Научная статья на тему 'Полиэтническая компетентность в системе компетентностного подхода в образовании'

Полиэтническая компетентность в системе компетентностного подхода в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная мысль Кавказа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИДАКТИКО-АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ / DIDACTIC-AKMEOLOGICHESKAJA CONCEPT / РЕКОНСТРУКЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / THE RECONSTRUCTION OF PROFESSIONAL EDUCATION / АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ACMEOLOGICAL TECHNOLOGY / АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА / AKMEOLOGICHESKAJA SERVICE / КОММУНИКАТИВНАЯ И ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / MULTI-ETHNIC AND COMMUNICATIVE COMPETENCE / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL VIABILITY / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / INDIVIDUAL STYLE OF ACTIVITY / ВЫСОКОПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ / HIGHLY INDIVIDUAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайленко Ольга Ивановна

В статье обосновывается статус полиэтнической компетентности как ключевого требования к будущему преподавателю; рассматривается модель ее формирования в системе компетентностного подхода в образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михайленко Ольга Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Polyethnic Competence in the System of Competence Approach in Education

This article explains the status of the multi-ethnic competence as a key requirement for the future teacher for the effective implementation of professional activity, is considered a model of its formation in the system of competence-based approach to education.

Текст научной работы на тему «Полиэтническая компетентность в системе компетентностного подхода в образовании»

УДК 159.9

ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ В СИСТЕМЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

В ОБРАЗОВАНИИ

О.И. Михайленко

Компетентностный подход становится одним из главных трендов развития образования в нашу эпоху - эпоху глобализации мира и становления информационного общества [1]. Однако этот подход сам по себе не гарантирует успеха: все зависит от качества и системности ключевых компетенций в профессиональных, личностных, социальных, гуманитарных сферах, позволяющих выпускнику высшей школы решать множество практических, исследовательских и личностных проблем [2].

Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней. Компетентность выступает результатом образования, его качественной характеристикой [3].

Для будущего учителя в условиях современной России, которая решает сложнейшие проблемы консолидации общества и формирования национальной идентичности, требуется освоение таких компетенций, которые обеспечили бы ему возможность работы в полиэтнической образовательной среде. Это веление времени и вызовов российских реалий.

Актуальность проблемы полиэтнической компетентности студентов в системе компетентностного подхода в образовании определяется глубинными противоречиями между растущей потребностью общества в высокой профессиональной и полиэтнической компетентности студента - будущего учителя - с одной стороны, и недостаточ-

Михайленко Ольга Ивановна - кандидат психологических наук, доктор акмеологии, доцент, заведующая кафедрой педагогики и психологии дополнительного профессионального образования Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова, 360004, Республика Кабардино-Балкария, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173, e-mail: [email protected], т. 8(8662)722332.

ной разработанностью теоретических основ ее формирования - с другой.

В статье ставится задача теоретически обосновать инновационную деятельность по формированию полиэтнической компетентности выпускников вузов.

Понятие "полиэтническая компетентность" многозначно и сложно, а представления о его основных характеристиках неоднозначны. Однако очевидно, что важнейшим направлением исследования проблемы развития полиэтнической компетентности студентов - будущих учителей является определение подходов, способствующих достижению развивающего эффекта. Об этом свидетельствуют труды Н.М. Борытко, И.А. Солодовой, А.М. Байца-кова, Т.В. Поштаревой и многих других, обосновывающих пути и средства профессионального развития специалистов разных профилей в процессе их образования [4].

Сущность полиэтнической компетентности заключается в том, что человек, обладая данной компетентностью, выступает активным носителем опыта в области этнокультур и межэтнического взаимодействия. Знания и умения будущего учителя в этой области позволяют ему принять своеобразие образа жизни этнических общностей, правильно оценивать специфику и условия взаимодействия с их представителями, находить адекватные модели поведения с целью поддержания атмосферы согласия и взаимного доверия, высокой эффективности в совместной деятельности.

Полиэтническая компетентность как объективно-субъективное явление включает в себя: а) готовность и способность придерживаться этнокультурных традиций, владеть этноспецифическими умениями своего

Olga Mikhaylenko - Ph.D. in Psychology, associate professor, Head of the Department of Pedagogy and Psychology Continuing Professional Education at the Kabardino-Balkarian State University named by Kh.M. Berbekov, 173, Chernyshevskiy Street, Nalchik, Kabardino-Balkaria, 360004, e-mail: [email protected], tel. +7(8662)722332.

народа; б) готовность и способность изучать различные этнокультуры с целью налаживания комфортного существования в полиэтнической среде, преодоления узости кругозора, постижения взаимовлияния культур; в) готовность и способность искать информацию, добывать знания об этнокультурах, используя различные базы данных, дифференцировать их с точки зрения значимости и достоверности, применять их для решения проблем в сфере межэтнического взаимопонимания и взаимодействия; г) готовность и способность осмысливать социальные и связанные с ними этнокультурные процессы путем анализа и систематизации знаний об этнических культурах, нахождения и признания в них общего и различного (специфичного); д) готовность и способность включаться в межэтническое взаимодействие в форме активного и координированного сотрудничества.

В качестве механизмов формирования полиэтнической компетентности выпускников высшей школы, разумеется, выступают все аспекты вузовского процесса: обучение, воспитание, деятельность, общение.

В этом контексте ключевую роль в формировании и развитии полиэтнической компетентности играют педагогические технологии, обеспечивающие развитие инновационных процессов и активизирующие педагогическое творчество будущего учителя, в том числе и навыки межэтнического взаимопонимания и взаимодействия. Однако особое место в спектре педагогических технологий в данном случае занимает акмеологический тренинг этнокультурной направленности.

Акмеологический тренинг - это функциональный метод целенаправленных изменений в самосознании, самоотношении человека к своей профессиональной и социальной деятельности на ступени его зрелости с целью совершенствования своего мастерства и творческого потенциала. Акмеологический тренинг способствует достижению вершин личностного и профессионального совершенства. Каждый тренинговый прием может выполнять несколько функций:

- обучающую - развитие общеучебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие информации различной модальности;

- коммуникативную - объединение единомышленников в коллектив и создание бла-

гоприятной атмосферы, превращающей познавательный процесс в увлекательное действие;

- релаксационную - снятие эмоционального напряжения, вызванного каждодневной нагрузкой на нервную систему;

- психотехническую - формирование навыков подготовки своего психофизиологического состояния к более эффективной познавательной и творческой деятельности, перестройка психики для переработки больших объемов информации;

- развивающую - гармоничное, многоплановое развитие и активизация резервных возможностей личности;

- воспитательную - психотренинг и психокоррекция личностных качеств на ситуационных моделях преодоления жизненных трудностей.

Применение тренинговых приемов обеспечивает уверенность в себе, оптимизм, настойчивость помогает формированию полиэтнической компетентности и познавательного интереса у студентов - будущих учителей.

Студенты - будущие педагоги посредством акмеологического тренинга осваивают новые понятия; открывают для себя пути и средства формирования полиэтнической компетентности (ПК) - неотъемлемой личностной составляющей педагогического мастерства. ПК выступает системообразующим фактором продуктивности педагогической деятельности, опосредующей как приобретение профессиональных знаний и умений, так и личностное развитие будущего преподавателя. ПК будущего педагога определяется прежде всего сформированностью таких качеств, как эмпатия, коммуникативная толерантность, ассертивность, адекватная самооценка. Но реальная ситуация такова, что в вузе на первом плане стоит освоение знаний (успеваемость), а задачи развития полиэтнической компетентности, увы, частенько остаются на втором плане, требуя пристального внимания и активности кафедр психолого-педагогических профилей (в том числе и исследовательских усилий).

Новыми критериями определения педагогического мастерства в развитии полиэтнической компетентности, "акмэ" будущего учителя являются создание собственных способов и стратегий деятельности, ориентация на развитие личности выпускника высшей школы, которые опосредованы такими личностными характеристиками, как гуманистическая на-

правленность, коммуникативная и полиэтническая компетентность, развитая рефлексия, личностная и эмоциональная устойчивость [5].

Продуктивный педагог (обладающий высоким уровнем развития полиэтнической компетентности) - это человек, способный к творческой деятельности, к самостоятельному созданию новых способов и технологий обучения и воспитания [6].

Полиэтническая компетентность, как уже отмечалось, является объективным фактором, обеспечивающим продуктивность деятельности и повышения качества педагогического образования.

Осознание этого факта приводит к необходимости определения педагогических условий, при которых процесс развития полиэтнической компетентности будет происходить наиболее успешно.

Автором за основу были приняты следующие условия:

- ориентация психолого-педагогических дисциплин на развитие акмеологической полиэтнической компетентности личности будущего преподавателя;

- стимулирование полиэтнического саморазвития будущего преподавателя;

- гуманизация взаимоотношений преподавателя и студентов как основа создания у последних "образа акмеологического общения, направленного на развитие полиэтнической компетентности".

Эксперты в сфере педагогики и психологии отмечают, что номенклатура психолого-педагогических дисциплин не имеет четкой логики, а их содержание не отражает реалий современного состояния теоретических исследований в области психологии, педагогики и философии образования. При этом полиэтническая компетентность рассматривается как нечто отделенное от целостного учебно-воспитательного процесса, находящееся вне его. Между тем, основываясь на результатах собственных исследований, мы пришли к убеждению, что именно в непосредственном педагогическом общении преподавателя и студента особую значимость приобретает полиэтническая компетентность, способность ее демонстрации в коммуниактивной деятельности. Здесь, вероятно, уместно заметить, что кавказские этносы (к которым относится большинство студентов Кабардино-Балкарского госуниверситета) отличаются целым рядом особенностей коммуникативной культуры [7],

что также необходимо учитывать при формировании полиэтнической компетентности.

Обобщая изложенное, можно сделать вывод, что потенциальные возможности психолого-педагогических дисциплин в развитии акмеологической основы развития полиэтнической и коммуникативной компетентности будущего преподавателя пока используются далеко не в полном объеме.

Поэтому ориентация содержания психолого-педагогических дисциплин (как основных, нормативных, так и специальных) на формирование акмеологической основы коммуникативного ядра личности студентов вуза, способствующего развитию его полиэтнической компетентности, является, подчеркнем еще раз, актуальной задачей.

Для ее реализации (в поисках путей ее решения) на кафедре педагогики и психологии дополнительного профессионального образования Кабардино-Балкарского государственного университета введено преподавание нормативных курсов "Искусство общения и достижения согласия" и "Основы педагогического мастерства". При этом содержание данных курсов направлено на решение следующих задач, объединенных в виде трех блоков - информационного, блока самопознания и блока практического.

Информационный блок. Основной целью этого блока является не научение и не "преподнесение знаний", а способствование осмыслению будущим педагогом ценности знания и смысла своих действий; гармонизация содержания и искренности общения; освоение искусства свободного обмена суждениями, позициями. Именно так закладываются основания для внутреннего диалога и личностного самоопределения, что является предпосылкой для саморазвития педагога, формирования его полиэтнической компетентности.

Блок самопознания. Хорошо известно, что "эффект ореола" состоит в том, что правильно оценить человека труднее при длительном знакомстве, чем при менее тесных и продолжительных контактах. А ведь человек более всего знаком и теснее общается именно с самим собой. Поэтому необходимо стимулировать самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, непрерывное уточнение самооценки и движение к ее адекватности -все те процессы, из которых складывается самопознание и которые помогают человеку "открывать" себя заново.

Этот блок вызывает большой интерес у студентов - будущих учителей, поскольку служит основой для создания важнейших составляющих эффективного преподавания -эмоционального тонуса, должной мотивации, личностного и профессионального роста.

Практический, или прикладной блок. На теоретических занятиях профессиональные коммуникативные умения и полиэтническая компетентность не могут, да и не должны быть сформированы в полной мере. Здесь лишь закладывается основа для дальнейшего овладения ими в практической деятельности. Поэтому методика практического блока предполагает реализацию на практике целого ряда требований.

Прежде всего это создание определенного психоэмоционального состояния студента. Оно может быть достигнуто только при условии доверительных отношений между преподавателем и студентами, но такие отношения устанавливаются не с целью "успешного" влияния на развивающуюся личность будущего специалиста, а как одна из предпосылок стимулирования его личностного роста, его саморазвития.

Продуктивность полиэтнического саморазвития студента зависит от ряда предпосылок: от предшествующего сравнительно высокого уровня общекультурного развития, глубины самопознания, сформированности коммуникативного ядра личности, личного опыта целенаправленного самоизменения в развитии полиэтнической компетентности. Поэтому на занятиях необходимо учитывать личностные особенности каждого студента и в соответствии с ними выстраивать взаимодействие с ним. В этой связи основной задачей преподавателя становится не "подгонка" под определенный стандарт каждого студента - будущего учителя, а помощь ему в осознании своих личностных особенностей, стимулировании его самопознания и самообладания, поддержка в поиске своего индивидуального развития полиэтнической компетентности.

Особое значение и смысл на занятиях по спецкурсам, на наш взгляд, приобретает оценивание. Оно должно строиться не по принципу "научился - не научился", а по принципу "сработали умения, компетентность - не сработали".

Как представляется, следующим этапом формирования и развития полиэтнической компетентности является создание акмеоло-

гической службы в вузах. Ее первоочередной задачей будет обеспечение постоянного функционирования каналов обратной связи в целях коррекции субъект-субъектного взаимодействия педагогов и студентов. От качества этого взаимодействия будет зависеть, окажется ли студенчество в выстраивании своей жизненной траектории стратегом и проявит ли готовность достигать крупномасштабные цели, работающие на развитие полиэтнической компетентности избранной сферы будущей профессиональной деятельности, и будет ли оно, реализуя эти цели, действительным творцом, а не бездушным исполнителем.

Осуществление в вузовском учебном процессе перехода студентов от позиций потребителя информации к позиции творца своих знаний и самого себя (в том числе и с помощью информации как средства регуляции действий и деятельности) требует модернизации традиционной дидактики. Принято считать, что дидактика изучает закономерности взаимодействия двух субъектов в системе обучения и образования. Отстаиваемая нами дидактическая концепция акцентирует внимание прежде всего и более всего на взаимодействии ("синергии") индивидуальностей педагога и студента, т.е. на их деятельности в самом широком смысле, а не только учебных действиях. В данном контексте, видимо, следует вести речь о парадигме "образования индивидуальности" или о проективно-личностной парадигме образования [8]. Внедрение разработанной акмеоло-гической технологии организации профессионально-образовательной подготовки развития полиэтнической компетентности в условиях вуза обеспечивает смещение устоявшихся педагогических традиций в сторону диалога, общения, учебно-исследовательского поиска и утверждения личностной самоценности двух субъектов этого процесса [9]. Таким образом, перед нами открывается совершенно новый ракурс в организации вузовской образовательной деятельности, выражающийся в соразмерности ее дидактически целесообразной организации и свободного волеизъявления педагогов и студентов, в увлеченности самостоятельно поставленной целью, поиском и осмыслением путей ее достижения, в гармонии содержания и формы.

Развитие полиэтнической компетентности, разумеется, требуют дальнейших основательных исследований и разработок. Однако, по нашему глубокому убеждению, радикальное

изменение системы профессионального образования и повышение квалификации возможно лишь на основе личностно развивающей стратегии, предполагающей не просто обучение студента - будущего учителя новым способам деятельности, а преобразование его мотиваци-онной, интеллектуальной и в конечном счете поведенческой структур, в том числе и на основе полиэтнической компетентности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Интернет-журнал "Эйдос". 2006. № 5. [Электронный ресурс]. URL: www.eidos.ru/journal/; Тхагапсоев Х.Г. Компетентностное образование: к проблеме воплощения // Высшее образование в России. 2013. № 6. С. 71-75.

2. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к образованию // "Образование в Уральском регионе: научные основы развития и инноваций": Мат-лы конф. Екатеринбург: Уральское отделение РАО, 2005. С. 54-61.

3. Компетенции в образовании: опыт проектирования: Сб. науч. тр. / Под ред. А.В. Хуторского. М.: Научно-внедренческое предприятие "ИНЭК", 2007. 328 с.

4. Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Педагогика: Учеб. пособ / Под ред. Н.М. Борытко. М.: Академия, 2007. 496 с.; Поштарева Т.В. Особенности образования в этнически разнообразной среде // Среднее профессиональное образование. 2008. № 6. С. 59-67.

5. Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М.: РАУ, 1993. 268 с.

6. Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека: В 5 кн. Кн. 4. М.: Изд-во РАГС, 2001. 484 с.

7. Тхагапсоев Х.Г. Коммуникативные особенности бесписьменных культур // Научная мысль Кавказа. 2000. № 2. С. 48-56. Он же. О кавказской культурной общности // Вестник Российской академии наук. 1999. Т. 69. № 2. С. 130-135.

8. Тхагапсоев Х.Г. О новой парадигме образования // Педагогика. 1999. № 1. С. 103-110.

9. Михайленко О.И. Акмеологические технологии профессиональной подготовки в системе высшего образования // Вестник Костромского университета им. Н.А. Некрасова. Серия "Психологические науки". 2009. Т. 13. С. 75-82; Она же. Особенности акмеологического сопровождения педагогической деятельности в системе университетского образования // Известия ВГПУ. 2010. № 4. С. 44-48.

25 октября 2013 г.

МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ЛИНГВОКУЛЬТУРА НА ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

УДК 81

КОММУНИКАТИВНО-ТЕКСТОВЫЕ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ РУССКО-КАВКАЗСКОГО КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА

М.Ч. Кремшокалова

Современные коммуникативные процессы, так или иначе детерминированные глобализацией, можно охарактеризовать как сложные, многослойные культурные явления, имеющие тенденции к созданию общего смыслового поля, хотя параметры общения всегда (во все исторические времена) отягощены наращениями

Кремшокалова Марина Чафленовна - кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и общего языкознания Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова, 360004, Республика Кабардино-Балкария, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173, e-mail: [email protected].

специфических культурных смыслов, являющихся как бы "невидимыми участниками" коммуникации, но при этом еще и активными трансляторами и модификаторами текстов. В нашем случае под текстом можно понимать любое по объему высказывание (устное, письменное), имеющее законченную форму и использующееся в коммуникативном процессе.

Marina Kremshokalova - Ph.D. in Philology, associate professor of the Department of Russian Language and General Llinguistics at the Kabardian-Balkarian State University named by Kh.M. Berbekov, 173 Chernishevskiy Street, Nalchik, Kabardino-Balkaria, 360004, e-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.