Научная статья на тему 'Особенности общей и ситуативной готовности сотрудников полиции к деятельности по обеспечению проведения публичных и массовых мероприятий'

Особенности общей и ситуативной готовности сотрудников полиции к деятельности по обеспечению проведения публичных и массовых мероприятий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
538
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психологическая готовность / структура готовности / пресечение беспорядков / массовые протестные акции / «мягкая сила» / профессионально важные качества / профессиональная подготовка / psychological preparedness / structure of preparedness / suppression of disorders / mass protest actions / “soft power” / professionally important qualities / professional training

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бялек Максим Вадимович

В статье рассматриваются аспекты, касающиеся системыпсихологической готовности сотрудников полиции к право-мерному применению силы, а также вопросы, возникающиепри подборе и подготовке сотрудников полиции к обеспече-нию правопорядка в местах массового скопления граждан,в том числе связанные с правомерным применением силыв отношении групп правонарушителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Correlation between general and situational preparedness of police officers to maintain public and mass events

The article focuses on the aspects of the system of police officers’ psychological preparedness to legally use force. The author discusses the issues of choosing and training police officers to provide law and order in public places including the issues of legal use of force against groups of offenders.

Текст научной работы на тему «Особенности общей и ситуативной готовности сотрудников полиции к деятельности по обеспечению проведения публичных и массовых мероприятий»

БялекМ. В. Особенности общей и ситуативной готовности сотрудников полиции к деятельности...

по личному побуждению систематически, применяют физическую культуру в быту. Решению этой задачи способствует организация различных форм занятий: утренняя зарядка (в том числе специализированная), дополнительные и самостоятельные занятия.

Следующим важным направлением выделим формирование методических знаний, умений и навыков. В конструктивной деятельности это выражается в умении правильно планировать проведение оздоровительных, массовых, физкультурных и спортивных мероприятий, внедрять в быт курсантов санитарногигиенические нормы, изучать и воспитывать нравственные черты личности средствами физической культуры. Формировать конструктивные умения следует с первых курсов. Освоение всех общеразвивающих, подготовительных и специальных упражнений в процессе практических занятий необходимо планировать сквозь призму подготовки к будущей профессиональной деятельности.

Прикладным значением наделена подготовка курсантов к организации и проведению туристских походов и других мероприятий социально-культурного характера, когда им предоставляется возможность принять участие в совместном составлении плана таких мероприятий. При этом курсанты глубже осознают значение, особенности и методику составления комплексов утренней гигиенической и вводной гимнастики, физкультпауз, в том числе индивидуальной направленности. Преподаватели оценивают правильность подбора и составления упражнений, дозировку, терминологию записи. На старших курсах курсанты знакомятся с методикой планирования, организации и проведения подвижных игр, изучают особенности правильного подбора игр, со-

УДК 159.947.3

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕЙ И СИТУАТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРОВЕДЕНИЯ ПУБЛИЧНЫХ И МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

М. В. Бялек

В статье рассматриваются аспекты, касающиеся системы психологической готовности сотрудников полиции к правомерному применению силы, а также вопросы, возникающие при подборе и подготовке сотрудников полиции к обеспечению правопорядка в местах массового скопления граждан, в том числе связанные с правомерным применением силы в отношении групп правонарушителей.

Ключевые слова: психологическая готовность, структура готовности, пресечение беспорядков, массовые протестные акции, «мягкая сила», профессионально важные качества, профессиональная подготовка.

Конституция Российской Федерации гарантирует право собираться мирно, без оружия, проводить собра-

ставления планов проведения спортивных соревнований и служебно-профессиональных конкурсов с курсантами в рамках выходного дня вуза.

Повышение качественного уровня физического воспитания обусловлено совокупным применением всех средств образовательного процесса, использованием различных форм деятельности курсантов в учебное и внеучебное время. Оно зависит как от организации деятельности, опирающейся на комплексность, единство, взаимозависимость всех ее форм, так и от целенаправленного педагогического руководства.

В предлагаемой программе реализуются социальные условия и факторы, способствующие овладению курсантами способности реализовать объективные возможности, заложенные в физической культуре и спорте, для самостоятельного совершенствования личности, формирования умений анализировать физическое развитие и предусматривать использование средств физической культуры и спорта в целях гармоничного развития личности. 1 2 3 4 5

1 Бальсевич В. К. Физическая культура для всех и для каждого. М., 1988. С. 11.

2 Вайнер Э. Н. Валеология: учебник для вузов. М., 2007. С. 23.

3 Бальсевич В. К., Лубышева Л. И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры. 2005. № 4. С. 2-7.

4 Современные проблемы физического воспитания студентов // Проблемы воспитания студентов и учащейся молодежи. Концептуальный и практический подходы: сб. статей / под общ. ред. Л. С. Деминой. Барнаул, 2002. С. 62-65.

5 Федулов Б. А., Рудченко В. Д., Хорольская Т. А. Воспитание здорового образа жизни курсанта вуза МВД России : монография. Барнаул, 2005. С. 36.

ния, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее — ФЗ «О собраниях») обеспечивает реализацию этого конституционного права, очерчивая правовое поле, в котором надлежит действовать организаторам и участникам публичного мероприятия, а также органам власти и должностным лицам. Соответствующие положения имеются в Федеральном законе «О полиции» (далее — ФЗ «О полиции»), который возлагает на полицию обязанность обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок в местах проведения публичных и массовых мероприятий (ст. 12 ч. 1 ФЗ «О полиции).

В полной ли мере готовы сотрудники полиции к осуществлению данных функций? Какие трудности возникают?

Проблеме психологической готовности к деятельности уделяли внимание многие отечественные исследователи. Как правило, это были конкретные формы готовности: к трудовой деятельности, к выполнению боевой задачи, к обучению, готовность студентов к педагогиче-

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 4(63)

19

БялекМ. В. Особенности общей и ситуативной готовности сотрудников полиции к деятельности...

ской деятельности и т. д. При этом авторы по-разному определяют термин «психологическая готовность», как и структуру этого феномена. В нашей статье под психологической готовностью мы будем понимать динамическое состояние, предшествующее определенной деятельности, сопровождающееся адекватной формой психической активности в состоянии напряженности. Психологическая готовность является одной из составляющих общей готовности к действию.

Что касается ее структуры, то традиционно она подразделяется на общую и ситуативную '.

Под первой подразумевается подготовленность человека к определенного рода деятельности, т. е. ранее усвоенные знания, умения, навыки, а также установки и мотивы деятельности. Упрощенно ее можно рассматривать как свойство личности, которое формируется в процессе обучения и подготовки.

Под ситуативной готовностью подразумевают состояние настроенности и мобилизованности психики человека на определенное поведение, на активные и целесообразные действия по решению текущих задач. Это именно состояние, в котором человек находится в определенный момент, оно тесно связано с предметной ситуацией и особенностями ее восприятия конкретным человеком. Под воздействием фактора внезапности или непредсказуемости ситуации профессионально компетентный сотрудник может оказаться ситуативно не готов к решению текущих задач.

В структуре психологической готовности принято выделять четыре компонента: мотивационный, когнитивный (или познавательный), эмоциональный и волевой 2.

Мотивация сотрудников полиции была рассмотрена нами в статье «Мотивация как один из аспектов психологической готовности» 3, где поднимались проблемы общих и профессиональных компетенций, в которых находят отражение как мотивационная, так и когнитивная составляющие психологической готовности. Ключевым для понимания сути общей готовности, на наш взгляд, является слово «способность», с него и начинается описание каждой компетенции. С точки зрения общей готовности сотрудник полиции, получивший соответствующие знания, овладевший профессиональными умениями и навыками (например, в стрельбе), мотивированный на добросовестное исполнение служебного долга, является психологически готовым к выполнению поставленных оперативно-служебных задач и способен успешно решать их в правовом поле. С ситуативной готовностью дело обстоит сложнее. На нее решающее влияние оказывают эмоционально-волевые характеристики человека в конкретный момент и когнитивная составляющая (как базис деятельности). В курсе психологической готовности сотрудников полиции к эмоциональным характеристикам следует отнести чувство ответственности за надлежащее выполнение поставленной задачи, уверенность в своих силах, воодушевление, боевой настрой, доверие к товарищам и командирам, уверенность в правомерности и необходимости своих действий, чувство защищенности, в том числе от необоснованных обвинений в чрезмерном применении силы или

нападок со стороны СМИ. К волевым характеристикам мы относим внутреннюю дисциплинированность, мобилизацию сил, сосредоточение на задаче, устойчивость к деморализующему и дестабилизирующему влиянию, склонность к разумному риску с соблюдением осмотрительности.

Когнитивная составляющая (помимо достаточного уровня общих способностей) должна включать гибкость мышления, способность быстро принимать адекватные решения, а также понимание своих прав и обязанностей в конкретной обстановке, правильное оценивание значимости своих действий для достижения конечных результатов деятельности, умение трезво оценить ситуацию и вероятные сценарии ее развития 4.

Для лучшего понимания условий деятельности сотрудников полиции при проведении публичных мероприятий необходимо дать общую классификацию массовых протестных акций, получивших распространение на территории Российской Федерации.

Во-первых, публичные мероприятия, проводимые в формах, предусмотренных ст. 2 ФЗ «О собраниях», но при этом они не всегда носят законный характер. Они могут проводиться с нарушением действующего законодательства, например, без уведомления и согласования, с нарушением утвержденного регламента:

— митинг, т. е. массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения (п. 3 ст. 2 ФЗ «О собраниях). В целях придания значимости мероприятию организаторы могут дать ему громкое название, например, «Народный сход»;

— демонстрация — организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации» (п. 4 ст. 2 ФЗ «О собраниях). Эта форма получила наибольшее распространение. Оппозиционные партии чаще всего включают в название демонстрации слово «марш». Например, «Марш миллионов», «Марш несогласных», «Народный марш» и т. п;

— шествие, т. е. массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам (п. 5 ст. 2 ФЗ «О собраниях). Очень часто такие мероприятия завуалированы, не анонсируются и не согласовываются как публичные, хотя по сути таковыми являются. Известны такие шествия под их неофициальными названиями: «Народные гуляния», «Прогулка с писателями», «Кочевой музей современного искусства» и др;

— пикетирование — публичное выражение мнений, осуществляемое без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации (п. 6 ст. 2 ФЗ «О собраниях»). Может проходить в различных нестандартных формах: в феврале 2012 г. пикетированием было охвачено все Садовое кольцо в Москве. Акция носила название «Большой белый круг». В мае 2012 г. на Чистых пру-

20

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 4(63)

БялекМ. В. Особенности общей и ситуативной готовности сотрудников полиции к деятельности...

дах в Москве прошла акция «Окупай Абай», в ходе которой пикетирование у памятника Абаю Кунанбаеву продолжалось несколько суток подряд.

Во-вторых, так называемые оригинальные протестные акции, не имеющие законодательной регламентации, проводимые в целях привлечения внимания вызывающим поведением или оригинальностью протеста. Например, «Протест снеговиков», «Пингвины у Кремля», «Карикатуры в ямах», «Дурдом-сити» и т. п. 5

В-третьих, намеренные провокации, они ориентированы на то, чтобы вызвать выгодную для провокатора ответную реакцию властей, приводящую к негативным последствиям для официальных лиц:

— «дилемма-акции»: поставить сотрудников полиции в такое положение, при котором что бы они ни сделали, все равно будут выглядеть неприглядно и недостойно. Показателен пример югославских оппозиционеров, катавших по улицам бочку с надписью «На пенсию президенту» 6;

— «политический цирк» сходен с упомянутыми выше оригинальными протестными акциями, но имеет сугубо политические цели. Может проводиться как в виде флешмобов (например, «Белая площадь», «Белое метро», «Мандариновый протест»), так и в виде сценок, реприз;

— провокации, направленные против стражей порядка, призванные спровоцировать их на неадекватные действия и опрометчивые высказывания в целях дискредитации полиции перед населением. Известны такие, как проверка документов или нагрудных знаков у полицейских, намеренно вычурное ношение отличительных знаков оппозиции (белые ленты, флажки и т. п.), акции в стиле панк-группы Pussi Riot.

Стоит подчеркнуть, что ни одна из перечисленных акций не возникает стихийно. Наоборот, чем более «народной» выглядит протестная акция, тем выше подготовка ее участников. Организаторы не жалеют сил и денег на проработку вариантов развития событий и заготовку различных неприятных сюрпризов для правоохранительных органов При этом организаторы протестных акций, как правило, не скованы нормами права и морали, а сотрудники ОВД обязаны действовать строго в рамках правового поля.

Особый интерес представляет третья форма проведения протестных акций. В таких условиях проявляется не только способность, но и готовность сотрудников полиции противостоять манипулированию и психологическому нажиму. Именно на эту форму массовых протестных акций призвал обратить пристальное внимание правоохранительных органов Президент России

В. В. Путин в своем выступлении на заседании коллегии ФСБ. Он предупредил, что «...уже планируются акции на период предстоящих избирательных кампаний 2016-2018 гг.», к которым надо быть готовыми 7.

Рассмотрим психические состояния сотрудника полиции, несущего службу в месте проведения подобной акции. Безусловно, это будут отрицательные (астенические) психические состояния: недоумение, этическое неприятие, непонимание происходящего, тревога, утрата боевого настроя и т. п. На такую реакцию со сторо-

ны полицейских и рассчитывают провокаторы. За счет новизны акции, неясности ее целей, скоротечности, цинизма и отсутствия логики в происходящем можно добиться состояния растерянности и нерешительности даже у подготовленного и уверенного в себе сотрудника полиции. Данные условия приводят к состоянию эмоциональной напряженности, которое влечет к угнетению интеллектуальной деятельности. Нарушается адекватность психической активности и разрушается психологическая готовность сотрудника полиции. Если ему не удается взять себя в руки и восстановить контроль над ситуацией, то он начинает «играть» по правилам провокаторов и совершает ожидаемые ими оплошности.

Выделим основные фрустрирующие факторы, воздействующие на сотрудника полиции в случае намеренных провокаций. Внезапность и скоротечность происходящего: само понятие «флешмоб» дословно переводится с английского как «мгновенная толпа». Цинизм акции: происходящее настолько выходит за рамки усвоенных сотрудниками полиции норм этики и морали, что может приводить их в смущение несоблюдением правил приличия. Разрушение структуры осуществляемой правоохранительной деятельности за счет средств достижения цели: чаще всего не очевидно, что нужно предпринять для гарантированного получения положительного результата. Нарушение психоэмоционального комфорта из-за вторжения в личное пространство: провокаторы или ангажированная ими пресса всегда стараются вплотную приблизиться к сотруднику полиции.

Большинство массовых протестных акций проходит достаточно мирно. Однако в случае, если участники массовых протестных акций выходят за рамки правового поля и совершают противоправные действия, уполномоченные лица могут приостановить или прекратить публичное мероприятие (ст. ст. 15, 16 ФЗ «О собраниях»), а также признать проводимую акцию незаконной. При невыполнении указания о прекращении публичного мероприятия сотрудники полиции принимают необходимые меры по прекращению публичного мероприятия — вплоть до применения физической силы и специальных средств (ст. 17 ФЗ «О собраниях»). Интенсивность применения сотрудниками полиции физической силы и специальных средств связана с характером и силой оказываемого правонарушителями сопротивления (ст. 19 ФЗ «О полиции»). При возникновении угрозы правопорядку в период проведения публичных и массовых мероприятий законодатель выделяет два основных уровня конфронтации:

1) массовые беспорядки и иные противоправные действия, нарушающие движение транспорта, работу средств связи и организаций;

2) незаконные собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования ненасильственного характера, которые открыто не нарушают общественный порядок, работу транспорта, средств связи и организаций. В последнем случае применение специальных средств прямо запрещено ст. 22 ФЗ «О полиции».

Далее рассмотрим такой компонент когнитивной составляющей ситуативной психологической готовно-

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 4(63)

21

БялекМ. В. Особенности общей и ситуативной готовности сотрудников полиции к деятельности...

сти, как обученность. Очевидно, что усвоение сотрудниками алгоритмов реагирования на действия противоположной стороны создает предпосылки для формирования надежной ситуативной готовности. При этом реагирование на примитивные силовые действия оппонентов отрабатывается в ходе тактико-специальной подготовки сотрудников соответствующих подразделений полиции. В результате чего, например, сотрудники ОМОН знают и умеют действовать в том случае, если в них полетят камни или правонарушители попытаются силой прорвать оцепление. Но опыт последних лет выводит на первый план не силовые методы воздействия на полицейских, а так называемый мягкий нажим или мягкую силу. Эти приемы используются в период проведения массовых протестных акций как самостоятельно, так и вкупе с рассмотренными намеренными провокациями. Анализ практики привлечения сотрудников ОМОН УМВД России по Ивановской области к обеспечению правопорядка в ходе проведения публичных и массовых мероприятиях позволил выделить виды несиловых методов воздействия на сотрудников ОВД, стоящих в оцеплении или патрулирующих прилегающую территорию.

Во-первых, разговоры на малозначительные темы. Безобидные с виду молодые люди (а чаще симпатичные девушки) втягивают сотрудников полиции в непринужденную беседу, возможен легкий флирт. В результате притупляется бдительность сотрудников, отвлекается их внимание. Под прикрытием таких разговоров может готовиться какая-либо провокация или противоправные действия.

Во-вторых, дискуссия на политические или иные провокационные темы. Оппонент умышлено вызывает у сотрудников либо негативные эмоции, либо сомнения в правильности действий правоохранительных органов. В результате сотрудники теряют боевой настрой или испытывают чрезмерные эмоции, что мешает им контролировать свои действия.

В-третьих, раздача цветов, ленточек и т. д. Подобные «подарки» сопровождаются фразами о дружбе и любви, о том, что все должны жить в мире. Сотрудник, принявший такой подарок, не только исподволь подвергается деморализации, но и оказывается «помеченным» среди более стойких товарищей. При необходимости по ленточке или цветку правонарушители могут выявить слабое место в построении подразделения.

Очевидно, что данными приемами не исчерпывается арсенал методов негативного воздействия на сотрудников полиции, обеспечивающих охрану общественного порядка в период проведения публичных и массовых мероприятий. Не обремененные традиционными ценностями провокаторы изобретают циничные акции. Например, если на манифестации намечается стычка с полицией, в первый ряд ставят девушек в белых кофточках, которых обязательно затолкают, испачкают или поранят, направляют на них камеры «дружественных» журналистов 8. Таких провокаций бесчисленное множество, а новые появляются каждый день.

Поэтому необходим постоянный мониторинг подобных ситуаций, систематизация провокационных

технологий и выработка адекватных мер реагирования в целях организации надлежащей профессиональной подготовки сотрудников полиции. Как противостоять манипулированию и провокациям, должно стать одним из аспектов подготовки полицейских к действиям в экстремальных ситуациях, а формирование у них психологической готовности — основной целью таких занятий. При их проведении необходимо моделировать описанные выше ситуации, прорабатывать варианты возможных действий в обстановке повышенного психологического давления, особое внимание уделять приемам распознания и нейтрализации лидеров правонарушителей. Поскольку предсказать и смоделировать все варианты провокаций не представляется возможным, то надо детально рассмотреть аспекты, направленные на выработку у сотрудников эмоциональной устойчивости, развитие коммуникативной компетентности, наработку моделей адаптивного поведения. Для этого существует достаточное количество социально-психологических тренингов общей направленности, пока мало используемых или неиспользуемых совсем в подготовке сотрудников полиции.

Для создания обстановки новизны и внезапности воздействия целесообразно проводить тренировки не на привычных полигонах и плацах, а в нестандартной обстановке, задействовать в качестве оппонентов незнакомых сотрудникам лиц в гражданской одежде. Особое внимание уделить отработке действий по корректному задержанию женщин, особенно в непрочной одежде, инвалидов-опорников. Кроме того, полезно наработать методы эффективной нейтрализации ангажированной провокаторами прессы, например, путем сковы-вания свободного перемещения, загораживания обзора, оттеснения и т. п. Эти методы не должны нарушать российское законодательство, но вправе создать благоприятную рабочую обстановку для группы изъятия правонарушителей 9.

Повторимся — невозможно предложить полный список всех вариантов противодействия провокациям, каждому руководителю соответствующих подразделений необходимо мыслить дивергентно, а положительным опытом делиться с коллегами. Основная задача обучения и подготовки полицейских в данном направлении — сделать случаи применения «мягкой силы» (или проведения провокационных акций) узнаваемыми и понятными для сотрудников. Таким образом, снижая негативную психоэмоциональную нагрузку на сотрудников, с большой долей вероятности удастся добиться укрепления психологической готовности действовать решительно и смело в рамках правового поля отечественного законодательства.

Развитие профессиональной подготовки в этом направлении позволит на базе общей психологической готовности получить состояние требуемой ситуативной готовности к адекватным действиям в условиях проведения публичных и массовых мероприятий. Безусловно, в основе такой подготовки должны быть глубокие правовые знания сотрудников полиции в области регулирования проведения публичных и массовых мероприя-

22

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 4(63)

СервачакЕ. В. Коммуникативная деятельность стюардов стадиона...

тий, а также знание ими нормативных документов, касающихся прав и обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а также мер по обеспечению гарантий их личной безопасности.

1 Национальная энциклопедическая служба. Психологическая готовность. URL: http://vocabulary.ru/dictionary/896/word/ psihologicheskaja-gotovnost. (дата обращения: 25.06.2015).

2 Иваницкий А. Т Совершенствование психологической подготовки курсантов ВВУЗОВ МВД СССР к службе во внутренних войсках: дис. ... канд. пед. наук. М., 1987. C. 21.

3 Бялек М. В. Мотивация как один из аспектов психологической готовности // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2015. № 1 (65). C. 23.

УДК 159. 942.5

КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТЮАРДОВ СТАДИОНА КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Е. В. Сервачак

Статья посвящена анализу коммуникативной деятельности стюардов стадионов при обеспечении безопасного проведения спортивно-массовых мероприятий. Приводятся результаты эмпирического исследования психологических особенностей обеспечения безопасности на стадионе, стилей взаимодействия с посетителями стадиона, а также таких коммуникативных качеств стюардов, как эмпатия, толерантность, навыки бесконфликтного взаимодействия.

Ключевые слова: коммуникативная деятел ьность, стюа р-ды стадиона, общественная безопасность, эмпатия, толерантность, взаимодействие.

Спорт во все времена был и остается одним из эффективных механизмов для укрепления и распространения идей мира, терпимости и уважения, вне зависимости от этнических, культурных, религиозных, политических разногласий. В современном спорте (одновременно с осознанием его развивающих и формирующих возможностей) растет обеспокоенность явлениями насилия, особенно агрессивного и девиантного поведения футбольных болельщиков. Неуправляемые фанаты являются проблемой во всем мире: попытки прорваться на поле и сорвать игру, нарушение общественного порядка, причинение материального ущерба стадиону и имуществу граждан. Действия хулиганов часто сопровождаются нанесением физических повреждений гражданам, иногда правонарушения приводят и к человеческим жертвам.

Обеспечение безопасности на стадионе для всех, кто им пользуется, (спортсмены, зрители, официальные лица, представители СМИ, обслуживающий персонал) является первоочередной задачей для организаторов культурно-массовых и спортивных мероприятий, выступает одним из главных критериев, по кото-

4 Лебедев В. И. Личность в экстремальных ситуациях. М., 1989. С. 123.

5 РБК. Снеговики и мандарины: самые оригинальные акции протеста последних лет. URL: http://daily.rbc.ru/photoreport/12/01/ 2015/54b40f739a79477df1e3c123. (дата обращения: 25.06.2015).

6 Политонлайн. Как готовятся цветные революции. URL: http://www.politonline.ru/provocation/14480.html (дата обращения: 25.06.2015).

7 Заседание коллегии ФСБ от 26 марта 2015 г. Речь В. Путина. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/49006 (дата обращения: 25.06.2015).

8 Политонлайн. Как готовятся цветные революции.

9 Тактические действия ОМОН при проведении специальных операций по пресечению массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка: метод. пособие. М., 2007. С. 50.

рым оценивают деятельность стадиона, его отдельных под разделений.

В сфере обеспечения общественного порядка и безопасности культурно-спортивной жизни общества происходит расширение и обновление списка профессий. Появляются такие специалисты, как работники стадионов из отдела стюардинга. На них возлагаются задачи обеспечения безопасности, защищенности и комфорта посетителей спортивно-массовых мероприятий. В рамках регламента ФИФА по охране правопорядка и обеспечению безопасности стадионов, «Стюард — это любое лицо, работающее на стадионе, в обязанности которого входит обеспечение правопорядка и безопасности зрителей, игроков, официальных лиц и любого лица на стадионе»

Спектр обязанностей стюардов широк. В их задачу входит как помощь человеку, так и предоставление информации. Они могут сделать корректное замечание болельщику, сигнализировать охране о внештатном случае или источнике недоразумения. Объектом их заботы и влияния являются не только большие массы людей, но и отдельные представители. Важная часть деятельности стюардов — разъяснение и контроль за соблюдением правил стадиона. Проблемой выполнения этой задачи становится ситуация, когда посетитель ведет себя агрессивно, находится в состоянии алкогольного опьянения. Не поддаться на провокацию со стороны наиболее активных участников мероприятия, оптимально реагировать, разрешать и предупреждать конфликтные ситуации — профессиональные коммуникативные умения стюарда, они же выступают важной составляющей безопасности как его личной, так и болельщиков. В экстремальных ситуациях стюарды должны помочь зрителям эвакуироваться с территории стадиона, оказать первую помощь до прихода медиков, при этом быть образцом вежливости, приветливости, толерантности и спокойствия. Стюард — это прежде всего коммуникатор, 99% его функций реализуется через общение с посетителями стадиона.

Цель данной работы — исследование особенностей коммуникативной деятельности стюардов стадиона, ее

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 4(63)

23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.