Научная статья на тему 'Условия формирования у учащихся колледжей профессионального мастерства'

Условия формирования у учащихся колледжей профессионального мастерства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шамсиддинова Эльмира Мухаммаджоновна, Муминов Мухаммадсадик Дилмурад Угли

В статье рассматриваются условия формирования профессионального мастерства у учащихся профессиональных колледжей. Раскрыты педагогические, информативные и дидактические возможности профколледжей в формировании профмастерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шамсиддинова Эльмира Мухаммаджоновна, Муминов Мухаммадсадик Дилмурад Угли

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Условия формирования у учащихся колледжей профессионального мастерства»

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА Шамсиддинова Э.М.1, Муминов М.Д.2

1 Шамсиддинова Эльмира Мухаммаджоновна — ассистент, кафедра инженерной педагогики, Муминов Мухаммадсадик Дилмурад угли — студент бакалавриата, факультет эксплуатации автомобильного транспорта дорожно-строительных машин и оборудования, Ташкентский институт проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматриваются условия формирования профессионального мастерства у учащихся профессиональных колледжей. Раскрыты педагогические, информативные и дидактические возможности профколледжей в формировании профмастерства.

Ключевые слова: Среднее специальное профессиональное образование, профессиональное мастерство, профессиональный колледж.

Основным определяющим условием формирования у учащихся элементов профессионального мастерства является уровень подготовки мастера производственного обучения, постоянное совершенствование его профессионального мастерства. Формы повышения квалификации мастеров производственного обучения разнообразны.

Наряду с осуществлением мер по развитию учебно-материальной базы, оборудованию кабинетов и аудиторий необходимо проводить работу по овладению преподавателями методикой рационального использования различных средств обучения при подготовке и проведении занятий. Каждый из них должен хорошо знать информативные и дидактические возможности, сильные и слабые стороны тех или иных средств обучения, наиболее эффективные приемы их применения в соответствующих формах учебы и видах занятий [1].

Для привития учащимся навыков профессионального мастерства важнейшей из них являемся стажировка на предприятиях. Именно на предприятии мастер может освоить методы преподавания профессиональной мастерства, ознакомиться с современной технологией, опытом новаторов производства.

Большую ценность в разъяснении и понимании изучаемого материала имеют таблицы, диаграммы, графики, карты и другие условно-схематические наглядные пособия. Они применяются в тех ситуациях, когда необходимо дать краткую, но емкую характеристику излагаемой проблемы. Такая наглядность помогает систематизировать, обогащать, сокращать или аккумулировать материал, более точно фиксировать значение научных понятий и их существенные связи, соотносить теоретическое достижение мира с эмпирическим опытом.

В пропагандистской практике широко используется образно-выразительная наглядность (наглядно-образные модели или представления, выработанные в современной науке, образ реально существующей вещи или явления), а также документальная наглядность (фотографии, копии важнейших документов).

Совершенствование профессионального мастерства предполагает систематическое чтение мастером производственного обучения специальной литературы, документов по развитию профессиональной и общеобразовательной школ, материалов публикуемых в отраслевых изданиях журналов и газет.

В ряде профессиональных колледжей разрабатываются комплексные программы научно-технической пропаганды, по которым подготавливается постоянная информация о новинках технической литературы, устраиваются её выставки.

Необходимым условием формирования у учащихся элементов профессионального мастерства является также достаточный уровень технической оснащённости учебных мастерских возможность отработки в них учебного материала с использованием современной техники, технологии и передовых методов мастерства. Мастерская должна располагать всеми необходимыми учебно--наглядными пособиями, техническими средствами обучения, иметь соответствующую техническую документацию и достаточное количество материалов для учебно-производственных работ. Кроме того, она должна отвечать требованиям обеспечения благоприятной учебно-производственной, среды, предполагающей наиболее рациональное размещение оборудования, инструментов, приспособлений, наглядных пособий, высокую организацию рабочих мест учащихся и мастера производственного обучения.

Для подготовки квалифицированных специалистов на уровне требований современного производства необходимы связи колледжей с базовыми предприятиями. Эти связи должны охватывать и процесс теоретического обучения, и воспитательную работу и другие стороны деятельности педагогического и производственного коллективов по формированию личности молодого специалиста.

Таким образом, формирование у учащихся элементов профессионального мастерства находится в непосредственной зависимости от установленных педагогических требований, режима занятий в мастерских и на производстве.

Список литературы

1. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М., Педагогика, 1981.

ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ОБЖ

Попенко В.В.

Попенко Виктор Викторович — преподаватель - организатор основ безопасности жизнедеятельности, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 3 г. Сургута,

магистрант,

кафедра медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности, Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы, касающиеся введения в школьную программу интегрированного курса «Основы медицинских знаний» как составляющую предмета «Безопасность жизнедеятельности». Раскрыта роль системы образования в приобщении подрастающего поколения к здоровому образу жизни и современные тенденции в области сохранения здоровья населения. Проанализированы трудности, с которыми сталкиваются учебные заведения в организации преподавания данного курса, предложены способы их преодоления.

Постановка проблемы. Дети - будущее любого государства, перспектива его экономического, социального и духовного развития. Здоровье всегда было главным фактором безопасности нации. Но именно в начале третьего тысячелетия эта истина стала звучать особенно звучно. Задача улучшения здоровья школьников не может быть решена только усилиями медиков. Здоровье должно быть одним из результатов образования [4, с. 102].

В настоящее время активно формируется мировая тенденция по улучшению состояния здоровья населения через образование. Идея формирования у молодых людей мотивации к здоровому образу жизни в полной мере реализовалась в комплексной учебной программе по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), разработанной в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и федеральными законами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности на основе Федерального компонента государственного стандарта по основами безопасности жизнедеятельности [1]. При разработке программы были учтены требования, отраженные в Концепции государственных стандартов общего образования второго поколения. Структура курса ОБЖ включает в себя три учебных модуля и шесть разделов, один из которых предназначен для обучения школьников основам медицинских знаний и здорового образа жизни [2].

К национальным интересам государства относится, в том числе, и укрепление генофонда нации, его физического и нравственного здоровья и интеллектуального потенциала. А низкий уровень здоровья населения, неудовлетворительное состояние системы его охраны можно с уверенностью назвать угрозой национальной безопасности. Поэтому создание условий для реализации оздоровительной функции образования и рассмотрения здоровья как цели, содержания и результата обучения - важная задача современной образовательной системы.

Школа имеет огромный воспитательный потенциал, который может использовать для решения задачи обеспечения подрастающего поколения знаниями в области безопасности жизнедеятельности и первичными медицинскими знаниями, однако, следует отметить, что потенциал воспитания безопасной личности в школе реализуется лишь частично. Отсутствие квалифицированных учителей по безопасности жизнедеятельности является еще одним противоречием между требованиями к специалисту в области безопасности жизнедеятельности и несовершенством государственной системы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.