Научная статья на тему 'Оценка институциональных условий и факторов развития инновационной сферы Узбекистана'

Оценка институциональных условий и факторов развития инновационной сферы Узбекистана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
343
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ СФЕРА / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И МЕХАНИЗМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЫ / УРОВЕНЬ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ НИР / ПАТЕНТОВАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЙ И РАЗРАБОТОК / ПОВЫШЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ / INNOVATIONS / SPHERE OF INNOVATIONS / INSTITUTIONAL STRUCTURE AND FUNCTIONAL MECHANISMS OF THE SPHERE OF INNOVATIONS / LEVEL OF INNOVATIVE ACTIVITY / COMMERCIALIZATION OF SCIENTIFIC AND RESEARCH PRODUCTS / PATENTING OF INVENTIONS AND NEW RESEARCH PRODUCTS / RISE OF INNOVATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Расулев Алишер Файзиевич, Тростянский Дмитрий Валерьевич

Дана оценка условий и факторов развития инновационной сферы Узбекистана. Одним из объяснений невысокой эффективности действующей инновационной политики может служить слабость ее институциональной базы. Невысокий уровень востребованности наукоемкой продукции со стороны ее потенциальных потребителей объясняется, с одной стороны, их низкой платежеспособностью, заинтересованностью в импорте техники и технологий, а с другой, незавершенностью разработок до уровня внедрения или производства, а также недостаточно активной работой по совместному продвижению инновационной продукции на рынки со стороны ее производителей. Особое внимание уделяется институциональной структуре и механизмам ее функционирования. Обосновываются основные направления активизации инновационной деятельности в республике, а также их институциональное обеспечение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Расулев Алишер Файзиевич, Тростянский Дмитрий Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF INSTITUTIONAL CONDITIONS AND FACTORS OF DEVELOPMENT FOR SPHERE OF INNOVATIONS IN UZBEKISTAN

Conditions and factors of development for the sphere of innovations in Uzbekistan are assessed. Weakness of the institutional basis of the actual innovative policy is viewed one of the reasons for its inefficiency. A few factors explain low demand for scientific product. Firstly, its prospective buyers have limited solvency and are interested in import of machinery and technology. Secondly, innovations are not completed to make them ready for implementation or production, and producers of the innovative products are not sufficiently active in their promotion at the market. Special attention is paid to institutional structure and its functional mechanism. Majortrends of stirring up innovative activity in the republic are substantiated together with their institutional support.

Текст научной работы на тему «Оценка институциональных условий и факторов развития инновационной сферы Узбекистана»

ительный концерн Volkswagen присоединил чешскую компанию Skoda и с учетом более ранних поглощений Audi и испанской Seat окончательно утвердился как панъевропейская компания. К негативным аспектам влияния транснационального капитала на развивающиеся государства и страны с транзитной экономикой относятся следующие (см., например [2, 3, 6, 7]):

1) ТНК являются мощными конкурентами отечественных компаний и теснят их на внутреннем рынке, мешая динамике их развития;

2) свободные перемещения транснационального капитала могут подорвать стабильность национальных валют и создать реальную угрозу экономической безопасности национальных экономик развивающихся стран и новых формирующихся рынков;

3) космополитизм, имманентно присущий транснациональному капиталу, в состоянии подавлять неокрепшую государственность молодых государств и насаждать идеологию, противоречащую интересам развития отечественного бизнеса;

4) транснациональный капитал, защищая свои интересы, способен оказывать мощное политическое давление на принимающие страны в направлении, не всегда совпадающем с их национальными интересами.

Вместе с тем крупнейшие ТНК способны помочь развивающимся экономикам и формирующимся рынкам в повышении конкурентоспособности. Однако задействовать их потенциал не так просто. Привлечение ТНК, ориентирующихся на экспорт, уже само по себе сопряжено с острейшей конкуренцией. Даже страны, добившиеся успеха, могут столкнуться с трудностями в удержании уровня своей конкурентоспособности в условиях роста заработной платы и изменений конъюнктуры мировых рынков. Устойчивая и последовательная поддержка на уровне государства имеет колоссальное значение для обеспечения того, чтобы деятельность по привлечению экспортоориентированных ТНК находила четкое отражение в более широкой национальной стратегии в области развития. Конкурентоспособность экспорта имеет существенное значение и требует огромных усилий, но ее необходимо рассматривать как средство достижения целей развития.

ТНК обеспечивают значительную долю экспорта в ряде развивающихся стран. Эта их роль распространяется на все сектора экономики. В сырьевом секторе, помимо минеральных продуктов и углеводородного сырья, ТНК могут внести вклад в развитие ресурсоемкого экспорта в таких отраслях, как пищевая промышленность. В обрабатывающей промышленности ТНК, как правило, являются лидерами в ориентированном на экспорт производстве и маркетинге, особенно наиболее динамичных товаров, для сбыта которых подключение к сетям маркетинга и распределения имеет решающее значение. Их системы меж-

дународного производства могут принимать различные формы: от определяемых производственными нуждами систем, предусматривающих, в частности, внутрифирменную торговлю между филиалами, до более аморфных, определяемых интересами покупателей и не связанных с участием в капитале сетей независимых поставщиков (по типу международных субподрядов или подрядного промышленного производства). Новые возможности для развития экспорта открываются благодаря расширению масштабов реализации услуг на международном рынке, и наиболее широко известным примером здесь к настоящему времени является производство программного обеспечения, налаженное в Ирландии и Индии. Возможности открываются и в связи с такими услугами, как выполнение роли региональных штаб-квартир, закупочных центров, центров совместного обслуживания и деятельность в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Усиление конкуренции в новых областях науки и техники, превратившихся в особо прибыльную сферу предпринимательской деятельности, вносит изменения в технологическую политику ТНК: она во все большей степени приобретает международный характер. Все чаще интернационализируются, по сути, все этапы создания и освоения новых технологий, начиная с разработки научно-технической идеи и заканчивая производством и сбытом на мировых рынках новых товаров.

Подводя некоторые итоги, отметим, что главной характеристикой современного состояния мировой экономики является возникновение и активное развитие самостоятельного транснационального сектора, во многом вышедшего из-под юрисдикции национальных государств. Как показано, экономическая мощь крупных ТНК уже превышает экономические возможности небольших и средних государств. Поэтому современную ситуацию в мировой экономике смело можно охарактеризовать как эпоху двоевластия и борьбы за экономическую власть между национальными государствами и ТНК. В ближайшие годы и десятилетия именно борьба за экономическую власть между ТНК и национальными образованиями станет определяющим фактором развития глобальных процессов в мировой экономике.

Список литературы:

1. World Investment Report 2011: Non-Equity Modes of International Production and Development. -UNCTAD, NY and Geneva, 2011. - 226 p.

2. Xycaimoe Б.Д. Глобализация, транснационализация, интеграция. - Алматы, 2012. - 312 с.

3. Xycaimoe Б.Д. Международная миграция капитала и развитие национальных экономик. - Алматы: Экономика, 2005. - 303 с.

4. World Investment Report 2002: Transnational Corporation and the Export Competitiveness. - UNCTAD, NY and Geneva, 2002. - P. 350.

5. Львов Д.С. Будущее российской экономики. Экономический манифест // Экономическая наука современной России. - № 3. - 1999. - М.: Наука. - С. 5-31.

6.Мовсесян А., Огнивцев С. Транснациональный капитал и национальные государства // Мировая экономика и международные отношения. - № 6. - 1999. - С. 55-63.

7. Хуссшнов Б.Д., Багаева Н.У. Транснациональные корпорации и прямые иностранные инвестиции в мировой экономике: тенденции развития // Экономика и статистика. - № 4. - 2003. - Алматы. - С. 23-32.

List of literature: 1. World Investment Report 2011: Non-Equity Modes of International Production and Development. -UNCTAD, NY and Geneva, 2011. - 226 p.

,п

ШМ

Расулев А. Ф.

доктор экономических наук, профессор, директор Института экономики АН РУз, Узбекистан, г. Ташкент

2. Khusainov B.D. Globalisation, Internationalisation and Integration. - Almaty, 2012. - 312 p.

3. Khusainov B.D. international migration of capital and development of national economies. - Almaty: Ekono-mika, 2005. - 303 p.

4. World Investment Report 2002: Transnational Corporation and the Export Competitiveness. UNCTAD, NY and Geneva, 2002. - P. 350.

5. Lvov D.S. Future of the Russian economy. Economic Manifesto // the Economic science of contemporary Russia. - № 3. - 1999. - M, Science. - P. 5-31.

6. Movsesvan A., Ognivtsev C. Transnational capital and nation-States // World economy and international relations. - № 6. - 1999. - P. 55-63.

7. Khusainov B.D., Bagaeva N.U. Transnational corporations and foreign direct investment in the world economy: trends of development // Economics and statistics. - № 4. - 2003. - Almaty. - P. 23-32.

Тростянский Д.В.

доктор экономических наук, заведующий отделом Института экономики АН РУз, Узбекистан, г. Ташкент

УДК 330.341.2

ОЦЕНКА ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ И ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЗБЕКИСТАНА

Дана оценка условий и факторов развития инновационной сферы Узбекистана. Одним из объяснений невысокой эффективности действующей инновационной политики может служить слабость ее институциональной базы. Невысокий уровень востребованности наукоемкой продукции со стороны ее потенциальных потребителей объясняется, с одной стороны, их низкой платежеспособностью, заинтересованностью в импорте техники и технологий, а с другой, - незавершенностью разработок до уровня внедрения или производства, а также недостаточно активной работой по совместному продвижению инновационной продукции на рынки со стороны ее производителей. Особое внимание уделяется институциональной структуре и механизмам ее функционирования. Обосновываются основные направления активизации инновационной деятельности в республике, а также их институциональное обеспечение.

Ключевые слова: инновации, инновационная сфера, институциональная структура и механизмы функционирования инновационной сферы, уровень инновационной активности, коммерциализации результатов НИР, патентование изобретений и разработок, повышение инновационной активности.

ASSESSMENT OF INSTITUTIONAL CONDITIONS AND FACTORS OF DEVELOPMENT FOR SPHERE OF INNOVATIONS IN UZBEKISTAN

Conditions and factors of development for the sphere of innovations in Uzbekistan are assessed. Weakness of the institutional basis of the actual innovative policy is viewed one of the reasons for its inefficiency. A few factors explain low demand for scientific product. Firstly, its prospective buyers have limited solvency and are interested in import of machinery and technology. Secondly, innovations are not completed to make them ready for implementation or production, and producers of the innovative products are not sufficiently active in their promotion at the market. Special attention is paid to institutional structure and its functional mechanism. Majortrends of stirring up innovative activity in the republic are substantiated together with their institutional support.

Key words: innovations, sphere of innovations, institutional structure and functional mechanisms of the sphere of innovations, level of innovative activity, commercialization of scientific and research products, patenting of inventions and new research products, rise of innovative activity.

В настоящее время инновационная сфера Узбекистана находится в качественно новых социально-экономических условиях, определяющих ее современное и перспективное состояние. В соответствии с Программой первоочередных мер по расширению объемов производства и освоению выпуска новых видов конкурентоспособной продукции 2012-2016 годов в Узбекистане намечается реализация более 270 инвестиционных проектов общей стоимостью 6,2 млрд. долларов и отраслевых программ модернизации, технического и технологического перевооружения производств [1]. Кроме того, центральное, приоритетное место в реализации программы на 2013 год и на ближайшую перспективу занимает процесс ускорения и расширения масштабов модернизации, технического и технологического обновления экономики и ведущих ее отраслей, диверсификации производства [2].

Вместе с тем институциональная структура и механизмы функционирования инновацион-

Основные показатели научно-

ной сферы сформировались главным образом до начала рыночных преобразований, что является сдерживающим фактором коммерциализации результатов НИР. Отечественная наука все еще характеризуется значительными издержками, централизованным управлением и преимущественно бюджетным финансированием. Коренные преобразования, осуществляемые в республике, несмотря на изменения в формах собственности, ликвидацию большинства отраслевых министерств, возникновение новых организационных структур, практически не затронули принципиальных основ ее организации.

На 1 января 2012 года в Узбекистане насчитывалось 317 научных организаций академического, отраслевого и вузовского профиля (табл. 1.). По сравнению с 1990 годом их число сократилось почти на 50 %, прежде всего за счет резкого сокращения конструкторских и проектных организаций.

Таблица 1

технического потенциала РУз

Показатели 2007 2008 2009 2010 2011

Число организаций, выполнявших НИР 382 408 413 402 317

из них:

НИИ 148 149 148 149 156

проектные и конструкторские организации 38 43 29 32 15

вузы 64 64 77 80 80

промышленные предприятия 2 3 3 4 5

Объем научно-технических работ млн. сум 61900,7 71323,9 99519,4 121545,2 157948,7

из них:

НИР, % 66,1 64,5 64,0 68,0 70,2

проектные и конструкторские организации 8,2 9,4 8,1 3,57 2,44

изготовление опытных образцов 2,0 1,37 0,67 0,6 0,81

Объем научно-технических работ, выполненных собственными силами. 96,5 98,4 80,2 98,4 100

в % от общего числа исследований

Затраты на НИР, млн. сум 61231,2 75421,2 100306,5 123 761,4 153 582,8

в том числе:

НИИ 65,1 64,8 68,0 68,6 68,8

проектные и конструкторские организации 9,14 9,25 8,0 5,0 4,01

вузы 8,0 8,86 10,09 10,21 12,63

Составлено авторами по материалам статистических бюллетеней Государственного комитета РУз по статистике.

Основной формой организации исследований в Узбекистане оставались научно-исследовательские институты в основном академического профиля (49.2%).'

Основная доля научных организаций Узбекистана (88 %) находится в государственной собствен-

Численность специалистов-исследователей, вы

ности (против 39 % - в США, 45 % - в Великобритании, 82 % - в Германии, 96 % - в Японии). Тем самым основная нагрузка, связанная с их функционированием, ложится на государственный бюджет.

Таблица 2

9лнявших научные исследования и разработки

Показатели 2007 2008 2009 2010 2011

Численность специалистов с работниками вузов в том числе: 22791 26377 30273 30343 30890

НИИ 6577 6204 6104 6088 6156

конструкторские и проектные организации 624 566 424 368 282

вузы 14379 18421 22554 22 776 23 639

промышленные предприятия 231 242 220 161 104

Составлено авторами на основании «Индикаторов науки, технологий и инновационной деятельности Республики Узбекистан».

Научные организации Узбекистана укомплектованы научными специалистами соответствующей квалификации, однако, в большинстве весьма слабы по своим финансовым возможностям.

Ключевую роль в развитии инновационной сферы Узбекистана в условиях рыночной экономики призвана играть внутрифирменная наука, интегрированная в реальный сектор экономики. В ведущих индустриальных странах мира на нее приходится основной объем научных исследований и разработок: 65 % - в странах Европейского Союза, 71 % - в Японии, 75% - в США.2 Однако ведомственная наука Узбекистана на сегодня располагает незначительными ресурсами (9% затрат на исследования и разработки) и ориентирована главным образом на решение краткосрочных технических задач собственного производства, в том числе путем адаптации разработок, выполненных сторонними организациями, к конкретным производственным условиям.

Основные показатели научно

В структуре отечественной науки крайне низкой остается доля высших учебных заведений, выполняющих исследования и разработки (11 % затрат на науку1 по сравнению с 21 % - в странах Евросоюза и 4-15 % - в Японии и США). Между тем сформированная за годы реформ национальная модель высшей школы позволяет использовать для инновационной деятельности различные интеграционные структуры, созданные на базе вузов (учебно-научные и научно-инновационные комплексы, бизнес-инкубаторы, технопарки и т. д.).

Современная отечественная наука отличается недостаточной инновационной ориентацией. Даже в условиях инвестиционного роста существенного притока средств предприятий в научную сферу не наблюдается, в то же время, по нашему мнению, половина платежеспособного спроса на технологии удовлетворяется за счет их импорта, количество приобретенных новых технологий в 2011 году превышает количество созданных более чем в 2 раза (табл. 3).

Таблица 3

технического потенциала РУз

Показатели 2008 2009 2010 2011

Количество созданных новых технологий, всего 502 477 344 365

из них:

права на патенты, лицензии, использование 87 69 59 74

изобретения 30 43 41 56

Количество приобретенных новых технологий, всего 577 655 484 753

из них:

права на патенты, лицензии, использование 217 41 31 40

изобретения 22 37 25 32

Количество переданных новых технологий, всего 157 160 279 135

из них:

права на патенты, лицензии, использование 32 35 8 40

изобретения 26 30 5 30

Составлено авторами по материалам статистических бюллетеней Государственного комитета РУз по статистике.

1 Статистический бюллетень «Основные показатели развития научно-технического потенциала и инноваций Республики Узбекистан в 2011 году».

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Электронный ресурс: www.innovus.ru.

Как видно из таблицы 4, объем произведен- дущим, в абсолютном выражении стоимость произ-ных инновационных товаров в промышленности веденных инновационных товаров также является в 2011 году снизился на 32 % по сравнению с преды- незначительной.

Таблица 4

Динамика объема производимых инновационных товаров в РУз

Показатели 2010 2011

Всего произведено инновационных товаров, работ, услуг, млн. сум из них малыми предприятиями и микро фирмами 1849026,4 113 244,4 1348657,8 116107,9

Промышленность, млн. сум 1762157,7 1 193 220,7

в том числе доля, %:

электроэнергетики 0,007 0,20

топливной промышленности 13,54 4,29

металлургии 4,24 14,37

химической и нефтехимической промышленности 2,80 3,49

машиностроения 73,85 59,72

промстройматериалов 1,80 2,30

легкой промышленности 2,37 7,14

пищевой промышленности 1,03 7,48

Сельское хозяйство, млн. сум 3 874,8 3 920,5

Составлено авторами по материалам статистических бюллетеней Государственного комитета РУз по статистике.

Невысокая востребованность научно-техничес-ких разработок (менее 10% зарегистрированных изобретений и полезных моделей стали объектами коммерческих сделок в 1997-2011 гг.) в значительной мере объясняется их неподготовленностью к практическому внедрению. Большую часть коммерческих сделок на внутреннем рынке технологий составляют соглашения, объектами которых являются разработки, находящиеся в стадии технического решения. Серьезными недостатками подобных сделок выступают, с одной стороны, существенные расходы на внедрение и связанные с этим риски для предприятий, а с другой, - отсутствие гарантий обеспечения заданных технико-экономических характеристик при освоении объектов соглашений в производстве.

Более 70 % всех зарегистрированных в Узбекистане за годы независимости и рыночных реформ изобретений было направлено на поддержание или незначительное усовершенствование существующих и в большинстве своем устаревших видов техники и технологий. Подобные изобретения, не требующие длительной подготовки производства и коренных технологических изменений, внедряются относительно быстро, но уже через 2-3 года их использование перестает давать какой-либо экономический эффект.

Как следует из таблицы 5, патентование изобретений, разработок, полезных моделей и др. за рубежом, за исключением 2008 года, составляет лишь одну единицу в год.

Таблица 5

Патентование и защита изобретений и научно-технических разработок

Показатели 2008 2009 2010 2011

Патентование всего. 237 117 134 165

в том числе за рубежом 8 1 2 1

Патентование изобретений. 69 72 105 97

в том числе за рубежом 1 1 2 1

Патентование промышленных образцов. 28 11 10 21

в том числе за рубежом - - - -

Патентование полезных моделей. 41 32 19 30

в том числе за рубежом - - - -

Патентование селекционных достижений. 5 2 - 17

в том числе за рубежом - - - -

Поддержание существующих патентов. 309 292 185 194

в том числе за рубежом 26 23 3 4

Регистрация товарного знака. 205 65 11 16

в том числе за рубежом 1 - - 1

Охрана авторских прав. 19 43 29 16

в том числе за рубежом - - - -

Составлено авторами по материалам статистических бюллетеней Государственного комитета РУз по статистике

Уровень инновационной активности в промышленности не превышает 10% по сравнению с 51% в среднем по странам ЕС. Однако обособленность науки и производства не может длиться долго, поскольку имеющаяся научно-техническая база изнашивается довольно быстро [4]. Наука в ее нынешнем виде не способна эффективно взаимодействовать с производством и адекватно реагировать на потребности национальной экономики. Вовлечение научных разработок в хозяйственный оборот сдерживается нерешенностью проблемы распределения прав интеллектуальной собственности, неразвитостью рынка технологий и информационных услуг и др.

Основными направлениями активизации инновационной деятельности являются:

- разработка и совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования, системы институциональных преобразований, защиты интеллектуальной собственности в инновационной сфере и введение ее в хозяйственный оборот;

- создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышения конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции;

- формирование инфраструктуры инновационного процесса, включая системы финансово-экономического и информационного обеспечения, производственно-технологическую поддержку, систему сертификации и продвижения разработок, систему подготовки и переподготовки кадров;

- развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для образования и успешного функционирования малых высокотехнологичных организаций и оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности;

- совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ. Реализация в отраслях экономики относительно небольших и быстро окупаемых инновационных проектов с участием частных инвесторов и при поддержке государства позволит поддержать наиболее перспективные производства и организации, усилить приток в них частных инвестиций;

- реализация прорывных технологий и приоритетных направлений, способных преобразовывать соответствующие отрасли экономики страны. Ключевой задачей формирования и реализации инновационной политики является выбор относительно небольшого числа важнейших базовых технологий, оказывающих решающее влияние на повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции в отраслях экономики и обеспечивающих переход к новому технологическому укладу.

В настоящее время в республике принят ряд законов, устанавливающих правовой режим объектов интеллектуальной собственности, имеется много подзаконных актов, в той или иной мере затрагивающих регулирование инновационной деятельности, но понятия «инновация», «инновационная деятельность» в законах не определяется. Соответственно, отсутствует законодательное определение понятия инновационной деятельности и круга субъектов такой деятельности.

В целях оптимизации структуры АН РУз и повышения эффективности ее функционирования в соответствии с современными требованиями, а также развития и укрепления научного потенциала высших учебных заведений страны, обеспечения интеграции науки и производства Постановлением Кабинета Министров РУз в 2012 году были ликвидированы или реорганизованы некоторые научные учреждения (табл. 6) [3].

Механизмом стимулирования инновационной деятельности является создание благоприятных налоговых условий для осуществления такой деятельности. Однако нормы Налогового кодекса РУз, регулирующие налогообложение операций, связанных с инновациями, требуют доработок.

Таким образом, необходимы следующие меры по разработке и совершенствованию нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизма ее стимулирования, системы институциональных преобразований:

- принятие закона «Об инновационной деятельности» и закрепление основных понятий в гражданском законодательстве;

- создание благоприятных условий инновационной деятельности путем внесения соответствующих изменений в Налоговый кодекс;

- совершенствование законодательства, регулирующего инвестиционную деятельность;

- дальнейший анализ и доработка гражданского законодательства о защите интеллектуальной собственности в инновационной сфере.

Для определения национальных инновационных приоритетов и механизмов их реализации целесообразна организация Межведомственного координационного совета по инновациям и трансферту технологий. Принимая во внимание опыт развитых стран, аналогичные структуры необходимо создавать при главе законодательной или исполнительной власти. К его работе, помимо министерств, Академии наук, государственных и крупных коммерческих банков, Фонда реконструкции и развития, необходимо привлечь соответствующие ведомства и крупные промышленные предприятия (в рамках Программы мер по реализации важнейших проектов по модернизации, техническому и технологическому перевооружению производства до 2014 г.). Система инновационных приоритетов, с учетом которых следует

Таблица б

Мероприятия по оптимизации структуры АН РУз

Организация АН РУз Механизм

Отдел теплофизики Ликвидация и передача имущества и научно-исследовательских проектов во вновь создаваемый Институт ионно-плазменных и лазерных технологий АН РУз

Институт философии и права Ликвидация и передача имущества и научно-исследовательских проектов: философия - в Национальный университет Узбекистана; право - в Ташкентский государственный юридический институт

Институт биохимии Ликвидация и передача имущества и научно-исследовательских проектов в Институт биоорганической химии АН РУз

Институт физиологии и биофизики

Андижан-Наманганский научный центр Ликвидация и передача имущества и научно-исследовательских проектов соответственно в Андижанский, Бухарский, Каршинский и Ферганский государственные университеты

Бухарский научный центр

Южный региональный научный центр

Ферганский научный центр

НИИ «Алгоритм-инжиниринг» Ликвидация

Институт электроники Преобразование в Институт ионно-плазменных и лазерных технологий АН РУз

НПО «Академприбор» Преобразование в Специализированное конструкторско-технологическое бюро при Институте ионно-плазменных и лазерных технологий АН РУз

Институт зоологии Преобразование в Институт генофонда растительного и животного мира АН РУз

Научно-производственный центр «Ботаника»

Комплексный научно-исследовательский институт региональных проблем Самаркандского отделения Преобразование в Проблемную лабораторию по вопросам экологии Самаркандского государственного университета

Институт водных проблем Объединение и преобразование в Научно-исследовательский институт ирригации и водных проблем при Ташкентском институте ирригации и мелиорации

Научно -производственное объединение САНИИРИ

НИИ математики и информационных технологий Реорганизация: математика - Институт математики при Национальном университете Узбекистана; информационные технологии - Центр разработки программных продуктов и аппаратно-программных комплексов при Ташкентском университете информационных технологий

Институт биоэкологи. Комплексный институт естественных наук и Институт социально-экономических проблем Приаралья Каракалпакского регионального отделения Объединение и преобразование в Каракалпакский научно-исследовательский институт естественных наук

Институт истории, археологии и этнографии и Институт языка и литературы Каракалпакского регионального отделения Объединение и создание на их базе Каракалпакского научно-исследовательского института гуманитарных наук

предоставлять налоговые льготы или осуществлять иную поддержку вырабатывается государством совместно с научной сферой (академической, отраслевой, вузовской), при участии базовых отраслей экономики.

Ясно, что роль каждой из сторон применительно к приоритетам будет различна. Национальные и прорывные приоритеты - в основном сфера интересов государства и базовых отраслей. Социально ориентированные приоритеты - в большей степени забота региональных органов власти и частного бизнеса. Для этих приоритетов могут быть различными и соотношения размеров дотационной и налоговой поддержки, а также ее источники. Налоговые льготы в первом случае могут

предоставляться в основном за счет государственных налогов, а в последнем - за счет местных налогов. В мировой практике для первой группы приоритетов более характерны дотационные виды поддержки - государственный заказ оплачивается очень высоко. В нашем случае с учетом бюджетных ограничений предпочтение придется отдать налоговой поддержке.

Соответственно можно предложить четыре уровня налоговых льгот: от максимальных льгот или полного освобождения от всех видов налогов и платежей для национальных и прорывных приоритетов, до минимальных льгот для разработок, не подпадающих ни под один из указанных приоритетов.

Предлагаемая система стимулов помимо решения сформулированных задач обеспечит также перенацеливание продуктивной части отечественной науки на государственные приоритеты, будет способствовать концентрации ресурсов на приоритетных направлениях.

Список литературы: 1. Каримов И.А. 2012 год станет годом поднятия на новый уровень развития нашей Родины: Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном основным итогам 2011 года и приоритетам социально-экономического развития на 2012 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.press-service.uz. 2 .Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2012 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2013 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.press-service.uz.

3. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшей оптимизации структуры и совершенствованию деятельности научных учреждений Академии наук Республики Узбекистан // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2012. - № 6. - Ст. 63; 2013. - № 37. - Ст. 485.

4. Промышленность Узбекистана. Статистический сборник. - Ташкент, 2012. - 128 с.

5. Индикаторы науки, технологий и инновационной деятельности Республики Узбекистан. - Ташкент: Изд-во «Fan va texnologya», 2010. - 122 с.

List of literature:

1. Karimov I.A. The year of 2012 will be the year of raising to a new level of development of our Motherland. Report of the President of the Republic of Uzbekistan Islam Karimov at the meeting of the Cabinet of Ministers devoted to the main results of 2011 and priorities of social-economic development in 2012 [Electronic resource]. - URL: http://www.press-service.uz.

2. Report of the President of the Republic of Uzbekistan Islam Karimov at the meeting of the Cabinet of Ministers, devoted to results of social-economic development of the country in 2012 and the most important priorities of economic program for the year 2013 [Electronic resource]. - URL: http://www.press-service.uz.

3. Resolution of the Cabinet of Ministers of the Republic of Uzbekistan «on measures to further optimize the structure and the improvement of the activity of scientific institutions of the Academy of Sciences of the Republic of Uzbekistan // Collection of legislation of the Republic of Uzbekistan, 2012, № 6, item 63; 2013, № 37, item 485.

4. Industry of Uzbekistan. Statistical collection. - Tashkent, 2012. - 128 p.

5. Indicators of science, technology and innovation of the Republic of Uzbekistan. - Tashkent: Publishing house «Fan va texnologya», 2010. - 122 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.