya. Kapitalizm, sotsializm i demokratiya [Theorie der wirtschaftlichen Entwicklung], Translated by Avtonomov, V. S., Lyubskii, M. S. and Chepurenko, A. Yu., Eksmo, Moscow, Russia.
Allen, J. and Cochrane, A. (2007), "Beyond the Territorial Fix: Regional Assemblages, Politics and Power", Regional Studies, vol. 41, no. 9, pp. 1161-1175, doi: http://dx.doi.org/10.1080/00343400701543348.
Amable, B., Barre, R. and Boyer, R. (1997), Les systèmes d'innovation à l'ère de la globalization, Economica, Paris, France.
Baldersheim, H. and Stahlberg, K. (2002), "From Guided Democracy to Multi-Level Governance: Trends in Central-Local Relations in the Nordic Countries", Local Government Studies, vol. 28, no. 3, pp. 74-90, doi: http://dx.doi. org/10.1080/714004149.
Dorin, M., Olaru, M., Andreea, M. and Eidenmüller, T. (2016), "Importance of Innovation in the Context of Changes Arising from Economic Globalization",
Proceedings of the 27th International Business Information Management Association Conference "Innovation Management and Education Excellence Vision 2020: From Regional Development Sustainability to Global Economic Growth", IBIMA, Milan, Italy, pp. 3102-3108.
Freeman, C. (1987), Technology Policy and Economic Performance; Lessons from Japan, Pinter Publishers, London, UK.
Hanssen, G. S., Nergaard, E., Pierre, J. and Skaalholt, A. (2011), "Multi-Level Governance of Regional Economic Development in Norway and Sweden: Too Much or Too Little Top-Down Control?", Urban Research and Practice, vol. 4, no. 1, pp. 38-57, doi: http://dx.doi.org/10.1080/17535069.2011.550539.
Kraft, J., Zaytsev, A. and Baranov, V. (2009), "Globalization and Innovative Factors of the Enterprises Development", Proceedings of the 9th International Conference Liberec Economic Forum 2009, TUL, Liberec, Czech Republic, pp. 193-200.
Lundvall, B.-A. (1992), National Systems of Innovation: Towards a Theory of Innovation and Interactive Learning. Pinter Publishers, London, UK.
Metcalfe, S. (1995), "The Economic Foundations of Technology Policy: Equilibrium and Evolutionary Perspectives", in Stoneman, P. (ed.), Handbook of the Economics of Innovation and Technological Change, Wiley-Blackwell, Oxford, UK, pp. 409-512.
Mingaleva, Zh. and Danilina, H. (2014), "Significance of Technological Innovations for an Increase of Competitiveness of Industrial Companies", Life Science Journal, vol. 11, no. 8s, pp. 211-215.
Oteuliev, A. A. and Mirzaev, F. I. (2015), "Ways to Raise the Role of innovative Trade Fairs in Activating the Innovative Processes in Uzbekistan", Statistics and Economics, no. 4, pp. 67-72.
Oteuliev, A. A. and Nasritdinova, G. (2017), "Financial Support for Innovative Enterprises", in Neverov, P. A. and Amanzholova, B. A. (ed.), Innovatsionnye protsessy v usloviya globalizatsii mirovoi ekonomiki: problemy, tendentsii, perspektivy [Innovation Processes in the Context of Globalization of the World Economy: Challenges, Trends, Prospects (IPEG 2017)], Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», Prague, Czech Republic, pp. 70-73.
Rodriguez, V. and Soeparwata, A. (2015), "The Governance of Science, Technology and Innovation in ASEAN and Its Member States", Journal of the Knowledge Economy, vol. 6, no. 2, pp. 228-249.
Yang, X., Zheng, L. and Xiao, H. (2015), "The Impetus Mechanism of Sustainable Innovation in Manufacturing Enterprises under Globalization", in Zhang, Zh., Zhang, R., Fernandez, V. and Liu, Sh. (ed.), 2015 International Conference on Logistics, Informatics and Service Science (LISS). Proceeding, IEEE, Barcelona, Spane, doi: 10.1109/LISS.2015.7369806.
Received August 2, 2017