БялекМ. В. Особенности общей и ситуативной готовности сотрудников полиции к деятельности...
по личному побуждению систематически, применяют физическую культуру в быту. Решению этой задачи способствует организация различных форм занятий: утренняя зарядка (в том числе специализированная), дополнительные и самостоятельные занятия.
Следующим важным направлением выделим формирование методических знаний, умений и навыков. В конструктивной деятельности это выражается в умении правильно планировать проведение оздоровительных, массовых, физкультурных и спортивных мероприятий, внедрять в быт курсантов санитарногигиенические нормы, изучать и воспитывать нравственные черты личности средствами физической культуры. Формировать конструктивные умения следует с первых курсов. Освоение всех общеразвивающих, подготовительных и специальных упражнений в процессе практических занятий необходимо планировать сквозь призму подготовки к будущей профессиональной деятельности.
Прикладным значением наделена подготовка курсантов к организации и проведению туристских походов и других мероприятий социально-культурного характера, когда им предоставляется возможность принять участие в совместном составлении плана таких мероприятий. При этом курсанты глубже осознают значение, особенности и методику составления комплексов утренней гигиенической и вводной гимнастики, физкультпауз, в том числе индивидуальной направленности. Преподаватели оценивают правильность подбора и составления упражнений, дозировку, терминологию записи. На старших курсах курсанты знакомятся с методикой планирования, организации и проведения подвижных игр, изучают особенности правильного подбора игр, со-
УДК 159.947.3
ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕЙ И СИТУАТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРОВЕДЕНИЯ ПУБЛИЧНЫХ И МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
М. В. Бялек
В статье рассматриваются аспекты, касающиеся системы психологической готовности сотрудников полиции к правомерному применению силы, а также вопросы, возникающие при подборе и подготовке сотрудников полиции к обеспечению правопорядка в местах массового скопления граждан, в том числе связанные с правомерным применением силы в отношении групп правонарушителей.
Ключевые слова: психологическая готовность, структура готовности, пресечение беспорядков, массовые протестные акции, «мягкая сила», профессионально важные качества, профессиональная подготовка.
Конституция Российской Федерации гарантирует право собираться мирно, без оружия, проводить собра-
ставления планов проведения спортивных соревнований и служебно-профессиональных конкурсов с курсантами в рамках выходного дня вуза.
Повышение качественного уровня физического воспитания обусловлено совокупным применением всех средств образовательного процесса, использованием различных форм деятельности курсантов в учебное и внеучебное время. Оно зависит как от организации деятельности, опирающейся на комплексность, единство, взаимозависимость всех ее форм, так и от целенаправленного педагогического руководства.
В предлагаемой программе реализуются социальные условия и факторы, способствующие овладению курсантами способности реализовать объективные возможности, заложенные в физической культуре и спорте, для самостоятельного совершенствования личности, формирования умений анализировать физическое развитие и предусматривать использование средств физической культуры и спорта в целях гармоничного развития личности. 1 2 3 4 5
1 Бальсевич В. К. Физическая культура для всех и для каждого. М., 1988. С. 11.
2 Вайнер Э. Н. Валеология: учебник для вузов. М., 2007. С. 23.
3 Бальсевич В. К., Лубышева Л. И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры. 2005. № 4. С. 2-7.
4 Современные проблемы физического воспитания студентов // Проблемы воспитания студентов и учащейся молодежи. Концептуальный и практический подходы: сб. статей / под общ. ред. Л. С. Деминой. Барнаул, 2002. С. 62-65.
5 Федулов Б. А., Рудченко В. Д., Хорольская Т. А. Воспитание здорового образа жизни курсанта вуза МВД России : монография. Барнаул, 2005. С. 36.
ния, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее — ФЗ «О собраниях») обеспечивает реализацию этого конституционного права, очерчивая правовое поле, в котором надлежит действовать организаторам и участникам публичного мероприятия, а также органам власти и должностным лицам. Соответствующие положения имеются в Федеральном законе «О полиции» (далее — ФЗ «О полиции»), который возлагает на полицию обязанность обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок в местах проведения публичных и массовых мероприятий (ст. 12 ч. 1 ФЗ «О полиции).
В полной ли мере готовы сотрудники полиции к осуществлению данных функций? Какие трудности возникают?
Проблеме психологической готовности к деятельности уделяли внимание многие отечественные исследователи. Как правило, это были конкретные формы готовности: к трудовой деятельности, к выполнению боевой задачи, к обучению, готовность студентов к педагогиче-
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 4(63)
19
БялекМ. В. Особенности общей и ситуативной готовности сотрудников полиции к деятельности...
ской деятельности и т. д. При этом авторы по-разному определяют термин «психологическая готовность», как и структуру этого феномена. В нашей статье под психологической готовностью мы будем понимать динамическое состояние, предшествующее определенной деятельности, сопровождающееся адекватной формой психической активности в состоянии напряженности. Психологическая готовность является одной из составляющих общей готовности к действию.
Что касается ее структуры, то традиционно она подразделяется на общую и ситуативную '.
Под первой подразумевается подготовленность человека к определенного рода деятельности, т. е. ранее усвоенные знания, умения, навыки, а также установки и мотивы деятельности. Упрощенно ее можно рассматривать как свойство личности, которое формируется в процессе обучения и подготовки.
Под ситуативной готовностью подразумевают состояние настроенности и мобилизованности психики человека на определенное поведение, на активные и целесообразные действия по решению текущих задач. Это именно состояние, в котором человек находится в определенный момент, оно тесно связано с предметной ситуацией и особенностями ее восприятия конкретным человеком. Под воздействием фактора внезапности или непредсказуемости ситуации профессионально компетентный сотрудник может оказаться ситуативно не готов к решению текущих задач.
В структуре психологической готовности принято выделять четыре компонента: мотивационный, когнитивный (или познавательный), эмоциональный и волевой 2.
Мотивация сотрудников полиции была рассмотрена нами в статье «Мотивация как один из аспектов психологической готовности» 3, где поднимались проблемы общих и профессиональных компетенций, в которых находят отражение как мотивационная, так и когнитивная составляющие психологической готовности. Ключевым для понимания сути общей готовности, на наш взгляд, является слово «способность», с него и начинается описание каждой компетенции. С точки зрения общей готовности сотрудник полиции, получивший соответствующие знания, овладевший профессиональными умениями и навыками (например, в стрельбе), мотивированный на добросовестное исполнение служебного долга, является психологически готовым к выполнению поставленных оперативно-служебных задач и способен успешно решать их в правовом поле. С ситуативной готовностью дело обстоит сложнее. На нее решающее влияние оказывают эмоционально-волевые характеристики человека в конкретный момент и когнитивная составляющая (как базис деятельности). В курсе психологической готовности сотрудников полиции к эмоциональным характеристикам следует отнести чувство ответственности за надлежащее выполнение поставленной задачи, уверенность в своих силах, воодушевление, боевой настрой, доверие к товарищам и командирам, уверенность в правомерности и необходимости своих действий, чувство защищенности, в том числе от необоснованных обвинений в чрезмерном применении силы или
нападок со стороны СМИ. К волевым характеристикам мы относим внутреннюю дисциплинированность, мобилизацию сил, сосредоточение на задаче, устойчивость к деморализующему и дестабилизирующему влиянию, склонность к разумному риску с соблюдением осмотрительности.
Когнитивная составляющая (помимо достаточного уровня общих способностей) должна включать гибкость мышления, способность быстро принимать адекватные решения, а также понимание своих прав и обязанностей в конкретной обстановке, правильное оценивание значимости своих действий для достижения конечных результатов деятельности, умение трезво оценить ситуацию и вероятные сценарии ее развития 4.
Для лучшего понимания условий деятельности сотрудников полиции при проведении публичных мероприятий необходимо дать общую классификацию массовых протестных акций, получивших распространение на территории Российской Федерации.
Во-первых, публичные мероприятия, проводимые в формах, предусмотренных ст. 2 ФЗ «О собраниях», но при этом они не всегда носят законный характер. Они могут проводиться с нарушением действующего законодательства, например, без уведомления и согласования, с нарушением утвержденного регламента:
— митинг, т. е. массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения (п. 3 ст. 2 ФЗ «О собраниях). В целях придания значимости мероприятию организаторы могут дать ему громкое название, например, «Народный сход»;
— демонстрация — организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации» (п. 4 ст. 2 ФЗ «О собраниях). Эта форма получила наибольшее распространение. Оппозиционные партии чаще всего включают в название демонстрации слово «марш». Например, «Марш миллионов», «Марш несогласных», «Народный марш» и т. п;
— шествие, т. е. массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам (п. 5 ст. 2 ФЗ «О собраниях). Очень часто такие мероприятия завуалированы, не анонсируются и не согласовываются как публичные, хотя по сути таковыми являются. Известны такие шествия под их неофициальными названиями: «Народные гуляния», «Прогулка с писателями», «Кочевой музей современного искусства» и др;
— пикетирование — публичное выражение мнений, осуществляемое без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации (п. 6 ст. 2 ФЗ «О собраниях»). Может проходить в различных нестандартных формах: в феврале 2012 г. пикетированием было охвачено все Садовое кольцо в Москве. Акция носила название «Большой белый круг». В мае 2012 г. на Чистых пру-
20
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 4(63)
БялекМ. В. Особенности общей и ситуативной готовности сотрудников полиции к деятельности...
дах в Москве прошла акция «Окупай Абай», в ходе которой пикетирование у памятника Абаю Кунанбаеву продолжалось несколько суток подряд.
Во-вторых, так называемые оригинальные протестные акции, не имеющие законодательной регламентации, проводимые в целях привлечения внимания вызывающим поведением или оригинальностью протеста. Например, «Протест снеговиков», «Пингвины у Кремля», «Карикатуры в ямах», «Дурдом-сити» и т. п. 5
В-третьих, намеренные провокации, они ориентированы на то, чтобы вызвать выгодную для провокатора ответную реакцию властей, приводящую к негативным последствиям для официальных лиц:
— «дилемма-акции»: поставить сотрудников полиции в такое положение, при котором что бы они ни сделали, все равно будут выглядеть неприглядно и недостойно. Показателен пример югославских оппозиционеров, катавших по улицам бочку с надписью «На пенсию президенту» 6;
— «политический цирк» сходен с упомянутыми выше оригинальными протестными акциями, но имеет сугубо политические цели. Может проводиться как в виде флешмобов (например, «Белая площадь», «Белое метро», «Мандариновый протест»), так и в виде сценок, реприз;
— провокации, направленные против стражей порядка, призванные спровоцировать их на неадекватные действия и опрометчивые высказывания в целях дискредитации полиции перед населением. Известны такие, как проверка документов или нагрудных знаков у полицейских, намеренно вычурное ношение отличительных знаков оппозиции (белые ленты, флажки и т. п.), акции в стиле панк-группы Pussi Riot.
Стоит подчеркнуть, что ни одна из перечисленных акций не возникает стихийно. Наоборот, чем более «народной» выглядит протестная акция, тем выше подготовка ее участников. Организаторы не жалеют сил и денег на проработку вариантов развития событий и заготовку различных неприятных сюрпризов для правоохранительных органов При этом организаторы протестных акций, как правило, не скованы нормами права и морали, а сотрудники ОВД обязаны действовать строго в рамках правового поля.
Особый интерес представляет третья форма проведения протестных акций. В таких условиях проявляется не только способность, но и готовность сотрудников полиции противостоять манипулированию и психологическому нажиму. Именно на эту форму массовых протестных акций призвал обратить пристальное внимание правоохранительных органов Президент России
В. В. Путин в своем выступлении на заседании коллегии ФСБ. Он предупредил, что «...уже планируются акции на период предстоящих избирательных кампаний 2016-2018 гг.», к которым надо быть готовыми 7.
Рассмотрим психические состояния сотрудника полиции, несущего службу в месте проведения подобной акции. Безусловно, это будут отрицательные (астенические) психические состояния: недоумение, этическое неприятие, непонимание происходящего, тревога, утрата боевого настроя и т. п. На такую реакцию со сторо-
ны полицейских и рассчитывают провокаторы. За счет новизны акции, неясности ее целей, скоротечности, цинизма и отсутствия логики в происходящем можно добиться состояния растерянности и нерешительности даже у подготовленного и уверенного в себе сотрудника полиции. Данные условия приводят к состоянию эмоциональной напряженности, которое влечет к угнетению интеллектуальной деятельности. Нарушается адекватность психической активности и разрушается психологическая готовность сотрудника полиции. Если ему не удается взять себя в руки и восстановить контроль над ситуацией, то он начинает «играть» по правилам провокаторов и совершает ожидаемые ими оплошности.
Выделим основные фрустрирующие факторы, воздействующие на сотрудника полиции в случае намеренных провокаций. Внезапность и скоротечность происходящего: само понятие «флешмоб» дословно переводится с английского как «мгновенная толпа». Цинизм акции: происходящее настолько выходит за рамки усвоенных сотрудниками полиции норм этики и морали, что может приводить их в смущение несоблюдением правил приличия. Разрушение структуры осуществляемой правоохранительной деятельности за счет средств достижения цели: чаще всего не очевидно, что нужно предпринять для гарантированного получения положительного результата. Нарушение психоэмоционального комфорта из-за вторжения в личное пространство: провокаторы или ангажированная ими пресса всегда стараются вплотную приблизиться к сотруднику полиции.
Большинство массовых протестных акций проходит достаточно мирно. Однако в случае, если участники массовых протестных акций выходят за рамки правового поля и совершают противоправные действия, уполномоченные лица могут приостановить или прекратить публичное мероприятие (ст. ст. 15, 16 ФЗ «О собраниях»), а также признать проводимую акцию незаконной. При невыполнении указания о прекращении публичного мероприятия сотрудники полиции принимают необходимые меры по прекращению публичного мероприятия — вплоть до применения физической силы и специальных средств (ст. 17 ФЗ «О собраниях»). Интенсивность применения сотрудниками полиции физической силы и специальных средств связана с характером и силой оказываемого правонарушителями сопротивления (ст. 19 ФЗ «О полиции»). При возникновении угрозы правопорядку в период проведения публичных и массовых мероприятий законодатель выделяет два основных уровня конфронтации:
1) массовые беспорядки и иные противоправные действия, нарушающие движение транспорта, работу средств связи и организаций;
2) незаконные собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования ненасильственного характера, которые открыто не нарушают общественный порядок, работу транспорта, средств связи и организаций. В последнем случае применение специальных средств прямо запрещено ст. 22 ФЗ «О полиции».
Далее рассмотрим такой компонент когнитивной составляющей ситуативной психологической готовно-
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 4(63)
21
БялекМ. В. Особенности общей и ситуативной готовности сотрудников полиции к деятельности...
сти, как обученность. Очевидно, что усвоение сотрудниками алгоритмов реагирования на действия противоположной стороны создает предпосылки для формирования надежной ситуативной готовности. При этом реагирование на примитивные силовые действия оппонентов отрабатывается в ходе тактико-специальной подготовки сотрудников соответствующих подразделений полиции. В результате чего, например, сотрудники ОМОН знают и умеют действовать в том случае, если в них полетят камни или правонарушители попытаются силой прорвать оцепление. Но опыт последних лет выводит на первый план не силовые методы воздействия на полицейских, а так называемый мягкий нажим или мягкую силу. Эти приемы используются в период проведения массовых протестных акций как самостоятельно, так и вкупе с рассмотренными намеренными провокациями. Анализ практики привлечения сотрудников ОМОН УМВД России по Ивановской области к обеспечению правопорядка в ходе проведения публичных и массовых мероприятиях позволил выделить виды несиловых методов воздействия на сотрудников ОВД, стоящих в оцеплении или патрулирующих прилегающую территорию.
Во-первых, разговоры на малозначительные темы. Безобидные с виду молодые люди (а чаще симпатичные девушки) втягивают сотрудников полиции в непринужденную беседу, возможен легкий флирт. В результате притупляется бдительность сотрудников, отвлекается их внимание. Под прикрытием таких разговоров может готовиться какая-либо провокация или противоправные действия.
Во-вторых, дискуссия на политические или иные провокационные темы. Оппонент умышлено вызывает у сотрудников либо негативные эмоции, либо сомнения в правильности действий правоохранительных органов. В результате сотрудники теряют боевой настрой или испытывают чрезмерные эмоции, что мешает им контролировать свои действия.
В-третьих, раздача цветов, ленточек и т. д. Подобные «подарки» сопровождаются фразами о дружбе и любви, о том, что все должны жить в мире. Сотрудник, принявший такой подарок, не только исподволь подвергается деморализации, но и оказывается «помеченным» среди более стойких товарищей. При необходимости по ленточке или цветку правонарушители могут выявить слабое место в построении подразделения.
Очевидно, что данными приемами не исчерпывается арсенал методов негативного воздействия на сотрудников полиции, обеспечивающих охрану общественного порядка в период проведения публичных и массовых мероприятий. Не обремененные традиционными ценностями провокаторы изобретают циничные акции. Например, если на манифестации намечается стычка с полицией, в первый ряд ставят девушек в белых кофточках, которых обязательно затолкают, испачкают или поранят, направляют на них камеры «дружественных» журналистов 8. Таких провокаций бесчисленное множество, а новые появляются каждый день.
Поэтому необходим постоянный мониторинг подобных ситуаций, систематизация провокационных
технологий и выработка адекватных мер реагирования в целях организации надлежащей профессиональной подготовки сотрудников полиции. Как противостоять манипулированию и провокациям, должно стать одним из аспектов подготовки полицейских к действиям в экстремальных ситуациях, а формирование у них психологической готовности — основной целью таких занятий. При их проведении необходимо моделировать описанные выше ситуации, прорабатывать варианты возможных действий в обстановке повышенного психологического давления, особое внимание уделять приемам распознания и нейтрализации лидеров правонарушителей. Поскольку предсказать и смоделировать все варианты провокаций не представляется возможным, то надо детально рассмотреть аспекты, направленные на выработку у сотрудников эмоциональной устойчивости, развитие коммуникативной компетентности, наработку моделей адаптивного поведения. Для этого существует достаточное количество социально-психологических тренингов общей направленности, пока мало используемых или неиспользуемых совсем в подготовке сотрудников полиции.
Для создания обстановки новизны и внезапности воздействия целесообразно проводить тренировки не на привычных полигонах и плацах, а в нестандартной обстановке, задействовать в качестве оппонентов незнакомых сотрудникам лиц в гражданской одежде. Особое внимание уделить отработке действий по корректному задержанию женщин, особенно в непрочной одежде, инвалидов-опорников. Кроме того, полезно наработать методы эффективной нейтрализации ангажированной провокаторами прессы, например, путем сковы-вания свободного перемещения, загораживания обзора, оттеснения и т. п. Эти методы не должны нарушать российское законодательство, но вправе создать благоприятную рабочую обстановку для группы изъятия правонарушителей 9.
Повторимся — невозможно предложить полный список всех вариантов противодействия провокациям, каждому руководителю соответствующих подразделений необходимо мыслить дивергентно, а положительным опытом делиться с коллегами. Основная задача обучения и подготовки полицейских в данном направлении — сделать случаи применения «мягкой силы» (или проведения провокационных акций) узнаваемыми и понятными для сотрудников. Таким образом, снижая негативную психоэмоциональную нагрузку на сотрудников, с большой долей вероятности удастся добиться укрепления психологической готовности действовать решительно и смело в рамках правового поля отечественного законодательства.
Развитие профессиональной подготовки в этом направлении позволит на базе общей психологической готовности получить состояние требуемой ситуативной готовности к адекватным действиям в условиях проведения публичных и массовых мероприятий. Безусловно, в основе такой подготовки должны быть глубокие правовые знания сотрудников полиции в области регулирования проведения публичных и массовых мероприя-
22
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 4(63)
СервачакЕ. В. Коммуникативная деятельность стюардов стадиона...
тий, а также знание ими нормативных документов, касающихся прав и обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а также мер по обеспечению гарантий их личной безопасности.
1 Национальная энциклопедическая служба. Психологическая готовность. URL: http://vocabulary.ru/dictionary/896/word/ psihologicheskaja-gotovnost. (дата обращения: 25.06.2015).
2 Иваницкий А. Т Совершенствование психологической подготовки курсантов ВВУЗОВ МВД СССР к службе во внутренних войсках: дис. ... канд. пед. наук. М., 1987. C. 21.
3 Бялек М. В. Мотивация как один из аспектов психологической готовности // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2015. № 1 (65). C. 23.
УДК 159. 942.5
КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТЮАРДОВ СТАДИОНА КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Е. В. Сервачак
Статья посвящена анализу коммуникативной деятельности стюардов стадионов при обеспечении безопасного проведения спортивно-массовых мероприятий. Приводятся результаты эмпирического исследования психологических особенностей обеспечения безопасности на стадионе, стилей взаимодействия с посетителями стадиона, а также таких коммуникативных качеств стюардов, как эмпатия, толерантность, навыки бесконфликтного взаимодействия.
Ключевые слова: коммуникативная деятел ьность, стюа р-ды стадиона, общественная безопасность, эмпатия, толерантность, взаимодействие.
Спорт во все времена был и остается одним из эффективных механизмов для укрепления и распространения идей мира, терпимости и уважения, вне зависимости от этнических, культурных, религиозных, политических разногласий. В современном спорте (одновременно с осознанием его развивающих и формирующих возможностей) растет обеспокоенность явлениями насилия, особенно агрессивного и девиантного поведения футбольных болельщиков. Неуправляемые фанаты являются проблемой во всем мире: попытки прорваться на поле и сорвать игру, нарушение общественного порядка, причинение материального ущерба стадиону и имуществу граждан. Действия хулиганов часто сопровождаются нанесением физических повреждений гражданам, иногда правонарушения приводят и к человеческим жертвам.
Обеспечение безопасности на стадионе для всех, кто им пользуется, (спортсмены, зрители, официальные лица, представители СМИ, обслуживающий персонал) является первоочередной задачей для организаторов культурно-массовых и спортивных мероприятий, выступает одним из главных критериев, по кото-
4 Лебедев В. И. Личность в экстремальных ситуациях. М., 1989. С. 123.
5 РБК. Снеговики и мандарины: самые оригинальные акции протеста последних лет. URL: http://daily.rbc.ru/photoreport/12/01/ 2015/54b40f739a79477df1e3c123. (дата обращения: 25.06.2015).
6 Политонлайн. Как готовятся цветные революции. URL: http://www.politonline.ru/provocation/14480.html (дата обращения: 25.06.2015).
7 Заседание коллегии ФСБ от 26 марта 2015 г. Речь В. Путина. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/49006 (дата обращения: 25.06.2015).
8 Политонлайн. Как готовятся цветные революции.
9 Тактические действия ОМОН при проведении специальных операций по пресечению массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка: метод. пособие. М., 2007. С. 50.
рым оценивают деятельность стадиона, его отдельных под разделений.
В сфере обеспечения общественного порядка и безопасности культурно-спортивной жизни общества происходит расширение и обновление списка профессий. Появляются такие специалисты, как работники стадионов из отдела стюардинга. На них возлагаются задачи обеспечения безопасности, защищенности и комфорта посетителей спортивно-массовых мероприятий. В рамках регламента ФИФА по охране правопорядка и обеспечению безопасности стадионов, «Стюард — это любое лицо, работающее на стадионе, в обязанности которого входит обеспечение правопорядка и безопасности зрителей, игроков, официальных лиц и любого лица на стадионе»
Спектр обязанностей стюардов широк. В их задачу входит как помощь человеку, так и предоставление информации. Они могут сделать корректное замечание болельщику, сигнализировать охране о внештатном случае или источнике недоразумения. Объектом их заботы и влияния являются не только большие массы людей, но и отдельные представители. Важная часть деятельности стюардов — разъяснение и контроль за соблюдением правил стадиона. Проблемой выполнения этой задачи становится ситуация, когда посетитель ведет себя агрессивно, находится в состоянии алкогольного опьянения. Не поддаться на провокацию со стороны наиболее активных участников мероприятия, оптимально реагировать, разрешать и предупреждать конфликтные ситуации — профессиональные коммуникативные умения стюарда, они же выступают важной составляющей безопасности как его личной, так и болельщиков. В экстремальных ситуациях стюарды должны помочь зрителям эвакуироваться с территории стадиона, оказать первую помощь до прихода медиков, при этом быть образцом вежливости, приветливости, толерантности и спокойствия. Стюард — это прежде всего коммуникатор, 99% его функций реализуется через общение с посетителями стадиона.
Цель данной работы — исследование особенностей коммуникативной деятельности стюардов стадиона, ее
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 4(63)
23