2. Габибова М. Ш. Пути повышения конкурентоспособности предприятия [Текст] / М. Ш. Габибова // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы III меж-дунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 85-87.
3. Воронов Д.М. Оценка и анализ конкурентоспособности предприятия [Текст] / Д.М. Воронов /[Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.cfin.ru/ management/ strategy/ competit/analysis.shtml (дата обращения: 09. 04. 2016)
4. Энциклопедия экономиста. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/ekonomika-firmy/konkurentosposobnost.html (дата обращения: 04. 04. 2016)
Denisova Aljona Jurievna, student (e-mail: [email protected]) Crimean Federal University, Simferopol, Russia Kaminskaya Anna Olegovna, senior Lecturer (e-mail: [email protected]) Crimean Federal University, Simferopol, Russia THE COMPETITIVENESS OF THE COMPANY
Abstract. This article discusses the reserves of increase of competitiveness of the enterprises in modern economic relations.
Keywords: enterprise, competitiveness, the method, increase, benchmarking.
УДК 338
РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СЕЛЬСКОМ
ХОЗЯЙСТВЕ УЗБЕКИСТАНА Дехканова Нилуфар Саъдуллаевна, старший преподаватель (e-mail: [email protected]) Ташкентский государственный аграрный университет, г.Ташкент, Узбекистан Саъдиев Сардор Эльдор угли, студент (e-mail: [email protected]) Ташкентский финансовый институт, г.Ташкент, Узбекистан
В статье раскрываются основные процессы формирования и развития малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане. Авторами отмечена роль и место предпринимательства в развитии сельского хозяйства.
Ключевые слова: малый бизнес, предпринимательство, сельское хозяйство, инфраструктура, сельскохозяйственное производство.
Сегодня предпринимательство стало одной из опорных точек развития экономики Узбекистана. Неоценима роль предпринимателей, фермеров, ремесленников в укреплении ее экономического потенциала. Увеличивая объем производства импортозамещающей и экспортоориентированной продукции, малый бизнес и частное предпринимательство охватывают всё большую часть таких отраслей экономики, как аграрный сектор, сфера услуг, наращивают обороты и увеличивают свою долю в ВВП.
Независимые предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны.
По своему экономическому положению и условиям жизни частные предприниматели составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности общества.
С целью ускоренного развития этого сектора экономики важнейшим приоритетом определено создание благоприятных условий, льгот и преференций, оказание всесторонней поддержки предпринимателям.
Всестороннее развитие малого бизнеса и частного предпринимательства, увеличение его доли в ВВП страны, улучшение благосостояния граждан являются приоритетными задачами на пути достижения Узбекистаном достойного места среди развитых демократических государств мира.
Исходя из этого, в Республике Узбекистан уделяется особое внимание постоянному изучению и преодолению проблем, связанных с формированием здоровой деловой среды и свободой предпринимательской деятельности, ускоренным развитием малого бизнеса и частного предпринимательства в стране.
Более того, правительством Республики Узбекистан осуществляется определенная работа в деле создания в стране всесторонне благоприятной бизнес-среды для предпринимательской деятельности и инвестиционного климата, в том числе, совершенствования нормативно-правовой базы, обеспечения целостности льгот и преференций, создаваемых для субъектов малого бизнеса и иностранных инвесторов, предотвращения бюрократических барьеров и преград, возникающих в налаживании и ведении предпринимательской деятельности.
За годы независимости в Республике Узбекистан осуществляется системная работа по либерализации экономики, внедрению рыночных принципов и механизмов управления, формированию благоприятного делового климата, устранению излишних бюрократических барьеров и препон на пути развития частной собственности и частного предпринимательства.
Только за период 2012-2014 годы принято более 15 законов Республики Узбекистан, направленных на повышение роли частной собственности и ее защиту, дальнейшее улучшение состояния деловой среды и условий ведения бизнеса, в том числе «О защите частной собственности и гарантиях прав собственников», «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности (новая редакция)», «О разрешительных процедурах в сфере предпринимательской деятельности», «О конкуренции», «О семейном предпринимательстве» и другие.
В результате доля малого бизнеса и частного предпринимательства в валовом внутреннем продукте возросла с 31 процента в 2000 году до 56,1 процентов в 2014 году. Общий уровень занятости в различных отраслях экономики за те же годы увеличился с 49,7% до 77,6% (табл. 1).
Если рассматривать по отраслям национальной экономики страны, то в 2014 году доля малого бизнеса и частного предпринимательства в сельском хозяйстве составила 98,3%, производимой продукции, промышленности - 31,7%, сфере инвестиций - 35,4%, строительстве - 69,5%, торговле - 45,1%, оказании платных услуг - 48,6%, грузообороте - 83,2%, пассажи-рообороте - 88,6%, экспорте - 25,9% и импорте - 45,4%.
Важнейшим приоритетным направлением обеспечения занятости населения является создание благоприятных условий для развития надомного труда. В целях широкого участия малого бизнеса в решении этой важной задачи принятым Постановлением Президента предоставляется право малым предприятиям заключать трудовые договоры с надомниками в количестве, превышающем установленный законодательством предельный норматив численности работников малых предприятий не более чем на 30 процентов. При этом за ними сохраняются предусмотренные для малых предприятий гарантии, льготы и преференции.
Таблица 1. Доля малого предпринимательства (бизнеса) в экономике и ее
основных отраслях5
%
2000 г.1) 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012г. 2013г. 2014г.
ВВП 31,0 50,1 52,5 54,0 54,6 55,8 56,1
Промышленность 12,9 17,9 18,8 21,9 23,1 28,1 31,7
Сельское хозяйства 73,6 97,8 97,8 97,7 97,8 98,0 98,3
Инвестиции 15,4 23,7 28,5 31,9 35,3 32,7 35,4
Строительства 38,4 42,4 53,1 68,6 71,1 71,5 69,5
Торговля 42,5 47,8 50,3 47,1 45,6 46,1 45,1
Платные услуги 37,0 46,9 47,0 46,3 44,9 46,2 48,6
Услуги х 44,1 45,7 46,1 46,8 48,9 51,5
Перевозки грузов 6,7 39,5 41,6 43,2 44,2 47,3 49,8
Грузооборот 25,8 73,1 76,6 78,9 81,2 82,8 83,2
Перевозки пассажиров 30,0 78,8 79,4 81,8 83,1 84,5 85,2
Пассажирооборот 44,0 82,9 84,7 87,0 87,6 87,7 88,6
Экспорт 10,2 14,6 13,7 18,8 14,0 26,2 25,9
Импорт 27,4 42,5 35,8 34,3 38,6 42,4 45,4
Занятость 49,7 73,9 74,3 75,1 75,6 76,7 77,6
1) малый и средний бизнес
Предпринимательство играет важную роль в развитии сельского хозяйства. С одной стороны, экономической, оно вносит существенный вклад в производство сельскохозяйственной продукции и обладает при этом огромным потенциалом для наращивания объемов её производства. С другой, социальной, — создает новые рабочие места, снижает уровень бедности, поддерживает сельский уклад жизни.
Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике, [Электронный ресурс], URL: http://www.stat.uz
Приоритетными задачи в области развития предпринимательства в сельском хозяйстве являются: углубление демократических процессов; обеспечение стабильного развития; создание здоровой деловой среды; формирование среднего класса собственников.
В Узбекистане осуществляются последовательные широкомасштабные реформы в сельском хозяйстве. Для этого создана прочная законодательная база. Так, вопросы развития предпринимательства в аграрном секторе регулируются законами «О фермерском хозяйстве», «О дехканском хозяйстве», «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности», «О микрофинансировании», положениями указов Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию организации деятельности и развитию фермерства в Узбекистане» от 22 октября 2012 года, «О мерах по обеспечению надежной защиты частной собственности, малого бизнеса и частного предпринимательства, снятию преград для их ускоренного развития» от 15 мая 2015 года, другими нормативно-правовыми актами.
В настоящее время фермеры являются основными сельскохозяйственными производителями в стране. Они добиваются высоких урожаев сельскохозяйственных культур, развивают животноводство, внедряют новые технологии, налаживают производство, создают рабочие места для сельчан, участвуют в решении социальных вопросов.
На селе формируется современная производственная и рыночная инфраструктура, предоставляющая фермерским хозяйствам весь спектр необходимых услуг. Создаются многопрофильные фермерские хозяйства. Они оказывают услуги, производят строительные материалы, мучные и кондитерские изделия, перерабатывают плодоовощную, мясомолочную продукцию, занимаются рыбоводством, интенсивным садоводством, виноградарством и др. За счет исполнения Программы развития многопрофильных фермерских хозяйств к 1 декабря 2015 года в сельской местности создано 92,5 тысячи рабочих мест.
В результате реализации Указа Президента Республики Узбекистан от 28 июля 2010 года «О дополнительных мерах по вовлечению выпускников образовательных учреждений в предпринимательскую деятельность» увеличивается доля сельской молодежи, успешно занимающейся предпринимательской деятельностью в сфере услуг населению, строительстве и коммуникации, технологической переработке сельскохозяйственной продукции и др.
Принципы стимулирования, обеспечивающие развитие малого бизнеса и частного предпринимательства - это предоставление налоговых льгот, применение упрощенной системы налогообложения, льготное кредитование, сокращение периодичности и сроков представления налоговой и бухгалтерской отчетности в государственные налоговые и статистические органы, пути сокращения периодичности налоговых и других проверок.
Развитие малого бизнеса и частного предпринимательства необходимо
рассматривать не только в качестве социально-экономического фактора, обеспечивающего занятость населения и повышающего уровень жизни, но и движущей силы, которая искореняет иждивенческие настроения, изменяет мировоззрение человека и открывает дополнительные возможности для использования своих способностей в новых условиях хозяйствования.
Высокая социально-экономическая значимость и специфические особенности сельскохозяйственного производства делают развитие предпринимательства одной из важнейших задач как для государства в целом, так и отдельных территориально-экономических систем. Важным направлением развития агропромышленной сферы является формирование развитой системы аграрного предпринимательства и, в первую очередь, решение таких проблем, как создание благоприятных условий для повышения эффективности сельскохозяйственного производства, обеспеченности высококвалифицированными кадрами, доступности и масштабности кредитования, улучшения материально-технической базы, внедрения ресурсо- и природосберегающих технологий.
Устойчивое развитие предпринимательского сектора может быть обеспечено за счет соблюдения ряда принципов, среди которых приоритетное значение имеют: мотивационно-обусловливающий, субъектно-объединяющий, координационно-дополняющий, трансформационно-обеспечивающий. Эта система может быть дополнена еще одним принципом - информатизационно-интерактивным, что обусловлено интенсивным развитием и внедрением информационных технологий в экономическую сферу. Сущность данного принципа заключается в объективной необходимости предоставления дополнительных консультационных услуг субъектам предпринимательской деятельности аграрной сферы, создании единой инфраструктуры информационной поддержки бизнеса, использовании инновационных программных продуктов, взаимодействии с центрами занятости, обучения, правовой поддержки и т. д. Решение задач, связанных с повышением результативности функционирования региональной системы аграрного предпринимательства, во многом обусловлено имеющимися и потенциальными возможностями сельскохозяйственного производства. Одним из основных условий достижения устойчивости развития предпринимательства в сельском хозяйстве является использование научно обоснованных методов стратегического планирования. При этом эффективность предпринимательской деятельности структур агропромышленного комплекса в значительной степени зависит от того, насколько объективно органы государственного управления на региональном уровне оценивают сложившуюся ситуацию в отрасли и своевременно, в соответствии с результатами экономико- математического моделирования и адаптивного прогнозирования, смогут внести тактические изменения в планы стратегического развития.
К важным, конкретным мерам по развитию предпринимательства в сельском хозяйстве можно отнести:
- оказание помощи в трансферте технологий, улучшение доступа к долговременным кредитам для реконструкции, приобретения оборудования и производства новых конкурентоспособных товаров, обеспечение интересов на всех торговых переговорах, создание учебной базы при высших и средних заведениях для обучения и практической подготовки молодёжи к активной предпринимательской деятельности и др.;
- усиление ответственности, роли и значения местных органов власти за обеспечение устойчивого развития малого бизнеса. За ними закреплены разработка стратегии развития, привлечения заинтересованных партнёров, консолидация финансовых ресурсов, создание основ местной инфраструктуры (дороги, связь, бизнес-инкубаторы, образовательные учреждения), организация поддержки, развития кооперации с крупным бизнесом, распространение малого предпринимательства на всей территории региона;
- разработать механизмы и реализовать прогрессивные методы поддержки малого бизнеса и частного предпринимательства в сельских районах. Переориентировать инновационно-технологический потенциал Республики Узбекистан на потребности сельского малого бизнеса и частного предпринимателя, с учетом того, что технологическая информация стала основой экономического развития;
- дальнейшее снижение налогового бремени для малых промышленных предприятий (в том числе инновационных);
- сдерживание роста цен на продукцию субъектов естественных монополий и предприятий-монополистов, поставляющих сырье, энергоносители, а также оказывающих услуги для данного сектора экономики;
- обеспечение промышленных производств необходимыми оборотными средствами (предоставление кредитов по доступным процентным ставкам);
- выравнивание условий налогообложения между крупными и малыми предприятиями;
- поддержка спроса на приобретение продукции малых промышленных предприятий.
Решение этих проблем дает толчок и создает соответствующий инвестиционный климат для ускоренного развития бизнеса, даст дальнейшее развитие и позволит расширить потенциал малого бизнеса и частного предпринимательства и может способствовать обеспечению экономической и политической стабильности в обществе.
Список литературы
1. Каримов И. А. «Создание 2015 году широких возможностей для развития частной собственности и частного предпринимательства путём осуществления коренных структурных преобразований в экономике страны, последовательного продолжения процессов модернизации и диверсификации - наша приоритетная задача» // Правда востока. 17.01.2015 г. №11.
2. Анискин Ю.П. Организация и управление малым бизнесом // Учебное пособие. -М.: Финансы и статистика, 2008 г.
3. Управление инновационным потенциалом производственных систем: Учеб. посо-
бие / В.В. Герасимов, Л.С. Минина, А.В. Васильев; Новосиб. гос. архитектур.-строит. ун-т. -Новосибирск: НГАСУ, 2003.
Dehkanova Nilufar Abdullaevna, Senior Lecturer (E-mail: [email protected])
Tashkent State Agrarian University, Tashkent, Uzbekistan Sadiev Sardor, student (E-mail: [email protected]) Tashkent Financial Institute, Tashkent, Uzbekistan
ENTERPRISE DEVELOPMENT IN AGRICULTURE IN UZBEKISTAN Abstract. The article describes the main processes of formation and development of small business and private entrepreneurship in Uzbekistan. The authors noted the role and place of business in the development of agriculture.
Keywords: small business, entrepreneurship, agriculture, infrastructure, and agricultural production.
УДК 343.541.2
ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ И ПРИЗНАКАХ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ
Джинджолия Рауль Сергеевич, д.юр.н., профессор заведующий кафедрой криминального права юридического факультета АНО ВО «Российский новый университет» (РосНОУ)
В статье автор анализирует уголовное законодательство Республики Абхазия, как одной из страны бывшего СССР. Подробно исследуются вопросы формального определения преступления. Рассматриваются признаки, характеризующие деяние как преступление.
Ключевые слова: преступление, признаки преступления, общественная опасность деяния, виновность деяния, противоправность и наказуемость деяния, уголовное законодательство стран бывшего СССР.
В ч.1 ст. 14 Уголовного Кодекса Республики Абхазия6 (далее - УК РА) преступлением (ацэгьаура) признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания. Из данного определения вытекает, что преступление характеризуют следующие признаки: общественная опасность, противоправность, виновность и наказуемость, хотя, например, в науке российского уголовного права некоторые авторы выделяют лишь три признака преступления (общественная опасность, уголовная противоправность и виновность) и даже два (общественная опасность и противоправность) [1, с. 15; 2, с. 27].
Действительно, в науке уголовного права «понятие общественной опасности преступного деяния остается дискуссионным». Однако, по мнению авторов, которые так не считают, состав преступления выражает общест-
6 Действующий уголовный кодекс Республики Абхазия был принят 28 декабря 2006 года Народным Собранием - Парламентом Республики Абхазия.