СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ В ПАРАДИГМЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА Шамсиддинова Э.М.
Шамсиддинова Эльмира Мухаммаджоновна - ассистент,
кафедра социальных дисциплин, Ташкентский институт проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье изложена необходимость развития целостной системы оценивания профессиональных качеств педагогов. Также выявлены цели формирования системы оценивания психологического и педагогического профиля преподавателей различных специальностей.
Ключевые слова: профессиональный стандарт, компетентность, психология и педагогика профессионального образования, квалификация.
Демократические реформы системы образования в Республике Узбекистан, а также комплекс мер, ориентированных на приоритетное формирование общекультурных составляющих образования [1], запустили в жизнь ряд процессов в системе профессионального образования, направленных на решение актуальных вопросов. Их анализ показывает, что на сегодняшний день разнообразие образовательных программ для педагогов нуждается в разработке общей системы сертификации приобретаемых психо лого-педагогических профессиональных компетенций. Стоит отметить острую необходимость в решении этой проблемы для формирования критериев оценивания педагогической деятельности и создания профессиональной модели специалиста.
Понятие «компетентность» включает не только когнитивную и технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. В этом плане компетентностный подход, как одно из направлений реформирования образования, крайне актуален для системы высшего профессионального образования.
Этапы развития образования и обучения имеют ряд факторов, обусловленных переходом к постиндустриальному обществу, ориентированному на знания, иначе говоря, обучающемуся обществу. Согласно требованиям современной парадигмы развития общества возникла необходимость создания стратегии непрерывного обучения в течение всей жизни, способной максимально реализовать возможности как в профессиональной, так и в личностной сфере жизни граждан. Соответствующие требования к компетентности преподавателя предопределены функциональными задачами, которые педагог осуществляет в своей практической деятельности. В профессиональном стандарте деятельности педагога должна быть система психолого-педагогических требований, которая определяет его готовность к успешному выполнению педагогической работы. Квалификация преподавателя складывается из шести главных компетентностей:
1. Знания и опыт в сфере социально-значимых качеств, которые способствуют адаптации и успешности человека в обществе.
2. Наличие знаний и опыта в постановке целей и задач для осуществления результативной педагогической деятельности.
3. Психологическая компетентность в мотивации учащихся;
4. Практические знания в сфере психологии и педагогики по реализации образовательной программы и принятия стратегических и тактических психолого -педагогических решений.
5. Компетентность в сфере инновационных коммуникационных технологий для оптимизации педагогической деятельности.
6. Наличие знаний и умений в организации эффективного педагогического процесса.
Данная система оценивания психологических и педагогических компетентностей достигается при следующих условиях:
• соответствие знаний, умений, компетенций и потребностей психолого-педагогической деятельности, а также рынка труда в целом;
• согласованность и преемственность квалификационных связей между подсистемами к примеру: квалификациями в сфере системы общеобразовательного, среднего специального профессионального и высшего образования;
• продвижение идеи обучения в течение всей жизни при помощи расширения доступа к базам знаний, целевых инвестиций, признания неформального и спонтанного обучения.
Таким образом, реализация целостной системы оценивания педагогической квалификации, основанной на внедрении парадигмы компетентностного подхода, способствует формированию прозрачных и совместимых модульных программ обучения, в которых каждый модуль будет направлен на достижение конкретного результата. Цель системы оценки качества подготовки преподавателей заключается в создании благоприятных условий для улучшения системы образования.
Список литературы
1. Умарова Д.З. Инновационные реформы в системе высшего образования
Республики Узбекистан // Вопросы науки и образования, 2018. № 2 (14). С. 47-49.
2. Шамсиддинова Э.М., Муминов М.Д.У. Профессиональная психология как
инструмент развития профессиональных и личностных качеств будущих педагогов
// Достижения науки и образования, 2018. Т. 2. № 8 (30). С. 87-88.