СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ Мухамеджонов У.Ф.
Мухамеджонов Умидулла Файзуллаевич — преподаватель, кафедра физической культуры, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматривается процесс овладения профессионально-педагогическими знаниями, умениями, и навыками по физическому воспитанию. Отношение студентов к физкультурно-спортивной деятельности является одной из важных социально-педагогических проблем учебно-воспитательного процесса.
Ключевые слова: готовность, профессиональная готовность, физкультурно-спортивная деятельность, интерес.
В настоящее время уделяется большое внимание повышению качества подготовки специалистов, выпускаемых вузами. Одной из сторон профессиональной подготовки будущих педагогов является их готовность обеспечить воспитание физически крепкого молодого поколения с гармоническим развитием физических и духовных сил.
Роль физического воспитания в вузах особенно возрастает в настоящее время в связи с социально-экономическими и политическими изменения, происходящие в современном обществе, которые требуют от студентов большого умственного напряжения и затрат физических сил. Овладение профессионально-педагогическими знаниями, умениями, и навыками по физическому воспитанию не только будет способствовать повышению уровня познавательной и творческой активности будущих учителей, но и высокому уровню их профессиональной готовности.
Современные ученые уделяют большое внимание проблеме готовности к педагогической деятельности. В.А. Сластенин определяет профессиональную готовность к педагогической деятельности как единство профессионально обусловленных требований к учителю и подчеркивает, что она составляет основу профессионализма.
Профессиональная готовность студента помогает молодому специалисту успешно выполнять свои обязанности, правильно использовать знания, опыт, сохранять самоконтроль и перестраиваться при появлении непредвиденных препятствий. Профессиональная готовность студента является сложным психологическим образованием и включает в себя мотивационный, ориентационный, операционный, волевой, оценочный компоненты. Хорошая выраженность этих компонентов и их целостное единство - это показатель высокого уровня профессиональной готовности выпускника вуза к труду.
Большие и важные изменения общества в социальном и экономическом развитии не могли не отразиться и на системе образования. Физкультурно-спортивная деятельность, в которую включаются студенты - один из эффективных механизмов слияния общественного и личного интересов, а так же формирование общественно необходимых индивидуальных потребностей. Целостный характер такой деятельности делает ее мощным средством повышения социальной активности личности.
В настоящее время проблема развития интереса к физкультурно-спортивной деятельности, начиная с детского возраста, стала одной из важных как в гармоническом воспитании молодого поколения, так и в физическом развитии.
Важность разрешения этого вопроса заключается еще и в том, что технический прогресс, который охватывает все сферы деятельности современного общества, механизируя и автоматизируя процессы производства, существенно меняет характер трудовой деятельности, требует от человека быстрых и своевременных ответных действий.
В связи с этим возникла необходимость на основе многообразных данных по этой проблеме, а также собственных исследований обобщить и изложить основные моменты развития интереса к физкультурно-спортивной деятельности у студентов педагогического вуза. В том, что наши дети не хотят заниматься спортом, виноваты мы взрослые. Ведь интерес к физкультурным минутам в детских садах, к физической культуре в школе, к физическому воспитанию в институте воспитывать должны мы - это родители, воспитатели и преподаватели.
Мы предполагаем, что развитие интереса у студентов педагогического вуза к физкультурно -спортивной деятельности будет являться фактором формирования профессиональной готовности, если:
• обоснованы и разработаны совокупность условий и структурная модель развития интереса к физкультурно-спортивной деятельности, способствующие формированию профессиональной готовности студентов;
• определены педагогические условия: актуализация рефлексии студента с целью поиска путей и способов постоянного индивидуального самосовершенствования и саморазвития средствами физической культуры;
• процесс физического воспитания студентов строится на основе единства и соответствия физкультурно-спортивных и профессиональных аспектов деятельности будущего специалиста; подбор комплекса педагогических средств на физкультурно-спортивных занятиях осуществляется преподавателем с опорой на предшествующей и настоящий опыт студента;
• происходит осмысление студентами значимости физкультурно-спортивных занятий; реализация учебно-тренировочного процесса направлена на стимулирование личной заинтересованности в сохранении и укреплении здоровья, совершенствовании физической подготовленности и повышении двигательной активности студентов, способствует, как физическому самосовершенствованию, так и профессиональному становлению студентов;
• определены подходы, компоненты, принципы, критерии, уровни формирования готовности студентов педагогического вуза в процессе физкультурно-спортивной деятельности;
• разработаны практические рекомендации по развитию интереса к физкультурно-спортивной деятельности у студентов педагогического вуза как фактора формирования их профессиональной готовности [1].
Физкультурно-спортивная деятельность как вид социальной деятельности, в процессе и посредством которой осуществляется профессиональная подготовка будущего учителя, включает множество общественных отношений, а ее формы являются формами общественной активности (организаторская, педагогическая, пропагандистская, судейская, познавательная, самосовершенствование, зрелищная).
Факторами развития интереса к физкультурно-спортивной деятельности, потребности и мотивы к занятиям по физическому воспитанию являются: состояние материальной спортивной базы, направленность учебного процесса и содержание занятий, личность преподавателя или тренера, состояние здоровья занимающихся, систематичность и частота проведения занятий, продолжительность и эмоциональная окраска [2].
Одним из важных показателей положительного отношения человека к какой-либо деятельности является интерес. Осознание человеком своей потребности превращает ее в интерес. Проявление интереса, в свою очередь, формирует мотив поведения, вызывает побуждение к деятельности [3].
Проблема привлечения студентов к занятиям физической культурой и спортом, развитие у них интереса к физкультурно-спортивной деятельности достаточно сложное явление.
Социальная адаптация молодёжи в частности проявляется в трудоустройстве, в производственно-трудовом коллективе после окончания учебного заведения. Выпускники, имеющие низкий уровень физической подготовленности трудоустраиваются позже остальных. В большинстве случаев удаётся реализовать свои жизненные планы выпускникам-спортсменам, определившим их за год-два до окончания школы, у остальных таких планов нет вообще или они появляются лишь после выпускных экзаменов. В прозорливости спортсменов выражается их умение и готовность планировать свою деятельность, выбирать отдалённую цель и добиваться её. Основные из причин, по которым не удаётся реализовать личный жизненный план сразу после школы - отсутствие воли, недостаток знаний, неудовлетворительное состояние здоровья и физической подготовленности [4].
Из всего выше сказанного мы можем сделать вывод, что в развитии интереса к физкультурно-спортивной деятельности у студентов педагогического вуза принадлежит мотиву к этой деятельности, а также интерес к физкультурно-спортивной деятельности зависит от непосредственных и активных занятий, от мероприятий по развитию интереса к определенному виду физкультурно-спортивной деятельности.
Возможности физкультурно-спортивной деятельности отмечаются многими спортсменами, тренерами и учеными. Именно на регулярных самостоятельных физкультурно-спортивных занятиях студенты многократно ставятся в условия для проявления таких волевых качеств, как
настойчивость, решительность, смелость, выдержка, самообладание, самодисциплина. Причем направленным подбором упражнений, выбором видов спорта и спортивных игр можно акцентировано воздействовать на студентов.
Обобщая сказанное, следует заключить, что развитие интереса к физкультурно-спортивной деятельности способствует достижению и сохранению крепкого здоровья, высокой и устойчивой общей и специальной работоспособности. Физкультурно-спортивная деятельность способствует формированию профессиональной готовности студентов, будущих педагогов, обеспечивает необходимую и достаточную двигательную активность.
Список литературы
1. Черных З.Н. Формирование профессиональной готовности студентов педагогического вуза в процессе физкультурно-спортивной деятельности: автореф. дис. ...канд.пед.наук / З.Н. Черных, ШГПУ, Шуя, 2012. С. 22.
2. Степанова Г.А., Демчук А.В. Формирование профессиональной готовности у будущих педагогов к работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья [Текст] / Г.А. Степанова, А.В. Демчук. Ханты-Мансийск, РИЦ: ЮГУ, 2014. С. 237.
3. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь [Текст]: для студ. высш. и ср. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. 2-е изд., стер. Москва: Академия, 2005. С. 175.
4. Егорычева Е.В. Формирование профессионально значимых качеств личности с помощью избранного вида двигательной активности [Текст] / Е.В. Егорычева, С.В. Мусина // Известия ВолгГТУ: межвуз. сб. науч. ст. №10 (58), вып. 6. Волгоград, 2009. С. 125-126.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ «ГРУППЫ РИСКА» Антонова Е.А.
Антонова Елена Александровна - заместитель директора по воспитательной работе, Гаврилов-Ямский политехнический колледж, г. Гаврилов-Ям
Аннотация: в статье рассматриваются особенности подростков «группы риска», сложности процесса социализации в современном обществе. Выделены основные категории подростков, относящихся к группе риска. В статье подробно описаны рекомендации для педагогических работников, которые организуют учебно-воспитательный процесс с подростками и молодёжью «группы риска». Данные рекомендации рассчитаны не только для педагогов СПО, но и для педагогов других образовательных учреждений. Статья содержит информацию, необходимую для повышения качества воспитательной работы и её эффективности в учреждениях СПО.
Ключевые слова: классификация, подросток, «группа риска», рекомендации, категория.
Важность социализации обучающихся выводится на приоритетный уровень в Национальной доктрине образования, в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации».
В результате исследования теоретических, методических материалов по вопросам социализации подростков нами не было обнаружено специальных исследований, публикаций, касающихся социализации подростков «группы риска», в условиях профессионального образования посредством вовлечения в воспитательные мероприятия колледжа.
Есть работы, исследующие проблему социализации подростков «группы риска» в условиях дополнительного образования, спортивной деятельности, досуговой деятельности.
Анализ теории и практики организации воспитательного процесса позволил выявить следующие противоречия:
- между потребностью общества в конкурентоспособном, социализированном выпускнике и неготовностью педагогов в полной мере обеспечить социализацию подростков «группы риска»;