- письменный приказ директора на объявление благодарности за подготовку и участие в каком-либо мероприятии с обязательным расположением копии приказа на видном месте (обычно у расписания),
- доска почета «Лучшие студенты колледжа».
При соблюдении данных рекомендаций, выстраивании субъект-субъектных отношений, сотрудничестве с обучающимися «группы риска» возрастает шанс подростков стать востребованными в обществе, чего требуют от педагогов Стандарты. Новые взаимоотношения с обучающимися имеют ряд преимуществ: повышение успеваемости, мотивированность к обучению, стабильная посещаемость, доброжелательные отношения, получение удовлетворения от работы, искренняя привязанность обучающихся, уход из категории «группа риска».
Список литературы
1. Антонова Е.А. Квест как средство социализации подростков «группы риска»// Достижения науки и образования. 2018. № 5. С. 86-88.
2. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М.: Социальное здоровье России, 1994. 224 с.
3. Летунова В.Е. Основные направления деятельности ППМС — центра по индивидуальному сопровождению развития ребенка. / В.Е. Летунова // Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка. СПб, 1998. С. 21-26.
4. Сурикова М.Д. Дети группы риска и их психологические особенности // Молодой ученый. 2013. №4. С. 607-609.
5. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей: учеб. пособие / Т.И. Шульга. М.: Дрофа, 2005. 254 с.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ
БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ Шамсиддинова Э.М.1, Муминов М.Д.2
1 Шамсиддинова Эльмира Мухаммаджоновна — ассистент, кафедра инженерной педагогики;
2Муминов Мухаммадсадик Дилмурад угли — студент бакалавриата, факультет эксплуатации автомобильного транспорта дорожно-строительных машин и оборудования,
Ташкентский институт проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматриваются психологические факторы, влияющие на развитие профессиональных и личностных качеств будущих педагогов. В их числе раскрыта роль профессиональной психологии.
Ключевые слова: профессиональная психология, личностное развитие, профессиональное развитие, будущий педагог.
Системе профессионального образования Республики Узбекистан, реформирование которой базируется на системно-деятельностном подходе, на сегодняшний день требуются преподаватели нового вида. Качество образования зависит от качеств педагога, сформированных в процессе его профессиональной подготовки [1]. Требуются педагоги, которые будут являться и практиками, и исследователями одновременно. Деятельность таких педагогов должна опираться на базу профильных знаний, а также знание психологических инструментов. Подготовка таких преподавателей зависит от качества психологической подготовки.
Комплекс требований, которые предъявляет преподавателю коллектив и общество, может вызывать как положительные, так и негативные последствия. В первом случае он стимулирует развитие психологических качеств педагога. А во втором, наоборот, затормаживают процесс развития, способствуют созданию различных эффектов отрицательного характера. Это может быть заниженная самооценка, отсутствие должной
раскрепощенности, догмы в мыслительной деятельности и др. Это зависит от различных факторов, которые можно разделить на три группы:
1. Группа факторов, выработанных обществом, в окружении которого находится педагог. Вид и направление развития данного общества. Особое значение здесь имеют факторы, направленность которых - это осуществление контроля над преподавателем, а именно, за его профессиональной деятельностью. Образовательная концепция, законы, вид структуры и функциональность контролирующего состава высшего учебного заведения, функциональность, методы, посредством которых оценивается и поощряется преподавательская деятельность.
В комплексе все эти факторы составляют нужную пропорцию, в которой психологическая компетентность должна соотноситься с теоретическим и практическим образованием будущего педагога для того, чтобы он впоследствии имел возможность эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность в системе профессионального образования. Психологическая культура преподавателя складывается из мнений, устоявшихся в обществе, его социально-психологической модели, психологических познаний коллектива, видов контроля, которым отдаётся предпочтение в обществе, профессионального поведения, специальных знаний и навыков, усвоенных в процессе изучения дисциплины «Профессиональная психология» и пр.
2. Комплекс факторов, действующих в конкретном профессиональном колледже, где осуществляет свою рабочую деятельность преподаватель. Это микросоциальные факторы. Здесь важную роль играет то, каким образом организуется образовательный процесс в колледже, административный контроль, существующие традиции, позиции, уровень самоконтроля, самооценки, психологические знания преподавательского и административного состава, работа в методическом направлении. В этом вопросе также немаловажна специальная психологическая подготовка будущего преподавателя.
3. Факторы личностного характера - качества преподавателя, определяющие его личные профессиональные способности, а также свойства характера. В зависимости от данных факторов педагог может либо совершенствоваться в профессиональном плане, либо развитие может замедлиться. Это самосознание, жизненные, профессиональные цели, моральные и профессиональные ценности, уровень осведомлённости, образования, стремление к самообразованию, самосовершенствованию, аналитические, рефлексивные способности педагога и др.
Взаимодействие всех вышеперечисленных групп факторов неизбежно в профессиональной деятельности преподавателя, и является определяющем моментом в формировании его профессиональной психологической культуры и самостоятельности.
Список литературы
1. Романцов М.Г., Поднебесных Е.Л. Расширение профессиональных компетенций студентов
педагогического вуза в рамках психологии образования // Проблемы современной науки и
образования. 2016. № 6 (48). С. 147-152.