СервачакЕ. В. Коммуникативная деятельность стюардов стадиона...
тий, а также знание ими нормативных документов, касающихся прав и обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а также мер по обеспечению гарантий их личной безопасности.
1 Национальная энциклопедическая служба. Психологическая готовность. URL: http://vocabulary.ru/dictionary/896/word/ psihologicheskaja-gotovnost. (дата обращения: 25.06.2015).
2 Иваницкий А. Т Совершенствование психологической подготовки курсантов ВВУЗОВ МВД СССР к службе во внутренних войсках: дис. ... канд. пед. наук. М., 1987. C. 21.
3 Бялек М. В. Мотивация как один из аспектов психологической готовности // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2015. № 1 (65). C. 23.
УДК 159. 942.5
КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТЮАРДОВ СТАДИОНА КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Е. В. Сервачак
Статья посвящена анализу коммуникативной деятельности стюардов стадионов при обеспечении безопасного проведения спортивно-массовых мероприятий. Приводятся результаты эмпирического исследования психологических особенностей обеспечения безопасности на стадионе, стилей взаимодействия с посетителями стадиона, а также таких коммуникативных качеств стюардов, как эмпатия, толерантность, навыки бесконфликтного взаимодействия.
Ключевые слова: коммуникативная деятел ьность, стюа р-ды стадиона, общественная безопасность, эмпатия, толерантность, взаимодействие.
Спорт во все времена был и остается одним из эффективных механизмов для укрепления и распространения идей мира, терпимости и уважения, вне зависимости от этнических, культурных, религиозных, политических разногласий. В современном спорте (одновременно с осознанием его развивающих и формирующих возможностей) растет обеспокоенность явлениями насилия, особенно агрессивного и девиантного поведения футбольных болельщиков. Неуправляемые фанаты являются проблемой во всем мире: попытки прорваться на поле и сорвать игру, нарушение общественного порядка, причинение материального ущерба стадиону и имуществу граждан. Действия хулиганов часто сопровождаются нанесением физических повреждений гражданам, иногда правонарушения приводят и к человеческим жертвам.
Обеспечение безопасности на стадионе для всех, кто им пользуется, (спортсмены, зрители, официальные лица, представители СМИ, обслуживающий персонал) является первоочередной задачей для организаторов культурно-массовых и спортивных мероприятий, выступает одним из главных критериев, по кото-
4 Лебедев В. И. Личность в экстремальных ситуациях. М., 1989. С. 123.
5 РБК. Снеговики и мандарины: самые оригинальные акции протеста последних лет. URL: http://daily.rbc.ru/photoreport/12/01/ 2015/54b40f739a79477df1e3c123. (дата обращения: 25.06.2015).
6 Политонлайн. Как готовятся цветные революции. URL: http://www.politonline.ru/provocation/14480.html (дата обращения: 25.06.2015).
7 Заседание коллегии ФСБ от 26 марта 2015 г. Речь В. Путина. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/49006 (дата обращения: 25.06.2015).
8 Политонлайн. Как готовятся цветные революции.
9 Тактические действия ОМОН при проведении специальных операций по пресечению массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка: метод. пособие. М., 2007. С. 50.
рым оценивают деятельность стадиона, его отдельных под разделений.
В сфере обеспечения общественного порядка и безопасности культурно-спортивной жизни общества происходит расширение и обновление списка профессий. Появляются такие специалисты, как работники стадионов из отдела стюардинга. На них возлагаются задачи обеспечения безопасности, защищенности и комфорта посетителей спортивно-массовых мероприятий. В рамках регламента ФИФА по охране правопорядка и обеспечению безопасности стадионов, «Стюард — это любое лицо, работающее на стадионе, в обязанности которого входит обеспечение правопорядка и безопасности зрителей, игроков, официальных лиц и любого лица на стадионе»
Спектр обязанностей стюардов широк. В их задачу входит как помощь человеку, так и предоставление информации. Они могут сделать корректное замечание болельщику, сигнализировать охране о внештатном случае или источнике недоразумения. Объектом их заботы и влияния являются не только большие массы людей, но и отдельные представители. Важная часть деятельности стюардов — разъяснение и контроль за соблюдением правил стадиона. Проблемой выполнения этой задачи становится ситуация, когда посетитель ведет себя агрессивно, находится в состоянии алкогольного опьянения. Не поддаться на провокацию со стороны наиболее активных участников мероприятия, оптимально реагировать, разрешать и предупреждать конфликтные ситуации — профессиональные коммуникативные умения стюарда, они же выступают важной составляющей безопасности как его личной, так и болельщиков. В экстремальных ситуациях стюарды должны помочь зрителям эвакуироваться с территории стадиона, оказать первую помощь до прихода медиков, при этом быть образцом вежливости, приветливости, толерантности и спокойствия. Стюард — это прежде всего коммуникатор, 99% его функций реализуется через общение с посетителями стадиона.
Цель данной работы — исследование особенностей коммуникативной деятельности стюардов стадиона, ее
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 4(63)
23
СервачакЕ. В. Коммуникативная деятельность стюардов стадиона...
значение в обеспечении общественной безопасности при проведении спортивно-массовых мероприятий.
Вопросам изучения и совершенствования системы охраны общественного порядка во время проведения спортивных мероприятий посвящены научные труды
В. И. Барко, В. И Зеленого, Ю. Б. Ирхина 2, М. В. Корниенко 3 и др. Однако многие аспекты этой тематики до сих пор слабо разработаны. Особенно требуют пристального внимания проблемы взаимосвязи коммуникативной деятельности сотрудников системы охраны общественного порядка и безопасности на стадионах во время проведения спортивных мероприятий.
Среди основных направлений деятельности в обеспечении правопорядка и общественной безопасности в ходе массовых мероприятий на физкультурноспортивных сооружениях выделяют:
— формирование культуры поведения футбольных болельщиков, пропаганду порядка и правил поведения участников, особенно среди молодежи и подростков;
— создание условий для проведения массовых спортивных мероприятий на физкультурно-спортивных сооружениях;
— разработку новых организационно-управленческих решений;
— внедрение новейших достижений техники, новых технологий, направленных на создание эффективной системы проведения массовых мероприятий;
— подготовку кадров и повышение квалификации работников, обеспечивающих правопорядок, общественную безопасность и эксплуатационную надежность физкультурно-спортивных сооружений.
Именно стюарды реализуют на практике все перечисленные направления обеспечения правопорядка и общественной безопасности непосредственно во время проведения массовых спортивных мероприятий.
Для изучения особенностей коммуникативной деятельности стюардов стадиона и ее влияния на обеспечение общественной безопасности при проведении спортивно-массовых мероприятий нами было проведено эмпирическое исследование среди специалистов отдела стюардинга и службы безопасности стадиона «Донбасс-Арена» (по результатам проведения чемпионата Европы по футболу «ЕВРО 2012»). Нами использовались методы беседы, экспертной оценки, анкетирования, психодиагностического тестирования, а также:
1) методика поликультурной эмпатии И. М. Юсупова;
2) методика диагностики общей коммуникативной толерантности В. В. Бойко;
3) методика определения уровня конфликтоустойчивости;
4) методика диагностики межличностных отношений (ДМО) Т. Лири.
Общая выборка исследуемых составляла 120 человек.
В результате экспертной оценки были изучены психологические особенности обеспечения общественной безопасности на стадионе, а также значение коммуникативных навыков и умений стюардов при проведении футбольных матчей. Среди основных компетенций стюардов и сотрудников службы безопасности стадиона,
необходимых для обеспечения правопорядка во время проведения футбольных матчей, были выделены:
— специальные профессиональные знания и умения работы на участке ответственности;
— развитые эмоционально-волевые качества (выдержка, самообладание, стрессоустойчивость, самоконтроль, инициативность);
— наблюдательность, оперативная память и гибкость мышления;
— высокий уровень коммуникативных и организаторских способностей.
Особое место для обеспечения безопасности эксперты отвели таким элементам коммуникативной компетентности, как эмпатия, толерантность, навыки бесконфликтного взаимодействия, доброжелательность и оптимальные стили взаимодействия. Именно эти социально-психологические феномены были изучены нами в ходе дальнейшего эмпирического исследования.
Методика поликультурной эмпатии И. М. Юсупова позволила оценить уровень эмпатии стюардов по отношению к незнакомым людям. Отметим, что в нашем исследовании эмпатия понималась как механизм, позволяющий осуществлять переход от внешнего восприятия стюардом посетителя к его оценке, построению отношений и прогнозу дальнейшего поведения. В результате исследования было установлено, что у большинства стюардов показатель уровня эмпатии составил 8,58 баллов (выше среднего). Это свидетельствует о том, что по отношению к отдельно взятому посетителю спортивно-массового мероприятия стюарды испытывают сопереживание, сочувствие, желание понять его запрос. В их профессиональной деятельности данный факт способствует построению оптимального взаимодействия с болельщиками.
Методика диагностики общей коммуникативной толерантности, предложенная В. В. Бойко, позволила диагностировать толерантные и интолерантные установки личности, проявляющиеся в процессе общения. Согласно автору методики, профессиональная коммуникативная толерантность проявляется в рабочей обстановке, во взаимодействии с теми людьми, с которыми приходится иметь дело по роду деятельности: она обусловлена жизненным опытом, свойствами характера и нравственными принципами. Показатели проведенного тестирования находятся в пределах нормы для людей социальных профессий и свидетельствуют о толерантных установках стюардов, которые прослеживются во взаимодействии с посетителями стадиона.
Результаты изучения уровня конфликтоустойчивости свидетельствуют о возможности стюардов разрешать спорные ситуации, выдерживать эмоционально напряженные моменты: 22% исследуемых имеют высокий уровень конфликтоустойчивости, 70 — средний уровень, а у 8% выявлена выраженная конфликтность.
Диагностика по трем методикам позволила сделать вывод, что стюарды стадиона «Донбасс-Арена» владеют коммуникативным потенциалом для построения оптимального взаимодействия с посетителями спортивных
24
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 4(63)
СервачакЕ. В. Коммуникативная деятельность стюардов стадиона...
Таблица. Результаты исследования общей коммуникативной толерантности стюардов
Шкала Балл
Неприятие или непонимание индивидуальности другого человека 4,25
Использование себя в качестве эталона при оценке поведения и образа мыслей других людей 3,46
Категоричность или консерватизм в оценках других людей 4,28
Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров 4,32
Стремление переделать, перевоспитать партнеров 4,17
Неумение прощать другим ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные неприятности 3,71
Нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту, создаваемому другими людьми 3,42
массовых мероприятий. Однако в ситуациях реального контакта стюардов и болельщиков толерантные коммуникативные установки, развитая эмпатия и кофликто-устойчивость могут быть недостаточными для решения сложных моментов и обеспечения безопасности.
В анкетировании, проведенном после футбольного чемпионата «ЕВРО-2012», стюарды отметили необходимость коммуникативно-профилактической работы с посетителями по разъяснению и контролю за выполнением правил поведения на стадионе. Большинство исследуемых (86%) отнесли оптимальное взаимодействие с агрессивными посетителями (вербальная и не-
еУ 515
4
2
0
-2
-4
-6-
Индекс «Доминирование» Индекс «Дружелюбие»
□ Оценка стюардов качеств собственной личности ЕЭ Оценка стюардами личности посетителей стадиона
Рис. Результаты тестирования стюардов стадиона по шкалам «доминирование» и «дружелюбие» методики ДМО Т. Лири
вербальная агрессия, драки, прорыв турникетов, выбегание на поле и т. п.) к важнейшим факторам обеспечения общественной безопасности при проведении спортивных мероприятий.
Для изучения перцептивной составляющей коммуникативного взаимодействия стюардов, формирования собирательного образа посетителя стадиона было проведено исследование по методике ДМО Т. Лири, в процессе которого участники осуществляли самооценку своих личностных качеств в роли работника отдела стюар-динга и качеств личности посетителя стадиона, что позволило составить обобщенный портрет стюарда и его представление о посетителе спортивно-массового мероприятия. В данной методике параметры «доминирование-подчинение» и «дружелюбие-агрессивность» выделены в качестве основных, так как оценка именно этих качеств личности определяет общее впечатление о человеке. Результаты исследования по двум названным индексам и их сравнение дали возможность проанализировать представление стюардов о себе и о посетителях стадиона. Как видно из рисунка, наиболее показательна (на уровне р < 0,01) разница в самооценке и оценке посетителей по индексу «дружелюбие-агрессивность».
Такой результат свидетельствует о значительном разрыве между представлениями стюардов о себе и посетителе стадиона. Как отмечают Г. М. Андреева и А. М. Донцова, сумма свойств, приписываемых наблюдаемому, дает человеку возможность сформировать определенное отношение к нему и прогнозировать на этой основе его поступки 4.
Эта интерпретация личностных характеристик, как правило, носит эмоциональный характер и располагается в пределах континуума «нравится — не нравится», является основой для построения собственной стратегии поведения. Отрицательный результат индекса «дружелюбие» — «-4,9» у посетителей стадиона указывает на восприятие стюардами болельщиков как людей с агрессивноконкурентной коммуникативной позицией.
Учитывая, что образ (как результат межличностного познания) выполняет не только осведомительную, но и регулятивную функцию, можно предположить, что такое представление стюарда о посетителе негативно влияет на выполнение его профессиональных задач и может стать провокационным. Следовательно, необходима коррекция коммуникативного образа посетителя у работников стадиона, а характеристики процесса восприятия и анализа качеств партнера по общению у стюардов могут быть значительно повышены при наличии соответствующих знаний у специалистов и отработки их практических коммуникативных навыков.
Подводя итог сказанному, отметим, что стюарды являются одними из главных действующих лиц в процессе обеспечения правопорядка и общественной безопасности во время проведения массовых мероприятий на стадионах. В результате проведенного эмпирического исследования установлено, что среди основных профессиональных компетентностей стюардов стадиона, необходимых для обеспечения безопасности во время проведения футбольных матчей, выделяются коммуникативные
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 4(63)
25
Кочетов П. А. Физическая подготовка как модель экстремальных ситуаций...
навыки и умения, в том числе эмпатия, толерантность, навыки бесконфликтного взаимодействия, доброжелательность и оптимальные стили взаимодействия. Психодиагностика этих личностно-психологических качеств выявила достаточный коммуникативный потенциал стюардов для построения оптимального взаимодействия с посетителями спортивных массовых мероприятий. Однако для совершенствования коммуникативной деятельности специалистов отдела стюардинга необходим глубинный анализ образа посетителя стадиона, осознание существующих установок и предубеждений. В связи с этим особенно важно развивать у стюардов навыки эффективной коммуникации с представителями неформальных молодежных группировок, умение предотвращать массовые нарушения общественного порядка, оказывать эффективное психологическое воздействие на граждан, футбольных болельщиков, выделять лидеров (подстрекателей) толпы.
Для эффективного обеспечения общественной безопасности при проведении спортивно-массовых мероприятий на современных стадионах большое значение играет коммуникативная деятельность стюардов, включающая спектр компетентностей от восприятия ситуации и эмоционального состояния посетителей до построения оптимального взаимодействия с ними, с коллегами, сотрудниками правоохранительных органов.
УДК 796
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАК МОДЕЛЬ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ И ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ НАДЕЖНОСТИ
П. А. Кочетов
Представлена педагогическая программа физической подготовки сотрудников, позволяющая формировать и моделировать профессионально важные качества, необходимые в экстремальных ситуациях. Она предусматривает организацию индивидуальной педагогической поддержки и сопровождения, включающие такие формы работы, как поведенческий тренинг, беседы, решение практических задач и т. д.
Ключевые слова: физическая подготовка, моделирование, программа, сотрудники, качества, личность, психотехнические игры.
Физическая подготовка представляет некий полигон, где исследуются сам человек, его физические и духовные возможности ', в целом она рассматривается как форма отражения действительности 2.
Теоретико-методологической основой изучения физической подготовки (как модели деятельности человека в экстремальных условиях) являются концептуальные подходы к решению проблемы индивидуального «Я» и субъектно-объектных отношений 3.
1 Регламент ФИФА по охране правопорядка и обеспечению безопасности стадионов. URL: http://pandia.ru/ text/77/375/16032.php (дата обращения: 10.10.2014).
2 Еферин В. П., Хорькин Ю. Л., Диденко В. А. Управление деятельностью территориальных органов МВД России по предупреждению беспорядков при проведении массовых общественно-политических, спортивных и иных публичных мероприятий: учеб.-методич. пособие. Домодедово, 2013. С. 36-38 ; Барко В. И., Зеленый В. И., Ирхин Ю. Б. Рабочая книга руководителя органов внутренних дел. Винница, 2009. 248 с. ; Корниенко М. В. Роль органов внутренних дел в охране общественного порядка при осложнениях оперативной обстановки: монография. Донецк, 2001. 348 с. ; Демидов Ю. Н. Массовые беспорядки: уголовно-правовой и криминологический аспекты: учеб. пособие. М., 1994. С 67-68 ; Калинников A. C., Козлов О. В., Иванюк A. M. Тактические способы действий служебных нарядов ОВД при проведении массовых общественно-политических, зрелищных и спортивных мероприятий: учеб.-методич. пособие. Калининград, 2012. С. 8-9 ; Панкратьева У. В. Информационно-психологическое обеспечение деятельности сотрудников ОВД при проведении массовых мероприятий // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2011. № 4(47). С. 73-74 ; Трофимова Н. С. Социальнопсихологические особенности деятельности сотрудников патрульно-постовой службы полиции в условиях массовых мероприятий // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 3(62). С 41-43.
3 Межличностное восприятие в группе: учеб. пособие / под ред. Г. М Андреевой и А. И. Донцова. М., 1981. 238 с.
4 Там же. С. 156.
Физическая подготовка (как модель экстремальных ситуаций) предполагает формирование у сотрудников профессионально важных физических качеств (абсолютной и взрывной силы мышц, их скоростно-силовых качеств, выносливости), отработку приемов самозащиты без оружия, боевых приемов борьбы и рукопашного боя, развитие волевых качеств, внимания и психологической устойчивости, что необходимо для повышения надежности в экстремальных условиях.
Опираясь на данные исследования 4 и личный опыт работы, можно сказать, что физическая подготовленность и готовность сотрудников к профессиональной деятельности в экстремальных условиях — совокупность таких функций, как интеллектуальная, моральноволевая, психическая и физическая. Все эти компоненты находятся в диалектической взаимосвязи и проявляются, как правило, дифференцированно в условия экстремальной деятельности.
Отметим, что роль физической подготовки трудно переоценить и в укреплении здоровья сотрудников, улучшении их физического развития, повышении работоспособности и выработке устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов в служебной деятельности.
В целях формирования физической готовности сотрудников и моделирования экстремальных условий де-
26
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 4(63)