Научная статья на тему 'Психолого-правовые аспекты взаимоотношений болельщиков и сотрудников ОВД'

Психолого-правовые аспекты взаимоотношений болельщиков и сотрудников ОВД Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
552
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
соревнования / сотрудники органов внутренних дел / общественный порядок / футбольные хулиганы / меры предупреждения беспорядков / взаимодействие организаторов и участников спортивных состязаний / competitions / internal law enforcement officers / public order / football hooligans / disorder prevention measures / collaboration between the organizers and participants of sports events

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гудков Александр Юрьевич, Панов Сергей Леонидович

В статье рассматриваются отдельные негативные аспекты взаимоотношений болельщиков футбольных клубов и сотрудников органов внутренних дел, осуществляющих охрану общественного порядка на стадионах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers certain negative aspects of the relations between football fan clubs and internal law enforcement officers providing security at stadiums.

Текст научной работы на тему «Психолого-правовые аспекты взаимоотношений болельщиков и сотрудников ОВД»

Пспхоаогпя

правонарушаюшего

поведения

ПСИХОЛОГО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ БОЛЕЛЬЩИКОВ И СОТРУДНИКОВ ОВД

А. Ю. 1удков, С. Л. Панов

В статье рассматриваются отдельные негативные аспекты взаимоотношений болельщиков футбольных клубов и сотрудников органов внутренних дел, осуществляющих охрану общественного порядка на стадионах.

Ключевые слова: соревнования, сотрудники органов внутренних дел, общественный порядок, футбольные хулиганы, меры предупреждения беспорядков, взаимодействие организаторов и участников спортивных состязаний.

Анализ состояния и динамики противоправных посягательств «футбольных» хулиганов свидетельствует об устойчивой тенденции их увеличения, возрастающей масштабности, тяжести последствий и организованности [1, с. 41]. Совершаемые ими правонарушения и преступления опосредованы хулиганскими побуждениями, враждой между болельщиками различных команд и клубов, а также неприязненным отношением к сотрудникам милиции, обеспечивающим охрану общественного порядка.

Особенностью посягательств футбольных болельщиков на стражей правопорядка является то, что они не связаны с предыдущими контактами, а происходят на почве внезапно возникшего конфликта между участниками, как правило, непосредственно в ходе проведения спортивного мероприятия. Анализ фактов активного сопротивления со стороны болельщиков действиям работников органов внутренних дел показывает, что такая ситуация является в равной степени следствием поведения и правонарушителя, и сотрудника милиции. Как правило, противоправные действия правонарушителя выступают обязательным условием правомерного включения милиционера в ситуацию, а законные действия сотрудника ОВД по пресечению правонарушения и задержанию виновного обусловливают противодействие [2, с. 27-28].

В связи со сказанным причины конфликтов между милицией и болельщиками в ходе матча или после его окончания, приводящие к нарушению общественного порядка, а нередко к нанесению вреда здоровью сотрудникам правоохранительных органов, можно условно разделить на три блока.

Первую группу причин и условий, вызывающих конфликт между милицией и болельщиками, составляют прежде всего обстоятельства, связанные с личностью «футбольных» хулиганов, их поведением во время со-

ревнования и отношением к общественной безопасности и порядку. К их числу можно отнести следующее.

1. Большинству «футбольных» хулиганов присуща свойственная им субкультура [3, с. 73], которая является одной из современных разновидностей криминальной субкультуры и представляет собой совокупность своеобразных правил и норм поведения, опосредующих совместные групповые действия-практики противоправной деятельности во время футбольных матчей или в связи с ними.

В России складывается такая ситуация, когда субкультура фанатов становится оппозиционной по отношению к культуре общества в целом и имеет значительный потенциал агрессии. Он может увеличиться за счет развития региональных фан-движений и возникновения связанных с ними потенциальных очагов напряженности. Потенциальная конфликтность может сложиться и во взаимоотношениях с силами правопорядка. Именно таким образом развивались события в странах Западной Европы или Латинской Америки [4, с. 21-22].

2. Нежелание отдельных болельщиков адекватно соизмерять и сочетать свои гражданские права и свободы с обязанностью соблюдать на стадионах общественный порядок, который охраняется сотрудниками правоохранительных органов.

3. Отдельными группами «футбольных» хулиганов заранее планируются противоправные акции с целью дестабилизации обстановки при проведении матча. Указанный фактор косвенно подтверждается данными анализа личности «футбольных» хулиганов, проведенного А. А. Мейгиным [5, с. 13]. Он показал, что удельный вес ранее судимых составил 17,6%, основная часть которых привлекалась ранее к ответственности за корыстные, корыстно-насильственные деяния и преступления против порядка управления. Такие лица из-за неприязни к милиции часто толкают фанатов к противоправным действиям в отношении сотрудников правопорядка.

4. Значительное количество противоправных действий «футбольных» хулиганов (устные оскорбления и угрозы в адрес сотрудников правопорядка, забрасывание их различными предметами и др.) чаще всего подпадают под санкции статей Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и поэтому нередко остаются без должной правовой оценки. Безнаказанность нередко приводит впоследствии к совершению противоправных уголовно наказуемых посягательств, в том числе направленных на причинение вреда здоровью сотрудникам правопорядка.

5. Заметным «стимулятором» хулиганских выпадов футбольных болельщиков является потребление во время матча спиртных напитков, и это делается преимущественно в группе. Так, исследования показали, что каждый пятый задержанный за различные правонарушения «футбольный» хулиган находился в состоянии алкогольного опьянения, а удельный вес выявленных «пьяных» несовершеннолетних болельщиков составил около 45% [6, с. 51].

6. Активное сопротивление работникам ОВД оказывают иногородние «футбольные» хулиганы, небезосновательно надеющиеся на отъезд к месту жительства как обстоятельство, способствующее избежанию ответственности за вред, причиненный болельщикам других команд, имуществу организаций и учреждений, здоровью стражей правопорядка [7, с. 30-31]. К сожалению, в России фактически не существует банка данных на болельщиков, которым, в связи с их предыдущим негативно-криминальным поведением, появление на соревновании разрешено с большими ограничениями или вообще запрещено (вплоть до выдворения с места проведения матча).

Вторую группу факторов, приводящих «футбольных» хулиганов к нарушениям общественного порядка и сопротивлению сотрудникам правоохранительных органов, составляют обстоятельства, связанные непосредственно с действиями работников ОВД во время разрешения конфликтных ситуаций.

1. Большинство сотрудников патрульно-постовой службы, задействованных в охране общественного порядка при проведении футбольных матчей, это лица в возрасте 21-28 лет, имеющие небольшой стаж работы в ОВД и не обладающие высоким профессионализмом. Поэтому правонарушителям легко спровоцировать их на ответные жесткие действия, что приводит нередко к нарушению ими должностных инструкций и установленных законом правил [8, с. 33-34]. Мы считаем, что молодым сотрудникам не хватает опыта не отвечать агрессией на агрессию.

2. В последнее время в средствах массовой информации, в обществе и среде болельщиков подвергаются критике действия работников ОВД, осуществляющих охрану порядка на футбольных матчах. Это приводит к нежеланию сотрудников милиции в отдельных случаях жестко реагировать на конфликтные ситуации, возникающие на стадионах. В этой связи представляют интерес данные, полученные Е. Е. Гавриной в ходе опроса сотрудников ОВД [9, с. 21-23]. Они свидетельствуют о том, что милиционеры нередко предпочитают не прибегать к силовому воздействию на нарушителей порядка, даже если они оказывают сопротивление, угрожающее их здоровью и жизни. Это обусловлено в первую очередь тем, что если на теле задержанного впоследствии окажутся даже небольшие синяки и ссадины, то, с одной стороны, сотрудников ОВД «затаскают» по судам адвокаты; а с другой, по месту работы будет проведена служебная проверка по факту возможного превышения должностных полномочий при задержании нарушителя правопорядка.

3. Сотрудники милиции, в нарушение требований ст. ст. 5, 12 Закона РФ «О милиции» [10, с. 38], подчас не предупреждают участвующих в конфликте граждан о своем намерении применить физическую силу или специаль-

ные средства, не разъясняют основания и повод ограничения прав и свобод, что в итоге приводит к нежеланию болельщиков подчиняться требованиям сотрудников ОВД, а на стадии конфликта вызывает физическое сопротивление.

4. Неверные, неадекватные, непоследовательные, а нередко и нерешительные действия сотрудников правоохранительных органов провоцируют отдельных участников соревнования на противоправные деяния, в том числе связанные с посягательством на жизнь и здоровье милиционеров. В ряде случаев именно использование несоразмерных обстоятельствам методов и средств, превышающих потребности правоохранительной деятельности, привело к посягательствам болельщиков в отношении сотрудников милиции.

Третью группу обстоятельств, способствующих возникновению конфликтных ситуаций между футбольными болельщиками и стражами правопорядка, составляют причины, связанные с порядком организации соревнований, разработанностью нормативной базы, регулирующей деятельность ОВД по охране общественного порядка, а именно:

1. Недостатки в организации спортивных мероприятий [11, с. 28]: некачественная разработка и реализация плана-расчета мероприятий органами внутренних дел, недостаточно организованное взаимодействие между силами и средствами, привлекаемыми для обеспечения безопасности соревнований, и др.

2. Нормативно-правовая база, регулирующая сегодня деятельность ОВД и других структур при проведении общественно-массовых мероприятий, недостаточно разработана (например, в части взаимодействия различных субъектов, обеспечивающих порядок и безопасность граждан на стадионах), она представляет собой разрозненную систему актов, принятых в разных обстоятельствах и условиях, а следовательно, требует серьезной корректировки.

3. Непрофессиональное отношение (а нередко и нарушение этики, журналистской культуры) представителей средств массовой информации к освещению возникающих на стадионах конфликтных ситуаций между милицией и зрителями, что вызывает негативные общественные настроения в среде болельщиков по вопросам организации охраны общественного порядка в период проведения различных соревнований и деятельности правоохранительных органов в указанной сфере.

4. Отсутствие должного взаимодействия МВД России с Российским футбольным союзом (далее - РФС), Российской футбольной премьер-лигой (далее - РФПЛ), Всероссийским обществом болельщиков (далее - ВОБ) по вопросам, связанным с организацией соревнований, поведения болельщиков на футбольных матчах, с взаимоотношением фанатов и стражей порядка и др.

К мерам, направленным на улучшение оперативнокриминологической обстановки во время проведения футбольных матчей, снижение фактов оказания сопротивления сотрудникам правопорядка, следует отнести:

- совершенствование нормативной базы, защищающей права сотрудников, участвующих в охране правопорядка при проведении футбольных матчей;

- вынесение более строгих приговоров обвиняемым за сопротивление сотрудникам при исполнении ими служебных обязанностей, угрозы в их адрес, причинение им вреда и другие негативные действия;

- проведение мероприятий (например, тренировка навыков принятия решений в конфликтных ситуациях), направленных на формирование навыка рационального применения силового воздействия в процессе исполнения служебных задач с целью обеспечения психологической подготовленности сотрудников к возможным экстремальным ситуациям [12, с. 32-36];

- введение и закрепление в ОВД практики выделения для несения службы по охране общественного порядка на футбольных матчах, по возможности, одних и тех же сотрудников милиции, обладающих выдержкой, необходимым опытом и умеющих вести диалог с болельщиками;

- формирование единой базы данных на футбольных хулиганов с целью использования определенной информации в предупреждении правонарушений и преступлений, совершаемых в ходе проведения соревнований;

- повсеместное использование на футбольных соревнованиях специальных памяток для болельщиков, в которых отражены не только права граждан, пришедших на матч, но и их обязанности. Кроме того, эти правила следует оглашать на стадионе перед началом матча, размещать на видных местах, у входов на трибуны и др.;

- регулярное проведение встреч, совещаний с участием представителей РФС, ВОБ, Министерства внутренних дел, Министерства спорта, туризма и молодежной политики России по вопросам, связанным с болельщиц-ким движением в России, обеспечением общественного порядка на футбольных матчах, и взаимоотношениях болельщиков и правоохранительных органов;

- применение силами РФС России, РФПЛ, ВОБ, руководством спортивных сооружений мер, связанных с установкой в фанатских секторах стадионов так называемых антивандальных кресел или же полном снятии кресел в указанных секторах;

- принятие решения в рамках РФС, РФПЛ, ВОБ о присутствии на футбольных матчах делегата от ВОБ с наделением его определенными полномочиями и обязательной отчетностью о проделанной работе, замечаниях и выявленных недостатках перед РФС и РФПЛ;

- ужесточение требований к руководству стадионов по обязательному оснащению сооружений системами видеонаблюдения в процессе сертификации футбольных арен;

- привлечение к охране правопорядка на футбольных матчах общественных формирований правоохранительной направленности (например, членов добровольных народных дружин);

- разработка и внедрение механизма введения института стюардов в практику обеспечения общественного порядка на стадионах;

- регулярный сбор социолого-криминологической информации с целью выработки рекомендаций по маркетингу безопасных для жизни и здоровья граждан мест спортивных состязаний, в том числе потенциально небезопасных (футбольных матчей), а также коррекции стереотипа поведения участников взаимодействия в целях укрепления его правомерности и др.

Предложенные меры не являются исчерпывающими, но их осуществление поможет улучшить социально-криминогенную обстановку в процессе проведения футбольных матчей, а также снизить количество фактов нарушения общественного порядка со стороны болельщиков.

1. Мейтин А. А. Субкультура футбольных фанатов и ее место в криминальной субкультуре // Закон и судебная практика : сб. науч. ст. Краснодар, 2003. Т. 4. С. 41-43.

2. Шапиев Э. А. Факторы, влияющие на совершение посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов // Рос. следователь. 2007. № 15. С. 27-28.

3. Александров Ю. К. Очерки криминальной субкультуры. М., 2001. 152 с.

4. Галда В. H., Звягин М. М., Солодов И. А. Концепции административно-правового регулирования охраны общественного порядка при проведении публичных мероприятий в зарубежных государствах // Административное и муниципальное право. 2009. № 9. С. 21-22.

5. Мейтин А. А. Криминологическая характеристика преступлений, совершаемых футбольными болельщиками, и их предупреждение : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2004. 23 с.

6. Мейтин А. А. Тенденции преступного насилия футбольных болельщиков // Концептуальные основы диссертационных исследований докторантов, адъюнктов и соискателей. Ростов н/Д, 2003. Ч. II. С. 58-63.

7. Шляпникова О. П. Проблемы реагирования на поведенческие ситуации с участием членов криминогенных подростково-молодежных формирований в сфере охраны общественного порядка // Рос. следователь. 2009. № 4. С. 25-29.

8. Акимова H. В. Виктимологические аспекты преступлений, совершаемых в отношении сотрудников органов внутренних дел // Рос. следователь. 2006. № 1. С. 32-36.

9. Гаврина E. Е. Агрессивность сотрудника милиции: миф или реальность // Юридическая психология. 2008. № 3. С. 20-24.

10. О милиции : закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 : в ред. федерального закона от 25 ноября 2009 г. № 267-ФЗ // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР 1991. № 16, ст. 503. С. 38 ; Рос. газета. 2009. 27 нояб.

11. Матвеев Б. В., Ощепкова К. С., Сазонов А. А. и др. Обеспечение безопасности населения г. Москвы при проведении городских массовых общественных мероприятий // Пульс : информационно-аналитический сборник. М., 2003. № 1(273). С. 28.

12. КовалеваЕ. Л. Правовое поведение сотрудников органов внутренних дел // Следователь. 2002. № 3. С. 32-36.

ДЕСТРУКТИВНЫЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ФАКТОР ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Е. И. Ждакаева

В статье раскрывается влияние деструктивных детско-родительских отношений на формирование девиантного поведения подростков. Выделяются основные факторы девиантных форм поведения подростков. Раскрываются основные характеристики конструктивных и деструктивных детско-родительских отношений.

Ключевые слова: девиантное поведение, девиации, деструктивные детско-родительские отношения, конструктивные детско-родительские отношения, мотивы воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.