Научная статья на тему 'Совершенствование учебного процесса в профессиональном образовании'

Совершенствование учебного процесса в профессиональном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
286
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / АКТИВИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Варга Велта Владимировна, Абдураззакова Дильдора Анваровна

В статье рассматриваются проблемы современного профессионального образования, имеющиеся противоречия и пути совершенствования подготовки младших специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Варга Велта Владимировна, Абдураззакова Дильдора Анваровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование учебного процесса в профессиональном образовании»

внешние факторы влияния, указанные выше, а также новизна и уникальность образовательного продукта DLL. По результатам исследования морфологический способ образования терминов оказался самым продуктивным способом образования терминов концепта DLL.

Список литературы

1. Гринев-Гриневич С.В. Терминоведение. М.: Издательский центр «Академия», 2008.

2. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. Екатеринбург. ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006.

3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь : для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 176 с. (2).

4. Зарипова А. Немецкая, русская и татарская терминология. Опыт лингвистического анализа экономических терминов. Монография. Казань: Из-во «ЯЗ», 2012. 140 с.

5. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая Рос. энциклопедия, 2002.

6. Ярославская И.И., Астремская Е.В. .Лингводидактические термины в русском языке: социокультурный и сопоставительный аспекты. Москва, 2014.

7. Glossar Fachbegriffe für DaF-Lehrkräfte, Klett-Langenscheidt. München, 2015.

8. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://scicenter.online/msskiy-yazyik/morfologo-sintaksicheskiy-sposob-obrazovaniya-98316.html/ (дата обращения: 03.05.2017).

9. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lingvotech.com/lexikosintakslovoobr/ (дата обращения: 03.05.2017).

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 1 2 Варга В.В. , Абдураззакова Д.А.

1 Варга Велта Владимировна - старший преподаватель; 2Абдураззакова Дильдора Анваровна - ассистент, кафедра инженерной педагогики, Ташкентский институт проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы современного профессионального образования, имеющиеся противоречия и пути совершенствования подготовки младших специалистов.

Ключевые слова: среднее специальное профессиональное образование, совершенствование профессионального образования, активизация процесса обучения.

Известно, что обучение конкретной специальности в системе профессионального образования должно сопровождаться прочным овладением общими политехническими основами трудовых процессов. Только в этом случае профессиональные колледжи могут готовить и выпускать младших специалистов с широким диапазоном осознанных производственных навыков, способных относиться к труду творчески, а значит применять в конкретных ситуациях практики знания, полученные во время учебы.

Еще большую актуальность проблема оптимизации учебно-воспитательного процесса получает в настоящее время, когда основной формой подготовки квалифицированных специалистов, конкурентоспособных на мировом рынке труда, становятся профессиональные колледжи и академические лицеи, учебный процесс в которых должен осуществляться в единстве и взаимосвязи общего среднего и среднего специального профессионального образования (ССПО).

В настоящее время перед профессиональным образованием стоит задача ввести в учебный процесс элементы, активизирующие его. При этом целый ряд факторов, присущих лишь в ССПО (относительная краткость сроков обучения; необходимость быстрого и качественного овладения конкретной профессией и др.), стимулирует преподавателей и мастеров производственного обучения по большей части разрабатывать и совершенствовать различные дидактические средства, активизирующие учебный процесс: карточки-задания, всевозможные программированные устройства, тренажеры, мультимедийных и интерактивных компьютерных учебных пособий.

Однако это, в основном, эмпирическое совершенствование методики должно базироваться на глубоком научном обосновании путей решения существующих объективных противоречий:

• результаты обучения конечны, а потребности совершенствующегося производства бесконечны;

• стихийное усовершенствование методов и форм обучения не может привести к новым, качественным изменениям [1].

Назрела необходимость (так же как и в общеобразовательной школе) проведения широких экспериментов с опорой не только на дидактику, но и на психологию, чтобы теоретически осмыслить общие закономерности познавательной деятельности учащихся, проявившиеся в системе работы лучших преподавателей и целых педагогических коллективов.

Кроме того, в отличие от общепринятой методики преподавания «делай так» должна появиться новая методика «делай так, потому что...» или даже «потому что... делай так».

В основу создания наглядности и других дидактических средств должны быть заложены новые принципы активизации познавательной деятельности учащихся, которые должны привести к качественному изменению характера учебного процесса от пассивного созерцания, слушания и воспроизведения информации к активной творческой и исследовательской работе [2].

Только при выполнении этих предложений реализация общетехнической и профессиональной подготовки должна привести не просто к повышению, а к качественно новому уровню квалификации будущих специалистов. Только в этом случае выпускники профессиональных колледжей будут знать не только «как устроено», но и «почему так устроено». Для реализации этих идей необходимо осуществить коренной поворот профессиональной школы от традиционной объяснительно-иллюстративной методики к новым, более совершенным типам, формам и методам организации учебного процесса.

Список литературы

1. Варга В.В. Основные проблемы и противоречия повышения качества образования в процессе подготовки преподавателей для ССПО // Социально-гуманитарные науки в системе образования. Ташкент, 2008. № 2. С. 41-43.

2. Магзумов П.Т., Варга В.В. Эргономические проблемы профессионального образования // Проблемы развития автотранспорта и транспортных коммуникаций в Центрально-Азиатском регионе. ТАДИ. Ташкент, 2007. С. 29-30.

3. Доленко Г.Н. Проблемы среднего профессионального образования // Проблемы современной науки и образования, 2014. № 9 (27). С. 112-115.

ВОЗМОЖНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВУЗАХ

1 2 Шамсиддинова Э.М. , Варга В.В.

1 Шамсиддинова Эльмира Мухаммаджоновна - ассистент;

2Варга Велта Владимировна - старший преподаватель, кафедра инженерной педагогики, Ташкентский институт проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье делается анализ возможностей и проблем внедрения в практику высшего образования информационных технологий.

Ключевые слова: информационные технологии, совершенствование образования в вузах, проблемы внедрения ИТ в обучение.

Информационные технологии (ИТ) предназначены для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов, их внедрение в высших учебных заведениях способствует обогащению педагогической и организационной деятельности ВУЗа следующими значимыми возможностями:

• совершенствование методов и технологий отбора и формирования содержания образования;

• появление и развитие новых специализированных учебных дисциплин и направлений обучения, связанных с информатикой и ИТ;

• внесение изменений в методику обучения большинству традиционных дисциплин, напрямую не связанных с ИТ;

• рост эффективности обучения за счет повышения уровня его индивидуализации и дифференциации, использования дополнительных мотивационных рычагов [2];

• появление новых форм взаимодействия в процессе обучения и изменение содержания и характера деятельности обучающего и обучаемого;

• совершенствование механизмов управления системой образования [1].

В то же время анализ практики высшего образования показывает, что вовлечение ИТ в процесс обучения в ВУЗах сопряжено с наличием ряда проблем, требующих своего разрешения:

1. Недооценка возможностей использования ИТ в процессе обучения. Педагогические возможности ИТ используются односторонне, нередко они применяются только для передачи образовательной информации, формирования навыков и развития умений. При этом проектирование учебной деятельности и раскрытия индивидуальных способностей студентов отходит на второй план.

2. Проблемы, связанные с разработкой соответствующего программного обеспечения и содержательного наполнения информационных ресурсов, используемых при подготовке студентов.

3. Совершенствование подходов к разработке структуры, интерфейса и визуального представления электронных учебных материалов. На данный момент информационная архитектура большинства электронных средств обучения выстраивается хаотично, не подчиняясь четко разработанной системе, что приводит к «запутыванию» студентов, выработке у них неадекватной логической структуры изучаемой предметной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.