Научная статья на тему 'Факторы социальной среды в механизме детерминации преступности несовершеннолетних'

Факторы социальной среды в механизме детерминации преступности несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
534
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / МЕХАНИЗМ ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / SOCIAL ENVIRONMENT / MECHANISM OF CRIMINAL BEHAVIOR / PREVENTION OF CRIMES OF MINORS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Добкина Елена Александровна

В статье рассматривается современная ситуация в области влияния социальной среды на механизм преступного поведения несовершеннолетних

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS OF SOCIAL ENVIRONMENT IN MECHANISM OF DETERMINATION OF MINORS' CRIME

In the article the modern situation in the sphere of influence of the social environment on the mechanism of criminal behavior of minors is considered.

Текст научной работы на тему «Факторы социальной среды в механизме детерминации преступности несовершеннолетних»

УДК 343.915 : 316.334

Добкина Елена Александровна

Dobkina Elena Alexandrovna

соискатель Российской Академии правосудия тел.: (861) 290-13-35

post-graduate student of Russia Academy of Justice

tel.: (861) 290-13-35

ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНОМ СРЕДЫ В МЕХАНИЗМЕ ДЕТЕРМИНАЦИИ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

FACTORS OF SOCIAL ENVIRONMENT IN MECHANISM OF DETERMINATION OF MINORS' CRIME

Аннотация:

В статье рассматривается современная ситуация в области влияния социальной среды на механизм преступного поведения несовершеннолетних.

In the article the modern situation in the sphere of influence of the social environment on the mechanism of criminal behavior of minors is considered.

The summary:

Ключевые слова:

социальная среда, механизм преступного поведения, предупреждение преступлений несовершеннолетних.

Keywords:

social environment, mechanism of criminal behavior, prevention of crimes of minors.

Огромное воздействие на формирование личности, в том числе на ее ценностные ориентации и ролевую структуру, оказывает непосредственное социальное окружение, микросреда. Антиобщественные взгляды и навыки, представления и привычки, потребности и интересы подростков в большинстве своем складываются в результате неблагоприятных условий жизни и воспитания и, прежде всего, вследствие влияния определенных негативных факторов микросреды.

Период несовершеннолетия исключительно важен для становления личности. Человек формируется физически и духовно, происходит становление его характера, закладываются основы мировоззрения, формируются его взгляды, убеждения, привычки и наклонности.

Как известно, главными сферами социальной микросреды несовершеннолетних являются семья, учебные коллективы и неформальные малые группы.

Наиболее распространенной причиной появления у несовершеннолетних антиобщественных наклонностей является отрицательная обстановка в семье, ее неправильный образ жизни, невыполнение семьей своих функций.

Следующей после семьи средой воспитания несовершеннолетних является коллектив по месту их учебы и работы, в котором они проводят значительную часть своего времени. Последствия социально-экономических преобразований не обошли стороной и микросреду в учебных и трудовых коллективах подростков.

Произошла коммерциализация учебного процесса. Государство в настоящее время гарантирует только бесплатное основное общее образование. Обучение подростков стало зависимым от материальных возможностей семей, а большинство из них за последние несколько лет в значительной степени утратили такие возможности.

Материальная база многих образовательных учреждений остается слабой и не развивается. В результате недостаточного финансирования и отсутствия должной социальной поддержки коллективы учебных и научных учреждений продолжают терять наиболее квалифицированные кадры. Во многих учебных заведениях изменились программы, содержание, формы и методы обучения. Образование стало менее идеологизированным, но вместе с тем и более бессистемным. Оно зачастую перестало обеспечивать приобщение молодежи к общечеловеческим ценностям. На низком уровне продолжает оставаться не только нравственное, но и правовое воспитание.

На фоне отсутствия значимых идеалов и моральных ценностей у большей части несовершеннолетних изменились взгляды на социальную значимость массовых профессий людей труда, претерпели негативные изменения ценностные ориентации, потребности, снизился интерес к приобретению знаний.

Между тем в современных условиях к деятельности школы предъявляются повышенные требования. Школа призвана не только дать детям знания, но и воспитать их высоконравственными людьми. Она должна компенсировать изъяны неправильного семейного воспитания, оказывать педагогическую помощь родителям.

Необходимо отметить тот факт, что часто встречаются случаи, когда интерес к учебе, к школе у трудных подростков утрачивается по вине самих учителей, часть из которых не имеет должной профессиональной подготовки, необходимых качеств для работы с детьми, а иногда просто не желает проявить чуткость, внимательность, индивидуальность в работе с ними. При выборе мер воздействия на таких учеников часто не учитываются особенности их психики, характера, обстановка в семье. Поэтому необоснованные меры только усугубляют положение, способствуют становлению несовершеннолетних на путь совершения преступлений. Учеба является для школьников, прежде всего, средством завоевать определенное место в коллективе сверстников, заслужить репутацию хорошего ученика.

К недостаткам школьного воспитания, детерминирующим преступное поведение несовершеннолетних, относится и непедагогическое воздействие учителей на их поведение, унижающее их достоинство. Следствием подобного «воспитания» нередко является лишь ожесточение подвергшихся таким методам воздействия «трудных» учеников, осложняют их путь к удовлетворению потребности в достойном положении в коллективе, что может закончиться не только трудностями их социализации.

Страх перед ЕГЭ, неуспехи в учебе и психологическое насилие со стороны педагогов все чаще становятся причинами суицидов в подростковой среде. Кроме того, сводить счеты с жизнью детей заставляют конфликты со сверстниками и учителями, а также низкий уровень школьной адаптации.

Об этом сообщил уполномоченный при Президенте по правам ребенка Павел Астахов на проведенном президентом Дмитрием Медведевым в начале этого года совещании по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей в учреждениях дошкольного и общего образования. Астахов привел в пример ситуацию в Якутии, когда учительница вместе со всем классом издевалась над мальчиком, ребенок не выдержал психологического давления и покончил жизнь самоубийством.

Россия занимает первое место в Европе и одно из первых мест в мире по уровню смертности от самоубийств среди подростков 15-19 лет (по числу самоубийств во всех возрастных группах Россия находится на шестом месте после Литвы, Кореи, Казахстана, Беларуси и Японии). На 100 тыс. несовершеннолетних приходится 19,8 случаев суицидов. В последние годы частота суицидов 10-14-летних детей колеблется в пределах от трех до четырех случаев на 100 тыс., а среди подростков 15-19 лет - 19-20 случаев, превышая средний мировой показатель по этой возрастной категории населения в 2,7 раза. В среднем в стране ежегодно кончают с собой более 200 детей и 1,5 тыс. подростков. А согласно проведенному среди школьников анкетированию, один из самых популярных запросов в интернет-поисковиках - «способы совершения самоубийства».

Число детских самоубийств начинает существенно расти на Урале и в Дальневосточном и Сибирском федеральных округах. По данным, поступившим из субъектов, в 2009 г. число детей и подростков, совершивших оконченный суицид и попытки суицида, составляло 3 973 человек (самые высокие показатели в Челябинской области, Пермском крае, Омской области, Саратовской области, Краснодарском крае). В 2010 г. аналогичный показатель составил 3 762 человек (самые высокие показатели в Республике Башкортостан, Омской области, Пермском крае, Краснодарском крае, Иркутской области).

В свете негативных тенденций последних лет все усилия должны быть сконцентрированы на профилактической работе, однако, проводить ее некому: при такой страшной ситуации с подростковыми самоубийствами более половины школ не имеют в своем штате психологов.

По нашему мнению, в школах непременно должен быть специалист, способный помочь подростку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации и испытывающему психологические проблемы. Это может быть уполномоченный по правам ребенка в школе (в ряде регионов - Москве, Волгограде, Тюмени, Карелии - такие уполномоченные уже работают), студенты педвузов или так называемая служба примирения -популярный в странах Запада институт, куда входят пользующиеся авторитетом у школьников учителя, психологи и представители родительского комитета.

Педагогическая некомпетентность многих учителей приводит к потере авторитета педагогов, школы среди подростков, резко снижает их интерес к учебе. О том, что неумелая работа с учениками накладывает отрицательный отпечаток на их отношение к учебе, а зачастую и на их психическое благополучие, свидетельствует и то обстоятельство, что 37,5 % юношей-преступников и 21,7 % девушек-преступниц плохой учебой выражали протест учителям. В данном случае коллектив школы не только не нашел индивидуальный подход к трудным ученикам, не завоевал доверия у них, не установил эмоциональный контакт с ними, чтобы затем попытаться компенсировать изъяны семейного воспитания, а наоборот, оттолкнул их от себя, способствовал своими непродуманными действиями их безразличию к учебе. Поэтому не случайно, что каждый пятый несовершеннолетний преступник считает, что дополнительное внимание к подросткам со стороны учителей в школе сыграло бы решающую роль в предупреждении преступности несовершеннолетних.

На качество воспитательной работы в школе с трудными учениками определенное негативное воздействие оказывает продолжающийся процесс феминизации образования. Женщины составляют свыше 9/10 учителей общеобразовательных школ, а среди учителей начальных классов мужчины - редкое исключение. Однако, как отмечается в литературе, к воспитательной работе с подростками, совершившими преступления, целесообразно привлекать как воспитателя-женщину, так и опытного воспитателя-мужчину.

К тому же в ряде школ работа с родителями ведется формально: уделяется внимание только семьям неуспевающих и недисциплинированных учеников, которыми чаще всего оказываются мальчики; педагогическая пропаганда бессистемна; родительские собрания однообразны и т.п.

Педагог первую встречу с родителями начинает с выражения претензий, упреков. Этим нередко ограничиваются и дальнейшие беседы учителей с родителями трудных подростков. Так учителя становятся для родителей источником одних лишь отрицательных эмоций, неприятной информации о сыне или дочери. Не получая положительной информации, методических советов от учителя, родители теряют интерес и потребность общения с ними, начинают избегать встреч в школе.

Неумение или нежелание организовать педагогически целесообразные отношения с семьями своих воспитанников свидетельствуют о низкой педагогической и этической культуре педагога и одновременно являются одной из причин формирования антиобщественного поведения школьников. Поэтому необходимо, чтобы союз родителей и школы был постоянным. Это позволит найти единую линию воздействия на трудных учеников.

Постоянные конфликты с учителями и одноклассниками, плохая успеваемость в учебе, нарушения дисциплины приводят к тому, что трудные подростки бросают школу, а некоторых исключают из нее. У этих подростков появляется много свободного времени, которое они бесцельно проводят, бродя по улице, распивая спиртные напитки, совершая правонарушения и преступления.

Вести успешно воспитательный процесс только силами школы невозможно. Во всех случаях индивидуальная работа с подростком должна начинаться с установления контактов с родителями, постоянного общения с ними для выработки единых методов и форм воспитания и оказания ему всевозможной помощи в решении возникающих проблем.

Ощущая дискомфорт в семье, не получив должной поддержки и теплоты в учебном или трудовом коллективе, несовершеннолетние устремляются на не освоенную до сего времени территорию - улицу, которая формирует асоциальную установку и нередко впоследствии приводит к преступлению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.