Научная статья на тему 'О российских и зарубежных подходах к предупреждению и пресечению столкновений митингующих с полицией'

О российских и зарубежных подходах к предупреждению и пресечению столкновений митингующих с полицией Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1319
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИСТСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ / МИТИНГУЮЩИЕ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ОРГАНАМ ПРАВОПОРЯДКА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ БОРЬБА / МАССОВЫЕ БЕСПОРЯДКИ / EXTREMIST MANIFESTATIONS / PROTESTERS / OPPOSITION TO THE AUTHORITIES / THE POLITICAL STRUGGLE / MASS RIOTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воронцов Сергей Алексеевич

В статье анализируется опыт России и зарубежных стран в сфере предупреждения и пресечения столкновений митингующих с полицией. Исследуя тему, автор обращается к законодательству различных стран, изучает материалы средств массовой информации, сообщения в социальных сетях, документы уголовных дел о массовых беспорядках и противодействии полиции во время демонстраций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE RUSSIAN AND INTERNATIONAL APPROACHES TO THE PREVENTION AND SUPPRESSION OF PROTESTERS CLASHES WITH POLICE

The article analyzes the experience of Russia and foreign countries in the field of prevention and suppression of clashes of protesters with police. Exploring the theme, the author refers to the legislation of different countries, studying the materials of mass media messages on social networks, documents criminal cases on the mass unrest and opposition of the police during demonstrations.

Текст научной работы на тему «О российских и зарубежных подходах к предупреждению и пресечению столкновений митингующих с полицией»

Экстремистские проявления в ходе массовых мероприятий, влекущие за собой столкновение митингующих с полицией, в последние десятилетия стали не исключением, а печальной закономерностью. В сети Интернет по данному запросу предлагается около 500 000 ответов. Причем подобные действия происходят не только в Москве и на постсоветском пространстве (в Украине, Белоруси, Грузии, Азербайджане, Эстонии, Латвии, Армении, Казахстане) или в Греции, Египте, Испании, Италии, Ираке, Пакистане, Афганистане, Йемене, где столкновения с полицией стали неотъемлемой частью политической жизни, но и в США, Великобритании, Китае, Турции, Болгарии, Венгрии, Польше, Кувейте, Бахрейне, ЮАР и многих других странах.

Противодействие радикальной части общества органам, обеспечивающим правопорядок в ходе массовых мероприятий, имело место в разные исторические периоды в различных государствах и при любых социальных условиях, внешне, казалось бы, весьма благоприятных. В Российской Федерации с началом бурных и противоречивых изменений, захлестнувших общественную и политическую жизнь, рассматриваемые экстремистские проявления, к сожалению, стали повседневной реальностью. Их повышенная опасность заключается в абсолютизации насильственных методов политической борьбы, характеризующихся действиями, направленными на насильственное изменение конституционного строя, сопровождающихся публичными призывами к совершению противоправных деяний, провоцировании массовых беспорядков, в которых, как известно, победивших не бывает.

В новейшей истории России первые проявления рассматриваемого феномена следует отнести к 1 мая 1993 г., когда на Октябрьскую площадь Москвы пришли люди, пожелавшие отметить праздник, пусть уже не государственный, но традиционный. Организаторы мероприятия, изменив маршрут движения, направили толпу прямо в противоположном направлении - по Ленинскому проспекту на Воробьевы горы, четко зная, что это спровоцирует столкновение с силами правопорядка. Итогом стали массовые беспорядки, десятки раненых с обеих сторон и первая жертва - сержант милиции Толстунов, который был убит хулиганами, севшими за руль грузовика.

Массовые беспорядки 1 октября 1993 г. происходили уже на Смоленской площади. И снова тот же сценарий: одни нарушали закон, другие его защищали, выполняя свой служебный долг.

Очередная демонстрация состоялась 3 октября 1993 г., в ходе нее провокаторы с Октябрьской площади прорвали оцепление милиции и начали жестоко избивать молоденьких солдат милицейского полка, отбирать щиты, бронежилеты, срывать погоны, пытаться сбросить милиционеров с моста в Москва-реку. Затем последовали разгром мэрии, попытка захвата Останкино, танки на мосту, стрелявшие по Белому дому.

Жесткие, но основанные на законе действия правоохранительных органов, пресекших массовые беспорядки, на несколько лет «охладили» «горячие головы», полагающие, что они могут диктовать власти свои условия с позиции силы. Но в 2011-2012 гг. начинается процесс реанимации массовых митингов и демонстраций, выливающихся в столкновения с полицией. Массовые протестные мероприятия в Москве и Санкт-Петербурге прошли в начале декабря 2011 г., отозвавшись акциями протеста в 99 городах России и 42 городах за рубежом [1].

«Народный марш» (он же «Марш миллионов») состоялся 6 мая 2012 г., в нем участвовало, по разным оценкам, от 50 до 100 тысяч человек. По завершении шествия планировалось проведение согласованного с властями митинга на Болотной площади, однако мирная демонстрация группой подстрекателей была переведена в плоскость массовых беспорядков. Показателем агрессивности и подготовленности зачинщиков беспорядков является тот факт, что несколько десятков полицейских, в подавляющем большинстве тренированых молодых мужчин, оснащенных средствами защиты, оказались на больничных койках. О масштабности противоправных действий оппозиции свидетельствует то обстоятельство, что расследование уголовного дела проводила группа из 95 следователей. По подозрению в участии в беспорядках задержано более 400 человек. За полгода допрошено более 1200 свидетелей, проведены обыски у десятков активистов. В деле 51 потерпевший (причем среди них только двое гражданских лиц) [2].

Убедившись в бесперспективности организации «маршей миллионов», так и не получивших массовой поддержки населения в силу противоречивости целей и интересов их участников, отсутствия у организаторов внятной программы действий, невозможности сдерживания организаторами разрушительной силы неуправляемой толпы, а также в связи с тем, что органы власти

противопоставили действиям правонарушителей адекватную систему мер противодействия, оппозиция перешла к проведению протестных акций в форме «народных гуляний» [3]. Данные акции не согласовывались с властями, поэтому наиболее активных участников периодически задерживала полиция [4].

Наиболее крупное «народное гуляние» состоялось 15 декабря 2012 г. в Москве. Протестующие, скоординировав свои действия через Интернет, собрались на Лубянской площади. Пока «гуляющие» «водили хоровод» вокруг Соловецкого камня, полиция наблюдала, не вмешиваясь в ход их действий. Задержания начались после того, как протестующие стали скандировать лозунги политического характера, т.е. от «народных гуляний» перешли к несогласованному с властями митингу [5]. Упреждающие меры полиции по задержанию прибывших на Лубянскую площадь организаторов «гуляний», пресечению незаконного массового мероприятия не позволили реализовать сценарий, ведущий к массовым беспорядкам.

Изучение материалов средств массовой информации, сообщений в социальных сетях, документов уголовных дел об имевших место массовых беспорядках и противодействии полиции позволяет выделить два основных сценария, реализуемых организаторами данных мероприятий.

1. Организаторы акции соглашаются с условиями, которые ставят перед ними органы власти, но в процессе проведения демонстрации или митинга они резко ломают установленный регламент, изменяют маршрут движения участников мероприятия на заведомо неприемлемый для органов власти, исходящей при выборе маршрута из требований действующего законодательства. Провокаторы публично объявляют новую цель, например - Кремль, Белый дом или Останкино. Полиция пытается вернуть процесс в законное русло, активно перекрывает угрожающие безопасности и правопорядку направления движения митингующих. Организаторы призывают сопротивляться законным действиям полиции всеми силами: взяться за руки, образовав живую цепь, сесть на землю, прорывать оцепление. В толпе появляются некоторые депутаты, которые «размахивая мандатом» народного избранника, пытаются «давить» на полицию, реализующую требования закона. Толпа возбуждается, в стражей порядка летят камни, бутылки, горящие файеры. Полиция вынужденно проводит выборочное задержание лиц, нарушающих действующее законодательство. В толпе звучат призывы провокаторов противодействовать законным действиям полиции и освобождать «задержанных товарищей», которые картинно, с гордо поднятой головой, следуют к автозаку, раздавая «налево и направо» интервью представителям СМИ о том, что они якобы не совершали ничего противозаконного и не знают, за что их задержали. Толпа от призывов переходит к насилию, раскручивая спираль массовых беспорядков, при пресечении которых полиции трудно оставаться «белой и пушистой». Несмотря на строгие правила, установленные Федеральным законом «О полиции» в части применения физической силы и специальных средств [6], следует понимать, что полицейские, в основном молодые крепкие мужчины, не будут молча сносить побои, оскорбления и плевки в лицо. У них могут проявляться естественные рефлекторные реакции, чувство собственного достоинства, товарищества и справедливости. И те из них, у которых эмоции захлестнут порог выдержки, даже понимая, что придется отвечать перед правосудием, могут перейти грань необходимой обороны, защищая закон, своих коллег и себя.

2. Организаторы акции не соглашаются с условиями, которые ставят перед ними органы власти и осознанно идут на проведение несогласованного массового мероприятия, при подготовке которого активно используют социальные сети для информирования как организационного ядра своих сторонников, так и пользователей социальных сетей о предстоящем мероприятии. При этом четко проявляется цинизм провокаторов, призывающих граждан на мероприятие, за участие в котором те могут быть привлечены к ответственности, стремящихся составить текст сообщения в сети таким образом, чтобы обезопасить себя лично от возможной ответственности за организацию противоправных акций.

Так, при подготовке несанкционированного митинга 15 декабря 2012 г. на Лубянской площади Навальный пишет: «А можно вспомнить о своем человеческом достоинстве и 15 декабря в 15 часов прийти на Лубянскую площадь», но здесь же замечает: «Не надо участвовать ни в каком митинге или пикете, или шествии» [7].

Гудков указывает, что купит цветы и прогуляется до Лубянки с родителями [8].

Ксения Собчак информирует «15-го числа я пойду гулять в район Лубянки» [9].

Яшин отмечает: «Лично я 15 декабря пойду прогуляться на Лубянскую площадь. Мирно и без оружия. А у вас какие планы?» [10].

Удальцов более конкретен: «У Мэрии нет других вариантов по маршруту Марша. Это нас не устраивает. Значит, остается вариант - Лубянка в 15.00. Каждый идет сам» [11].

На «гапоновскую» тактику оппозиции одним из первых обратил внимание депутат Госдумы Александр Хинштейн, который, выступая 15 мая 2012 г. в рамках пленарного заседания нижней палаты парламента, при характеристике событий, произошедших 6 мая в Москве, привел ряд сообщений из социальных сетей: «Народ, собираемся группами по 5-10 человек. Продвигаемся к Чистым прудам в центр, готовые биться, а не стоять и сопли жевать. С собой берем теплую одежду и все средства, которые могут вам помочь». «Все, власть нелегитимна. Смута и гражданская война. Теперь можно убивать мусоров - революция спишет». «Берите все, что есть. Травматику, биты, перцовые баллончики, если кто играет в хоккей, пусть оденет свою амуницию», «ОМОН - уроды, мочи их». «Поступило предложение на Манежке и Чистых прудах прокалывать шины автозакам. В ОВД нет мест, автозаков не хватает, это шанс!» «По мере накопления сил растягиваем народ в три направления и стараемся прорвать кордоны, потом помогаем остальным». «В районах надо мутить. Как правило, в районах на сутках полиции немного, это в центре из регионов силы стянуты». «Ночь с 8 по 9 мая. Правые, выходим! Работаем малыми группами - не более 5 человек. При себе иметь 1 коктейль Молотова, кирпичи, фаер или дымовую шашку, отвертку, маску. Работаем на удалении не менее 1 км от Китай-города. Фаера и дым кидаем в мусорные контейнеры, камни в витрины госучреждений, прокалываем шины у машин полиции, автозаков. Коктейли - в здания правительства, партии ЕР, полиции». Александр Хинштейн оценил ситуацию как чрезвычайную. Мы не можем закрыть глаза на избиения полицейских, организацию уличных побоищ, провокации. Если угодно, это вопрос сохранения государства: способна ли власть обеспечить защиту своим гражданам», -подчеркнул депутат [12].

Анализ результатов массовых мероприятий, в ходе которых произошли столкновения митингующих с полицией, показывает, что демонстративное нарушение закона является приоритетной целью организаторов этих акций.

Следует согласиться с Александром Хинштейном в том, что лидеры оппозиции, провоцирующие проведение несогласованных властью массовых мероприятий, в борьбе с действующей властью готовы объединяться с кем угодно - левыми, правами, националистами, либералами, в надежде раскачать протестные настроения, вывести людей на улицы. Но локализовать потом этот протест не удастся, т.к., по мнению депутата, «те молодые отморозки, кто предлагает "мочить" полицейских и забрасывать коктейлями Молотова здания, не успокоятся» [12]. И чтобы успокоить их, придется применять специальные жесткие меры подавления бандитов, что мы уже «проходили» в новейшей истории России.

Можно согласиться с ЫЬйгайоп, где со ссылкой на эксперта Карнеги-центра Марию Липман указано, что в России сформировалась некая прослойка людей, для которой важна борьба как таковая, вне зависимости от того, кто находится у власти [13]. Действительно, цивилизованные акции протеста для нынешней оппозиции теряют всякий смысл, т.к. мирный исход любой, даже очень значимой акции, стирает память о ней через сутки, в то время когда художественно поставленные беспорядки, где «сатрапам» якобы противостоят «беззащитные старики и беременные девушки», правда, последние, при следственной проверке в рамках уголовного дела, оказываются юношами, будут обсуждаться месяцами. Причем они будут обсуждаться в основном с точки зрения обвинения полиции в неадекватной жесткости действий, а власти - в несоблюдении ст. 31 Конституции РФ, гарантирующей гражданам право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Следует отметить, что содержание ст. 31 Конституции РФ соответствует положениям международных договоров. Так, в ч. 1 ст. 20 Всеобщей декларации прав человека установлено, что «каждый человек имеет право на свободу мирных собраний», а в ст. 21 Международного пакта о гражданских и политических правах «признается право на мирные собрания. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом

и которые необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц».

В Российской Федерации 19 июня 2004 г. принят Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», в котором подробно изложены положения о порядке организации и проведения публичного мероприятия, указаны права и обязанности организаторов и участников публичного мероприятия, других органов и лиц, причастных к его проведению, в том числе нормы, направленные на недопущение перехода действий митингующих в противоправные деяния.

В контексте исследуемой проблемы представляют интерес следующие положения закона:

1. В соответствии с ч. 1 ст. 5 публичное мероприятие должно иметь организаторов, взявших на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.

2. Согласно ч. 4 ст. 5 организатор обязан:

- обеспечивать соблюдение условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия;

- требовать от участников публичного мероприятия соблюдения общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия, прекращения нарушения закона;

- обеспечивать в пределах своей компетенции общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия;

- приостанавливать публичное мероприятие или прекращать его в случае совершения его участниками противоправных действий;

- принять меры по недопущению превышения указанного в уведомлении о проведении публичного мероприятия количества участников, если это превышение создает угрозу общественному порядку и (или) общественной безопасности либо угрозу причинения ущерба имуществу;

- обеспечивать сохранность зеленых насаждений, помещений, зданий, строений, сооружений, оборудования, мебели, инвентаря и другого имущества в месте проведения публичного мероприятия.

Согласно ч. 6 ст. 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикитированиях» организатор публичного мероприятия в случае неисполнения им обязанностей несет гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный участниками публичного мероприятия. Возмещение вреда осуществляется в порядке гражданского судопроизводства.

Согласно рассматриваемому закону публичное мероприятие может быть прекращено при создании реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, а также для имущества физических и юридических лиц, кроме того, при совершении участниками противоправных действий и умышленном нарушении либо неисполнении организатором требований закона.

В соответствии со ст. 17 данного закона в случае невыполнения организатором указания о прекращении публичного мероприятия или возникновении массовых беспорядков, погромов, поджогов и в других случаях, требующих экстренных действий, сотрудники полиции принимают необходимые меры по прекращению публичного мероприятия.

Участие полиции в обеспечении безопасности массовых мероприятий введено законодателем в круг ее обязанностей. Так, согласно ч. 6 ст. 12 Федерального закона «О полиции» полиция обязана обеспечивать совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий безопасность граждан и общественный порядок.

В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 13 указанного выше закона полиция имеет право осуществлять в целях обеспечения безопасности граждан и общественного порядка личный осмотр граждан, находящихся при них вещей при проходе на территории, где проводятся такие мероприятия, с применением в случае необходимости технических средств, а при отказе гражданина подвергнуться личному осмотру не допускать его на эти территории.

Исходя из ч. 2 ст. 16 данного закона полиция имеет право проводить оцепление (блокирование) участков местности при проведении мероприятий по пресечению массовых беспорядков и иных противоправных действий, а также согласно п. 8 ч. 1 ст. 21 применять специальные средства для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий.

Лица, допустившие административные правонарушения, могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях:

- по ст. 19.3 «Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции» или по ст. 20.1 «Мелкое хулиганство», предусматривающими штраф или административный арест правонарушителя на срок до пятнадцати суток;

- по ст. 20.2 «Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования», влекущей наложение административного штрафа.

Лица, противодействующие законным действиям сотрудников полиции по прекращению публичного мероприятия, в случае невыполнения организатором указания о прекращении публичного мероприятия или возникновения массовых беспорядков, погромов, поджогов в зависимости от характера их противоправных деяний могут быть привлечены к уголовной ответственности по целому ряду статей Уголовного кодекса РФ, прежде всего по ст. 212 УК РФ «Массовые беспорядки», ст. 317 «Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа», ст. 318 УК РФ «Применение насилия в отношении представителя власти», предусматривающих длительные сроки наказания, вплоть до пожизненного лишения свободы.

Подобные подходы характерны и для зарубежных стран. Так, Президент России В. Путин по поводу задержанных по «Болотному делу» в ходе пресс-конференции, состоявшейся 20 декабря 2012 г. отметил, что «нельзя бить сотрудников правоохранительных органов. Попробуйте в США это сделать - вы пулю получите, и полицейского оправдают» [14].

Действительно, западное законодательство отличается более конкретным и жестким (по сравнению с российским) набором требований к порядку проведения демонстраций и шествий. Это -более длительный срок рассмотрения заявок в крупных городах (США), запрещение маскировки лица (Германия), существование «черного списка» для организаторов ранее запрещенных или разогнанных демонстраций (Швеция), право запрещать любые демонстрации по усмотрению местных властей (Франция), практика временных мораториев (Великобритания) [15]. Общим для западных демократий является предоставление местным властям широкой самостоятельности в определении допустимости мероприятий вообще и степени жесткости ответных действий, поскольку они защищают права большинства, всех граждан.

Так, в США мирные демонстрации, пикеты, митинги и т.п. гарантированы первой поправкой к Конституции. При этом если в ходе массовых выступлений граждан нарушается мирный порядок их проведения, имеют место насильственные действия или угроза насилия, вступает в действие уголовное законодательство (федеральное и штата), направленное на пресечение такого рода действий и наказание виновных, которым может быть предъявлено обвинение по таким пунктам, как «Преступный заговор», «Нарушение общественного порядка», «Затруднение передвижения в общественном месте» и др.

Наряду с общим законодательством, регулирующим организацию и проведение митингов и демонстраций, а также устанавливающим полномочия полиции во время их проведения, в большинстве стран существует также специальное законодательство, направленное на пресечение массовых беспорядков, включающее в себя соответствующие полномочия полиции и даже армии.

В США действует законодательство о публичных беспорядках. По разъяснению министерства юстиции, публичные беспорядки - это скопление людей (по одним установлениям - 2 человека, по другим - 10), совершающих насильственные акты либо хулигански себя проявляющих, чем они ставят под угрозу других граждан либо собственность, либо общественное спокойствие. К публичным беспорядкам примыкает такое правонарушение, как подстрекательство к публичным беспорядкам -попытка лица вовлечь других лиц в действия, образующие состав публичных беспорядков.

Полиции США предоставлено право производить аресты при массовых скоплениях людей или предъявлять определенные требования к собравшимся, в том числе и требование «разойтись», которые допустимы, если собравшиеся нарушают распоряжения местных властей, проводят демонстрации без соответствующего разрешения; если среди собравшихся раздаются прямые призывы к насильственным противоправным действиям; если собравшиеся блокируют движение на

улицах либо каким-то образом угрожают другим гражданам; если собравшиеся допускают хулиганские или непристойные действия.

За сопротивление полиции в США при аресте/задержании нарушителю «грозит» до 6 месяцев лишения свободы. В случае если лицо оказывает физическое сопротивление либо пытается бежать, то он может получить наказание до полутора лет лишения свободы в окружной тюрьме. Если задерживаемый сопротивляется аресту, используя силу или насилие в отношении полицейского, то он по американскому законодательству заслуживает наказание до 5 лет лишения свободы. И, наконец, если правонарушитель своим сопротивлением задержанию создает угрозу полицейскому или окружающим его гражданским лицам, то он может быть осужден на 10 лет тюрьмы [16].

В ФРГ право граждан на уличные шествия и демонстрации закреплено в ст. 8 Конституции. Правовое регулирование уличных демонстраций и митингов в Германии обеспечивается специальным Федеральным законом «О собраниях и шествиях» 1953 г. в редакции 1978 г. Согласно данному закону любое массовое мероприятие, собрание или демонстрация в обязательном порядке должны быть санкционированы властями. За проведение несанкционированного митинга виновный может подвергнуться наказанию до года тюрьмы или штрафу 15 000 евро. Параграф 15 (п. 1) закона о собраниях гласит: «Компетентный орган может запретить проведение собрания либо демонстрации и шествия или поставить их проведение в зависимость от определенных условий, если к моменту, когда должно быть отдано соответствующее распоряжение, имеются явные признаки того, что в результате проведения собрания или демонстрации и шествия под непосредственной угрозой окажутся общественная безопасность или установленный порядок».

Организатор массового мероприятия несет ответственность за поддержание порядка, соблюдение регламента, предотвращение инцидентов, а также за своевременное прекращение демонстрации и рассеивание людей. Если этого не происходит, то власти имеют право насильно рассредоточить демонстрацию. Для этого полиции ФРГ предоставлены широкие права: применять силу и меры физического воздействия - резиновые дубинки, слезоточивый газ, водометы, а при необходимости, по усмотрению самих полицейских, и огнестрельное оружие. Данное положение законодатель объясняет тем, что «полиция, в отличие от других государственных органов, имеет дело с опасными для порядка ситуациями, предполагающими принятие срочных решений», а потому наделена дискреционными полномочиями решать, какие меры необходимо использовать для устранения угрозы общественному порядку.

В ФРГ с 1950 г. действует полиция готовности (Bereitschaft Polizei), предназначенная для подавления беспорядков, несанкционированных демонстраций, забастовок. Ее подразделения имеются в каждой Земле, их численность, как правило, достигает тысячи человек, находящихся на казарменном положении. В обычных условиях они подчинены министру внутренних дел Земли, но в случае «угрозы свободному демократическому строю» передаются в распоряжение федерального министра внутренних дел.

Во Франции конституционное право на собрания регламентируется декрет-законом 1935 г. с изменениями 1960 и 2000 гг.; в соответствии с этим документом демонстрация, о которой не было предварительного уведомления, либо запрещенная (в порядке, установленном законом) демонстрация в случае ее проведения, либо предоставление неполного или неточного заявления, способного ввести в заблуждение относительно цели и условий предполагаемой манифестации - наказываются шестью месяцами тюремного заключения. Полиция имеет право предъявить собравшимся требование разойтись, а также сделать предупреждение о том, что в противном случае будет применена сила. Префект полиции (так же как и мэр города) может запретить любую демонстрацию, если, по его мнению, она несет опасность для государства. Без разрешения названных должностных лиц (манифестация представляет собой «толпу», «скопление народа», «сборище») полиция вправе действовать по своему усмотрению. В УК Франции (Отдел II, ст. 431-3) конкретизировано, что «Сборищем является любое скопление людей, способное нарушить общественный порядок. Сборище может быть рассеяно публичными силовыми ведомствами после двух требований разойтись, оставшихся без результата, исходящих от лица, ответственного за общественную безопасность». Умышленное продолжение участия в сборище после требований разойтись влечет за собой тюремное заключение сроком на один год или эквивалентный денежный штраф. Для вооруженных людей само

участие в сборище наказывается тремя годами тюремного заключения, умышленное продолжение такого участия после требований разойтись увеличивает этот срок до пяти лет.

Один из главных вопросов российской действительности: как соблюсти баланс прав граждан на свободу митингов и демонстраций и при этом не дать возможность провокаторам, использующим массовые мероприятия для организации акций неповиновения властям, - возникает после каждого столкновения полиции с экстремистами, «прикрывающими» свои противоправные действия демократической риторикой. И в России, и за рубежом подавляющее число граждан понимает, что надо бороться не с самими митингами и демонстрациями, т.к. это будет напрямую способствовать популяризации радикальных идей и их выразителей, а с теми конкретными лицами, которые упорно пытаются направить протестные акции по пути преступного насилия. Причем ни прошлые заслуги, ни служебное положение, ни место в партийной иерархии, ни депутатский мандат новоявленных «гапонов» не должны защищать их от уголовной ответственности. Как показывают события последних лет, диалог с экстремистами, нарушающими закон, контрпродуктивен, ибо они пытаются использовать данный процесс для пропаганды своих идей и компрометации правомерных действий власти. С телевизионных экранов не сходят «сытые физиономии» борцов за счастье голодающего народа, призывающих людей выйти на улицы; их рассуждениями о необходимости борьбы с существующим строем переполнены социальные сети. В то же время при возникновении массовых беспорядков, нанесении телесных повреждений представителям полиции, правомерно выполняющим свой долг, речь по-прежнему идет о каких-то неведомых силах, хотя эти силы «известны в лицо». Данный тезис подтверждают слова Александра Хинштейна: «У нас - все время какие-то крайности. Избивают ОМОНовцев - зачинщиков никто не устанавливает, не задерживает». «Те молодые отморозки, кто предлагает "мочить" полицейских и забрасывать коктейлями Молотова здания, не успокоятся». «Если они не получат жесткого и адекватного отпора, их будет невозможно уже остановить».

Выбирая между дискуссией о направлениях демократического развития страны и применением законных мер пресечения экстремистских проявлений в ходе массовых мероприятий, ведущих к массовым беспорядкам, следует учитывать установку, данную Президентом России В. Путиным в Послании Федеральному Собранию: «Цивилизованный диалог возможен только с теми политическими силами, которые цивилизованным же образом выдвигают, обосновывают и формулируют свои требования, отстаивают их в рамках закона. Изменения, модернизация политической системы естественны и даже необходимы, однако платить за жажду перемен разрушением самого государства недопустимо» [17].

Литература

1. Lenta.ru: Политика: До самых до окраин // http://lenta.ru/articles/2011/12/10/worldprotest/. Дата обращения: 24.12.2012.

2. http://newtimes.ru/articles/detail/61706/. Дата обращения: 24.12.2012.

3. Александр Рыклин. Мы были на Болотной. Мы пришли еще... «Ежедневный журнал», 28.04.2012. Дата обращения: 24.12.2012.

4. http://ria.ru/incidents/20121228/916612085. html#13566964203442&message=resize&relto=re gister&action=addClass&value=registration

#ixzz2GLcL8Vrrhttp://ria.ru/incidents/20121228/916612085 .html#13566964203442&message=resize &relt o=register&action=addClass&value= registration. Дата обращения: 26 декабря 2012 г.

5. http://onreal.livejournal.com/96008.html. Дата обращения: 26 декабря 2012 г.

6. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. «О полиции» № 3-ФЗ (глава 5) // Российская газета. 2011. 1 марта.

7. http://navalny.livejournal.com/757688.html

8. https://twitter.com/gudkovd/status/27919194 2800240640

9. http://www.snob.ru/profile/24691/blog/55744

10. https://twitter.com/IlyaYashin/status/278539 361937678336

11. https://twitter.com/s_udaltsov/status/2788474 75320774657

12. http://er.ru/news/2012/5/15/hinshtejn-oppoziciya-neset-politicheskuyu-otvetstvennost-za-besporyadki-6-шауа-у-шо8куе/. Дата обращения: 20.12.2012.

13. http://www.liberation.fr/monde/2012/05/06/l-opposition-russe-encaisse-le-coup_816862

14. Путин выдержал «пресс» 2012.12.20 Четверг. http://www.politonline.ru/comments/12663.html

15. Обзор зарубежного законодательства, регулирующего проведение публичных собраний и шествий граждан // Известия. 2010. 10 сентября.

16. Сравнение полиции России и США. 17 сентября 2012 г. // http://voprosik.net/sravnenie-policii-rossii-i-ssha/

17. Послание Президента Федеральному Собранию. 12 декабря 2012 года, Москва, Кремль // КонсультантПлюс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.