Научная статья на тему 'Рекомендации для педагогов по работе с обучающимися "группы риска"'

Рекомендации для педагогов по работе с обучающимися "группы риска" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1373
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАССИФИКАЦИЯ / ПОДРОСТОК / "ГРУППА РИСКА" / РЕКОМЕНДАЦИИ / КАТЕГОРИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антонова Елена Александровна

В статье рассматриваются особенности подростков «группы риска», сложности процесса социализации в современном обществе. Выделены основные категории подростков, относящихся к группе риска. В статье подробно описаны рекомендации для педагогических работников, которые организуют учебно-воспитательный процесс с подростками и молодёжью «группы риска». Данные рекомендации рассчитаны не только для педагогов СПО, но и для педагогов других образовательных учреждений. Статья содержит информацию, необходимую для повышения качества воспитательной работы и её эффективности в учреждениях СПО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рекомендации для педагогов по работе с обучающимися "группы риска"»

настойчивость, решительность, смелость, выдержка, самообладание, самодисциплина. Причем направленным подбором упражнений, выбором видов спорта и спортивных игр можно акцентировано воздействовать на студентов.

Обобщая сказанное, следует заключить, что развитие интереса к физкультурно-спортивной деятельности способствует достижению и сохранению крепкого здоровья, высокой и устойчивой общей и специальной работоспособности. Физкультурно-спортивная деятельность способствует формированию профессиональной готовности студентов, будущих педагогов, обеспечивает необходимую и достаточную двигательную активность.

Список литературы

1. Черных З.Н. Формирование профессиональной готовности студентов педагогического вуза в процессе физкультурно-спортивной деятельности: автореф. дис. ...канд.пед.наук / З.Н. Черных, ШГПУ, Шуя, 2012. С. 22.

2. Степанова Г.А., Демчук А.В. Формирование профессиональной готовности у будущих педагогов к работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья [Текст] / Г.А. Степанова, А.В. Демчук. Ханты-Мансийск, РИЦ: ЮГУ, 2014. С. 237.

3. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь [Текст]: для студ. высш. и ср. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. 2-е изд., стер. Москва: Академия, 2005. С. 175.

4. Егорычева Е.В. Формирование профессионально значимых качеств личности с помощью избранного вида двигательной активности [Текст] / Е.В. Егорычева, С.В. Мусина // Известия ВолгГТУ: межвуз. сб. науч. ст. №10 (58), вып. 6. Волгоград, 2009. С. 125-126.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ «ГРУППЫ РИСКА» Антонова Е.А.

Антонова Елена Александровна - заместитель директора по воспитательной работе, Гаврилов-Ямский политехнический колледж, г. Гаврилов-Ям

Аннотация: в статье рассматриваются особенности подростков «группы риска», сложности процесса социализации в современном обществе. Выделены основные категории подростков, относящихся к группе риска. В статье подробно описаны рекомендации для педагогических работников, которые организуют учебно-воспитательный процесс с подростками и молодёжью «группы риска». Данные рекомендации рассчитаны не только для педагогов СПО, но и для педагогов других образовательных учреждений. Статья содержит информацию, необходимую для повышения качества воспитательной работы и её эффективности в учреждениях СПО.

Ключевые слова: классификация, подросток, «группа риска», рекомендации, категория.

Важность социализации обучающихся выводится на приоритетный уровень в Национальной доктрине образования, в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации».

В результате исследования теоретических, методических материалов по вопросам социализации подростков нами не было обнаружено специальных исследований, публикаций, касающихся социализации подростков «группы риска», в условиях профессионального образования посредством вовлечения в воспитательные мероприятия колледжа.

Есть работы, исследующие проблему социализации подростков «группы риска» в условиях дополнительного образования, спортивной деятельности, досуговой деятельности.

Анализ теории и практики организации воспитательного процесса позволил выявить следующие противоречия:

- между потребностью общества в конкурентоспособном, социализированном выпускнике и неготовностью педагогов в полной мере обеспечить социализацию подростков «группы риска»;

— между необходимостью осуществлять педагогическую поддержку подростков «группы риска» и недостаточной разработанностью технологий, методик, позволяющих обеспечить успешную социализацию подростков «группы риска» в условиях профессионального образования.

Неготовность педагогов по повышению социализированности подростков и молодёжи «группы риска» связана с тем, что зачастую не удаётся выстроить отношения с «трудными» обучающимися, которые, как правило, после школы продолжают обучение в учреждениях среднего профессионального образования. Практика показывает, что далеко не каждое среднее профессиональное образовательное учреждение имеет в своём штате педагога-психолога, поэтому вся работа с обучающимися «группы риска» переходит на кураторов групп и педагогов. Это в свою очередь вызывает трудности: плохая дисциплина на занятиях, отсутствие у обучающихся интереса к учебному процессу, низкая посещаемость и успеваемость, академические задолженности, трудность в установлении межличностных отношений, частые конфликты между обучающимися и педагогическим коллективом.

Процесс обучения и социализации подростков «группы риска» в условиях профессионального образовательного учреждения будет эффективен, если:

— в процессе организации воспитательных мероприятий реализуется личностно-ориентированный подход;

— используются различные современные субъектно-ориентированные технологии;

— создана благоприятная воспитательная среда, позволяющая входить подросткам «группы риска» в социальные отношения;

— образовательные и воспитательные мероприятия личностно значимы для подростков.

Многие учёные, серьёзно занимающиеся проблемой подростков «группы риска», к

определению данной категории обучающихся подходят серьёзно; были предложены разные классификации данной группы подростков. Дети «группы риска» определяются нами как дети с нормальным развитием, но в силу ряда причин биологического, физиологического, генетического, социального характера имеющие слабые нарушения отдельных функций мозга, которые, в свою очередь, вызывают отставание в учении и отклонения в поведении, упущения в воспитании [2, 3, 4, 5].

На основе указанных классификаций к подросткам «группы риска» можно отнести подростков, особенности развития которых создают повышенную опасность отклоняющегося поведения.

Можно выделить следующие категории подростков «группы риска», которых можно классифицировать по следующему признаку: «обучающиеся политехнического колледжа»:

— неуспевающие обучающиеся;

— подростки, имеющие пропуски учебных занятий без уважительной причины;

— подростки с отклоняющимся (от правовых и нравственных норм) поведением;

— подростки, сбежавшие из дома;

— подростки, употребляющие психоактивные вещества;

— подростки с нетрадиционной сексуальной ориентацией;

— одинокие матери-подростки;

— подростки из неблагополучных, асоциальных семей;

— подростки из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;

— подростки с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации;

— подростки, требующие медико-психолого-педагогической помощи;

— педагогически запущенные подростки;

— подростки с ограниченными возможностями здоровья;

— подростки, оставшиеся без попечения родителей;

— опекаемые подростки;

— подростки, состоящие на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних;

— подростки, находящиеся под следствием;

— условно-досрочно освобожденные обучающиеся;

— агрессивные подростки;

— подростки, проживающие с одним родителем;

— замкнутые подростки [2, 3, 4, 5].

Как видно из предложенной нами классификации, проблемные подростки всех типов присутствуют среди контингента любого профессионального образовательного учреждения и, следовательно, нуждаются в психолого-педагогической поддержке со стороны педагогов, поэтому любая воспитательная работа, проводимая в учреждениях СПО, должна быть направлена на успешную социализацию обучающихся. Педагогическая трудность в работе с подростками «группы риска» обусловлена педагогической и социальной запущенностью, отклонениями в состоянии психического и физического здоровья, а также особенностями переходного периода и эпизодическими трудностями жизни.

Положительный опыт взаимодействия с подростками «группы риска» показывает, что работа с ними должна строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения, поэтому нами были разработаны рекомендации для педагогов СПО, работающих с обучающимися «группы риска». Данные выводы сделаны на основе исследования проведения воспитательных мероприятий в политехническом колледже. По опросам студентов, наиболее эффективными из них можно считать социальный проект, праздник, квест, акция [1].

1. Предоставьте возможность обучающемуся самому принимать решения и нести за них ответственность.

2. Предложите обучающемуся заняться таким видом деятельности (умственной, творческой, физической, спортивной), чтобы он мог выделиться своими достижениями среди сверстников.

3. Критикуйте только крайне негативные поступки обучающегося, но не часто, и только доброжелательным, спокойным тоном.

4. Повышайте самооценку обучающегося, укрепляйте веру ребенка в себя и свои возможности.

5. Будьте доброжелательными с обучающимися «группы риска», добавьте юмора в общение.

6. Сотрудничайте с обучающимися, а не давайте указания и распоряжения.

7. Идите навстречу обучающимся, у них тоже могут быть проблемы.

8. Просите их о помощи, а потом поблагодарите за оказанную помощь.

9. Искренне интересуйтесь значимыми для обучающихся событиями, проблемами, увлечениями.

10. Аккуратно и постепенно включайте обучающихся «группы риска» в общественно-полезную деятельность, дайте ответственное поручение (помощь в оформлении, установке аппаратуры, наблюдение за младшими, сбор на репетицию участников и др.)

11. Не допускайте разногласий. Дайте возможность обучающемуся реализовать свою идею. В случае возникновения у него трудностей предложите свою помощь, но не навязывайте её.

12. Не допускайте словесного оскорбления, перепалки.

13. В случае возникновения конфликтной ситуации, на прибегайте к помощи администрации, родителей. Постарайтесь разобраться в проблеме вместе с ребёнком.

14. Хвалите обучающегося «группы риска»: за поступок, за помощь, за аккуратность и т.д.

15. Поэтапно делегируйте ответственность (старшие курсы отвечают за дисциплину первокурсников).

16. Делайте небольшие комплименты в тех случаях, когда они обоснованы, вы сразу расположите ребенка к себе.

17. Возможен тактильный контакт (погладить по плечу, когда ребенок огорчен; пожать руку за оказанную помощь и т.д.)

18. Проявляйте искреннюю «родительскую» заботу.

19. Дайте обучающемуся «группы риска» шанс реабилитироваться в ваших глазах, если ребенок подвел. Не ругайте его, а постарайтесь войти в его положение.

20. Доверяйте ребенку.

21. Выработайте систему поощрений, а не наказаний:

- устная благодарность за сотрудничество после праздника, на линейке,

- устная прилюдная похвала,

- материальное стимулирование (разовая доплата к стипендии, оказание материальной помощи, вручение символического подарка, билета на концерт, именная стипендия и др.),

- чаепитие для актива,

- вручение грамот и благодарственных писем обучающимся «группы риска» в конце учебного года, на выпускном вечере,

- вручение благодарственных писем родителям «трудного» ребенка,

- письменный приказ директора на объявление благодарности за подготовку и участие в каком-либо мероприятии с обязательным расположением копии приказа на видном месте (обычно у расписания),

- доска почета «Лучшие студенты колледжа».

При соблюдении данных рекомендаций, выстраивании субъект-субъектных отношений, сотрудничестве с обучающимися «группы риска» возрастает шанс подростков стать востребованными в обществе, чего требуют от педагогов Стандарты. Новые взаимоотношения с обучающимися имеют ряд преимуществ: повышение успеваемости, мотивированность к обучению, стабильная посещаемость, доброжелательные отношения, получение удовлетворения от работы, искренняя привязанность обучающихся, уход из категории «группа риска».

Список литературы

1. Антонова Е.А. Квест как средство социализации подростков «группы риска»// Достижения науки и образования. 2018. № 5. С. 86-88.

2. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М.: Социальное здоровье России, 1994. 224 с.

3. Летунова В.Е. Основные направления деятельности ППМС — центра по индивидуальному сопровождению развития ребенка. / В.Е. Летунова // Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка. СПб, 1998. С. 21-26.

4. Сурикова М.Д. Дети группы риска и их психологические особенности // Молодой ученый. 2013. №4. С. 607-609.

5. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей: учеб. пособие / Т.И. Шульга. М.: Дрофа, 2005. 254 с.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ

БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ Шамсиддинова Э.М.1, Муминов М.Д.2

1 Шамсиддинова Эльмира Мухаммаджоновна — ассистент, кафедра инженерной педагогики;

2Муминов Мухаммадсадик Дилмурад угли — студент бакалавриата, факультет эксплуатации автомобильного транспорта дорожно-строительных машин и оборудования, Ташкентский институт проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматриваются психологические факторы, влияющие на развитие профессиональных и личностных качеств будущих педагогов. В их числе раскрыта роль профессиональной психологии.

Ключевые слова: профессиональная психология, личностное развитие, профессиональное развитие, будущий педагог.

Системе профессионального образования Республики Узбекистан, реформирование которой базируется на системно-деятельностном подходе, на сегодняшний день требуются преподаватели нового вида. Качество образования зависит от качеств педагога, сформированных в процессе его профессиональной подготовки [1]. Требуются педагоги, которые будут являться и практиками, и исследователями одновременно. Деятельность таких педагогов должна опираться на базу профильных знаний, а также знание психологических инструментов. Подготовка таких преподавателей зависит от качества психологической подготовки.

Комплекс требований, которые предъявляет преподавателю коллектив и общество, может вызывать как положительные, так и негативные последствия. В первом случае он стимулирует развитие психологических качеств педагога. А во втором, наоборот, затормаживают процесс развития, способствуют созданию различных эффектов отрицательного характера. Это может быть заниженная самооценка, отсутствие должной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.