Научная статья на тему 'Иқтисодий ўсишнинг инновацион омиллари: замонавий тенденциялар ва Миллий устуворликлар'

Иқтисодий ўсишнинг инновацион омиллари: замонавий тенденциялар ва Миллий устуворликлар Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
370
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновация / миллий инновацион тизим / модернизация / техник қайта қуриш / рақобатбардошлик / innovation / national innovation system / modernization / technical modernization / competitiveness

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исаджанов Абдували Абдурахимович

Мақола миллий инновацион тизим ва илмий-тадқиқот ҳамда тажрибаконструкторлик ишларининг ривожланишига бағишланган. Миллий инновацион тизим элементларининг ривожланиши ҳамда хорижий тажриба ва уни Ўзбекистон шароитида қўллашнинг имкониятлари таҳлил объекти сифатида олинган.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATION FACTORS OF THE ECONOMIC GROWTH: RESENT TENDENSIES AND NATIONAL PRIORITIES

The article deals with an analysis of development innovation policies and R&D outputs. The analysis focuses on elements of the national innovation system, on foreign experiences and the possibility of their application in the Uzbekistan conditions.

Текст научной работы на тему «Иқтисодий ўсишнинг инновацион омиллари: замонавий тенденциялар ва Миллий устуворликлар»

Исаджанов А.А.

доктор экономических наук, и.о. профессора кафедры «Международные экономические отношения» Ташкентского исламского университета при Кабинете Министров Республики Узбекистан

ИННОВАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Узбекистан всё больше испытывает влияние процессов происходящих во все более глобализующемся мире и сталкивается с новыми вызовами, носящими

/■ V V

все более сложный и комплексный характер.

В результате последовательной реализации программы экономических реформ в Узбекистане обеспечены устойчивые темпы роста макроэкономической сбалансированности, модернизации и диверсификации экономики. За годы независимого развития экономика Узбекистана кардинально преобразилась и выросла почти в 5 раз, доходы людей на душу населения - в 8,7 раза. За короткий период республика с односторонней, гипертрофированной сырьевой экономикой, превратилась в динамично развивающееся современное государство1.

Происходят качественные изменения в структуре экономики, все боль-

1 Выступление Президента Ислама Каримова на торжествах, посвященных 23-летию независимости Республики Узбекистан. //http://press-service. uz/ru/news/5001/

шее место в структуре промышленности занимают обрабатывающие отрасли, производящие конкурентоспособную продукцию с высокой добавленной стоимостью.

В настоящее время эти отрасли производят более 78% промышленной продукции страны. Ускоренное развитие получили такие высокотехнологичные отрасли, как машиностроение и металлообработка, производство строительных материалов, пищевая промышленность. Процессы модернизации и технического обновления затронули практически все отрасли экономики. В результате получили дальнейшее развитие производство телекоммуникационного оборудования, компьютерной техники и сотовой связи, сложной бытовой техники. Это позволило в конечном

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 9

счете увеличить долю промышленности в структуре ВВП с 14,2 процента в 2000 году до 24,2 процента в 2014 году1.

Вместе с тем, в процессе интеграции в современную систему мирохозяйственных связей, и повышая степень открытости своей экономики, Узбекистан всё больше испытывает влияние мировых экономических процессов, и сталкивается с новыми вызовами, носящими все более сложный и комплексный характер.

Во-первых, в последние десятилетия экономический рост все более и более характеризуется ведущим значением научно-технического прогресса и интеллектуализацией основных факторов производства. На долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании, образовании кадров, организации производства в развитых странах, приходится значительная доля прироста ВВП. При этом внедрение нововведений становится ключевым фактором рыночной конкуренции в XXI веке.

Во-вторых, существенно повышается значение инновационной политики. Постоянно растет доля расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИ-ОКР) в ВВП, которая в развитых странах достигла 2,5-3% ВВП. Это связано

1 Каримов И.А. 2014 год станет годом развития страны высокими темпами, мобилизации всех возможностей, последовательного продолжения оправдавшей себя стратегии реформ. / Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития в 2013 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2014 год. // "Народное слово", 18 января 2014 года.

с рядом объективных свойств инновационных процессов: высокими рисками венчурного финансирования, зависимостью от степени развития общей научной среды и информационной инфраструктуры, значительной капиталоемкостью научных исследований, неопределенностью возможностей коммерческой реализации их результатов, высокими требованиями к научной и инженерной квалификации кадров, необходимостью правовой защиты интеллектуальной соб-ственности2.

Как известно, США стабильно удерживают лидерство в инвестициях в НИОКР. Так, в 2011 году, на долю США пришлось 34% мировых расходов в данную сферу. Государственным и частным сектором США на НИОКР было потрачено 405,3 миллиардов долларов США что составило 2,7 % от ВВП страны3.

В-третьих, важной закономерностью современного экономического роста является его неравномерность, обусловленная периодическим процессом последовательного замещения технологических укладов.

В-четвертых, при решении проблем, связанных с модернизацией национальной экономики, происходит

2 Бутенко Я.А. Механизм формирования конкурентоспособной национальной инновационной системы. // Глобальные вызовы менеджменту: российский запрос на инновационное развитие: Сборник научных статей круглого стола. - М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова: Изд-во «Палеотип», 2013. -С. 32-38. 1пир://уапа-butenko.com/ru/nauchnye-raboty/mehanizm-formirovaniya-konkurentosposobnoy-natsionalnoy-innovatsionnoy-sistemy.html.

3 www.webcitation.Org/65z2lhse:http:// ru.wikipedia.org/wiki/% DD%EA%EE%ED%EE%EC%E 8%ЕА%Е0_0/с^10/с^8%С0

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 9

всё большее смещение акцентов с категорий: либерализации торговли, ценовой конкурентоспособности экспортных товаров, отслеживания конъюнктуры рынков, - на такой важнейший аспект конкурентоспособности как инновационный.

Для успешной конкуренции все большее значение приобретают преимущества высшего порядка, обеспечиваемые результатами научно-технического прогресса: уникальностью продукции и технологии, быстрыми темпами их обновления, высоким качеством продукции и технологий по сравнению с такими преимуществами, как дешевая рабочая сила, сырье, энергия.

Исследование указанных тенденций и их влияния на теоретические и практические основы модернизации экономики Узбекистана и ее интеграции в мирохозяйственные связи заслуживает особого внимания1.

В Узбекистане за последние годы выработаны и осуществляются комплексные меры по развитию инновационной деятельности, внедрению инновационных технологий. Осуществляются масштабные инвестиции в рамках отраслевых программ модернизации. За годы реформ обеспечены устойчивые темпы экономического роста. Начиная с 2004 года, экономика Узбекистана демонстрирует высо-

1 Исаджанов А.А. Глобальные инновационные вызовы и приоритеты инновационной модели развития. // Сборник материалов научно-практического семинара «Инновационные аспекты модернизации национальной экономики в условиях глобальных вызовов». - Т.: Ташкентский исламский университет, 2013. -С. 21-24.

кие и устойчивые темпы роста ВВП на уровне 7-9 процентов2.

Последовательно решаются задачи модернизации национальной экономики и формирования инновационной экономики. Решению задач, связанных с инновационным развитием экономики служат принятые постановления Президента Республики Узбекистан: «О мерах по совершенствованию координации и управления развитием науки и технологий» (7 августа 2006 года, № ПП-436); «О дополнительных мерах по стимулированию внедрения инновационных проектов и технологий в производство» (15 июля 2008 года, № ПП-916), «О программе мер по реализации важнейших проектов по модернизации, техническому и технологическому перевооружению производства на 2009-2014 годы» (12 марта 2009 года, № ПП-1072), «О мерах по укреплению материально-технической базы научных, научно-исследовательских учреждений и организаций» (10 ноября 2008 года, № ПП-241), Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы послевузовского образования и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации» (28 декабря 2012 года, № 365).

Реализуемые Программы развития отдельных отраслей, в том числе

2 Основные тенденции и показатели экономического и социального развития Республики Узбекистан за годы независимости (1990-2010 гг.) и прогноз на 2011-2015 год. Статистический сборник . - Т.: "Узбекистан", 2011. -С. 13.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 9

химической (2007-2011 гг.), масло-жировой (2007-2011 гг.), фармацевтической (2007-2011 гг.) и другие программы, предусматривают модернизацию, повышение технического уровня производства, расширение производства высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции за счет внедрения инноваций, стимулирования НИОКР.

В постановлении Президента Республики Узбекистан «О приоритетах развития промышленности Республики Узбекистан в 2011-2015 годах» (15 декабря 2010 года, № ПП-1442) определены меры по модернизации, технического и технологического обновления промышленных производств на основе внедрения в производство научных достижений, инновационных технологий. Приоритетными отраслями определены: энергетика, нефте-газохимическая, химическая, текстильная и легкая промышленность, цветная металлургия, машиностроение и автомобилестроение, фармацевтика, переработка сельскохозяйственной продукции, производство строительных материалов.

Разработанные и реализуемые меры по модернизации, техническому и технологическому обновлению отраслей экономики, созданию новых отраслей промышленности (автомобилестроительная, нефте- и газохимические отрасли и др.) привели к росту объемов производства промышленной продукции и удельного веса промышленности в ВВП.

Несмотря на устойчивые темпы роста промышленности и рост её доли в

ВВП, отмечаются тенденции, связанные с сохраняющимися высокими издержками производства выпускаемой продукции, недостаточными темпами роста экспорта машиностроительной продукции, в том числе высокотехнологической продукции.

Как отмечалось на заседании Кабинета Министров Республики Узбекистан, посвященному итогам социально-экономического развития страны в 2013 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2014 год, серьезным барьером для повышения конкурентоспособности становятся высокие издержки производства, высокая материалоёмкость и энергоёмкость выпускаемой продукции, технологическая отсталость отраслей реального сектора экономики1.

Доля топлива и энергии в затратах на производство промышленной продукции остается достаточно высокой. В целом показатель материа-ло- и энергоёмкости в машиностроении составляет более 70 процентов, легкой - 68 процента, химической и нефтехимической - 63 процента2.

1 Каримов И.А. 2014 год станет годом развития страны высокими темпами, мобилизации всех возможностей, последовательного продолжения оправдавшей себя стратегии реформ. / Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития в 2013 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2014 год. // "Народное слово", 18 января 2014 года.

2 Бикеева Э. Конкурентоспособность промышленности Узбекистана: факторы и перспективы роста. / Сборник «Стратегия дальнейшего повышения конкурентоспособности национальной экономики». Материалы IV-го Форума экономистов. / Под общей ред. А.М. Садыкова. Отв. ред. М.П.Нарзикулов. - Т.: "Baktriy Press", 2012. -С. 29-30.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 9

Высоким остается удельный вес морально и физически устаревшего оборудования во многих отраслях реального сектора экономики. Так, результаты проведенного аудита 418 промышленных предприятий показали, что более 30 процентов оборудования устарело.

В рамках реализации Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан № 115 от 19 апреля 2012 года «О дополнительных мерах по ускоренному обновлению морально и физически устаревшего оборудования предприятий отраслей промышленности» предусматривается заменить в 2013-2014 годах 11077 единиц морально устаревшего оборудования. На эти цели намечено направить финансовые средства в размере 870,9 миллионов долларов США. При этом, только в 2014 году в общем объеме заменяемого морально устаревшего оборудования доля таких крупнейших предприятий как «Узбекэнерго» составляет 36,8 процента, «Уздонмахсу-лот» - 13,3 процента, «Узбекнефтегаз» - 14,7 процента, «Узкимёсаноат» - 5,5 процента 1 .

В результате, в структуре экспорта страны доля машин и оборудования составляет незначительную долю, если в 2010 году этот показатель составлял 5,5 процента, то в последующие годы изменилась незначитель-

1 Бурханов А.У. Миллий иктисодиётни модер-низациялаш шароитида саноат корхоналари тех-нологик даражасини бах,олашнинг мох,ияти. // «Миллий иктисодиётни модернизациялаш стра-тегияси ва уни урта муддатларда амалга оши-ришнинг устувор йуналишлари» мавзусидаги Республика илмий-амалий конференция мате-риаллари. Мирзо Улутбек номидаги Узбекистан Миллий университети - Т., . 2014. -4-5-б.

но: в 2011 году - 6,6 процента, в 2012 году - 6,5 процента2.

Как показывает мировой опыт, в рамках антикризисной программы и в условиях посткризисного развития наиболее актуальными проблемами экономического развития выступает: обеспечение функционирования экономики страны обеспечивая расширенное воспроизводство; повышение инновационной активности предприятий страны; поддержание их научного потенциала, способного обеспечить устойчивые позиции страны на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса.

Активизация научно-технической и инновационной деятельности и промышленное освоение экономически эффективной наукоёмкой техники и технологий явится важнейшим фактором укрепления конкурентных позиций республиканских товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках.

Именно инновационные факторы повышения конкурентоспособности экономики, связанные с развитием интеллектуального потенциала, формированием научно-технических заделов, использованием новейших технологий обеспечивают вхождение в новый технологический уклад, наиболее вероятными, ключевыми направлениями которого станут: биотехнологии, глобальные информационные сети, наноматериалы, на-нобиотехнология. Это позволит резко снизить энергоёмкость и материало-

2 Узбекистан в цифрах. 2013. Статистический сборник. - Т.: Госкомстат Республики Узбекистан. 2013. -С. 171.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 9

ёмкость производства, получить новые материалы с заранее заданными свойствами.

В рамках реализации данного подхода, во многих странах отмечается рост финансирования фундаментальных и прикладных исследований по приоритетным направлениям развития науки и техники и прежде всего в ее реальном секторе. Особое внимание уделяется формированию рынка интеллектуальной собственности, малых инновационных предприятий, а также условий их эффективного взаимодействия с крупным бизнесом, способных совместно обеспечить коммерциализацию инновационных продуктов (услуг) и высоких технологий.

Несмотря на то, что в промышлен-но развитых странах значительные объемы НИОКР сосредоточенны в небольшом количестве крупных корпораций, особую нишу занимают малые инновационные фирмы и компании. Выполнение государственных заказов на создание новой техники и технологий, проведение НИОКР рассматривается как важнейшая функция государства. При этом, основным компонентом инновационной политики выступает поддержка территориальных инновационно-промышленных кластеров. Анализ показывает, что динамичное развитие получают те регионы, где сформировались инновационно-промышленные кластеры.

В принятой в марте 2010 г. Европейской стратегии экономического развития - «Европа 2020: Стратегия

разумного, устойчивого и интегрирующего роста» важнейшим направлением является обеспечение разумного роста и развитие экономики на основе знаний и инноваций1.

В этих целях к 2020 году предусматривается увеличение расходов на НИОКР до 3 процентов путем реализации ряда инициатив, в том числе: завершение создания Европейского пространства для исследований и инноваций, расширение исследований в сфере энергетики, транспорта, изменения климата, эффективного использования ресурсов, охраны здоровья и др.

Традиционно в последние десятилетия страны Северной Европы являются лидерами мировой экономики по качеству экономического роста, развитию «инновационной экономики». Достижения этих стран выше средних для ЕС по группам показателей новаций, используемых для подсчета общего инновационного индекса (всего в Европейской системе мониторинга новаций «Trend Chart» применяется 25 параметров).

Переход на инновационный тип развития сопровождался в странах Северной Европы последовательным увеличением его ресурсного обеспечения. Страны данного региона являются мировыми лидерами по финансированию НИОКР относительно ВВП (2,45 % - в Дании, 3,74 % - в Финляндии, 3,86 % - в Швеции, в среднем по

1 Europe 2020: La strategia europeenne pour une crouissance intelligente, durable et inclusive. -Mode of access: htpp:www.mouve ment-europeen. eu/Europe-2020-la-strategie-europenne-pour-une-croussancce-intelligente.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 9

Северной Европе - 3,07 %, в то время как в странах ЕС этот показатель составляет 2,06 %)1.

С 90-х годов прошлого века Китай целенаправленно стремится развивать новые, высокие технологии. В Китае их рассматривают как важнейший источник экономического роста. В КНР НИОКР стала привлекательной сферой для прямых иностранных инвестиций. Доступность программной и технологической инфраструктуры НИОКР (в частности доступность квалифицированного и трудолюбивого исследовательского персонала с низкой заработной платой, включая выпускников зарубежных институтов) явились основным толчком в этом процессе. В результате экспорт высокотехнологичной продукции значительно вырос2.

В этих условиях, целенаправленное развитие научно-технического потенциала, создание и развитие наукоемких и высокотехнологичных производств, прежде всего на основе реализации инновационных проектов, позволят обеспечить переход на инновационную модель развития национальной экономики.

В целом, наукоемкие отрасли оказывают значительное влияние на уровень развития экономики, определя-

1 Антюшина Н. Страны Северной Европы: наукоемкий тип развития. // "Экономист", 2007, № 10. -С. 31.; Nordic Statistical Yearbook. Vol. 39. P. 233.

2 Исаджанов А.А. Факторы экономического роста Китая: особенности и современные тенден-

ции. // "Миллий иктисодиётни модернизация-лаш стратегияси ва уни урта муддатларда амалга оширишнинг устувор йуналишлари" мавзусида-ги республика илмий-амалий конференция ма-териаллари. 2-кисм. Мирзо Улутбек номидаги Узбекистон Миллий университети. - Т., 2014. -140-б.

ют ее отраслевую структуру, являются приоритетной сферой привлечения внутренних и внешних инвестиций.

Активизация научно-технической и инновационной деятельности и промышленное освоение экономически эффективной наукоёмкой техники и технологий, формирование конкурентного механизма и рыночных отношений в инновационной сфере, создание благоприятной деловой среды и привлекательного инвестиционного климата при осуществлении инновационной деятельности станут важнейшим фактором укрепления конкурентных позиций республиканских товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках3.

Именно инновационные факторы повышения конкурентоспособности экономики обеспечивают наиболее рациональное и эффективное вхождение в систему международного разделения труда. Решение указанных задач должно быть направлено на обеспечение эффективного взаимодействия крупных, средних и малых предприятий в инновационной сфере.

Особую актуальность приобретает вопрос создания корпоративных структур, стратегических союзов между предприятиями и фирмами различных размеров, так как наиболее совершенными считаются системно-интегрированные сетевые модели инновационного процесса.

3 Национальная инновационная система Узбекистана. Оценка потенциала и результативности. Институт прогнозирования и макроэкономических исследований. ПРООН. - Т., 2011. -С. 75-76.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 9

Для этой цели важно обеспечить развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая систему информационного обеспечения и экспертизы, финансово-экономическую

и производственно-технологическую поддержку инновационной деятельности, систему сертификации и продвижения разработок, подготовки и переподготовки кадров.

Литература:

1. Выступление Президента Ислама Каримова на торжествах, посвященных 23-летию независимости Республики Узбекистан. //http:// press-service.uz/ru/news/5001/

2. Каримов И.А. 2014 год станет годом развития страны высокими темпами, мобилизации всех возможностей, последовательного продолжения оправдавшей себя стратегии реформ. / Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития в 2013 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2014 год. // «Народное слово», 18 января 2014 года.

3. Бутенко Я.А. Механизм формирования конкурентоспособной национальной инновационной системы. // Глобальные вызовы менеджменту: российский запрос на инновационное развитие: Сборник научных статей круглого стола. - М.: РЭУ им. Г. В. Плеханова: Изд-во «Палеотип», 2013. -С. 32-38. http://yana-butenko.com/ru/nauchnye-raboty/mehanizm-formirovaniya-konkurentosposobnoy-natsionalnoy-innovatsionnoy-sistemy.html.

4. www.webcitation.org/65z2lhse;http://ru.wikipedia.org/wiki/%DD%EA %EE%ED%EE%EC%E8%EA%E0_%D1%D8%C0.

5. Исаджанов А.А. Глобальные инновационные вызовы и приоритеты инновационной модели развития. // Сборник материалов научно-практического семинара «Инновационные аспекты модернизации национальной экономики в условиях глобальных вызовов». Ташкентский исламский университет. - Т., 2013. -С. 21-24.

6. Основные тенденции и показатели экономического и социального развития Республики Узбекистан за годы независимости (1990-2010 гг.) и прогноз на 2011-2015 год. Статистический сборник. - Т.: «Узбекистан», 2011. -С. 13.

7. Бикеева Э. Конкурентоспособность промышленности Узбекистана: факторы и перспективы роста. / Сборник «Стратегия дальнейшего повышения конкурентоспособности национальной экономики». Материалы IV-го Форума экономистов. / Под общей ред. А.М. Садыкова. Отв. ред. М.П. Нарзикулов. - Ташкент: "Baktriy Press", 2012. -С. 29-30.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 9

8. Бурханов А.У. Миллий иктисодиётни модернизациялаш шароити-да саноат корхоналари технологик даражасини бах,олашнинг мох,ияти. // «Миллий иктисодиётни модернизациялаш стратегияси ва уни урта муддатларда амалга оширишнинг устувор йуналишлари" мавзусидаги Республика илмий-амалий конференция материаллари. Мирзо УлуFбек номидаги Узбекистон Миллий университети. 2-кисм. - Т., 2014. -4-5-б.

9. Узбекистан в цифрах. 2013. Статистический сборник. - Т.: Госкомстат Республики Узбекистан. 2013. -С. 171.

10. Europe 2020: La strategia europeenne pour une crouissance intelligente, durable et inclusive. - Mode of access: htpp:www.mouve ment-europeen.eu/Europe-2020-la-strategie-europenne-pour-une-croussancce-intelligente.

11. Антюшина Н. Страны Северной Европы: наукоемкий тип развития. // "Экономист", 2007, № 10. -С. 31; Nordic Statistical Yearbook. Vol. 39. P. 233.

12. Исаджанов А.А. Факторы экономического роста Китая: особенности и современные тенденции. // «Миллий иктисодиётни модернизациялаш стратегияси ва уни урта муддатларда амалга оширишнинг устувор йуналишлари» мавзусидаги республика илмий-амалий конференция материаллари. 2-кисм. Мирзо УлуFбек номидаги Узбекистон Миллий университети. - Т., 2014. -140-б.

13. Национальная инновационная система Узбекистана. Оценка потенциала и результативности. Институт прогнозирования и макроэкономических исследований. ПРООН. - Т., 2011. -С. 75-76.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.