возрастная группа 50-59-летние (20,9%) и 60 лет и старше (16,0%) больше участвуют в религиозных благотворительных угощениях.
Как видно из исследования, в семье закладываются основы нравственного воспитания человека, культурного развития, которые формируют в дальнейшем нормы его поведения, обогащают внутренний мир. Семья в значительной мере стимулирует его социальную и творческую активность, способствует формированию всесторонне развитой личности. Стабильность института семьи, его устойчивость являются гарантом успешного и всестороннего развития страны в целом [4, с. 170].
Литература
1. Овчинникова С. В. Особенности обычаев и традиций в Великобритании // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по материалам XVIII студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. М.: «МЦНО», 2014. № 11 (17). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nauchforum.ru/archive/MNF_humanitie ¡/11(17)^.
2. Сафиязова Д. Ж. Влияние национальных традиций на воспитание детей в узбекских семьях // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). СПб.: Реноме, 2013. С. 170-172.
3. Социологическое исследование проведено Центром изучения общественного мнения «Ижтимоий фикр» в 2016 году на территории всех регионов Узбекистана. Опрошено 1100 человек, в том числе городских - 49,5% и 50,5% сельских жителей.
4. Королева Н. Е., Сахапова Ф. Х. Роль семьи в сохранении национальных традиций в контексте социально-культурной модернизации. Режим доступа: http://kpfu.ru/portal/docs/F1481204833/Koroleva.pdf.
Vocational training of students: structural features Cheremiskina N.
Профессиональная подготовка студентов: особенности структуры
Черемискина Н. П.
Черемискина Наталья Павловна / Cheremiskina Natalya - студент, направление: менеджмент магистерской программы «Система менеджмента качества в социальной и образовательной сферах», Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург
Аннотация: в данной статье говорится об особенностях профессиональной подготовки студентов педагогических специальностей. О том, что сложная педагогическая система профессиональной подготовки обладает такими свойствами, как: единство и взаимосвязь различных структурных элементов, единая внутренняя организация на основе связей и зависимостей между компонентами системы, взаимодействие с окружающей средой. Также в статье было выделено в составе профессиональной подготовки будущего учителя три взаимосвязанных аспекта: личностный, когнитивный и праксилогический, характеризующие нравственно-психологическую, теоретическую и практическую готовность. Abstract: this article refers to the features of professional training of students of pedagogical specialties. That the complex pedagogical system of professional preparation has properties such as: the unity and interconnection of various structural elements, a common internal organization based on the relationships and dependencies between system
components, the interaction with the environment. The article was highlighted in the professional preparation teachers three interrelated.
Ключевые слова: профессиональная подготовка студентов, свойства профессиональной подготовки студентов, аспекты профессиональной готовности, формы профессиональной подготовки, методы профессиональной подготовки. Keywords: vocational training of students, properties of vocational training of students, aspects of professional preparedness, training, training delivery methods.
Современное российское общество нуждается в социально-зрелых, инициативных молодых людях, ориентированных на позитивную самореализацию во всех сферах жизнедеятельности общества, способных не просто адаптироваться в окружающем мире, а творчески его преобразовывать. Поэтому серьезные требования предъявляются к профессиональному образованию в части обеспечения качества подготовки будущих педагогов и усиления их социальной роли. Профессиональная подготовка будущего педагога становится в настоящее время предметом многих исследований, что обусловлено повышением требований к педагогу как специалисту в условиях кардинальных изменений в обществе.
Вопросами профессиональной подготовки студентов занимались следующие ученые П. И. Пидкасистый [10], И. П. Подласый [11], Л. М. Митина [9]. Идею непрерывности, ступенчатости, этапности профессиональной подготовки будущих учителей рассмотрели такие исследователи, как: А. К. Маркова [8], Л. С. Подымова [12], В. П. Сергеева [13] и др.
В современной науке понятие «профессиональная подготовка» представлено следующими определениями:
- система профессионального обучения, имеющая целью ускоренное приобретение обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ [10, 223];
- процесс овладения знаниями, умениями и навыками, позволяющими выполнять работу в определенной области деятельности. Имеет целью ускоренное приобретение обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы или группы работ, и не подразумевает повышение образовательного уровня обучаемого [8, 482].
Более обоснованным является понимание профессиональной подготовки как «системы организационных и педагогических мероприятий, обеспечивающей формирование личности - профессиональной направленности, знаний, навыков, умений и профессиональной готовности» [11, 106].
Опираясь на данную точку зрения, мы рассматриваем профессиональную подготовку студентов педколледжа как целостную педагогическую систему, функционирование которой предполагает создание условий для развития личности будущего педагога на основе овладения необходимыми для педагогической деятельности знаниями, умениями и навыками, развития профессионально- и личностно-значимых качеств, обеспечивающих эффективность педагогической деятельности.
При определении данного понятия мы исходили из понимания системы как внутренне организованной на основе того или иного принципа целостности, в которой все элементы настолько тесно связаны друг с другом, что выступают по отношению к окружающим условиям и другим системам как нечто единое [15, 179], и педагогической системы как множества взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе [14, 341].
Профессиональная подготовка представлена следующими формами обучения, обеспечивающими его непрерывность:
- подготовка новых кадров;
- повышение квалификации;
- переподготовка(переобучение;
- обучение вторым (смежным) профессиям.
При профессиональной подготовке обычно используются группы следующих методов:
1. Словесные методы обучения:
- рассказ, объяснение;
- беседа;
- работа с технической и справочной литературой;
- письменное инструктирование.
2. Наглядно-демонстрационные методы обучения:
- показ мастерам трудового процесса;
- демонстрация наглядных пособий;
- использование технических средств обучения
3. Практические методы обучения:
- упражнения обучающихся;
- выполнение учебно-производственных работ и решение других производственно-технических задач обучающимися;
- лабораторно-практические работы;
- деловые учебно-производственные игры.
Структурный анализ системы профессиональной подготовки обусловливает раскрытие ее содержания через выделение видов подготовки, отражающих ее целостный характер и способствующих достижению ее цели.
Содержательный аспект профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа включает такие компоненты как нравственно-психологическая, методологическая, теоретическая, методическая и практическая подготовка, которые, находясь во взаимосвязи и взаимозависимости, обеспечивают эффективность функционирования рассматриваемой системы.
Необходимым компонентом профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа является нравственно-психологическая подготовка, которая предполагает формирование профессионально-педагогической направленности личности будущего учителя. Данный вид подготовки связан с развитием ценностных ориентаций будущих учителей, интереса к педагогической профессии, профессионально- и личностно-значимых качеств.
Выделение методологического компонента в составе системы профессиональной подготовки будущих учителей обусловлено тем, что для формирования педагогической системы, как указывает Б. С. Гершунский, необходима внутрипредметная интеграция эмпирического, методологического и методического знания в педагогике, т.к. полный цикл педагогической деятельности, имея в виду учебно-воспитательный аспект, разворачивается по следующей обобщенной схеме: практика (начальный уровень) - теоретическое знание (теория) - методическое знание (методика) - практика (конечный для данного цикла уровень) [4, 113].
Важной задачей подготовки студентов педагогического колледжа является вооружение их современной педагогической теорией на высоком уровне систематизации и обобщения, что предполагает знание закономерностей развития, обучения и воспитания школьников, сущности и принципов целостного педагогического процесса.
Теоретические знания о целях и задачах целостного педагогического процесса, о сущности, содержании, принципах, формах и методах образовательного процесса в школе, интегрированные в педагогике, составляют основу профессиональной деятельности учителя. Это обусловливает важность теоретической подготовки студентов в системе педагогической подготовки.
При характеристике методического аспекта подготовки студентов к педагогической деятельности необходимо отметить следующее. Если рассматривать методику, как методологию, направленную на формирование программ деятельности [7, с. 44], то методическая деятельность представляет собой деятельность в рамках особых методических дисциплин и осуществляется как специально-научная деятельность, подчиненная нормативам данной науки, направленная не на их изменение, а на получение новых продуктов - новых методов и средств научного исследования парадигмальными для данной методической дисциплины способами [7, с. 26].
Профессиональная подготовка студентов педколледжа предполагает вооружение будущих учителей не только теорией, но и методикой осуществления учебно -воспитательного процесса. Однако если овладение методикой воспитательного процесса органически входит в состав педагогической подготовки, подготовка к осуществлению учебного процесса связана с освоением методики преподавания конкретной научной дисциплины по избранной специальности. В данном случае неверным было бы рассматривать частные методики, как чисто практические дисциплины, осуществляющие лишь перевод теоретических положений из других наук на уровень их практического применения, или как дисциплины, обобщающие в себе специальные научные и психолого-педагогические знания.
По мнению различных исследователей, методическая подготовка будущих учителей определяется совокупностью знаний о формах организации, методах и приемах обучения и воспитания [1, с. 38]. Учитывая структуру педагогического процесса, а также философские положения об уровнях методологии, нам представляется целесообразным включать в данный вид подготовки знания о средствах, формах, методах осуществления целостного педагогического процесса.
Еще одним структурным элементом системы профессиональной подготовки студентов педколледжа является практическая подготовка. Усвоение знаний неразрывно связано с применением их на практике, формированием умений и навыков осуществления педагогической деятельности, что составляет основу практической подготовки будущих учителей.
Итак, в структуру системы профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа входят следующие компоненты: нравственно-психологическая, методологическая, теоретическая, методическая и практическая подготовка.
Данные компоненты отражают целостный характер феномена готовности к педагогической деятельности и диалектическую взаимосвязь ее составляющих, что дает основание рассматривать их как необходимые и достаточные для сохранения и развития системы профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа.
Литература
1. Абдуллина О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования / О. А. Абдуллина. М.: Просвещение, 1990. 141 с.
2. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности дидактических исследований: дидактический аспект / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1982. 192 с.
3. Введение в философию: в 2-х ч.: учебник для высш. учеб. заведений / И. Т. Фролов, Э. А. Араб-Оглы, Г. С. Арефьева [и др.]. М.: Политиздат, 1989. 639 с.
4. Гершунский Б. С. Методологические проблемы прогнозирования развития педагогической науки. Б. С. Гершунский // Методологические проблемы современной педагогической науки и практики: межвуз. сб. науч. тр. Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1988.
5. Демченко С. О. Профессионально-педагогическая компетентность преподавателя специальных дисциплин как признак (черта характера) личности // Вестник Черкасского университета. Черкассы, 1998. № 8. С. 3-9.
6. Журавлев В. И. Взаимосвязь педагогической теории и практики / В. И. Журавлев. М.: Педагогика, 1984. 176 с.
7. Иткин И. Э. Способы усложнения программ деятельности / И. Э. Иткин // Проблемы методологии науки. Новосибирск: Наука, 1985.
8. Маркова А. К. Психология профессионалиста / А. К. Маркова. М., 1996. 308 с.
9. Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы) / Л. М. Митина. М.: Дело, 1994. 216 с.
10. Пидкасистый П. И., Портнов М. Л. Искусство преподавания / П. И. Пидкасистый, М. Л. Портнов. М., 1998. 184 с.
11. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс [Текст]: учеб. для студ. пед. вузов: в 2 кн. / И. П. Подласый. М.: ВЛАДОС, 2000. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. 576 с.
12. Подымова Л. С. Теоретические основы подготовки учителя к инновационной деятельности [Текст]: дис. д. п. н. / Л. С. Подымова. М.: МГЛУ, 1996. С. 290.
13. Сергеева В. П. Управление образовательными системами / В. П. Сергеева. М.: Б. И., 2001. 160 с.
14. Словарь-справочник по педагогике / авт.-сост. В. А. Мижериков; под общ. ред. П. И. Пидкасистого. М.: Сфера, 2004. 448 с.
15. Спиркин А. Г. Основы философии: учеб. пособие для вузов / А. Г. Спиркин. М.: Политиздат, 1988. 592 с.
16. Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. М.: Народное образование, 1996. 160 с.