Кочетов П. А. Физическая подготовка как модель экстремальных ситуаций...
навыки и умения, в том числе эмпатия, толерантность, навыки бесконфликтного взаимодействия, доброжелательность и оптимальные стили взаимодействия. Психодиагностика этих личностно-психологических качеств выявила достаточный коммуникативный потенциал стюардов для построения оптимального взаимодействия с посетителями спортивных массовых мероприятий. Однако для совершенствования коммуникативной деятельности специалистов отдела стюардинга необходим глубинный анализ образа посетителя стадиона, осознание существующих установок и предубеждений. В связи с этим особенно важно развивать у стюардов навыки эффективной коммуникации с представителями неформальных молодежных группировок, умение предотвращать массовые нарушения общественного порядка, оказывать эффективное психологическое воздействие на граждан, футбольных болельщиков, выделять лидеров (подстрекателей) толпы.
Для эффективного обеспечения общественной безопасности при проведении спортивно-массовых мероприятий на современных стадионах большое значение играет коммуникативная деятельность стюардов, включающая спектр компетентностей от восприятия ситуации и эмоционального состояния посетителей до построения оптимального взаимодействия с ними, с коллегами, сотрудниками правоохранительных органов.
УДК 796
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАК МОДЕЛЬ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ И ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ НАДЕЖНОСТИ
П. А. Кочетов
Представлена педагогическая программа физической подготовки сотрудников, позволяющая формировать и моделировать профессионально важные качества, необходимые в экстремальных ситуациях. Она предусматривает организацию индивидуальной педагогической поддержки и сопровождения, включающие такие формы работы, как поведенческий тренинг, беседы, решение практических задач и т. д.
Ключевые слова: физическая подготовка, моделирование, программа, сотрудники, качества, личность, психотехнические игры.
Физическая подготовка представляет некий полигон, где исследуются сам человек, его физические и духовные возможности ', в целом она рассматривается как форма отражения действительности 2.
Теоретико-методологической основой изучения физической подготовки (как модели деятельности человека в экстремальных условиях) являются концептуальные подходы к решению проблемы индивидуального «Я» и субъектно-объектных отношений 3.
1 Регламент ФИФА по охране правопорядка и обеспечению безопасности стадионов. URL: http://pandia.ru/ text/77/375/16032.php (дата обращения: 10.10.2014).
2 Еферин В. П., Хорькин Ю. Л., Диденко В. А. Управление деятельностью территориальных органов МВД России по предупреждению беспорядков при проведении массовых общественно-политических, спортивных и иных публичных мероприятий: учеб.-методич. пособие. Домодедово, 2013. С. 36-38 ; Барко В. И., Зеленый В. И., Ирхин Ю. Б. Рабочая книга руководителя органов внутренних дел. Винница, 2009. 248 с. ; Корниенко М. В. Роль органов внутренних дел в охране общественного порядка при осложнениях оперативной обстановки: монография. Донецк, 2001. 348 с. ; Демидов Ю. Н. Массовые беспорядки: уголовно-правовой и криминологический аспекты: учеб. пособие. М., 1994. С 67-68 ; Калинников A. C., Козлов О. В., Иванюк A. M. Тактические способы действий служебных нарядов ОВД при проведении массовых общественно-политических, зрелищных и спортивных мероприятий: учеб.-методич. пособие. Калининград, 2012. С. 8-9 ; Панкратьева У. В. Информационно-психологическое обеспечение деятельности сотрудников ОВД при проведении массовых мероприятий // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2011. № 4(47). С. 73-74 ; Трофимова Н. С. Социальнопсихологические особенности деятельности сотрудников патрульно-постовой службы полиции в условиях массовых мероприятий // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 3(62). С 41-43.
3 Межличностное восприятие в группе: учеб. пособие / под ред. Г. М Андреевой и А. И. Донцова. М., 1981. 238 с.
4 Там же. С. 156.
Физическая подготовка (как модель экстремальных ситуаций) предполагает формирование у сотрудников профессионально важных физических качеств (абсолютной и взрывной силы мышц, их скоростно-силовых качеств, выносливости), отработку приемов самозащиты без оружия, боевых приемов борьбы и рукопашного боя, развитие волевых качеств, внимания и психологической устойчивости, что необходимо для повышения надежности в экстремальных условиях.
Опираясь на данные исследования 4 и личный опыт работы, можно сказать, что физическая подготовленность и готовность сотрудников к профессиональной деятельности в экстремальных условиях — совокупность таких функций, как интеллектуальная, моральноволевая, психическая и физическая. Все эти компоненты находятся в диалектической взаимосвязи и проявляются, как правило, дифференцированно в условия экстремальной деятельности.
Отметим, что роль физической подготовки трудно переоценить и в укреплении здоровья сотрудников, улучшении их физического развития, повышении работоспособности и выработке устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов в служебной деятельности.
В целях формирования физической готовности сотрудников и моделирования экстремальных условий де-
26
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 4(63)
Кочетов П. А. Физическая подготовка как модель экстремальных ситуаций...
ятельности была разработана специальная программа (прил. 1.).
Экспериментальная проверка программы физической подготовки и формирования физической готовности сотрудников к деятельности в экстремальных ситуациях проводилась на базе ОмА МВД России. В формирующем эксперименте приняли участие 50 курсантов, разделенных на экспериментальную (ЭГ) и контрольную группы (КГ) по 25 человек. Курсанты имели примерно одинаковый недостоверный уровень физической подготовленности при 5%-ном уровне значимости.
Программой физической подготовки курсантов ЭГ предусмотрено формирование их психологической готовности к успешному выполнению оперативнослужебных задач, применению физической силы, боевых приемов борьбы и специальных средств, при пресечении противоправных действий, а также обеспечение их высокой работоспособности в процессе служебной деятельности. Например, в единоборствах приходится решать многие тактические задачи, встречаемые в экстремальных условиях; атака, защита, контратака, удержание преимущества, демонстрация активности, восстановление сил, реализация и ликвидация опасного положения, разведка и многое другое 5. Занятия с курсантами в КГ проводились по традиционной программе.
В процесс физической подготовки с курсантами ЭГ большой процент времени отводили на:
— силовые упражнения, связанные с перемещением массы в пространстве, оказанием сопротивления внешнему воздействию (перенос тяжестей, сдерживание толпы, подъем штанги, подтягивание в висе и т. п.);
— скоростные упражнения, характеризующиеся быстротой движений и перемещением в пространстве (спринтерский бег, уклонение от ударов, двигательная реакция и т.п.);
— скоростно-силовые упражнения, которым свойственны максимальная интенсивность или мощность усилий (прыжки, метания, удары, броски и т. п.);
— упражнения, требующие единовременного комплексного проявления различных физических качеств в условиях переменного режима деятельности (борьба, рукопашный бой, бокс, игры и т. п.);
— упражнения, требующие преимущественного проявления выносливости в циклических движениях (бег на средние и длинные дистанции, плавание, бег на лыжах и т. п.);
— упражнения прикладного характера: элементы единоборства и задержания правонарушителей, способы преодоления различных естественных и искусственных препятствий и т. д;
— психотехнические упражнения и игры (прил. 2).
В содержательном блоке программы были определены следующие направления: мотивационное, когнитивное, деятельностное, рефлексивное, критическое.
Опытно-экспериментальная работа была направлена на формирование у курсантов и психофизической готовности к действиям в экстремальных условиях, моделирование последних, а также на выработку экстре-
мальных навыков, что позволило осознать курсантам свои потенциальные возможности, перспективы личностного и профессионального роста. Предусматривалась и индивидуально-педагогическая поддержка, сопровождение, включающие такие формы работы, как поведенческий тренинг, беседы, решение практических задач и т. д.
Все материалы, полученные при исследовании, были обработаны с помощью статистических методов. В качестве контроля использовался показатель методики «Мотивации успеха — избегание неудач».
Анализ результатов исследования показателя уровня мотивации успеха «избегание неудач» показал, что до эксперимента в КГ он составил 10,9 балла, а после эксперимента увеличился в среднем на 0,3 единицы и составил 11,2 балла, что считается недостоверным при р > 0,05. В ЭГ уровень мотивации успеха «избегание неудач» до эксперимента составил 11,2 балла, после эксперимента прирост был в среднем 0,8 и составил 12,0 баллов, что является достоверным при р < 0,05.
В целом экспериментальная работа выявила положительную динамику формирования готовности курсантов к деятельности в экстремальных ситуациях и доказала: только комплексное педагогическое воздействие на ход этого процесса обеспечивает эффективное профессиональное развитие сотрудника.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать соответствующие выводы:
— педагогическая программа процесса физической подготовки как модели деятельности в экстремальных ситуациях включает совокупность компонентов готовности, что позволяет судить о динамике и ее состоянии;
— программа по физической подготовке обеспечивает дифференцированный подход к обучению сотрудников в зависимости от содержания их оперативнослужебной деятельности;
— физическая подготовленность курсантов к деятельности в экстремальных ситуациях представляет особое интегральное личностно-деятельностное качество, которое является результатом профессиональной физической подготовки, личностного развития и социального опыта, сочетающее совокупность необходимых знаний, умений и навыков, психологических особенностей, мировоззренческих и нравственных качеств, социально-ценностных мотивов, профессиональных компетенций;
— выделенные компоненты структуры подготовленности курсантов к деятельности в экстремальных ситуациях (мотивационный, ориентационный, операционный, волевой и оценочный), сопряженные с личностно-профессиональными ценностями индивида, позволили достичь планируемых результатов;
— анализ соревновательной деятельности, определение структуры тактических задач, решаемых в ходе поединков, выявление типичных тактических схем (алгоритмов) ведения борьбы свидетельствуют, что тактика борцов характеризует моделирование элементов экстремальньности, а это проявляется в ак-
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 4(63)
27
Кочетов П. А. Физическая подготовка как модель экстремальных ситуаций...
тивной и наступательной борьбе. Данный факт объясняется влиянием на соревновательную деятельность определенных психологических особенностей: положительная агрессивность, выжидательность, осторожность, эмоциональная сдержанность, эффективный самоконтроль и др.;
— учебные индивидуальные единоборства и спарринги создают внешнюю и внутреннюю психофизическую и психологическую модель профессиональнобоевых экстремальных условий, поэтому должны стать непременной формой подготовки сотрудников.
Изучение деятельности человека в экстремальных условиях будет способствовать его более эффективной адаптации к быстро меняющимся и напряженным условиям современной жизни.
1 Горбунов Г. Д. Психология и спорт // Теория и практика физической культуры. 1996. № 12. С. 15-17.
2 Родиченко В. Контестетика // Спорт в современном обществе: сб. науч. матер. Всемирн. научн. конгресса. М., 1974. С. 61-62.
3 Калмыков С. В. Основы индивидуализации подготовки спортсменов-единоборцев. Улан-Удэ, 1994. 151 с. ; Бальсе-вич В. К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физического воспитания и спорта для всех // Теория и практика физической культуры. 1993. № 4. С. 21-22.
4 Бальсевич В. К. Указ. соч. ; Бальсевич В. К., Лубыше-ва Л. И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физ. культуры. 2005. № 4. С. 2-7.
5 Калмыков С. В., Сагалеев А. С. Тактика соревновательной деятельности борцов (педагогические и этнопсихологические аспекты). Улан-Удэ, 2000. 151 с.
Приложение 1
Программа физической подготовки сотрудников как модель экстремальных ситуаций
При моделировании экстремальных ситуаций на занятиях по физической подготовке:
— усложнять условия выполнения упражнений, повышать физические нагрузки до предельных, использовать полосы препятствий;
— совершенствовать все навыки и умения по выполнению приемов до полной уверенности;
— создавать условия для занятий (время, место, окружающая обстановка, звуки, действия других лиц и др.), типичные для экстремальных ситуаций;
— вводить в физическую подготовку учебно-тренировочные бои по упрощенным правилам самбо, дзюдо, бокса и рукопашного боя в защитном снаряжении;
— отрабатывать силовые действия и приемы до автоматизма, доводить их до прочно освоенных навыков и умений:
— отрабатывать приемы на несопротивляющемся партнере, при дозированном сопротивлении партнера, отрабатывать реализацию приемов в условиях, максимально приближенных к реальным ситуациям противоборства и силового задержания правонарушителя.
Для развития и укрепления волевых качеств:
— создавать ситуации, требующие проявления напряжения воли (спарринги-схватки с «правонарушителем», увеличение продолжительности физических нагрузок);
— использовать сбивающие факторы и помехи (шум толпы, звуки стрельбы, внезапное нападение «правонарушителя», увеличение числа нападающих, внезапное усложнение задания, создание разнообразных ситуаций, требующих быстрого выбора между двумя или несколькими способами действий);
— усложнять условия выполнения упражнений, связанных с нарастанием риска и опасности;
— использовать упражнения с перемещением тела в пространстве (кувырки с трамплина, прыжки с высоты, батут и др.).
Для повышения эмоционально-волевой устойчивости:
— выполнять упражнения с учетом моделирования внешних сбивающих факторов;
— занятия проводить в условиях моделирования пространства квартиры, подъезда, салона автобуса, лифта, лестничной площадки, подвала, чердачного помещения и др.;
— проводить единоборства с несколькими противниками.
Приложение 2
Игра «Вижу и слышу». Развивается внимание, наблюдательность, память. Пары по команде руководителя занятий вступают в единоборство (бокс, борьба) без особого напряжения, но непрерывно двигаясь. Задача — замечать все, что происходит вокруг. По команде «стоп», подаваемой преподавателем через 10-30 секунд, схватка прекращается и слушатели обмениваются впечатлениями: кто был рядом и что делал, что произошло нового на месте занятий, какие звуки раздавались, какие слова произносились и пр. Все изменения фиксирует преподаватель.
Игра «Лабиринт». Развитие внимания, памяти, пространственной ориентировки. В парах один «заводящий», второй «ведомый». Первый использует три команды: «прямо», «направо», «налево», выполняемые «ведомым». Каж-
28
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 4(63)
Кочетов П. А. Физическая подготовка как модель экстремальных ситуаций...
дое упражнение состоит из 5-10 команд (трудность наращивается последовательно). После подачи команд «ведомый» разворачивается на 180° и в обратном порядке воспроизводит маршрут.
Игра «Робот». Развитие чувства партнера, умения точно выражать свои намерения в словах. На игровом поле разбрасываются спички или предметы. «Оператор» подает односложные команды, направляя движения тела, ног и рук «робота» для того, чтобы тот собрал спички или предметы. «Робот» обязан точно выполнять команды, не проявляя никакой инициативы (с закрытыми глазами).
Игра «Защита». Пары («нападающий» и «защищающийся») находятся в боевой стойке на расстоянии одного метра. Первый готовится нанести определенный удар, второй, наблюдая за первым, пытается угадать его намерение и заранее решает, какой защитный прием использовать. По команде руководителя «Хоп!» оба (строго одновременно) выполняют свои заготовки: удар (не прикасаясь к другому) и защиту. Оценивается правильность угадывания защитника. Так повторяется 20-30 раз, задача защитника в серии — распознать стратегию нанесения ударов и повысить успешность угадывания. После этого роли меняются.
Игра «Психологическое наблюдение». Пары вступают в игровое противоборство, имитируя действия боксеров, сотрудника и задерживаемого, нападающего с ножом (кастетом, палкой, цепью и пр.), защищающегося сотрудника. По команде оба застывают в той позе, в которой застала его команда, сохраняя и выражение лиц. В течение 4-5 сек. они изучают друг друга, а затем дают аргументированные ответы: «Что собирался сделать противник в следующий момент?» и «Чего он опасался?». Ответы оцениваются другим. После чего игра продолжается.
Игра «Боевая готовность». Пары «нападающий» и «защищающийся». Оба в исходном положении на расстоянии одного шага друг от друга. Руководитель занятий ведет медленно громкий счет до 20-30. «Нападающий» до начала счета решает, при каком счете нанесет удар. «Защищающийся», наблюдая за выражением лица партнера, его позой, состоянием мышц, мелкими подготовительными движениями, решает, при каком счете будет нанесен удар. Когда эта цифра произносится, «защищающийся» применяет защитный прием. Если он не угадал и удар нападающего не последовал, задание продолжает выполняться.
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 4(63)
29