УДК 343.85(47) С.А. Корягина
ББК 67.515 (2Рос)
ЮРИДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ВОВЛЕЧЕНИЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ПРЕСТУПНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Анализируются нормативные акты, регламентирующие меры противодействия раннего предупреждения асоциального поведения несовершеннолетних. Обосновывается, что деградация семей и их своевременное оздоровление более выгодно на его ранних стадиях, нежели борьба с подростковой безнадзорностью, общественно опасными деяниями и правонарушениями несовершеннолетних.
Ключевые слова: несовершеннолетние; антиобщественные действия; федеральный закон; раннее предупреждение преступности; социальный патронат; орган опеки и попечительства.
S.A. Koryagina
LEGAL BASIS OF COUNTERACTING MINORS' INVOLVEMENT
IN CRIMES
The article analyzes statutory acts regulating countermeasures to prevent minors' asocial behavior. It is proved that timely improvement of home environment and recovery of degrading families are more efficient at early stages, rather than dealing with child neglect and minors' socially dangerous acts and law violations.
Keywords: minors; anti-social acts; federal law; early crime prevention; public fostering; child protection service.
Преступность несовершеннолетних, проблемы ее предупреждения, вызывали со стороны государства и общества всегда повышенное внимание, особенно если речь идет о вовлечении несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий. Совершение преступлений подростками свидетельствует о недостатках не только их воспитания, но и о проблемах социального характера, существующих в обществе.
Представляется, что основными направлениями предупреждения вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий являются: предупреждение безнадзорности, несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и иных антиобщественных действий.
Работа с неблагополучными семьями, в частности, учет и контроль родителей и детей из таких семей, должна вестись очень серьезно, так как существующая система мер ответственности взрослых, не меняет их отношения к своим детям и их будущему.
Сотрудниками Отдела внутренних дел Иркутской области ежегодно выявляется и ставится на учет порядка пяти тыс. неблагополучных семей, в 2010 г. выявлено 260 фактов жестокого обращения родителей со
© СА. Корягина, 2013
своими детьми, 105 фактов вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, антиобщественных деяний1.
В течение 2008 г. в Отделе внутренних дел Иркутской области доставлено 3 982 безнадзорных, в 2009 г. — 4 427 чел., в 2010 г. — 4 370 чел., более половины, из которых помещены в учреждения субъектов системы профилактики. Кроме того, по данным инспекторов Отдела по делам несовершеннолетних милиции общественной безопасности Главного управления внутренних дел по Иркутской области принято участие в организации и проведении шести научно-практических семинаров, посвященных вопросам ресоциализации несовершеннолетних осужденных, внедрению ювенальных технологий. В течение 2011 г. в муниципальных образованиях Иркутской области создано 16 Советов содействия, которыми разработано и реализовано в 2010 г. 75 индивидуальных программ ресоциализации несовершеннолетних.
Кроме того, важным мероприятием остается развитие сети специализированных учреждений для несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию и нуждающихся в социальной реабилитации (приюты; воспитательные дома; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; детские дома-интернаты для детей с физическими и умственными недостатками; центры психологической помощи и др.).
Следует заметить, что в арсенале у правоприменителя имеются нормы, способствующие борьбе с вовлечением несовершеннолетних в совершение преступления и иных антиобщественных действий. Так, уголовно-правовые нормы ответственности несовершеннолетних обособлены, прежде всего, в гл. 14 Уголовного кодекса РФ. Аналогичные нормы содержатся и в иных нормативно-правовых актах. Кроме этого, в Законе РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушении несовершеннолетних» от 21 мая 1999 г., № 120-ФЗ, решены важнейшие вопросы ответственности лиц, не достигших возраста уголовной ответственности, а также достигших указанного возраста, но обнаруживающих в психофизическом развитии отставание, не связанное с психическим расстройством, в случае совершения ими общественно опасного деяния. Следует признать Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» от 1 февраля 2011 г. № 1 в качестве составной части нормативного массива уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних, которые способствуют более успешной борьбе с вовлечением несовершеннолетних в преступную деятельность.
Однако указанными выше нормативно-правовыми актами регламентируются меры противодействия в отношении несовершеннолетних, которые были уже вовлечены в совершение преступления и иные антиобщественные действия, или совершили преступления и были за них осуждены. Иными словами, определяя круг субъектов предупреждения и наделяя их соответствующими функциями, указанные законы в большей мере ориентированы на работу с подростками, уже попавшими в сферу деятельности органов уголовной юстиции, и практически оставили без внимания меры, которые позволили предотвратить саму ситуацию появления несовершеннолетних правонарушителей.
1 Данные отчетов Отдела по делам несовершеннолетних Главного управления Министерства внутренних дел России по Иркутской области.
Думается, что правоприменителям необходимо акцентировать внимание на такие направления, как предупреждение и профилактика вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий, а также выявление, устранение причин и условий, связанных с совершением таких преступлений. Представляется, что это наиболее безболезненная и для несовершеннолетних и для его семьи деятельность, позволяющая скорректировать микросреду подростка таким образом, чтобы в нем было минимум количества факторов, способных вызвать его неправомерное поведение.
Одним из таких первых шагов, правотворчества, является принятие и обсуждение в средствах массовой информации нового Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам осуществления социального патроната и деятельности органов опеки и попечительства», которому, по словам специалистов, будет отведена важная роль в раннем предупреждении вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
Суть этого закона заключается в то, что «...социальный патронат устанавливается органом опеки и попечительства в случае, если по результатам обследования условий жизни, воспитания и развития несовершеннолетнего, проведенного органом опеки и попечительства, установлено, что родители создают своими действиями (бездействием) условия, препятствующие его нормальному воспитанию и развитию, и (или) отрицательно влияют на его поведение, и при этом отсутствуют достаточные основания для ограничения или лишения родителей (одного из них) родительских прав». Поводом для такого обследования и назначения социального патроната может стать заявление ребенка, достигшего 10-летнего возраста, письменное обращение одного из родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего. «При выявлении по результатам обследования оснований для установления социального патроната орган опеки и попечительства издает акт об установлении социального патроната, осуществляемого органом опеки и попечительства в отношении семьи, находящейся в социально-опасном положении, и утверждении плана организации социального патроната. Социальный патронат в отношении семьи, находящейся в социально-опасном положении, устанавливается органом опеки и попечительства с письменного согласия родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего и с учетом мнения несовершеннолетнего, достигшего 10-летнего возраста». Однако не совсем ясно, что понимается под формулировкой «внешнее наблюдение» за семьей, «родители создают своими действиями (бездействием) условия, препятствующие его нормальному воспитанию и развитию, и (или) отрицательно влияют на его поведение», что позволит специалистам опеки и попечительства действовать по своему усмотрению, что считается «нормальным воспитанием» ребенка. Более, того очевиден переход подконтрольности подростка от родителей к органу опеки и попечительства, тем самым нарушаются права воспитания детей в соответствии с семейными традициями и правилами поведения, которые заложены в конкретной семье. Иными словами, государственный чиновник будет устанавливать родителям порядки, которые сочтет нужными, а родители будут их выполнять на глазах у своих детей. Представляется, что такими действиями можно причинить вред институту семьи, ее основным ценностям.
Думается, что социальный патронат допустим только в случае угрозы жизни и здоровью подростка, о чем станет известно от соседей, школь-
ных преподавателей. Более того, когда семья находиться в сложной жизненной ситуации, родители охотно сами сотрудничают с общественными организациями, опекой и попечительством, службами анонимной помощи. Следует, отметить, что именно общественные организации смогут нивелировать имеющиеся деформации в семье, оказавшейся в сложной жизненной ситуации.
В качестве примера приведем Положение «О Совете содействия при комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования по Иркутской области» от 23 декабря 2009 г. № 5. Совет содействия представляет собой постоянно действующий координационный орган, созданный для реализации мер индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями. Совет занимается деятельностью, которая предусматривает знакомство с условиями жизни несовершеннолетних в семье и оказание родителям помощи в их воспитании, обращение с ходатайством в соответствующие органы об оказании материальной помощи несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации. Кроме этого осуществляет деятельность, направленную на оказание психолого-педагогической диагностики жизненной среды несовершеннолетних, включающей школьную, семейную и т.д. Представляется, что это наиболее безболезненная и для несовершеннолетних и для его семьи деятельность, позволяющая скорректировать микросреду подростка таким образом, чтобы в ней было минимум количества факторов, способных вызвать его неправомерное поведение.
Более того, особое место в предупреждении участия несовершеннолетнего в преступной деятельности должно отдаваться педагогам-учителям. Педагогическому коллективу школ при планировании воспитательной работы с подростками, относящимися к группе риска, необходимо учитывать психологические особенности юношей и девушек, различия в значимости образования для них, особенности овладения ими учебным материалом и т.д.
Определенные шаги в борьбе с преступностью несовершеннолетних в российских школах уже сделаны. Так, в общеобразовательных школах введены штатные должности социального педагога и педагога психолога.
Кроме этого, в настоящее время появилась возможность пройти специальную подготовку педагогам, школьным психологам в части организации и проведения семейной медиации, которая будет являться эффективной раннепрофилактической мерой по диагностированию начального периода семейного неблагополучия и коррекции неблагополучной личности. Думается, что оказание помощи несовершеннолетнему и его семье является основным направлением в предупреждении вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
Информация об авторе
Корягина Светлана Анатольевна — кандидат юридических наук, доцент, кафедра уголовного права и криминологии, Байкальский государственный университет экономики права, г. Иркутск, e-mail: [email protected].
Author
Koryagina Svetlana Anatolievna — PhD in Law, Associate Professor, Chair of Criminal Law and Criminology, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk, e-mail: [email protected].