Научная статья на тему 'О возможностях развития инновационного потенциала и тенденции инновационной активности предприятийпромышленности'

О возможностях развития инновационного потенциала и тенденции инновационной активности предприятийпромышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
73
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационный потенциал / инновационная активность предприятий / инновационная деятельность предприятий / НИОКР / структура затрат и источники финансирования инноваций / центры коммерциализации НИР / innovative potential / enterprises innovative activity / R&D activities / innovations cost structure and financing sources / R&D commercialization centers.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Расулев Алишер Файзиевич, Тростянский Дмитрий Валерьевич, Тростянский Дмитрий Валерьевич

Дана оценка инновационного потенциала Узбекистана и инновационной активности предприятий промышленности. Особое внимание уделяется структуре затрат на НИОКР и источникам их финансирования. Раскрываются причины, сдерживающие инновационную деятельность, установленные в ходе выборочного обследования субъектов предпринимательства в промышленности. Для определения национальных инновационных приоритетов и механизмов их реализации предлагается организация Межведомственного Координационного Совета по инновациям и трансферту технологий, а также ведомственных центров коммерциализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Расулев Алишер Файзиевич, Тростянский Дмитрий Валерьевич, Тростянский Дмитрий Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF INNOVATIVE POTENTIAL AND INDUSTRIAL ENTERPRISES INNOVATIVE ACTIVITY

The article deals with Uzbekistan innovative potential and industrial enterprises innovative activity evaluation. Special attention paid to R&D activities cost items and sources of financing. The article reveals the innovative activity constraining reasons, which were detected during the selective research of industrial enterprises. For the national innovative priorities and implementation mechanisms determination it is offered to create an Innovations and Technology transfer Interagency Coordinative Board and departmental commercialization centers.

Текст научной работы на тему «О возможностях развития инновационного потенциала и тенденции инновационной активности предприятийпромышленности»

Расулев А.Ф.,

профессор Ташкентского государственного института востоковедения, доктор экономических наук; Тростянский Д.В., главный научный сотрудник Научно-исследовательского центра «Научные основы и проблемы развития экономики Узбекистана» при ТГЭУ, доктор экономических наук;

Исламова О.А.,

старший научный сотрудник-соискатель Научно-исследовательского центра «Научные основы и проблемы развития экономики Узбекистана» при ТГЭУ

О ВОЗМОЖНОСТЯХ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА И ТЕНДЕНЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

РАСУЛЕВ А. Ф., ТРОСТЯНСКИЙ Д. В., ИСЛАМОВА О.А. ИННОВАЦИОН САЛОЦИЯТНИНГ РИВОЖЛАНИШ ИМКОНИЯТЛАРИ ВА САНОАТ КОРХОНАЛАРИНИНГ ИННОВАЦИОН ФАОЛЛИГИ ТЕНДЕНЦИЯЛАРИ

Маколада Узбекистан инновацион салох,ияти ва саноат корхоналарининг инноваци-он фаоллигига бах,о берилган. ИТТКИга харажатлар таркиби ва уларни молиялаштириш манбаларига алох,ида эътибор каратилган. Саноатда тадбиркорлик субъектларини танлаб урганиш давомида аникланган инновацион фаолиятга тускинлик килувчи омиллар очиб берилган. Миллий инновацион устуворликлар ва уларни амалга ошириш механизмлари-ни аниклаш максадида Инновациялар ва технологиялар трансферти буйича идоралар-аро мувофиклаштирувчи кенгаш х,амда идоралараро тижорат марказларини ташкил этиш таклиф килинган.

Таянч иборалар: инновацион салох,ият, корхоналарнинг инновацион фаоллиги, кор-хоналарнинг инновацион фаолияти, ИТТКИ, харажатлар таркиби ва инновацияларни молиялаштириш манбалари, ИТИни тижоратлаштириш марказлари.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 7

3

_/

РАСУЛЕВ А. Ф., ТРОСТЯНСКИИ Д. В., ИСЛАМОВА О.А. О ВОЗМОЖНОСТЯХ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА И ТЕНДЕНЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Дана оценка инновационного потенциала Узбекистана и инновационной активности предприятий промышленности. Особое внимание уделяется структуре затрат на НИОКР и источникам их финансирования. Раскрываются причины, сдерживающие инновационную деятельность, установленные в ходе выборочного обследования субъектов предпринимательства в промышленности. Для определения национальных инновационных приоритетов и механизмов их реализации предлагается организация Межведомственного Координационного Совета по инновациям и трансферту технологий, а также ведомственных центров коммерциализации.

Ключевые слова: инновационный потенциал, инновационная активность предприятий, инновационная деятельность предприятий, НИОКР, структура затрат и источники финансирования инноваций, центры коммерциализации НИР.

RASULEV A.F., TROSTYANSKIY D.V., ISLAMOVA О.А. EVALUATION OF INNOVATIVE POTENTIAL AND INDUSTRIAL ENTERPRISES INNOVATIVE ACTIVITY

The article deals with Uzbekistan innovative potential and industrial enterprises innovative activity evaluation. Special attention paid to R&D activities cost items and sources of financing. The article reveals the innovative activity constraining reasons, which were detected during the selective research of industrial enterprises. For the national innovative priorities and implementation mechanisms determination it is offered to create an Innovations and Technology transfer Interagency Coordinative Board and departmental commercialization centers.

Keywords: innovative potential, enterprises innovative activity, R&D activities, innovations cost structure and financing sources, R&D commercialization centers.

Инновационная активность промышленных предприятий характеризуется эффективностью и регулярностью инноваций, динамикой процесса созданию и реализации новшеств. Чем выше инновационная активность предприятия, тем интенсивнее его инновационная деятельность, и, следовательно, продуктивнее его функционирование. Таким образом, инновационная активность как мера интенсивности осуществления инноваций на предприятии представляет собой стратегическую характеристику его эффективности.

Инновационно-активными следует считать те предприятия, которые осуществляют внедрение технологических и продуктовых новшеств собственного авторства в виде новых продуктов и технологий (продуктовые и процессные инновации), их широкое распространение и получение коммерческого результата. Также инновационно-активными являются предприятия, вне-

дряющие новшества, приобретенные на основе покупки патента или лицензии.

Инновации определяются не только изобретениями, техническими решениями, но и социальными изменениями. Так, инновационно-активными следует считать предприятия, которые занимаются реинжинирингом, вводят прогрессивные системы работы с персоналом, новые тех-

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 7

Таблица 1. Основные показатели равития научно-технического потенциала Узбекистана1

№ Показатели 2009 2010 2011 2012 2013

1 Количество организаций, выполняющих научные исследования,всего 413 402 317 313 304

в том числе:

НИИ 148 149 156 142 141

конструкторские 4 4 3 2 2

проектные и проектно-изыскательские 25 28 12 12 10

ВУЗы 77 80 80 78 78

промышленные предприятия 3 4 5 8 6

прочие 156 137 61 71 67

2 Численность работников, выполнявших НИОКР, всего 36170 35550 36173 14618 14027

в том числе:

НИИ 10064 9896 10070 9191 9203

конструкторские 492 423 236 207 190

проектные и проектно-изыскательские 447 317 315 329 290

ВУЗы 23130 23335 24041 2907 2310

промышленные предприятия 321 404 399 367 493

прочие 1716 1175 1112 1617 1541

нологии продвижения товаров на рынок и т.п. При этом организационные инновации по конечному результату могут быть вполне соизмеримы с технологическими инновациями.

За рубежом деятельность по изучению инновационной активности предприятий регламентируется «Руководством Осло»2. В нем оцениваются только технологические инновации, т.е. новые продукты и процессы, а также их значительные технологические изменения. Инновация считает-

1 Основные показатели развития научно-технического потенциала и инноваций Республики Узбекистан за 2009 г. - Т.: Госкомстат РУз, 2010; Основные показатели развития научно-технического потенциала и инноваций Республики Узбекистан за 2010 г. - Т.: Госкомстат РУз, 2011; Основные показатели развития научно-технического потенциала и инноваций Республики Узбекистан за 2011 г. - Т.: Госкомстат РУз, 2012; Основные показатели развития научно-технического потенциала и инноваций Республики Узбекистан за 2012 г. - Т.: Госкомстат РУз, 2013; Основные показатели развития научно-технического потенциала и инноваций Республики Узбекистан за 2013 г. - Т.: Госкомстат РУз, 2014.

2 Proposed Guidelines for Collecting and Interpreting Technological Innovation Data: Oslo Manual. Paris: OECD, Eurostat, 1997.

ся осуществленной, если она внедрена на рынке или в производственном процессе. Минимальное условие для учета в качестве инновации состоит в том, что продукт или процесс должен быть новым (или значительно усовершенствованным) для предприятия. Иными словами, представленная в «Руководство Осло» методика расчета инновационной активности ориентирована на технологические инновации, а также завершенные, реализованные новшества.

Следует различать инновационную активность и инновационный потенциал предприятия. Под потенциалом понимается совокупность различных видов ресурсов, включая материально-технические, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и др., необходимые для осуществления инновационной деятельности. Потенциал, наряду с остальными факторами, характеризующими деятельность предприятия по созданию новшеств и их практической реализации содействует и обеспечивает необходимыми ресурсами инновационную активность предприятия. Таким образом, инновационная активность

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 7

Таблица 2. Объемы НИОКР и источники их финансирования, миллиардов сум1

№ Показатели 2009 2010 2011 2012 2013

1 Объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, всего 99,5 122,7 157,9 202,4 244,3

в том числе организации:

НИИ 63,7 83,8 110,9 125,2 148,3

конструкторские 8,0 4,34 3,85 2,11 2,37

проектные и проектно-изыскательские 15,2 14,9 15,8 7,41 9,57

ВУЗы - - - 25,5 28,7

промышленные предприятия 0,67 0,73 1,28 10,6 18,7

прочие 11,8 18,9 26,1 31,6 36,7

2 Источники финансирования исследований и разработок, всего 97,5 118,1 148,6 192,7 229,4

бюджетные средства 43,9 71,0 93,8 109,8 134,9

бюджетные ассигнования ВУЗов 8,52 - - - -

средства внебюджетных фондов 2,72 6,0 3,71 4,38 3,13

собственные средства 17,3 12,8 18,1 32,5 45,4

средства заказчика 23,0 25,4 32,3 45,1 43,8

иностранные источники 2,07 2,90 0,62 1,07 2,09

представляет собой уровень интенсивности реализации инновационного потенциала предприятия.

В табл. 1 представлен перечень основных количественных показателей развития научно-технического потенциала Узбекистана за 2009-2013 г.г.

Как видно из табл. 1 количество организаций, выполняющих научные исследования, за 2009-2013 г.г. уменьшилось с 413 до 304. Причем наметилась тенденция сокращения количества конструкторских бюро, проектных и проектно-изыскатель-ских организаций, которые были тесно связаны с промышленными предприя-

1 Основные показатели развития научно-технического потенциала и инноваций Республики Узбекистан за 2009 г. - Т.: Госкомстат РУз, 2010; Основные показатели развития научно-технического потенциала и инноваций Республики Узбекистан за 2010 г. - Т.: Госкомстат РУз, 2011; Основные показатели развития научно-технического потенциала и инноваций Республики Узбекистан за 2011 г. - Т.: Госкомстат РУз, 2012; Основные показатели развития научно-технического потенциала и инноваций Республики Узбекистан за 2012 г. - Т.: Госкомстат РУз, 2013; Основные показатели развития научно-технического потенциала и инноваций Республики Узбекистан за 2013 г. - Т.: Госкомстат РУз, 2014.

тиями. Основным субъектом реализации НИР являются научно-исследовательские институты, удельный вес которых увеличился с 36 до 46% в 2013 г. В этих организациях занято до 65% ученых и специалистов, выполняющих НИОКР. Вместе с тем за последние годы удельный вес работ выполняемых научно-исследовательскими институтами в общем объеме научно-исследовательских и опытно конструкторских работ, несмотря на абсолютный рост, снизился с 70,2% в 2011 г. до 60,7% в 2013 г. и составил 244,3 миллиардов сум (табл. 2). Следует отметить такую позитивную тенденцию как увеличение объемов НИОКР, выполняемых промышленными предприятиями с 0,67 до 18,7 миллиардов сум.

Основным источником финансирования исследований и разработок являются бюджетные средства, удельный вес которых достиг 45,0-63,1% составил в 2013 г. 134,9 миллиардов сум. Доля собственных средств и вложений заказчика за последние годы возросла до 19%. Иностранные источники пока еще не занимают существенного места в структуре финансирования НИОКР.

В структуре затрат на НИОКР основной удельный вес до (68%) приходится на НИИ,

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 7

Таблица 3. Структура затраты на НИОКР, миллиардов сум1

№ Показатели 2009 2010 2011 2012 2013

1 Затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, всего 100,3 123,8 153,6 197,9 237,6

в том числе:

НИИ 68,3 85,0 105,7 118,0 143,9

конструкторские 3,37 1,61 1,59 2,12 2,37

проектные и проектно-изыскательские 4,66 4,58 4,57 7,66 7,67

ВУЗы 10,1 12,6 19,4 24,7 31,3

промышленные предприятия 5,25 8,69 9,44 10,5 11,9

прочие 8,66 11,3 12,9 34,9 40,5

Из них

фундаментальные 12,7 17,7 22,0 30,3 39,4

прикладные 33,0 48,7 61,5 89,8 94,7

научно-технические разработки 43,2 47,5 49,5 36,0 64,2

капитальные затраты 5,69 0,56 0,61 1,0 0,90

договора со сторонними организациями 2,82 5,70 5,01 5,18 8,22

однако за последние годы он несколько уменьшился и составил в 2013 г. 60% или 143,9 миллиардов сум. Соответственно увеличились доли ВУЗов (с 10,1 до 31,3 миллиардов сум) и промышленных предприятий (с 5,25 до 11,9 миллиардов сум) (табл. 3). За последние годы наблюдается некоторое увеличение затрат выделяемых на фундаментальные исследования с 12,7 (12,7%) до 39,4 миллиардов сум (16,6%). Вместе с тем 94,7 миллиардов сум или 39,8% приходится на прикладные исследования, затраты на которые сократились и составили 64,2 миллиардов сум, (27% ) -научно-технические разработки, что в 1,8 раза выше уровня 2012 г.

1 Основные показатели развития научно-технического потенциала и инноваций Республики Узбекистан за 2009 г. - Т.: Госкомстат РУз, 2010; Основные показатели развития научно-технического потенциала и инноваций Республики Узбекистан за 2010 г. - Т.: Госкомстат РУз, 2011; Основные показатели развития научно-технического потенциала и инноваций Республики Узбекистан за 2011 г. - Т.: Госкомстат РУз, 2012; Основные показатели развития научно-технического потенциала и инноваций Республики Узбекистан за 2012 г. - Т.: Госкомстат РУз, 2013; Основные показатели развития научно-технического потенциала и инноваций Республики Узбекистан за 2013 г. - Т.: Госкомстат РУз, 2014.

С 2010 по 2013 г.г. количество предприятий производящих инновации увеличилось в 2,9 раза и достигло 842, причем доля малых предприятий и микрофирм в них возросла более чем в 9 раз по сравнению с 2011 г. Из них количество предприятий производящих инновации в промышленности повысилось в 3,7 раза, главным образом за счет субъектов малого бизнеса, удельный вес которых в 2013 г. достиг 84% против 54% в 2009 г.(табл. 4).

Объем производства инноваций, выполненных собственными силами, за этот же период вырос в 2,5 раза, а малыми предприятиями и микрофирмами в 3,6 раза. Вместе с тем удельные показатели производства инноваций на одно предприятие в целом по экономике уменьшились с 41,0 до 4,6 миллиардов сум, а по малому бизнесу с 0,72 до 0,65 миллиардов сум. По промышленности данные показатели уменьшились соответственно с 13,4 до 7,91 и с 1,5 до 0,86 миллиардов сум.

Аналогичные тенденции сохраняются по объемам реализованных инноваций, выполненных собственными силами (без НДС и акцизов). Это свидетельствует, что малые предприятия и микрофирмы в промышлен-

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 7

Таблица 4. Инновационная деятельность промышленных предприятий1

№ Показатель 2010 2011 2012 2013

1 Количество предприятий и организаций, производивших инновации, всего 289 447 338 842

в том числе малых предприятий и микрофирм 156 67 95 634

из них в промышленности, всего 132 135 136 493

в том числе малых предприятий и микрофирм 71 48 72 414

2 Объем производства инноваций, выполненных собственными силами, всего, миллиардов сум 1849,0 1348,7 3635,9 4614,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в том числе малых предприятий и микрофирм 113,2 116,1 265,4 409,8

из них в промышленности, всего, миллиардов сум 1762,2 1193,2 3533,8 3900,7

в том числе малых предприятий и микрофирм 108,0 111,7 232,4 355,4

3 Объем реализованных инноваций, выполненных собственными силами (без НДС и акциза), всего, миллиардов сум 1816,7 1313,7 3263,5 4249,7

в том числе малых предприятий и микрофирм 94,7 104,9 211,3 413,7

из них в промышленности, всего, миллиардов сум 1737,2 1158,5 3174,4 3583,6

в том числе малых предприятий и микрофирм 92,5 100,5 179,8 348,8

ности функционируют более эффективно, чем по экономике в целом.

Всего за 2009-2013 г.г. в республике было внедрено 2383 инноваций, из которых 2366 или 99,3% приходится на технологические, 100 - маркетинговые и 102 - организационные инновации. Из общего количества технологических инноваций 1238 или 52,3% составляют продуктовые и 1128 или 47,7% процессные. 1038 или 49% технологических инноваций было внедрено в промышленности. Наибольшее количество технологических инноваций 818 (34,6%) было внедрено в 2011 г., из которых 300 (7,8%) в промышленности. Это обусловлено завершением

1 Основные показатели развития научно-технического потенциала и инноваций Республики Узбекистан за 2009 г. - Т.: Госкомстат РУз, 2010; Основные показатели развития научно-технического потенциала и инноваций Республики Узбекистан за 2010 г. - Т.: Госкомстат РУз, 2011; Основные показатели развития научно-технического потенциала и инноваций Республики Узбекистан за 2011 г. - Т.: Госкомстат РУз, 2012; Основные показатели развития научно-технического потенциала и инноваций Республики Узбекистан за 2012 г. - Т.: Госкомстат РУз, 2013; Основные показатели развития научно-технического потенциала и инноваций Республики Узбекистан за 2013 г. - Т.: Госкомстат РУз, 2014.

тематики НИР по фундаментальным, прикладным и инновационным проектам и как следствие количества организаций внедряющих инновации (табл. 5).

Следует отметить, что непосредственно в промышленности количество внедренных инноваций и организаций, осуществляющих данный процесс практически мало подвержен временному лагу, т.к. он требует более длительного периода адаптации нововведений непосредственно к производству.

Необходимо отметить, что количество созданных новых технологий и программных средств с 2009 по 2013 г.г. неуклонно снижается с 470 до 230, т.е. на 51%. Особенно низкими результативными показателями характеризуется 2013 г. в котором количество изобретений, баз данных, ноу-хау и соглашений на передачу технологий, программных продуктов достигло минимальных значений. Основной упор в данной сфере делался на приобретение необходимого оборудования (табл. 6).

Количество приобретенных новых технологий, программных средств достигло в 2013 г. максимальных значений, также вследствие значительного роста покупки

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 7

Таблица 5. Инновационная активность предприятий и организаций1

№ Количество внедренных инноваций 2009 2010 2011 2012 2013

1 Количество внедренных инноваций,всего 527 500 842 699 1334

Из них:

1.1 Технологические инновации, всего в том числе 462 462 818 624 1262

продуктовые 229 301 418 290 855

процессные 233 161 400 334 407

1.2 Маркетинговые 42 32 9 17 32

1.3 Организационные 23 6 15 58 40

2 Внедренные технологические инновации в промышленности 231 243 300 264 665

3 Количество организаций, внедрявших технологические инновации, всего 140 145 185 164 725

из них в промышленности 77 87 83 67 422

оборудования (871 против 11 в 2011 г.), а также увеличения приобретенного программного обеспечения. Что касается приобретения изобретений, промышленных образцов, баз данных, ноу-хау и соглашений на передачу технологий, то оно в сумме составляет лишь 1%. Низкими значениями характеризуется и количество переданных новых технологий, программных средств, что свидетельствует о снижении инновационной активности в целом.

Основной причиной, которая сдерживает инновационную деятельность, установленной в ходе выборочного обследования субъектов предпринимательства в промышленности является недостаток финансовых средств. На это в разные годы указывали 48,9-74,6% респондентов (табл. 7).

Кроме того, 5,2-31,4% респондентов назвали в качестве основной причины отсутствие потребности в инновациях. Сле-

1 Основные показатели развития научно-технического потенциала и инноваций Республики Узбекистан за 2009 г. - Т.: Госкомстат РУз, 2010; Основные показатели развития научно-технического потенциала и инноваций Республики Узбекистан за 2010 г. - Т.: Госкомстат РУз, 2011; Основные показатели развития научно-технического потенциала и инноваций Республики Узбекистан за 2011 г. - Т.: Госкомстат РУз, 2012; Основные показатели развития научно-технического потенциала и инноваций Республики Узбекистан за 2012 г. - Т.: Госкомстат РУз, 2013; Основные показатели развития научно-технического потенциала и инноваций Республики Узбекистан за 2013 г. - Т.: Госкомстат РУз, 2014.

дующими причинами, сдерживающими инновационную деятельность, являются высокая стоимость инноваций и высокий экономический риск. На это указали соответственно 5,3-20,2% и 6,4-9,6% респондентов. Необходимо отметить, что проблему неразвитости инновационной инфраструктуры выделили, несмотря на ее актуальность, лишь 1,6-6,1% опрошенных. Это обусловлено тем, что с ней сталкиваются лишь те респонденты, сумевшие преодолеть первоочередные проблемы.

Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы. Отечественная наука все еще характеризуется: значительными издержками, централизованным управлением и преимущественно бюджетным финансированием. Научные организации Узбекистана укомплектованы научными специалистами соответствующей квалификации, однако, в большинстве, весьма слабы по своим финансовым возможностям. Большую часть коммерческих сделок на внутреннем рынке технологий составляют соглашения, объектами которых являются разработки, находящиеся в стадии технического решения. Серьезными недостатками подобных сделок выступают, с одной стороны, существенные расходы на внедрение и связанные с этим риски для предприятий, а с другой - отсутствие гарантий обеспечения заданных технико-экономических характеристик при освоении объектов соглашений в производстве. Именно поэто-

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 7

Таблица 6. Количество созданных, приобретенных и переданных организацией новых

технологий1

№ Количество 2009 2010 2011 2012 2013

1 Количество созданных новых технологий, программных средств, всего 477 334 365 291 230

из них

- изобретений 43 41 56 89 10

- промышленных образцов 2 10 1 59 4

- ноу-хау, соглашения на передачу технологий 19 11 7 12 2

- покупка оборудования 85 67 57 18 92

- приобретение базы данных 12 23 28 111 6

- программное обеспечение 126 36 59 4 9

- прочие 190 146 157 - 18

2 Количество приобретенных новых технологий, программных средств, всего 655 484 753 293 974

из них

- изобретений 37 25 32 50 2

- промышленных образцов 2 2 1 35 3

- ноу-хау, соглашения на передачу технологий 5 4 7 4 2

- покупка (продажа) оборудования 429 347 611 11 871

- приобретение базы данных 5 8 9 91 3

- программное обеспечение 96 44 35 5 64

- прочие 81 54 58 - 29

3 Количество переданных новых технологий, программных средств, всего 160 279 135 59 47

из них

- изобретений 30 5 30 16 3

- промышленных образцов 1 1 - 11 3

- ноу-хау, соглашения на передачу технологий 3 2 3 - -

- покупка оборудования 20 250 6 1 1

- приобретение базы данных 8 2 2 1 -

- программное обеспечение 18 14 18 - -

- прочие 80 5 76 46 41

му технологическое обновление производства преимущественно опирается на импорт технологий, а не на отечественные разработки.

1 Основные показатели развития научно-технического потенциала и инноваций Республики Узбекистан за 2009 г. - Т.: Госкомстат РУз, 2010; Основные показатели развития научно-технического потенциала и инноваций Республики Узбекистан за 2010 г. - Т.: Госкомстат РУз, 2011; Основные показатели развития научно-технического потенциала и инноваций Республики Узбекистан за 2011 г. - Т.: Госкомстат РУз, 2012; Основные показатели развития научно-технического потенциала и инноваций Республики Узбекистан за 2012 г. - Т.: Госкомстат РУз, 2013; Основные показатели развития научно-технического потенциала и инноваций Республики Узбекистан за 2013 г. - Т.: Госкомстат РУз, 2014.

Значительная часть зарегистрированных в Узбекистане изобретений направлена на поддержание или незначительное усовершенствование существующих и в большинстве своем устаревших видов техники и технологий. Подобные изобретения, не требующие длительной подготовки производства и коренных технологических изменений, внедряются относительно быстро, но уже через 2-3 года их использование перестает давать какой-либо экономический эффект.

Чтобы изменить ситуацию, необходимо, чтобы государство выступило инициатором создания полноценной системы, позволяющей четко отбирать жизнеспособные

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 7

Таблица 7. Причины сдерживающие инновационную деятельности в промышленности1

(в % к числу ответивших респондентов)

№ Количество внедренных инноваций 2009 2010 2011 2012 2013

1 Недостаток финансовых средств 71,4 48,9 57,8 74,6 76,3

2 Низкий спрос на инновации 5,5 4,9 4,2 8,8 8,5

3 Высокая стоимость нововведений 6,7 9,3 5,3 20,2 10,8

4 Высокий экономический риск 6,5 9,0 6,4 9,6 4,6

5 Недостаток квалифицированного персонала 3,9 3,8 3,3 10,5 9,0

6 Недостаток информации о новых технологиях 5,5 3,7 3,8 5,3 5,3

7 Неразвитость инновационной инфраструктуры 3,3 2,1 1,6 6,1 3,2

8 Отсутствие необходимости в инновациях 15,1 5,2 31,4 20,2 18,2

проекты, которые могут принести реальную пользу экономике, а не поддерживать всю действующую систему организаций, занятых в сфере научных исследований.

Для определения национальных инновационных приоритетов и механизмов их реализации целесообразна организация Межведомственного Координационного Совета по инновациям и трансферту технологий. В его работе, помимо министерств, Академии наук, государственных и крупных коммерческих банков, Фонда реконструкции и развития, необходимо привлечь соответствующие ведомства и крупные промышленные предприятия. Более тщательному отбору послужит и организация ведомственных центров коммерциализации (АН, Минвуз РУз, Минздрав РУз), которые смогут дать объективную оценку выдвигаемым прикладным и инновационным проектам с позиции возможности их практической реализации на основе маркетингового анализа потенциальных потребителей. Тогда, бизнес, удостоверившись, что их внедрение действительно даст ощутимый результат, подключится к их финансированию.

Что касается проблемы кадрового обеспечения инновационной сферы, то она будет решаться в процессе глубокого реформирования системы организации фундаментальной науки, осуществляемого в республике. Это послужит укреплению научного и образовательного потенциала высших учебных заведений страны, возможностям привлечения талантливой

молодежи к научно-исследовательской работе на ранней стадии подготовки непосредственно в процессе обучения.

Цели и направления инновационной политики государства определяются, прежде всего, характерной особенностью той или иной отрасли, ее производственно-экономическим потенциалом и уровнем конкурентоспособности основной продукции. Все отрасли промышленности страны в зависимости от уровня конкурентоспособности своей продукции можно разделить на три группы. Первая группа отраслей обладает большим конкурентоспособным потенциалом и работает на мировом рынке. Это отрасли топливно-энергетического комплекса.

Отрасли второй группы производят продукцию, близкую к конкурентоспособной на мировом рынке. Это машиностроение, цветная металлургия, химическая, легкая и пищевая промышленность.

Отрасли третьей группы включают в себя черную металлургию, промышленность строительных материалов, энергетику. Их продукция ориентирована главным образом на внутренний рынок.

Инновационная политика в отношении этих групп отраслей отличается по характеру, масштабам, объему ресурсов и т.д. В этой связи к основным направлениям государственной инновационной политики можно отнести:

- разработку и совершенствование нормативно-правового обеспечения иннова-

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 7

ционной деятельности, механизмов ее стимулирования;

- создание системы поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышения конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции;

- развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая систему информационного обеспечения, систему экспертизы, финансово-экономическую систему, систему сертификации и продвижения разработок и т.д.;

- развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для функционирования малых организаций и оказания

им государственной поддержки на начальном этапе деятельности;

- совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ. Реализация в отраслях экономики относительно небольших и быстро окупаемых инновационных проектов с участием частных инвесторов, при поддержке государства, позволит поддержать наиболее перспективные производства и организации, усилить приток в них частных инвестиций;

- реализацию приоритетных направлений, способных преобразовывать соответствующие отрасли экономики страны и ее регионов.

Литература:

1. Основные показатели развития научно-технического потенциала и инноваций Республики Узбекистан за 2009 г. - Т.: Госкомстат РУз, 2010.

2. Основные показатели развития научно-технического потенциала и инноваций Республики Узбекистан за 2010 г. - Т.: Госкомстат РУз, 2011.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Основные показатели развития научно-технического потенциала и инноваций Республики Узбекистан за 2011 г. - Т.: Госкомстат РУз, 2012.

4. Основные показатели развития научно-технического потенциала и инноваций Республики Узбекистан за 2012 г. - Т.: Госкомстат РУз, 2013.

5. Основные показатели развития научно-технического потенциала и инноваций Республики Узбекистан за 2013 г. - Т.: Госкомстат РУз, 2014.

6. Proposed Guidelines for Collecting and Interpreting Technological Innovation Data: Oslo Manual. Paris: OECD, Eurostat, 1997.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.