Научная статья на тему 'Роль инновационного педагогического консалтинга в адаптации студентов Красногорского колледжа - залог управления качеством учебного процесса'

Роль инновационного педагогического консалтинга в адаптации студентов Красногорского колледжа - залог управления качеством учебного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ЛИЧНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЯ / "ТРУДНЫЙ" СТУДЕНТ / ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ / РОДИТЕЛЬСКАЯ ВЕРА / КАЧЕСТВО И СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ / ЗАКАЗ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НА ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юдин Г.В., Красовская С.В.

В статье утверждается, что студент колледжа должен сам находить и выбирать способы и пути достижения той или иной образовательной цели, преподаватель создавать для этого условия. В статье также рассматриваются современные вопросы среднего специального образования система дуального обучения согласно требованиям новых ФГОС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юдин Г.В., Красовская С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF INNOVATIVE PEDAGOGICAL CONSULTING IN THE ADAPTATION OF STUDENTS OF KRASNOHORSK COLLEGE IS A KEY TO THE OF THE EDUCATIONAL PROCESS QUALITY MANAGEMENT

The article states that a college student should himself find and choose the ways and means of achieving this or that educational goal, the teacher should create conditions for this. The article also discusses the current issues of secondary special education the system of dual education in accordance with the requirements of the new GEF.

Текст научной работы на тему «Роль инновационного педагогического консалтинга в адаптации студентов Красногорского колледжа - залог управления качеством учебного процесса»

РОЛЬ ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСАЛТИНГА В АДАПТАЦИИ

СТУДЕНТОВ КРАСНОГОРСКОГО КОЛЛЕДЖА - ЗАЛОГ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Юдин Г.В.,

кандидат технических наук, профессор, заведующий отделением ГБПОУМО

«Красногорский колледж» Красовская С.В.

кандидат фармацевтических наук, доцент кафедры общей и

педагогической психологии ФГБОУ ВО ПГУ, г. Пятигорск THE ROLE OF INNOVATIVE PEDAGOGICAL CONSULTING IN THE ADAPTATION OF STUDENTS OF KRASNOHORSK COLLEGE IS A KEY TO THE OF THE EDUCATIONAL

PROCESS QUALITY MANAGEMENT

Yudin G.V.,

Ph.D. Tech. Sciences, Professor, The Head of the Department, State Budgetary Vocational Educational Institution of the Moscow Region

Krasnogorsk College, Krasnogorsk Krasovskaya S.V.

Ph.D. Pharm. Sciences, Associate Professor, Department of General and Pedagogical Psychology, FSBEI

HE PSU, Pyatigorsk

АННОТAЦИЯ

В статье утверждается, что студент колледжа должен сам находить и выбирать способы и пути достижения той или иной образовательной цели, преподаватель - создавать для этого условия. В статье также рассматриваются современные вопросы среднего специального образования - система дуального обучения согласно требованиям новых ФГОС.

ABSTRACT

The article states that a college student should himself find and choose the ways and means of achieving this or that educational goal, the teacher should create conditions for this. The article also discusses the current issues of secondary special education - the system of dual education in accordance with the requirements of the new GEF.

Ключевые слова: подростковый возраст, личность, психология, «трудный» студент, принципы воспитания, родительская вера, качество и сопровождение образовательного процесса, новые направления, заказ промышленности на обучение техническим специальностям.

Keywords: adolescence, personality, psychology, "difficult" student, principles of education, parental faith, quality and support of the educational process, new directions, the order of the industry for training in technical specialties.

Введение.

Начало обучения в среднем специальном учебном заведением, принятие учеником школы новой социальной роли - роли студента - наиболее значимый период, существенно влияющий на возможность личной самореализации, профессионального самоопределения и построения карьеры. Бывшие школьники, поступившие в колледж - только в начале пути к самоопределению. Многие осознано выбрали специальность, но есть и такие, у которых жизненные планы не определены. В нашу особенную систему обучения с ее дуальной формой приходят далеко не самые лучшие учащиеся. Зачастую это дети, обделенные вниманием учителей, так как они не выдали «результата», менее способные, но чаще всего - с ослабленным здоровьем и с «клубком» психологических проблем, главные из которых - затруднение в общении, неуверенность в своих силах, отсутствие привычки заниматься систематически. Таковы наши студенты - других у нас нет, но мы хотим работать с результатом.

Одной из причин низких темпов адаптации студентов является несогласованность в педагогическом взаимодействии между преподавателем и студентом при организации способов учения. Трудности адаптации - это не что иное, как трудности совместных усилий преподавателя и студента при организации способов учения.

Вы знаете какую неудовлетворенность работой приносит преподавателю аудитория студентов, где 10-15% тебя слушают , а остальные в лучшем случаи заняты своим делом и не мешают, но обычно ходят по аудитории, непроизвольно ругаются, где в 3 минуты тебе объяснят, что общеобразовательные предметы -математика ,физика ,лите-ратура, химия и др. для будущих автомехаников, поваров с кондитерами - пустой звук, и даже отрицательное явление, а преподаватель -«черствый человек», желающий «привязаться» к молодому недорослю? Что это - форма молодого безумного бунта от скуки, «пир во время чумы», или болезнь, которая когда - то пройдет?

Наверное, если Вас спросят, какими Вы хотели бы видеть своих студентов, Вы перечислите такие

качества как образованность, честность, самостоятельность, порядочность, скажете, что хотите гордиться ими. Но, вместе с тем, если попросить любого опытного преподавателя вспомнить самые яркие события или случаи из его педагогической практики, он, как правило, вспомнит не процент отличников, а совсем другое: сложные отношения с «трудным учеником»; непростой процесс завоевания доверия у «трудной» группы; рассказы студентов о своих проблемах и переживаниях; реальную помощь кому - то из родителей.

Трудности в поведении и обучении обостряются в переходные периоды, когда меняется сам человек, и система его взаимоотношений с окружающими. Самым тяжелым этапом взросления человека является его переход от детства к взрослости, а именно подростковый возраст. Этот период сейчас приходится на возраст с 12 до 19 лет и это не случайно: именно в эти годы перестраиваются психика ребенка, изменяется характер учебной деятельности и отношения к ней, бурно развивается самосознание и закладываются основы личности подростка в целом.

Подросток - это личность, находящееся на особой стадии формировании ее черт и качеств. Личность еще недостаточно развита, чтобы считаться взрослой, но уже настолько развита, что в состоянии сознательно вступить в отношения с окружающими и следовать в своих поступках требованиям общественных норм и правил.

Большинство педагогов, психологов, интеллектуалов называют «трудными» таких подростков, поведение которых отклоняется от принятых в обществе норм и правил, и которые являются трудновоспитуемыми, поведение которых требует сложной коррекции имеющихся отклонений в их поведении, - т.е. трудновоспитуемость следует понимать как невосприимчивость педагогического воздействия подростков.

Характерным признаком таких трудновоспитуемых подростков является их особая потребность в индивидуальном подходе со стороны преподавателей и внимании сверстников. Отклоняющееся (девиантное) поведение - это система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Девиантное поведение имеет сложную природу и обусловлено рядом факторов:

- биологическими (нарушение умственного развития, дефекты слуха, зрения, повреждение нервной системы);

- психологические (нервно - психические заболевания);

- социально - педагогические (дефекты школьного, системного или общественного воспитания);

- социально - экономические ( социальное неравенство, насилие, неполная семья);

- морально - этические (неблагоприятная среда, криминогенная ситуация).

В научной литературе принято выделять следующие формы отклоняющегося поведения:

- антисоциальное (делинквентное) поведение;

- асоциалъное (аморальное) поведение;

- аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение

Антисоциальное поведение - это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих, насилие и угнетение в отношении сверстников или более младших и слабых болезненных детей, жестокое обращение с животными, воровство, порча чужого имущества. У подростков (14-19 лет ) преобладает хулиганство, кражи, вандализм, физическое насилие, торговля и употребление наркотиков.

Асоциальное поведение - это уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе: побеги из дома, систематическое пропуски занятий, воровство, вымогательство, ложь, бродяжничество, отказ от обучения, агрессивное поведение, ненормативная лексика.

Аутодеструктивное поведение - это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожащее целостному развитию самой личности. У подростков эта форма поведения выражается в употреблении наркотиков и алкоголя, в игровой и компьютерной зависимости, в пищевых злоупотреблениях и отказе от приёма пищи, здесь возможны суицидальное поведение и самоубийства.

Выделение форм отклоняющегося поведения, как правило, условно, поскольку в реальной жизни эти формы зависят от совокупности индивидуальных и социальных предпосылок личностного развития.

Отклоняющееся поведение - одна из форм дезадаптации, которой подвержены подростки, имеющие проблемы в умственным и физическом развитии, проблемы в поведении и общении с окружающими, Проблемы со здоровьем, с различными видами зависимости (алкоголь, наркотики, и табакокурение), насилием в кругу сверстников, в семье.

В научно - методических работах по педагогике можно найти примерный алгоритм или (рецепт) для работы классного руководителя с «трудными» студентами, который включает в себя несколько этапов:

- диагностику;

- выбор приемов и методов коррекционной работы;

- создание содержания и плана работы с учетом личностных особенностей студента;

- проведение индивидуальных воспитательных занятий с оценкой результатов.

Данный подход следует считать правильным, т.к. он соответствует технологическим этапам применения использования системного анализа в решении задач поиска безусловного экстремума.

Рассмотрим принципы воспитания «трудных» подростков. Они могут быть разделены и представлены в виде четырех принципов:

• Принцип ориентации на позитив в поведении и характере подростка;

• Принцип социальной адекватности воспитания;

• Принципы индивидуализации воспитания подростков с девиантным поведением;

• Принцип социального закаливания «трудных подростков».

Перейдем от принципов к методам воспитания «трудных подростков». Все методы оказывают совокупное воздействие на все сущностные сферы деятельности человека. Однако каждый метод воспитания и соответствующий ему метод самовоспитания отличаются один от другого тем, на какую существенную сферу личности человека они оказывают доминирующее воздействие.

В интеллектуальной сфере у подростка с де-виантным поведением необходимо очевидно формировать глубину и объем непреходящих нравственных ценностей: моральных идеалов, принципов, норм и этики поведения. Для формирования взглядов, понятий, установок в интеллектуальной сфере используются методы убеждения.

В мотивационной сфере целесообразно формировать правомерность и обоснованность отношения к моральным нормам: бережное отношение к человеку, стремление к идеалу, правдивость, нравственные установки. Методы воздействия на мотивационную сферу включают стимулирование -методы, в основе которых лежит формирование у подростков осознанных побуждений к их жизнедеятельности

В эмоциональной сфере следует, очевидно, формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, доверие, сочувствие, благодарность, отзывчивость, честолюбие, стыд, самолюбие, сопереживание и т.д.

В волевой сфере важно формировать нравственно - волевые устремления в реализации нравственных поступков: мужества, смелости, храбрости, доблести, принципиальности в отставании нравственных идеалов.

В сфере самореализации важно формировать нравственную правомерность выбора: совестливость, самооценку, самокритичность, умение соотнести свое поведение с другими, самоконтроль, добропорядочность, рефлексию, аутотренинг и т.д.

Почему учеба в колледже привлекательна для выпускников школ? Почему родители ведут своих плохо успевающих в школе детей в колледж? Почему школьники после 9 и 11 классов стремятся получить в колледже и рабочую специальность, и среднее образование?

Конечно, это происходит по ряду причин. Обычному ребенку требуется брать все новые и новые высоты. В российской школе, как известно, учиться трудно. Это - не скандинавская и не начальная японская школа. Почему же в России школьные высоты ломают детей? Школа - это не легкая прогулка по игровым помещениям. Есть трудности «дешевые», есть «дорогие» - то, что называется «трудности - бриллианты». Почему школьная система обучения зачастую ломает детскую способность быть сильным?

Неуспевающие дети - они есть, или двоечники - дети со своей образовательной траекторией, не похожие на своих одноклассников?

Успеваемость происходит от слова «успевать». Успевание - это скорость. Успевающий ученик успевает освоить заданное учителем, и уложиться в назначенный срок. Многие талантливые люди были неуспевающими учениками. Алберт Энштейн плохо учился в школе. Андрей Дмитриевич Сахаров был, как известно, тугодумом, и все делал медленно. Это не значит, что всякий неуспевающий ребенок - будущий Эйнштейн или Сахаров. Но тот, кто не успевает освоить что-то одновременно со своим классом - часто бывает очень глубоким ребенком. А теперь представим: этот глубокий ребенок попадает в класс к учителю, для которого успеваемость - это и есть скорость. Такой учитель начинает нервничать из-за того, что ребенок не успевает. Из-за этого ученик испытывает двойной стресс. Хуже всего, когда нервничать из-за успеваемости ребенка начинают родители.

Ребенок-существо интонационное. Ребенок по отношению к родителям - это мощное эмоциональное зеркало. Он воспринимает и усиливает все микродетали, которые считывает со своих родителей. И мыслит при этом отнюдь не так, как мы думаем. Когда родители нервничают из-за детской неуспеваемости, у ребенка усиливается ощущение, что он -неполноценный, что он хуже других. Он это видит во взглядах взрослых. Ему могут говорить: все замечательно, все хорошо, мы с тобой, мы в тебя верим, но родители говорят это с такой интонацией, что ребенок видит: это-неправда! А ложь он чувствует сразу. Есть такая проблема в педагогике -инфантильные дети. Такой ребенок никогда не берется за сложные задачи. В сложной ситуации он стремится спрятаться и сказать: ой, мне это не интересно. И есть дети, которые из-за всех сил не включаются в работу, всем своим видом демонстрируя свою независимость. И становится понятно: они боятся включиться в неожиданное испытание, потому что не уверены в своих силах. Это -те дети, в которых не верят дома. Однако быть неуверенным в своих силах - это для человека естественное состояние.

Для маленького ребенка не верить в себя - не-естесвенно. Если бы годовалый ребенок не верил в себя - он находился бы в состоянии постоянного страха перед окружающим миром. А он начинает осваивать этот мир, да еще так напористо. До пяти лет ребенок эгоцентричен, заявляют психологи. Ситуация эгоцентричности - это ситуация безусловной веры в себя. Ребенок- это существо, которое заряжено энергией подвига. Подвиг- это не когда что-то делают со мной, это когда я делаю что-то с собой. Я прыгаю выше своей головы, я совершаю усилия, которые я вчера не мог совершить. Я отважно вхожу в зону, которая мне неизвестна. И, совершая это, я чувствую себя героем.

Детство - это тот период, когда в жизни всегда есть место подвигу. И хорошо, если рядом есть взрослые, которые эти микро-подвиги видят и понимают. При искренней похвале взрослых ребенок

приобретает все больше и больше сил. Усилия превращаются в силу. Подвиг - это усилие. Подвиг -это риск, но если родители не повышают планку, не увеличивают пространство испытания, не ставят перед ребенком по-настоящему интригующих и сложных задач, которые развивали бы его внутреннюю силу, - значит, они не доверяют своему ребенку. Зато те дети, в которых родители верят, будут с азартом включаться в любые незнакомые испытания. Они никогда не сбегут от них в уголок покатать машинку. Другое дело, что порою различные испытания ломают веру ребенка в самого себя.

Школа заставляет делать то, что должно происходить само собой. Например, когда ребенок осваивает устную речь, это происходит само собой. Дети делают это по своим траекториям. Ни про одного ребенка нельзя заранее сказать, какие фразы и слова будут у него первыми, вторыми, третьими. Традиционные слова «мама» и «папа» - это сигнальные слова, скорее, даже не слова. Это - обращения. Слова - это те, у которых появляется индивидуальная семантика. Взрослые вначале даже не понимают, что произносит ребенок. Но догадываются - и радуются. А в результате и для ребенка освоение языка становится огромной радостью.

У каждого ребенка - своя индивидуальная траектория овладения речью. Грамотность - это интуиция, которая формируется на кончике языка и кончике авторучки в процессе слуховой или зрительной памяти.

Но вот ребенок, свободно и отважно овладевший языковым пространством, идет в школу и обнаруживает, что в школьных стенах грамотность -это другое. Это - неослабевающее давление, которое порождает у ребенка безумный страх совершить ошибку. И потому технологии обучения чтению, которые сегодня приняты в школе, у детей -за редким исключением — вызывают отторжение. Родители и учителя говорят - «ребенок умеет читать, но не хочет». Это - точный диагноз - такой ребенок не умеет читать. Потому что уметь читать -это значит хотеть читать. Чтение - это не складывание слогов в слова, чтение - это порождение смыслов. Научиться читать - значит, научиться видеть то, что скрывается за текстом. Итак, мы подходим к очень важному моменту. Дело в том, что в школе учится множество детей, которые не умеют реально читать и считать. Если ребенок не умеет читать, с каждым годом в школе его проблемы нарастают. Он не может прочесть страницу учебника с условием задачи. Он не может прочесть страницу учебника с домашним заданием. Он может прочесть символы на странице, но не может понять, какие смыслы скрываются за ними. Он не успевает за работой класса на уроке. А ему дают все новые и новые задания! Далее следуют недоверие учителей, недоверие родителей, разрушение самооценки... Педагоги стремятся вложить в детей в школе самое сложное, и ради этого бесконечно перегружают программы. А на самом деле эти дети тормозятся по отношению к элементарным вещам.

Ребенок в нашем мире спасает себя воображением. Но школа не научилась конвертировать энергию его воображения в учебные вещи. Она все время хочет дать детям что-то свое. Мы пока еще очень мало стремимся вслушиваться в детскую речь, мы не умеем ее «возделывать». И вот поэтому книга очень нужна в современном мире. Особенно

- книга без картинок. Потому что книга без картинок - единственное, что по-настоящему позволяет человеку развивать свое воображение.

Очень хорошо и «дырчатое чтение». Что происходит с тобой в тот момент, когда учитель делает паузу и предлагает ученику продолжить предложение/чтение? Воображение ученика пробуждается. Во время этих пауз ребенок начинает многомерно воспринимать слово. Он учится различать окончания слов и падежи. У него быстро начинает развиваться синтаксический, орфографический и смысловой слух. Так он начинает учиться читать. А когда дети начинают чувствовать текст, они понимают, что это - гораздо интереснее, чем смотреть кино. Чтение побеждает визуализацию, которой за последние тридцать-сорок лет в мире стало слишком много.

Зададимся вопросом - можно ли научить читать неуспевающего старшеклассника или неуспевающего студента колледжа? Иногда говорят, что подростки в этом возрасте уже испорчены приобретаемой системой знаний.

Это не так, никто ничем не испорчен, ведь каждый из нас в жизни сталкивается с разными практиками: среди них правильные, неправильные, сомнительные. Разве мы говорим про себя, что мы ими испорчены?

Со студентами и старшеклассниками следует практиковать «дырчатое чтение» Причем следует читать с ними не «Винни Пуха» или «Властелина колец», а - непонятнейший (а потому скучнейший) для них учебник физики. Самое интересное - содержание прочитанных глав усваивается ими накрепко, хотя о физике как таковой они в этот момент не думают.

Что делать родителям «двоечников»? Ответ очевиден - родителям нужно самим этому научиться. Очень многому им можно и нужно научиться самим. Как бы мы критически ни отзывались о школе, проблема двоечника - это, в большинстве случаев, проблема его родителей. Когда родители не уверены в себе, они начинают проецировать эту неуверенность на своих детей. Они говорят: «Мы не состоялись, но он-то должен состояться!» Все упирается в готовность самих родителей время от времени совершать подвиги. Тогда и у ребенка появится стремление пробиться, взять свою высоту. Для родителей двоечников самый большой подвиг - верить в своего ребенка.

Ученик должен чувствовать родительскую веру во всем: в словах, интонациях, во взглядах на настоящее и на будущее. Худшее, что может быть

- притворяться, что веришь в этого ребенка. Вера должна быть настоящей. Это главное.

В связи диверсификацией высшего и среднего специального образования в РФ в колледжи пришли новые образовательные технологии. Активно появляются ФГОСы 3++, являясь прицелом на стандарты 4 поколения. С учетом широкого и бурного внедрения результатов World Skills Russia оцениваются подходы и уровни достаточности преддипломных практик, дипломных работ и их презентаций. В связи с внедрением дуальной системы профессиональной подготовки [8] меняется форма презентации основной конструктивно-технической части выпускной квалификационной работы (диплома). Изменения произойдут в сторону усиления практической составляющей - самостоятельного изготовления детали, узла, агрегата на станках с ЧПУ в учебном цехе ПАО Красногорского завода им. С.А.Зверева.. Причем Красногорский колледж имеет свои импортные станки с ЧПУ, оснащенные программным сопровождением, ввод в эксплуатацию которых произошел два года назад согласно плановых работ по договору с заводом.

Государственное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Красногорский колледж» существует уже 60 лет. Колледж играет большую роль в подготовке специалистов для Северо-Западного района Москвы и Московской области. Учредителем колледжа является Министерство образования Московской области. В колледже развивается система социального партнерства на основе равноправного сотрудничества с работодателями, профсоюзами, торгово-промышленной палатой и региональным центром занятости населения. Ведущими партнерами колледжа являются крупнейшие промышленные предприятия города - ПАО «Красногорский завод им. С.А. Зверева», ТИГИ-КНАУФ, БЕЦЕМА, которые активно участвуют в подготовке специалистов и развитии учебно-материальной базы [10].

Основной социальный партнер Красногорского колледжа - Федеральный научно-производственный центр ПАО «Красногорский завод им. С.А. Зверева» - является головным и единственным в стране предприятиям, занимающимся наземными оптико-электронными комплексами и системами контроля космического пространства [8].

Предприятие входит в оборонный комплекс России. В августе 2014 года ПАО КМЗ и Красногорский колледж начали совместную работу по созданию базового центра по подготовке рабочих кадров, где студенты будут осваивать соответствующие образовательные программы подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена в области машиностроения, металлообработки, оптического приборостроения на основе элементов дуального целевого обучения специалистов со средним профессиональным образованием с последующим закреплением их на предприятии [4].

Принципиальное отличие дуальной системы [8] от традиционного обучения заключается в том, что формирование знаний, умений, компетенций подчинено развитию сложной профессиональной деятельности и мышления специалиста. В состав

_25

этой системы входит владение основами деятельности различных видов, присущих данной профессии (специальности), и полностью сформированная деятельность, соответствующая профилю будущей работы. Это требует модернизации содержания обучения будущих специалистов. Модернизация содержания обучения обслуживает соответствующие изменение форм и методов обучения. Вместо овладения алгоритмами профессиональной деятельности, что отвечало условиям относительно малоподвижных, стабильных форм организации производства, в динамиичных условиях рыночной экономики основой подготовки становится обучение специалистов работе в изменяющихся ситуациях практической деятельности.

Центр тяжести [9] смещается с формирования знаний, умений, навыков, на формирование развитой профессиональной деятельности, в соответствии с потребностями производства. Формами и методами обучения являются практико - ориентированные формы и методы профессиональной подготовки.

В основу формирования практико - ориентированного (повышенного) уровня обучения положены принципы:

-приоритета качества подготовки специалистов;

-усиления профессиональной направленности содержания образования за счет широкого участия социальных партнеров;

- коллективной мыследеятельности, заключающейся в выработке общих подходов к разработке требований и содержания профессиональных образовательных программ совместными усилиями педагогической общественности, ученых, работодателей и заинтересованных социальных партнёров;

- практико-ориентированности среднего профессионального образования, выражающейся в том, что практическая подготовка студента (производственная практика, лабораторные работы, практические занятия, курсовые работы, проекты) должна составить не менее 60% от общего объёма времени, отведенного на теорию и практику.

Ещё одним катализатором учебного процесса в колледже может стать педагогический консалтинг обучения под заказ промышленности на целевой договорной основе. Но не той, какой мы часто видим: группа интеллектуалов - преподавателей оказывает помощь в учебной, методической и научной работе колледжа с помощью умелого сопровождения.

Современный педагогический консалтинг -это, прежде всего организация образовательной деятельности новых направлений и специальностей с учётом развернутой материально технической базы, большим спросом на выпускников по выбранной специальности, стратегией целевого многоступенчатого обучения, достаточным бюджетным и внебюджетным финансированием. Это стройная система сопровождения взаимосвязан-ньгх действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации каждого

преподавателя, на повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном счёте, на совершенствование учебно-воспитательного процесса и достижения оптимального уровня образования.

Педагогический консалтинг - это сопровождение по широкому кругу вопросов, в том числе в технологической, технической, экспертной сферах. Основная задача консалтинга заключается в системном анализе, обосновании перспектив развития и использования научно-технических и организационно -предметных решений [9] .

Мы живем в такое удивительное время, когда реализуются проекты даже летающих электромобилей и их заказ на сотню штук не является фантазией. Если отечественное серийное самолётостроение" по мнению академика РАН, аэродинамика Рыжова Ю. А., в настоящее время пока практически лежит [10] и пока нет призрачной надежды на его скорый подъем, то может и готовить будущих специалистов, например, в области технической эксплуатации летательных аппаратов и двигателей надо там, где вообще хорошо учат, беззаветно относиться к студентам, где поднят престиж педагога, где есть жизнь, а не «кваканье лягушек на закате".

Литература

1. Бочарникова Я.В. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации студента первого курса. Семинар для педагогов, раздел: «Общепедагогические технологии» (/аиШоге/2 1 1 -260-035/).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Гонеев А.Д., Годовникова Л.В. Работа учителя с трудными подростками. - М.: Академия, 2008. - 240 с.

3. Дмитриев М.Г., Белов В.Г. Психолого-педагогическая диагностика деликвентного поведения у

трудных подростков. - СПб.: ЗАО "ПОНИ", 2010. -316 с.

4. А. Лобок Ребёнок плохо учится - что делать? М.: Лаборатория гуманной педагогики, 2015 - 10с.

5. Смирнова Т.Г. Трудный подросток, как с ним работать? Семинар для педагогов, раздел: «Школьная психологическая служба» (/аиШоге/287 - 702-659/).

6. Чурикова И.Э. Особенности адаптации студентов в условиях педагогического колледжа - Рязань : РГПУ им. С.А.Есенина, 2004 - с.6З-64.

7. Шнейдер Л.Р. Девиантное поведение детей и подростков - М.: Академический проект, Гауде-амус ,2007 - 336 с.

8. Рыжова И. М., Сергеева И.А., Юдин Г.В. "Дуальность целевой контрактной системы обучения - резерв менеджмента качества. Тезисы докладов на XV Международной конференции «Управление качеством», МАИ, 2016, стр.269-272.

9. Рыжова И.М. Юдин Г.В. Результаты экспериментальных исследований по обеспечению дуальности целевой системыобучения в Красногорском колледже. Тезисы докладов на XV Международной конференции «Управление качеством», МАИ, 2016, стр.272-276.

10. Рыжов Ю.А. «Россия стоит на пороге жуткого краха». «Московский комсомолец» №27289 от 26.12.2016

11. Данышева Н.С., Рыжова И.М., Юдин Г.В. Организация педагогического консалтинга в Красногорском колледже для адаптации к новым специальностям топ-50. Тезисы докладов на XVII Международной конференции «Управление качеством», МАИ, 2018, стр.272-276.

РОЛЬ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ СТИМУЛЯЦИИ В РЕАБИЛИТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Лаптев И.Г.

Кандидат педагогических наук, профессор, Отличник народного просвещения, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, Астраханский государственный университет,

Астрахань, Россия

ROLE OF INSTRUMENTAL MUSICAL STIMULATION IN REHABILITATION OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN WITH HEARING DISORDES

Laptev I. G.

Candidate of pedagogical Sciences, Professor, Excellent of People's enlightenment, Honorary worker of higher professional educationRF,

Astrakhan state University, Astrakhan, Russia

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается инновационная методика реабилитации младших школьников с нарушением слуха. Актуальность проблемы обусловлена недостаточным количеством методов музыкальной стимуляции в реабилитации детей с нарушениями слуха. Статья подготовлена в рамках ранее разработанной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.