УДК 355.035.7:796.8
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННО-КИНЕСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ВОЕННО-ПРИКЛАДНЫМ НАВЫКАМ СЛУЖЕБНОГО ЕДИНОБОРСТВА
© 2016 Д. В. Шепетько1, В. А. Лебедев2
1 канд. пед. наук, сотрудник e-mail: [email protected]
Академия Федеральной службы охраны Российской Федерации
2Заслуженный тренер РФ, аспирант, e-mail: [email protected]
Курский государственный университет
В статье актуализируется проблема повышения качества образования высшей военной школы. Авторами статьи раскрывается дифференцировано-кинесиологический подход в обучении военно-прикладным навыкам служебного единоборства, который предполагает включение в содержание учебно-тренировочного процесса кинесиологических приемов, действий особой направленности и сложности, а также осмысление, понимание того или иного отдельного двигательного действия или комплекса действий.
Ключевые слова: кинесиология, образовательная кинесиология, физическая подготовка, дифференцировано-кинесиологический подход, служебное единоборство, кинесиологический потенциал.
Согласно федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (2012), одним из ориентиров обучения и воспитания будущих специалистов, обучающихся в вузе, является соответствие качества их подготовки установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям личности. В связи с этим актуальной задачей для профессорско-преподавательского состава военных вузов является обновление содержания технологий, методик, моделей подготовки высококвалифицированных специалистов, готовых к профессиональному росту, самосовершенствованию, мобильности в условиях модернизации современного образования.
Процесс обучения в военном вузе предполагает формирование личности будущего офицера, готового к самосовершенствованию и саморазвитию, способного нестандартно, творчески мыслить, принимать ответственные в профессиональной сфере решения [Кошелева, Шепетько 2009]. Система обучения в высшей военной школе направлена на организацию образовательной среды, обеспечивающей успешное формирование общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся с учетом индивидуальных особенностей каждого курсанта.
Это особенно важно при рассмотрении проблемы физической подготовленности курсантов, которая играет непосредственную роль в становлении компетентного специалиста. Известно, что на эффективность усвоения учебного материала в процессе обучения положительное влияние оказывает физическая подготовленность обучающихся и их участие в физкультурно-спортивных мероприятиях [Мусина 2010; Булич 2011; Егорычева и соавт. 2011; Соснин 2014]. Кроме того, в восстановительном
периоде после учебных занятий по физической подготовке различного содержания, активизация умственной работоспособности у обучающихся с высоким уровнем физической подготовленности происходит значительно быстрее [Анисимова 2009].
Исследования авторов в области теории и методики физической культуры и спорта (В .К. Бальсевич, Н.А. Бернштейн, Е.В. Булич, А.Т. Черных) подтверждают, что обучающиеся, которые принимают участие в организованных или самостоятельных физкультурно-спортивных мероприятиях, показывают не только высокие учебные результаты, но и повышение адаптационных возможностей организма, улучшающих функциональное состояние, функциональные возможности обучающихся, их работоспособность, умственную и учебно-служебную активность [Бальсевич 2000; Булич 2011].
Однако в настоящее время слабо разработаны целостные педагогические концепции, направленные на формирование психофизической готовности выпускников вуза к социально-профессиональной деятельности в единстве теоретического, психологического, методико-практического и двигательного компонентов, что возможно в условиях физической подготовки в военных вузах, на основе формирования кинесиологический компетентности курсантов.
Концепция совершенствования физической подготовки до 2016 г. определяет статус физической подготовки в системе воинского обучения и воспитания как базового элемента военно-профессиональной и морально-психологической готовности военнослужащих. Цель ее заключается в обеспечении уровня физической подготовленности военнослужащих, необходимого для выполнения служебных задач по предназначению.
Физическая подготовка в военных вузах направлена:
- на адаптацию курсантов к учебно-служебной деятельности;
- формирование и развитие основных физических и психологических качеств, командно-методических и организационных навыков;
- повышение уровня общей работоспособности организма;
- повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов учебно-служебной деятельности и окружающей среды;
- решение воспитательных задач;
- формирование общей и физической культуры личности, саморефлексии;
- готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения;
- совершенствование коммуникации для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия.
В военных вузах страны физическая подготовка приобретает особое значение, оказывая положительное воздействие на освоение общекультурных и профессиональных компетенций обучающимися.
Одной из форм физической подготовки курсантов является спортивная работа, которая направлена на повышение физической подготовленности и спортивного мастерства, пропаганду здорового образа жизни, вовлечение в систематичные занятия спортом. Основные виды спортивной работы - учебно-тренировочные занятия по видам спорта и соревнования, вошедшие в Единую всероссийскую спортивную классификацию (ЕВСК).
Особое место в решении задач физического развития и совершенствования в часы спортивной работы отводится служебно-прикладным видам спорта, а именно служебному единоборству.
В соответствии с ЕВСК задачами служебного единоборства являются:
Шепетько Д. В., Лебедев В. А. Дифференцированно-кинесиологический подход как средство обучения
военно-прикладным навыкам служебного единоборства
- разучивание и совершенствование тактико-технических действий, военно-прикладных навыков для умелого применения при решении учебно-служебных задач по предназначению;
- развитие основных физических качеств;
- формирование морально-волевых качеств;
- воспитание смелости, решительности, уверенности в своих силах.
Служебное единоборство, как служебно-прикладной вид спорта, основывается
на моделировании применения тактических, технических, психологических, интеллектуальных, коммуникативных составляющих для решения задач учебно-служебной деятельности на практике.
Анализ руководящих документов и литературы по физической подготовке сотрудников силовых структур и ведомств показывает недостаточную разработанность конкретных специфических методик, средств для формирования физической готовности на учебно-тренировочных занятиях по служебному единоборству. С одной стороны, это отрицательным образом сказывается на развитии таких необходимых качеств обучающихся, как выносливость, сила, ловкость, быстрота, а с другой -не позволяет реализовать в условиях учебно-служебной среды выполнение задач по предназначению связанных с применением наработанных на учебно-тренировочных занятиях технико-тактических, физических и психологических навыков.
На основе данных анализа педагогической литературы и руководящих документов по данной проблеме авторами статьи разрабатывается комплексный дифференцировано-кинесиологический подход к формированию физической готовности курсантов на учебно-тренировочных занятиях по служебному единоборству, который предполагает включение в содержание учебно-тренировочного процесса кинесиологических приемов, действий особой направленности и сложности, а также осмысление, понимание того или иного отдельного двигательного действия или комплекса действий (см.: [Загревская 2014а]).
Идеи дифференцировано-кинесиологического подхода базируются на теоретических положениях В.К. Бальсевича, А.Н. Леонтьева, Х.Х. Гросса, раскрывающих основные вопросы теории и практики образовательной кинесиологии, влияние движений, мышечной деятельности на психику и мыслительные процессы [Бальсевич 2000].
Образовательная кинесиология как наука объединяет фундаментальные положения физиологии, биомеханики, дидактики. Средствами современной образовательной кинесиологии педагоги имеют возможность воздействовать на такие психомоторные характеристики курсантов, как концентрация и переключение внимания, оперативная память и мышление [Там же].
Также средствами образовательной кинесиологии изучается единый объект -двигательная функция организма человека. Она рассматривается интегрально с физической, биологической и дидактической точек зрения, а сам кинесиологический потенциал человека рассматривается как единство интеллектуальных и двигательных свойств человека, имеющих важное значение для обеспечения психофизической готовности к социально-профессиональной деятельности [Загревская: 2014б].
В процессе обучения в военном вузе перед профессорско-преподавательским составом стоит важная задача - научить курсанта развивать свой кинесиологический потенциал, способности переводить полученную информацию в управленческие знания и рефлексивно организованную двигательную деятельность на основе понимания смысла решаемой двигательной задачи. При изучении и анализе своего кинесиологического потенциала курсанту необходимо выявить и осознать причинно-следственные связи между идеальным объектом и реальным [Бальсевич 2000].
В ходе рефлексии ему становятся понятны причины тех или иных «минусов» в процессе физической подготовки, низкой работоспособности. Это заставляет курсанта преобразовывать самого себя, точнее, развивать свой кинесиологический потенциал. После того, как курсант определил для себя цели в самосовершенствовании в области физической подготовки, он выбирает способы и средства достижения этой цели, намечает проект и программу осуществления двигательной деятельности под руководством преподавателя.
Умелое применение профессорско-преподавательским составом вуза методики дифференцировано-кинесиологического подхода в учебно-тренировочном процессе военного вуза способствует увеличению эффективности обучения и формированию целостной гармонично развитой личности будущего офицера, владеющей набором физических и морально-волевых качеств для выполнения учебно-профессиональных задач.
Дифференцировано-кинесиологический подход в обучении военно-прикладным навыкам служебного единоборства понимается авторами статьи как процесс постепенного личностного развития, самопознания и самосовершенствования через кумулятивно-интеграционное физическое воздействие на психомоторную, познавательную и умственную сферу обучающегося, направленное на осмысление и понимание как одного действия, так и целого комплекса действий.
Данный подход, применяемый профессорско-преподавательским составом вуза, предполагает подготовку профессионально-компетентного специалиста, готового к решению широкого спектра задач в профессиональной деятельности (в период мирного и военного времени).
Все вышесказанное позволяет утверждать, что применение дифференцировано-кинесиологического подхода на занятиях по служебному единоборству позволит повысить уровень физического развития курсантов, сформулировать целостное представление о будущей профессиональной деятельности в практических подразделениях и даст возможность максимально эффективно развить у будущего специалиста необходимые профессиональные компетенции во взаимосвязи физической активности и психических процессов.
Библиографический список
Анисимова А.Ю. Организация и планирование занятий физической культурой студентов на основе показателей срочного и отставленного тренировочного эффекта: дис. ... канд. пед. наук. Ижевск, 2009. 165 с.
Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. М.: Теория и практика физической культуры, 2000. 275 с.
Булич Е.В. Физиолого-гигиеническая характеристика влияния занятий физическим воспитанием на умственную работоспособность и психоэмоциональную устойчивость студентов // Ученые записки СГУ. 2011. 320 с.
Егорычева Е.В., Мусина С.В., Чернышева И.В., Шлемова М.В. Анализ влияния физической культуры на умственную работоспособность студентов // Современные исследования социальных проблем. 2011. C. 74-77.
Загревская А.И. Структура и содержание кинезиологической компетентности студентов. Теория и практика физической культуры. 2014а. С. 34.
Загревская А.И. Физкультурно-спортивное образование студентов на основе кинезиологического подхода. Теория и практика физической культуры. 2014б. С. 8-10.
Концепция совершенствования физической подготовки до 2016 г. [Электронный документ]. URL: //http://stat.doc.mil.ru/documents/quick_search/more.htm?id=10332643@egNPA (дата обращения: 13.08.2016)
Шепетько Д. В., Лебедев В. А. Дифференцированно-кинесиологический подход как средство обучения
военно-прикладным навыкам служебного единоборства
Кошелева А. О., Шепетько Д.В. Формирование «личностного профиля» будущего военного специалиста в условиях модернизации образования. Образование и общество. Орел, 2009. 136 с.
Мусина С.В. Влияние физкультурно-спортивной деятельности на учебу студентов в вузе и её связь с профессиональным становлением // Международный журнал экспериментального образования. 2010. С. 60-61.
Соснин В.П. Влияние оздоровительной физической культуры на организм: учеб.-метод. пособие для студ. / Рубцовский индустриальный институт. Рубцовск, 2014. С. 23-24.
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный документ]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/ (дата обращени: 14.09.2016)
Шепетько Д. В., Лебедев В. А. Применение дифференцированно-кинесиологического подхода на занятиях по физической подготовке в военном вузе // Психология образования в поликультурном пространстве. Елец. 2016. С. 144-152.