- непрерывно повышать свою квалификацию, в том числе путем самообразования и научной работы.
Обратим внимание, что в модели наставничества мониторинг процесса непрерывного функционирования системы тесным образом связан с критериями стандарта дуального образования ББМ [2], что, на наш взгляд, является достоинством данной модели.
На заключительном этапе руководитель проекта должен осуществлять контроль выполнения планов и регулярно обсуждать получае-
Библиографический список
мые результаты, которые, в свою очередь, будут определяться степенью соответствия требованиям стандарта ББМ.
Важной функцией руководителя проекта на последующих стадиях работ является обобщение полученных результатов. На сегодняшний день результаты нашей работы (пусть и промежуточные, так как проект только запущен) обсуждались в коллективе техникума с представителями ПАО «ЧТПЗ», а также были представлены на конференциях регионального и федерального уровней.
1. Основные направления развития профессионального образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.intuit.ru/studies/courses/4103/1290/lecture/24960.
2. Стандарт дуального образования : Группа ЧТПЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.bbmprof.ru.
УДК 377 В. А. Саблуков, директор Миасского
машиностроительного колледжа (МиМК), Челябинская обл., г. Миасс, e-mail: miassmk@mail.ru
О РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО (ДУАЛЬНОГО) ОБУЧЕНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 15.02.08 "ТЕХНОЛОГИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ"» В УСЛОВИЯХ КЛАСТЕРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
В статье представлен опыт использования проектного метода управления внедрением инновации (дуального обучения) в условиях кластерного взаимодействия ГБПОУ «Миасский машиностроительный колледж», АО «Миасский машиностроительный завод», анализируются итоги первого этапа инновационной деятельности.
Ключевые слова: инновационные процессы, проектное управление, кластерное взаимодействие, практико-ориентированное (дуальное обучение).
Важнейшей характеристикой современности являются инновационные процессы, пронизывающие все сферы и уровни социальной реальности и жизнедеятельности человека, в том числе сферы образования. Управление инновационной деятельностью образовательных организаций и промышленных предприятий на тактическом уровне в большинстве случаев реализуется на основе проектного управления. Управление инновационными проектами обеспечивает конкретизацию выбранных инновационных стратегий и их непосредственное воплощение как в производственно-хозяйственной деятельности предприятия, так и в образовательной деятельности
учреждения образования. По своей сути управление проектом представляет собой целенаправленный системный процесс выработки и реализации управленческих решений, охватывающих все стадии осуществления конкретной разработки и направленных на ее успешное выполнение в рамках установленных временных, бюджетных и ресурсных ограничений [1].
Учитывая, что Миасский машиностроительный колледж готовит кадры для машиностроительных предприятий региона, является достаточно крупным колледжем в Челябинской области, принимает участие в апробации проекта «Региональный стандарт кадрового
обеспечения промышленного роста» в Челябинской области, он призван решать задачу совершенствования традиционной модели подготовки специалистов среднего звена.
Один из путей повышения эффективности подготовки кадров основан на внедрении прак-тико-ориентированной (дуальной) модели обучения.
Дуальное обучение — форма организации профессионального образования, при которой теоретическая подготовка проходит в образовательной организации, практическая — на предприятии (учебном предприятии или учебном цехе предприятия) [2].
При этом система дуального обучения, как отмечено в региональном стандарте кадрового обеспечения промышленного роста, предполагает: разработку и утверждение типовых нормативных документов; участие работодателей в разработке образовательной программы и требований к профессиональным и профессионально-личностным компетенциям студентов; закрепление работодателем наставников за обучающимися; прохождение практической части обучения на рабочем месте, т. е. непосредственное участие работодателей в процессе профессиональной подготовки студентов с их последующим трудоустройством.
Идея практико-ориентированного (дуального) обучения на базе ГБПОУ «Миасский машиностроительный колледж» и АО «Миасский машиностроительный завод» стала результатом взаимной заинтересованности предприятия и колледжа в подготовке специалистов среднего звена, соответствующих требованиям высокотехнологичного производства.
АО «ММЗ» — это предприятие, обладающее современной производственной базой, которая предполагает применение сложных наукоемких технологий, включающих в себя электронику, робототехнику, сложное аппаратное и программное обеспечение.
Сотрудничество АО «ММЗ» и ГБПОУ «МиМК» осуществляется на базе договора о социальном партнерстве, как результат в 2016 г. колледжем и предприятием разработан совместный проект «Формирование профессиональных компетенций студентов ГБПОУ "Миасский машиностроительный колледж" на основе практико-ориентированного (дуального) обучения по специальности 15.02.08 "Технология машиностроения"» в условиях кластерного взаимодействия ГБПОУ «МиМК» и АО «ММЗ». На базе данного проекта в колледже открыта инновационная площадка.
Для чего нужен такой проект? Во-первых, проектный подход рассматривает инновационную деятельность как сложную систему взаимообусловленных и взаимоувязанных мероприятий по ресурсам, срокам и исполнителям, направленных на достижение конкретных целей (задач) [3].
Во-вторых, данный проект выступает особой формой кластерного взаимодействия, которое может иметь под собой разделяемые участниками цели. Так, стратегическая цель проекта предполагает совершенствование модели подготовки специалистов среднего звена на основе практико-ориентированного (дуального) обучения по специальности 15.02.08 «Технология машиностроения».
А одна из тактических целей проекта — это качественное овладение студентами профессиональными и общими компетенциями по специальности 15.02.08 «Технология машиностроения» в соответствии с ФГОС СПО, а также системой компетенций работников предприятия (СКРП) на предприятиях-партнерах.
В соответствии с ФГОС СПО выпускник по специальности 15.02.08 «Технология машиностроения» получает квалификацию «техник». При этом стандарт предполагает освоение студентом нескольких рабочих профессий. Соответственно, учебный план подготовки по специальности включает в себя профессиональный модуль «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих», который предполагает освоение технологии выполнения работ по профессии 14989 «Наладчик станков и манипуляторов с программным управлением». Данная профессия востребована на предприятиях города, в том числе и в АО «ММЗ», она предполагает работу на высокотехнологичном оборудовании, требует специальной профессиональной подготовки и технического оснащения.
Для сравнения рассмотрим модели традиционного и дуального обучения квалифицированных рабочих на примере освоения данной профессии.
Традиционная модель предполагает разработку колледжем образовательной программы при условии ее согласования с предприятием-работодателем (рис. 1).
Анализ модели показывает, что здесь основную образовательную нагрузку несет колледж, а предприятие в целом «отчуждено» от образовательного процесса, его кадровая политика не соотнесена с содержанием профессионального обучения по востребованным профессиям.
Рис. 1. Схема модели традиционного обучения в процессе подготовки кадров на базе ГБПОУ «МиМК» в рамках взаимодействия с АО «ММЗ» (МДК — междисциплинарный учебный курс)
В классической модели дуального обучения предусматривается освоение практической деятельности по подготавливаемой профессии на базе предприятия-партнера [4].
Соответственно, применительно к обучению студентов на базе предприятия АО «ММЗ» в рамках профессионального модуля «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих» (профессия 14989 «Наладчик станков
и манипуляторов с программным управлением») модель дуального обучения будет выглядеть следующим образом (рис. 2). При этом теоретическая часть изучается на базе колледжа, но под руководством специалиста предприятия, а все практические занятия проводятся на базе предприятия. Соответственно, процесс обучения ориентирован на систему компетенций работников предприятия (СКРП).
Рис. 2. Схема модели дуального обучения на базе ГБПОУ «МиМК», АО «ММЗ» в рамках профессионального модуля «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих»
(МДК — междисциплинарный учебный курс)
В процессе разработки и реализации проекта мы ориентировались именно на данную модель. Представленная ниже схема модели технологии реализации практико-ориентированного (дуаль-
ного) обучения на основе системы компетенций работников АО «ММЗ» в условиях кластерного взаимодействия колледжа и предприятия может выглядеть так, как показано на рисунке 3.
МИАССКИИ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫМ ЗАБОЯ „ --
г - - - — ]сОЩ
Научное Нормативное Организация
обеспечение обеспечение управления
проекта проекта проектом
Профстандарт, требования высокотехнологичного производства
Профессиональные компетенции, соответству-ющиетребованиям высокотехнологичного производства повышенные разряды, ТРУДОУСТРОЙСТВО
Итоговая диагностика, оценка на соответствие СКРП
Учебная практика, производственная практика
Промежуточная диагностика
МДК, учебная практика
Входная диагностика компетенций
Разработка СКРП
Программно-методическое обеспечение проекта
Педагогическая переподготовка для сотрудников АО «ММЗ»
Стажировка для
педагогов ГБПОУ «МиМК»
Заключение договоров
ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Рис. 3. Схема модели технологии реализации дуального обучения в условиях кластерного взаимодействия колледжа и предприятия
Схема данной модели представлена виде последовательности блоков.
Научное обеспечение проекта составили: теория проектирования и реализации содержания и технологий обучения (Г. Я. Батышев, В. П. Беспалько, М. И. Махмутов, Г. В. Муха-метзянова, А. М. Новиков и др.); теория лич-ностно ориентированного обучения (Э. Ф. Зеер, В. В. Сериков, В. Д. Шадриков и др.), дея-тельностный (А. Н. Леонтьев, Н. Ф. Талызина и др.); системный (И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин и др.) и компетентностный (В. И. Байденко, В. А. Болотов, А. А. Вербицкий, Э. Ф. Зеер,
A. В. Хуторской и др.) подходы к обучению; теория содержания обучения (Б. С. Гершунский,
B. В. Краевский, В. С. Леднев, И. Я. Лернер, Л. Г. Семушина и др.); теории гуманизации
и гуманитаризации профессионального образования (Л. А. Волович, Г. В. Мухаметзянова, З. Г. Нигматов и др.).
Теоретико-методологическая основа исследования определялась положениями системного, компетентностного, модульного, дея-тельностного подходов, совокупность которых позволила рассмотреть учебно-методическое обеспечение профессиональной подготовки студентов на научно-методическом уровне.
Нормативное обеспечение проекта включает следующие документы: Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; протокол заседания Правительственной комиссии по импортозамещению от 3 октября 2015 г. № 2; Стратегия социально-экономического развития
Челябинской области до 2020 года (постановление Законодательного собрания Челябинской области от 26 марта 2014 г. № 1949); Концепция регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста (ДСП); приказ Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2014 г. № 350 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 15.02.08 "Технология машиностроения"»; устав государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Миасский машиностроительный колледж»; локальные нормативные акты, регламентирующие процесс реализации проекта (положения «О кластерном взаимодействии ГБПОУ "МиМК" и АО "ММЗ"»; «О координационном совете организаций — участников кластерного взаимодействия: ГБПОУ "МиМК" и АО "ММЗ"» и др.).
Блок «Организация управления проектом» предполагает создание координационного совета проекта, рабочей группы реализации проекта в ГБПОУ «МиМК», ее тесное взаимодействие с отделом по управлению персоналом АО «ММЗ». Процесс управления осуществляется на основе дорожной карты и согласованного плана мероприятий.
На основе профессионального стандарта отделом управления персонала предприятия разрабатывается система компетенций наладчиков станков и манипуляторов с программным управлением (СКРП), ориентированная на применение оборудования данного предприятия.
Программно-методическое обеспечение проекта включает в себя: откорректированный учебный план, рабочую программу профессионального модуля, методические материалы и рекомендации для студентов, электронные средства обучения, рекомендации и инструкции по их использованию, а также инструментарий оценки профессиональных компетенций.
Повышение квалификации и переподготовка в области психолого-педагогической деятельности для сотрудников предприятия и наставников, а также стажировка педагогов осуществляются через систему дополнительного профессионального образования.
Проект предполагает заключение договоров о дуальном обучении между предприятием и колледжем и между обучающимися и предприятием.
Учебный процесс организуется следующим образом:
- на этапе изучения общеобразовательных дисциплин сотрудники отдела управления персоналом предприятия проводят профори-ентационные мероприятия (беседы, экскурсии и т. д.), знакомятся со студентами, анализируют результаты их учебной деятельности;
- на этапе освоения профессионального модуля теоретическая часть междисциплинарного курса «Технологии выполнения работ по профессии 14989 "Наладчик станков и манипуляторов с программным управлением"» изучается студентами на базе колледжа, а практическая часть (лабораторно-практические работы по междисциплинарному курсу, учебная и производственная практики) проводится на базе предприятия;
- в состав экзаменационной комиссии, принимающей экзамен по профессиональному модулю, входят преимущественно специалисты предприятия-партнера;
- по окончании изучения профессионального модуля студенты возвращаются к его содержанию в рамках дисциплины «Программирование для автоматизированного оборудования»;
- на базе предприятия-партнера студенты проходят преддипломную практику и выполняют дипломные проекты;
- по окончании обучения предприятие осуществляет отбор выпускников колледжа для трудоустройства на конкурсной основе.
Таким образом, в процессе реализации данной технологии проектного управления дуальным обучением студент осваивает общие и профессиональные компетенции в соответствии с ФГОС СПО, а также компетенции, предполагающие его умение работать на высокотехнологичном оборудовании и ориентированные на требования конкретного предприятия.
Такая форма профессиональной подготовки позволяет гибко совмещать прохождение теоретического курса и обучение специалистов непосредственно на рабочих местах, студенты более успешно адаптируются к условиям предприятия, получают углубленные знания, умения и практический опыт по современной и востребованной рабочей профессии, что, в свою очередь, способствует получению ими более высоких квалификаций (разрядов).
Таким образом, выпускник колледжа, завершивший обучение по специальности 15.02.08 «Технология машиностроения», адаптирован к условиям современного предприятия, получает квалификацию «техник», квалификационные разряды по двум рабочим профессиям, в том числе и по наукоемкой и высокотехнологичной
профессии 14989 «Наладчик станков и манипуляторов с программным управлением», а это значит, что он становится более конкурентоспособным на рынке труда.
Система дуального обучения осуществляет совместное финансирование программ подготовки кадров под конкретное рабочее место предприятиями, заинтересованными в квалифицированном персонале, и региональными органами власти, заинтересованными в развитии экономики.
Представленная модель технологии реализации дуального обучения по специальности 15.02.08 «Технология машиностроения» в условиях кластерного взаимодействия колледжа и АО «ММЗ» может быть перенесена и на взаимодействие с другими предприятиями. Сегодня достигнуты предварительные договоренности ГБПОУ «МиМК» о сотрудничестве на основе
дуального обучения по данной специальности с такими предприятиями, как «АЗ "УРАЛ"», АО «Научно-производственное объединение электромеханики», АО «Соединитель».
Учитывая, что проектный подход к управлению внедрением инноваций позволяет четко реализовать весь управленческий цикл, можно проследить в создании и реализации нашего проекта все этапы управленческого цикла: анализ ситуации и выявление противоречий, планирование деятельности, контроль, коррекция.
Сегодня уже многое сделано в реализации проекта, прежде всего, реализован первый этап. В таблице 1 представлена оценка реализации дорожной карты внедрения дуальной системы обучения в АО «ММЗ» и ГБПОУ «МиМК» и ко -эффициент реализации первого этапа программы проекта (на основе критериально-ориентированного подхода [5]).
Таблица 1
Оценка реализации дорожной карты внедрения дуальной системы обучения в АО «ММЗ» и ГБПОУ «МиМК» (подведение итогов первого этапа)
Задачи этапа (показатели)
Отметка о выполнении
I этап: аналитико-проектировочный (январь 2017 г. — июнь 2017 г.)
Весовой коэффициент
Оценка (в баллах)
Итоговая оценка
1. Разработка комплекса условий, обеспечивающих профессиональную подготовку обучающихся (согласно проекту)
1. Создан координационный совет проекта; разработана нормативная база.
2. Определена количественная потребность в профессиях/специальностях.
3. Заключен договор о социальном партнерстве (дуальном обучении) между ГБПОУ «МиМК» и АО «ММЗ».
4. Разработано положение о дуальном обучении в АО «ММЗ», согласовано с ГБПОУ «МиМК».
5. Подготовлены документы для присвоения ГБПОУ «МиМК» статуса областной инновационной образовательной площадки.
6. Проведен анализ учебной базы кол -леджа, определена необходимость до-оснащения
2. Создание системы компетенций работников предприятия (СКРП) на предприятиях-партнерах (на основании приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов»
1. Службой управления персоналом АО «ММЗ» составлены квалификационные требования к выпускнику дуальной образовательной программы по направлению подготовки 15.02.08 «Технология машиностроения».
2. Создана система компетенций работников предприятия (СКРП) для предприятия-партнера.
3. Проведены сравнение ПС, ФГОС СПО и модели компетенций,
Продолжение таблицы 1
Задачи этапа (показатели) Отметка о выполнении Весовой коэффициент Оценка (в баллах) Итоговая оценка
I этап: аналитико-проектировочный (январь 2017 г. — июнь 2017 г.)
выработка общих квалификационных требований к выпускнику программы дуального обучения
3. Разработка диагностического аппарата для определения уровня сфор-мированности профессиональных компетенций обучающихся и диагностического аппарата мониторинга формирования профессиональных компетенций (модели мониторинга) 1. Разработана модель оценки компетенций и требований по профессии/ специальности дуального обучения. 2. Разработан диагностический аппарат для определения уровня сфор-мированности профессиональных и общих компетенций обучающихся и диагностического аппарата мониторинга формирования профессиональных компетенций (модели мониторинга) 3 2 6
4. Разработка и модернизация профессиональных образовательных программ по специальности 15.02.08 «Технология машиностроения» в рамках СКРП для реализации модели дуального обучения 1. Проработаны действующие программы. 2. Проведена разработка и корректировка учебных программ, в рамках которых реализуется дуальное обучение, с учетом требований работодателя (модели компетенций). 3. Проработаны вопросы привлечения государственных мер поддержки для оснащения производственной учебной базы в АО «ММЗ» в рамках проекта дуального обучения 3 2 6
5. Разработка сетевого учебного плана. Планирование деятельности кластера по формированию профессиональных компетенций обучающихся по специальности 15.02.08 «Технология машиностроения» 1. Разработан отдельный учебный план для экспериментальной группы, в которой на первом этапе предприятием-работодателем совместно с колледжем проводились профориентацион-ные и диагностические мероприятия; разработана рабочая версия модели подготовки рабочих кадров в условиях кластерного взаимодействия профессиональной образовательной организации и предприятия-работодателя. 2. Разработана дорожная карта внедрения дуальной системы обучения в АО «ММЗ» и ГБПОУ «МиМК» 3 2 6
6. Разработка модели подготовки специалистов среднего звена на основе практико-ориентированного (дуального) обучения по специальности 15.02.08 в условиях кластерного взаимодействия ГБПОУ «МиМК» и АО «ММЗ» с целью эффективного формирования у обучающихся профессиональных компетенций, требуемых высокотехнологичным производством Разработаны: - схема модели традиционного обучения в процессе подготовки кадров на базе ГБПОУ «МиМК» в рамках взаимодействия с АО «ММЗ» (рис. 1); - схема модели дуального обучения на базе ГБПОУ «МиМК» и АО «ММЗ» (рис. 2) на основе профессионального модуля; - схема модели технологии реализации дуального обучения в ГБПОУ «МиМК» на основе системы компетенций работников предприятия АО « ММЗ» (рис. 3) 3 2 6
Окончание таблицы 1
Задачи этапа (показатели) Отметка о выполнении Весовой коэффициент Оценка (в баллах) Итоговая оценка
I этап: аналитико-проектировочный (январь 2017 г. — июнь 2017 г.)
7. Проведение входной диагностики уровня сформированности профессиональных и общих компетенций студентов Перенесено на начало II этапа 2017 г. 3 1 3
8. Текущая оценка качества обучения студентов В течение этапа 3 1 3
9. Подготовка материалов для публикаций (и участия в проекте «Стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года») Серкова, Г. Г. Дуальное обучение: проблемы, перспективы [Текст] / Г. Г. Серкова // Инновационное развитие профессионального образования : науч.-практ. журн. — 2016. — № 4 (12). — С. 72-76. Саблуков, В. А. О реализации проекта «Формирование профессиональных компетенций студентов на основе практико-ориентированного (дуального) обучения по специальности 15.02.08 "Технология машиностроения" в условиях кластерного взаимодействия (данная статья). Ступина, В. С. Технология оценки профессионально-личностных компетенций обучающихся в условиях дуального обучения (готовится к публикации). Писарева, Г. В. К вопросу оценки качества профессиональной подготовки студентов колледжа в условиях дуального обучения (готовится к публикации). Новикова, Т. К. Условия формирования конкурентоспособности студентов посредством проведения профессиональных конкурсов (опубликована). Новикова, Т. К. Конкурентоспособность выпускника СПО по специальности «Технология машиностроения» в соответствии с профстандартом (опубликована). Кислицына, Т. Н. Электронные библиотечные системы как средство повышения эффективности работы библиотеки в условиях внедрения профессиональных стандартов (готовится к публикации) 3 2 6
10. Подведение итогов первого этапа инновационной деятельности Задачи этапа реализованы. Итоги подведены 2 2 4
Максимальное количество баллов 58
Фактическое количество баллов 52
Примечание: 2 балла — выполнено полностью;1 балл — выполнено не полностью; 0 баллов — не выполнено.
К =
I
Оценка
Весовой
в баллах коэфф.
N
0,85 < К < 1 — результат оптимальный 0,70 < К < 0,85 — результат хороший 0,60 < К < 0,70 — результат допустимый К< 0,60 — результат недопустимый
К1 = 52 / 58 = 0,897 результат оптимальный
Представленный опыт работы по использованию проектного подхода в управлении внедрением инноваций (в частности, дуального обучения) в практику образовательных организаций показал, что при правильной системной организации выполнения проекта могут быть достигнуты хорошие результаты. Так, например, при реализации первого этапа проекта «Формирование профессиональных компетенций студентов ГБПОУ "МиМК" на основе практико-ориентированного (дуального) обучения по специальности 15.02.08 "Технология машиностроения" в условиях кластерного взаимодействия ГБПОУ "МиМК" и АО "ММЗ"» (январь 2017 г. — июнь 2017 г.) прогноз результатов первого этапа оправдан полностью. Продуктом деятельности ГБПОУ «МиМК» и АО «ММЗ» явились наработанные материалы:
1) концепция инновационной работы, дорожная карта, план мероприятий;
2) нормативно-правовые акты, регулирующие сетевое (кластерное) взаимодействие организаций (ГБПОУ «МиМК» и АО «ММЗ»);
3) учебный план по профессии 14989 «Наладчик станков и манипуляторов с программным управлением» и совместный план мероприятий ГБПОУ «МиМК» и АО «ММЗ» по организации дуального обучения;
4) договоры между участниками реализации инновационного проекта;
5) система компетенций по профессии 14989 «Наладчик станков и манипуляторов с программным управлением»;
6) диагностический аппарат, необходимый для оценки реализации инновационного проекта;
7) диагностический аппарат для определения уровня сформированности профессиональных компетенций обучающихся и осуществления
мониторинга формирования профессиональных компетенций;
8) модель мониторинга формирования и развития профессиональных компетенций обучающихся;
9) рабочая программа профессионального
модуля;
10) вопросы курсовой переподготовки сотрудников предприятия и стажировки педагогов колледжа;
11) материалы для проекта «Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста»;
12) модель подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена на основе дуального обучения с целью эффективного формирования у обучающихся профессиональных компетенций, требуемых высокотехнологичным производством.
Представленный проект имеет важное значение не только для подготовки по специальности 15.02.08 «Технология машиностроения», но и для развития колледжа в целом. Как было сказано выше, он позволяет переносить разработанную модель на взаимодействие с другими предприятиями города. Три крупных предприятия уже высказали намерение сотрудничать с колледжем в этом направлении.
Уже сегодня проект показал, что его направленность на профессиональный стандарт и систему компетенций работников предприятия позволяет более эффективно ориентировать образовательный процесс на запросы рынка труда, совершенствовать систему подготовки специалистов на основе актуализации содержания образовательных программ с учетом требований профессиональных стандартов и более успешно выстраивать процесс внедрения федеральных государственных образовательных стандартов по пятидесяти наиболее востребованным на рынке труда профессиям, предполагающим уровень среднего профессионального образования (топ-50).
Программно-методические материалы, наработанные в проектной работе, становятся образцом для создания подобных материалов и для других специальностей. Опыт реализации проекта применяется для повышения качества научно-методической и учебной работы в кол -ледже.
Библиографический список
1. Юрьева, Т. В. Проектный подход как инструмент реализации стратегических целей [Текст] / Т. В. Юрьева // Экономические науки. — 2014. — № 11 (120). — С. 7-10.
2. Дуальное образование [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Дуальное_образование.
3. Компанейцева, Г. А. Проектный подход : понятие, принципы, факторы эффективности [Электронный ресурс] / Г. А. Компанейцева // Науч.-метод. электрон. журн. «Концепт». — 2016. — Т. 17. — С. 363-368. — Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/46249.htm.
4. Землянский, В. В. Теоретические аспекты дуальной целевой подготовки специалистов [Текст] / В. В. Землянский, Я. В. Канакин // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернандского. — 2012. — № 1. — С. 104-110.
5. Серкова, Г. Г. Критериально-ориентированный подход к оцениванию эффективности экспериментальной работы в учреждении профессионального образования [Текст] / Г. Г. Серкова // Экспериментальная и инновационная деятельность в учреждениях профессионального образования Челябинской области : прил. к науч.-практ. журн «Инновационное развитие профессионального образования» / под науч. ред. И. Р. Сташкевич, Г. Г. Серковой. — 2013. — № 1(3). — С. 17-23.
6. Серкова, Г. Г. Дуальное обучение : проблемы, перспективы [Текст] / Г. Г. Серкова // Инновационное развитие профессионального образования : науч.-практ. журн. — 2016. — № 4 (12). — С. 72-76.
УДК 372/377 В. В. Сидоров, директор Златоустовского
индустриального колледжа им. П. П. Аносова, канд. пед. наук, Челябинская обл., г. Златоуст,
e-mail: zlatik@anosov.ru Ю. Н. Новопашина, зав. детским садом комбинированного вида № 2, Челябинская обл., г. Златоуст, e-mail: mdou2@bk.ru
ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАВИГАЦИИ ПО ВОСТРЕБОВАННЫМ ПРОФЕССИЯМ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП В РАМКАХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
В статье рассматривается опыт профориентационной работы с обучающимися дошкольного возраста в рамках реализации первого этапа работы над инновационным проектом «Обеспечение профессиональной навигации по востребованным профессиям технического профиля для обучающихся разных возрастных групп в рамках сетевого взаимодействия» в ГБПОУ «Зла-тоустовский индустриальный колледж им. П. П. Аносова».
Ключевые слова: социальное партнерство, навигация, раннее профессиональное просвещение, сетевое взаимодействие, инновационные формы и методы обучения и воспитания.
Инновационный путь развития страны, необходимость решения актуальных задач «новой индустриализации» и импортозамещения требует опережающего развития профессионального образования, в особенности системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций. Решать эту проблему приходится в условиях наблюдающегося снижения престижа рабочих профессий и ориентации выпускников школ на получение гуманитарного высшего образования.
По мнению министра образования Челябинской области А. И. Кузнецова [1], система профориентационной работы, которая сущест-
вует в нашей стране, начинает свое воздействие на школьника в старших классах — тогда, когда у подростка уже сформированы представления о будущем, которые, как правило, не строятся на реальной оценке ситуации на рынке труда и перспективах ее развития, а являются результатом воздействия массовой культуры, средств массовой информации. А. И. Кузнецов уверен, что работу по формированию мотивации к труду следует начинать уже в младших классах, а в идеале — на уровне детского сада. Задача педагогов в этом процессе — выстраивать образовательный процесс так, чтобы в перспективе можно было решить кадровые проблемы