Научная статья на тему 'Система оценки педагогической квалификации в парадигме компетентностного подхода'

Система оценки педагогической квалификации в парадигме компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КВАЛИФИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шамсиддинова Эльмира Мухаммаджоновна

В статье изложена необходимость развития целостной системы оценивания профессиональных качеств педагогов. Также выявлены цели формирования системы оценивания психологического и педагогического профиля преподавателей различных специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шамсиддинова Эльмира Мухаммаджоновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система оценки педагогической квалификации в парадигме компетентностного подхода»

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ В ПАРАДИГМЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА Шамсиддинова Э.М.

Шамсиддинова Эльмира Мухаммаджоновна - ассистент,

кафедра социальных дисциплин, Ташкентский институт проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье изложена необходимость развития целостной системы оценивания профессиональных качеств педагогов. Также выявлены цели формирования системы оценивания психологического и педагогического профиля преподавателей различных специальностей.

Ключевые слова: профессиональный стандарт, компетентность, психология и педагогика профессионального образования, квалификация.

Демократические реформы системы образования в Республике Узбекистан, а также комплекс мер, ориентированных на приоритетное формирование общекультурных составляющих образования [1], запустили в жизнь ряд процессов в системе профессионального образования, направленных на решение актуальных вопросов. Их анализ показывает, что на сегодняшний день разнообразие образовательных программ для педагогов нуждается в разработке общей системы сертификации приобретаемых психо лого-педагогических профессиональных компетенций. Стоит отметить острую необходимость в решении этой проблемы для формирования критериев оценивания педагогической деятельности и создания профессиональной модели специалиста.

Понятие «компетентность» включает не только когнитивную и технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. В этом плане компетентностный подход, как одно из направлений реформирования образования, крайне актуален для системы высшего профессионального образования.

Этапы развития образования и обучения имеют ряд факторов, обусловленных переходом к постиндустриальному обществу, ориентированному на знания, иначе говоря, обучающемуся обществу. Согласно требованиям современной парадигмы развития общества возникла необходимость создания стратегии непрерывного обучения в течение всей жизни, способной максимально реализовать возможности как в профессиональной, так и в личностной сфере жизни граждан. Соответствующие требования к компетентности преподавателя предопределены функциональными задачами, которые педагог осуществляет в своей практической деятельности. В профессиональном стандарте деятельности педагога должна быть система психолого-педагогических требований, которая определяет его готовность к успешному выполнению педагогической работы. Квалификация преподавателя складывается из шести главных компетентностей:

1. Знания и опыт в сфере социально-значимых качеств, которые способствуют адаптации и успешности человека в обществе.

2. Наличие знаний и опыта в постановке целей и задач для осуществления результативной педагогической деятельности.

3. Психологическая компетентность в мотивации учащихся;

4. Практические знания в сфере психологии и педагогики по реализации образовательной программы и принятия стратегических и тактических психолого -педагогических решений.

5. Компетентность в сфере инновационных коммуникационных технологий для оптимизации педагогической деятельности.

6. Наличие знаний и умений в организации эффективного педагогического процесса.

Данная система оценивания психологических и педагогических компетентностей достигается при следующих условиях:

• соответствие знаний, умений, компетенций и потребностей психолого-педагогической деятельности, а также рынка труда в целом;

• согласованность и преемственность квалификационных связей между подсистемами к примеру: квалификациями в сфере системы общеобразовательного, среднего специального профессионального и высшего образования;

• продвижение идеи обучения в течение всей жизни при помощи расширения доступа к базам знаний, целевых инвестиций, признания неформального и спонтанного обучения.

Таким образом, реализация целостной системы оценивания педагогической квалификации, основанной на внедрении парадигмы компетентностного подхода, способствует формированию прозрачных и совместимых модульных программ обучения, в которых каждый модуль будет направлен на достижение конкретного результата. Цель системы оценки качества подготовки преподавателей заключается в создании благоприятных условий для улучшения системы образования.

Список литературы

1. Умарова Д.З. Инновационные реформы в системе высшего образования

Республики Узбекистан // Вопросы науки и образования, 2018. № 2 (14). С. 47-49.

2. Шамсиддинова Э.М., Муминов М.Д.У. Профессиональная психология как

инструмент развития профессиональных и личностных качеств будущих педагогов

// Достижения науки и образования, 2018. Т. 2. № 8 (30). С. 87-88.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.