Научная статья на тему 'Деловое содружество социальных партнеров - колледжа и завода - задача воспитания и подготовки конкурентоспособного специалиста для современного рынка труда в РФ'

Деловое содружество социальных партнеров - колледжа и завода - задача воспитания и подготовки конкурентоспособного специалиста для современного рынка труда в РФ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПОДМОСКОВЬЯ ИДЕТ "В НОГУ" С МОДЕРНИЗАЦИЕЙ ПРОИЗВОДСТВА / ВНЕДРЯЕТСЯ В ПРАКТИКУ ДУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА КОЛЛЕДЖЕЙ / НОВЕЙШИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ / КАЧЕСТВО ВЫПУСКНИКОВ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ ИХ УЧЕБЫ В КОЛЛЕДЖЕ РАСТЕТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыжова И.М., Горохова О.С., Юдин Г.В., Умеренков Д.Д., Волхонский А.Е.

Система СПО в реформе образования в Московской области стала локомотивом государственной программы «Образование Подмосковья». И если в начале реализации программы процент трудоустройства выпускников колледжей составил около 43%, то в дальнейшем вырос и, уже сегодня, его планируется довести [4] до 65%. Налажены деловые социально-партнерские отношения на договорной основе между ПАО «Красногорский завод им. С.А. Зверева» и ГБПОУ МО «Красногорский колледж». В первый раз в своей истории колледж в этом году выпустил техников-операторов станков с ЧПУ по специальности «Технология металлообрабатывающего производства»; колледж обеспечил НМО и преподавание, завод материальную базу, учебно-производственный кластер, производственных наставников (инженерный состав), профессиональных мастеров с территории завода. Выпускники показали отличное и хорошее качество учебы; отличились оптики, как всегда, стабильностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рыжова И.М., Горохова О.С., Юдин Г.В., Умеренков Д.Д., Волхонский А.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUSINESS COMMONWEALTH OF SOCIAL PARTNERS - COLLEGE AND FACTORY - THE PROBLEM OF EDUCATION AND TRAINING COMPETITIVE SPECIALIST FOR THE MODERN LABOR MARKET IN THE RUSSIAN FEDERATION

The system of secondary vocational education in the educational reform in the Moscow region has become the locomotive of the state program “Education of the Moscow Region”. And if at the beginning of the program implementation the employment percentage of college graduates was about 43%, then in the future it has grown and, today, it is planned to increase it [4] to 65%. Business social partnerships have been established on a contractual basis between PJSC Krasnogorsk Plant named after S.A. Zvereva ”and GBPOU MO“ Krasnogorsk College ”. For the first time in its history, this year the college graduated technicians-operators of CNC machines in the specialty "Technology of metal-working production". The college provided NMOs and teaching, the plant the material base, the training and production cluster, production mentors (engineering staff), and professional craftsmen from the plant. Graduates showed excellent and good quality studies; students-optics excelled, as always, by stability.

Текст научной работы на тему «Деловое содружество социальных партнеров - колледжа и завода - задача воспитания и подготовки конкурентоспособного специалиста для современного рынка труда в РФ»

ДЕЛОВОЕ СОДРУЖЕСТВО СОЦИАЛЬНЫХ ПАРТНЕРОВ - КОЛЛЕДЖА И ЗАВОДА - ЗАДАЧА

ВОСПИТАНИЯ И ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА ДЛЯ

СОВРЕМЕННОГО РЫНКА ТРУДА В РФ

Рыжова И.М.,

заместитель директора по УВР ГОБУ «Физтех-лицей» им. П.А. Капицы

аспирант, г. Долгопрудный МО Горохова О.С.,

начальник бюро сборки объективов ПАО Красногорский завод им.СА. Зверева

г. Красногорск МО

Юдин Г.В.,

к.т.н., профессор, заведующий отделением ГБПОУ МО «Красногорский колледж»

Умеренков Д.Д.,

инженер-исследователь ПАО Красногорский завод им.СА. Зверева,

г. Красногорск МО Волхонский А.Е.,

к.т.н., доцент **МАИ (НИУ), каф. ТПЛА, Институт № 12, г. Москва

Красовская С.В.

к.ф.н., доцент кафедры общей и педагогической психологии

ФГБОУ ВО ПГУ, г. Пятигорск

BUSINESS COMMONWEALTH OF SOCIAL PARTNERS - COLLEGE AND FACTORY - THE PROBLEM OF EDUCATION AND TRAINING COMPETITIVE SPECIALIST FOR THE MODERN LABOR MARKET IN THE RUSSIAN FEDERATION

Ryzhova I.,

SBEI "Phystech-Lyceum" named after P.L. Kapitsa

Gorokhova O.,

PJSC "Krasnogorskplant named after S.A. Zverev"

Yudin G.,

SBPEI MR «Krasnogorsk College» Umerenkov D.,

PJSC "Krasnogorskplant named after S.A. Zverev"

Volkhonsky A.

MAI (NRU) Krasovskaya S.

FSBEI of HE PSU

АННОТАЦИЯ

Система СПО в реформе образования в Московской области стала локомотивом государственной программы «Образование Подмосковья». И если в начале реализации программы процент трудоустройства выпускников колледжей составил около 43%, то в дальнейшем - вырос и, уже сегодня, его планируется довести [4] до 65%. Налажены деловые социально-партнерские отношения на договорной основе между ПАО «Красногорский завод им. С.А. Зверева» и ГБПОУ МО «Красногорский колледж». В первый раз в своей истории колледж в этом году выпустил техников-операторов станков с ЧПУ по специальности «Технология металлообрабатывающего производства»; колледж обеспечил НМО и преподавание, завод - материальную базу, учебно-производственный кластер, производственных наставников (инженерный состав), профессиональных мастеров с территории завода. Выпускники показали отличное и хорошее качество учебы; отличились оптики, как всегда, стабильностью.

ABSTRACT

The system of secondary vocational education in the educational reform in the Moscow region has become the locomotive of the state program "Education of the Moscow Region". And if at the beginning of the program implementation the employment percentage of college graduates was about 43%, then in the future it has grown and, today, it is planned to increase it [4] to 65%. Business social partnerships have been established on a contractual basis between PJSC Krasnogorsk Plant named after S.A. Zvereva "and GBPOU MO" Krasnogorsk College ". For the first time in its history, this year the college graduated technicians-operators of CNC machines in the specialty "Technology of metal-working production". The college provided NMOs and teaching, the plant - the material base, the training and production cluster, production mentors (engineering staff), and professional craftsmen from the plant. Graduates showed excellent and good quality studies; students-optics excelled, as always, by stability.

Ключевые слова: профессиональное образование Подмосковья идет «в ногу» с модернизацией производства, внедряется в практику дуальное образование, научно-методическое обеспечение дуального обучения, материальная база колледжей, новейшие образовательные методики обучения, качество выпускников - обратная связь их учебы в колледже - растет.

Keywords: vocational education of the Moscow Region keeps up with the modernization of production, dual education, scientific and methodological support of dual training, the material base of colleges, the latest educational teaching methods, the quality of graduates - the feedback of their college studies - is growing in practice.

Gallia est omnes

Divisa in partes tres.

«Почему столько внимания СПО и для чего этот «золотой дождь» из федеральной казны? Ответ очевиден: сегодня в лидерах человек труда. Кризис сузил денежную массу, и теперь деньги из спекулятивных операций переходят в область реального производства. Но производство не может выйти на приличные темпы развития из-за отсутствия квалифицированных кадров. Так что, ускоренное развитие системы СПО - это, скорее всего, определенный заказ со стороны крупных российских предприятий. В целом, добрый знак - ведь это значит, что экономика испытывает рывок, который все-таки должен вытащить ее из ямы стагнации и застоя.

Рабочая специальность - это гарантированное трудоустройство, правда, только в крупных городах...»

Ольга Васильева, Министр Правительства РФ.

Современная борьба за место под солнцем -это постоянная «битва титанов» и непрерывное ведение торговых войн. И выиграют в этой борьбе не те нации, которые выискивают у себя талантливых ребят, усиленно их готовят затем благодушно дарят своим конкурентам, а те, кто сумеет обеспечить высокий уровень качества человеческого капитала в целом, создавая при этом условия для реализации своих возможностей молодым людям у себя на Родине.

Алексей Кудрин, Глава Счетной Палаты РФ.

Введение

Главный из наших приоритетов - работать на подготовку профессионалов (Министр образования МО Захарова М.Б.).

Статья, которую Вы держите в руках, писалась трудно.

Вроде этот материал был уже затронут в последней публикации нашего маленького педагогического консалтинга. Почему о достижениях писать трудно? Потому, наверное, что надо писать один раз, и все написанное должно стать цельным полотном, а не частым повтором.

Да, достижения есть.

Система СПО в образовании становится локомотивом образования в РФ - можно качаться на качелях успеха, гордиться.

Успех мы переживем, а вот как научить, организовать, мотивировать отряд порядка 8000 рабо-

чих, недостающих в сфере производства Подмосковья - автомехаников, строителей, электромонтажников, станочников, слесарей?

В Красногорском колледже на эти специальности всегда конкурс. Надо заниматься набором - Директор колледжа В.М. Демин занимается, имеет тесную деловую связь с ПАО КМЗ им. С.А. Зверева - с Директором В.С. Калюгиным, и практически со всеми подразделениями завода.

Работа идет - это хорошо, учебно-производственный кластер работает - отлично, студенты выпускаются с хорошими отметками - что еще нужно, эффективная молодежная политика есть - здорово, ура.

Однако, на качели - еще рано, нужна мотивация выпускников, надо, чтобы они закрепились в подразделениях завода, не «ушли в полет» с возвратом на предприятие и потерей времени. А что делать с научно-методическим обеспечением дуальности?

Сейчас необходимо новое НМО: конспекты лекций, сочетание методов и методик для расчетно-графических работ; «разжеванных» методичек по предметам специальности «Технология металлорежущих станков» с примерами производственных практических вычислений по теории резанья, конструктивных материалов, прикладной гидравлике. Нужны не общие рассуждения, а реальные учебники, лабораторные методички и задачники, в необходимом количестве.

Дел много. Вот, например, зачем вырастили в колледже и заводе первую бюджетную группу выпускников-станочников для работы на станках с ЧПУ?

Вы понимаете, они стали первыми, они мотивированы, так оставьте их для практической педагогики на заводе или в колледже. Ответа нет.

Главное, что сейчас появляется во взаимоотношении колледжа и завода, преподавателя-наставника и выпускника, учебного мастера и производственного мастера, - это взаимное уважение, переходящее в деловое содружество.

Это тоже качество обеспечения производственного процесса.

Очень важной является еще одна задача, связанная с обеспечением в колледже культуры качества. Может быть ситуация, когда все сотрудники колледжа имеют единый взгляд на проблему качества образования и придерживаются единого определения этого понятия; когда каждый понимает, что значит качество образования непосредственно для него, и как добиваться высокого качества; когда известно, какими путями его подразделение движется к качеству; когда имеется четкое понимание,

что качеством можно управлять, и известны механизмы этого. Под культурой качества образования следует понимать также результаты подготовки выпускников, качество образовательного процесса и управления им, и степень свободы, предоставляемой студентам профессионального колледжа.

Обеспечение качества - это процесс создания определенных условий и выделение необходимых ресурсов, позволяющих достичь поставленных целей по качеству. К ним, прежде всего, относится учебно-методическое и финансовое обеспечение, материальная база, способность персонала и подготовленность студентов, информационное обслуживание и другие [6].

О качестве образования в профессиональном колледже можно судить и по тому, какие ответы можно получить на следующие вопросы: кого учим? чему учим? кто учит? как учим? каковы ресурсы? Кто и как управляет колледжем? При этом очень важной составляющей высокого качества образования является психологическая проблема, -какова мотивация участников образовательного процесса: хотят ли учить по-новому педагоги, и хотят ли учиться обучающиеся в новых условиях?

Ответ на данный вопрос должен быть один: для обеспечения высокого качества образования мотивация основных участников образовательного процесса - преподавателей и студентов должна быть положительной и общественно значимой. В связи с этим, речь идет не создании какой-то новой системы, а о совершенствовании существующей модели для учреждений среднего профессионального образования, хотя и со значительными изменениями, коррективами и доработками, с учетом опыта других современных, постоянно возрастающих требований, принципов и рекомендаций.

Таким образом, основанием ключевой идеи является создание условий для мотивации к высокоэффективному полезному труду, защита прав и свобод личности, подготовка практико-ориентирован-ных, социально-адаптированных к современной производственной жизни специалистов; обновление содержания образования, и развитие механизмов контроля качества подготовки студентов; укрепление кадрового потенциала; развитие материально-технической базы колледжа; развитие системы социального партнерства [5].

В статье рассмотрены вопросы научно-методического обеспечения как основы инновационного развития дуальной целевой профессиональной подготовки студентов в ССУЗе. Раскрыты сущность, структура, состав научно-методического обеспечения (НМО) целевой профессиональной подготовки, раскрыты требования наукоемкого производства как условие подготовки компетентного специалиста технического профиля.

Сформулированы концептуальные положения научно-методического проектирования профессиональной подготовки, представлена методика проектирования целей и содержания профессиональной подготовки.

Следует отметить, что в педагогической и методической литературе нет единого понимания

структуры и состава НМО. Данное обстоятельство приводит к субъективному решению многих вопросов педагогической практики. Под НМО учебного процесса в работе понимается, во-первых, обеспечение проектирования всех его компонентов, целей, содержания, форм, методов, средств обучения, во-вторых, обеспечение реализации данных компонентов в педагогической практике.

Таким образом, в состав НМО входят структурные компоненты, необходимые для проектирования и реализации образовательного процесса, которые и составляют его как целостность. Научно-методическое обеспечение целевой профессиональной подготовки студентов рассматривается в исследованиях как процесс и как результат [2, 3, 7, 10]

Под научно-методическим обеспечением целевой профессиональной подготовки понимается процесс поиска и разработки организационно-педагогических и методических механизмов доведения научных результатов до их практического применения в деятельности субъектов образования.

Разработана трехуровневая структура системы НМО целевой профессиональной подготовки студентов [3, 7].

Методологический уровень включает обоснование применения системного, целевого, дуального, компетентностного и модульного подходов к профессиональной подготовке, к проектированию и реализации учебных планов и программ, к разработке и реализации компонентов учебно-воспитательного процесса.

На теоретическом уровне рассматривается совокупность принципов, лежащих в основе целевой подготовки как воплощение дуальной системы обучения в конкретных формах, методах, средствах обучения, формах организации предметной деятельности студентов с целью усвоения ими конкретного содержания в определенной отрасли знания и профессиональной деятельности.

На методическом уровне раскрывается теоретически обоснованная и апробированная на практике совокупность форм, методов и приемов предметной деятельности преподавателя и студентов по овладению системой содержания, учебно-программная документация; средства обучения; средства контроля, методические рекомендации.

Под дуальной системой целевой профессиональной подготовки понимается инновационный тип организации целевой профессиональной подготовки, который предполагает согласованное взаимодействие образовательной и производственной сред по подготовке специалистов. Это взаимодействие построено на единстве трех методологических оснований:

- аксиологическом (паритетность образовательных и производственных ценностей и целей),

- онтологическом (компетентностно-модуль-ный подход),

- технологическом (организация образовательной и профессиональной деятельности) [3, 7, 10].

Необходимо перевести все наши достижения из точечных в системные, а для этого надо усилить

связь бизнеса, государства и образовательных организаций (министр образования МО Захарова М.Б.).

Разработка методологии научно-методического обеспечения дуальной целевой профессиональной подготовки студентов в колледже

В отечественной профессиональной школе имеется опыт проведения целевой интенсивной подготовки специалистов по заказам предприятий. Обучение, как правило, ведется в профессиональной школе с полной учебной неделей, а затем продолжается и завершается непосредственно на рабочем месте, на предприятии. Обучение реализуется в тесном контакте с предприятием: полноценные производственные практики, целенаправленное выполнение курсового и дипломного проектирования, обеспечение стажировки на рабочих местах, во время преддипломной практики. Именно таким образом была построена система профессионального образования, существовавшая в нашей стране в советский период [10].

Сегодня такая подготовка не в полной мере отвечает требованиям предприятий. Известно, что в мировой практике профессионального образования получила широкую известность и признание дуальная система профессиональной подготовки, зародившаяся в Германии [7, 8].

Дуальная система включает две различные учебно-производственные среды, такие как предприятие и государственная профессиональная школа, которые действуют сообща во имя общей цели - профессиональной подготовки обучаемых. Дуальная система предусматривает вовлечение в процесс подготовки кадров предприятий, которые идут на достаточно существенные расходы, связанные с обучением работников, т.к. хорошо знают, что затраты на качественное профессиональное обучение являются хорошим вкладом капитала. При этом они становятся заинтересованными не только в результатах обучения, но и в содержании обучения, его организации и т.д.

Этим и определяется значимость дуальной системы как модели организации профессиональной подготовки, которая позволяет преодолеть разрыв, рассогласованность в отношениях производственной и образовательной сфер по вопросам подготовки профессиональных кадров.

Для отечественного профессионального образования проблема установления тесной взаимосвязи с производственной сферой является одной их наиболее острых и актуальных, что подчеркивается как в работах ученых (А.Н. Новиков, И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко и др.), так и в нормативных документах, определяющих образовательную политику государства в этой сфере. Именно поэтому распространение принципов дуальной организации на другие уровни профессионального образования представляется целесообразным, своевременным и перспективным.

Одним из краеугольных камней, обеспечивающих качественное обновление и развитие профессиональной подготовки студентов в ССУЗе в целом, и дуальной системой целевой профессиональной подготовки - в частности, является ее научно-

методическое обеспечение (НМО), предполагающее теоретическое обоснование учебных и методических материалов, разрабатываемых и реализуемых в педагогической практике.

В связи с этим возникает необходимость теоретического и практического решения проблемы научного обоснования методического обеспечения образовательного процесса:

1) методические вопросы научного обоснования профессионального образования представлены в трудах С.Я. Батышева, А.П. Беляевой, Г.В. Муха-метзяновой, А. Н. Новикова, Е.В. Ткаченко, Р.Х. Шакурова;

2) отдельные аспекты научно-методического обеспечения представлены в исследованиях, посвященных разработкам учебных планов, квалификационных характерстик для рабочих и специалистов среднего звена, методик отбора и структурирования содержания учебного материала в базовой профессиональной школе (П.Ф. Анисимов, П.Н. Новиков, И.Я. Курамин, А.Н. Лейбович, Л.Д. Федотова, И.А. Халиуллин);

3) психолого-педагогические аспекты определения целей, содержания, форм и методов профессионального образования раскрываются в исследованиях А.Н. Вербицкого, Б.С. Гершунского, В.А. Ермоленко, Г.И. Ибрагимова, В.С. Леднева, Л.Г. Семушкиной, Н.Г. Ярошенко.

4) общие теоретические вопросы отбора и структурирования содержания учебного материала, организации учебного процесса в базовой профессиональной школе, рассмотрены в работах С.Я. Батышева, Л.А. Воловича, В.С. Леднева, Н.Н. Талан-чука, В.В. Шапкина.

5) новые подходы к профессиональной подготовки рабочих и специалистов среднего звена в условиях стандартизации предложены в работах В.И. Байденко, А.Н. Лейбовича, А.В. Леонтьева, М.В. Рыжакова.

6) как известно, новое поколение образовательных стандартов основано на компетентностном подходе, в соответствии с которым современный специалист должен обладать определенным набором социальных и профессиональных характеристик, которые обеспечат ему успешность, мобильность, адаптивность, социальную защищенность на рынке труда и в профессиональной сфере (Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Г.В. Мухаметзянова, Дж. Равен, А. Шелтен, С.Е. Шитов).

Дуальное обучение только начинает активно применяться в системе профессионального образования [4]. Однако, научно-методическое обеспечение дуальной системы целевой профессиональной подготовки рабочих и специалистов среднего звена сегодня разработано недостаточно [8, 10].

В средней профессиональной школе назрело противоречие между необходимостью формировать конкурентоспособных, востребованных производством компетентных специалистов в процессе профессиональной деятельности и отсутствием соответствующего научно-методического обеспечения.

Данное противоречие обусловило проблему: -каковы педагогические условия проектирования и реализации системы научно-педагогического обеспечения дуальной целевой подготовки, позволяющей формировать конкурентоспособных, востребованных производством, компетентных специалистов.

Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия проектирования и реализации системы НМО дуальной целевой подготовки студентов в ССУЗах технического профиля.

Объект исследования: научно-методическое обеспечение дуальной целевой профессиональной подготовки студентов в средней профессиональной школе.

Гипотеза исследования: проектирование и реализация системы научно-методического обеспечения дуальной целевой профессиональной подготовки студентов в ССУЗе технического профиля должны осуществляться при следующих условиях:

- на организационном уровне учитываются требования наукоемкого производства к современному специалисту среднего звена;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- на теоретико-методическом уровне используются системный, компетентностный и модульный подходы к профессиональной подготовке, направленные на реализацию социального партнерства, согласованное взаимодействие учебного заведения с предприятиями-заказчиками кадров;

- на техническом уровне выполняются принципы единства содержательного (учебные планы и программы) и процессуального (методы, формы, организации обучения) компонентов профессиональной подготовки.

Проблема, объект, предмет и цель обусловили следующие задачи исследования:

1. определить состав научно-методического обеспечения дуальной целевой профессиональной подготовки студентов в ССУЗе;

2. разработать содержание и методику реализации научно-методического обеспечения дуальной целевой профессиональной подготовки в ССУЗе;

3. выявить и обосновать условия реализации системы научно-методического обеспечения дуальной целевой подготовки студентов в ССУЗе;

4. провести экспериментальную проверку научно-методического обеспечения дуальной целевой профессиональной подготовки студентов в ССУЗе.

Итак, теоретико-методологическая основа исследования определилась положениями системного, компетентностного, модульного, деятель-ностного подходов, совокупность которых позволила рассматривать учебно-методическое обеспечение целевой профессиональной подготовки на научно-методическом уровне [10, 11]

Экспериментальную базу исследования составили ГБПОУ МО «Красногорский колледж» и ПАО «Красногорский завод им.С.А. Зверева» [8, 9].

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем:

- определен состав системы НМО дуальной целевой подготовки, включающей:

- проектирование и обоснование содержания методов и форм его реализации;

- реализация целей, содержания обучения в учебном процессе, мониторинг текущих и итоговых результатов обучения;

- выявлена роль участия социальных партнеров в определении содержания подготовки, многообразия форм социального партнерства предприятия с учебным заведением;

- определено значение отраслевой и функциональной специализаций, в освоении дополнительных знаний, умений, необходимых для выполнения профессиональных функций, обусловленных конкретным содержанием и характером труда специалиста.

Теоретическая значимость:

- на методологическом уровне реализованы дуальный и целевой подходы к профессиональной подготовке специалистов наукоемкого и оборонно -промышленного комплекса;

- на теоретическом уровне определена совокупность принципов (приоритета качества подготовки специалистов), усиления профессиональной направленности содержания образования за счет широкого участия социальных партнеров; коллективной мыследеятельности педагогов, работодателей и других социальных партнеров;

- практико-ориентированности подготовки студентов, лежащей в основе целевой подготовки как воплощение дуальной системы обучения в конкретные формы, методы, средства обучения, с целью усвоения студентами конкретного содержания в определенной отрасли знания и профессиональной деятельности.

На методическом уровне разработаны, обоснованы и апробированы совокупности методов и приемов предметной деятельности преподавателей и студентов, учебных и производственных мастеров, по овладению содержанием обучения; гибкая учебно-программная документация на основе ФГОС 3++ поколения; средства обучения; средства мониторинга и контроля качества, методические рекомендации.

Основы содружества лучших социально-ориентированных партнеров Подмосковья -ГБПОУ МО «Красногорский колледж», ПАО

«Красногорский завод им. С.А. Зверева»

ПАО «Красногорский завод им. С.А. Зверева» - градообразующее предприятие, одно из ведущих предприятий РФ в области оптического и оптико-электронного приборостроения. ПАО «Красногорский завод им.С.А. Зверева» на протяжении десятилетий обеспечивает разработку, испытания и серийное производство приборов и систем для различных сфер применения.

С 2010 года предприятие входит в состав Холдинга «Швабе» Госкорпорации «Ростех».

В рамках Стратегии развития до 2020 года предприятие за счет собственных средств и средств бюджета РФ проводит мероприятия по реализации

комплексной программы технического перевооружения и реконструкцию производственных помещений, внедряет новые технологии для обеспечения разработки и выпуска продукции на уровне мировых стандартов.

ПАО «Красногорский завод им.С.А. Зверева» обладает мощным научно-техническим потенциалом благодаря собственному научно-техническому центру и производственным подразделениям.

На предприятии имеются литейное, металлообрабатывающее, механо-штамповочное, оптическое, сборочное производство, осуществляются работы по изготовлению пластмассовых деталей и нанесению покрытий. Кратко остановимся на трех наиболее важных производствах.

Механообрабатывающее производство оснащено станочным оборудованием широкой номенклатуры, которое позволяет производить:

- высокоточные детали (с точностью размеров до 0,002 мм) из основных конструкционных материалов (стали, алюминиевых сплавов, латуни, бронзы, титана);

- детали формы тел вращения от 2 мм до 1000

мм;

- крупногабаритные корпусные детали до 2000 мм с точностью размеров деталей сложных форм до 2 мкм.

Оптическое производство позволяет осуществлять расчет всех типов оптических систем с использованием сферических, дифракционных, го-лографических, градиентных элементов, высокоточных оптических покрытий, а также элементов из кристаллов. В процессе изготовления оптических элементов и оптических систем используются новейшие разработки, высокоточное технологическое и метрологическое оборудование и оснащение.

Сборочное производство. ПАО «Красногорский завод им.С.А. Зверева» осуществляет работы по сборке, юстировке, электрическому монтажу и настройке оптических и оптико-электронных приборов. Производственные мощности предприятия позволяют производить сборочные и электромонтажные работы единичных и серийных образцов выпускаемой продукции с последующим проведением необходимых испытаний; для которых применяются специализированные стандартные оптические скамьи, стенды для механических испытаний, термокамеры, термобарокамеры, камеры дождевания и влаги. Вся технологическая оснастка и большая часть контрольно-юстировочных работ и контрольно-матричных стендов изготавливают непосредственно на ПАО КМЗ.

Решая производственные задачи государственной важности ПАО КМЗ проводит эффективную молодежную политику, уделяя особое внимание деловому партнерству и сотрудничеству с учебным заведениями СПО и ВПО. Устремленному в будущее предприятию, конечно, необходим приток новых сил, молодых, активных кадров с передовыми взглядами, надежной квалификацией и конкурентоспособностью. Поэтому молодежная политика является частью кадровой политики предприятия, ос-

новное содержание которой заключается в комплексе мероприятий по созданию привлекательных условий труда, направленном на максимальное привлечение и закрепление молодых производственников на ПАО КМЗ.

Одним из основных документов, принятых в этих целях, является Программа «Молодежная политика ПАО КМЗ» на 2015-2020 годы.

Одним из самых насущных, перспективных и достаточно эффективных источников привлечения молодежи являются договора о целевом обучении, с дуальной составляющей, которые ПАО КМЗ заключает со студентами средних и высших учебных заведений.

Еще одним, не менее важным направлением молодежной политики ПАО КМЗ является интеграция молодых работников в трудовые коллективы структурных подразделений, где проходит их дальнейшая адаптация. Молодые работники обеспечиваются высококвалифицированными наставниками, на ежеквартальных аттестационных комиссиях молодые специалисты представляют результаты выполненной работы, по итогам чего им назначаются дополнительные выплаты в зависимости от успешности деятельности. Осваивать рабочую профессию помогают производственные наставники из числа основных производственных рабочих с высоким уровнем квалификации.

Большую роль в адаптации молодых работников ПАО КМЗ играют общественные организации.

Закрепление и развитие молодых работников в ПАО КМЗ - это еще одна стратегическая линия молодежной политики. Молодежи предоставляется немало возможностей для карьерного и профессионального роста, которым может воспользоваться каждый - было бы только желание.

В ПАО КМЗ достаточное количество молодых руководителей, каждый участник молодежной политики сможет получить дополнительное профессиональное образование за счет средств завода и бюджетных источников. На заводе проводятся конкурсы профмастерства среди молодых специалистов и рабочих. В меру возможностей решается жилищная проблема: молодым работникам выделяются жилые помещения в заводских общежитиях, в жилищно-гостиничном комплексе с отдельными 3 -местными номерами. Успешно работает корпоративная программа ипотечного кредитования, в рамках которой (за 2 года работы) уже около 100 молодых работников смогли пробрести собственное жилье. В ПАО КМЗ формируется кадровый резерв, в состав которого включаются молодые перспективные работники, отлично проявившие себя в производственной, научной, конструктивно-технологической и управленческой деятельности.

Содружество ПАО «Красногорский завод им. С.А. Зверева» и ГБПОУ МО «Красногорский колледж» по созданию базового центра по подготовке рабочих кадров

История Красногорского колледжа неразрывно связана с ПАО КМЗ, для которого за 64 года своего существования это легендарное образова-

тельное учреждение подготовило более 20 тыс. квалифицированных техников в области оптико-электронного приборостроения.

На сегодняшний день в подразделениях завода трудятся более 600 выпускников различных лет КОМТ - КОЭК-КГК «Красногорский колледж». Среди них есть работники предприятия, которыми колледж может по праву гордиться.

Реализуя основные образовательные программы подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих по специальности «Оптические и оптико-электронные приборы и системы», а с 2015 года по специальности «Технология механообработки» программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих, колледж вносит свой достойный и знаковый вклад в развитие кадрового потенциала ПАО КМЗ и всего северо-запада Подмосковья.

Ежегодно выпускники колледжа трудоустраиваются в основные производственные и научно-технические подразделения предприятия, ПАО КМЗ оказывает активную образовательную поддержку студентам колледжа путем реализации всех видов практик и заключения договоров о целевом контрактном обучении с выплатой «заводской стипендии».

Стало доброй традицией, что ведущие специалисты ПАО КМЗ принимают ежегодное участие в работе Государственной аттестационной комиссии в ГБПОУ МО «Красногорский колледж», являются наставниками преддипломной практики и научными руководителями при подготовке выпускной квалификационной работы ВКР. Следует отметить, что уровень студенческих ВКР год от года растет, значит, курс подготовки правильный, т.к. 5-7 выпускных работ выполняются, как правило, на уровне практического внедрения.

Правда, пока они не умеют говорить, забывают свою речь, но желание победить имеют все.

В настоящее время отношения между ПАО КМЗ и Красногорским колледжем регулируются заключенными в декабре 2015 документами:

- договором о Государственно-частном партнерстве, в сфере совместной подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена в области машиностроения, металлообработки, оптического приборостроения на основе элементов дуального обучения и целевого контрактного обучения специалистов со средним профессиональным образованием;

- договором о безвозмездном пользовании недвижимым имуществом в виде отдельного помещения площадью 270 кв.м. на площадке учебно-производственного цеха для создания учебно-производственного полигона «Технология машиностроения», на котором размещено приобретенное ГБПОУ МО «Красногорский колледж» учебное технологическое оборудование с ПУ: то-карно-револьверный центр с ЧПУ с приводным инструментом и осью «У», токарный станок с ЧПУ, вертикальный обрабатывающий центр с ЧПУ,

устройство для установки и измерения инструмента вне станка с монтажным приспособлением для инструментов, компрессор винтовой.

Перспективы развития сотрудничества ГБПОУ МО «Красногорский колледж» и ПАО

«Красногорский завод им.С.А. Зверева»

В соответствии с договорными обязательствами на 2019 год запланировано трудоустройство выпускников колледжа по следующим специальностям:

- оптическое производство, технология металлообрабатывающих производств, IT-технологи.

Намечены:

- расширение программы дополнительного профессионального образования по повышению квалификации как работников ПАО КМЗ, так и работников колледжа.

- актуализация учебных программ Красногорского колледжа под требования завода;

- внедрение дуальной и модульной системы обучения, когда студенты колледжа 50% времен будут заниматься на оборудовании с ПУ на площадке полигона на УПК и других подразделениях завода;

- стажировка преподавателей и учебных мастеров Красногорского колледжа на ПАО КМЗ.

В целях обеспечения современного качества подготовки специалистов предприятие планирует продолжать работу учебно-производственного кластера; совершенствовать техническое состояние станочного парка, издать методическую литературу, образцово содержать учебно-производственные полигоны; в подготовке рабочих кадров шире использовать сетевое программное обучение, электронные программы обучения на базе информационного центра колледжа, сформировать и отработать систему центра по проведению «сквозной сертификации», т.е. мониторинга за каждым студентом, выпускником, сотрудником завода; отработать систему менеджмента качества; создать систему независимой оценки качества подготовки кадров по всем стадиям профессионального образования; довести обучение студентов до 100% по профилю предприятия на базе контрактно-целевой подготовки с дуальной составляющей.

Одним из главных приоритетов развития ПАО КМЗ является проведение эффективной молодежной политики.

На протяжении многих лет ПАО КМЗ осуществляет проведение реальной молодежной политики, направленной на создание благоприятных привлекательных условий и возможностей для успешной самореализации молодежи на предприятии.

На сегодняшний день ключевыми составляющими молодежной политики ПАО КМЗ являются:

- наставничество, когда за каждым молодым специалистом на срок от полугода до полутора лет закрепляется наставник из числа наиболее опытных и высококвалифицированных инженерно-технических работников завода;

- формирование кадрового резерва из числа молодых специалистов, благодаря чему многие молодые сотрудники уже стали руководителями различных структурных подразделений;

- предоставление возможности получения послевузовского и дополнительного профессионального образования за счет средств работодателя в соответствии с организацией дуального образования.

- решения социально-бытовых проблем молодежи;

-дополнительные льготы для молодых сотрудников, (ежеквартальные премии, премии по результатам аттестационной комиссии, премии по итогам работы за каждый год в течение 3-х лет, право на дополнительный отпуск с сохранением содержания заработной платы по семейным обстоятельствам).

Особое внимание на предприятии уделяется общему и индивидуальному образованию. За многолетнюю историю предприятия налажены крепкие связи с ведущими техническими университетами Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Чебоксар, Уфы, Ярославля, Минска, Владивостока, Казани, Челябинска, Феодосии.

Разработаны собственные программы повышения квалификации.

ПАО КМЗ активно реализует программу целевого приема и обучения, которая подразумевает направление выпускников общеобразовательных средних школ в профильные ВУЗы и колледжи. Данная программа реализуется в рамках государственного плана подготовки научных кадров специалистов для организаций оборонно-промышленного комплекса на 2015-2020 гг.

В августе 2014 года ПАО КМЗ и ГБПОУ МО «Красногорский колледж» приступили к совместной работе по созданию базового центра по подготовке рабочих кадров, где учащиеся будут осваивать образовательные программы подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена в области машиностроения, металлообработки, оптического приборостроения на основе элементов дуального целевого обучения специалистов со средним профессиональным образованием с последующим закреплением их на предприятии.

Программа развития Красногорского колледжа

В 2016/2017 учебном году были приняты «План мероприятий (дорожная карта) обеспечения качества подготовки кадров ПОО Московской области» и «Программа развития Красногорского колледжа на период до 2020 года».

Цель программы - обеспечение высокого качества и практико-ориентированности подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена в соответствии с меняющимися текущими и перспективными задачами специалистов на рынке труда и современными потребностями общества и жителей Подмосковья как региона - лидера.

Приоритетные задачи Программы и мероприятия, позволяющие привести к системным изменениям работы колледжа его филиалов в соответствии с социально-экономическими преобразованиями по Московской области, как региона-лидера

представлены ниже (из 23 позиций приведены 10 позиций, но очень важных):

1) - повышение инвестиционной привлекательности колледжа и развитие механизмов социального партнерства по подготовке квалифицированных кадров и специалистов среднего звена (создание учебно-производственных кластеров, расширение контрактно - целевой подготовки, системы независимого контроля качества).

2) - развитие системы практико-ориентирован-ного обучения с элементами дуальности «на рабочем месте».

Участие студентов в научно-исследовательских работах на предприятии, участие студентов в научно-практических конференциях по мониторингу временной занятости студентов «Трудоустройство выпускников». Формирование тематики и выполнение курсовых и дипломных проектов с практическим внедрением в производство.

Переход на демонстрационный экзамен.

3) - дальнейшее развитие многофункционального центра прикладных квалификаций. Расширение спектра коротких программ профессионального обучения - машиностроения, металлообработки, оптики, сварочное производство, ЖКХ, строительство и архитектура.

4) - проведение региональных чемпионатов WorldSkills по компетенциям «Основы администрирования IT-сетей», «Web-Design» (расширение состава участников, обучение экспертов, развитие учебно-материальной базы).

5) - обеспечение гибкого мониторинга выпускников на основе освоения высоких квалификационных разрядов, получения второй и третьей профессии, сертификация квалификаций.

6) - внедрение новых эффективных механизмов независимой оценки качества профессионального образования. Аккредитация образовательных программ. Создание системы постоянного мониторинга оценки качества. Профессионального образования в колледже и его филиалах.

7) - повышение квалификации и переподготовка управленческого персонала, преподавателей и мастеров производственного обучения. Введение профессиональных стандартов в сфере образования.

8) - модернизация содержания технологий профессионального образования на основе внедрения новых ФГОС СПО по ТОП-50 с учетом стандартов и требований чемпионатов WorldSkills.

9) - расширение доступности и форм получения образования для инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

10) - внедрение новых эффективных форм технологий воспитания, нравственного, гражданско-патриотического, кружкового, секционного с творческими склонностями к проектированию и созданию механических, биотехнических, оптических систем и технологий. Возможно создание СКБ ави-иамоделирования «Расправляя крылья».

Выводы, рекомендации, пожелания

Наиболее разработанной в педагогической науке в настоящее время является проблема отбора

содержания образования, а наименее изученной -управление педагогической системой, в особенности, управления качеством обучения.

В учебных заведениях появляется необходимость в постоянном мониторинге обученности каждой учебной группы и каждого студента с целью внесения необходимых корректив. Как администрация, так и преподаватели заинтересованы в адекватной оценке учебных достижений студентов, оценке учебной деятельности преподавателей, колледжа в целом.

Предмет исследования - мониторинг как средство повышения качества знаний и управления образованием.

Объект исследования - результаты учебно-воспитательного процесса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цель исследования - разработать модель мониторинга для коррекции хода усвоения учебного материала.

Задачи мониторинга: определить объективные методы и критерии оценки результатов; подготовить документацию для методического сопровождения; разработать механизм информации работников; создать базу данных; получить данные об определенном уровне качества образования; изучить причины неуспеваемости; изучить профессиональную готовность педсостава; наметить стратегию процесса.

Новые образовательные условия системы управления характеризуются децентрализацией, распадом иерархической управленческой системы.

В условиях рынка каждое учебное заведение вынуждено обратиться к поиску «своего лица» и соответствующей структуры управления, которая перестала быть универсальной. Традиционные компоненты управления - планирование, организация, руководство и контроль, дополняются новым функциональным составом, обеспечивающим организованность совместной деятельности студентов и преподавателей и направленном на достижения образовательных целей развития колледжа. Управление, таким образом, должно своевременно реагировать на изменения в управляемых объектах, должно иметь о них информацию. Должна быть обратная связь, реализуемая в форме контроля. Управление должно адаптироваться к изменениям образовательной ситуации, к ее новым требованиям. Мониторинг обусловлен необходимостью постоянного отслеживания состояния учебно-воспитательного процесса, отдельных его звеньев, с целью диагностики, анализа, коррекции, прогнозирования управленческих действий по достижению планируемого результата.

Определить функции мониторинга - значит определить его роль и значение в учебном процессе. В современной литературе имеются способы и технологии мониторинга, методы и его формы, но без четкого понимания его функций.

Способы и технологии осуществления мониторинга сводятся к следующим группам:

- Наблюдения за изменениями: эффективность зависит от психологической компетенции педагога,

его опыта, профессиональной позиции; исследование субъективно, и это сказывается на качестве мониторинга;

- Метод тестовых ситуаций - педагогом осуществляются прерывание учебных занятий, задавание им вопросов по теме, стимулирование познавательных действий, дозирование помощи для задания специальных условий.

- Экспликация - (развертывание содержания учебной деятельности) позволяет диагностировать изменения в развитии студента и оперативно вносить коррективы в процесс образования.

Определили следующие методы мониторинга:

- опросные методы - получить информацию о субъектах образовательного процесса на основании письменных и устных ответов на стандартные вопросы.

- анализ результатов - по заранее намеченной схеме изучаются письменные ответы, графические материалы, творческие работы студентов.

- тестирование - один из объективных методов сбора уровня развития педагогического процессов и степени выраженности психического развития субъектов образования.

Три формы мониторинга:

- стартовая диагностика обучаемости и воспи-туемости;

- экспресс-диагностика осуществляется все время обучения, по ее результатам вносятся коррективы в учебно-познавательную деятельность;

- финишная диагностика профессиональной подготовленности выпускника - его социально-профессиональные знания, навыки, умения, вклю-чаю-щие диагностику степени развития качеств, необходимых будущему спецалисту.

Критерием качества может служить отношение поставленной цели и полученного результата. Если при оценке качества образования исходить из построения определенных технологий (директивная технология сборки) способов проверки результативности образования, то задача управления образованием по фактическим результатам является правильной и очевидной [12].

Качество имеет два понятия - соответствие стандартам и соответствие запросам потребителей.

Итоговым результатом качества учебно-педагогической системы колледжа становится успеваемость студентов по дисциплинам учебного плана и выпускной квалификационной работы.

Система менеджмента качества, сформулированная в Красногорском колледже.

В колледже сформирована система менеджмента качества как система управления и оценки образовательной, воспитательной, научно-методической деятельности по подготовке специалистов среднего звена квалифицированных рабочих кадров.

В основе системы менеджмента качества лежит независимая оценка качества профессионального образования, прежде всего, со стороны работодателей на соответствие выпускника требованиям, стандартам, запросам потребителей кадров,

оценки профессиональной и социальной адаптивности и успешности выпускника на рынке труда. На всех этапах теоретического и практического обучения работодатели оценивают профессиональные компетенции выпускников и показатели развития личностного потенциала студентов.

Основными инструментами управления качеством в колледже являются:

- экспертная оценка компетенций выпускников в ходе аттестации студентов с участием внешних экспертов;

- мониторинг удовлетворенности рынка труда квалификацией выпускников;

- анализ и самоанализ участников образовательного процесса;

- государственная и профессионально-общественная аккредитация.

Впервые в 2016/2017 учебном году была внедрена новая форма аттестации выпускника - демонстрационный экзамен. Выпускники колледжа сдавали демонстрационный экзамен по стандартам чемпионатов WorldSkills, по компетенциям «WebDesign» и «Сетевое и системное администрирование».

Контроль качества обучения нуждается в объективных методах педагогических измерений. Педагогический мониторинг как средство управления контроля учебно-воспитательным процессом обеспечивает преподавателю обратную связь об уровне усвоения учебного материала с помощью регулярного системного отслеживания степени или уровня обученности. В условиях инновационной деятельности педагогический мониторинг может стать механизмом в системе учебно-воспитательного процесса, который будет способствовать стимулированию, активизации, развитию студентов, будет связан с предоставлением им большей свободы и ответственности

Педагогический мониторинг должен быть системно организованным, прежде всего по этапам обучения и инструментарию.

Для его организации в колледже необходим ряд условий:

- реализация системы контроля в его видах: -текущий, - тематический, - промежуточный, - рубежный, - итоговый;

- организация контрольно - проверочных средств (демонстрационный экзамен), обеспечивающих систематичность и периодичность;

- наличие пакета измерителей на всех этапах контроля;

- апробация измерителей, коррекция пробелов в знаниях.

Исходя из этого, в колледже разработана система мониторинга, включающая:

1. входной контроль (начало изучения дисциплины);

2. текущие контрольные работы;

3. рубежный контроль по итогам первого и второго полусеместров;

4. промежуточный контроль в форме дифференцированного зачета или экзамена;

5. контроль на выходе.

Объектами контроля являются умения и навыки по дисциплинам согласно рабочим программам. P.S.

Запоздалый подарок к юбилею.

Два года назад, в год юбилея ПАО «Красногорский завод им. С.А. Зверева» в колледжах Подмосковья проводился I открытый юбилейный конкурс презентаций «Я горжусь своей будущей профессией». Несколько студентов, тогда еще 3-го курса, отделения «Оптические дисциплины» ГБПОУ МО «Красногорский колледж» приготовили подарок заводу. Они являлись бюджетниками, целевыми контрактниками с дуальной составляющей и выбрали для себя редкую профессию оптика. В этом выборе, конечно, сказали свое слово и завод, и колледж. Об оптиках, как правило, в открытой печати говорят и пишут не много. Но так произошло, что подарок даже на конкурс не попал, у нас это бывает, а конкурсные экземпляры обратно не выдают. Об этом стало известно недавно, так что дорогие товарищи оптики ПАО «Красногорский завод им. С.А. Зверева», заберите свой подарок.

«Я и моя профессия» - презентация студента Красногорского колледжа Умеренкова Д.Д. на I открытом областном конкурсе презентаций «Я горжусь своей будущей профессией».

Глаза - проводник знаний в науке и технике.

Сколько бесконечных фантастических миров скрывает от нас природа: космические тела, жизнь микроорганизмов, морские глубины, куда никогда не проникает солнечный свет. Но человечеству не удается довольствоваться возможным - нам всегда хочется дотянуться до звезд и дотронуться до атомов. Хотя зрение не всегда позволяет разглядеть даже то, что рядом, оптики дают каждому из нас возможность увидеть Вселенную во всей ее красе.

Глаза - один из важнейших для изучения окружающего мира органов человека. Они дают нам примерно 90% всей информации. Да, память у многих зрительная. Прежде, чем прикоснуться к чему-либо, мы изучаем это зрительно, последовательно, издалека.

Сначала человек увидел звезды, затем изобрел оптические устройства, чтобы разглядеть их поближе, а потом - полетел в космос.

Так что оптику можно смело называть «глазами» науки и техники человечества.

Человек моргает 10 раз в минуту, одно моргание занимает 3 секунды, в день на моргание уходит около 25 минут.

Когда происходит моргание, мгновенно отключается часть мозга, отвечающая за обработку информации, поступающей от органов зрения, что позволяет видеть человеку непрерывно гладкое изображение. Основы современной оптики были заложены еще в далеком прошлом. Греческий философ Платон еще до нашей эры создал одну из первых теорий света, а его ученик, Аристотель, объяснил сущность зрения. Первые приспособления, выполняющие функцию современных очков, появились еще в 13 столетии. Эти приспособления

предназначались в основном для увеличения изображения и представляли собой выпуклую с двух сторон линзу. Старейшие оптические приборы носили, скорее, медицинский характер. Это были лупа и очки. А вот развитие оптики, как одного из разделов физики, было вызвано уже практическими потребностями астрономии.

В России оптика, как наука, во многом сдвинулась с мертвой точки благодаря трудам Михаила Ломоносова, который не только написал теорию о прохождении света, но и создал целый ряд оптических инструментов и приборов, которыми пользуются оптики и поныне.

После открытия в 1918 году в Петрограде Государственно оптического Института, оптика, как наука, стала развиваться довольно быстро, уже сегодня без оптических приборов немыслима ни военная техника, ни авиация, ни флот, ни стрелковые орудия, ни вообще повседневная жизнь обычного современного человека.

Профессия оптика.

Профессия оптика - одна из самых престижных в приборостроении. А в России в 2015 году она вошла в список топ-50 наиболее востребованных перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования, оказавшись по значимости на 12-м месте из 50-ти специальностей.

Учиться на оптика можно по 2-м главным направлениям - медицинская оптика (связана со здоровьем человека, с устройством его зрения -очки, контактные линзы), и оптическое приборостроение (связано с механикой, производством оптического оборудования и его эксплуатацией и созданием технологий оптического производства).

Медицинский оптик.

Медицинская оптика находится на стыке техники и медицины, ведь очки сегодня - это не только необходимость, но и стильный аксессуар. Профессии этой сферы хоть и технические, во многом подходят женщинам: они лишены тяжелых физических нагрузок, зато требуют внимательности к мелочам, врожденного чувства эргономики и дизайна, терпеливости, четкости действий и глазомера.

Наши глаза постоянно в напряжении - планшеты, компьютеры на работе и дома, отсутствие времени на полноценный отдых, особенно в мегаполисе, сильно влияют на зрение. Поэтому количество салонов оптики стабильно растет, а профессии этой сферы входят в список 86-ти самых востребованных профессий в Москве, Московской обл. за последние годы.

Оптик - механик занимается изготовлением и сборкой оптических приборов и их деталей.

Специалистов - оптиков можно разделить на оптиков - техников, занимающихся изготовлением и сборкой сложных оптических приборов, например, биноклей, фотоаппаратов, военной оптики, правильной установкой линз в аппарате, и мастеров - оптиков, занимающихся непосредственно изготовлением линз.

Оптические приборы.

Вам известно, как работают простейшее оптические приборы?

Как одна небольшая линза увеличивает изображения в 2 ли 3 раза, а сложный телескоп - в 10 раз?

А каким именно образом объективы для фотовидеотехники, сочетая внутри себя линзы разных форм и размеров, дают изображения с разной степенью искажения, с разной резкостью, по-разному размывая фон и создавая эффект «Бокэ»?

Оптик-механик - это профессионал, в руках которого простой кусочек стекла превращается в готовую линзу или призму, а затем становится частью оптического устройства. Таких устройств великое множество: фотообъективы, телевизоры и лазеры, системы ночного видения, голографические системы, мощнейшие телескопы, медицинские приборы - от Рентгена до бионического глаза.

Например, сегодня лазер получает все большую популярность, как в военной технике, так и как эффективное средство в косметологии медицине, как средство передачи информации.

Все вышеперечисленные системы основываются на одних и тех же параметрах: форма поверхностей деталей, их толщины, расположения между собой, оптических свойств стекла, (которые тоже могут быть разными).

Работа оптика состоит в том, чтобы управляя всеми этими параметрами, решать конструктивно-технические задачи.

При этом работа не лишена творческой составляющей и эстетической, особенно, если речь идет о разработке фотообъективов широкого специального назначения (для панорамного и прицельного типа, для сверхскоростной съемки, для амуниции боевых дельфинов, для геоэкологических исследований т.д.).

Получая заготовки из кристаллов и оптического стекла, механик их распиливает, шлифует, полирует, красит; склеивает, если это нужно.

Затем из готовых линз, зеркал и призм он, основываясь на законах геометрической оптики, комбинирует оптические узлы, вальцует (монтирует) линзы в устройства настраивает (производит юстировку) приборов.

Профессионалы отмечают, что хорошие оптики чувствуют заготовку детали и душой, и кончиками пальцев, и способны изготовить как точнейшую линзу для микроскопа, диаметром около 1 мм, и массой в несколько сотых грамм, так и уникальное зеркало мощного телескопа диаметром 6 метров и массой свыше 40 тонн.

Для приборов, которые изготавливаются в несколько этапов с участием \разных специалистов и автоматических систем , оптик-механик создает технологические карты с чертежами и подробным описанием всего процесса.

Так что работа требует внимательности, хорошего зрения, точности движений, четкого пространственного воображения и большой ответственности.

Если все это имеется, остальные необходимые навыки и знания можно получить в профессиональных учебных заведениях, как высших, так и средних.

Например, в Красногорском колледже за 3 года и 10 месяцев в аудиториях с преподавателем, не только по учебникам, но и на практике в учебных цехах ПАО «КМЗ им. С.А. Зверева» научат законам оптики и механики, технологии изготовления оптических деталей и систем, обработке металлов, работе с чертежами, с использованием IT-технологий, слесарных инструментов и металлорежущих станков, покажут устройство всевозможных оптико-механических устройств.

Производственная практика и обучение проводятся в оптическом цехе. Оптическое стекло очень хрупкое, ломкое и чувствительное к резким изменениям температуры. Поначалу студенты чувствуют себя буквально в посудной лавке. Здесь учат бережно относиться к оборудованию, инструментам, материалам, грамотно организовывать рабочее место. Казалось бы, какая разница, что творится за твоим столом? От этого зависит и качество, и производительность.

После такой профессиональной подготовки Красногорского колледжа выпускники могут претендовать не только на получение высшего образования по своему профилю в будущем, но и на успешное трудоустройство на предприятиях согласно целевого договора с достойной заработной платой, как и гарантирует работодатель. ПАО «КМЗ им. Зверева». На это действительно можно рассчитывать: сейчас на российских оптических заводах создаются астрономические зеркала для обсерваторий всего мира, метеорологические приборы для аэропортов и военных аэродромов, оптические приборы дневного, ночного и комбинированного действия для всей российской бронетанковой и авиационной техники. А одна из основных профессий на этих заводах - именно оптик-механик. Он задействован во всех процессах производства. Причем в перспективе хороший оптик, настроенный на постоянное самосовершенствование и профессиональное развитие, может рассчитывать на руководящие позиции и на научные открытия, в зависимости от своих стремлений.

Главное - выбрать свой путь, наметить цели и следовать им. Тогда, может быть, очень скоро человечество увидит то, о чем пока только снимают фильмы.

Литература

1. Ситков А. Время ведет нас к тому, что надо менять правительство (член Президиума Академии проблем качества, академик, генерал-полковник запаса) http://newsland.com/news/detail/id/1671708/

2. Рыжова И.М., Юдин Г.В., Горохова О.С., Волхонский А.Е., Красовская С.В. Организация научно-методического консалтинга для отработки и контроля профессиональной деятельности выпускников Красногорского колледжа - как обратная связь в управлении качеством учебного процесса. (Статья принята к печати в журнале Science of Europe, Прага, J.R., Vol.4., No.40 (2019), июль).

3. Рыжова И.М. Юдин г.В., Красовская С.В., Данышева Н.С., Бокша Л.В., Волхонский А.Е. Инновационный педагогический консалтинг - залог управления качеством учебного процесса в колледже и обеспечением качества личности студента. Тез. докл. на Всероссийской научно-практической конференции «Образование, инновации, исследования как ресурс развития общества». Чебоксары, 18.06.2019, номер Свидетельства 32990.1, Изд-во «Среда» Чувашского республиканского института образования. - 15 с.

4. Ершов Б., Николаев А. Красногорский завод м. С.А. Зверева: Максимальное привлечение и закрепление молодежи на предприятии. Интервью с Генеральным директором ПАО «Красногорский завод им. С.А. Зверева» В.С. Калюгиным. Н.-т. журнал «Кто есть кто в образовании», №2 (4), 2016.

5. Герман С.В. Проблема адаптации выпускников учебных заведений среднего профессионального образования. Томск. Изд-во «Томь»: 2015. - С. 26.

6. Сосина И.М. Система качества образования в учреждениях среднего профессионального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т.19. - С.315-318. Режим доступа: https://e-koncept.ru/2016/56309.htm

7. Рыжова И.М. Дуальность целевой контрактной системы обучения - резерв менеджмента качества: Тез.докл. на ХУМеждународной конференции «Управление качеством» // И.М. Рыжова, И. А. Сергеева, Г.В. Юдин. - М.: МАИ, 2016. - С.269-272.

8. Рыжова И.М. Результаты экспериментальных исследований по обеспечению дуальности целевой системы обучения в Красногорском колледже. Тез.докл. на ХУМеждународной конференции «Управление качеством» // И.М. Рыжова, И. А. Сергеева, Г.В. Юдин. - М.: МАИ, 2016. - С.273-276.

9. Duality of the dedicated contractual framework of training and the results of research in providing it in Krasnogorsk college/ // Ryzhova I.M., Yudin G.V., Krasovskaya S.V. / Scientific research of the SCO countries: Synergy and integration: Materials of the International Conference Date 17 May 2019: 17 May, Be-jing, China.

10. Самолдина Л.Н. Научно-методическое обеспечение дуальной целевой профессиональной подготовки студентов в ССУЗ: Автореф. дис. канд. пед. наук 13.00.01; Казань, 2008.

11. Самолдина Л.Н. Новая организационная форма взаимосвязи образования производства. Образовательно-промышленный комплекс «СПО НПО Предприятие». 2011. - Р.73-83.

12. Иващенко О.Н. Мониторинг качества обучения студента как средство управления образованием. Режим доступа: https:// urok 1 sept. ru/%D 1%81%/%D 1%82%/%D 1%86%/%D 0%81%B2/214517

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.