Научная статья на тему 'Некоторые аспекты проблем формирования здорового образа жизни обучающихся профессионального образования по профессиям с вероятностью развития профессиональных заболеваний при последующем трудоустройстве'

Некоторые аспекты проблем формирования здорового образа жизни обучающихся профессионального образования по профессиям с вероятностью развития профессиональных заболеваний при последующем трудоустройстве Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
264
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ / PROFESSIONAL EDUCATION / HEALTHY LIFESTYLE / PROFESSIONAL DISEASE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Окружнов Вадим Владимирович

В данной статье описываются нагрузки на организм обучающихся, обусловленные разнообразными объективными факторами, а также возможности формирования здорового образа жизни обучающихся профессионального образования по профессиям с вероятностью развития профессиональных заболеваний при последующем трудоустройстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Окружнов Вадим Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some Aspects of Healthy Lifestyle Forming among Vocational Students for Professions with Probable Professional Disease Development in Future Work

The paper gives an overview of burdens on the students caused by objective factors and opportunities to maintain healthy lifestyle among vocational students for professions with probable professional disease development in future work.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты проблем формирования здорового образа жизни обучающихся профессионального образования по профессиям с вероятностью развития профессиональных заболеваний при последующем трудоустройстве»

няты законы Алтайского края от 12.12.2006 № 1Э6-ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края», от 28.12.2009 № 115-ЗС «О па-тронатном сопровождении в Алтайском крае», постановление Администрации Алтайского края от 02.09.2010 № 387 «Об утверждении Положения об организации патронатного сопровождения выбывших воспитанников или выпускников детских домов и специальных (коррекционных] школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», реализуется ведомственная целевая программа «Развитие образования в Алтайском крае» на 2011 -2013 годы, утвержденная постановлением Администрации Алтайского края от 14.12.2010 № 551, начала реализовываться ведомственная целевая программа «Социальная адаптация выпускников детских домов и специальных (коррекционных] школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2011-2013 годы» [10].

1. Послание Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/gazeta/rg/2010/12/01 (дата обращения: 03.12.2011].

2. Послание Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 25.12.2011].

3. Решение коллегии управления Алтайского края по образованию и делам молодежи от 29.10.2010 № 5/1 «Об обеспечении доступности образования для детей-инвалидов в Алтайском крае».

4. Семья Г.В., Зайцева Н.Г., Худенко Е.Д., Романовская К.В. Технологии по-стинтернатной адаптации подростков. - М., 2009. - 196 с.

5. Оценочные показатели благополучия ребенка в разных формах замещающей семьи с учетом возрастных стандартов социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / И. А. Бобылева, О. В. Заводилкина, Н. П. Иванова; под общ. ред. Н.П. Ивановой. - М.: ГосНИИ семьи и детства, 2006. - 96 с.

6. Мудрик А. В. Социализация человека. - М.: ИЦ «Академия», 2004. -304 с.

7. Система образования в Алтайском крае в 2010 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://protown.ru (дата обращения: 25.12.2011].

8. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 04.08.2008 N 379н «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы. порядка их разработки и реализации».

9. Приказ Минздравсоцразвития России от 28.07.2007 № 449 « Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://trud22.ru (дата обращения: 25.12.2011].

10. Постановление Администрации Алтайского края от 24.06.2011 С 350 «Об утверждении краевой программы «Социальная адаптация выпускников детских домов и специальных (коррекционных] школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2011-2013 годы».

УДК / UDC 377

В. В. Окружнов, директор ГОУ НПО ПУ № 5 г. Белово, Кемеровская область, Россия, goupu5@mail.ru

Vadim Okruzhnov, principal of Vocational College № 5 of Belovo, Kemerovo region, Russia, goupu5@mail.ru

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА

жизни обучающихся профессионального образования по

ПРОФЕССИЯМ С ВЕРОЯТНОСТЬю РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫх ЗАБОЛЕВАНИЙ ПРИ ПОСЛЕДУющЕМ ТРУДОУСТРОЙСТВЕ

some aspects of healthy lifestyle forming among vocational students for professions with probable professional disease development in future work

В данной статье описываются нагрузки на организм обучающихся, обусловленные разнообразными объективными факторами, а также возможности формирования здорового образа жизни обучающихся профессионального образования по профессиям с вероятностью развития профессиональных заболеваний при последующем трудоустройстве.

The paper gives an overview of burdens on the students caused by objective factors and opportunities to maintain healthy lifestyle among vocational students for professions with probable professional disease development in future work.

Ключевые слова: профессиональное образование, здоровый образ жизни, профессиональные заболевания.

Keywords: professional education, healthy lifestyle, professional disease.

Социально-экономические преобразования в современном российском обществе сопровождаются мощными нагрузками на человеческий организм, создаваемыми как негативными, так и позитивными факторами. Практически все слои населения испытывают стресс, но особен-

но ему подвержены обучающиеся. Это объясняется незавершенностью развития физиологических функций и регуляторных механизмов их организма, его бурными нейроэндокринными перестройками, происходящими в связи с половым созреванием. Происходит неадекватное реагирование физиологических систем организма на экстремальные и продолжительные воздействия. К последним следует отнести интенсификацию учебного процесса и в связи с этим нарастающий дефицит времени, отведенный на прием, обработку и усвоение учебной информации. Совокупность перечисленных факторов, как показывают исследования ряда авторов, приводит к отклонениям в показателях высшей нервной деятельности студентов - неврозам, срывам адаптации, болезням [7].

Колоссальные физические и нервные перегрузки, вызванные неблагоприятной социально-экономической и экологической ситуацией в России, приводят к тому, что только 15 % обучающихся заканчивают профессиональное учебное заведение, уже имея предпосылки к получению хронических заболеваний, в том числе и к развитию профессиональных заболеваний при последующем трудоустройстве. Причиной сложившейся ситуации является недостаточная направленность общеобразовательных программ на воспитание и самовоспитание здорового образа жизни.

Сложность решения проблемы укрепления здоровья обучающихся состоит в том, что требования научно-технического прогресса не позволяют сокращать и упрощать содержание образования. Общество не может довольствоваться тем, что современные учебные программы не усваиваются значительной частью обучающихся. Формальное выполнение образовательных программ приводит к колоссальным моральным издержкам, так как у молодого поколения формируется представление о возможности получать образование без реальных усилий в своей учебной деятельности, развивается иждивенческое настроение. В связи с этим необходимо обеспечить оптимальный уровень содержания образования, соответствующего современным общественным требованиям и реальным учебным возможностям обучающихся.

Исследователи Г. К. Зайцев, Н. К. Иванова,

О. С. Кабаян и другие [8] считают, что успешность работы образовательного учреждения должна оцениваться не по успеваемости обучающихся в виде текущих отметок или результатов контрольных работ, а по совокупности показателей, определяющих уровень здоровья учеников и уровень их функционального состояния.

Опросы преподавателей показали, что своих собственных детей они предпочли бы отдать не в то учебное заведение, где выше уровень преподавания, а в то, где имеются наиболее благоприятные условия для укрепления их здоровья. Здоровье они считают более важным показателем, чем уровень образования

Данная позиция представляется нам вполне оправданной, так как недостаток образования всегда можно восполнить при помощи дополнительных образовательных программ и репетиторов, а также путем самообразования.

Исследования ученых О. С. Кабаян, Ю. Е. Клев-цовой, В. Г. Осипова и других [8] подтверждают сложившееся в российском обществе мнение о том, что в конце XX - начале XXI века все более явной становится тенденция ухудшения психического и соматического статуса обучающихся. Анализ причин, приводящих к ослаблению здоровья обучающихся начального профессионального образовательного учреждения в контексте закона об образовании, позволил ученым выявить ряд негативных факторов. Большинство педагогов озабочено интенсификацией и информационным насыщением учебных занятий. Напряженный умственный труд и перегрузка домашним самостоятельным изучением не дают обучающимся в полном объеме реализовать свою потребность в двигательной активности. Часто возникающие в процессе учебы психотравмирующие ситуации в сочетании с гипокинезией формируют у детей невротические состояния и психосоматические заболевания. Функционально неудобное рабочее место и отсутствие специальных физкультминуток ведут к нарушению осанки. Несоблюдение гигиенических правил и норм по охране зрения приводит к быстрому развитию миопии.

По данным ряда отечественных исследователей, у большей части современных учеников и педагогов нет единого, а тем более научного понимания сущности здорового образа жизни. Зачастую они придерживаются одностороннего подхода, связанного, главным образом, с превентивной позицией: воздерживаться от алкоголя, не курить, не употреблять наркотики, вести спокойную жизнь, выполнять рекомендации врачей, рационально питаться, хорошо высыпаться, следить за чистотой своего тела, предохраняться от венерических заболеваний, жить в экологически чистых условиях. Научное обоснование здорового образа жизни и реализация его на практике в начальном профессиональном учебном заведении является необходимым условием оздоровления и укрепления физических сил обучающихся.

Уточним основополагающие понятия исследуемой проблемы. Ведущим понятием является «здоровье». В «Медицинской энциклопедии» оно раскрывается как состояние организма человека, при котором функции всех его органов, систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют болезненные изменения. По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни или физических дефектов.

В современной науке здоровье характеризуется следующими признаками: благополучие физическое, психическое и эмоциональное; количественные и качественные резервы организма; адаптация; ценность; потребность; целостное функциональное состояние. В словарях по социологии содержится термин «здоровье населения», который имеет несколько значений:

1] состояние, противоположное болезни, полнота жизненных проявлений человека; 2] состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов; 3] естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений; 4] состояние оптимальной жизнедеятельности субъекта (личности и социальной общности], наличие предпосылок и условий его всесторонней и долговременной активности в сферах социальной практики; 5] количественно-качественная характеристика состояния жизнедеятельности человека и социальной общности. Таким образом, здоровье отдельного человека характеризуется полнотой проявления жизненных сил, ощущения жизни, всесторонностью и долговременностью социальной активности и гармоничностью развития личности [7].

С проблемой здоровья будущие выпускники сталкиваются на начальном этапе свое трудовой деятельности. Обучающие профессий и специальностей подверженных воздействию опасных и вредных производственных факторов, при приеме на работу проходят профессиональный отбор и медицинское освидетельствование. Причем при приеме на работу идет жесткий отбор специалистов и рабочих как раз в контексте максимальных показателей здоровья организма. На предприятиях угольной промышленности и железнодорожного транспорта созданы специальные медицинские комиссии, которые и проводят профессиональный отбор, по специально разработанным алгоритмам, тестам с использованием современного компью-

теризированного медицинского оборудования. По статистике Роспотребнадзора и лечебных медицинских учреждений при прохождении медицинского освидетельствования при приеме на работу из 100 желающих получить рабочее место уже на первом этапе отсеивается 30-40 человек, так как уровень здоровья их не соответствует медицинским показателям здоровья рабочих и специалистов. Причем следует отметить, что такое медицинское освидетельствование работники обязаны проходить ежегодно. Из 70 человек, принятых на работу и прошедших профессиональный отбор, в последующие года работать остается еще меньшее количество работников, так как с каждым годом уровень здоровья населения ухудшается под воздействием вредных и опасных производственных факторов. Следует отметить, что первоначально 100 соискателей рабочего места прошли обучение в учебном заведении, причем при приеме документов на обучение по профессиям с вредными условиями труда абитуриенты проходят медицинское освидетельствование и подтверждают уровень состояния своего здоровья к возможности в будущем работать по данным профессиям. Следовательно можно сделать вывод, что в процессе обучения у будущих работников от начала обучение до выпуска ухудшается ряд важных показателей здоровья и общее состояние организма. Можно предположить, что «реагентом» этого ухудшения является собственно сам процесс обучения в учебном заведении переполненный учебная нагрузка, либо изменяющееся физиология организма молодых людей при взрослении с проявлением заложенных отклонений переданных от родителей на генном уровне.

Статистика профессиональных заболеваний, к сожалению, велика.

Число зарегистрированных случаев профессиональной заболеваемости на предприятиях железнодорожного транспорта в 2010 году составило 155 случаев (в 2009 году - 173]. 56 % от общего числа заболеваний -это болезни, связанные с воздействием на организм шума -нейросенсорная тугоухость - 87 случаев (526%)] Заболевания пылевой этиологии занимают второе место - 29 случаев или 18.7% . На третьем месте стоят заболевания опорно-двигательного аппарата 20 случаев - 12,9 %, далее вибрационная болезнь - 13 случаев - 8,4 %. Структура заболеваемости повторяет структуру 2009 г.

Как и в предыдущие годы, наибольшее число зарегистрированных случаев профессиональных заболеваний выявлено среди членов локомотивных бригад - 46 - 29,6 % (в 2006 г. - 51

случай - 29,4 %].

Наибольшее количество зарегистрированных случаев хронических профессиональных заболеваний отмечается на Куйбышевской (32

- 20,6 %], Западно-Сибирской (15 - 9,7 %] Восточно-Сибирской, Дальневосточной, Октябрьской (по 12 случаев - 7,7 %], Приволжской (10 - 6,5 %] железных дорогах.

По сравнению с 2009 годом выявляемость профессиональных заболеваний:

- увеличилась на Южно-Уральской, ЗападноСибирской, Свердловской железных дорогах.

- снизилась на Забайкальской железной дороге.

Общий уровень профессиональной заболеваемости на промышленных объектах железнодорожного транспорта в 2010 году составил

- 1,2 на 10 тыс. работающих (в 2009 году - 1,2, в 2008 году - 1,0] что значительно ниже, чем по Российской Федерации в 2008 и в 2009 гг.-1,61 соответственно].

По результатам надзора за промышленными предприятиями наложено 490 штрафов на сумму 606 700 рублей, в т. ч. 12 штрафов на юридических лиц на сумму 107 000 рублей. В 2006 году наложено 429 штрафов на 390350 рублей, в т.ч. на юридические лица 6 штрафов на сумму 60000 рублей.

Наибольшее число наложенных штрафов в Московском (105 штрафов], Западно-Сибирском (68], Куйбышевском (57], Дальневосточном (49], Юго-Восточном (30] территориальных отделах. В Северо-Кавказском, Октябрьском, Восточно-Сибирском, Горьковском, Красноярском, Свердловском, Южно-Уральском территориальных отделах - 18-29 штрафов.

Из профзаболеваний превалируют хронические нозологические формы, а первые места принадлежат заболеваниям органов дыхания «пылевой» этиологии - 56,5 % (пневмоконио-зы и пылевой бронхит], вибрационная болезнь -15,2 %, профессиональная тугоухость - 13,1 % и заболевания опорно-двигательного аппарата -8,9%. Каждый работник железной дороги регулярно проходит экспертную комиссию. Ни один железнодорожник не остается без медицинского осмотра. Создана возможность динамического наблюдения за состоянием их здоровья. Условия труда на железнодорожном транспорте, характер действия на организм работающего факторов производственной среды, в т. ч. и вредных, имеют свою специфику и способны вызывать различные функциональные и органические изменения, которые, вполне вероятно, могут трансформироваться в синдромоком-плекс профессионального заболевания. И для того, чтобы риск развития заболевания был ми-

нимален, важно, чтобы основным и главенствующим элементом работы дорожных медиков была профилактическая направленность. Это может быть достигнуто лишь при обеспечении высокого качества подготовки и переподготовки врачей, работающих в лечебно-профилактических учреждениях. Таким образом, становится понятным, что железнодорожная медицина является медициной труда со всеми присущими чертами деятельности - изучение и знание условий труда в отрасли с учетом влияния этих условий на состояние здоровья работающих. И следовательно, можно предположить, что наши обучающиеся тоже должны владеть информацией по медицине труда, относящейся к их будущей профессии.

Важно помнить, что одной из главных задач образовательного учреждения является подготовка конкурентоспособного на рынке труда выпускника. Естественно мониторинг, проводимый в учебном заведении службой по содействию трудоустройства выпускников, выявил проблемы связанные с трудоустройством по выбранной профессии из-за ухудшением уровня здоровья выпускника. Задачей стоящей перед коллективом образовательного учреждения является повышение уровеня сформированности здорового образа жизни и собственно здоровья обучающихся.

Усвоение знаний о здоровье также является важным компонентом обучения, но они являются не самоцелью, а средством развития ребенка. Специфичные формы учебной работы для этой модели - тренинги, дискуссии, самонаблюдение детей за элементами личного образа жизни и процессом их совершенствования. Это обучение требует от детей продуктивной и интенсивной деятельности, к которой не все они готовы. Обучение здоровому образу жизни обучающихся профессионального училища №5 осуществляется через:

- урок (как урок по выбору в вариативной части учебного базисной плана];

- факультативные занятия;

- классные часы;

- внеклассные мероприятия: диспуты, тренинги, ролевые игры;

- спортивно-массовые мероприятия.

В этом направлении заслуживают внимание межпредметные связи с такими предметами, как химия и физика, ОБЖ и физическая культура. Вместо конкретных занятий можно провести урок-олимпиаду «Зависимость здоровья человека от окружающей среды», «Зависимость здоровья человека от употребляемых продуктов питания».

Деятельность по формированию здорового образа жизни основана на системном подходе к образованию и построена на основе взаимосвязи основных компонентов культуры здоровья с содержанием образования за условиями образовательной среды. В связи с этим выделяется несколько направлений работы с привлечением всех участников образовательного процесса, позволяющих комплексно подходить к формированию культуры здоровья у учащихся, родителей, педагогического коллектива:

1. Диагностика состояния здоровья и образа жизни обучающихся

2. Формирование валеологической грамотности учащихся, внедрение в образовательный процесс факультативного предмета «Здоро-вьесбережение и окружающая среда».

3. Создание здоровьесохраняющих условий организации учебного процесса

4. Оздоровительная работа с учащимися и преподавателями.

а] физкультурно-оздоровительная деятельность;

б] работа социально-психологической службы;

в] медицинская и гигиеническая профилактика.

5. Организация досуговой деятельности в системе воспитательной работы.

В результате плодотворной работы в направлении формирования у обучающихся училища

знаний о здоровом образе жизни и внедрении в воспитательно-образовательный процесс здоровьесберегающих технологий как мы считаем, что добились значительных успехов.

Одним из примеров при формировании ЗОЖ является введение в учебные планы дисциплин по выбору или факультативных дисциплин которые пропагандируют здоровый образ жизни. Примером является авторская программа факультативной дисциплины «Здоровьесбереже-ние и окружающая среда», данная программа уже апробирована и применялась в Беловском политехническом колледже. На данном этапе дисциплина введена в учебный процесс профессионального училища № 5 г. Белово. Так как опыт показал, что изучение этого предмета заинтересовывает обучающихся, они стремятся сохранить знания, полученные при изучении предмета, о ЗОЖ и применяют их на практике и в жизни. Можно утверждать, что учебный план предмета составлен с учета интересов обучающихся к формированию здорового образа жизни. Тематический план предмета включает в себя следующие основные единицы и рассчитан на разное количество часов:

Таблица 1

Тематический план предмета

Наименование разделов и тем Количество аудиторных часов

всего всего всего всего всего

1 3 4 5 6 7

Введение г г г г г

Раздел 1 Здоровье и здоровьесберегающие технологии гб г8 30 зг 3г

1ема 1.1 Человек и социум 2 2 2 2 2

1ема 1.2 Гигиена и здоровье 2 2 2 2 2

1ема 1.3 Оценка уровня физического развития 4 4 4 4 4

1ема 1.4 иценка физической и умственной работоспособности 4 4 4 4 4

1ема 1.5 Изучение индивидуальных биоритмов 2 2 2 2 2

1ема 1.6 Питание и здоровье 2 2 2 2 2

1ема 1./ Составление суточного рациона питания 2 2 2 2 2

1ема 1.8 Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе и дома 4 6 8 10 10

1ема 1.9 Профилактика употребления психоактивных веществ 4 4 4 4 4

Раздел 2 Здоровье и окружающая среда 4 4 4 4 6

1ема 2.1 Экологическая оценка учебного заведения 2 2 2 2 2

1ема 2.2 Влияние экологии на здоровье человека, развитие хронических заболеваний 2 2 2 2 4

Всего по дисциплине: зг 34 36 38 40

В эксперименте по вопросу формирования здорового образа жизни у обучающихся на констатирующем этапе привлекались 120 человек 1 курса, на формирующем 1 20 человек третьего курса после изучения факультатива и углубленного, ориентированного изучения охраны труда, ОБЖ и ряда предметов специального цикла с ориентацией на ЗОЖ по профессиям, которые наиболее подвержены воздействию вредных производственных факторов и проявлению профессиональных заболеваний:

1. Помощник машиниста локомотива

2. Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава

3. Электромонтер по обслуживанию и ремонту оборудования систем сигнализации, централизации и блокировки

4. Электромонтер по обслуживанию и ремонту оборудования связи и проводного вещания.

Результаты эксперимента: при исследовании значимости ЗОЖ для обучающихся, в связи с их будущей профессиональной деятельностью, по всем вопросам на формирующем этапе эксперимента, выявлена положительная динамика в среднем на 15 %. Обучающимися указываются более четкие ответы в понимании ЗОЖ, верное выделение признаков ЗОЖ, более реальная оценка организации собственного отношения к ЗОЖ. В положительную сторону изменилось понимание сущности здорового образа жизни вследствие изучения факультативной дисциплины и углубленного изучения предметов: охрана труда и ОБЖ, предметов специального цикла с ориентацией на ЗОЖ. Обучающиеся легко называют признаки ЗОЖ, приводят примеры связи ЗОЖ с профессией. Могут свободно объяснить, что им дают знания о ЗОЖ в контексте с профессией. Положительная динамика из 100 %-65 %.

В образовательном учреждении была проведена комплексная психофизиологическая диагностика обучающихся по интересующим нам профессиям.

Для оценки функционального состояния организма использовалась автоматизированная кардиоритмографическая программа. На основе результатов математического анализа сердечного ритма изучается характер реакции сер-

дечно-сосудистой системы на нагрузку.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На основании комплексного анализа полученных данныех по вышеперичисленным тестам оценивается психическое состояние индивида.

По результатам проведенной комплексной диагностики формируются индивидуальные заключения и рекомендации по оптимизации процесса адаптации к условиям обучения в образовательном учреждении.

Мониторинг включал следующие методики диагностики:

1]Оценка основных свойств нервной системы

- позволяет оценить проявление индивидуально-типологических свойств нервной системы, и функциональное состояние ЦНС, его изменения в ходе учебной деятельности при этом для прогнозировании успешности деятельности и адаптации к выбранному направлению учитывается совокупность свойств нервной системы.

2] Оценка психодинамических функций -определение характеристик психических процессов, уровень которых влияет на эффективность и надежность деятельности человека, является частью комплекса психофизиологических исследований. Оценка включает в себя:

3] Оценка функциональной асимметрии мозга (ФАМ].

4] Оценка функционального состояния организма

5] Оценка психоэмоционального самочувствия, которая включает:

По результатам тестирования рассчитывались следующие показатели:

1. Личностный стресс - особенности психоэмоционального реагирования на ситуации. При высоком уровне нейтральные ситуации воспринимаются человеком, как угрожающие его престижу, самооценке, самоуважению.

2. Ситуативный стресс - особенности психоэмоционального реагирования, характеризующие приспособляемость индивида к ситуациям стрессогенного характера и вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

3. Психосоциальная адаптация - общее эмоциональное состояние индивида, на фоне которого развиваются его социальные контакты.

Таблица 2

Личностные особенности учащихся разных специальностей

Группы Качества Слесарь N=63 Помошник машиниста N=48 Электро- монтер N=25 Колледж N= 9 Досто- верные отличия

А (общительность] 6,9±0,2 6,9±0,3 7,6±0,4 8,1±0,5 4 - 1,2

В (интеллект] 4,0±0,2 4,2±0,2 4,0±0,3 5,3±0,4 4 - 1,2,3

С(эмоциональная устойчивость] 8,7±0,2 8,5±0,2 8,4±0,4 7,9±0,6

Е (независимость] 6,6±0,2 6,8±0,3 7,0±0,4 5,7±0,8 3 - 4

Р (беспечность-озабоченность] 6,1±0,2 5,5±0,2 5,7±0,4 4,8±0,6 1 - 4

Э (сознательность] 8,2±0,3 9,0±0,3 9,0±0,3 10,1±0,4 1 - 2,3,4; 4 - 2,3

Н (смелость - застенчивость] 7,4±0,2 8,2±0,3 9,0±0,5 7,7±0,5 1 -2,3; 3 - 4

I (чувствительность] 5,1±0,2 4,6±0,2 4,6±0,4 4,9±0,6

1_ (подозрительность-доверчивость] 5,6±0,2 4,8±0,3 5,3±0,3 5,1±0,6 1 - 2

М (практичность] 5,3±0,2 5,5±0,3 5,6±0,4 5,0±0,8

N (спонтанность] 6,2±0,2 5,7±0,2 6,4±0,3 5,9±0,9 2 - 3

О (тревожность] 5,7±0,2 5,6±0,3 4,6±0,5 4,2±0,8 1,2 - 3,4

01(радикализм] 6,0±0,2 5,8±0,3 6,0±0,4 5,4±0,6

02 (самостоятельность] 5,8+0,2 4,9+0,2 5,6±0,4 4,7+0,5 1 - 2,4

03 (самоконтроль] 7,4±0,2 7,9±0,2 7,2+0,4 8,1±0,7

04( напряженность] 5,2±0,2 4,3±0,2 4,4±0,4 4,3±0,4 1 -2,3,4

Учащиеся специальности «слесарь» по полученным значениям 16-ФЛО, характеризуются большей импульсивностью, беспечностью (фактор Р], (табл. 1] и большим количеством лиц с высоким значением данного фактора; меньшей сознательностью (фактор Э], нерешительностью (фактор Н] и соответственно большим процентом обучающихся с низким значением

факторов Н и Э (рис 1], неуверенностью, тревожностью (фактор О], самостоятельностью, независимостью во взглядах (фактор 02] и внутренней напряженностью (фактор 04], (табл. 1]. Полученные средние значения по этим факторам так же подтверждаются процентным распределением учащихся по уровню проявления выявленных факторов (рис. 1].

Рис. 1. Процентное распределение учащихся специальности «слесарь» по уровню проявления значений 16-ФЛО

Помощники машиниста отличаются спонтанностью в поведении (фактор N1 дружелюбием, доверчивостью (фактор 1_], комфортностью (фактор 02], неуверенностью, тревожностью (фактор О], этому так же соответствует процентное распределения учащихся по факторам (рис. 2].

фактор

Q4 Q3 Q2 Q1

С

N

м "| □ высокий

|_

Рис. 2. Процентное распределение учащихся специальности «помощник машиниста» по уровню проявления значений 16-ФЛО

Для учащихся по специальности «электромонтер» характерны независимость, самоуверенность (фактор Е, О], смелость (фактор Н] и наибольшее количество лиц с высоким уровнем данного фактора (рис. 3], бесстрашие (фактор О] и самоконтроль (фактор N1

3 высокий

□ средний

□ низкий

Рис. 3. Процентное распределение учащихся специальности «электромонтер» по уровню проявления значений 16-ФЛО

Учащиеся политехнического колледжа отличаются от других групп большей общительностью (фактор А), сообразительностью (фактор В), комформностью, уступчивостью (фактор Е,

02), серьезностью, рассудительностью (фактор Р), сознательностью, ответственностью (фактор

3), спокойствием и самоуверенностью (фактор О). Высокие значения данных факторов подтверждаются процентным распределением учащихся: так среди них наблюдается наибольшее количество лиц с высоким уровнем интеллекта, ответственности и спокойной самоуверенности по сравнению с учащимися других групп (рис. 4).

фактор

Q4

□ высокий

□ средний

□ низкий

Рис. 4. Процентное распределение учащихся политехнического колледжа по уровню проявления значений 16-ФЛО

Результаты проведенного комплексного психофизиологического обследования показали, что учащиеся специальности «слесарь» характеризуются следующими психофизиологическими особенностями. Большинство представители данной специальности характеризуются средним и высоким уровнем показателя простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР): высокий уровень - 49 %, средний - 39 %, что свидетельствует о достаточно оптимальном состоянии центральной нервной системы (скорости протекания нервных процессов). Уровень функциональной подвижности нервных процессов (УФП) у половины обследуемых данной специальности (55 %), был оценен как средний, 22 % представителей характеризовались высоким уровнем данного показателя и 23 % - низким.

Оценке уровня развития кратковременной памяти показала, что у учащихся данной специальности доминирует образная память, так у 54% учащихся отмечается высокий уровень данного показателя, а у 45 % - средний, тогда как при оценке уровня развития механической памяти у 35 % представителей был выявлен низкий уровень данного показателя и у 54 % средний.

Уровень объема внимания большинства учащихся специальности «слесарь» был оценен как низкий - 46 % и средний - 40 %, что так же говорит о недостаточном развитии когнитивной сфе-

0%

20%

40%

60%

80%

100%

ры учащихся данной специальности.

При оценке функционального состояния организма «степени напряжения механизмов физиологической адаптации» 41 % учащихся характеризовался незначительным напряжением механизмов физиологической адаптации, 31 % - оптимальным состоянием и 28 % - значительным напряжением, что говорит о достаточно оптимальном протекании адаптационных процессов в процессе обучения у представителей данной специальности.

Большинство представителей специальности «помощник машиниста», а именно 60 %, характеризуются высоким уровнем показателя ПЗМР, 19% - средним и 21 % - низким, что свидетельствует о достаточно оптимальном состоянии ЦНС у представителей данной специальности. Оценка такого показателя, как УФП так же показала достаточный уровень развития данного показателя у большинства обследуемых специальности «помощник машиниста», так 42 % характеризовались средним уровнем развития данного показателя, а 38 % - высоким, что свидетельствует о достаточной степени развития подвижности нервных процессов у учащихся данной специальности.

При оценке механической памяти учащихся данной специальности у 72 % студентов был выявлен средний уровень сформированности данного показателя, у 6 % высокий и у 21 % - низкий. Уровень развития образной памяти у 58 % обследуемых данной специальности был оценен как высокий и у 42 % как средний. Полученные результаты свидетельствуют о достаточно высоком уровне развития кратковременной памяти и когнитивной сферы в целом у представителей данной специальности.

Результаты полученные при оценке объема внимания студентов специальности «помощник машиниста» были схожи с результатами полученными при оценке данного показателя у представителей специальности «слесарей», а именно большинство студентов характеризовалось низким (43 %) и средним (42 %) уровнем развития данного показателя.

При оценке функционального состояния организма «степени напряжения механизмов физиологической адаптации» 35 % учащихся характеризовался незначительным напряжением механизмов физиологической адаптации, 44 % - оптимальным состоянием и 21 % - значительным напряжением, что говорит о достаточно оптимальном протекании адаптационных процессов в процессе обучения у представителей данной специальности.

Основной процент учащихся специальности

«электромонтер», а именно 64,5 % характеризовались высоким уровнем показателя ПЗИР, 29 %

- средним и лишь 6,5 % - низким уровнем развития данного показателя, что свидетельствует об оптимальном функциональном состоянии ЦНС подавляющего большинства представителей данной специальности. Уровень функциональной подвижности нервных процессов у половины обследованных специальности «электрик.» (52 %] был оценен как средний, у 29 % - высокий и у 19 %

- низкий, полученные результаты говорят о достаточно высоком уровне «подвижности нервных процессов» представителей данной специальности.

Уровень развития механической памяти у большинства представителей данной специальности - 58 %, был оценен как средний, у 13%

- высокий и у 29 % - низкий. Оценка же уровня развития образной памяти выявила у 68% обследованных данной специальности высокий уровень развития данного показателя, и у 32% -средний. Полученные результаты свидетельствуют о достаточно высоком уровне развития кратковременной памяти у представителей данной специальности.

Оценка объема внимания выявила 45 % представителей с низким уровнем данного показателя среди обследуемых данной специальности, полученный результат является схожим с результатами полученными при оценке уровня объема внимания у «слесарей», и «помощников машиниста» и говорит о достаточно низком уровне развития данного показателя у представителей специальности «электромонтер».

Оценка функционального состояния организма выявила у половины обследованных специальности «слесарь» (55 %) - незначительное напряжение механизмов физиологической адаптации, у 23 % оно было оценено как оптимальное, и у 22 % отмечалось значительное напряжение механизмов адаптации. Полученные результаты являются сходными с данными, полученными при обследовании учащихся специальностей «слесарь» и «электромонтер» и свидетельствуют о достаточно высоком уровне развития кратковременной памяти у представителей данной специальности.

Так же в проведенном психофизиологическом обследовании приняли участие учащиеся политехнического колледжа, в ходе которого были получены следующие результаты. Уровень всех исследуемых нейродинамических показателей у большинства учащихся политехнического колледжа был оценен как высокий, а именно: высокий уровень ПЗМР отмечался у 78 % представителей данной группы, у 22 % - средний. Высокий уровень подвижности нервных процес-

сов отмечался у 56 % обследованных и у 44 % -средний. Полученные результаты свидетельствуют об оптимальном функциональном состоянии ЦНС большинства учащихся политехнического колледжа.

Результаты, полученные при оценке уровня механической и образной памяти, особенно не отличались от результатов, полученных при оценке данных показателей у учащихся училища. Так, при оценке ОП, высокий уровень развития данного показателя был выявлен у 56 % учащихся и у 44 % - средний. Высокий уровень развития МП был выявлен у 22 % представителей, у 56 % средний и у 22 % - низкий уровень развития данного показателя.

Объем внимания у половины учащихся колледжа (56 %) был оценен как средний, у 11 % -высокий, и у 33 % - низкий.

Оценка функционального состояния организма учащихся политехнического колледжа дала следующие результаты. Большинство представителей характеризовались оптимальным состоянием - 45 % и незначительным напряжением механизмов физиологической адаптации и лишь у 11 % обследованных отмечалось значительное напряжение механизмов физиологической адаптации. Полученные результаты свидетельствуют о достаточно оптимальном протекании адаптационных процессов у учащихся политехнического колледжа в процессе обучения.

слесари электрики пом. политех.

машиниста колледж

□ высокий □ средний □ низкий

Рис. 6. Процентное распределение учащихся разных специальностей по уровню подвижности нервных процессов.

60%-'

слесари электрики пом. политех.

машиниста колледж

□ высокий □ средний □ низкий

Рис. 7. Процентное распределение учащихся разных специальностей по уровню развития механической памяти.

80%

70%

60%

50%

40%

30%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20%

10%

0%

электрики

пом.

машиниста

□ высокий □ средний □ низкий

Рис. 5. Процентное распределение учащихся разных специальностей по уровню простой зрительно-моторной реакции.

слесари электрики пом. политех.

машиниста колледж

□ высокий □ средний □ низкий

Рис. 8. Процентное распределение учащихся разных специальностей по уровню развития образной памяти.

50%

40%

30%

20%

10%

0%

40%

10%

0%

слесари электрики пом. политех.

машиниста колледж

□ высокий □ средний □ низкий

Рис.9. Процентное распределение учащихся разных специальностей по уровню развития объема внимания.

машиниста колледж

□ оптимальное состояние □ незначительное напряжение

□ значительное напряжение

Рис. 10. Процентное распределение учащихся разных

специальностей по степени напряжения механизмов физиологической адаптации.

Так, в процессе представления материала, насыщенного потенциалом основ здорового образа жизни, были установлены внутри курсовые сопутствующие и перспективные межпредметные связи, а также такие связи с темами из курса « основы безопасности жизнедеятельности», а для обучающихся старших курсов еще и с рядом тем из курса «Охрана труда» и «ПТЭ». В ходе занятия, посвященного составлению професси-ограммы специалиста, то есть модели личности специалиста - описания совокупности его качеств, обеспечивающих успешное выполнение задач, возникающих в производственной сфере, а также самообучение и саморазвитие работника его физическое здоровье и психологическое самочувствие, отношение к здоровому образу жизни. Обучающиеся выяснили, что к каждому виду профессиональной деятельности желательно подбирать, разрабатывать личностные качества. Например, для модели деятельности рабочего описаны профессиональные задачи (специаль-

ные технические, экономико-организационные, повышению своей квалификации); в модели личности рабочего разработаны психологические качества, умения и знания для каждого вида профессиональной деятельности; тип организации и подразделения, должности от начальной до более высоких. Обучающимся было предложено в соответствии с основными качествами из предложенного числа работников выбрать для своего предприятия наиболее предпочтительных сотрудников. В итоге у обучающихся отмечается ряд пожеланий к модели специалиста и к модели подготовки специалиста.

По завершению опытной работы мы провели исследование состояния сформированности здорового образа жизни у обучающихся. При этом выяснилось, что в первой группе оказалось 10 % обучающихся, во второй - 65,5 %, в третьей 25,5 %. Эти данные показывают, что тенденции к формированию здорового образа жизни обучающихся в описанных условиях имеют место. Существенную роль при этом играют следующие обстоятельства: срок проводимго эксперимента, составляющий нескольго учебных годов, был достаточным для выявления возможностей средств и для определения сформированности здорового образа жизни. При этом взаимосвязь в содержании как средство развития ЗОЖ применялась в системе взаимосвязей с учетом на целенаправленной построении других линий связи.

Сравним результаты, полученные в ходе опытной работы, с данными по тем группам, где занятия проводились традиционно, без учета взаимосвязей между содержанием предметов специальных дисциплин и предстоящей профессиональной деятельности студентов, способов учебной и профессиональной деятельности.

Так, распределение по группам здесь осуществлялось следующим образом: в первой группе в начале учебного года было 35,1 % обучающихся, в конце 42,4 %; во второй группе вначале 57,7 %, в конце 52,8 %; в третьей группе в начале учебного года было отмечено 7,2 % обучающихся, а в конце - только 4,8 %.

На основании полученных данных следует отметить, что при традиционном преподавании специальных дисциплин «Правила технической эксплуатации и инструкции» и «Охрана труда» не отмечается улучшения отношения обучающихся к вопросам укрепления здоровья и к здоровому образу жизни.

Приведенные материалы нашего исследова-

ния позволяют прийти к выводу о том, что имеются существенные возможности формирования ЗОЖ будущего специалиста через содержание предметов специальных дисциплин в его взаимосвязи с содержанием их предстоящей профессиональной деятельности при условии, если:

- показать значимость знаний вопросов формирования здорового образа жизни для творческого решения задач, связанных с сохранением, формированием и укреплением здоровья субъектов образовательного процесса, в учебной и предстоящей профессиональной деятельности;

- формировать на этой основе убежденность в необходимости овладения этими знаниями для их последующей трансляции в целях улучшения уровня понимания проблем здорового образа жизни, в их важности как средства решения проблем в области здоровья в собственной и профессиональной жизнедеятельности;

- создавать в процессе занятий жизненно-практические ситуации, когда весь педагогический процесс строится как непрерывное улучшение уровня ЗЛЖ, используя постоянно усложняющиеся задачи ЗОЖ, нацеленные на максимально приближенные к условиям предстоящей профессиональной деятельности и возможным проблемам, с которыми столкнутся обучающиеся и которые им придется решать самостоятельно;

- показывать обучающимся необходимость в формировании и укреплении собственного здоровья; способствовать овладению этими способами, при этом следует учитывать тот факт, что овладение ими вне специально организуемой для этого деятельности происходит недостаточно эффективно, поэтому необходимо привлекать средства других адекватных в этом плане возможностей;

- осознать неотъемлемость активного самовоспитания по работе над собой, способность к волевым усилиям в присвоении и трансляции знаний культуры здоровья и способов формирования здорового образа жизни.

Для реализации этих возможностей необходимо соблюдение следующих условий:

- овладение способами самосовершенствования по формированию потребностей здорового образа жизни и валеологической культуры;

- создание на занятиях положительного эмоционального фона, способствующего вовлече-

нию обучающихся в решение профессиональных задач, связанных с понятием здорового образа жизни, проявлению их творческих способностей в обсуждении вопросов формирования ЗОЖ, придают им уверенности в собственных силах и оптимизма в деле сохранения и укрепления собственного здоровья.

Эти условия могут быть реализованы при осуществлении взаимосвязи способов учебной и профессиональной деятельности; единства требований ЗОЖ и соблюдение принципов культуры здоровья всеми субъектами образовательного процесса.

Полученные нами в ходе опытной работы материалы о возможностях разных линий связи образования в области здоровья и профессиональной деятельности при формировании здорового образа жизни, в формировании культуры здоровья будущего специалиста позволяют расширить нашу работу по развитию ЗОЖ обучающихся как личностного качества.

Проведенные исследования показали, что в распределении обучающихся по указанным выше группам произошли изменения. Так, почти вдвое уменьшилось количество обучающихся в первой группе с 48,9 % в начале экспериментальной работы до 26,2 % в конце первого этапа формирующего эксперимента; незначительно возросло количество обучающихся во второй группе с 31,6 % до 37,4 % вдвое увеличилась третья группа с 12,7 % до 24,8 %, произошло увеличение и в четвертой группе с 6,8 % до 11,6 %.

В конце заключительного этапа экспериментального процесса распределение обучающихся по выделенным ранее группам, по уровню сформированности ЗОЖ было по сравнению с данными в конце первого этапа следующим: в первой группе -1 0,6 %, во второй - 1 1 ,4 %, что значительно меньше, чем по завершении первого этапа процесса (26,2 % и 37,4 % соответственно), в третьей группе коли-чество обучающихся увеличилось вдвое и составило 48,3 % в отличие от прошло-го результата - 24,8 %, более чем в два раза возросло количество обучающихся в четвертой группе - 29,7 %, в то время как прежде этот процент равнялся 11,6. Таковы результаты нашего экспериментального процесса формирования здорового образа жизни будущего специалиста в целом.

Анализ количественных изменений, про-

изошедших в процессе становления культуры здоровья свидетельствует о том, что в конце экспериментальной работы показатель сформи-рованности ЗОЖ в экспериментальных группах на начальном этапе был ниже, а на среднем и высоком - выше, чем в массовом опыте и в экспериментальных группах (Р < 0,01).

Что же касается качественных изменений в развитии культуры здоровья, то произошли положительные изменения ко всем аспектам культуры здоровья, что свидетельствует об осознании студентами мировоззренческо-нравственного содержания культуры здоровья и ее возможностей в оптимизации всех сфер жизнедеятельности личности и общества.

1. Гордеев В. В. Педагогические советы: оптимизация учебно-воспитательного процесса. Здоровьесберегающие технологии. - Вып. 5. - Волгоград: Учитель, 2008. - 225 с.

2. Воронова Е. А. Здоровый образ жизни в современном учебном заведении: программы, мероприятия, игры. - Изд.2е. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 245 с.

3. Кучегашев П. П., Науменко Ю. В., Федоскин И. В. Мое здоровье. Формирование ценностного отношения к здоровью и профилактика ВИЧ/СПИДа у подростков. - М.: Глобус, 2009. - 236 с.

4. Мансурова С. Е., Шклярова О. А. Здоровье человека и окружающая среда: элективный курс. - М.: СПб, 2006. - 112 с.

5. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика: учебное пособие/ под научной редакцией Э. М. Казина; ред. коллегия: Н. Э. Касаткина, Е. Л. Руднева, О. Г. Красношлыкова, Т. С. Панина и др.- Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2009. - 347 с.

6. Формирование здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях // Педагогический вестник. - 2005. - № 32. - Кемерово. - 190 с.

7. Воспитание здорового ребенка: традиции и современность в последипломном образовании педагога // Материалы Международного конгресса по валеологии, Третьей Всероссийской научно-практической конференции «Психологические проблемы валеологии» - СПб., 1999. - С. 35-36

8. Организационно-педагогические условия формирования здорового образа жизни. Дисс... канд. пед. наук. - Самара, 2000. - 221с.

9. Формирование здорового образа жизни у учащихся общеобразовательной школы на основе здоровьесберегающих технологий. Дисс. канд.пед. наук. - Краснодар, 2004.-152с.

Профессиональное сообщество о компетентности специалиста

X Всероссийская научно-практическая конференция состоялась 23-24 ноября 2011 г. в г. Кемерово. Организаторами конференции выступили Департамент образования и науки Кемеровской области, ГОУ «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования», а также Некоммерческий союз образовательных учреждений «Совет директоров учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования Кемеровской области». В работе конференции приняли участие научные и педагогические работники, руководители образовательных учреждений, специалисты органов управления образованием, представители научной и педагогической общественности из семи федеральных округов, в том числе из 19 субъектов РФ, а также из двух стран ближнего и дальнего зарубежья (всего - 349 человек].

В рамках конференции были организованы круглые столы «Модернизация системы педагогического образования Кемеровской области» и «Развитие маркетинговых служб и центров по трудоустройству выпускников в учреждениях профессионального образования как основа устранения дисбаланса спроса и предложений на рынке труда», мастер-класс «Профессиональная компетентность: обучение как механизм когнитивной социализации личности», работа секций «Развитие общих и профессиональных компетенций специалиста в условиях реализации ФГОС ПО нового поколения», «Система государственно-частного партнерства и профориентационной деятельности учреждений профессионального образования в повышении престижа довузовского профессионального образования», «Создание эффективной образовательной среды как средства реализации основных профессиональных образовательных программ», «Развитие социально-психологической и здоровьесберегающей компетентности субъектов образовательного процесса как компонента конкурентоспособности специалиста в профессиональной деятельности». Проводилась видеотрансляция пленарной части конференции в режиме реального времени, а также дискуссионный клуб on-line «ИКТ-компетентность будущего специалиста довузовского профессионального образования».

В работе круглого стола «Развитие маркетинговых служб и центров по трудоустройству выпускников в учреждениях профессионального образования как основа устранения дисбаланса спроса и предложений на рынке труда» приняли участие 65 педагогических работников, выступило 15 человек. Свое виденье путей преодоления существующего несоответствия спроса на рынке труда профессионально-квалификационной структуре и качеству подготовки в учреждениях начального и среднего профессионального образования представили Ворожищева Е. В. (заместитель директора по УПП ГОУ СПО «Новокузнецкий педагогический колледж № 2»], Пуряев Д. А. (руководитель центра дополнительного образования ГАОУ СПО КО «КузТАГиС»], Шпелева О. Ф. (заместитель директора по уПр ГОУ НПО «ПУ № 16»]. Ельденев М. Л., заместитель директора по УР ФГОУ СПО «Кемеровский горнотехнический колледж», руководитель межрегионального ресурсного центра по подготовке кадров для угледобывающих предприятий, рассказал о системе мониторинга требований работодателей к содержанию программ обучения по наиболее востребованным специальностям горной отрасли, которая разработана и реализуется в учреждении. Эффективные формы содействия трудоустройству выпускников были осве-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.