Научная статья на тему 'Институты инновационного обеспечения процесса модернизации, технического и технологического обновления производств промышленности Узбекистана'

Институты инновационного обеспечения процесса модернизации, технического и технологического обновления производств промышленности Узбекистана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
457
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / ТЕХНИЧЕСКОЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕКОЕ ОБНОВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА / СТРУКТУРНАЯ И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ФОНД РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ РУЗ / СТИМУЛИРОВАНИЕ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ / ФОНД МОДЕРНИЗАЦИИ И НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОРГАНОВ ХОЗЯЙСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ПРЕДПРИЯТИЙ / ПРОГРАММА ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕР ПО РАСШИРЕНИЮ ОБЪЕМОВ ПРОИЗВОДСТВА / ОСВОЕНИЕ ВЫПУСКА НОВЫХ ВИДОВ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ПРОДУКЦИИ / ПРАВА НА ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / ИНФРАСТРУКТУРА КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ / MODERNIZATION / TECHNICAL AND TEHNOLOGICHESKOM RENEWAL OF PRODUCTION / STRUCTURAL AND INVESTMENT POLICIES / THE FUND OF RECONSTRUCTION AND DEVELOPMENT OF UZBEKISTAN / STIMULATION OF INTRODUCTION OF INNOVATIVE PROJECTS / THE FUND OF MODERNIZATION AND NEW TECHNOLOGIES OF BODIES OF ECONOMIC MANAGEMENT AND ENTERPRISES / THE PROGRAM OF PRIORITY MEASURES TO INCREASE PRODUCTION / MANUFACTURE NEW TYPES OF COMPETITIVE PRODUCTS / THE RIGHTS TO OBJECTS OF INTELLECTUAL PROPERTY / COMMERCIALIZATION INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Расулев Алишер Файзиевич, Тростянский Дмитрий Валерьевич

Проанализирована динамика основных показателей развития промышленности и деятельность институтов инновационного обеспечения процесса модернизации, технического и технологического обновления производств промышленности. Особое внимание уделяется Фонду реконструкции и развития Республики Узбекистан и фондам модернизации и новых технологий предприятий, необходимости стимулирования предприятий и их работников к инновационной деятельности, а также формированию механизма распределения прав на объекты интеллектуальной собственности, созданные в научно-исследовательских институтах и высших учебных заведениях Республики Узбекистан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Расулев Алишер Файзиевич, Тростянский Дмитрий Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The innovation process of modernization, technical and technological renewal of production industry of Uzbekistan

Analyzed the dynamics of the main indicators of development of industry and the activities of institutions of the innovative process of modernization, technical and technological renewal of industries. Special attention is paid to the Fund of reconstruction and development of Uzbekistan and Fund of modernization and new technology enterprises. Special attention is paid to the need to encourage businesses and their employees towards innovative activities, as well as the formation mechanism of distribution of rights on objects of intellectual property created at research institutions and higher educational institutions of the Republic of Uzbekistan.

Текст научной работы на тему «Институты инновационного обеспечения процесса модернизации, технического и технологического обновления производств промышленности Узбекистана»

Тростянский Д.В.

доктор экономических наук, главный научный сотрудник Научно-исследовательского центра «Научные основы и проблемы развития экономики Узбекистана» при Ташкентском государственном экономическом университете, Узбекистан, г. Ташкент

УДК 33

ИНСТИТУТЫ ИННОВАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССА МОДЕРНИЗАЦИИ, ТЕХНИЧЕСКОГО И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБНОВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

УЗБЕКИСТАНА

Проанализирована динамика основных показателей развития промышленности и деятельность институтов инновационного обеспечения процесса модернизации, технического и технологического обновления производств промышленности. Особое внимание уделяется Фонду реконструкции и развития Республики Узбекистан и фондам модернизации и новых технологий предприятий, необходимости стимулирования предприятий и их работников к инновационной деятельности, а также формированию механизма распределения прав на объекты интеллектуальной собственности, созданные в научно-исследовательских институтах и высших учебных заведениях Республики Узбекистан.

Ключевые слова: модернизация, техническое и технологичекое обновление производства, структурная и инвестиционная политика, Фонд реконструкции и развития РУз, стимулирование внедрения инновационных проектов, фонд модернизации и новых технологий органов хозяйственного управления и предприятий, Программа первоочередных мер по расширению объемов производства и освоению выпуска новых видов конкурентоспособной продукции, права на объекты интеллектуальной собственности, инфраструктура коммерциализации.

THE INNOVATION PROCESS OF MODERNIZATION, TECHNICAL AND TECHNOLOGICAL RENEWAL OF PRODUCTION INDUSTRY

OF UZBEKISTAN

Analyzed the dynamics of the main indicators of development of industry and the activities of institutions of the innovative process of modernization, technical and technological renewal of industries. Special attention is paid to the Fund of reconstruction and development of Uzbekistan and Fund of modernization and new technology enterprises. Special attention is paid to the need to encourage businesses and their employees towards innovative activities, as well as the formation mechanism of distribution of rights on objects of intellectual property created at research institutions and higher educational institutions of the Republic of Uzbekistan.

Key words: modernization, technical and tehnologicheskom renewal of production, structural and investment policies, the Fund of reconstruction and development of Uzbekistan, stimulation of introduction of innovative projects, the Fund of modernization and new technologies of bodies of economic management and enterprises, the Program of priority measures to increase production and to manufacture new types of competitive products, the rights to objects of intellectual property, commercialization infrastructure.

Расулев А.Ф.

доктор экономических наук, профессор, Ташкентский государственный экономический университет, Узбекистан, г. Ташкент

Промышленность Узбекистана оказывает решающее воздействие на уровень развития производительных сил республики и является важнейшим приоритетом обеспечения устойчивого роста экономического и экспортного потенциала республики. За 2004-2013 годы валовая добавленная стоимость

промышленности увеличилась с 2,15 до 28,8 трлн. сум, а ее удельный вес в валовом внутреннем продукте - с 17,5 до 24,2 %. Объем промышленной продукции вырос с 8,12 до 64,3 трлн. сум. В промышленности образуется до 68 % прибыли до уплаты налога на доход и привлекается до 37,7 % инвестиций (2007 г.) (табл. 1).

Таблица 1

Основные экономические показатели развития промышленности, трлн. сум

Отрасли 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Валовой внутренний продукт, всего 12,3 15,9 21,1 28,2 38,9 48,1 62,4 78,8 97,9 119,0

в том числе валовая добавленная стоимость промышленности 2,15 3,29 4,60 5,91 9,15 11,2 14,9 18,9 23,1 28,8

удельный вес промышленности, % 17,5 20,7 21,8 21,0 23,5 23,6 23,9 24,0 24,0 24,2

Объем промышленной продукции 8,12 11,0 14,6 18,4 23,8 28,4 34,5 42,2 51,1 64,3

Прибыль до уплаты налога на доход, всего 1,03 1,84 1,84 3,20 4,56 6,02 5,96 7,72 7,70 11,5

в том числе промышленности 0,62 1,25 1,06 2,18 2,97 3,82 3,20 3,63 4,61 5,16

удельный вес промышленности, % 59,9 67,9 57,9 68,0 65,1 63,4 53,7 47,0 59,9 44,9

Инвестиции в основной капитал, всего 2,63 3,16 4,04 5,90 9,56 12,5 15,3 17,9 22,8 28,7

в том числе промышленности 0,76 1,03 1,38 2,22 3,29 3,56 4,66 6,07 7,79 9,81

удельный вес промышленности, % 29,0 32,6 34,3 37,7 34,5 28,4 30,4 33,8 34,2 34,2

Источник: Промышленность Узбекистана. Статистические сборники за 2006, 2010, 2014 годы.

В результате последовательной реализации принятой программы приоритетного развития промышленности в 2011-2015 годах и отраслевых программ по модернизации, техническому и технологическому обновлению производств в структуре промышленности все большее место занимают обрабатывающие отрасли, производящие конкурентоспособную продукцию с высокой добавленной стоимостью. Сегодня эти отрасли производят более 78 % промышленной продукции страны.

Согласно Указу Президента РУз от 11.05.2006 г., № УП-3751, в целях обеспечения реализации проектов по модернизации и техническому перевооружению базовых отраслей экономики, достижения динамичного, устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития страны, а также осуществления эффективной структурной и инвестиционной политики был создан Фонд реконструкции и развития Узбекистана [1].

Доходы Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан формируются за счет [2]:

- поступлений от превышения мировой цены на стратегические ресурсы над ценой отсечения, устанавливаемой решениями Президента Республики Узбекистан при утверждении прогноза основных макроэкономических показателей и параметров Государственного бюджета;

- доходов от управления активами Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан, в том

числе от размещения свободных остатков средств Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан;

- иных источников в соответствии с законодательством.

Средства Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан используются на:

- финансирование инвестиционных проектов, включенных в Государственную инвестиционную программу;

- предоставление льготных кредитов для финансирования проектов развития и реконструкции производственной инфраструктуры для последующего размещения новых промышленных производств;

- инвестирование в уставный капитал вновь создаваемых финансовых институтов и предприятий стратегического характера с иностранными инвестициями в базовых отраслях экономики;

- осуществление в рамках утвержденных Президентом Республики Узбекистан или Кабинетом Министров Республики Узбекистан программ по модернизации, техническому и технологическому перевооружению ускоренного финансирования и реализации инвестиционных проектов посредством открываемых коммерческим банкам кредитных линий в иностранной валюте;

- предоставление в соответствии с утвержденными государственными программами льготных кредитов для осуществления закупок новых современных зарубежных технологий, техники и оборудования, других товаров стратегического назначения;

- финансирование на грантовой основе национальных социально значимых государственных программ и проектов по формированию производственной и непроизводственной инфраструктуры;

- софинансирование с коммерческими банками инвестиционных программ (бизнес-планов) предприятий-заемщиков, в том числе позволяющих технически перевооружить производство, увеличить загрузку производственных мощностей, нарастить объемы производства конкурентоспособной продукции и ее экспорта, обеспечить рост добавленной стоимости.

В соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан от 15.07.2008 г. № ПП-916 «О дополнительных мерах по стимулированию внедрения инновационных проектов и технологий в производство» в Узбекистане стали проводиться ежегодные республиканские ярмарки инновационных идей, технологий и проектов [3]. За 2008-2013 годы научные учреждения и вузы заключили с производственными организациями сотни контрактов и договоров намерений о внедрении различной отечественной инновационной продукции. Примером успешной интеграции науки и производства стали тесные связи научных организаций Академии наук РУз, университетов и вузов республики с НХК «Узбекнефтегаз», ГАК «Узкимесаноат», ГАК «Узфармсаноат», ГАК «Узбек-энерго», АК «Узбекуголь», НГМК, АГМК и др.

Кроме того, согласно данному постановлению для обеспечения широкого внедрения прикладных научных разработок и инновационных технологий в производство министерствам, ведомствам, ассоциациям, компаниям и другим хозяйственным объединениям было поручено оказать содействие в создании органами хозяйственного управления и предприятиями:

- фондов модернизации и новых технологий, определив источниками их формирования часть амортизационных отчислений и чистой прибыли хозяйствующих субъектов, а также целевые поступления от заказчиков;

- структурных подразделений, а при необходимости - также проектно-конструкторских бюро, отвечающих за инновационное развитие отрасли и предприятия.

Основными задачами создаваемых структурных подразделений инновационного развития хозяйствующих субъектов определены:

- изучение международных и отечественных разработок современных технологий и оборудования с формированием на этой основе ежегодных и среднесрочных программ внедрения современных технологий в производство;

- формирование портфеля заказов на отечественные прикладные научные исследования и разработки, а также их размещение;

- внедрение результатов прикладных научных исследований и разработок в практику деятельности предприятия.

Укреплению этих связей способствовало принятие в мае 2009 года Положения о фонде модернизации и новых технологий органов хозяйственного управления и предприятий. Это позволяет отечественным товаропроизводителям активнее модернизировать технологические процессы не только своими силами, но и привлекать к этой работе специалистов Академии наук, вузов, министерств и ведомств. Кроме того, инновационному развитию способствовал принятый в республике комплекс льгот и преференций. Так, научным организациям, занимающимся разработкой инновационных проектов, предоставляются налоговые льготы, причем средства, направляемые на эти цели, освобождены от уплаты практически всех налогов, кроме единого социального платежа.

Согласно Постановлению Президента РУз от 15.12.2010 г. № III1-1442 «О приоритетах развития промышленности Республики Узбекистан в 20112015 годах» были определены основные задачи и приоритетные направления развития промышленности республики в 2011-2015 годах. Они включают в себя [4]:

- выработку конкретной, глубоко и всесторонне продуманной долгосрочной перспективы развития структурообразующих отраслей и промышленности, осуществление на этой основе углубления структурных преобразований экономики, направленных на диверсификацию основных ее отраслей;

- обеспечение стабильности нормативных показателей и тарифов с целью повышения конкурентоспособности отечественной промышленной продукции, уменьшения зависимости развития промышленности и экономики республики в целом от изменений мировой конъюнктуры;

- дальнейшее углубление структурных преобразований в промышленности, направленных на опережающее развитие таких приоритетных отраслей, как энергетика, нефтегазохимическая, химическая, текстильная и легкая промышленность, цветная металлургия, машиностроение и автомобилестроение, фармацевтика, качественная и углубленная переработка сельскохозяйственной продукции, производство строительных материалов, обеспечивающих повышение роли и места Республики Узбекистан в мировом разделении труда, производство конкурентоспособной продукции с высокой долей добавленной стоимости, пользующейся устойчивым спросом на мировом рынке;

- осуществление широкомасштабной модернизации, технического и технологического обновления промышленных производств, оснащение их самым современным высокотехнологичным оборудованием, ускоренное внедрение в отраслях промышленности современных научных достижений и прогрессивных инновационных технологий, расширение подготовки высококвалифицированных кадров для промышленности;

- обеспечение устойчивого роста экспортного потенциала, увеличения производства экспортоори-ентированной конкурентоспособной промышленной продукции, расширение ее рынков сбыта на базе диверсификации производства, углубленной и качественной переработки отечественного сырья;

- неуклонное повышение эффективности промышленного производства за счет повышения производительности труда, последовательного снижения производственных затрат и себестоимости продукции, внедрения современных энергосберегающих

и ресурсосберегающих технологий, совершенствования организации производства, устранения потерь и непроизводительных затрат;

- системное внедрение международных стандартов качества и технических регламентов при производстве промышленной продукции, обеспечивающих ее конкурентоспособность на внешних рынках.

В таблице 2 приведен перечень целевых показателей развития промышленности республики на 2011-2015 годы.

Таблица 2

Целевые показатели развития промышленности республики на 2011-2015 годы

Наименование 2010 2011 2012 2013 2014 2015 Всего за 2011-2015

Темпы роста продукции промышленности (в % к предыдущему году) 108,3 109,3 109,7 110,3 110,9 111,8 164,0

Доля промышленности в ВВП 23,9 24,1 24,8 25,8 26,8 28,0 -

Доля конечной готовой продукции в общем объеме производства 50,6 51,7 53,6 56,2 58,7 61,2 -

Объем инвестиций в промышленность, млн. дол. США 2 668,9 3 207,9 3 923,9 4 891,1 6 118,9 7 531,6 25 673,4

Для обеспечения устойчивого и динамичного развития экономики республики, ускорения модернизации, технического и технологического перевооружения предприятий, организации на этой основе производства конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью, расширения экспортного потенциала Постановлением Президента РУз от 04.10.2011 г. № ПП-1623 была утверждена Программа первоочередных мер по расширению объемов производства и освоению выпуска новых видов конкурентоспособной продукции [5]. Она включала в себя перечни инвестиционных проектов по расширению объемов производства конкурентоспособной продукции на базе действующих предприятий; производству импортозамещающих комплектующих узлов, сырья и материалов; подлежащих ускоренной реализации за счет сокращения сроков подготовки и осуществления строительно-монтажных и пуско-наладочных работ; новых и ускоряемых инвестиционных проектов, предлагаемых к реализации с участием средств Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан.

При подготовке Программы особое внимание уделялось [6]:

- эффективному использованию ресурсов для создания новых и реконструкции действующих производственных мощностей, обеспечивающих повышение конкурентоспособности производимой продукции на внутреннем и мировом рынках, расширение экспортного потенциала и занятие прочного положения на мировых рынках, прежде всего в от-

раслях, располагающих соответствующим ресурсным потенциалом;

- формированию по этим направлениям перечня конкретных и эффективных инвестиционных проектов с коротким инвестиционным периодом в рамках программ развития промышленности, производственной инфраструктуры, транспортного и коммуникационного строительства на 2011-2015 годы;

- разработке и реализации действенного механизма, обеспечивающего ускоренную процедуру осуществления всех работ по формированию необходимой проектно-сметной документации по новым инвестиционным проектам, включенным в перечень, при обязательном условии их строгого соответствия строительным нормам и правилам, а также открытия аккредитивов и авансирования производства оборудования с длительным сроком изготовления;

- дальнейшему укреплению ресурсной базы Фонда реконструкции и развития Узбекистана и расширению масштабов его участия в финансировании инвестиционных проектов, включенных в перечень проектов, подлежащих ускоренной реализации;

- определению ведущих иностранных компаний, владеющих современными технологиями и развитой маркетинговой сетью, которых можно привлечь к совместной реализации инвестиционных проектов по созданию новых и модернизации действующих производств с последующей реализацией производимой на них продукции на мировых рынках.

В целях дальнейшей модернизации производственных мощностей действующих предприятий

и укрепления промышленного потенциала республики Кабинетом Министров РУз были утверждены целевые параметры вывода из эксплуатации и обновления морально и физически устаревшего оборудования с заменой на современное, апробированное на

мировом уровне, опережающего внедрения на предприятиях современных и успешно апробированных на мировом уровне технологий по крупным предприятиям отраслей промышленности на 2012-2014 и последующие годы (табл. 3) [7].

Таблица 3

Целевые параметры по выводу из эксплуатации и обновлению устаревшего оборудования на 2012-2014 и последующие годы

Оборудование, замененное в 2011 году Оборудование, замененное в 20122014 годах в рамках сетевых графиков Оборудование, заменяемое в рамках инвестиционных проектов Оборудование, заменяемое после 2014 года Оборудование, сокращаемое за счет оптимизации техпроцесса и внедрения современного оборудования

кол-во (ед.) стоимость (млн. дол.) кол-во (ед.) стоимость (млн. дол.)

753 16 678 1 126,6 4 359 1 050,2 21 733 4 847

Коммерческим банкам было рекомендовано выделять промышленным предприятиям долгосрочные кредиты на приобретение нового технологического оборудования взамен выбывающего.

В целях дальнейшего развития высокотехнологичных отраслей промышленности, расширения производства готовых товаров и полуфабрикатов, пользующихся устойчивым спросом на мировых и региональных рынках, Указом Президента РУз от 04.03.2015 г. № УП-4707 была принята Программа мер по обеспечению структурных преобразований, модернизации и диверсификации производства на 2015-2019 годы. Она содержит [8]:

- целевые показатели развития промышленности, диверсификации ее структуры, расширения объемов производства и ассортимента производства конкурентоспособной, экспортоориентированной продукции;

- перечень вновь начинаемых инвестиционных проектов по модернизации, техническому и технологическому обновлению производств;

- перечень новых приоритетных инвестиционных проектов для реализации с привлечением иностранных инвестиций и кредитов.

Для создания необходимых условий по дальнейшему ускоренному развитию промышленного потенциала, структурных преобразований и диверсификации национальной экономики Постановлением Президента РУз от 06.03.2015 г. была принята Программа развития и модернизации инженерно-коммуникационной и дорожно-транспортной инфраструктуры на 2015-2019 годы. Она включает в себя сводные целевые параметры и адресный перечень проектов в разрезе отдельных ее составляющих [9].

Проведенный анализ показал, что процесс формирования институциональных основ инновационного развития национальной экономики носит динамичный характер. В законодательную базу, в рамках Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране вно-

сятся изменения применительно к современному этапу рыночных преобразований, что делает ее адекватной современным задачам и выбранным приоритетам. В республике формируется инновационная инфраструктура, позволяющая обеспечить реализацию процесса модернизации национальной экономики.

Активизации инновационной деятельности в республике будет способствовать принятие Закона Республики Узбекистан «Об инновациях и инновационной деятельности». В проекте данного Закона предусматривается дальнейшее развитие инновационной инфраструктуры (инновационных и венчурных фондов, инновационных предприятий и др.), совершенствование системы налогообложения и кредитования, а также стимулирование участников инновационной деятельности, выполняющих приоритетные высокотехнологичные инновационные проекты и внедряющих их в отраслях экономики в целом и индустриальном комплексе в особенности.

Цели и направления инновационной политики государства определяются, прежде всего, характерной особенностью той или иной отрасли, ее производственно-экономическим потенциалом и уровнем конкурентоспособности основной продукции. Все отрасли промышленности страны в зависимости от уровня конкурентоспособности своей продукции можно разделить на три группы. Первая группа отраслей обладает большим конкурентоспособным потенциалом и работает на мировом рынке. Это отрасли топливно-энергетического комплекса.

Отрасли второй группы производят продукцию, близкую к конкурентоспособной на мировом рынке. Это машиностроение, химическая промышленность и цветная металлургия.

Отрасли третьей группы включают в себя агропромышленный комплекс, легкую и пищевую промышленность и др. Их продукция на мировом рынке пока еще не котируется, поэтому они ориентированы главным образом на внутренний рынок.

Инновационная политика в отношении этих групп отраслей отличается по характеру, масштабам, объему ресурсов и т. д. В этой связи к основным направлениям государственной инновационной политики можно отнести:

- разработку и совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования;

- создание системы поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышения конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая систему информационного обеспечения, систему экспертизы, финансово-экономическую систему, систему сертификации и продвижения разработок и т. д.;

- развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для функционирования малых организаций и оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности;

- совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ. Реализация в отраслях экономики относительно небольших и быстро окупаемых инновационных проектов с участием частных инвесторов и при поддержке государства позволит поддержать наиболее перспективные производства и организации, усилить приток в них частных инвестиций;

- реализацию приоритетных направлений, способных преобразовывать соответствующие отрасли экономики страны и ее регионов.

В Концепции инновационного развития Узбекистана на 2012-2020 годы переход к инновационному развитию страны был определен как основная цель государственной политики в области развития науки и технологий. Декларированы следующие приоритетные направления:

1. Развитие фундаментальной науки, важнейших прикладных исследований и разработок.

2. Совершенствование государственного регулирования в области науки и технологий.

3. Формирование национальной инновационной системы.

4. Повышение эффективности использования результатов научной и научно-технической деятельности.

5. Сохранение и развитие кадрового потенциала научно-технического комплекса.

6. Интеграция науки и образования.

Темпы освоения новых технологий прямо зависят от заинтересованности как инвестора, так и разработчиков в правах на полученные технологии. Следовательно, необходимо четко разграничить права государства на результаты научно-технической деятельности, финансируемые из госбюджета, и права

их исполнителей, с учетом необходимости стимулирования предприятий и их работников к инновационной деятельности. Также принципиально важно разделить функции хозяйствующего субъекта, реализующего права на объекты интеллектуальной собственности, и субъекта, контролирующего использование прав государства.

В настоящее время сфера охраны интеллектуальной собственности в Узбекистане регулируется такими законами, как «Об изобретениях, полезных моделях и промышленных образцах», «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных», «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», «Об авторском праве и смежных правах» и др.

Законодательство обеспечивает охрану исключительных (имущественных или экономических) прав обладателя объекта интеллектуальной собственности, которые выражаются в праве использования этого объекта интеллектуальной собственности по своему усмотрению в любой форме и любым способом. При этом использование другими лицами объектов интеллектуальной собственности, в отношении которых их правообладателю принадлежит исключительное право, допускается только с согласия правообладателя.

В соответствии с постановлением «Об образовании Агентства по интеллектуальной собственности Республики Узбекистан» от 24 мая 2011 года в стране создана новая система надежной защиты прав на объекты интеллектуальной собственности. В рамках этого документа на базе Государственного патентного ведомства Республики Узбекистан и Узбекского республиканского агентства по авторским правам образовано Агентство по интеллектуальной собственности. Это предоставило широкие возможности для осуществления единой государственной политики в сфере правовой защиты и охраны объектов интеллектуальной собственности. Расширение полномочий агентства - в частности, возложение на него задач по правовой охране изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков и других объектов интеллектуальной собственности, защита прав правообладателей, обеспечение охраны объектов интеллектуальной собственности - способствует повышению эффективности работы в этой сфере.

Вместе с тем механизм распределения прав на объекты интеллектуальной собственности, созданные в НИИ и вузах республики, довольно расплывчатый. Статьи ГК РУз в области определения правообладателя интеллектуальной собственности, созданной за счет государственных средств, противоречат друг другу. Инвесторов, особенно зарубежных, отпугивает такая неопределенность. Определенную сложность в разрешении названной проблемы добавляет неразвитость национального законодательства в вопросах

регулирования отношений государства, с одной стороны, и физических и юридических лиц, с другой стороны (в том числе, изобретателей, новаторов, научно-производственных комплексов и т. п.). Действие патентного законодательства, законодательства об авторском праве и других законов, как правило, ограничивается рамками частного права, тогда как права государства, финансирующего до настоящего времени большую часть всех научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, фактически остаются неопределенными. В результате снижаются темпы освоения новых технологий.

Сегодня Узбекистан нуждается в эффективной стратегии и инфраструктуре коммерциализации с целью обеспечения профессионального управления интеллектуальными правами собственности. Это необходимо для удовлетворения потребности промышленности и общества, формирования отдачи от инвестиций, вкладываемых в исследования научных организаций. Инфраструктура коммерциализации должна обеспечивать привилегии по доступу к критической массе всего спектра научных исследований и быть территориально близка к результатам НИОКР, а также тесно связана с бизнесом.

Список литературы:

1. Указ Президента Республики Узбекистан «О создании Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан» от 11.05.2006 г. № УП-3751 // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2006 г., № 19, ст. 161; 2009 г., № 8, ст. 76, № 22, ст. 257; 2012 г., № 11, ст. 113; 2014 г., № 29, ст. 356.

2. Бюджетный кодекс Республики Узбекистан (Введен в действие с 01.01.2014 г.), ст. 48-49.

3. Постановление Президента Республики Узбекистан от 15.07.2008 г. № ПП-916 «О дополнительных мерах по стимулированию внедрения инновационных проектов и технологий в производство» // Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2008 г., № 7, ст. 387.

4. Постановление Президента Республики Узбекистан от 15.12.2010 г. № ПП-1442 «О приоритетах развития промышленности Республики Узбекистан в 2011-2015 гг. // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2010 г., № 12, ст. 529 и № 50, ст. 472.

5. Постановление Президента Республики Узбекистан от 04.10.2011 г. № ПП-1623 «О Программе первоочередных мер по расширению объемов производства и освоению выпуска новых видов конкурентоспособной продукции» // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2011 г.

6. Распоряжение Президента Республики Узбекистан от 29.07.2011 г. № Р-3686 «О разработке программы мер по формированию новых и ускорению реализации утвержденных инвестиционных проектов по

модернизации, техническому и технологическому обновлению производства» // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2011 г.

7. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19.04.2012 г. № 115 «О дополнительных мерах по ускоренному обновлению морально и физически устаревшего оборудования предприятий отраслей промышленности» // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2012 г., № 17, ст. 190.

8. Указ Президента Республики Узбекистан от 04.03.2015 г. № УП-4707 «О Программе мер по обеспечению структурных преобразований, модернизации и диверсификации производства на 2015-2019 гг.».

9. Постановление Президента Республики Узбекистан от 06.03.2015 г. «О Программе развития и модернизации инженерно-коммуникационной и дорожно-транспортной инфраструктуры на 2015-2019 гг.».

List of literature:

1. The decree of the President of the Republic of Uzbekistan «About creation of Fund of reconstruction and development of the Republic of Uzbekistan» dated 11.05.2006, № UP-3751 // Collection of legislation of the Republic of Uzbekistan, 2006, № 19, art. 161; 2009, № 8, art. 76, № 22, art. 257; 2012, № 11, art. 113; 2014, № 29, art. 356.

2. The budget code of the Republic of Uzbekistan (Entered into force since 01.01.2014), art. 48-49.

3. The decree of the President of the Republic of Uzbekistan dated 15.07.2008 № PP-916 «About additional measures on stimulation of introduction of innovative projects and technologies in production» // Sheets of Oliy Majlis of Uzbekistan, 2008, № 7, art. 387.

4. The decree of the President of Uzbekistan dated 15.12.2010 № PP-1442 «On priorities of industrial development of Uzbekistan in 2011-2015 // Collection of legislation of the Republic of Uzbekistan, 2010, № 12, art. 529 and № 50, art. 472.

5. The decree of the President of the Republic of Uzbekistan dated 04.10.2011 № PP-1623 «About the Program of priority measures to increase production and to manufacture new types of competitive products» // Collected legislation of the Republic of Uzbekistan, 2011.

6. The decree of the President of the Republic of Uzbekistan dated 29.07.2011 № P-3686 «About development of program of measures for the formation of new and accelerating the implementation of approved investment projects on modernization, technical and technological renewal of production» // Collection of legislation of the Republic of Uzbekistan, 2011.

7. The resolution of the Cabinet of Ministers of the Republic of Uzbekistan dated 19.04.2012 № 115 «On additional measures to accelerate the renewal of obsolete equipment companies industries» // Collection of legislation of the Republic of Uzbekistan, 2012, № 17, art. 190.

8. The decree of the President of the Republic of Uzbekistan from 04.03.2015 № UP-4707 «About Program b of measures on structural reforms, modernization and di- n versification of production for 2015-2019 years». a

9. The decree of the President of the Republic of Uzbekistan from 06.03.2015 «On the Program of development and modernization of engineering communications and road infrastructure for 2015-2019 years».

Валиев Ш.З.

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Региональная экономика и управление» ФГБОУВО «Уфимский

государственный университет экономики и сервиса», Россия, г. Уфа

Гавриленко И.Г.

кандидат экономических

наук, доцент кафедры «Региональная экономика и управление» ФГБОУ ВО «Уфимский

государственный университет экономики и сервиса», Россия, г. Уфа

Исаева Н.В.

кандидат социологических

наук, доцент кафедры «Региональная экономика и управление» ФГБОУ ВО «Уфимский

государственный университет экономики и сервиса», Россия, г. Уфа

Чинаев Т.В.

кандидат экономических

наук, доцент кафедры «Региональная экономика и управление» ФГБОУ ВО «Уфимский

государственный университет экономики и сервиса», Россия, г. Уфа

УДК 338.46:339.13

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТОРГОВОЙ ОТРАСЛИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Цель работы заключается в оценке потенциала развития торговой отрасли в Республике Башкортостан. Торговля является одной из важнейших отраслей экономики региона, состояние и эффективность функционирования которой непосредственно влияют на развитие производства потребительских товаров и уровень жизни населения. В настоящее время доля торговли в налоговых поступлениях в консолидированный бюджет Республики Башкортостан составляет около 10 % (второе место среди основных отраслей экономики после промышленности) и превышает 16 % в структуре валового регионального продукта. Торговая отрасль - лидер среди отраслей экономики по количеству созданных рабочих мест. Основной задачей исследования было определение факторов влияния на развитие отрасли и степени их управляемости со стороны республиканских субъектов развития.

В работе выявлены существенные проблемы, ограничивающие развитие торговли в Республике Башкортостан, и сформулированы условия их устранения: повышение эффективности государственного регулирования отрасли; развитие базовых инфраструктурных объектов; повышение эффективности внутриотраслевых процессов (повышение производительности труда, стимулирование внутриотраслевой конкуренции, уровня инновационности, преодоление неравномерности распространения современных форматов), стимулирование развития малого торгового бизнеса.

Главным результатом статьи было обоснование вывода о том, что современное состояние оптовой и розничной торговли Республики Башкортостан свидетельствует о наличии серьезного потенциала их развития и увеличения вклада в валовый региональный продукт, повышения занятости населения.

Ключевые слова: торговля, эффективность, спрос, конкурентоспособность, цена, ресурс, логистика, инфраструктура, регулирование, торговые сети, малый бизнес, инновационность, современные форматы торговли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.