УДК 362.8.5
РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ УЗБЕКИСТАНА НА ОСНОВЕ АКТИВИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Исламова O.A.
старший научный сотрудник, соискатель Научно-исследовательского центра «Научные основы и проблемы развития экономики Узбекистана» при Ташкентском государственном экономическом университете, Узбекистан, г. Ташкент
Пайгамов Р.
старший научный сотрудник, соискатель Научно-исследовательского центра «Научные основы и проблемы развития экономики Узбекистана» при Ташкентском государственном экономическом университете, Узбекистан, г. Ташкент
Дан анализ основных показателей развития промышленности, эффективности реализуемых отраслевых программ технического перевооружения. Особое внимание уделяется особенностям и направлениям инновационной политики, осуществляемой в республике, а также рекомендациям по ее совершенствованию. Раскрываются институциональные реформы в рамках Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране, направленные на стимулирование развития предпринимательства, а также Программы мер по углублению и расширению масштабов реформ в экономике Узбекистана на период 2011-2015 годов по улучшению деловой среды и развитию конкуренции. Раскрыты влияние налоговой политики на повышение деловой активности и финансовой устойчивости хозяйствующих субъектов, а также особенности национальной модели приватизации.
Ключевые слова: инновации, инновационная и предпринимательская деятельность, уровень инновационной активности, особенности национальной инновационной политики, Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране, косвенных методов воздействия государства на условия ведения бизнеса, бюрократические барьеры и разрешительные процедуры.
INDUSTRIAL DEVELOPMENT OF UZBEKISTAN BASED ON ACTIVE INNOVATIONS AND ENTREPRENEURSHIP
The article offers analysis of major indicators of industrial development and efficiency of technical modernization programs in the industries. Special attention is paid to specific features and branches of innovative policy undertaken in the republic together with recommendations for its improvement. The article discloses institutional reforms under «The concept for further deepening of democratic reforms and formation of civil society» aimed at induction of entrepreneurship development, and also «The program for deepening and expansion of scale of reforms in economy of Uzbekistan for the period 2011-2015» made to improve business climate and foster competition development. The authors determine influence of the tax policy upon rise in business activity and financial stability of businesses, and describe specific characteristics of national privatization model.
Key words: innovations, innovative activity and entrepreneurship, level of innovative activity, Concept for further deepening of democratic reforms and formation of civil society, methods of indirect impact by the state upon business climate, bureaucratic barriers and permissive procedures.
Обеспечение устойчивых темпов роста экономики Узбекистана является результатом поэтапных мероприятий по достижению макроэкономической сбалансированности на основе последовательной реализации системных рыночных реформ, модернизации производства, ускоренного развития малого и частного пред-
принимательства, последовательной либерализации налоговой системы. Качественные сдвиги произошли и в структуре ВВП. Так, валовая добавленная стоимость промышленности с 2005 по 2011 год увеличилась более чем в 5 раз и достигла 18,6 млрд. сум, а удельный вес промышленности в ВВП - 24,0% (табл. 1).
Таблица 1
Основные показатели развития промышленности
(в фактических ценах, млрд. сум) [4, 5]
Показатели 2005 2007 2009 2010 2011
Валовой внутренний продукт всего, в том числе: валовая добавленная стоимость промышленности удельный вес промышленности, % 15 923,4 3 370,9 21,1 28 190,0 5 906,5 21,0 49375,6 11651,1 23,6 62388,3 14882,5 23,9 77750,6 18632,0 24,0
Инвестиции в основной капитал всего, в том числе: промышленность удельный вес промышленности, % 3 165,2 1032,4 32,6 5 903,5 2223,2 37,7 12531,9 3 556,9 28,4 15338,7 4659,9 30,4 17953,4 6070,3 33,8
Прибыль до уплаты налога на доход всего, в том числе: промышленность удельный вес промышленности, % 1837,2 1246,7 67,9 3 202,4 2178,6 68,0 6025,7 3 820,6 63,4 5 956,1 3 197,8 53,7 7725,4 3631,3 47,0
Механизм формирования благоприятного инновационного климата направлен на создание условий, которые обеспечат взаимоотношения между субъектами рынка технологий с учетом баланса интересов всех его участников, «...а разразившийся мировой кризис ... еще более подстегивает этот процесс, требует его всемерного ускорения» [1, с. 15].
Главной проблемой в настоящее время является то, что значительный физический и моральный износ производственных мощностей (в целом по промышленности 43,1 %, а в машиностроении
и металлообработке, пищевой промышленности соответственно 60,5 и 55,9%) не всегда позволяет выдержать конкуренцию с зарубежными производителями даже на внутреннем рынке (табл. 2). Отсюда и появляется необходимость в разработке и реализации инновационной политики государства, главная задача которой заключается в создании такой системы, которая позволит в кратчайшие сроки и с высокой эффективностью использовать в производстве интеллектуальный и научно-технический потенциал страны.
Таблица 2
Степень износа промышленно-производственных основных фондов по отраслям промышленности
(в фактических ценах, млрд. сум) [4, 5]
Отрасли 2005 2007 2009 2010 2011
Промышленность всего. 49,3 48,0 44,2 43,1 43,1
в том числе:
электроэнергетика 48,3 55,5 49,0 47,5 48,9
топливная 31,4 30,5 30,0 32,5 32,7
черная металлургия 56,2 52,4 40,5 43,0 44,0
цветная металлургия 62,1 59,5 56,4 51,7 50,0
химическая и нефтехимическая 63,1 58,6 55,2 45,6 45,8
машиностроение и металлообработка 71,2 72,0 65,9 59,6 60,5
промышленность строительных материалов 56,7 48,5 42,2 41,6 45,0
легкая 30,7 25,2 23,2 24,2 28,0
пищевая 59,3 61,5 53,5 54,9 55,9
Грамотно проводимая инновационная политика сама по себе является мощным инструментом, с помощью которого государство в состоянии обеспечить структурную перестройку экономики и насытить рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией.
В целях обеспечения конкурентоспособности продукции базовых отраслей экономики в Узбекистане были реализованы программы модернизации и технического перевооружения предприятий:
- текстильной промышленности на 2006-2008 годы;
- химической промышленности на период 2007-2011 годов;
- машиностроения на 2005-2009 годы.
Аналогичные программы реализуются в настоящее время во всех отраслях промышленности, о чем свидетельствуют значения коэффициентов обновления промышленно-производственных основных фондов (табл. 3).
Таблица 3
Коэффициенты обновления промышленно-производственных основных фондов по отраслям промышленности [4, 5]
Отрасли 2005 2007 2009 2010 2011
Промышленность всего. 10,1 10,5 13,3 12,4 9,3
в том числе:
электро энергетика 15,8 4,0 10,4 10,7 4,1
топливная 9,1 17,7 18,6 7,3 10,5
черная металлургия 0,9 8,6 23,8 3,8 13,9
цветная металлургия 9,8 10,4 9,8 16,5 13,6
химическая и нефтехимическая 5,8 5,9 13,0 28,1 3,6
машиностроение и металлообработка 2,4 5,1 7,3 15,3 6,3
промышленность строительных материалов 12,7 17,6 20,4 19,6 6,9
легкая 19,0 8,5 15,3 10,3 8,2
пищевая 4,3 7,3 11,2 8,2 10,3
К основному фактору, способствующему привлечению иностранных инвестиций для реализации инвестиционных проектов и организации ими производства продукции, конкурентоспособной на внешнем и внутреннем рынках, относится предоставление налоговых льгот. Именно в данной сфере государственного регулирования экономики используется система управления по результатам с целью оптимизации суммарной величины налоговых поступлений в бюджет. Практика подтверждает, что широкомасштабное вовлечение инвестиций в национальную экономику при пониженных налоговых ставках в длительной перспективе ведет не к уменьшению, а к увеличению суммарных налоговых поступлений в бюджет за счет расширения налоговой базы при увеличении масштаба и темпов ее роста. Управление данным процессом способствует повышению его результативности.
Цели и направления инновационной политики государства определяются, прежде всего, характерной особенностью той или иной отрасли, ее производственно-экономическим потенциалом и уровнем конкурентоспособности основной продукции. Все отрасли народно-хозяйственного комплекса страны в зависимости от уровня конкурентоспособности своей продукции можно разделить на три группы. Первая группа отраслей обладает большим конкурентоспособным потенциалом и ра-
ботает на мировом рынке. Это отрасли топливно-энергетического комплекса.
Отрасли второй группы производят продукцию, близкую к конкурентоспособной на мировом рынке. Это машиностроение, химическая промышленность и цветная металлургия.
Отрасли третьей группы включают в себя агропромышленный комплекс, легкую и пищевую промышленность и др. Их продукция на мировом рынке пока еще не котируется, поэтому они ориентированы главным образом на внутренний рынок.
Инновационная политика в отношении этих групп отраслей отличается по характеру, масштабам, объему ресурсов и т. д. В этой связи к основным направлениям государственной инновационной политики можно отнести:
- разработку и совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования;
- создание системы поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышения конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции;
- развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая систему информационного обеспечения, систему экспертизы, финансово-экономическую систему, систему сертификации и продвижения разработок и т. д.;
- развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для функционирования малых предприятий и оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности;
- совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ. Реализация в отраслях экономики относительно небольших и быстро окупаемых инновационных проектов с участием частных инвесторов и при поддержке государства позволит поддержать наиболее перспективные производства и организации, усилить приток в них частных инвестиций;
- реализацию приоритетных направлений, способных преобразовывать соответствующие отрасли экономики страны и ее регионов.
В целях создания действенных механизмов по стимулированию развития и внедрения в процессы модернизации, технического и технологического обновления производства инновационных разработок, обеспечения более тесной связи науки и производства, а также установления тесных кооперационных связей между научно-исследовательскими организациями и предприятиями отраслей реального сектора экономики в Узбекистане ежегодно проводится Республиканская ярмарка инновационных идей.
Для обеспечения внедрения инновационных технологий в производство министерства, ведомства, ассоциации и другие хозяйственные объединения обязаны оказывать содействие в создании органами хозяйственного управления и предприятиями фондов модернизации и новых технологий. Основными задачами создаваемых структурных подразделений инновационного развития хозяйствующих субъектов нам видятся:
- изучение международных и отечественных разработок современных технологий и оборудования с формированием на этой основе ежегодных и среднесрочных программ внедрения современных технологий в производство;
- формирование портфеля заказов на отечественные прикладные научные исследования и разработки, а также их размещение;
- внедрение результатов прикладных научных исследований и разработок в практику деятельности предприятия.
Таким образом, мы считаем, что в Узбекистане сформирована законодательная база, стимулирующая развитие приоритетных новых технологических направлений. Для успешного достижения этих целей необходима целенаправленная работа по созданию комплексной защиты новейших результатов не только с помощью патентов, товарных знаков, но и взвешенной политики лицензирования.
Другим важным направлением формирования благоприятной среды для инноваций является разработка комплекса косвенных методов воздействия государства на условия ведения бизнеса. На наш взгляд, можно широко использовать налоговое стимулирование инноваций в условиях рыночной экономики, которое имеет неоспоримые преимущества по сравнению с бюджетными субсидиями.
В рамках Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране был разработан и принят целый ряд законов, направленных на развитие предпринимательства. Для укрепления прав и защиты частной собственности, создания системы гарантий неприкосновенности частной собственности, приобретенной или созданной законным путем, разработан Закон «О защите частной собственности и гарантиях прав собственников». Основная задача законопроекта состоит в обеспечении создания в обществе и государстве атмосферы стабильности, благополучия и процветания на основе безусловного исполнения требований закона.
В целях совершенствования системы управления, устранения излишних бюрократических барьеров особое значение имеет разработка и принятие Закона «О разрешительных процедурах в сфере предпринимательской деятельности». В нем четко определены и строго ограничены перечень и виды разрешительных процедур, необходимых для ведения предпринимательской деятельности, установлен законодательный запрет на введение новых видов разрешений и разрешительных процедур, не предусмотренных законом.
Для повышения доли предпринимательства в реальном секторе экономики, в первую очередь в промышленности, подготовлена новая редакция Закона «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности». Она предусматривает: упрощение доступа для создания субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства, предоставление большей свободы для их деятельности, стимулирование за счет таких механизмов, как кредитование, доступ к ресурсам, получение государственных заказов, предоставление новых льгот для реализации производимой продукции, дальнейшее упрощение системы финансовой и статистической отчетности и др.
В рамках Программы мер по углублению и расширению масштабов реформ в экономике Узбекистана на период 2011-2015 годов реализуется целый комплекс мероприятий, направленных на улучшение деловой среды и развитие конкуренции, стимулирование ускоренного развития малого бизнеса и частного предпринимательства. На законодательном уровне введен принцип приоритета прав предпринимателей во взаимоотношениях субъектов
предпринимательства с государственными, правоохранительными и контролирующими органами.
Только за последний год упразднены 65 видов разрешительных процедур. Существенно упрощены процедуры регистрации субъектов предпринимательства, подключения их к инженерно-коммуникационным сетям, таможенного оформления экспортных товаров. Введен порядок, запрещающий проведение плановых налоговых проверок субъектов малого бизнеса в течение трех лет с момента их регистрации. Установлен новый, более совершенный, открытый и прозрачный механизм государственных закупок, при котором предпочтение отдается субъектам малого бизнеса. Начался поэтапный перевод всех субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства на электронную систему
Росту инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов способствовало снижение в 2012 году с 6 до 5% ставки единого налогового платежа для микрофирм и малых предприятий, что позволило направить около 80,3 млрд. сум высвободившихся средств на технологическое обновление производства и внедрение новой современной техники. Минимальная ставка налога на доходы физических лиц снижена с 10 до 9 %, что, в первую очередь, должно существенно повлиять на повышение доходов населения.
Развитие конкуренции предполагает рост числа рыночных игроков, которые расширяют сегменты рынка и формируют новые элементы конкурентной среды. К важнейшим из них в условиях переходной экономики относится приватизация государственной собственности.
Данный процесс в Узбекистане носит многоэтапный характер, каждый этап основывается на соответствующей модели и правовой базе. На первых этапах приватизационного процесса преобладающим являлся частичный выкуп на основе «поточного» метода с использованием индсайдеровской модели корпоративного управления и создания правовой
сдачи налоговой и финансовой отчетности. В настоящее время субъекты малого бизнеса и частного предпринимательства представляют только одну форму упрощенной статистической отчетности на ежеквартальной основе, а финансовая отчетность представляется один раз в год. Свыше 78 % субъектов предпринимательства сдают налоговую отчетность в электронном виде.
Структурным преобразованиям экономики, повышению деловой активности и финансовой устойчивости хозяйствующих субъектов способствовала проводимая рациональная налоговая политика, направленная, в первую очередь, на сокращение налогового бремени. Так, в 2011 году совокупное налоговое бремя по сравнению с 1991 годом снизилось почти в 2 раза - с 41,2 до 22 % к ВВП (см. рис.).
В ВВП
□ Налоговая нагрузка
базы для функционирования принципиально новых институтов регулирования. Он заключался в преобразованиях управляющих структур - министерств, новых акционерных обществ в ассоциации, холдинги и так далее, деятельности инфраструктуры для свободного «перелива» акционерного капитала. Последующие этапы в целом были направлены на качественные изменения в структуре собственности, связанные с дерегулированием микроуровневых процессов. Изменяется и сама модель приватизации, от стандартных схем переходят к индивидуальным методам, учитывающим особенности финансового состояния, возможности реструктуризации и перепрофилирования.
На нынешнем этапе приватизации приоритетом остается широкое развитие частного предпринимательства, создание предприятий, основанных на частной собственности, в том числе в результате приватизации государственного имущества, и на этой основе значительное повышение доли частного сектора в структуре экономики.
В связи с этим важнейшими задачами современного этапа дальнейшего углубления рыночных
реформ и либерализации экономики в Узбекистане определены:
- кардинальное улучшение делового климата в стране, создание благоприятных условий для ускоренного развития предпринимательской деятельности, повышение доли частной собственности в развитии экономики за счет совершенствования законодательно-нормативной базы защиты прав предпринимателей, ликвидации бюрократических барьеров, сокращения и упрощения регистрирующих и разрешительных процедур, совершенствования налогового и таможенного администрирования, системы учета и отчетности;
- дальнейшее углубление конкуренции на внутреннем рынке, создание для всех субъектов предпринимательства, независимо от форм собственности и организации их деятельности, равных условий ведения бизнеса, широкого доступа на рыночных принципах к материально-сырьевым и кредитным ресурсам, государственным закупкам, тендерным торгам на реализацию продукции и осуществление подрядных работ.
Список литературы:
1. Каримов И. А. Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана. - Ташкент: Узбекистан, 2009. - 48 с.
2. Каримов И А. Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране / Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Ре-
спублики Узбекистан. - Ташкент, 2010 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.press-service.uz.
3. Постановление Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по стимулированию внедрения инновационных проектов и технологий в производство» от 15.07.2008 г. № ПП-916 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.press-service.uz.
4. Промышленность Узбекистана. Статистический сборник. - Ташкент, 2009. - 113 с.
5. Промышленность Узбекистана. Статистический сборник. - Ташкент, 2012. - 128 с.
List of literature:
1. Karimov LA. Global financial-economic crisis, ways and measures to overcome it in the conditions of Uzbekistan. - Tashkent: Uzbekistan, 2009. - 48 p.
2. Karimov LA. Concept of the further deepening of democratic reforms and civil society in the country Report of the President of the Republic of Uzbekistan Islam Karimov at the joint session of Legislative chamber and Senate of Oliy Majlis of the Republic of Uzbekistan. - Tashkent, 2010 [Electronic resourse]. - URL: http://www.press-service.uz.
3. Decree of the President of the Republic of Uzbekistan «On additional measures to stimulate innovative projects and technologies in production» dated 15.07.2008 № PP-916 [Electronic resourse]. - URL: http://www. press-service.uz.
4. Industry of Uzbekistan. Statistical collection. - Tashkent, 2009. - 113 p.
5. Industry of Uzbekistan. Statistical collection. - Tashkent, 2012. - 128 p.
Хаджиева Г. У.
кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Института востоковедения Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан, Казахстан, г. Алматы
УДК 339.9 (574)
ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ И КИТАЯ
В статье рассматривается ряд особенностей, характеризующих экономические взаимоотношения стран Центральной Азии и Китая в формате Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Отмечается, что в сфере экономики потенциал сотрудничества стран-участниц не менее обширен, чем в вопросах обеспечения