Ходжаева К.А.
Институт экономики АН РУз м.н.с.
МОТИВАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМА ИННОВАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Инновационный процесс основывается на сложной системе взаимосвязей основных действующих лиц данного процесса и на том, каким образом они взаимодействуют друг с другом в качестве элементов системы создания и использования знаний. В центре системы стоят предприятия, предприниматели, которые, имея мощные стимулы к выживанию в рыночной среде, организуют производство, стремясь к его развитию за счет инноваций, ищут каналы, по которым можно получить дополнительные источники знаний.
Базовыми условиями для инновационного развития экономики является влияние следующих факторов:
■ условия для хозяйственной деятельности и наличие конкурентной среды;
возможности прорыва к принципиально новым технологиям и формирование нового технологического уклада, который не может вырасти на базе механизмов с чисто рыночной самоорганизацией, а зависит от инновационной политики государства, определяющей институциональную среду системы. Это во многом зависит от задаваемых органами государственной власти режима функционирования предпринимательской среды, системы мотивации научно -исследовательской активности на рынок, в сторону производства;
■ мотивация субъектов экономической деятельности. Важным свойством рыночной экономики является мотивация
деятельности ("минимум издержек и максимум прибыли"). Понятие мотивации означает всю совокупность факторов, обеспечивающих возникновение у людей побуждений к достижению жизненно необходимых целей. Отсюда, мотивационный механизм следует рассматривать как упорядоченную совокупность мотивов достижения цели.
Инновационная деятельность - это процесс, направленный на воплощение результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технологических достижений в новый или
усовершенствованный продукт, в новую или усовершенствованную технологию производства1. А инновация - конечный результат этой деятельности. Нововведения делятся на технологические, продуктовые и управленческие. По мере углубления рыночных преобразований, усиления конкуренции инновационная активность предпринимательской среды, её способность воспринимать технологические инновации становится постепенно условием выживания.
Процесс принятия решения о внедрении инновации складывается у большинства руководителей предприятий из трех этапов2:
• осознание необходимости нововведения;
• просчет стоимости инновационного проекта;
• выбор возможных вариантов и разработка технической документации.
В настоящее время по многим причинам имеет место низкий спрос на инновации и слабая инновационная активность предпринимательской среды. Политика государства в значительной степени ориентирована на поддержку предложения, а не создание условий для спроса. Поэтому на данном этапе отводится особая роль мотивационному механизму формирования и реализации инновационной деятельности предпринимателя как совокупности внутренних и внешних движущих сил. Само предпринимательство -есть разновидность интеллектуального труда.
Мотивационный механизм внедрения инноваций, включающий в себя производственную, инвестиционную, научную и рыночную деятельность, можно представить в виде интегрированной системы мотивов инновационного предпринимательства. Мотивы конкуренции на рынках товаров и услуг генерируют мотивы инновационного предпринимательства, которые, в свою очередь определяют мотив инвестирования в реальный сектор в целях снижения издержек, повышения эффективности хозяйствования и конкурентоспособности. Поэтому в этой системе мотивов инновационного предпринимательства цели трансформируются в базовые условия
о
мотивации на последующем этапе движения инновации3. Отсюда инновационную сферу можно представить как сферу взаимодействия новаторов, инноваторов и инвесторов, которые определяют спрос и предложение на этих рынках:
- рынке инновационной продукции;
1 См.: «Инновация», №2-3, М.1998
2 Водачек Л., Водачкова О. Стратегия управления инновациями на предприятии: Сокр. пер. со слова./ М.: Экономика, 1989,стр.24
3 Занюк С.С. Психология мотивации: Теория и практика мотивирования. Мотивационный тренинг. - Киев, 2001.
- рынке инновационного предпринимательства;
- рынке инвестиций (см. рис.)
Предлагаемые на рынке новации могут находиться на разных стадиях разработки - идея прикладные исследования - опытный образец - инновационный продукт, внедряемый в производство. Рынок инновационного предпринимательства образуют предприятия, внедряющие нововведения
(к ним относятся и внедренческие институты). Рынок инвестиций формируют источники капитала, используемого для финансирования процессов нововведений (банки, инвестиционные и другие фонды финансирования, государство, частный капитал). Особенностью инвестирования в инновационную деятельность является возможность, как многократного увеличения, так и высокой степени риска потери вложенных средств.
Основными мотивами инициирования инновационной деятельности предпринимательской среды являются:
• повышение конкурентоспособности за счет новых продуктов и диверсификация деятельности;
• льготы в налогообложении, льготное кредитование;
• повышение своего имиджа на рынке;
• создание благоприятной репутации у потребителей, потенциальных партнеров и инвесторов;
• снижение ресурсоёмкости продукции;
• снижение издержек хозяйственной деятельности, то есть мотивы сокращения трудозатрат;
• особые льготы: информационная и правовая поддержка со стороны государства.
Важнейшей составляющей механизма реализации инновационных процессов на предприятиях выступает механизм
Рис. 1
Сегменты инновационной сферы
инновационной инфраструктуры, который направлен на содействие и поддержку инновационной деятельности. Её субъектами являются1:
• собственные подразделения, осуществляющие исследования и разработки;
• информационный отдел;
• центры, способные дать экспертные оценки и заключения для покупателей, производителей, инвесторов;
• объекты патентования, лицензирования и консалтинга, система сертификации.
Для формирования современной НИС есть необходимость в развитии конкурентоспособной стратегически мыслящей грамотной предпринимательской среды; в организации широкого процесса обучения и в первую очередь управленческого аппарата инновационной грамотности, недостаточность которого служит препятствием в настоящее время для осуществления практической деятельности в инновационной сфере. Решение проблем в инновационном секторе республики связаны, прежде всего, с людьми, профессионалами, используемыми бизнес-стратегиями, созданием инновационно-образовательной среды, восприимчивой к нововведениям и коммерциализации. Это требует подготовки профессионалов нового типа, владеющих практическими навыками научно-технического предпринимательства в инновационной деятельности.
В цепочке взаимосвязей бизнес - инновации - власть - роль государства и образования является решающей на данном этапе становления и развития НИС, ибо инновационную экономику часто называют экономикой знаний, что свидетельствует о радикальном изменении роли образования и знаний в целом. Усилия в цепочке «наука+образование» должны быть направлены на решение проблемы восприимчивости экономики, прежде всего предпринимательской среды к инновациям.
Именно на это было направлено Постановление Президента Республики Узбекистан от 15.07.2008 года № ПП-916 и Постановление КМ РУз от 20.05.2009 года №144 «О дополнительных мерах по стимулированию внедрения инновационных проектов и технологий в производство», который должен был создать благоприятные условия для стимулирования внедрения инновационных разработок в процессы модернизации, технического и технологического обновления производства. Как показывает анализ, существенного ожидаемого эффекта получить не удалось. Причинами данной ситуации явились следующие факторы: Постановлениями предусматривалось создание
Л
1 Мишин В. Мотивация инновационнои деятельности управленческого персонала по реструктуризации предприятий. "Кадровик. Кадровый менеджмент", М., 2008, N 8
при Академии наук, Минвузе, Минздраве, Минсельводхозе, а также и при других министерствах и ведомствах, имеющих учебные, научные, научно-исследовательские учреждения и организации служб по продвижению и передаче технологий (малые инновационные предприятия - МИП).
Однако при государственной регистрации МИП и присвоения кодов Общегосударственного классификатора отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) возникли проблемы, поскольку в действующем ОКОНХ не выделена была в отдельный код Инновационная деятельность, что не дало возможности наиболее полно воспользоваться предоставленными льготами для развития инновационного предпринимательства. Это говорит о настоятельной необходимости подготовки профессионалов в сфере инновационной деятельности.
Предприниматели инвестируют в инновации тогда, когда есть мотивация к этому и возможности для этого. Если рынок не является конкурентным и присутствующие на нем предприятия извлекают монопольную ренту, то, даже проявляя склонность к инвестициям, они не будут рисковать, т.е. избегать вложений в инновации (которые по определению уже связаны с риском).
Кроме того, это связано со спецификой отечественного предпринимательства: его психологией, стремлением не к формированию инновационных идей и их реализации, а скорее, к использованию уже готовых, импортированных с развитых стран и стран ближнего зарубежья. Вместе с тем это также связано и с недостатком средств, для проведения предварительных исследований перед реализацией проекта. А это уже проблема несовершенной внешней среды бизнеса1.
В этой связи следует отметить, что издержки внешней среды при минимально регулируемом рынке могут быть снижены благодаря конкурентной среде и из-за низкого уровня налогообложения. Отсюда мотивация инновационного поведения предпринимательской среды обусловлена в большей степени внутренними, нежели внешними обстоятел ьствами.
В настоящее время препятствием для как владельцев интеллектуальной собственности (ИС), так и предпринимателей является плохая охрана законом прав на ИС как из-за нечетких правил учета ИС, так и несовершенства правоприменительной практики. Кроме того, недостатком нашей системы внедрения результатов НИОКР в производство является слабое развитие системы
1 К издержкам внешней среды бизнеса относят совокупность расходов, связанных с уплатой налогов; теневых выплат, связанных с уходом от налогов, выплат процентов за кредиты, теневых выплат за получение кредитов, страховых взносов и прочих транзакционных выплат предпринимательства.
экспертизы (например, в Кремниевой долине США, на основе строгой научной и бизнес-экспертизы из 1000 проектов для венчурного финансирования в среднем отбирается 7).1
Поиск точек приложения проектного подхода должен обеспечиваться на базе проведения научно-технологического форсайта - опросов представителей бизнеса и науки, что позволит выделить сферы бизнеса, предприятия которых намерены осуществлять технологическую модернизацию на базе использования имеющихся или ожидаемых на мировом рынке технологий. Соответственно, развитие данных секторов требует от государства создания институтов НИС, обеспечивающих соответствие спроса со стороны бизнеса и предложения на рынке технологий, а также стимулы для инновационной деятельности и новых научно -технологических решений.
Одновременно, сопоставление анализа потребностей отраслей экономики в технологической модернизации и готовности представителей бизнеса из соответствующих сфер к технологическим инновациям позволяет выявить «провалы» рынка, где существует потребность в технологической модернизации, однако бизнес не видит способов для ее реализации. Такие ситуации требуют от государства развертывания «точечных» отраслевых технологических проектов, создающих для бизнеса новые возможности для повышения конкурентоспособности. На ранних стадиях такие проекты могут реализовываться за государственный счет. На последующих стадиях, по мере формирования ясной для бизнеса перспективы создания и налаживания производства образцов изделий и технологических процессов, на основе софинансирования с самими
предпринимателями.
Речь, прежде всего, идет о реализации следующих направлений: - формирование финансовых институтов, обеспечивающих непрерывность финансирования бизнес-проектов на всех стадиях инновационного цикла, а также расширение доступа предпринимательской среды к источникам долгосрочных инвестиций;
- создание условий для развития инновационных кластеров, включающего в частности, дальнейшее развитие особых экономических зон промышленно-производственного типа;
- создание системы государственной поддержки новых инновационных компаний на этапе старта и системы страхования рисков компаний на начальных стадиях их развития.
Как показал проведенный последний опрос, в качестве основных препятствий инновационной деятельности узбекистанские предприниматели называли недостаток финансовых средств - 57% , и
1См.: Стратегия инновационного развития РФ до 2020 года http://www.rg.ru/2011/02/10/innovacionnoerazvitie
лишь 9% - высокую стоимость нововведений, а 8,6% - высокий экономический риск1. Поэтому остро стоит проблема дополнительного к бюджетным источников финансирования. Объем долгосрочных заемных ресурсов, который способен предложить отечественный частный финансовый сектор, неадекватен инвестиционным потребностям экономики. Поэтому это, прежде всего дальнейшее развитие с учетом мирового опыта венчурного финансирования. В мировой практике венчурные фонды создаются почти всегда в формате «ограниченных партнерств» (limited partnership), что позволяет оставаться отдельным юридическим лицом. В такой форме фонды капитализируются не сразу, а постепенно, по мере подготовки инвестиционных сделок. Благодаря этому у фонда не возникает замораживания неразмещенных средств.
Недостаточно развита инфраструктура, обеспечивающая функционирование инновационного бизнеса и коммерциализацию результатов научных разработок2 (финансовая, производственно-технологическая, кадровая). Это препятствует развертыванию устойчивых и воспроизводящихся инновационных цепочек «фундаментальные исследования - прикладные НИОКР -коммерческие технологии». В результате, затрудняется процесс модернизации экономики республики, а также воспроизводства ее научного и инновационного потенциала.
Проводимая в течение последних пяти лет политика по стимулированию инновационного развития привела к тому, что отдельные отсутствовавшие до этого звенья инновационной инфраструктуры стали заполняться (формирование центров трансферта технологий, создание инновационных центров,
о
поддержка посевного финансирования3 и др.).
Однако масштаб деятельности большинства созданных элементов инновационной инфраструктуры еще недостаточен для того, чтобы обеспечить значимый системный эффект для развития инновационной сферы. В наибольшей степени это касается структур, ориентированных на поддержку инноваций на ранних стадиях инновационного процесса (поисковые исследования, опытные и предкоммерческие разработки). В частности, отмечается недостаток ресурсов для обеспечения эффективной работы центров трансферта
w4
технологий4.
1 См.: ГК по статистике. Основные показатели развития научно-технического потенциала и инноваций республики Узбекистан в 2011 году. Ташкент, 2012.
2 Рашидова С.Ш. Инвентаризация интеллектуальной собственности и создание реестра нематериальных активов НИИ и предприятий. Материалы семинара, Ташкент - 2011
3 С 2010 г. функционирует инновационный центр «УзНАНОнефтегаз» на основе совместного решения Академии наук и НХК «Узбекнефтегаз»
4 Концепция инновационного развития Республики Узбекистан на 2012-2020гг.
«Узким местом», ограничивающим эффективность инновационной инфраструктуры, является неразвитость систем подготовки кадров для данной инфраструктуры, а также для инновационного бизнеса1. Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 20 мая 2009 года «О дополнительных мерах по стимулированию внедрения инновационных проектов и технологий в производство» предусматривалась подготовка специалистов по специальностям «управление инновационными процессами» и введение в штатное расписание предприятий должности «инновационный менеджер». Однако в Классификаторе основных должностей служащих и профессий рабочих отсутствует должность и понятие «инновационного менеджера». Таким образом, основная идея законодательных актов в части формирования инновационной системы и развития инновационной деятельности предпринимательской среды путем создания значительного по количеству малых инновационных предприятий с квалифицированными инновационными менеджерами осталось не реализованной в полной мере.
Деятельность организаций создаваемой инновационной инфраструктуры пока в недостаточной степени сфокусирована на формировании устойчивых кооперационных сетей «наука -образование - инновационный малый бизнес - крупный бизнес».
Институты развития уже в течение 5-6 лет должны сформировать комплексную инфраструктуру поддержки прикладных инноваций, охватывающую все стадии инновационного процесса, а также все сферы поддержки: финансовую, производственно-технологическую, кадровую, информационно-консультативную, и др.
Пока неоправданно скромное место занимают нефинансовые институты (технопарки, бизнес-инкубаторы и др.). В то же время потенциал развития этих институтов достаточно востребован, поскольку, в силу самой природы своей деятельности, они обладают существенно большей защищенностью от различного рода рисков по сравнению с финансовыми институтами развития.
Наша финансовая система традиционно относится к системам с преобладанием банковского финансирования, а не финансовых рынков и институциональных инвесторов, что также не соответствует условиям успешного функционирования рыночной системы финансирования и стимулирования инновационной деятельности. Существует настоятельная необходимость законодательно оформить организационно-правовую форму для создания венчурных фондов, которая бы адекватно отражала специфику создания и деятельности
Проект ПРООН «Поддержка в сфере инновационной политики и трансферта технологий». Ташкент - 2011
1 Рашидова С.Ш., там же
венчурного фонда. Предусмотреть в этой правовой форме возможность постепенной капитализации фонда и создание условий по заимствованию успешного зарубежного опыта. Возможно установление требования наличия зарубежного соучредителя венчурного фонда, который должен обладать опытом и безупречной репутацией в области венчурного финансирования. Такое требование позволит инициировать процесс обучения наших управленцев инновационной сфере зарубежными коллегами и в некоторой степени решить кадровую проблему.
Целесообразно было бы учреждение структуры по содействию развития малых форм предприятий в научно-технической сфере в рамках Фонда реконструкции и развития Узбекистана, что позволило бы:
1. Форсировать создание и поддержку взаимодействия малых предприятий с НИИ и ВУЗами. Постановлениями Президента Республики Узбекистан от 15 июля 2008 года №ПП-916 и Постановлением Кабинета Министров РУз от 20 мая 2009 года №144 «О дополнительных мерах по стимулированию внедрения инновационных проектов и технологий в производство» предусматривалось создание структурных подразделений, отвечающих за инновационное развитие предприятия для обеспечения широкого внедрения прикладных научных разработок и инновационных технологий в производство (своего рода дочернее инновационное предприятие - ДИП). Поскольку, как уже отмечалось, в действующем ОКОНХ не выделена была в отдельный код Инновационная деятельность, то при государственной регистрации и присвоения кодов Общегосударственного классификатора отраслей народного хозяйства возникли проблемы. Это не дало возможности наиболее полно воспользоваться предоставленными льготами для развития инновационного предпринимательства, что говорит о настоятельной необходимости подготовки профессионалов в сфере инновационной деятельности.
2. В рамках программы поддержки формирования инновационных компаний целесообразно предоставление государством заказа на инновационный продукт на пилотной стадии промышленного освоения. Возможно, следует активнее использовать потенциал Фонда для поддержки проведения научно -технологических разработок в соответствии с приоритетными направлениями государственной научно-технологической политики.
Для этого целесообразно предусмотреть возможность реализации программ, предусматривающих заключение контрактов на проведение исследований и разработку новой продукции между малыми инновационными предприятиями и министерствами (ведомствами), отвечающими за проведение научно-технологической политики в различных сферах.
Необходима более активная система государственной поддержки вывода на внешние рынки малого и частного предпринимательства, в частности, занятого в производстве высокотехнологичных и другой креативной продукции и услуг. Шире использовать известные из мировой практики возможности льготного финансирования внешнеторговой деятельности: такие формы поддержки, как государственные кредиты и гарантии на организацию экспорта и экспортных предприятий; гранты на поддержку разработки стратегий экспорта, исследований экспортных рынков, софинансирование расходов по созданию дочерних предприятий за рубежом, страхование инвестиций и доходов от экспорта, гарантии и компенсации банкам для предоставления долгосрочных кредитов экспортерам и зарубежным покупателям.
Таким образом, эффективность инновационной деятельности предпринимательской среды зависит от наличия групп факторов, относящихся к инновационному потенциалу хозяйствующего субъекта, который включает:
- интеллектуальные ресурсы (патенты, лицензии, бизнес-планы по освоению новшеств);
- технические возможности (технологическое оборудование, доступность энергии);
- интеллектуальный капитал предприятия (персонал, заинтересованный в инновациях, опыт проведения научных исследований и разработок и управления инновационными проектами, т.е. все, что относят к нематериальным активам предприятия);
- информационные ресурсы, необходимые для осуществления инновационного процесса.
Важнейшая часть государственной инновационной политики -стимулирование инновационной деятельности предпринимательства:
- разработка механизма передачи результатов научно-технической деятельности из государственных НИИ и учреждений в промышленность;
- стимулирование мотивации партнерства во взаимодействии производства и науки;
- содействие формированию инновационного рынка и его инфраструктуры (финансового и информационного обслуживания);
- стимулирование частного предпринимательства в инновационном процессе и поддержка сотрудничества всех форм собственности в данной сфере.
Государственное регулирование инновационной деятельности, инновационного процесса должно осуществляться в сочетании с эффективным функционированием конкурентного механизма рынка.
Ликвидации определенной отсталости от потребностей реального сектора экономики образовательной системы будет способствовать создание и дальнейшая поддержка со стороны
государства малых инновационных предприятий при Мин ВУЗе, Академии наук, Минздраве, Минсельводхозе, занимающихся коммерциализацией результатов научно-технической деятельности.
Для обеспечения широкого внедрения прикладных разработок и инновационных технологий производственными предприятиями необходимо также создание структурных подразделений при них, отвечающих за инновационное развитие предприятия. Для практической реализации этого необходимо в Общегосударственный классификатор отраслей народного хозяйства внести отдельный код «инновационная деятельность», отсутствие которого в действующем ОКОНХ не дает полностью воспользоваться возможностями, предоставленными вышеупомянутыми Постановлениями малым инновационным предпринимателям льготами.
Важная задача государства, выполняющего функцию содействия инновационной деятельности предпринимательской среды - это стимулирование создания Центров коммерциализации технологий и прежде всего при Академии наук - как ведущем институциональном центре инновационной сферы республики.
Таким образом, управление научно-технологическим развитием должно сочетать три компонента: реализацию (как за счет бюджета, так и на основе государственно-частного партнерства) проектов; создание обеспечивающей инфраструктуры; развитие институциональной среды (национальной инновационной системы). Соотношение этих подходов определяется в значительной мере разделением предметов и сфер интересов и ответственности государства и предпринимательской среды (в частности, преодоление разрыва в приоритетах развития, сформировавшихся у государства и у субъектов сферы бизнеса). Это - естественный результат того, что функция определения долгосрочной цели сконцентрирована, в значительной мере, у государства (в том числе, в силу относительно коротких горизонтов планирования на уровне бизнеса) а ресурсы для достижения целевых ориентиров развития - у предпринимательской среды.
Список литературы:
1. Постановление Кабинета Министров РУз от 20.05.2009 года №144 «О дополнительных мерах по стимулированию внедрения инновационных проектов и технологий в производство»
2. Водачек Л., Водачкова О. Стратегия управления инновациями на предприятии: Сокр. пер. со словац./Авт. предисл. B.C. Рапопорт. М.: Экономика, 1989.
3. Веденеева В. Механизмы инновационного процесса на этапе принятия решения и разработки. М.2001
4. Занюк С.С. Психология мотивации: Теория и практика мотивирования. Мотивационный тренинг. - Киев, 2001.
5. Мишин В. Мотивация инновационной деятельности управленческого персонала по реструктуризации предприятий. "Кадровик. Кадровый менеджмент", М., 2008, N 8
6. Парпиев О. Малые инновационные структуры как эффективный инструмент внедрения результатов интеллектуальной деятельности. доклад на Семинаре ВОИС Ташкент, 4-5 ноября 2009
7. Малкина М.Ю. Институциональные ловушки инновационного развития. «Журнал институциональных исследований». Том 3, №1. 2011 стр.57-59.
8. Концепция инновационного развития Республики Узбекистан на 2012-2020гг. Проект ПРООН «Поддержка в сфере инновационной политики и трансферта технологий». Ташкент - 2011
9. Рашидова С.Ш. Правовая охрана и использование результатов научно-технической деятельности ИХФП АН РУз, полученных за счет средств госбюджета: опыт и проблемы - Материалы семинара «Инвентаризация интеллектуальной собственности и создание реестра нематериальных активов НИИ и предприятий». Ташкент -2011
10. ГК по статистике. Основные показатели развития научно-технического потенциала и инноваций республики Узбекистан в 2011 году. Ташкент, 2012.