Научная статья на тему 'Квест как средство социализации подростков "группы риска"'

Квест как средство социализации подростков "группы риска" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
451
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КВЕСТ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПОДРОСТОК / "ГРУППА РИСКА" / ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антонова Елена Александровна

В статье рассматриваются особенности квеста как средства социализации подростков «группы риска». Подробно освещаются вопросы организации воспитательных квестов, дается их классификация по направлениям организации воспитательной работы в условиях среднего профессионального образования, обозначены основные принципы организации воспитательного квеста. Определены основные требования, необходимые для успешного проведения квеста, повышающие его воспитательную значимость и социализацию, определены положительные стороны квеста в воспитании и социализации подростков «группы риска».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Квест как средство социализации подростков "группы риска"»

phraseology shouldn't intimidate the linguists, as none of sciences has started ready and is always in motion and development" [5, 342].

References

1. Antrushina G.B. and others. English Lexicology. M., 1985.

2. Amosova N.N. Fundamentals of English phraseology. H., 1963.

3. Arbekova T.I. Lexicology of English. M., 1977.

4. Arnold I.V. Lexicology of modern English. M., 1973.

5. KuninA.V. English phraseology. M., 1970.

6. Logan P. Smith. The Phraseology of the English Language. Trans.by A. Ignatyev, M., 1959.

7. Shoabdurahmonov Sh. and b. The current Uzbek literary language,.T., 1980.

КВЕСТ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ «ГРУППЫ РИСКА» Антонова Е.А.

Антонова Елена Александровна - заместитель директора по воспитательной работе, Государственное профессиональное образовательное учреждение Ярославской области Гаврилов-Ямский политехнический колледж, г. Гаврилов-Ям, Ярославская область

Аннотация: в статье рассматриваются особенности квеста как средства социализации подростков «группы риска». Подробно освещаются вопросы организации воспитательных квестов, дается их классификация по направлениям организации воспитательной работы в условиях среднего профессионального образования, обозначены основные принципы организации воспитательного квеста. Определены основные требования, необходимые для успешного проведения квеста, повышающие его воспитательную значимость и социализацию, определены положительные стороны квеста в воспитании и социализации подростков «группы риска».

Ключевые слова: квест, социализация, подросток, «группа риска», воспитательное мероприятие, эффективность.

Социализация обучающихся - важная составляющая современного образования и воспитания. Требования к уровню социализированности обозначены в таких документах, как ФГОС ООО, Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Проблема социализации освещалась в трудах Выготского Л.С., Пиаже Ж., Леонтьева А.П. Трудности, связанные с социализацией, остро встают в период подросткового возраста, что обусловлено рядом физических и психических изменений, в особенности, во взаимоотношениях с социумом. Процесс социализации значим в условиях политехнического колледжа, где в основном обучаются подростки «группы риска», то есть дети из неблагополучных семей, замкнутые дети, состоящие на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, дети-сироты, педагогически запущенные дети.

Процесс социализации подростков «группы риска» достаточно сложен, поэтому важно, чтобы он носил деятельностный, творческий характер, должен быть личностно значим для обучающихся.

Воспитательная работа в профессиональном образовании считается эффективной, если носит активный характер, строится на современных педагогических технологиях. Наиболее эффективны для процесса социализации подростков «группы риска» такие воспитательные мероприятия, как социальный проект, социальная акция, воспитательный квест.

Воспитательный квест является одним из оптимальных средств социализации обучающихся «группы риска» по следующим причинам:

- большая численность подростков «группы риска»,

- отсутствие навыка вырабатывать идеи и самостоятельно принимать решения,

- учебная и социальная активность подростков ниже среднего уровня,

- реальная жизнь замещается компьютерной.

Квест (англ. quest), или приключенческая игра (англ. Adventure game) - один из основных жанров компьютерных игр, представляющий собой интерактивную историю с главным героем, управляемым игроком [2, 21-22].

Квест имеет ряд сходств с игровой технологией, но и существует ряд неоспоримых отличий. Если игра организуется с целью развлечения, отдыха, то квест подразумевает под собой формирование какого-либо нравственного качества обучающегося.

Под квестом следует подразумевать целенаправленно организованную приключенческую деятельность, направленную на решение поставленных задач по строго определенному сюжету, результатом которой становится вознаграждение.

Квест - это форма воспитательной деятельности, базирующаяся на симбиозе (слиянии) проектной и игровой технологий.

Существуют различные классификации квестов. Наиболее полной можно считать классификацию Левочкиной Н.А. , Сокола И.Н. [2, 3].

Существующие классификации квестов могут быть дополнены следующим критерием: направления воспитательной работы. Таким образом, можно выделить следующие виды воспитательных квестов: экологический, гражданско-исторический, военно-патриотический, спортивно-оздоровительный квесты.

Каждый из вышеуказанных квестов решает определённые воспитательные задачи и способствует не только воспитанию подрастающего поколения, но и успешной социализации.

1. Экологический квест («Экологическая тропа», 2015 год) способствует экологическому воспитанию и формирует такие качества личности как чувство личной ответственности за состояние природы, бережное к ней отношение, знание законов природы, причастность к природе родного края и страны.

2. Гражданско-исторический квест («На Берлин», «Битва за Москву», «Битва за Сталинград», «Дети Победы» и другие) способствует формированию таких качеств, как приобщение к историческому прошлому своей Родины, причастности к истории своей страны, ответственность личности за ход истории, гордость за славное прошлое своего государства; способствует формированию гражданской позиции, культуры межнациональных отношений. Данный вид квестов преследует такую цель, как популяризация изучения истории России, недопущение искажения исторических фактов, обеспечение связи поколений.

3. Военно-патриотический квест («Гражданин, патриот, воин», 2018 год) способствует формированию гражданско-патриотического воспитания, патриотического сознания и формирует такие качества личности, как патриотизм, смелость, ответственность, гордость за подвиги предков; готовит к военной службе.

4. Спортивно-оздоровительный квест («Военные сборы», 2015, 2016, 2017 год, «Мужские забавы»,2018 год) способствуют формированию навыков здорового образа жизни, прививают любовь к занятиям физкультурой и спортом, демонстрируют обучающимся значимость физического и психического здоровья для будущего самоутверждения в обществе, формируют такие качества, как ловкость, гибкость, упорство, стремление к честной победе, воспитывают лидерские качества.

Для эффективности воспитательного квеста как средства социализации подростков «группы риска» необходимо следовать следующим принципам:

- доступности (учитываются возрастные, психологические особенности обучающихся, задания должны быть посильны для участников),

- системности (должна прослеживаться логическая связь заданий квеста друг с другом, с ранее изученным материалом),

- сотрудничества (субъект-субъектные отношения между участниками воспитательного процесса),

- самостоятельности (самостоятельное прохождение станций и выполнение заданий участниками квеста),

- эмоциональной насыщенности,

- неожиданности (задания и конечный результат неизвестны участникам).

Следует выделить требования, необходимые для успешного проведения квеста, повышающего его воспитательную значимость и социализацию:

1. Целеполагание (определение целей и задач квеста),

2. Организация (распределение ролей, создание легенды, определение маршрута, назначение сопровождающих),

3. Список заданий (маршрутный лист / дорожная карта.),

4. Порядок выполнения (строго по станциям, система штрафов, бонусных баллов),

5. Конечная цель (приз).

Для эффективности квеста необходимо продумать следующие моменты:

- Место действия (перелесок, полигон, стадион, пересечённая местность и другие)

- Время прохождения (от 10 до 20 минут на прохождение станции)

- Тематический реквизит (форма, футболки, камуфляж, значки, бейджи)

- Оформление (флажки, указатели, схемы, которые могут быть подсказками)

- Задания (легенда, по которой подросткам необходимо прийти к принятию решения; связываясь в логическую цепочку, легенда приводит к конечному результату. Под легендой понимается искусственно созданная реальность, в которой проходит действие; в легенде отражена основная цель, которую должны достичь команды)

- Капитан (защищает интересы команды, обосновывает принятое командой решение, берет на себя ответственность в принятии решений)

- Команда (объединение добровольцев, по интересам, зарегистрированное в игре)

- Карта (карта местности с обязательным указанием последовательности станций, штаба, приза. Это может быть карта местности, где происходит действие квеста)

- Ориентиры (подсказки, позволяющие выполнить задания, расшифровать задание, приближающие победу в квесте)

- Приз (грамота, предмет, сладости и другое) [1].

На заключительном этапе квеста следует провести с подростками-участниками, организаторами рефлексию, чтобы проследить эффективность квеста, обозначить недостатки и достоинства, внести необходимые коррективы, составить рекомендации для дальнейшей работы.

Самым важным является компонент оценки, так как все, что делали группы должно привести к единому результату и насколько учащиеся постарались при выполнении задания, таким и окажется общий результат.

Несомненными положительными моментами квеста в воспитании и социализации подростков «группы риска» являются следующие:

- стимулирование умственного, нравственного, физического развития подростков,

- стимулирование критического мышления

- поиск нестандартных способов решения задач

- развитие логического мышления, внимания, памяти

- повышение мотивированности к саморазвитию, самообучению

- повышение самооценки

- способность работать в команде

- формирование чувства товарищества

- формирование информационной культуры в её непосредственном практическом применении

- самостоятельный поиск и открытие определенного научного знания.

- формируется уважительное отношение к сопернику

- следование правилам, нормам поведения и коммуникации (вначале за счет штрафов, в конце обучения - за счет бонусов)

Квест позволяет в полной мере вовлечь в деятельность подростков «группы риска», а существующие правила, штрафы, бонусы, призы стимулируют их на осознанное поведение, что эффективно сказывается на процессе социализации. Общение с другими командами и организаторами позволяет максимально взаимодействовать с социумом. Чтобы социализация подростков «группы риска» была наиболее эффективной, квесты должны систематически присутствовать в воспитательной системе профессионального образования.

Список литературы

1 Дорожная карта проведения всероссийских исторических квестов. [Электронный ресурс]. М., 2017 Режим доступа: И11р://хп90аЬЬё2аш£ЬЬ]кх2]£б£хпр1а1/риЬ11с/Г11е8/и8ег8/1/соп1еп1/Г11е8/Ро1о7Ье nie_Istoiicheskie_kvesty.pdf/ (дата обращения: 02.05.2018).

2 Левочкина Н.А. Молодежный квест как средство воспитания и культурного общения // Современные исследования социальных проблем, 2016. № 9 (65).

3 Сокол И.Н. Классификация квестов // Молодий вчений, 2014. № 6. С. 138-140.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.