Расулев А.Ф.
доктор экономических наук, профессор, Ташкентский институт
востоковедения, Узбекистан, г. Ташкент
Тростянский Д.В.
доктор экономических наук, главный научный сотрудник Научно-исследовательского центра
«Научные основы и проблемы развития экономики Узбекистана» при Ташкентском государственном экономическом университете, Узбекистан, г. Ташкент
Исламова О.А.
тарший научный сотрудник,
соискатель Научно-исследовательского центра «Научные основы и проблемы развития экономики Узбекистана» при Ташкентском государственном экономическом университете, Узбекистан, г. Ташкент
УДК 338.2
ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА И ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ
В статье дана оценка инновационного потенциала Узбекистана и инновационной активности предприятий промышленности. Особое внимание уделяется структуре затрат на НИОКР и источникам их финансирования. Раскрываются причины, сдерживающие инновационную деятельность, установленные в ходе выборочного обследования субъектов предпринимательства в промышленности. Для определения национальных инновационных приоритетов и механизмов их реализации предлагается организация Межведомственного Координационного Совета по инновациям и трансферту технологий, а также ведомственных центров коммерциализации.
Ключевые слова: инновационный потенциал, инновационная активность предприятий, инновационная деятельность предприятий, НИОКР, структура затрат и источники финансирования инноваций, центры коммерциализации НИР.
EVALUATION OF INNOVATIVE POTENTIAL AND INDUSTRIAL ENTERPRISES INNOVATIVE ACTIVITY
The article deals with Uzbekistan innovative potential and industrial enterprises innovative activity evaluation. Special attention paid to R&D activities cost items and sources of financing. The article reveals the innovative activity contraining reasons, which were detected during the selective research of industrial enterprises. For the national innovative priorities and implementation mechanisms determination it is offered to create an Innovations and Technology transfer Interagency Coordinative Board and departmental commercialization centers.
Key words: innovative potential, enterprises innovative activity, R&D activities, innovations cost structure and financing sources, R&D commercialization centers.
Инновационная активность промышленных предприятий характеризуется эффективностью и регулярностью инноваций, динамикой процесса создания и реализации новшеств. Чем выше инновационная активность предприятия, тем интенсивнее его инновационная деятельность и, следовательно, продуктивнее его функционирование. Таким образом, иннова-
ционная активность как мера интенсивности осуществления инноваций на предприятии представляет собой стратегическую характеристику его эффективности.
Инновационно активными следует считать те предприятия, которые осуществляют внедрение технологических и продуктовых новшеств собственного авторства в виде новых продуктов и технологий (про-
дуктовые и процессные инновации), их широкое распространение и получение коммерческого результата. Также инновационно активными являются предприятия, внедряющие новшества, приобретенные на основе покупки патента или лицензии.
Инновации определяются не только изобретениями, техническими решениями, но и социальными изменениями. Так, инновационно активными следует считать предприятия, которые занимаются реинжинирингом, вводят прогрессивные системы работы с персоналом, новые технологии продвижения товаров на рынок и т. п. При этом организационные инновации по конечному результату могут быть вполне соизмеримы с технологическими инновациями.
За рубежом деятельность по изучению инновационной активности предприятий регламентируется «Руководством Осло» [1]. В нем оцениваются только технологические инновации, то есть новые продукты и процессы, а также их значительные технологические изменения. Инновация считается осуществленной, если она внедрена на рынке или в производственном процессе. Минимальное условие для учета в качестве инновации состоит в том, что продукт или
Основные показатели равития научно-т<
процесс должен быть новым (или значительно усовершенствованным) для предприятия. Иными словами, представленная в «Руководстве Осло» методика расчета инновационной активности ориентирована на технологические инновации, а также завершенные, реализованные новшества.
Следует различать инновационную активность и инновационный потенциал предприятия. Под потенциалом понимается совокупность различных видов ресурсов, включая материально-технические, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и другие, необходимые для осуществления инновационной деятельности. Потенциал, наряду с остальными факторами, характеризующими деятельность предприятия по созданию новшеств и их практической реализации, содействует и обеспечивает необходимыми ресурсами инновационную активность предприятия. Таким образом, инновационная активность представляет собой уровень интенсивности реализации инновационного потенциала предприятия.
В табл. 1 представлен перечень основных количественных показателей развития научно-технического потенциала Узбекистана за 2009-2013 годы.
Таблица 1
нического потенциала Узбекистана [2-6]
Показатели 2009 2010 2011 2012 2013
1. Количество организаций, выполняющих
научные исследования, всего 413 402 317 313 304
в том числе:
- НИИ 148 149 156 142 141
- конструкторские 4 4 3 2 2
- проектные и проектно-изыскательские 25 28 12 12 10
- вузы 77 80 80 78 78
- промышленные предприятия 3 4 5 8 6
- прочие 156 137 61 71 67
2. Численность работников, выполнявших
НИОКР, всего 36 170 35 550 36 173 14 618 14 027
в том числе:
- НИИ 10 064 9 896 10 070 9 191 9 203
- конструкторские 492 423 236 207 190
- проектные и проектно-изыскательские 447 317 315 329 290
- вузы 23 130 23 335 24 041 2 907 2 310
- промышленные предприятия 321 404 399 367 493
- прочие 1 716 1 175 1 112 1 617 1 541
Как видно из табл. 1, количество организаций, выполняющих научные исследования, за 2009-2013 годы уменьшилось с 413 до 304. Причем наметилась тенденция сокращения количества конструкторских бюро, проектных и проектно-изыскательских организаций, которые были тесно связаны с промышленными предприятиями. Основным субъектом реализации НИР являются научно-исследовательские институты, удельный вес которых увеличился с 36 до 46 % в 2013 году.
В этих организациях занято до 65 % ученых и специалистов, выполняющих НИОКР. Вместе с тем за последние годы удельный вес их в объеме научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, несмотря на абсолютный рост, понизился с 70,2 % в 2011 году до 60,7 % в 2013 году и составил 244,3 млрд. сум (табл. 2). Следует отметить такую позитивную тенденцию, как увеличение объемов НИОКР, выполняемых промышленными предприятиями, с 0,67 до 18,7 млрд. сум.
Таблица 2
Объемы НИОКР и источники их финансирования, млрд. сум [2-6]
Показатели 2009 2010 2011 2012 2013
1. Объем научно-исследовательских
и опытно-конструкторских разработок, всего 99,5 122,7 157,9 202,4 244,3
в том числе:
- НИИ 63,7 83,8 110,9 125,2 148,3
- конструкторские 8,0 4,34 3,85 2,11 2,37
- проектные и проектно-изыскательские 15,2 14,9 15,8 7,41 9,57
- вузы - - - 25,5 28,7
- промышленные предприятия 0,67 0,73 1,28 10,6 18,7
- прочие 11,8 18,9 26,1 31,6 36,7
2. Источники финансирования
исследований и разработок, всего: 97,5 118,1 148,6 192,7 229,4
- бюджетные средства 43,9 71,0 93,8 109,8 134,9
- бюджетные ассигнования вузов 8,52 - - - -
- средства внебюджетных фондов 2,72 6,0 3,71 4,38 3,13
- собственные средства 17,3 12,8 18,1 32,5 45,4
- средства заказчика 23,0 25,4 32,3 45,1 43,8
- иностранные источники 2,07 2,90 0,62 1,07 2,09
Основным источником финансирования исследований и разработок являются бюджетные средства, удельный вес которых достиг 45,0-63,1 % и составил в 2013 году 134,9 млрд. сум. Доля собственных средств и вложений заказчика за последние годы возросла до 19 %. Иностранные источники пока еще не оказывают существенного влияния в структуре финансирования НИОКР.
В структуре затрат на НИОКР основной удельный вес до (68 %) приходится на НИИ, однако за последние годы он несколько уменьшился и составил в 2013 году
60 %, или 143,9 млрд. сум. Соответственно увеличились доли вузов (с 10,1 до 31,3 млрд. сум) и промышленных предприятий (с 5,25 до 11,9 млрд. сум) (табл. 3). За последние годы несколько увеличились затраты, выделяемые на фундаментальные исследования, с 12,7 (12,7 %) до 39,4 млрд. сум (16,6 %). Вместе с тем 94,7 млрд. сум, или 39,8 %, приходится на прикладные исследования, затраты на которые сократились, 64,2 млрд. сум (27 %) -на научно-технические разработки, что в 1,8 раза выше уровня 2012 года.
Таблица 3
Структура затрат на НИОКР, млрд. сум [2-6]
Показатели 2009 2010 2011 2012 2013
1. Затраты на научно-исследовательские
и опытно-конструкторские разработки, всего 9100,3 123,8 153,6 197,9 237,6
в том числе:
- НИИ 68,3 85,0 105,7 118,0 143,9
- конструкторские 3,37 1,61 1,59 2,12 2,37
- проектные и проектно-изыскательские 4,66 4,58 4,57 7,66 7,67
- вузы 10,1 12,6 19,4 24,7 31,3
- промышленные предприятия 5,25 8,69 9,44 10,5 11,9
- прочие 8,66 11,3 12,9 34,9 40,5
Из них
фундаментальные 12,7 17,7 22,0 30,3 39,4
прикладные 33,0 48,7 61,5 89,8 94,7
научно-технические разработки 43,2 47,5 49,5 36,0 64,2
капитальные затраты 5,69 0,56 0,61 1,0 0,90
договоры со сторонними организациями 2,82 5,70 5,01 5,18 8,22
С 2010 по 2013 год количество предприятий, производящих инновации, увеличилось в 2,9 раза и достигло 842, причем доля малых предприятий и микрофирм в них возросла более чем в 9 раз по сравнению с 2011 годом. Из них количество
предприятий, производящих инновации в промышленности, повысилось в 3,7 раза, главным образом за счет субъектов малого бизнеса, удельный вес которых в 2013 году достиг 84 % против 54 % в 2009 году (табл. 4).
Объем производства инноваций, выполненных собственными силами, за этот же период вырос в 2,5 раза, а малыми предприятиями и микрофирмами в 3,6 раза. Вместе с тем удельные показатели производства инноваций на одно предприятие в целом по экономике уменьшились с 41,0 до 4,6 млрд. сум, а по малому бизнесу с 0,72 до 0,65 млрд. сум. По промышленности данные пока-
Инновационная деятельность п
затели уменьшились соответственно с 13,4 до 7,91 и с 1,5 до 0,86 млрд. сум.
Аналогичные тенденции сохраняются по объемам реализованных инноваций, выполненных собственными силами (без НДС и акцизов). Это свидетельствует о том, что малые предприятия и микрофирмы в промышленности функционируют более эффективно, чем по экономике в целом.
Таблица 4
1мышленных предприятий [2-6]
Показатели 2010 2011 2012 2013
1 Количество предприятий и организаций, производивших инновации, всего в том числе малых предприятий и микрофирм 289 156 447 67 338 95 842 634
из них в промышленности, всего в том числе малых предприятий и микрофирм 132 71 135 48 136 72 493 414
2 Объем производства инноваций, выполненных собственными силами, всего, млрд. сум в том числе малых предприятий и микрофирм 1 849,0 113,2 1 348,7 116,1 3 635,9 265,4 4 614,6 409,8
из них в промышленности, всего, млрд. сум в том числе малых предприятий и микрофирм 1 762,2 108,0 1 193,2 111,7 3 533,8 232,4 3 900,7 355,4
3 Объем реализованных инноваций, выполненных собственными силами (без НДС и акциза), всего, млрд. сум в том числе малых предприятий и микрофирм 1 816,7 94,7 1 313,7 104,9 3 263,5 211,3 4 249,7 413,7
из них в промышленности, всего, млрд. сум в том числе малых предприятий и микрофирм 1 737,2 92,5 1 158,5 100,5 3 174,4 179,8 3 583,6 348,8
Всего за 2009-2013 годы в республике было внедрено 2 383 инновации, из которых 2 366, или 99,3 %, приходится на технологические, 100 - маркетинговые и 102 - организационные инновации. Из общего количества технологических инноваций 1 238, или 52,3 %, составляют продуктовые и 1 128, или 47,7 %, процессные. 1 038, или 49 %, технологических инноваций было внедрено в промышленности. Наибольшее количество технологических инноваций - 818 (34,6 %) было внедрено в 2011 году, из которых 300 (7,8 %) -
Инновационная активность п|
в промышленности. Это обусловлено завершением тематики НИР по фундаментальным, прикладным и инновационным проектам и, как следствие, количества организаций, внедряющих инновации (табл. 5).
Следует отметить, что непосредственно в промышленности количество внедренных инноваций и организаций, осуществляющих данный процесс, практически мало подвержено временному лагу, так как он требует более длительного периода адаптации нововведений непосредственно к производству.
Таблица 5
дприятий и организаций [2-6]
№ Количество внедренных инноваций 2009 2010 2011 2012 2013
1 Количество внедренных инноваций, всего 527 500 842 699 1 334
Из них:
1.1 Технологические инновации, всего в том числе: 462 462 818 624 1 262
продуктовые процессные 229 233 301 161 418 400 290 334 855 407
1.2 Маркетинговые 42 32 9 17 32
1.3 Организационные 23 6 15 58 40
2 Внедренные технологические инновации в промышленности 231 243 300 264 665
3 Количество организаций, внедрявших технологические инновации, всего 140 145 185 164 725
из них в промышленности 77 87 83 67 422
Необходимо отметить, что количество созданных чество изобретений, баз данных, ноу-хау и соглаше-новых технологий и программных средств с 2009 по ний на передачу технологий, программных продук-2013 год неуклонно снижается - с 470 до 230, то есть тов достигло минимальных значений. Основной упор на 51 %. Особенно низкими результативными пока- в данной сфере делался на приобретение необходи-зателями характеризуется 2013 год, в котором коли- мого оборудования (табл. 6).
Таблица 6
Количество созданных, приобретенных и переданных организацией новых технологий [2-6]
№ Количество 2009 2010 2011 2012 2013
1 Количество созданных новых технологий,
программных средств, всего 477 334 365 291 230
из них:
- изобретения 43 41 56 89 10
- промышленные образцы 2 10 1 59 4
- ноу-хау, соглашения на передачу технологий 19 11 7 12 2
- покупка оборудования 85 67 57 18 92
- базы данных 12 23 28 111 6
- программное обеспечение 126 36 59 4 9
- прочие 190 146 157 - 18
2 Количество приобретенных новых технологий,
программных средств, всего 655 484 753 293 974
из них:
- изобретения 37 25 32 50 2
- промышленные образцы 2 2 1 35 3
- ноу-хау, соглашения на передачу технологий 5 4 7 4 2
- покупка (продажа) оборудования 429 347 611 11 871
- базы данных 5 8 9 91 3
- программное обеспечение 96 44 35 5 64
- прочие 81 54 58 - 29
3 Количество переданных новых технологий,
программных средств, всего 160 279 135 59 47
из них:
- изобретения 30 5 30 16 3
- промышленные образцы 1 1 - 11 3
- ноу-хау, соглашения на передачу технологий 3 2 3 - -
- покупка оборудования 20 250 6 1 1
- базы данных 8 2 2 1 -
- программное обеспечение 18 14 18 - -
- прочие 80 5 76 46 41
Количество приобретенных новых технологий, программных средств достигло в 2013 году максимальных значений вследствие значительного роста покупки оборудования (871 против 11 в 2011 году), а также увеличения приобретенного программного обеспечения. Что касается приобретения изобретений, промышленных образцов, баз данных, ноу-хау и соглашений на передачу технологий, то оно в сумме составляет лишь 1 %. Низкими значениями характеризуется и количество переданных новых технологий, программных средств, что свидетельствует о снижении инновационной активности в целом.
Основной причиной, сдерживающей инновационную деятельность и установленной в ходе выборочного исследования субъектов предпринимательства в промышленности, является недостаток финансовых средств. На это в разные годы указывали 48,9-74,6% респондентов (табл.7).
Кроме того, 5,2-31,4 % респондентов назвали в качестве основной причины отсутствие потребности в инновациях. Следующими причинами, сдерживающими инновационную деятельность, являются высокая стоимость инноваций и высокий экономический риск. На это указали соответственно 5,3-20,2 % и 6,4-9,6 % респондентов. Необходимо отметить, что проблему неразвитости инновационной инфраструктуры выделили, несмотря на ее актуальность, лишь 1,6-6,1 % опрошенных. Это обусловлено тем, что с ней сталкиваются лишь респонденты, сумевшие преодолеть первоочередные проблемы.
Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы. Отечественная наука все еще характеризуется значительными издержками, централизованным управлением и преимущественно бюджетным финансированием. Научные организации Узбекистана укомплектованы научными специалистами
Таблица 7
Причины, сдерживающие инновационную деятельность в промышленности [2-6] (в % к числу ответивших респондентов)
№ Количество внедренных инноваций 2009 2010 2011 2012 2013
1 Недостаток финансовых средств 71,4 48,9 57,8 74,6 76,3
2 Низкий спрос на инновации 5,5 4,9 4,2 8,8 8,5
3 Высокая стоимость нововведений 6,7 9,3 5,3 20,2 10,8
4 Высокий экономический риск 6,5 9,0 6,4 9,6 4,6
5 Недостаток квалифицированного персонала 3,9 3,8 3,3 10,5 9,0
6 Недостаток информации о новых технологиях 5,5 3,7 3,8 5,3 5,3
7 Неразвитость инновационной инфраструктуры 3,3 2,1 1,6 6,1 3,2
8 Отсутствие необходимости в инновациях 15,1 5,2 31,4 20,2 18,2
соответствующей квалификации, однако в большинстве испытывают недостаток финансовых средств. Большую часть коммерческих сделок на внутреннем рынке технологий составляют соглашения, объектами которых являются разработки, находящиеся в стадии технического решения. Серьезными недостатками подобных сделок выступают, с одной стороны, существенные расходы на внедрение и связанные с этим риски для предприятий, а с другой - отсутствие гарантий обеспечения заданных технико-экономических характеристик при освоении объектов соглашений в производстве. Именно поэтому технологическое обновление производства преимущественно опирается на импорт технологий, а не на отечественные разработки.
Значительная часть зарегистрированных в Узбекистане изобретений направлена на поддержание или незначительное усовершенствование существующих и в большинстве своем устаревших видов техники и технологий. Подобные изобретения, не требующие длительной подготовки производства и коренных технологических изменений, внедряются относительно быстро, но уже через 2-3 года их использование перестает давать какой-либо экономический эффект.
Для изменения ситуации необходимо, чтобы государство выступило инициатором создания полноценной системы, позволяющей четко отбирать жизнеспособные проекты, которые могут принести реальную пользу экономике, а не поддерживать всю действующую систему организаций, занятых в сфере научных исследований.
Для определения национальных инновационных приоритетов и механизмов их реализации целесо-образна организация Межведомственного Координационного Совета по инновациям и трансферту технологий. К его работе, помимо министерств, Академии наук, государственных и крупных коммерческих банков, Фонда реконструкции и развития, необходимо привлечь соответствующие
ведомства и крупные промышленные предприятия. Более тщательному отбору послужит и организация ведомственных центров коммерциализации (АН, Минвуз РУз, Мин-здрав РУз), которая сможет дать объективную оц енку выдвигаемым прикладным и инновационным проектам с позиции возможности их практической реализации на основе маркетингового анализа потенциальных потребителей. Тогда бизнес, удостоверившись, что их внедрение действительно даст ощутимый результат, подключится к их финансированию.
Что касается проблемы кадрового обеспечения инновационной сферы, то она будет решаться в процессе глубокого реформирования системы организации фундаментальной науки, осуществляемого в республике. Это послужит укреплению научного и образовательного потенциала высших учебных заведений страны, привлечению талантливой молодежи к научно-исследовательской работе на ранней стадии подготовки непосредственно в процессе обучения.
Цели и направления инновационной политики государства определяются, прежде всего, характерной особенностью той или иной отрасли, ее производственно-экономическим потенциалом и уровнем конкурентоспособности основной продукции. Все отрасли промышленности страны в зависимости от уровня конкурентоспособности своей продукции можно разделить на три группы. Первая группа отраслей обладает большим конкурентоспособным потенциалом и работает на мировом рынке. Это отрасли топливно-энергетического комплекса.
Отрасли второй группы производят продукцию, близкую к конкурентоспособной на мировом рынке. Это машиностроение, цветная металлургия, химическая, легкая и пищевая промышленность.
Отрасли третьей группы включают в себя черную металлургию, промышленность строительных материалов, энергетику. Их продукция ориентирована главным образом на внутренний рынок.
Инновационная политика в отношении этих групп отраслей отличается по характеру, масштабам, объему ресурсов и т. д. В этой связи к основным направлениям государственной инновационной политики можно отнести:
- разработку и совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования;
- создание системы поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышения конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции;
- развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая систему информационного обеспечения, систему экспертизы, финансово-экономическую систему, систему сертификации и продвижения разработок и т. д.;
- развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для функционирования малых организаций и оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности;
- совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ. Реализация в отраслях экономики относительно небольших и быстро-окупаемых инновационных проектов с участием частных инвесторов и при поддержке государства позволит поддержать наиболее перспективные производства и организации, усилить приток в них частных инвестиций;
- реализацию приоритетных направлений, способных преобразовывать соответствующие отрасли экономики страны и ее регионов.
Список литературы:
1. Предлагаемые руководящие принципы для сбора и интерпретации данных по технологическим инновациям: Руководство Осло. Париж: ОЭСР, Евростат, 1997.
2. Основные показатели развития научно-технического потенциала и инноваций Республики Узбекистан за 2009 г. - Ташкент: Госкомстат РУз, 2010.
3. Основные показатели развития научно-технического потенциала и инноваций Республики Узбекистан за
2010 г. - Ташкент: Госкомстат РУз, 2011.
4. Основные показатели развития научно-технического потенциала и инноваций Республики Узбекистан за
2011 г. - Ташкент: Госкомстат РУз, 2012.
5. Основные показатели развития научно-технического потенциала и инноваций Республики Узбекистан за
2012 г. - Ташкент: Госкомстат РУз, 2013.
6. Основные показатели развития научно-технического потенциала и инноваций Республики Узбекистан за
2013 г. - Ташкент: Госкомстат РУз, 2014.
List of literature:
1. Proposed Guidelines for Collecting and Interpreting Technological Innovation Data: Oslo Manual. Paris: OECD, Eurostat, 1997.
2. Main indicators of development of scientific-technical potential and innovation of the Republic of Uzbekistan for 2009. - Tashkent: state statistics Committee of Uzbekistan, 2010.
3. Main indicators of development of scientific-technical potential and innovation of the Republic of Uzbekistan for 2010. - Tashkent: state statistics Committee of Uzbekistan, 2011.
4. Main indicators of development of scientific-technical potential and innovation of the Republic of Uzbekistan for 2011. - Tashkent: state statistics Committee of Uzbekistan, 2012.
5. Main indicators of development of scientific-technical potential and innovation of the Republic of Uzbekistan for 2012. - Tashkent: state statistics Committee of Uzbekistan, 2013.
6. Main indicators of development of scientific-technical potential and innovation of the Republic of Uzbekistan for 2013. - Tashkent: state statistics Committee of Uzbekistan, 2014.