Пспхоаогпя
правонарушаюшего
поведения
ПСИХОЛОГО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ БОЛЕЛЬЩИКОВ И СОТРУДНИКОВ ОВД
А. Ю. 1удков, С. Л. Панов
В статье рассматриваются отдельные негативные аспекты взаимоотношений болельщиков футбольных клубов и сотрудников органов внутренних дел, осуществляющих охрану общественного порядка на стадионах.
Ключевые слова: соревнования, сотрудники органов внутренних дел, общественный порядок, футбольные хулиганы, меры предупреждения беспорядков, взаимодействие организаторов и участников спортивных состязаний.
Анализ состояния и динамики противоправных посягательств «футбольных» хулиганов свидетельствует об устойчивой тенденции их увеличения, возрастающей масштабности, тяжести последствий и организованности [1, с. 41]. Совершаемые ими правонарушения и преступления опосредованы хулиганскими побуждениями, враждой между болельщиками различных команд и клубов, а также неприязненным отношением к сотрудникам милиции, обеспечивающим охрану общественного порядка.
Особенностью посягательств футбольных болельщиков на стражей правопорядка является то, что они не связаны с предыдущими контактами, а происходят на почве внезапно возникшего конфликта между участниками, как правило, непосредственно в ходе проведения спортивного мероприятия. Анализ фактов активного сопротивления со стороны болельщиков действиям работников органов внутренних дел показывает, что такая ситуация является в равной степени следствием поведения и правонарушителя, и сотрудника милиции. Как правило, противоправные действия правонарушителя выступают обязательным условием правомерного включения милиционера в ситуацию, а законные действия сотрудника ОВД по пресечению правонарушения и задержанию виновного обусловливают противодействие [2, с. 27-28].
В связи со сказанным причины конфликтов между милицией и болельщиками в ходе матча или после его окончания, приводящие к нарушению общественного порядка, а нередко к нанесению вреда здоровью сотрудникам правоохранительных органов, можно условно разделить на три блока.
Первую группу причин и условий, вызывающих конфликт между милицией и болельщиками, составляют прежде всего обстоятельства, связанные с личностью «футбольных» хулиганов, их поведением во время со-
ревнования и отношением к общественной безопасности и порядку. К их числу можно отнести следующее.
1. Большинству «футбольных» хулиганов присуща свойственная им субкультура [3, с. 73], которая является одной из современных разновидностей криминальной субкультуры и представляет собой совокупность своеобразных правил и норм поведения, опосредующих совместные групповые действия-практики противоправной деятельности во время футбольных матчей или в связи с ними.
В России складывается такая ситуация, когда субкультура фанатов становится оппозиционной по отношению к культуре общества в целом и имеет значительный потенциал агрессии. Он может увеличиться за счет развития региональных фан-движений и возникновения связанных с ними потенциальных очагов напряженности. Потенциальная конфликтность может сложиться и во взаимоотношениях с силами правопорядка. Именно таким образом развивались события в странах Западной Европы или Латинской Америки [4, с. 21-22].
2. Нежелание отдельных болельщиков адекватно соизмерять и сочетать свои гражданские права и свободы с обязанностью соблюдать на стадионах общественный порядок, который охраняется сотрудниками правоохранительных органов.
3. Отдельными группами «футбольных» хулиганов заранее планируются противоправные акции с целью дестабилизации обстановки при проведении матча. Указанный фактор косвенно подтверждается данными анализа личности «футбольных» хулиганов, проведенного А. А. Мейгиным [5, с. 13]. Он показал, что удельный вес ранее судимых составил 17,6%, основная часть которых привлекалась ранее к ответственности за корыстные, корыстно-насильственные деяния и преступления против порядка управления. Такие лица из-за неприязни к милиции часто толкают фанатов к противоправным действиям в отношении сотрудников правопорядка.
4. Значительное количество противоправных действий «футбольных» хулиганов (устные оскорбления и угрозы в адрес сотрудников правопорядка, забрасывание их различными предметами и др.) чаще всего подпадают под санкции статей Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и поэтому нередко остаются без должной правовой оценки. Безнаказанность нередко приводит впоследствии к совершению противоправных уголовно наказуемых посягательств, в том числе направленных на причинение вреда здоровью сотрудникам правопорядка.
5. Заметным «стимулятором» хулиганских выпадов футбольных болельщиков является потребление во время матча спиртных напитков, и это делается преимущественно в группе. Так, исследования показали, что каждый пятый задержанный за различные правонарушения «футбольный» хулиган находился в состоянии алкогольного опьянения, а удельный вес выявленных «пьяных» несовершеннолетних болельщиков составил около 45% [6, с. 51].
6. Активное сопротивление работникам ОВД оказывают иногородние «футбольные» хулиганы, небезосновательно надеющиеся на отъезд к месту жительства как обстоятельство, способствующее избежанию ответственности за вред, причиненный болельщикам других команд, имуществу организаций и учреждений, здоровью стражей правопорядка [7, с. 30-31]. К сожалению, в России фактически не существует банка данных на болельщиков, которым, в связи с их предыдущим негативно-криминальным поведением, появление на соревновании разрешено с большими ограничениями или вообще запрещено (вплоть до выдворения с места проведения матча).
Вторую группу факторов, приводящих «футбольных» хулиганов к нарушениям общественного порядка и сопротивлению сотрудникам правоохранительных органов, составляют обстоятельства, связанные непосредственно с действиями работников ОВД во время разрешения конфликтных ситуаций.
1. Большинство сотрудников патрульно-постовой службы, задействованных в охране общественного порядка при проведении футбольных матчей, это лица в возрасте 21-28 лет, имеющие небольшой стаж работы в ОВД и не обладающие высоким профессионализмом. Поэтому правонарушителям легко спровоцировать их на ответные жесткие действия, что приводит нередко к нарушению ими должностных инструкций и установленных законом правил [8, с. 33-34]. Мы считаем, что молодым сотрудникам не хватает опыта не отвечать агрессией на агрессию.
2. В последнее время в средствах массовой информации, в обществе и среде болельщиков подвергаются критике действия работников ОВД, осуществляющих охрану порядка на футбольных матчах. Это приводит к нежеланию сотрудников милиции в отдельных случаях жестко реагировать на конфликтные ситуации, возникающие на стадионах. В этой связи представляют интерес данные, полученные Е. Е. Гавриной в ходе опроса сотрудников ОВД [9, с. 21-23]. Они свидетельствуют о том, что милиционеры нередко предпочитают не прибегать к силовому воздействию на нарушителей порядка, даже если они оказывают сопротивление, угрожающее их здоровью и жизни. Это обусловлено в первую очередь тем, что если на теле задержанного впоследствии окажутся даже небольшие синяки и ссадины, то, с одной стороны, сотрудников ОВД «затаскают» по судам адвокаты; а с другой, по месту работы будет проведена служебная проверка по факту возможного превышения должностных полномочий при задержании нарушителя правопорядка.
3. Сотрудники милиции, в нарушение требований ст. ст. 5, 12 Закона РФ «О милиции» [10, с. 38], подчас не предупреждают участвующих в конфликте граждан о своем намерении применить физическую силу или специаль-
ные средства, не разъясняют основания и повод ограничения прав и свобод, что в итоге приводит к нежеланию болельщиков подчиняться требованиям сотрудников ОВД, а на стадии конфликта вызывает физическое сопротивление.
4. Неверные, неадекватные, непоследовательные, а нередко и нерешительные действия сотрудников правоохранительных органов провоцируют отдельных участников соревнования на противоправные деяния, в том числе связанные с посягательством на жизнь и здоровье милиционеров. В ряде случаев именно использование несоразмерных обстоятельствам методов и средств, превышающих потребности правоохранительной деятельности, привело к посягательствам болельщиков в отношении сотрудников милиции.
Третью группу обстоятельств, способствующих возникновению конфликтных ситуаций между футбольными болельщиками и стражами правопорядка, составляют причины, связанные с порядком организации соревнований, разработанностью нормативной базы, регулирующей деятельность ОВД по охране общественного порядка, а именно:
1. Недостатки в организации спортивных мероприятий [11, с. 28]: некачественная разработка и реализация плана-расчета мероприятий органами внутренних дел, недостаточно организованное взаимодействие между силами и средствами, привлекаемыми для обеспечения безопасности соревнований, и др.
2. Нормативно-правовая база, регулирующая сегодня деятельность ОВД и других структур при проведении общественно-массовых мероприятий, недостаточно разработана (например, в части взаимодействия различных субъектов, обеспечивающих порядок и безопасность граждан на стадионах), она представляет собой разрозненную систему актов, принятых в разных обстоятельствах и условиях, а следовательно, требует серьезной корректировки.
3. Непрофессиональное отношение (а нередко и нарушение этики, журналистской культуры) представителей средств массовой информации к освещению возникающих на стадионах конфликтных ситуаций между милицией и зрителями, что вызывает негативные общественные настроения в среде болельщиков по вопросам организации охраны общественного порядка в период проведения различных соревнований и деятельности правоохранительных органов в указанной сфере.
4. Отсутствие должного взаимодействия МВД России с Российским футбольным союзом (далее - РФС), Российской футбольной премьер-лигой (далее - РФПЛ), Всероссийским обществом болельщиков (далее - ВОБ) по вопросам, связанным с организацией соревнований, поведения болельщиков на футбольных матчах, с взаимоотношением фанатов и стражей порядка и др.
К мерам, направленным на улучшение оперативнокриминологической обстановки во время проведения футбольных матчей, снижение фактов оказания сопротивления сотрудникам правопорядка, следует отнести:
- совершенствование нормативной базы, защищающей права сотрудников, участвующих в охране правопорядка при проведении футбольных матчей;
- вынесение более строгих приговоров обвиняемым за сопротивление сотрудникам при исполнении ими служебных обязанностей, угрозы в их адрес, причинение им вреда и другие негативные действия;
- проведение мероприятий (например, тренировка навыков принятия решений в конфликтных ситуациях), направленных на формирование навыка рационального применения силового воздействия в процессе исполнения служебных задач с целью обеспечения психологической подготовленности сотрудников к возможным экстремальным ситуациям [12, с. 32-36];
- введение и закрепление в ОВД практики выделения для несения службы по охране общественного порядка на футбольных матчах, по возможности, одних и тех же сотрудников милиции, обладающих выдержкой, необходимым опытом и умеющих вести диалог с болельщиками;
- формирование единой базы данных на футбольных хулиганов с целью использования определенной информации в предупреждении правонарушений и преступлений, совершаемых в ходе проведения соревнований;
- повсеместное использование на футбольных соревнованиях специальных памяток для болельщиков, в которых отражены не только права граждан, пришедших на матч, но и их обязанности. Кроме того, эти правила следует оглашать на стадионе перед началом матча, размещать на видных местах, у входов на трибуны и др.;
- регулярное проведение встреч, совещаний с участием представителей РФС, ВОБ, Министерства внутренних дел, Министерства спорта, туризма и молодежной политики России по вопросам, связанным с болельщиц-ким движением в России, обеспечением общественного порядка на футбольных матчах, и взаимоотношениях болельщиков и правоохранительных органов;
- применение силами РФС России, РФПЛ, ВОБ, руководством спортивных сооружений мер, связанных с установкой в фанатских секторах стадионов так называемых антивандальных кресел или же полном снятии кресел в указанных секторах;
- принятие решения в рамках РФС, РФПЛ, ВОБ о присутствии на футбольных матчах делегата от ВОБ с наделением его определенными полномочиями и обязательной отчетностью о проделанной работе, замечаниях и выявленных недостатках перед РФС и РФПЛ;
- ужесточение требований к руководству стадионов по обязательному оснащению сооружений системами видеонаблюдения в процессе сертификации футбольных арен;
- привлечение к охране правопорядка на футбольных матчах общественных формирований правоохранительной направленности (например, членов добровольных народных дружин);
- разработка и внедрение механизма введения института стюардов в практику обеспечения общественного порядка на стадионах;
- регулярный сбор социолого-криминологической информации с целью выработки рекомендаций по маркетингу безопасных для жизни и здоровья граждан мест спортивных состязаний, в том числе потенциально небезопасных (футбольных матчей), а также коррекции стереотипа поведения участников взаимодействия в целях укрепления его правомерности и др.
Предложенные меры не являются исчерпывающими, но их осуществление поможет улучшить социально-криминогенную обстановку в процессе проведения футбольных матчей, а также снизить количество фактов нарушения общественного порядка со стороны болельщиков.
1. Мейтин А. А. Субкультура футбольных фанатов и ее место в криминальной субкультуре // Закон и судебная практика : сб. науч. ст. Краснодар, 2003. Т. 4. С. 41-43.
2. Шапиев Э. А. Факторы, влияющие на совершение посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов // Рос. следователь. 2007. № 15. С. 27-28.
3. Александров Ю. К. Очерки криминальной субкультуры. М., 2001. 152 с.
4. Галда В. H., Звягин М. М., Солодов И. А. Концепции административно-правового регулирования охраны общественного порядка при проведении публичных мероприятий в зарубежных государствах // Административное и муниципальное право. 2009. № 9. С. 21-22.
5. Мейтин А. А. Криминологическая характеристика преступлений, совершаемых футбольными болельщиками, и их предупреждение : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2004. 23 с.
6. Мейтин А. А. Тенденции преступного насилия футбольных болельщиков // Концептуальные основы диссертационных исследований докторантов, адъюнктов и соискателей. Ростов н/Д, 2003. Ч. II. С. 58-63.
7. Шляпникова О. П. Проблемы реагирования на поведенческие ситуации с участием членов криминогенных подростково-молодежных формирований в сфере охраны общественного порядка // Рос. следователь. 2009. № 4. С. 25-29.
8. Акимова H. В. Виктимологические аспекты преступлений, совершаемых в отношении сотрудников органов внутренних дел // Рос. следователь. 2006. № 1. С. 32-36.
9. Гаврина E. Е. Агрессивность сотрудника милиции: миф или реальность // Юридическая психология. 2008. № 3. С. 20-24.
10. О милиции : закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 : в ред. федерального закона от 25 ноября 2009 г. № 267-ФЗ // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР 1991. № 16, ст. 503. С. 38 ; Рос. газета. 2009. 27 нояб.
11. Матвеев Б. В., Ощепкова К. С., Сазонов А. А. и др. Обеспечение безопасности населения г. Москвы при проведении городских массовых общественных мероприятий // Пульс : информационно-аналитический сборник. М., 2003. № 1(273). С. 28.
12. КовалеваЕ. Л. Правовое поведение сотрудников органов внутренних дел // Следователь. 2002. № 3. С. 32-36.
ДЕСТРУКТИВНЫЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ФАКТОР ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Е. И. Ждакаева
В статье раскрывается влияние деструктивных детско-родительских отношений на формирование девиантного поведения подростков. Выделяются основные факторы девиантных форм поведения подростков. Раскрываются основные характеристики конструктивных и деструктивных детско-родительских отношений.
Ключевые слова: девиантное поведение, девиации, деструктивные детско-родительские отношения, конструктивные детско-родительские отношения, мотивы воспитания.