Научная статья на тему 'Дуальное обучение как фактор повышения качества подготовки кадров: практический опыт'

Дуальное обучение как фактор повышения качества подготовки кадров: практический опыт Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1788
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дуальное обучение / подготовка кадров / трудоустройство

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дубровская Татьяна Павловна

В статье освещена практика реализации дуальной модели обучения на примере социального партнерства Красногорского колледжа и ПАО «Красногорский завод имени С. А. Зверева»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дубровская Татьяна Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дуальное обучение как фактор повышения качества подготовки кадров: практический опыт»

14 |

МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Дуальное обучение как фактор повышения качества подготовки кадров: практический опыт

ДУБРОВСКАЯ Татьяна Павловна,

кандидат экономических наук, заместитель директора по образовательно-инновационной работе Красногорского колледжа, г. Красногорск, Московская область

Аннотация

В статье освещена практика реализации дуальной модели обучения на примере социального партнерства Красногорского колледжа и ПАО «Красногорский завод имени С. А. Зверева»

Ключевые слова:

дуальное обучение, подготовка кадров, трудоустройство

Построение конкурентоспособной экономики России, переход ее на рельсы инновационного развития и снижения финансовой зависимости от сырьевого сектора требует опережающего развития системы подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена.

В качестве стратегической цели обновления профессионального образования было принято обеспечение высокой востребованности, мобильности, конкурентоспособности и успешности выпускников колледжей и техникумов на региональных рынках труда. Перед системой была поставлена конкретная задача: обеспечить к 2020 году как минимум в половине колледжей России подготовку по 50 наиболее востребованным и перспективным рабочим профессиям на уровне лучших мировых стандартов и передовых технологий.

Для решения этой амбициозной задачи был предпринят комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования и переориентации ее на реальные потребности экономики в квалифицированных кадрах.

В качестве новой модели взаимодействия сфер производства и профессионального образования была предложена дуальная система обучения. Принятие системного проекта «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования» закрепило формирование новой модели взаимодействия профессиональной школы с ключевыми работодателями.

Красногорский колледж совместно с флагманом оптического приборостроения ПАО «Красногорский завод им. С. А. Зверева» одним из первых начал работу по подготовке квалифицированных рабочих кадров в области машиностроения, металлообработки и оптического приборостроения на основе элементов дуального обучения выпускников на конкретные рабочие места предприятия.

Вся экспериментальная и практическая работа осуществлялась на базе созданной в Красногорском колледже Феде-

Дубровская Т. П. Дуальное обучение как фактор повышения качества подготовки кадров: практический опыт // Профессиональное образование и рынок труда. — 2017. — № 4. — С. 14-17.

МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕИСТВИЯ

ральной инновационной площадки по внедрению элементов дуального обучения в образовательный процесс, утвержденной приказом Минобр-науки России от 23.07.2014 № 780. Все проекты осуществлялись на условиях софинансирования со стороны ПАО «Красногорский завод им. С. А. Зверева», что позволило создать современную учебно-производственную базу практического обучения студентов как в колледже, так и на предприятии.

В основу дуальной модели были положены ранее полученные от совместной работы результаты: реализация двух этапов приоритетного национального проекта «Образование», экспериментальная программа прикладного бакалавриата по подготовке технологов и метрологов по направлению «Приборостроение и оптотехника», проекта «Модернизация системы подготовки кадров для предприятий оборонно-промышленного комплекса, расположенных на территории Московской области». Кроме того, в 2015 году основная профессиональная образовательная программа по специальности 12.02.05 «Оптические и оптико-электронные приборы и системы» успешно прошла процедуру профессионально-общественной аккредитации с участием представителей ПАО «Красногорский завод им. С. А. Зверева» и экспертов Федерального института развития образования.

Первым этапом реализации дуальной модели стал мониторинг актуальных и перспективных потребностей предприятия в компетенциях и квалификациях выпускников со средним профессиональным образованием, результаты которого потребовали существенного изменения содержания подготовки кадров в области оптического приборостроения, машиностроения и механообработки.

Красногорский колледж возглавил Федеральное учебно-методическое объединение (ФУМО) по разработке новых федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по УГС 12.00.00 «Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии». Совместно с ведущими специалистами ПАО «Красногорский завод им. С. А. Зверева» была сформирована новая структура и содержание подготовки оптиков для высокотехнологичных и наукоемких производств с учетом требований работодателей в рамках нового ФГОС СПО по специальности 12.02.09 «Производство и эксплуатация оптических и оптико-электронных приборов и систем». Особенностью образовательной программы, реализуемой на основе элементов дуальной системы, стало увеличение доли практического обучения до 65-70% от общего объема времени на высокотехнологичных рабочих местах предприятия. Содержание программы обновилось на 50%. Ла-бораторно-практические работы, а также учебная и производственная практики были перенесены непосредственно на рабочие места предприятия, они проводятся под руководством мастеров и наставников завода.

Оптический и механический участки, оснащенные современным учебно-производственным оборудованием, объединены в учебно-производственный полигон предприятия, где под руководством опытных наставников студенты начали осваивать несколько технологических переделов и получать две-три профессии: оптик-полировщик, оптик-шлифовщик,

4/2017 |15

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

16 | 4 / 2017

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕИСТВИЯ

оптик-механик, востребованные производством. В ходе практического обучения обеспечено тесное деловое сотрудничество руководителей практики от колледжа, руководителей цеха и наставников также в вопросах организации труда, его оплаты, дисциплины и соблюдения режима внутреннего распорядка, как в цехе, так и в колледже, а также принятие оперативных мер по устранению возникших трудностей.

Важной особенностью дуального обучения является закрепление за студентами конкретных рабочих мест будущего трудоустройства и оформление их на должности с оплатой труда на условиях сокращенной рабочей недели. Примерно четверть студентов работают на оплачиваемых рабочих местах на условиях неполной занятости.

На основании соглашения о разграничении полномочий между предприятием и колледжем по обеспечению образовательного процесса все оборудование было предоставлено колледжу в безвозмездное пользование.

Важным этапом реализации модели дуального обучения стал ввод в эксплуатацию современного полигона практического обучения студентов по специальности «Технология металлообрабатывающего производства», в результате чего у ребят появилась возможность освоения новой профессии «оператор станков с программным управлением», входящей в список профессий Т0П-50. Учебный полигон, находящийся в структуре Многофункционального центра прикладных квалификаций Красногорского колледжа, включает обрабатывающие центры и станки с ЧПУ, на которых предусмотрено обучение студентов программированию и разработке управляющих программ для современных систем с ЧПУ Обучение студентов начинается в учебном интерактивном классе, где на тренажерах-имитаторах сложного технологического оборудования организовано изучение трех современных систем ЧПУ (Бапие, Бтитепк Heidenhain) и визуализация процесса изготовления деталей на 15 учебных местах. По завершении программирования обучаемые имеют возможность перейти к изготовлению деталей на учебных станках с ЧПУ

В результате расширения практической составляющей образовательной программы повысилось качество подготовки специалистов, их мобильность, быстрая адаптация и сокращение затрат времени на «доучивание» на рабочих местах. Студенты, работающие в цехах и отделах завода, показывают себя на защите дипломных проектов более уверенными и подготовленными. Семь дипломных работ в 2016/2017 учебном году имели исследовательский характер и были рекомендованы для внедрения в производство. Заметно повысился уровень мотивации студентов, в 1,3 раза выросло трудоустройство выпускников на предприятии.

Немаловажную роль здесь сыграло и создание специальных условий социальной поддержки студентов и выпускников колледжа. На выпускников колледжа, работающих на предприятии, распространяются все социальные льготы и меры материальной поддержки, включая период службы в Вооруженных Силах России, в рамках специально разработанной Программы поддержки молодых специалистов ПАО «Красногорский завод им. С. А. Зверева». Совместно с заводом был разработан и утвержден типовой трехсторонний договор о целевой контрактной подго-

МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

товке студентов колледжа, в соответствии с которым успешно обучающимся студентам выплачивается стипендия от 3 до 5 тыс. руб. Ежегодно студенту, добившемуся высоких результатов в освоении специальности, выплачивается премия имени бывшего генерального конструктора ПАО «Красногорский завод им. С. А. Зверева» В. В. Некрасова.

Реализация модели в течение 3,5 лет показала существенную эффективность дуального обучения как одной из инновационных моделей подготовки квалифицированных кадров, обеспечивающую более полное и качественное наполнение кадрового потенциала высокотехнологичных производств.

Вместе с тем дальнейшее развитие дуального обучения на предприятии сталкивается и с рядом барьеров, к которым можно отнести недостаточную мотивацию работодателя в части заключения договоров целевого обучения и ученических договоров, закрепления и повышения квалификации мастеров и наставников от предприятия, несовершенства методов обучения студентов непосредственно на рабочих местах, предоставления для обучения современного оборудования и оснастки.

В ходе обсуждения итогов реализации проекта с представителями работодателя, которое проходит ежегодно, идет постепенное сближение точек зрения и интересов предприятия и колледжа. Опыт Красногорского колледжа по внедрению элементов дуального обучения был обобщен и представлен в «Методических рекомендациях по применению лучших практик элементов дуальной модели профессионального образования, полученных в ходе пилотного проекта по дуальному образованию профессиональными образовательными организациями Московской области».

4/2017 | 17

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Литература

1. Воробьева И. М. Опыт дуального образования как возможный путь повышения эффективности профориентации будущих абитуриентов и профессиональной подготовки студентов технических вузов // Молодой ученый. — 2015. — № 11.

2. Григорьева Н. В., Швец Н. А. Модель подготовки специалистов в условиях дуального обучения // Современные проблемы науки и образования. — 2016. — № 6.

3. Землянский В. В., Канакин Я. В. Теоретические аспекты дуальной целевой подготовки специалистов // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернандского. — 2012. — № 1.

4. Камербаев А. Ю., Кашук Л. И. Для подготовки кадров новой формации // Современное образование. — 2012. — № 2 (86).

5. Терещенкова Е. В. Дуальная система образования как основа подготовки специалистов // Концепт. — 2014. — № 4.

6. Фаляхов И. И. Возможности дуальной системы обучения. Инновации в науке: Сборник статей по материалам XХXVШ Международной научно-практической конференции. — 2014. — № 10 (35).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.